какие виды транспорта относятся к транспорту общего пользования
ТРАНСПОРТ ОБЩЕГО И НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Транспорткак вид хозяйственной деятельности (по назначению) подразделяется на транспорт общего и необщего пользования.
Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и населения. Его называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-либо системе, в данном случае в системе путей сообщения). Понятие «транспорт общего пользования» охватывает:
— водный транспорт (морской и речной);
Транспорт общего пользованияпредназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещения различных видов продукции между производителями и потребителями, осуществления общедоступного транспортного обслуживания населения.
Транспорт необщего пользования (ведомственный, промышленный, внутрипроизводственный) предназначен, как правило, для перевозки грузов и пассажиров своего предприятия, объединения (ассоциации, концерна, фирмы и т.п.), внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным организациям. Организация перемещения грузов транспортом необщего пользования является предметом изучения производственной логистики. Задача выбора каналов товародвижения и организации перемещения грузов решается в области логистики.
Выделяют транспорт личного пользования (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки и т.п.).
По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.
ВИДЫ ПЕРЕВОЗОК
Согласно статье 4 «Виды автомобильных перевозок» Закона Республики Беларусь от14 августа 2007 г. № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» автомобильные перевозки подразделяются на внутриреспубликанские и международные автомобильные перевозки.
К внутриреспубликанским автомобильным перевозкам относятся:
· городские автомобильные перевозки;
· пригородные автомобильные перевозки;
· междугородные внутриобластные автомобильные перевозки;
· междугородные межобластные автомобильные перевозки.
Городские автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, выполняемые в пределах города (населенного пункта) и за его пределы до пунктов, установленных решением местных исполнительных и распорядительных органов.
Пригородные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским автомобильным перевозкам и выполняются в пределах административных границ района или за его пределы с протяженностью маршрута не более 50 километров, измеряемого от границ города (населенного пункта), являющегося начальным пунктом маршрута.
Междугородные внутриобластные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским или пригородным автомобильным перевозкам и выполняются в пределах административных границ области Республики Беларусь.
Междугородные межобластные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским или пригородным автомобильным перевозкам и выполняются по территориям двух и более областей Республики Беларусь.
Автомобильные перевозки пассажиров могут выполняться в регулярном или нерегулярном сообщении.
Автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении – систематические автомобильные перевозки пассажиров, выполняемые согласно расписаниям либо интервалам движения транспортных средств с установленными началом и окончанием работы по определенным маршрутам с местами посадки и высадки пассажиров, оборудованными в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
Автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении подразделяются на автомобильные перевозки пассажиров транспортом общего пользования и иные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении.
Автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении – автомобильные перевозки пассажиров, которые не могут быть отнесены к автомобильным перевозкам пассажиров в регулярном сообщении.
В литературных источниках встречается несколько иной классификационный подход, согласно которому различают следующие основные виды перевозок в зависимости от различных классификационных признаков.
По количеству используемых транспортных средств:
· простая перевозка, позволяющая использовать один вид транспорта;
· комбинированная перевозка, заключающаяся в использовании различных транспортных средств.
В зависимости от предмета транспортных операций:
В зависимости от периодичности транспортных операций:
· перевозки регулярные (линейные);
· перевозки нерегулярные (чартерные).
С учетом порядка прохождения пограничных пунктов (пунктов следования):
· перевозки бесперегрузочные (беспересадочные);
· перевозки перегрузочные (пересадочные).
Перевозки грузов и пассажиров по территориальному признаку:
· между двумя и более странами – международные перевозки;
· перевозки в пределах одной страны – внутренние перевозки.
По характеру перевозки на территории иностранного государства:
· перевозки сквозные (круговые, кольцевые).
Транспорт общего и не общего пользования
Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и не общего пользования.
Транспорт общего пользования – транспорт, удовлетворяющий потребности организаций всех видов экономической деятельности и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляющий общедоступное транспортное обслуживание населения.
К перевозкам транспортом общего пользования относятся перевозки на коммерческой основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на общественном транспорте) или грузов. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществить перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.
Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся:
— дороги федерального значения, относящиеся к собственности Российской Федерации; дороги регионального или межмуниципального значения, относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации; дороги местного значения, относящиеся к собственности муниципальных образований, включая относящиеся к собственности поселений, муниципальных районов, городских округов.
Транспорт не общего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своей организации.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся: дороги федерального значения, относящиеся к собственности Российской Федерации; дороги регионального или межмуниципального значения, относящиеся к собственности субъектов Российской Федерации; дороги местного значения, относящиеся к собственности муниципальных образований, включая относящиеся к собственности поселений, муниципальных районов, городских округов.
К автомобильным дорогам не общего пользования относятся дороги, находящиеся во владении юридических лиц и используемые ими для обеспечения собственных и технологических нужд.
Подвижной состав: назначение и типы, определение подвижного состава, локомотивы, вагоны
Среди тягового состава — тепловозы, электровозы,электропоезда, дизель-поезда, автомотрисы, дрезины и прочее самоходное оборудование, также представлены практически все возможные типы и специализации подвижного состава локомотивной тяги по назначениям — различные вагоны (пассажирские, грузовые), специальный подвижной состав.
Подвижной состав с распределенной электрической тягой стал использоваться после появления на ряде пригородных участков электрифицированных линий в 1930-е годы, для обслуживания пассажиров. Первоначально использовались электропоезда, состоявшие из трёхвагонных секций серий С. Производство и поступление на железные дороги электропоездов особенно усилилось в период массовой электрификации 1956—1970 г. Именно тогда на линии вышли основные представители моторвагонного подвижного состава, составляющие сегодня основу пригородного парка: на участках постоянного тока — ЭР1, ЭР2 и их модификации, на дорогах переменного тока ЭР9.
Все они выпускались Рижском вагоностроительным заводом, который после развала СССР оказался за пределами России. Но потребность в пригородных поездах была очень острой, и это обстоятельство вынудило развернуть производство электропоездов на Демиховском заводе, а также на Торжокском заводе. Так появились серии ЭД2Т, ЭТ2, ЭД4, ЭД9. В настоящее время на сеть РЖД поступают в основном модернизированные электропозда ЭД4М и ЭД9М (также — поезда повышенной комфортности ЭД4МК и ЭД9МК). ОАО «РЖД» реализует стратегию, согласно которой пригородное сообщение является сферой совместной ответственности железнодорожников и регионов, в которых осуществляется пригородное сообщение.
В соответствии с ней, создаются пригородные пассажирские компании, находящиеся в совместной собственности РЖД и властей регионов. Во многом благодаря этому «Российским железным дорогам», несмотря на экономический кризис, удалось частично компенсировать потребность в пригородных составах. В итоге ситуация с износом этого типа подвижного состава, хотя и является сегодня высокой, но всё же остаётся ниже, чем у других типов.
Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования
1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.
Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.
2. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (статья 426).
Комментарий к Ст. 789 ГК РФ
1. В комментируемой статье дается определение транспорта общего пользования и, соответственно, перевозок, осуществляемых им. В бытовом значении под транспортом общего пользования понимается только городской транспорт, за исключением легкового такси, и, может быть, автобусы и электрички, совершающие перевозки в пригородном сообщении. Комментируемая статья в целом не опровергает данное бытовое значение. На первый взгляд понятие перевозок транспортом общего пользования дается через призму публичного договора (ст. 426 ГК): коммерческая организация, обязанная осуществлять услуги по перевозке в отношении каждого, кто к ней обратится, признается организацией, обязанной осуществлять перевозки транспортом общего пользования. В то же время обращает на себя внимание существенное отличие определения, данного в комментируемой статье, от общей нормы ст. 426 ГК РФ. Если по общему правилу публичным признается договор, который коммерческая организация обязана заключить по характеру своей деятельности, то в комментируемой статье обязанность заключения договоров перевозки по обращению любого лица должна следовать только из закона или иного правового акта, т.е. принадлежность к транспорту общего пользования определяет законодатель (на это указывает и предусмотренная комментируемой статьей необходимость составления списков организаций, осуществляющих перевозки транспортом общего пользования).
В законе видами транспорта общего пользования названы:
— весь железнодорожный транспорт, осуществляющий перевозки как груза, так и пассажиров и их багажа (ст. ст. 2, 4 УЖТ; ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте);
— автомобильный и городской электрический транспорт, осуществляющий регулярные перевозки пассажиров и багажа (ст. 19 УАТ). Таким образом, к транспорту общего пользования не относятся автомобильный транспорт, осуществляющий перевозки груза, и легковое такси, осуществляющее перевозки пассажиров;
— внутренний водный транспорт, осуществляющий перевозки пассажиров и их багажа (п. 2 ст. 95 КВВТ);
———————————
См., например: подп. 12 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
2. Не вызывает сомнения, что перевозки пассажиров всеми видами транспорта осуществляются на основании публичного договора (в том числе договор «фрахтования» легкового такси — п. 1 ст. 31 УАТ). Большинство перевозок груза также осуществляется на основании публичного договора в связи с характером деятельности перевозчика (ст. 426 ГК). Тем не менее законодатель, как было показано, разграничивает перевозки, осуществляемые на основании публичного договора, и перевозки транспортом общего пользования. «Перевозки транспортом общего пользования» — понятие более узкое. Как представляется, законодатель использует особое понятие транспорта общего пользования в связи с намерением устанавливать для него особенности правового регулирования, в частности усиливать государственное регулирование отношений по перевозке этим транспортом. Так, в п. 2 ст. 790 ГК РФ указано, что размер платы за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования подлежит государственному регулированию вне зависимости от того, осуществляет ли данный вид транспорта монополистическую деятельность, и вне зависимости от других причин, по которым устанавливается государственное регулирование цен.
3. В ч. 2 п. 1 комментируемой статьи содержится указание на то, что перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, «публикуется в установленном порядке». Однако до настоящего времени такой порядок не установлен, перечень не опубликован. Очевидно, данный перечень мыслится как реестр, призванный обеспечить потребность в информации о конкретных юридических лицах (и предпринимателях), осуществляющих перевозки транспортом общего пользования, и этот реестр должен вестись как на федеральном уровне (в отношении конкретных организаций, осуществляющих перевозки по всей территории России), так и на региональном и местном уровнях.
Что такое транспорт общего пользования?
Классификация
Существует деление на группы по типу эксплуатации средств передвижения и перевозки грузов. Это транспорт общего пользования, специальный, личный и персональный автоматический (новая группа, появившаяся сравнительно недавно). Дальнейшее разделение на виды зависит от среды передвижения, типа собственности, грузоподъемности, класса двигателя и колес.
Вам будет интересно: Тарификация педагогических работников: описание, условия, нюансы
Водный, воздушный, наземный и подземный транспорт выполняют одну функцию в экономике страны, но группируется по способу передвижения, среде использования и разнится характеристиками загрузки. По типу собственности выделяются две группы транспорта — личный и общественный. И тот, и другой бывает легковым или грузовым на основании грузоподъемности средств передвижения.
Вам будет интересно: Информационно-аналитическая деятельность: понятие, основы, структура
Категории с общим назначением
Транспорт общего пользования существует для удовлетворения нужд населения в перевозке грузов с людьми по требованию, включая перемещение товаров между потребителями, производителями, заказчиками и торговыми представителями. Это общедоступные ТС, осуществляющие доставку на коммерческой основе и выступающие в качестве самостоятельной материальной отрасли производства.
Ведомственный транспорт необщего назначения выполняет ту же функцию, но в пределах предприятия или организации. В первом случае владелец технических средств обязан оказать услуги населению или юридическим лицам по закону «Об организации регулярных перевозок», а во втором доступность ограничивается сферой производства.
Рельсовые средства передвижения
Общедоступные средства перевозки делятся на категории. Железнодорожный транспорт общего пользования предназначен для удовлетворения нужд физических и юридических лиц в доставке грузов и пассажиров до пункта назначения. Перевозка выполняется с помощью локомотивов и вагонов по рельсовым путям внешнего и внутреннего назначения. В транспортной системе России железные дороги играют главную роль, обеспечивая массовую перевозку грузов с пассажирами на средние и дальние расстояния. Железнодорожный транспорт, оказывая услуги по перемещению крупногабаритных грузов и людей в отдаленные регионы страны, является основным в России.
Городской транспорт
Легковые и грузовые автомобили и автобусы обеспечивают гибкость доставки и высокую скорость перевозок. Как один из видов транспорта общего пользования, этот вид ТС отличается низкими вложениями в оборудование автодорог и терминалов погрузки-разгрузки. Его недостатком остается невозможность перевозки крупногабаритных грузов и большого количества пассажиров на единицу технического средства, хотя автобусами и автомобилями пользуются 90% пассажиров в городских пределах.
С помощью автотранспорта грузы перевозятся на малые расстояния по дорогам населенных пунктов и региональным трассам.
Водные суда, баржи
Преимуществом кораблей речного или морского назначения считается перемещение крупногабаритных грузов по воде, а перевозка пассажиров выступает второстепенной задачей. Однако в странах, где имеется множество островов, например, в Греции, он играет основную роль именно в транспортировании пассажиров.
Характеризуясь низкими тарифами и малой скоростью, водный транспорт общего пользования в нашей стране подходит предприятиям, выбирающим большегрузы, курирующие по одному пути. По сравнению с другими видами сообщения он обладает недостатком скорости и ограниченностью функциональных возможностей.
Иногда речные суда выступают в роли подвижных складов, выполняя функцию хранения грузов. Все корабли флота общего назначения нуждаются в оборудовании специальных причальных комплексов для обеспечения погрузки-разгрузки.
Грузовая, пассажирская авиация
Воздушные суда — наименее востребованный вид средств доставки грузов из-за высоких тарифов на перевозку и издержек логистики. Авиация требует затрат на содержание и перемещение авиагрузов, в отличие от железнодорожного или автотранспорта. Преимущество самолетов — скорость и преодолеваемое расстояние. Эти плюсы делают авиацию скоростным пассажирским транспортом общего пользования для международного сообщения. Вертолеты используются для перемещения пассажиров в труднодоступные зоны России.
Магистральные трубопроводы
Логистика невозможна без постоянных поставок грузов разных типов — сыпучих, жидких, газообразных. Трубопроводы обеспечивают непрерывное перемещение жидкостей и суспензий на большие расстояния. Это нефте-, газопроводы внутреннего и международного значения, водопроводы для подачи питьевой или технической воды. Недостатком такого вида транспортировки является малая гибкость, а трубопроводы пригодны только для доставки растворимых веществ.
Перемещение пассажиров
Перемещение пассажиров на малые и дальние расстояния осуществляется всеми видами ТС. Наибольшее развитие получили средства шаговой доступности городского значения — автобусы, трамваи, троллейбусы, маршрутные и таксомоторные такси, личные и служебные автомобили. Перевозка транспортом общего пользования — часть инфраструктуры населенного пункта, в которой каждый тип технических средств находится в собственной нише.
Муниципальные средства передвижения представлены трамваями и троллейбусами, работающими на электрической тяге. Они отличаются простотой эксплуатации, но малой гибкостью по части логистики. Автотранспортные предприятия предоставляют парк маршрутных такси для пассажирских перевозок внутри города. Междугородние автобусы используются для перемещения жителей между населенными пунктами по автомагистралям. Автотранспорт получил распространение у граждан благодаря удобству и гибкости логистики, низким тарифам на проезд.
Транспорт общего пользования
В состав транспорта общего пользования входят: ж.-д., морской, речной, автомобильный, воздушный виды транспорта. Поскольку объектом транспортирования могут быть не только люди и предметы труда, но и энергия (эквивалентная определенному количеству топлива), то иногда к транспорту общего пользования относят трубопроводы и линии электропередач.
В зависимости от целей экономического анализа транспорта общего пользования иногда рассматривается в следующих группировках: универсальный (ж.-д., водный, автомобильный, воздушный) и специализированный (трубопроводный, линии электропередач); внутренний (осуществляет перевозки внутри страны) и внешний (выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу); круглогодичный (ж.-д., автомобильный и др.) и сезонный (внутренний водный); магистральный (обычно под ним понимается транспорт общего пользования) и немагистральный (обычно- ведомственный транспорт). Формирование грузопроводящей и пассажирообслуживающий системы перевозок, обеспечивающей полное удовлетворение потребностей в перевозках и отвечающей потребностям общества с точки зрения безопасности и экологичности, является стратегической целью транспорта на современном этапе. Для выполнения этой цели должны быть реализованы следующие задачи: формирование рынка транспортных услуг на основе конкуренции и взаимодействия транспортных предприятий различных форм собственности; создание законодательно- правовой и нормативной базы развития транспорта, гарантирующей предоставление услуг общественного транспорта всем, кто в них нуждается, безопасность и экологичность перевозок; техническое перевооружение транспорта и внедрение высокоэффективных транспортных технологий; интеграция на взаимовыгодных условиях транспортно-дорожного комплекса РФ в мировую транспортную систему.
Специфика каждого из видов транспорта, их технические и технологические особенности заранее предопределяют области их использования на транспортном рынке. Так, водный, воздушный и трубопроводный транспорт практически слабо конкурентоопасны друг для друга. Конкуренция между ж.-д. и автомобильным транспортом также ограничена полигоном действия, возможностью осуществлять массовые перевозки, экономичностью каждого из них. Более эффективно и выгодно для потребителей взаимодействие автомобильного транспорта с железнодорожным в начальных и конечных пунктах его протяженных маршрутов. Учитывая недостаточную развитость автодорожной сети в РФ и состояние технического сервиса, конкуренция между этими видами транспорта возможна, как правило, только на относительно коротких расстояниях. В пассажирских междугородных перевозках наиболее конкурентны между собой ж.-д. и воздушный транспорт наряду со взаимодействием с автобусным сообщением в конце маршрутов. В конечном счете, правильными и эффективными являются те формы функционирования различных элементов транспортной системы, которые в наибольшей степени соответствуют требованиям потребителей транспортных услуг.
Т.о., в рыночной экономике объективно на первый план выступают требования клиентуры по согласованному взаимодействию и координации работы различных видов транспорта с целью доставки по принципам «от двери до двери» и «точно в срок».
В силу сложившихся геологических условий во многих регионах нашей страны какой-то один вид транспорта является монопольным, а другие виды дополняют его в конечных и начальных пунктах перемещения товаров и людей. Особенно это относится к восточной части РФ, занимающей более половины ее терр. В такой ситуации наиболее эффективное использование видов транспорта возможно на основе их рационального взаимодействия. В развитых странах мира считают, что главное не конкуренция, а организация интермодальных, а в некоторых странах даже амодальных (с единственным диспетчерским центром) перевозок. Причем разнообразие форм собственности на транспортные ресурсы не является помехой такому взаимодействию.
Во многих странах мира осн. транспортные коммуникации (ж.д., автомагистрали, часть инфраструктуры морского флота и гражданской авиации) находятся в гос. собственности. Это вызвано спецификой технологических процессов на транспорте, их важной инфраструктурной ролью в государстве и особенностями получения экономического эффекта (выгоды) от крупных фондоемких производств, обеспечивающих общенациональные интересы. Осн. в организации работы транспортной системы является не столько вид собственности (хотя, разумеется, это обстоятельство существенно), сколько интересы потребителей, конечный результат деятельности этой системы в вещественно-натуральной форме, что соответствует маркетинговой, т.е. рыночной концепции нормального функционирования экономики. «Добиться успеха можно, лишь полностью удовлетворяя запросы потребителей»- гласит один из осн. постулатов маркетинга. В зависимости от складывающейся ситуации на транспортном рынке необходима и здоровая конкуренция между видами транспорта и внутри одного вида, напр., между автомобильными фирмами и ж.д. на параллельных направлениях.
Ускорение перевозочного процесса оказывает глубокое, многогранное воздействие как на сам транспорт, так и на другие отрасли экономики. Достигается относительная экономия капиталовложений в транспорт, ускоряется обновление осн. фондов, повышается фондоотдача. Появляются широкие возможности дня применения на транспорте новых технологий, новых методов организаций транспортного производства, стимулируется развитие науки, ускоряется научно- технический прогресс в отраслях, производящих транспортную технику. Улучшение качества транспортного обслуживания снижает ограничения со стороны транспорта на терр. размещение производства, его специализацию, в значительной степени- на рост его эффективности. Интенсификация экономических связей между отдельными федеральными округами способствует укреплению социально-политического единства страны.
Широта спектра социально-экономических эффектов, возникающих при ускорении перевозочного процесса на транспорте общего пользования, позволяет отнести эту задачу к разряду осн., требующих самого серьезного отношения. Перевозки пассажиров транспорта общего пользования с более высокими скоростями следует также рассматривать как транспортную продукцию повышенного качества. Повышение скоростей дает большой экономический эффект, так как ускоряет оборот подвижного состава, увеличивает провозную способность, в результате чего достигается экономия капитальных вложений в подвижной состав и снижается себестоимость пассажирских перевозок. Напр., высокоскоростной ж.-д. транспорт отличается высокой провозной способностью для массовых перевозок, более низкими удельными энергозатратами, позволяет существенно экономить общественно полезное время нас. Высокоскоростные линии транспорта общего пользования становятся мощным средством ускорения туризма, расширения деловых и культурных связей в регионах и с другими странами.