какие виды уборок бывают в больнице
Особенности, виды и периодичность проведения уборок в медицинских учреждениях
В любом медицинском учреждении должна соблюдаться идеальная чистота.
Уборка в больницах и поликлиниках проводится не на усмотрение руководства или персонала, а в соответствии с требованиями СанПиН.
О том, какие существуют виды уборок в медицинских учреждениях и как они должны реализовываться, читайте в статье.
Разновидности по СанПиН
В медицинском учреждении проводится предварительная, текущая, заключительная и генеральная уборка. Выполняются эти процедуры средним и младшим персоналом.
Предварительная
Предварительная уборка всегда проводится в утренние часы. Главная задача, которая стоит перед персоналом – это удалить пыль, скопившуюся на поверхности за время ночного отдыха и подготовить медицинское учреждение к предстоящей работе.
Все процедуры выполняются не просто влажной ветошью, а с использованием антисептических растворов. Обязательно обработке подвергают полы, стены и подоконники. Завершением предварительной уборки становится включение бактерицидной лампы.
Текущая
Текущая уборка проводится во время рабочего дня. Ее периодичность зависит от особенностей помещения:
Текущая обработка включает в себя следующие пункты:
Для обеззараживания воздуха включают бактерицидную лампу. Она должна проработать не менее часа, в соответствии с составленным ранее графиком.
Заключительная
Заключительная уборка проводится в конце рабочего дня. Ее цель – очистить и продезинфицировать все поверхности после завершения основных процедур.
Обязательно моют полы, а также все поверхности, расположенные на высоте роста человека, в том числе, стены. Заканчиваться завершающая уборка должна кварцеванием.
Порядок ее проведения не отличается от утренней. Главным различием является необходимость утилизации мусора, который в начале рабочего дня отсутствует (если медицинское учреждение не работает в ночную смену).
Генеральная
Генеральная уборка выполняется в соответствии с графиком. Ее периодичность зависит от особенностей того помещения, в котором она проводится. Главная цель такой обработки – не допустить распространения инфекции, поэтому использование дезинфицирующих растворов является обязательным условием.
Периодичность генеральной уборки, в зависимости от типа помещения:
Генеральная уборка предполагает выполнение следующей последовательности действий:
В качестве дезинфицирующего средства может быть использована перекись водорода 6%, в которую добавляют 0,5% СМС. Для каждого медицинского учреждения рекомендованы свои средства для антисептической обработки поверхностей. Чтобы не допустить размножения устойчивой бактериальной флоры, дезинфицирующие растворы чередуют.
После завершения генеральной уборки в журнале учета обязательно делается запись. Кроме даты ее проведения и ФИО сотрудников, указывается название дезинфицирующих средств, с помощью которых проводилась обработка.
Заключение
Независимо от того, какой вид уборки осуществляется в медицинском учреждении, работа должна проводиться качественно. Поэтому весь персонал перед трудоустройством инструктируют.
Обязательным условием является контроль соблюдения требований СанПиН. Только так можно гарантировать нераспространение опасных инфекций внутри больницы и за ее пределы.
Уборка проводиться для обеспечения профилактических/противоэпидемических мероприятий, предупреждения распространения инфекций, соблюдения санитарно-гигиенического режима, обеспечивает, как эстетический вид помещения, так и для удаления микроорганизмов.
Существуют следующие виды уборок:
II. Генеральная уборка;
III. Уборка по типу заключительной дезинфекции.
3. Область применения
Правила распространяются на средний и младший медицинский персонал клинических подразделений. Персонал, проводящий уборку должен пройти квалифицированный документированный тренинг по видам уборок.
Контроль за проведением уборок ведут старшие медицинские сестры и сестры хозяйки отделений.
Контроль и мониторинг проведения уборок осуществляют служба инфекционного контроля.
4. Перечень оборудования
4.1. специальная одежда (халат, шапочка, маска, перчатки);
4.2. комплект уборочного инвентаря (ветоши, щетки, швабры, ерши, пульверизаторы);
4.3. моющие и дезинфицирующие средства разрешенных к применению в Республике Казахстан;
4.4. емкости для поведения уборки должны быть с маркировкой, использоваться по назначению.
5.1. Постановление Правительства Республики Казахстан № 87 от 17.01.2012г. «Санитарные правила «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения».
6.1. Журнал для записи проведения уборок и кварцевания.
6.2. Инструкция дезинфекционного средства;
6.3. Порядок обеззараживания воздушной среды помещений.
I. Алгоритм проведения влажной уборки
Уборка проводится ежедневно не менее 2 раза в день:
• 1-й раз с добавлением моющего средства (50 гр. Средства на 10 литров воды).
2.1.влажной ветошью протереть кровать, подоконники, другую мебель;
2.2.раздатчица после кормления больных протирает тумбочки, столы;
2.3.уборка завершается мытьем пола с дезинфицирующим раствором;
2.4.затем проводится кварцевание (согласно перечня) по объему помещений, с последующим проветриванием;
2.5.после уборки ветоши обеззараживаются в дезинфицирующем растворе согласно инструкции разведения дезсредства, промываются под проточной водой до исчезновения запаха дезинфицирующего средства и высушиваются;
2.6.о проведении кварцевания медицинская сестра отмечает в Журнале генеральных уборок и кварцевания.
II. Алгоритм проведения генеральной уборки.
2. Генеральная уборка проводится 1 раз в неделю по утвержденному графику с обработкой и дезинфекцией оборудования, мебели, инвентаря в следующих помещениях:
3. Операционные блоки;
4. Перевязочные кабинеты;
6. Процедурные кабинеты;
7. Манипуляционные кабинеты;
9. Палаты интенсивной терапии;
10. Смотровые кабинеты;
11. Инвазивные кабинеты;
12. Помещения с асептическим режимом.
13. Генеральная уборка 1 раз в месяц по утвержденному графику и по эпидемиологическим показаниям проводится с обработкой стен, пола, оборудования, мебели и инвентаря в следующих помещениях:
15. Вспомогательных помещениях;
2.1. Подготовка к генеральной уборке:
а) надеть специальную одежду (халат, шапочка, маска, перчатки);
б) постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) подвергают камерной дезинфекции или обработке растворами дезинфекционных средств;
в) помещение максимально освободить от мебели или отодвинуть ее к центру помещения, для обеспечения свободного доступа к обрабатываемым поверхностям и объектам;
д) приготовить рабочие растворы (моющие и дезинфицирующие) согласно инструкции по приготовлению растворов;
е) вынести медицинские отходы и обеззаразить емкости.
2.2. Проведение генеральной уборки:
а) потолки, стены, кровати, тумбочки, столы и другую мебель, а также оборудование кабинетов обработать 0,5% моющим раствором (50гр. порошка на 10 литров воды или дезсредством с моющим эффектом*) и смывается чистой водой;
б) потолки, стены, кровати, тумбочки, столы, и другую мебель, а также оборудование кабинетов обработать методом орошения или протирания ветошью, смоченной дезинфицирующим средством утвержденной концентрации;
в) после чего помещение закрывается на определенную экспозицию дезинфицирующего раствора;
г) после экспозиции, помещение проветривается;
д) все поверхности смываются водой и просушиваются (стены, потолок, мебель, аппаратура, оборудование) чистой ветошью;
е) уборка завершается мытьем пола с дезинфицирующим раствором;
ё) затем проводится кварцевание (согласно перечня) по объему помещений, с последующим проветриванием;
ж) после уборки ветоши обеззараживаются в дезинфицирующем растворе, промываются под проточной водой до исчезновения запаха дезинфицирующего средства и высушиваются;
з) специальная одежда сдается в прачечную;
и) о проведении генеральной уборки и кварцевания медицинская сестра отмечает в Журнале генеральных уборок и кварцевания.
III. Алгоритм проведения уборки по типу заключительной дезинфекции
2.1. Подготовка к уборке по типу заключительной дезинфекции:
а) надеть специальную одежду (халат, шапочка, маски, перчатки);
б) постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) подвергают камерной дезинфекции или обработке растворами дезинфекционных средств;
в) помещение максимально освободить от мебели или отодвинуть ее к центру помещения, для обеспечения свободного доступа к обрабатываемым поверхностям и объектам;
г) приготовить рабочие растворы согласно инструкции по приготовлению растворов;
д) вынести медицинские отходы и обеззаразить емкости.
2.2. Проведение уборки по типу заключительной дезинфекции:
а) методом орошения или протирания обработать потолки, стены, кровати, тумбочки, столы и другую мебель, смоченной дезинфицирующим раствором влажной ветошью утвержденной концентрации для заключительной уборки,;
б) после чего помещение закрывается на время выдержки экспозиции;
в) после экспозиции, помещение проветривается;
г) все поверхности смываются водой и просушиваются (стены, потолок, мебель, аппаратура, оборудование) чистой ветошью;
д) уборка завершается мытьем пола с дезинфицирующим раствором;
е) затем проводится кварцевание (согласно перечня) по объему помещений, с последующим проветриванием;
ё) после уборки ветоши обеззараживаются в дезинфицирующем растворе, промываются под проточной водой до исчезновения запаха дезинфицирующего средства и высушиваются;
ж) специальная одежда сдается в прачечную;
з) о проведение заключительной дезинфекции и кварцевания медицинская сестра отмечает в Журнале генеральных уборок и кварцевания.
2. Перечень кварцевания помещений
Кварцевание проводится после каждой уборки по объему помещения с последующим проветриванием в следующих помещениях:
· Палаты интенсивной терапии;
· Помещения с асептическим режимом.
Все уборки в режимных кабинетах проводятся совместно с медсестрой, медсестра начинает уборку с чистой зоны, т.е. манипуляционный столик, перевязочный стол, медицинские шкафы, холодильник, кушетку, рабочий стол медсестры, а санитарка протирает подоконник, стул, дверь, дверные ручки, санитарные узлы и заканчивает мытьем пола.
В палатах санитарка начинает с кроватей, подоконников, дверных ручек, санитарные узлы и заканчивает мытьем пола.
Обеденные столы, прикроватные тумбочки и холодильник для продуктов обрабатывает раздатчица.
Мытье оконных стекол проводится не реже 1 раза в месяц изнутри, не реже 1 раза в 3 месяца снаружи и по мере загрязнения.
* когда уборка проводится дезсредством с моющим эффектом, 1-этап обработки 0,5% моющего раствора отменяется.
Виды уборок в медицинских учреждениях: алгоритм проведения
Для поддержания чистоты используют разные виды уборок в медицинских учреждениях. Их проводят по сформулированным правилам и нормам. Все они направлены на профилактику распространения инфекций в учреждениях. В образовательных и лечебно-профилактических помещениях разные требования к чистоте.
Какие виды уборки проводят в медицинских учреждениях
Все типы уборок в больницах и поликлиниках должны предотвращать распространение заболеваний, ограждать пациентов и персонал от инфекций. Поэтому к процессу относятся серьезно. Для этого есть график, по которому он будет производиться уборка, правила и ограничения в каждом отделении. Используется специальный инвентарь, который должен соответствовать нормам.
В лечебных учреждениях убирают помещения только влажным способом. Запрещена сухая уборка. В документах указана периодичность ее проведения. От чего она зависит:
Вид уборок в помещениях ЛПУ:
Важно! Периодичность и качество уборки зависит от помещения. Операционный блок — кабинет класса чистоты А. В нем особый режим профилактической дезинфекции.
Как часто проводят повседневную уборку в разных мед учреждениях:
В медицинских учреждениях проводят разные виды уборки с установленной периодичностью. Это предотвращает распространение инфекции. Снижает риск заражений сотрудников и пациентов. Есть несколько видов: предварительная, текущая, заключительная, генеральная.
МОПы для уборки
Помещения в больнице требуют особого внимания и должны быть всегда чистыми. Но площадь может быть слишком большой. Для облегчения работы применяются вспомогательные средства. Они сокращают время, затраченное на работу, и делают ее эффективнее.
Выполнение уборки может быть механизированным и ручным. В первом случае используют оборудование и технику. Второй вариант подразумевает применение ручного инвентаря, моющих средств.
Несколько рекомендаций для сотрудников медицинских учреждений:
Важно! Инвентарь не хранят в комнатах лечебно-профилактического назначения.
Моющие и вспомогательные средства разделяют для разных видов уборки: текущей, генеральной.
Моп-метод — разновидность уборки для экономии время и повышения эффективности труда.
Требования к салфеткам:
Держатели для мопов в больнице применяют только из ударопрочного материала. Они должны хорошо крепиться и иметь подвижный механизм, легко поддавать управлению. С помощью специальной системы крепления их можно снимать без участия рук. Это уменьшает контакт с инфицированными объектами.
Важно! Не разрешается применять моющие средства с альдегидами и хлором.
Требования к уборщице:
Для улучшения качества уборки и экономии время используют систему хранения и применения моющих средств и инвентаря. Рабочее место должно быть всегда подготовленным. В наличии должны быть МОПы.
Правила проведения генеральной уборки
Генеральная уборка направлена на максимальное очищение поверхностей от загрязнений с целью обеззараживания. Ее проводят со строго установленной периодичностью. Есть сформулированные правила, по которым проводятся работы.
Что включает в себя дезинфекция:
Правила проведения периодической генеральной уборки в медицинских учреждениях:
Важно! Влажная уборка разных помещений стационара должна проводиться не менее раза в месяц.
Частота работ зависит от подразделения помещения и его класса. Ежемесячные уборки проводят в палатах и других вспомогательных помещениях. Сюда относится терапевтический кабинет, стоматологический, массажный, рентген-кабинет. Еженедельным уборкам подлежит реанимация, операционный блок, процедурный кабинет, перевязочная, родильный зал.
Физиотерапевтический кабинет не относят к асептическим помещениям, там проводятся неинвазивные процедуры.
Важно! В кабинетах физиотерапии генеральную уборку проводят с частотой раз в месяц.
Санпин по уборке
Санпин определяет последовательность и правила уборки, а также требования к медицинскому и другому работающему персоналу. Есть также рекомендации по обработке рук. Текущие и генеральные работы должны проводиться по установленному алгоритму.
Прежде чем провести уборку, нужно повторить алгоритм, согласно которому следуют по правилам.
Текущая уборка помещений в ЛПУ алгоритм по санпину:
Порядок уборки установлен санитарно-эпидемиологическиими правилами и нормами. Для каждого помещения расписан алгоритм и частота очищения поверхностей. Важно следовать рекомендациям и требованиям, которые прописаны в документе.
Как проходит уборка помещений в образовательном учреждении
Организация уборки важна и в образовательных учреждениях. Обеззараживание снижает риск распространения инфекций и закрытия на карантин. Также есть два вида уборки: генеральная и текущая.
Уборку и дезинфекцию в школах и других образовательных учреждениях проводят ежедневно. Порядок и периодичность установлены эпидемиологической станцией. Дезинфекция бывают профилактическая, текущая и заключительная. Ее осуществлением должны заниматься специально подготовленные люди. Контролировать уборку должны санитарные службы. Весь уборочный инвентарь должен быть исправным и соответствовать требованиям.
Влажная уборка туалетов и столовой проводится по окончанию каждой смены. Учебные и вспомогательные помещения очищают после уроков. Технологическое оборудование пищеблока обрабатывают ежедневно. Дезинфекцию туалета и скамеек проводят по ежедневному графику. Также уделяют внимание обеззараживанию санитарно-технического оборудования. Генеральную уборку делают раз в месяц. С такой же периодичностью чистят вентиляционные решетки. Если после презентации проверяющим службам было выяснено, что уровень чистоты ненадлежащий — режим усложняется.
Уборка в образовательном учреждении помогает ограничить распространение инфекции. Ежедневно убираются все помещения. Особое внимание уделяют пищевому блоку, туалетам, медицинскому кабинету при наличии.
Как убирают территорию учреждения образования
Осуществлять уход нужно также за территорией возле образовательного учреждения. Это предотвратит занесение мусора и грязи внутрь. Работы проводят ежедневно помимо периодических организованных субботников.
Важно! Уборочная техника должна храниться в отдельно отведенном помещении.
Слой снега, не превышающий 2 см, собирают 1 раз в день. Если он выше — 2-3 раза. Во время снегопадов сугробы убирают каждые 3 часа. Во время гололеда дорогу очищают 1р./2 суток. Урны промывают каждую неделю, а очищают от мусора дважды в день. Фонари промывают 2 раза за зиму/осень/весну.
В теплые дни территорию моют 3 раза в месяц. Подметают 1 раз в сутки. В сезон проводят уборку и скашивание газона по мере необходимости.
Уборка необходима не только в помещении, где находятся дети. Очищать нужно также прилегающую территорию. Работа заключается в сборе мусора, снега, уходом за газоном. Все виды ухода за территорией выполняются с установленной периодичностью.
Уборка в медицинских учреждениях и образовательных помещениях проводиться согласно установленным правилам и нормам. Для каждого вида есть рекомендации по периодичности. Предъявляются требования к инвентарю. Соответствие нормативам помогает избегать распространения инфекций.
Виды и порядок уборок в лечебном учреждении
Любые медицинские манипуляции должны производиться в условиях стерильности, чистоты и порядка. Все виды уборок в лечебном учреждении осуществляются средним и младшим медицинским персоналом и контролируются старшей медсестрой или сестрой-хозяйкой. Инструкции и графики разрабатываются в соответствии с требованиями СанПин.
Основная классификация
Выделяют несколько классификаций уборок в медицинских учреждениях, но наиболее полная из них включает в себя четыре вида. В зависимости от цели и периодичности различают уборку:
Предварительная осуществляется утром с использованием влажной ветоши. Ее цель — удалить скопившуюся за ночь пыль с горизонтальных поверхностей и подготовить помещение к рабочему дню.
Цель текущей уборки заключается в том, чтобы очищать помещение в течение всего рабочего дня. Она должна осуществляться два раза в день. Помимо наведения общего порядка, медсестра должна дезинфицировать использованные инструменты, перевязочный материал, а также предметы, использованные при взятии крови.
В конце дня проводится еще один вид уборок в больнице — заключительная. Она необходима для того, чтобы завершить рабочий день, очистив помещения от загрязнений.
Генеральное наведение чистоты производится с разной периодичностью в зависимости от функционала кабинета:
Для осуществления генеральной уборки медицинский персонал должен обязательно надевать сменную спецодежду, а также специальные средства защиты. В медицинском учреждении должно иметься помещение, где находится уборочный инвентарь с маркировкой. В процессе работы применяются дезинфицирующие растворы, которые разрешены СанПиН.
Алгоритм наведения частоты
В различных медицинских документах регламентируются не только виды уборок в ЛПУ, но и порядок их проведения. Предварительная, текущая и заключительная уборки проводятся по похожим алгоритмам, тогда как генеральная имеет свой порядок и задачи.
Текущий клининг
Так как некоторые авторы относят предварительное и заключительное наведение чистоты к текущим, их порядок целесообразно рассмотреть в общем блоке.
Алгоритм текущей или влажной уборки:
При любой уборке очень важно не путать ветошь и инвентарь и использовать их только для определенных поверхностей. В случае нарушения этого правила все усилия по обеззараживанию помещений сводятся к нулю.
Генеральная уборка
Как бы тщательно ни проводилась текущая влажная уборка, все равно необходимо периодически очищать труднодоступные места с использованием эффективных дезинфектантов. Генеральная уборка проводится по своему порядку и графику, она требует больших усилий.
Вечером накануне стирается вся ветошь, которая будет использована. Непосредственно в день уборки необходимо убрать всё содержимое из шкафов, тумбочек и с полок, а также отодвинуть мебель от стен. Медперсонал облачается в специальную одежду, использует предметы индивидуальной защиты.
Готовится моющее средство с дезинфицирующими свойствами. Чистящими средствами обрабатываются раковины и имеющиеся керамические поверхности. Плинтуса обрабатываются с использованием щётки, после чего дезинфицирующий состав смывается специальной ветошью.
Приготовленным раствором смачивается потолок, для этого используется швабра с длинной ручкой. Этой же шваброй обрабатываются стены по направлению сверху вниз. Затем моется вся мебель начиная с горизонтальных поверхностей и до ножек. Батареи и радиаторы обрабатываются с использованием ёршика. Пол моется специальным дезинфицирующим раствором.
На заключительном этапе производится включение бактерицидной лампы и кварцевание согласно паспорту. Помещение выдерживается закрытым в течение одного часа, а затем происходит тщательное проветривание и смывание остатков дезсредств. Очень важно, чтобы все поверхности протирались насухо. Уборочный инвентарь в конце дня дезинфицируется, ополаскивается, сушится и отправляется в специальное место для хранения до следующей уборки.
Любой вид наведения порядка в лечебных учреждениях должен проводиться тщательно. Ведь это помогает свести до минимума количество микробов, а также снизить риск перекрестного заражения как пациентов, так и медперсонала.
Порядок уборки в больнице
Уборка в больнице — процесс постоянный, поскольку речь идёт о лечебном учреждении, где требования к дезинфекции, асептике и антисептике очень высоки. Согласно санитарно-эпидемиологическим нормативам, каждое больничное помещение следует убирать по определённой технологии с использованием дезинфицирующих растворов и уборочного инвентаря, выделенного индивидуально для каждого помещения.
Текущую и генеральную уборку в медицинском учреждении может проводить только специально обученный и подготовленный персонал.
Виды уборок в больнице
Есть несколько методов, которые регулярно применяются в лечебных учреждениях:
Уборка палат в больнице
Различают такие виды уборок больничных палат:
Инвентарь, используемый для уборки, должен быть промаркирован: на нём пишут, для каких помещений и видов уборки он предназначен либо помечают соответствующим цветом. Применять его нужно в соответствии с назначением, а хранить в специально отведённом блоке. В этом же блоке обычно находится «расшифровка» цветовых меток инвентаря, если они имеются.
Персонал, проводящий уборку, регулярно проходит инструктаж, чтобы всегда быть в курсе правил проведения санитарных мероприятий и не забывать о тонкостях их проведения. Уборку палат проводят в халате, головном уборе и перчатках.
Алгоритм действия персонала при проведении плановой ежедневной уборки палат должен выглядеть так:
Генеральную уборку палат принято проводить, как минимум, раз в месяц. Внеплановые генеральные уборки проводят в случае неблагоприятной эпидемиологической ситуации либо получения из лаборатории положительных анализов на ту или иную патогенную микрофлору.
Проводят генеральную уборку в палатах при открытых дверях и окнах, без присутствия больных. Предварительно следует предупредить их о том, что нужно заправить постели и помочь тем, кто не может сделать этого самостоятельно. Начинают процесс уборки с того, что полностью отодвигают от стен всю мебель, получая свободный доступ к местам для обработки.
Генеральная уборка включает полную обработку стен, всего оборудования, мебели, предметов освещения, занавесок (жалюзи), дверей, плинтусов и полов. Мытьё окон следует тоже проводить регулярно, 2 раза в год, по возможности сочетая его с генеральной уборкой.
Уборка коридоров в больнице
В коридорах нужно протереть с помощью влажной ветоши все поверхности, а также двери, предметы мебели, дверные ручки. В заключение пол в коридоре моют хлорной известью, предварительно разведённой в воде согласно инструкции. Как и палаты, коридоры убирают два раза в сутки, а генеральную уборку с мытьём стен и отодвиганием всех предметов мебели проводят раз в месяц.
Растворы для уборки в больнице
В качестве растворов для уборки в больнице применяют:
Каждый препарат нужно разводить согласно инструкции, в зависимости от вида уборки и помещения, в котором её проводят. Разводить растворы и работать с ними нужно всегда в защитной одежде, стараясь избегать попадания активных химических веществ на лицо и кожные покровы.
Стоит также отметить и тот факт, что для учреждений здравоохранения уборка помещений носит принципиальный характер. Ведь антисанитария способствует развитию вирусов и инфекций, что категорически недопустимо в больницах. Именно поэтому работники клининга, которые специализируются на организациях подобного типа, имеют специальное образование. Специалисты по клинингу изучают санитарные нормы, специфику деятельности той или иной организации, где необходимо проводить уборку, а также знакомятся с различными средствами дезинфекции, многие из которых можно купить лишь в профильных магазинах.
Уборка в больницы сильно отличается от домашней уборки или в офисе, именно поэтому часто специалистам по клинингу необходимо иметь либо свидетельство о получении соответствующих знаний, которое можно получить после обучение в СНТА. На базе академии существуют курсы повышения квалификации, а также профессиональной переподготовки по направлению «Клининг».