какие витамины для нервной системы ребенку
Беспокойный ребенок
Всегда ли повышенная возбудимость у ребенка — признак заболевания? Каково место фитопрепаратов в коррекции повышенной эмоциональной возбудимости? Почему «болезнь роста» иногда требует медикаментозного лечения? Повышенная возбудимость, эмоциональна
Всегда ли повышенная возбудимость у ребенка — признак заболевания?
Каково место фитопрепаратов в коррекции повышенной эмоциональной возбудимости?
Почему «болезнь роста» иногда требует медикаментозного лечения?
Повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, нарушения сна, быстрая утомляемость — все перечисленные симптомы знакомы врачам не понаслышке. С подобными жалобами родители, уставшие от поведения собственных детей, нередко обращаются к педиатрам, неврологам и семейным врачам. Далеко не всегда оказывается, что у детей имеются выраженные расстройства нервной системы или психоэмоциональной сферы. Тем не менее в большинстве случаев пациентам педиатрического возраста нужна медицинская помощь.
Хотя практика показывает, что зачастую вполне можно обойтись без медикаментозной коррекции, большинство родителей больше доверяют лекарствам. При этом они явно отдают предпочтение так называемым «натуральным» средствам (преимущественно растительного происхождения). Иногда родители отождествляют это понятие с гомеопатическими препаратами, которые далеко не всегда состоят исключительно из растительных компонентов. Лечебный арсенал аллопатических и гомеопатических лекарственных препаратов, представленных в России, позволяет подобрать нужное средство для детей любого возраста.
Несколько более сложным представляется оказание помощи детям с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), поскольку эти пациенты требуют совместных усилий со стороны неврологов, психологов и психиатров. К сожалению, на сегодняшний день стимулирующих препаратов (риталина, метилфенидата), используемых в других странах мира при лечении СДВГ, в нашей стране нет [1, 2]. Вместо них применяются препараты ноотропного ряда (ноотропил, семакс, пантогам и т. д.) в комбинации с различными поливитаминными препаратами [3]. Средства, подобные упомянутым, должны назначаться исключительно врачами-неврологами (с контролем эффекта лечения, индивидуальным подбором дозировки и периодическим наблюдением).
Особая категория пациентов — это дети в возрасте от года до 3 лет, психоэмоциональный статус которых в период раннего детства характеризуется нестабильностью, повышенной возбудимостью, различными поведенческими реакциями. Для обозначения этого состояния в англоязычной литературе существует термин temper tantrums; в России аналогичного понятия не существует, хотя иногда пользуются выражением «истерики второго года жизни» (что не совсем верно, поскольку, как уже указывалось, описанные выше проявления могут наблюдаться в той или иной степени выраженности у детей до 3-летнего возраста) [4]. До сравнительно недавнего времени среди психоневрологов был принят вполне приемлемый термин «невропатия», но в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) такого понятия больше не существует [5]. Описываемая «болезнь роста», являющаяся в равной степени педагогической и медицинской проблемой, чаще исчезает по достижении детьми указанного возраста, но иногда требует дополнительных назначений препаратов, поскольку может впоследствии трансформироваться в неврозы, неврозоподобные состояния и психопатии. Использование таких транквилизаторов (антианксиолитических средств), как атаракс, элениум, лоразепам, — это довольно серьезный метод медикаментозной коррекции, к которому большинство родителей относятся без энтузиазма.
В то же время существует ряд мягких седативных средств, которые при необходимости можно применять при описанных выше нарушениях у пациентов педиатрического возраста. В частности, детям раннего и дошкольного (а иногда и грудничкового) возраста российские медики чаще всего назначают препараты валерианы, пустырника и так называемую микстуру с цитралем. При этом цитраль, входящий в состав названной микстуры, играет второстепенную роль (он используется в качестве антисептического средства и консерванта). Рецепт этой микстуры может варьировать: валериана (экстракт корня или вытяжка) и/или пустырник, дистиллированная вода или 10%-ный раствор глюкозы, бромид натрия (с давних пор известно, что препараты брома обладают способностью концентрировать и усиливать в коре головного мозга процессы торможения), сульфат магнезии. Добавлять в микстуру антигистаминные средства не рекомендуется.
Валериана (лекарственная). Препараты на ее основе (изолированные настои, настойки, а также растворы в комбинации с другими комплексными средствами) уменьшают возбудимость ЦНС, вследствие чего их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, нарушениях сна и подобных состояниях. Уже давно доказано, что препараты валерианы снижают рефлекторную возбудимость в центральных отделах нервной системы и усиливают тормозные процессы в нейронах корковых и подкорковых структур головного мозга. При лечении детей раннего возраста чаще используют настои корня валерианы.
Пустырник (пятилопастный). В педиатрической практике используются настои, настойки и (реже) экстракты пустырника. Состав растения настолько сложен, что его до сих пор продолжают изучать. Считается, что седативный эффект настойки пустырника в 2-3 раза сильнее, чем настойки валерианы [6]. Поэтому препараты пустырника используют при повышенной возбудимости, неврастении и неврозах не только у детей и подростков, но и у взрослых. В отечественной медицине кроме валерианы и пустырника широко используется ромашка.
Ромашка аптечная. Это лечебное растение применяется в виде отвара, настойки или чаев, поскольку является мягким седативным средством, эффективным при лечении нарушений сна, дисфункций желудочно-кишечного тракта и пр. Примером могут служить успокаивающий чай и чай из ромашки фирмы Хипп, которые можно рекомендовать в комплексном лечении проявлений перинатального поражения нервной системы с синдромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, а также здоровым детям — для улучшения сна. В числе действующих компонентов ромашки можно назвать эфирное масло, азулен, флавоноиды, полисахариды, витамины и некоторые другие биологически активные вещества. Помимо приема внутрь, отвары ромашки удобно использовать в качестве наружного средства (ванны).
Среди наиболее распространенных на сегодняшний день седативных средств на натуральной основе, выпускаемых фармакологической промышленностью, следует упомянуть такие широко используемые комплексные препараты, как ново-пассит (производство «Галена А. С./Нортон Хелскэр Лтд», Чехия/Великобритания) и персен (фирмы «ЛЕК», Словения). Ново-пассит выпускается в виде раствора для приема внутрь и таблеток, а персен в таблетках. В основе обоих препаратов лежит комбинация лечебных трав. Например, в состав ново-пассита входят экстракты боярышника, хмеля, валерианы, зверобоя, мелиссы, страстоцвета, черной бузины и гвайфенезин (последний является также отхаркивающим средством) [7]. Персен состоит из экстрактов валерианы, а также перечной и лимонной мяты [8]. Ниже рассмотрим наиболее важные растительные компоненты этих двух препаратов.
Мята перечная. Вытяжки из травы мяты перечной наряду с желчегонным, антисептическим и болеутоляющим эффектом обладают успокаивающими и спазмолитическими свойствами, а также оказывают рефлекторное коронарорасширяющее действие. Сходным эффектом обладает также мята лимонная (мелисса), которая, как и мята перечная, относится к эфиромасличным растениям. Мята и мелисса входят в состав детского чая Хипп, который можно рекомендовать как общеукрепляющее средство.
Боярышник (кроваво-красный, колючий и пятипестичный). Общеизвестны кардиотонические и спазмолитические свойства препаратов боярышника (за счет содержания тритерпеновых соединений и флавоноидов), используемые в терапии заболеваний сердечно-сосудистой системы. Но впоследствии было обнаружено, что настои и экстракты этого растения позволяют улучшить снабжение кислородом не только миокарда, но также и нейронов головного мозга. Седативная активность препаратов боярышника объективно доказана. Вследствие этого, а также по причине малой токсичности препаратов растения боярышник получил довольно широкое распространение в качестве успокоительного средства (настой цветков или плодов растения, настойка боярышника и т. д.).
Хмель обыкновенный. Ценность этого травянистого многолетнего растения не ограничивается его использованием в качестве сырья для пивоваренной промышленности. Нейротропное действие галеновых препаратов из шишек хмеля связывают с наличием в них лупулина, оказывающего успокаивающее действие на ЦНС [6]. Масло хмеля (наряду с другими компонентами) входит в состав препарата валокордин («Кревел Мойзелбах», Германия). В педиатрии он может применяться по 3-15 капель 3 раза в день (до еды с небольшим количеством жидкости) в зависимости от возраста и симптомов [7].
Зверобой (продырявленный). Трава зверобоя обладает многосторонними фармакологическими свойствами, среди которых особого внимания заслуживает спазмолитический эффект, а также капилляроукрепляющее действие, типичное для соединений, содержащих витамин Р. Поэтому зверобой является ценным компонентом седативных лекарственных сборов и довольно широко используется в этом качестве.
Среди гомеопатических средств в свете рассматриваемой проблемы интерес для врачей представляет нервохель (фирмы «Биологише Хайлмиттель Хель ГмбХ», Германия). Препарат выпускается в сублингвальных таблетках, которые рекомендуется принимать по одной 3 раза в день. Противопоказаний к применению препарата нет, а побочные эффекты на фоне приема не выявлены [8]. Другим препаратом со сходным эффектом является валерианахель. Помимо настойки валерианы в состав этого гомеопатического средства входят боярышник, мелисса, ромашка, овес посевной (содержащийся в овсе комплекс витаминов группы В играет важную роль в осуществлении трофической функции нервной системы) и другие компоненты. Валерианахель назначают детям с 2-летнего возраста (детям 2-6 лет — по 5 капель 3 раза в день, пациентам 6-12 летнего возраста — по 10 капель 3 раза в день) [8].
В ряде случаев проблему беспокойного ребенка можно решить, не прибегая к назначению каких-либо медикаментозных средств. Этому способствуют некоторые режимные мероприятия (контроль за продолжительностью дневного и ночного сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание), закаливание, лечебные ванны (со сборами трав или солей), правильное воспитание, адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.
Иногда беспокойный ребенок является продуктом социальной депривации или гиперопеки в семье. Именно по этой причине детям дошкольного возраста рекомендуется посещать детские сады. Даже практика привлечения к воспитанию малыша нянь и гувернеров (популярная среди материально обеспеченных россиян) не в состоянии заменить общение ребенка с другими детьми, способствующее элементарному постижению норм социальной жизни.
Тем не менее врачам необходимо ориентироваться среди многочисленных медикаментозных препаратов, предлагаемых в качестве седативных средств. Лишь в этом случае можно обеспечить своевременную коррекцию возникших нарушений психоэмоциональной сферы. Концепция доказательной медицины подразумевает, что при принятии клинических решений следует руководствоваться наиболее достоверными и проверенными сведениями об эффективности назначаемого лечения [9].
Витамины для школьника: как понять, что ребенку нужны пищевые добавки? Ответ врача-педиатра
Я собрала несколько важных фактов о витаминах, чтобы вы могли быть уверены, что выбрали лучшие добавки для укрепления здоровья ребенка.
Какие витамины нужны ребенку?
Важно обсудить этот вопрос с лечащим врачом!
Несмотря на то, что витамины продаются в любой аптеке без рецепта, не покупайте их без предварительной консультации с врачом. Минералы и витамины очень важны для здоровья детей, давать поливитаминные комплексы, особенно с жирорастворимыми витаминами опасно – витамины А и Д могут накапливаться в теле, провоцируя токсический эффект.
Врач (на основании анализов) определит конкретный курс витаминов, который подойдет вашему ребенку. Избыточный прием поливитаминов вызывает токсический эффект: тошноту, рвоту, сыпь и головные боли, а иногда и более серьезные побочные эффекты. В среднем, курс витаминов длится две недели, затем делается перерыв на месяц, и повторяется двухнедельный прием. Принимать препараты лучше в период каникул, чтобы поддержать организм ученика перед нагрузками.
Оцените состояние: нужны ли витамины?
К примеру, ученикам начальной школы требуется 25 мг витамина С каждый день, 3000 МЕ витамина А и 400 МЕ витамина D. Кроме того, малышам нужны и все витамины группы В. Причем, мальчикам нужно чуть больше витаминов, чем девочкам. Но в период полового созревания, который у девочек наступает раньше, соотношение становится противоположным.
Витамин D: нужен ли он школьникам?
Исследование 2016 года, опубликованное в журнале «Эпидемиология»,[i] выявило, что дети, в рационе которых не было коровьего молока, могут страдать от нехватки витамина D. Поэтому с октября по апрель им показаны профилактические курсы этой добавки. Можно использовать комплексные БАДы с омега-3 и витамином D, капсулы с рыбьим жиром или капли (водный или масляный раствор).
В летнее время ребенку не нужен прием этого витамина. Важно, чтобы малыш как можно больше бывал на свежем воздухе и получал необходимый ему витамин. Но не стоит длительно находиться под палящими лучами солнца – возможны ожоги. Витамин Д можно получить даже в тени.
Когда добавки необходимы?
Многие родители задаются вопросом: должны ли дети принимать витаминные или минеральные добавки?
Если меню вашего ребенка богато правильными и разнообразными продуктами, включает блюда из цельного зерна, свежие фрукты и овощи, молочные продукты, орехи, семена, яйца и мясо, тогда, возможно, витаминные комплексы не нужны.
Если ребенок пропускает приемы пищи, соблюдает диету или родители обеспокоены тем, что он не ест какие-то конкретные блюда, к примеру, овощи или молочные продукты, тогда рекомендуется не пренебрегать курсами витаминов.
Витамины и минералы стимулируют иммунную систему, поддерживают нормальный рост и развитие и помогают клеткам и органам выполнять свою работу. Если у школьника возникают проблемы со зрением, он быстро устает, часто болеет, шелушится кожа, трескаются губы – ему нужен курс витаминов, подобранных совместно с врачом.
Помочь организму справляться с нагрузками в период быстрого роста (в 8-9 лет), в период полового созревания помогут витаминно-минеральные комплексы.
Наряду со всеми вышеупомянутыми витаминами, в эти периоды нужен кальций и железо, йод, цинк и селен. А в периоды повышенных умственных нагрузок важно достаточное поступление йода, меди, магния и витамина В6.
Курс витаминов хотя бы дважды в год (в межсезонье) нужен детям, склонным к полноте, любителям фастфуда и сладкой газировки.
Если же дети придерживаются вегетарианской диеты, им нужно дополнительно принимать витамины группы В, особенно фолат (В9) и цианокобаламин (В12).
Какие витамины для нервной системы ребенку
Vitamins and micronutrients for nervous system;
Nutrients for brain health.
Методисследования
Высокоэффективная жидкостная хроматография.
Какой биоматериал можно использовать для исследования?
Как правильно подготовиться к исследованию?
Общая информация об исследовании
Для нормального функционирования нервной системы требуется целый спектр макро- и микронутриентов. Особая роль принадлежит следующим соединениям:
1. Витамины группы В являются кофакторами многих ферментативных реакций, необходимых для синтеза и транспорта нейромедиаторов, а также для процесса миелинизации нервных волокон спинного и головного мозга. Три из восьми витаминов группы В особенно необходимы для нормального функционирования нервных клеток:
2. Витамины с антиоксидантными свойствами. Оксидативный стресс – это один из предполагаемых механизмов развития нейродегенеративных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера. Антиоксиданты – это вещества, способные прерывать на определенном этапе цепочку образования активных радикалов кислорода и таким образом препятствовать их накоплению. Витамины Е и С обладают наиболее выраженной антиоксидантной способностью.
Витамин С (аскорбиновая кислота). Концентрация витамина С в спинномозговой жидкости примерно в 4 раза больше, чем в плазме, и примерно в 200 раз больше в нейронах, чем в плазме. Несмотря на то что для нервной системы требуется такое большое количество витамина С, его единственным источником является пища. Витамин С содержится в цитрусовых фруктах, клубнике, сладком перце, брокколи и других овощах. В одном из исследований было показано, что аскорбиновая кислота оказывает положительный эффект на процессы памяти и вычислительные способности, а низкий уровень витамина С в крови (менее 12 мкмоль, или менее 28 г/сутки) – фактор риска снижения когнитивных функций.
Витамин Е – это, по сути, группа соединений (токоферолов и токотриенолов). Токоферолы (α-токоферол) – это активная форма витамина Е в тканях. В отличие от других органов и тканей, в головном мозге в норме функционируют механизмы, способствующие захвату и удержанию токоферола в клетках. В нескольких исследованиях показано, что употребление дополнительного витамина Е может затормозить снижение когнитивной функции при старении.
Витамины группы В и витамин С водорастворимы, а их избыток легко выводится из организма. Поэтому гипервитаминоз В или С – редкое явление. Напротив, витамин Е – это жирорастворимый витамин, который может накапливаться и с течением времени проявлять токсические свойства. Поэтому клиническое значение имеет как дефицит, так и интоксикация витамином Е.
Макронутриенты. Кальций, фосфор и магний участвуют в самых основных процессах жизнедеятельности клеток, в том числе и нервных клеток. Эти ионы, однако, обладают и рядом специфических именно для нервной системы свойств:
Кальций. В последнее время появились данные о роли кальция в развитии болезни Альцгеймера.Так, было показано, что мутации в генах пресенилин-1 (PS1) и пресенилин-2 (PSL2) ассоциированы с семейными случаями этого заболевания. Пресенилины – это трансмембранные белки, влияющие на транспорт кальция через мембрану эндоплазматического ретикулума.Приобретенные случаи болезни Альцгеймера, по-видимому, также могут быть отчасти связаны с нарушением метаболизма кальция. Так, например, наличие Apoε4-аллеля, ассоциированного со спорадическими случаями этого заболевания, приводит к значительному увеличению уровня внутриклеточного кальция.
Микронутриенты, такие как медь, как правило, обладают двойственным эффектом. Будучи сильными окислителями, они способны генерировать свободные радикалы кислорода и, таким образом, провоцировать оксидативный стресс. С другой стороны, микроэлементы – это важные кофакторы в работе ферментов нервной системы. В одном из исследований снижение когнитивных функций у пациентов с болезнью Альцгеймера было ассоциировано с низким уровнем меди в крови.
Для оценки нутриентного статуса организма и баланса микро- и макроэлементов, необходимых для нормального функционирования нервной системы, проводят комплексное исследование концентрации указанных соединений в крови. Результат анализа интерпретируют с учетом всех значимых анамнестических, клинических и дополнительных лабораторных данных.
Для чего используется исследование?
Когда назначается исследование?
Что означают результаты?
Причины понижения уровня показателей:
Причины повышения клинического значения не имеют, за исключением:
Что может влиять на результат?
Кто назначает исследование?
Терапевт, врач общей практики, невролог.
Витамины и микроэлементы, способствующие укреплению нервной системы
Если организм недополучает витамины и различные микроэлементы, со временем начинают страдать все его системы. Это касается в том числе деятельности мозга и нервной системы, которая обеспечивает многие важные функции организма. Есть ряд веществ, которые очень полезны для бесперебойного функционирования нервной системы человека. Какие именно?
На что требуется обратить первоочередное внимание?
Для человека очень важно сбалансированное питание. Если оно будет таким, соответственно и нервы будут крепкими, и организм сможет нормально функционировать.
Кроме получения с питанием белков, а также жиров и углеводов, для правильной работы нервной системы необходимо получение различных витаминов, а также минеральных веществ. Подробнее о них речь пойдёт ниже.
Важно упомянуть для начала и о ряде других элементов, которые очень важны для мозга и нервов. Вот они:
Значение для организма человека нервной системы
Трудно переоценить значение для человеческой жизнедеятельности нервной системы. В частности, благодаря ей происходит регуляция различных систем в организме. С её помощью обеспечивается правильная связь систем внутри организма. При этом всю нервную систему можно подразделить на две разных составных части, работающих во взаимодействии друг с другом:
К числу функций системы относят следующие:
Витамины для противодействия стрессам
Наиболее часто люди испытывают недостаток не указанных выше веществ, а различных витаминов. В таком случае иногда очень серьёзно нарушается нормальная работа нервной системы. Более всего важны для её функционирования и правильной работы головного мозга такие витамины:
Необходимые для нормальной работы нервной системы микроэлементы
Какие микроэлементы являются полезными для укрепления нервной системы? В первую очередь это:
Откуда можно получить достаточное количество витаминов и минералов: продукты
Для получения требуемых для обеспечения нормальной работы мозга витаминов и различных других веществ требуется правильное питание. С этой целью необходимо следить за рационом и добавить в меню полезные продукты. Какие именно?
К числу самых полезных для нервной системы продуктов можно отнести следующие:
В случае непоступления в организм в достаточном количестве различных полезных веществ всегда можно купить их в аптеках и принимать дополнительно. Если при этом усталость, утомляемость и другая симптоматика не проходят, рекомендуется обратиться к врачу, чтобы он при необходимости назначил дополнительное лечение. Врач также порекомендует необходимую длительность приёма аптечных витаминов.
Витамины для детей
Дети, как и взрослые люди, также очень нуждаются в достаточном поступлении в их организм витаминов и других веществ. У них нервная ткань ещё только формируется, в связи с чем она сильнее подвергается неблагоприятным воздействиям. У детям поэтому также очень нужны различные полезные для нервной системы вещества.
При подборе витаминных комплексов требуется знать о некоторых особенностях:
Среди популярных на сегодня витаминных комплексов:
Но выбрать можно и другие витаминные комплексы и давать их детям.
Витаминные комплексы для восстановления нервов
После стрессовых ситуаций или переутомления часто наблюдаются сонливость и снижение настроения, рассеянность.
Для восстановления состояния нервной системы очень полезно принятие следующих комплексов витаминов:
Как реагировать на нервозность подростка? Какие витаминные комплексы для школьников можно порекомендовать?
18 февраля в агентстве Минск-Новости прошла онлайн-конференция с главным внештатным детским неврологом комитета по здравоохранению Мингорисполкома, ассистентом кафедры детской неврологии БелМАПО Еленой Филипович.
Елена Константиновна ответила и на читательские вопросы, и на те, которые задала корреспондент Минск-Новости.
— Елена Константиновна, с какими проблемами к вам сегодня обращаются чаще всего? Что у вас как специалиста вызывает беспокойство?
— К сожалению, растет количество обращений по поводу головных болей, болей в спине у детей, судорожных синдромов. Причин головных болей — десятки, и разобраться в каждом конкретном случае можно только с помощью специалиста. Не исключено, что иногда «ширмой» головной боли ребенок пользуется для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. И это – тоже сигнал. Важно, чтобы родители «услышали» его, восполнили тот дефицит любви, заботы, участия, от которого страдает их сын или дочка, а не просто дали таблетку. Что касается болей в спине, то остеохондроз молодеет. Из-за больших учебных нагрузок, малоподвижного образа жизни, продолжительного сидения за компьютером, многие современные дети страдают нарушением осанки. Есть общемировая тенденция: выхаживание детей с малым и очень малым весом ведет к росту инвалидности, и в первую очередь — из-за неврологических заболеваний.
— Что такое головная боль напряжения? Как ее отличить от головной боли иной этимологии? Следует ли лечить медикаметозно?
— Головная боль напряжения — это первичная головная боль. Причины ее происхождения — это не органические поражения мозга (опухоли, аневризмы, кисты). Ее возникновение и прекращение не зависит от колебания артериального давления (АД), не является следствием повышенного внутричерепного давления. Ее первому появлению способствует мышечное (длительное нахождение в неудобной позе, начало ношения очков, коррегирующего корсета) или психоэмоциональное (подготовка к контрольной работе, экзаменам и т.д.) напряжение, наличие психотравмирующей ситуации (переезд, развод родителей, конфликты со сверстниками или учителями). Если неблагоприятные факторы сохраняются, боль из разряда эпизодической переходит в хроническую. Симптомы головной боли напряжения: постоянная, не пульсирующая головная боль; чувство напряжения, давления в области головы и шеи; возможно снижение аппетита, повышенная чувствительность к свету или звукам; ощущение общего дискомфорта, которое не усиливается или только слегка увеличивается во время выполнения каждодневных дел. Основная особенность головных болей в детском возрасте — это их самопроизвольное, на фоне отдыха, купирование. Поэтому этой категории ребят обязательно нужно соблюдать режим дня, питания, чередовать умственные и физические нагрузки, систематически гулять на свежем воздухе, делать гимнастику, хорошо высыпаться. Взрослые должны следить за тем, чтобы ребенок не засиживался долго за компьютером или телевизором. Детей следует учить правильно решать возникающие проблемы, вовремя переключать внимание. В стрессовых ситуациях возможен прием препаратов растительного происхождения (персен, новопассит, седавит, экстракт валерианы и др.). Необходимо создать условия для предотвращения длительного мышечного напряжения в неудобной позе во время учебы и работы, организовать достаточную освещенность, провести коррекцию зрительных нарушений с правильным подбором очков или линз. При возникновении головной боли можно принять безрецептурные обезболивающие препараты (парацетамол, ибупрофен, спазмалгон, цитрамон) для облегчения боли. Однако ими не стоит злоупотреблять. Слишком частое применение таких лекарств может привести к так называемому эффекту отдачи. При жалобах на подобную головную боль посоветуйте ребенку расслабиться, отдохнуть или поспать в темном тихом помещении, принять теплый душ, наложите прохладный компресс на голову. При частых головных болях необходима консультация врача-невролога для определения необходимого объема обследований и подбора необходимой терапии.
— О чем надо помнить родителям гиперактивного ребенка? Можно ли «перерасти» этот диагноз?
— Зачастую родители «живчиков»и «вечных двигателей» приходят на прием к неврологу после неоднократных замечаний воспитателей детского сада, школьных педагогов. Редко когда молодая мама акцентирует свое внимание на повышенную подвижность ребенка до его появления в коллективе. Родителям необходимо помнить о ряде факторов, способствующих появлению гиперактивности. Важную роль играет наследственность, возможное поражение ЦНС ребенка во время беременности и родов (болезни матери, внутриутробная гипоксия и т.п.), социальные факторы (взаимоотношения в семье, отношение к ребенку, условия жизни). В зависимости от ведущего фактора в каждом конкретном случае и будут даны рекомендации. Дам общие советы родителям гиперактивных детей. Позаботьтесь о создании постоянства в семье (ровные и доброжелательные взаимоотношения, одинаковые требования, совместное времяпровождение), строгое соблюдение режима дня (подъема и отхода ко сну, приема пищи, прогулки, создание определенных ритуалов), обязательная возможность выхода энергии( прогулки на свежем воздухе ежедневно, занятия плаванием, бегом, гимнастикой, танцами, занятия в театральной студии). Постарайтесь не делать замечания по поводу поведения, а внимательно смотреть за малышом и при появлении признаков снижения концентрации внимания — сменить деятельность (что-то принести, убрать), чаще хвалить, обнимать дома (в детском саду и школе ему неоднократно делают замечания, снижая тем самым самооценку). Не стоит отдавать таких детей на занятия в центры раннего развития, а вот посещение коллектива детского сада после 3-х лет желательно. Часто дети своей гиперактивностью и непослушанием просто привлекают к себе внимание взрослых. В большинстве случаев гиперактивность постепенно «перерастается» при соблюдении вышеперечисленных условий. Порой требуются занятия с психологом, психотерапевтом, а то и медикаментозная коррекция. Крайне редко гиперактивность сохраняется и у взрослых, что значительно снижает качество жизни.
— Как реагировать на нервозность подростка? Какие витаминные комплексы для школьников этого возраста вы бы порекомендовали?
— Раздражительность, необоснованная агрессивность, нервозность — характерные особенности подросткового возраста. Их появление в первую очередь связано с последствием резкого изменения физического и психологического состояния. У мальчиков и девочек начинают вырабатываться новые гормоны: за это отвечает нервная система, которая не может в краткий период адаптироваться под новую для себя функцию. Из-за этого происходят внутренние конфликты на разных уровнях. Подростку трудно осознать и принять изменения в собственном теле. Гормональные изменения могут приводить к плохому самочувствию, повышенной утомляемости, головным болям, колебаниям АД и т.д. Порой отмечается некоторая неловкость, неуверенность в движениях. Родители по-прежнему видят и относятся к ним «как к детям», а подростки уже считают себя взрослыми и выступают в защиту своих «ущемленных прав». Зачастую юноши и девушки в этот период чувствуют одиночество из-за своей эмоциональной нестабильности. Им кажется, что их никто не понимает, что всем основным людям чужды его интересы и безразличны чувства. Витаминные комплексы можно принимать любые, разрешенные для данного возраста. Но в первую очередь важен здоровый образ жизни и доброжелательная обстановка любви и понимания в семье. Достаточный сон, полноценное питание, закаливающие процедуры, чередование труда и отдыха, физические нагрузки — вот самое лучшее «лекарство» для стабилизации эмоциональных нарушений.
— Что вы могли бы сказать о таком тяжелом и загадочном заболевании как эпилепсия? Насколько оно распространено, появляются ли новые знания об этом недуге?
— Процент людей, имеющих эпилептические приступы (это не всегда те, кому поставлен диагноз «эпилепсия»), в любой стране примерно одинаков — от 0, 5 до 1 %. Загадочной болезнь всегда считалась, видимо, из-за клинических проявлений, которые вызывают страх. На самом деле разновидностей эпилептических приступов более 40, и они не всегда выглядят пугающе. Новые подходы в лечении этого недуга, новые препараты, конечно, появляются. И наша кафедра детской неврологии БелМАПО старается доносить эти знания, пропагандировать их не только среди специалистов, но и среди родителей пациентов, страдающих эпилепсией. Начало этому положил профессор Георгий Георгиевич Шанько, который долгие годы возглавлял кафедру но, к сожалению, не так давно умер. В стране есть система помощи больных эпилепсией. В Минске в целом ряде учреждений есть специалисты, у которых можно получить квалифицированную консультацию по этой патологии, рекомендации по препаратам для противосудорожной терапии. Думаю, в скором времени у нас появится специальность эпилептолог, которая уже существует в мире.
— Какую главную мысль вы хотели бы донести до нашей многочисленной аудитории?
— Прежде чем становиться родителями, к этому нужно подготовиться. Нужно постараться во время беременности максимально беречь себя, сделать все, чтобы здоровье малыша не пострадало. С момента зачатия постарайтесь «питать» ребенка уверенностью в том, что он самый лучший. И еще на каждом возрастном этапе следует обращать внимание на физическое развитие сына и дочери. Растущему организму нужны адекватные физические нагрузки. Замечательно, когда мамы и папы должны собственным примером воспитывать у своих детей привычку делать зарядку, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, двигаться. И об укреплении психического здоровья детей тоже нельзя забывать. Если ребенок растет в доброжелательной обстановке, где его понимают, выслушивают, то он будет спокоен, уравновешен, уверен в себе. Такие мальчики и девочки меньше болеют, у них гораздо меньше вероятность неврологических нарушений. Ведь все дети проходят через адаптацию к детскому садику, школе, институту. Но у одних она проходит легко, у других крайне болезненно: и многое тут от родительских усилий и стараний, от их любви.