какие вопросы задать при инвестировании
С каких вопросов начинается инвестирование?
Как-то меня спросили, куда инвестировать небольшие суммы. Так вообще часто спрашивают. Но это не лучшая постановка вопроса. За редкими и специальными исключениями (мы о них сейчас не будем), инвестирование ста тысяч мало чем отличается от инвестирования ста миллионов. Это будут, как правило, одни и те же стратегии, каналы и контрагенты. А также доходности и риски.
Более правильно стоящий вопрос: куда мне вложить с учётом моих целей, сроков, а, главное, моей компетенции?
И вот здесь уже начинается разговор.
К сожалению, если срок слишком мал и деньги ни в коем случае нельзя ставить под риск даже частичной потери, инвестирование для вас практически исключено. Только депозит в крупном банке, максимум ОФЗ. Это может быть доходность чуть лучше или чуть хуже инфляции, в 2019 году, например, была чуть лучше. Но даже если бы процент был, например, 8% годовых, а инфляция — 9%, всё равно — в банк, вы ограничены в выборе. Но это скорее не инвестирование, а «безопасная передержка».
Но если вы вкладываете на годы и даже десятилетия, как полагается идеальному инвестору, главный вопрос: а что я в этом вообще понимаю? И следующий за ним: сколько я готов уделить этому сил и времени?
Типовые для среднего россиянина ответы будут такие: ничего не понимаю — раз, сил и времени на это нет — два. Если это ваша ситуация и вы не намерены её менять, главный совет: переносите деньги из долговых активов в долевые. Депозит в банке, вклады в КПК или МФО — это всё «заём».
Не обольщайтесь высоким процентом. Как правило, повышенный процент там — плата за риск такой инвестиции, а риск там абсолютный — потеря всего капитала целиком.
Под долевыми активами понимаются акции. Если, повторюсь, нет ни компетенции, ни времени, делайте простую вещь: заведите брокерский счёт у одного из крупнейших брокеров и купите туда акции крупнейших компаний страны и мира. Можете более-менее продублировать фондовый индекс МосБиржи. Можете купить ETF — биржевые фонды, держащие капитал в акциях той или иной экономики.
По итогам года результат такой инвестиции может быть каким угодно, вы должны это понимать заранее. Может быть +50%, может −50%. Но вы пришли не на один год. С течением времени вы обнаружите, что эта инвестиция тяготеет к своему ожиданию — примерно на пару процентов годовых больше инфляции, с учётом налогов и комиссий. Я открою страшную тайну: для непрофессионала это предел. Если у какого-то профана больше, не верьте — ему повезло, а могло не повезти. С этими 2–3% годовых реальной доходности вы обгоните по итогу жизни почти всех вкладчиков «под процент». Рано или поздно их деньги убьёт гиперинфляция или дефолт эмитента, а в самом лучшем случае (если выживут) их доходность будет в районе нуля. То есть в районе инфляции. Если повезёт.
Далее, если вы умеете отличать хорошие акции от плохих, вам стоит этим заняться. Можете собирать портфель «акций роста», «дивитикеров», «недооценённых компаний». Если с умом, это даст вам 5% реальной доходности сверх инфляции, может быть даже 10–15%. В отдельный год будет казаться, что даст много больше. но это будет просто удачный год.
Наконец, все слышали слово «трейдинг». Десятки годовых — это там. Я знаю, я это делал. Но этому посвящают часть жизни.
Главное правило: не умеешь — не берись. Правильный трейдинг, например, только алгоритмический, системный, по торговым системам, тестированным на истории.
Если вы не понимаете, что это и зачем — даже не пробуйте.
Новичку: 4 правила успешного инвестирования
Как составить портфель ценных бумаг, чтобы не прогореть
Говорят, до 95% новичков теряют деньги в течение первого года на фондовой бирже.
Это вполне может быть правдой, особенно если человек совершает импульсивные сделки и торгует с кредитным плечом. Долгосрочному инвестору не стоит переживать по этому поводу, если он соблюдает четыре правила:
Что означают эти правила и как их придерживаться, я и расскажу в этой статье.
Инвестиции начинаются с цели, которую ставит перед собой инвестор; горизонта, то есть срока вложений, и допустимого уровня риска. От этого будут зависеть все дальнейшие действия.
Предположим, вы хотите инвестировать какую-то сумму, но знаете, что через пять лет она вам точно понадобится. В таком случае лучше выбирать более консервативный подход и делать ставку на низковолатильные инструменты, например государственные облигации: с ними меньше риска потерять деньги.
Волатильность — то, как изменяется доходность актива. Например, акции более «капризны» и их котировки могут изменяться на несколько процентных пунктов в день. А облигации не испытывают таких сильных перепадов цены, поэтому они считаются менее рисковым активом. Именно волатильность и служит мерой риска на фондовом рынке. Если в вашем портфеле преобладают акции, то ваш портфель более рисковый, но и потенциально более доходный, чем портфель из облигаций. Любая инвестиционная стратегия должна учитывать этот момент.
Здесь все зависит от терпимости инвестора к риску: какие просадки портфеля для вас допустимы, чтобы не испытывать стресс и не совершать импульсивных поступков? Если снижение портфеля на 20—30% заставляет человека в панике распродавать активы, то он вряд ли достигнет своей цели.
Другие ограничения. На инвестиционную стратегию могут влиять и другие факторы: налогообложение того или иного актива, юридические ограничения, например для госслужащих и военнослужащих в РФ, а также этические соображения — например, если инвестор принципиально не хочет инвестировать в табачные или каннабисные компании.
Минусы отсутствия финансового плана. Без плана инвесторы часто строят свои портфели снизу вверх, то есть покупают точечно понравившиеся бумаги, не видя, как портфель работает в целом.
Согласно современной теории портфеля, общую доходность и риск во многом определяют не показатели отдельных активов, а степень корреляции, то есть взаимосвязи между ними. И может оказаться так, что даже качественные по отдельности активы не будут соответствовать потребностям инвестора.
О том, какие существуют секторы и как они проявляют себя в разных фазах делового цикла, я писал в статье про секторальное деление экономики.
Если не придерживаться стратегии, инвестор будет больше подвержен принятию эмоциональных решений. Так, многие инвесторы покупают активы, которые уже выросли в цене, и сокращают позицию во время падения котировок, хотя это самое удачное время для покупок. Подобное неэффективное поведение, в частности, образует на рынке так называемый фактор моментума: актив, растущий в последние месяцы, в среднесрочной перспективе, скорее всего, тоже продолжит рост.
Фокус на моментум-фактор — MSCIPDF, 3,15 МБ
Этот паттерн «покупай дорого, продавай дешево» диктуется эмоциональной реакцией инвесторов — страхом или жадностью. Вот как он отражен на графике объемов инвестиций в американские взаимные фонды.
Семь вопросов, которые вы должны задать себе перед встречей с инвестором
CEO хостинговой компании Timeweb Александр Бойков с недавних пор занялся венчурными инвестициями. За год он отсмотрел около пятисот проектов и понял, что большинство из них просто не готовы ко встрече с инвестором.
Внимание, каждый фаундер должен ответить на эти 7 вопросов, и только потом привлекать деньги.
Интересные проекты не готовы к встрече с инвестором
Я 10 лет в бизнесе. За это время скопилось достаточно опыта и знаний, захотелось новых горизонтов. Поэтому я занялся венчурными инвестициями. Мне интересны проекты с потенциалом роста в 16+ раз в течение 4–7 лет. Это могут быть XaaS/IT-проекты c использованием lean startup подхода к развитию, VR/AR, AI, Medtech.
Таких проектов в этом году я отсмотрел около пятисот. И часто сталкивался с тем, что интересные проекты просто не готовы к встрече с инвестором.
В чем главная проблема недопонимания между инвесторами и фаундерами?
Для каждого фаундера его стартап уникален. Он заражён идеей и видит свой проект в розовом свете. Это нормально. Без энтузиазма в отношении своего бизнеса мы не увидели бы тех компаний, которые прямо сейчас меняют нашу реальность.
А что со стороны инвестора?
Для него венчурный рынок — один из инструментов роста капитала. Поэтому инвестиции в стартапы видятся как совокупность доходности, ликвидности и рисков.
Если вдруг появится инструмент, который позволит получать такую же доходность с меньшими рисками — венчурное инвестирование умрёт.
Естественно, что инвестор стремится уменьшить риски. А в стартапе их целая пачка: риски на команду, продукт, рынок и его отсутствие, конкуренцию и даже кражу идеи или IP (интеллектуальной собственности). Поэтому инвестор всегда пытается предусмотреть все возможные варианты событий и рассчитать свои риски наперёд.
У венчурных инвесторов есть несколько вопросов, ответы на которые хочется знать с самого начала. Я взял на себя смелость и составил небольшой список для фаундеров, которые хотят привлечь инвестиции.
Задайте себе эти вопросы перед встречей с инвестором
Вопрос 1. В чём ваше «нечестное преимущество»?
Что даст вам возможность получить мощный отрыв от конкурентов? Может, у вас есть доступ к целевой аудитории, которого нет и не может быть у конкурентов. Или вы можете снизить операционные затраты и за счёт этого держать цену в два раза меньше?
«Нечестным преимуществом» пользуются все крупные компании, выводящие свой продукт на рынок.
У них уже есть аудитория, которая может частично пересекаться с ЦА нового продукта. Это позволяет им при прочих равных выигрывать борьбу за рынок. Подумайте, есть ли у вас дружественные компании, при помощи которых вы сможете получить доступ к вашей ЦА? Или может быть эта компания проинвестирует в ваш стартап с дисконтом, получив большую долю, но предоставив возможность оторваться от конкурентов.
Хороший вариант «нечестного преимущества» — это тайное знание о рынке, которое можно получить проведением глубинных customer interview.
Главное не задавать вопросы в лоб, как это делают большинство стартапов. Существует готовая методика, описанная в книге «Спроси маму» Роба Фицпатрика. Изобретать велосипед не нужно.
Вопрос 2. Есть ли у вас стратегия?
Хорошо, если у вас есть «нечестное преимущество». Но, знаете ли вы, как вы будете удерживать преимущество в сегменте? Как будете растить долю? Что защитит вас от прихода крупных игроков? Ответы на эти вопросы даёт стратегия выхода на рынок или go-2-market стратегия.
Кажется, что раз рынок такой большой, то уж такую микроскопическую долю может захватить любой. Но здесь как раз и подвох. Когда я задаю вопрос: «Как ты будешь это делать?», в ответ получаю: «Ну, как. Рекламироваться в Яндексе, Гугле». Такая стратегия обречена. Крупные компании на быстрорастущих рынках заливают рынок деньгами. Это значит, что вы будете работать себе в убыток.
Вопрос 3. Что же делать?
Например, вы можете начать завоёвывать рынок с тех сегментов, которые проще всего защитить. На каждом рынке есть сегменты, недолюбленные крупными игроками. Начните с них. Если вы никогда не строили стратегию, обратитесь к ментору. Это не самая сложная задача в бизнесе, но нужно иметь бенчмарк, чтобы иметь возможность оценить её качество.
Имея хорошую стратегию, вы сможете двигаться сегмент за сегментом до тех пор, пока не получите лидерство на рынке. Это атака рынка снизу. Если же вы будете работать во все стороны одновременно, то просто растратите ресурсы и не займете никакой доли.
Вопрос 4. К чему вы идёте?
Это один из основных вопросов инвестора. Так он определяет, каким образом получит свой возврат на инвестиции. Существует несколько вариантов и каждый из них может быть интересен.
Чего точно не рекомендую — это указывать в питче то, что выход для инвестора будет через IPO. Как правило, решение об IPO принимается уже в зрелой компании, когда выясняется, что это самый подходящий компании инструмент.
Вопрос 5. Сбалансирована ли команда?
Редкий стартап вырастает из одного основателя. Почти все крупные компании на слуху начинались с двух и более людей. Существует несколько методик, по которым проверяется сбалансированность команды.
В команде должны быть технический специалист и маркетолог. Очень редко эти две сущности хорошо уживаются в одном человеке.
Один создаёт продукт, обеспечивает технологии, а другой — занимается продвижением продукта на рынок. Для быстрого роста оба эти человека должны быть профи в своих направлениях. Вообще, от первых 10 человек в стартапе зависит успех всей компании.
Я инвестирую в людей, поэтому для меня это важнейший пункт.
Вопрос 6. Проанализированы ли риски?
Это самая недооцененная часть презентации проекта, но она одна из самых важных для инвестора. Мало кто из стартапов занимается системным риск-анализом, в то время как наличие такого анализа является показателем зрелости предпринимателя.
Как анализировать риски? Совсем необязательно делать талмуд с перечислением всех возможных и невозможных событий. Достаточно проанализировать 5-10 основных. Всё равно отработает риск, который вы не учли. Так зачем тогда это делать?
Начиная анализировать эти риски, ты автоматически уменьшаешь вероятность их возникновения. Например, мы анализируем риск нехватки инвестиций в оборудование из-за скачка курса доллара. Мы оцениваем этот риск весьма вероятным и его влияние на наш стартап очень серьёзное.
Что мы можем сделать с этим риском? Как минимум мы можем вместо закупки оборудования использовать аренду. Либо мы можем заранее закупить валюты на весь раунд, чтобы снять этот риск.
Оценка рисков способна заставить нас принимать креативные решения, оберегающие бизнес, о которых раньше мы бы не подумали.
Вопрос 7. Готов ли стартап к инвестиции?
Если у вас ещё нет подтверждённой бизнес-модели и product-market fit, привлекать инвестиции рано. В поисках ЦА и первых продаж стартапу предстоит проверить десятки гипотез и, возможно, сделать несколько пивотов. Гораздо дешевле для вас же делать это на свои деньги. Если вы спалите те же 30% стартапа на поиск бизнес-модели, у вас останется совсем небольшая доля для его последующего масштабирования.
В России инвесторы за редким исключением не будут инвестировать на раннем этапе.
Так когда привлекать инвестиции? Когда стало понятно, какие конкретно действия позволят стартапу вырасти. Гипотезы и масштабирование каналов проверены, договорённости с партнёрами достигнуты и остаётся только залить денег. Такой стартап идеален для венчурного инвестирования и принесёт всем участникам хорошую отдачу.
Конечно, нельзя предусмотреть все вопросы, которые можно получить на презентации проекта. Но это — основные, вы можете оттолкнуться от них, чтобы привлечь и удержать интерес инвестора.
Встреча с инвестором: какие вопросы вас ждут
Редактор «Истории» RB.RU.
Для того чтобы привлечь инвестиции, мало сделать эффектную презентацию. Важно уметь отвечать на вопросы инвесторов. Создатель сервиса About.me и венчурный капиталист Тони Конрад рассказывает о том, что больше всего волнует инвесторов, когда речь заходит о стартапе. Подготовившись к этим вопросам, вы повысите шансы для привлечения капитала.
У вас есть крупная идея, есть видение. По своему опыту привлечения капитала, могу сказать, что инвесторы обычно задают схожие вопросы по поводу команды, рынка, продукта, охвата потребителей, бизнес-модели и капитализации. По моему мнению, можно задавать вопросы получше (но об этом позже). Ниже приведены 6 категорий, на которые стоит обратить пристальное внимание во время презентации проекта инвесторам. Прежде чем мы рассмотрим весь список, я бы хотел сделать шаг назад и поговорить о двух должностях, которые мне довелось занимать.
Итак, вот основные вопросы, которые интересуют инвестора во время презентации проекта:
Как я уже говорил выше, я не поклонник вышеперечисленных вопросов. Разумеется, они крайне важны, но наш фонд (True Ventures), в основном, интересуют две вещи:
1. Вы создаёте компанию или задаёте тенденцию?
Почему вы это делаете? Мы хотим понять, чем руководствуется создатель стартапа. Хотим докопаться до эмоциональных мотивов основателя/основателей, чтобы понять, как претворить их идею в жизнь. Очень важно выяснить, есть ли у них определённая мотивация для создания компании, а что ещё важнее, есть ли у них заразительная энергия для того, чтобы привести механизм в действие. Именно по этой причине мы инвестировали, например, в Джеймса Фримана, создателя Blue Bottle Coffee, одного из основателей движения крафтового кофе. Когда мы познакомились с Джеймсом, мы сразу поняли, что Blue Bottle Coffee была не обычной компанией по приготовлению кофе, она была чем-то большим. Мы заметили (и именно поэтому занялись проектом), что Джеймс и его команда задают целую тенденцию. Дело не только в том, что они по-особому обжаривают и подают кофе в Blue Bottle, мы обратили внимание на его ценности. Руководствуясь своими убеждениями, он находил ингредиенты, помогал фермерам в развивающихся регионах мира выращивать чистейшие органические зёрна высокого качества, что способствует устойчивому развитию. Его ценности выражались в том, как он выбирал расположение магазинов, доверяя развивающимся районам, в том, как страстно он подходил к оформлению мелких архитектурных деталей, которые делали каждое кафе особенным, в том, как они подавали продукт (в каких чашках, из какого материала, при какой температуре, отдельные сорта кофе против смешанных и т.д.). Продумывать всё до мельчайших деталей, чтобы привносить красоту в нашу повседневность, — такая философия привела к возникновению особой культуры вокруг процесса приготовления кофе.
Джеймс Фриман на дегустации кофе. Источник: oreginlive.com
2. Будоражит ли ваш продукт воображение?
Мы поняли, что самые вдохновляющие основатели не просто создают компании, они рисуют в воображении образ жизни, видение того, каким будет мир в будущем, а не того, как люди что-то делают сейчас. Помните, как совсем недавно мы ещё ходили с бумажными картами. В сознании таких основателей идеи обретают смысл. Они знают, как люди будут использовать их продукт, как он изменит их жизни, и именно эти мысли делают стартап провидческим. Мы хотим поддержать эту категорию основателей, предоставив им возможности действовать. Возьмите, к примеру, Криса Андерсона, основателя 3D Robotics, бывшего главного редактора журнала Wired. Его дрон не просто будоражит наше воображение, он совершенно потрясает его. Сидя с детьми за кухонным столом, Крис решил по-новому использовать конструктор Lego и сделать так, чтобы он взлетел. Перемотаем несколько лет вперёд, и увидим, как 3D Robotics становится лидером в коммерческом применении дронов. О дронах ходит много слухов, касающихся проблем конфиденциальности и защиты данных. Но нам не доводилось слышать о том, что эти технологии применяются в сельском хозяйстве, что фермеры используют их для наблюдения и ухода за урожаем и скотом, что дроны применяются в спортивных репортажах, в индустрии кино, недвижимости. Диапазон применения этой технологии безграничен — он настолько горизонтален, настолько глубок, и именно поэтому будоражит наше воображение.
Крис Андерсон. Источник: drone.blog
Когда вы готовитесь представить проект, подумайте о том, как вписывается ваша мотивация в настрой всей команды. Аналогичным образом, до запуска остановитесь и расскажите историю о продукте, который изменит жизнь людей. Если у вас получится это сделать хорошо, то вы на полпути к тому, чтобы привлечь высококачественных инвесторов.
Как выбрать стратегию: ответы на 5 главных вопросов инвестора
Вопрос 1. Что определяет доходность портфеля?
Вопрос 2. Что такое активность портфеля?
Предположим, вы мне поверили и сказали: ОК, готовы распределить доли своего портфеля между классами активов. А что же будет «внутри»? Какую форму, «упаковку» выберем? Если каждый класс активов (акции, облигации) вы будете добавлять в портфель в виде индексного фонда, у вас получится пассивный портфель. Его преимущество в прозрачности, предсказуемости и низких издержках.
Если предпочтете фонды, в которых управляющий занимается выбором отдельных бумаг и времени покупки и продажи ценных бумаг, вы выберете активную стратегию. Ну а если вы сами хотите поиграть в управляющего, выбирая отдельные бумаги самостоятельно, — вы, конечно, еще более драматично увеличите степень активности.
Выбор между индексной или активной стратегией важен, и вот почему. Если вы выберите пассивный (индексный) портфель — результат гарантирован: вы точно получите результат не хуже среднего по рынку (с поправкой на комиссию, разумеется). А вот в случае выбора активной стратегии результат инвестирования может оказаться как лучше, так и хуже рыночного. Увы, нет возможности уверенно предсказать, какой исход более вероятен. Даже лучшие управляющие и фонды как правило не могут похвастаться стабильностью результатов. Если активный управляющий показывает большую доходность, чем соответствующий индекс, говорят, что он «обыграл рынок».
Вопрос 3. А могут ли активные управляющие обыгрывать рынок?
Активное управление — по определению игра с нулевой суммой, а с учетом расходов на управление — отрицательной. Чей-то выигрыш — всегда чей-то проигрыш. Нобелевский лауреат Уильям Шарп назвал этот факт арифметикой активного управления. Таким образом, задача инвестора усложняется — необходимо найти, кто же окажется победителем в будущем? Чьи услуги окупят себя с точки зрения соотношения полученного результата и понесенных затрат?
Вопрос 4. Что мешает активным стратегиям?
Основное препятствие на пути к успеху активной стратегии — ее дороговизна. Исследование Morningstar (которых уж точно не запишешь в фанаты индексных стратегий) показало: единственный фактор, который хорошо предсказывает будущий успех, — низкие издержки. Для индексных фондов это не проблема — как правило, они имеют минимальные издержки доступа к выбранному классу активов.
Напротив, только отдельные портфельные управляющие оправдывают свое вознаграждение. Даже если у кого-то и вправду были какие-то уникальные способности «давать результат», высокая комиссия, как правило, съедает большую часть выигрыша. Дороговизна — не единственная помеха. Получить нужную информацию и доступ к рынку становится все проще и проще, а это ведет к росту конкуренции. Чем больше управляющих, чем проще доступ к информации и технологиям — тем сложнее выигрывать!
Вопрос 5. Какой же подход выбрать?
Вы скептически относитесь к результатам десятилетий исследований вопроса? Готовы поставить на то, что ваша интуиция или умение предсказывать результаты существенно лучше, чем у среднего инвестора? Тогда есть смысл подумать о выборе активной стратегии. Но на всякий случай лучше проверить, не является ли это признаком «чрезмерной самоуверенности»? В вопросе накопления капитала немного скромности не повредит.
Если же вы не готовы «поставить» на свою способность угадывать будущее, то более безопасным, экономичным и в конце концов эффективным способом инвестировать может быть выбор пассивных индексных стратегий. Их тоже стоит скрупулезно исследовать перед вложением средств, но они с большей вероятностью дадут приемлемый в терминах соотношения риска и доходности результат. И главное — он будет предсказуемым. А чем меньше неопределенность, тем легче дисциплинированно придерживаться начального плана, делать регулярные пополнения портфеля и не реагировать на новостной шум.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Спросите профи», может не совпадать с мнением редакции.
Краткое обозначение акций компании, валюты или товара на бирже. Чаще всего состоит из букв, использованных в названии компании. Реже — из цифр (на азиатских биржах). В тикерах облигаций указаны базовые характеристики ценной бумаги — обычно цифрами. Тикеры валют состоят из трех букв. Первые две обозначают страну, а третья — первая буква в названии валюты (например, RUR — это российский рубль, а USD — доллар США). Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее Долговая ценная бумага, владелец которой имеет право получить от выпустившего облигацию лица, ее номинальную стоимость в оговоренный срок. Помимо этого облигация предполагает право владельца получать процент от ее номинальной стоимости либо иные имущественные права. Облигации являются эквивалентом займа и по своему принципу схожи с процессом кредитования. Выпускать облигации могут как государства, так и частные компании.