какие вопросы задавать категорийному менеджеру на собеседовании
Как раскрыть потенциал менеджера продукта? 30 типичных вопросов собеседования PM
Собеседование — это диалог. Это стресс. Это шанс. Иногда, это тотальное доминирование интервьюера, а иногда равноправный акт коммуникации. Но это всегда диалог, к которому нужно быть готовым, независимо от того, какую сторону стола вы занимаете. Соискателю, претендующему на роль менеджера продукта, следует обратить внимание не только на продуктовую составляющую будущей должности. Какие вопросы ожидать от собеседования PM?
Каждый менеджер продукта когда-либо проходил свое первое собеседование. А вы помните свое? Это было волнительно, правда?
Как говорят — «первый блин комом». Но этот шаг нужно пройти, чтобы двигаться дальше. Со временем, уже опытный и мотивированный менеджер продукта наверняка знает, как ответить на самый каверзный вопрос собеседования, «захватить» инициативу в свои руки и начать «атаковать» со своей стороны.
Стать модератором интервью не так уж сложно. Конечно, нужен определенный опыт, уверенность в своих силах и профессиональная база знаний. В этой статье рассмотрим основные вопросы, которые могут быть заданы при собеседовании кандидата на должность Product Manager в любом продуктовом стартапе или крупной корпорации.
Процесс собеседования можно рассматривать с двух сторон:
Как распознать навыки и качества настоящего менеджера продукта?
Если обобщить, то интервьюер скорее всего будет обращать внимание на следующее:
30 вопросов для потенциального менеджера продукта
В каждом стартапе или крупной корпорации требования к менеджеру продукта будут разными. Это зависит от продукта, сервиса или услуги, которыми занимается организация, от целевой аудитории и особенностей рынка. Но многие из вопросов, которые могут быть заданы на собеседовании PM, можно заранее предугадать и подготовиться к ним тщательным образом. Вот список таких вопросов, которые теоретически могут быть заданы в любом IT продукте:
Если вы можете уверенно ответить на эти вопросы, то любое интервью покажется вам простой дружеской беседой, а лицо интервьюера изменится с недоверчивого и подозрительного на расположенное и приятное.
Если же есть какие-либо пробелы, найдите время, чтобы продумать свои ответы и не растеряться при случае.
И помните, что по другую сторону стола — живой человек. Чем больше ваше интервью будет выглядеть как нормальный диалог, тем комфортнее вы будете себя чувствовать.
Как закупщику подготовиться к собеседованию
Для большинства из нас собеседование подобно публичному выступлению — мы предпочли бы поход к стоматологу и лечение больного зуба без новокаина, чем подвергать себя такому стрессу.
Кевин Рохан, директор отдела рекрутинга компании NYC (США), специализирующейся на кадрах для отделов закупок крупных американских компаний, рассказал, что необходимо закупщику для успешного прохождения интервью.
В качестве рекрутера, специализирующегося на закупщиках в течение последних 20 лет, хочу рекомендовать людям, ищущими работу, сосредоточено готовится к каждому интервью, заранее продумать стратегию его прохождения.
Большинство должностных обязанностей, которые присылают мне компании, ищущие закупщиков, очень похожи или даже идентичны. Но роли закупщиков в этих компаниях чаще всего существенно различаются.
В каждом сценарии интервью много переменных, большинство аспектов процесса собеседования находятся вне контроля соискателя. Но все же подготовится к интервью необходимо. Сосредоточьтесь на том, что вы действительно можете контролировать. Кандидаты, которые имеют хорошую квалификацию, не получают предложение только из-за отсутствия подготовки к конкретному интервью.
То, что находится под вашим контролем:
Когда кандидаты не продвигаются в процессе собеседования, мы слишком часто получаем от клиентов обратную связь: «Кандидат был:
Я также задал несколько вопросов экспертам, которые занимаются наймом закупщиков:
Каковы наиболее важные навыки / опыт закупок, которые вы ищете при найме?
Линда Бехан (Iron Mountain, лидер стратегического поиска и управления изменениями):
«Я ищу в отдел закупок тех, кто может продемонстрировать свои стратегические возможности. Кандидат должен представить конкретные примеры планирования и управления категориями, применяя уникальные подходы с точки зрения совокупной стоимости владения (TCO). Способность влиять на изменения также имеет решающее значение».
Партнер консалтинговой компании, занимающейся поиском кандидатов в сфере медиа и развлечений: «Обычно я ищу кандидатов, у которых есть опыт работы в конкретной отрасли и в консалтинге в сфере закупок. Опыт, полученный в консалтинге, помогает им взаимодействовать с партнерами и иметь набор дисциплинарных навыков. Отраслевые знания помогают им добиваться успехов, используя свои знания о категории и процессах. Поскольку поиск поставщиков стал узкоспециализированным, экспертиза по тематике категории помогает в разработке и исполнении правильной стратегии.
Недавно у меня было два кандидата, которые были очень сильными на бумаге, однако оба получили плохую обратную связь от клиентов. Они не смогли на примерах продемонстрировать свой опыт».
Боб Макинтурфф (президент McInturff and Associates — рекрутер для отделов закупок компании, базирующиеся в Бостоне): «Мои клиенты в качестве основных критериев на закупочные должности указывают: аналитические возможности, навыки презентации и общения. Это критически важные критерии для успеха сотрудников по закупкам независимо от отрасли. Когда я смотрю кандидата, ищу знания в области электронного поиска и сильные аналитические возможности, также изучаю образование, сертификаты, знания категории, международный опыт и, конечно же, достижения. Когда я разговариваю с кандидатами ищу навыки общения и презентационные».
Джюлиан Раен (специалист по управлению талантами с 20-летним опытом) взаимодействующий со специалистами по закупкам Avon, American Express, Diageo, Con Edison Non) рекомендует: «Подумайте, какие ощущения должны вызывать у интервьюера ваши ответы на его возможные вопросы. Также важно иметь несколько примеров по каждой позиции в резюме и уметь обсуждать их подробно, то есть нужно быть в состоянии ответить на вопрос: «Скажи мне больше».
Каковы наиболее важные навыки / опыт, не связанные с закупками / поиском, которые вы ищете при найме?
Бехан: «Я ищу кандидатов, способных по-настоящему понимать деловые проблемы. Профессионалы по закупкам не столь успешны, когда смотрят на поставленные задачи только через призму своего собственного опыта. Я ищу тех, кто понимает проблемы и перспективы бизнес-пользователей и знает, как применять процесс закупок (или нет), чтобы обеспечить общий успех бизнеса, причем не только с точки зрения закупок. Хорошо когда у кандидата есть чувство юмора — это делает его разумным».
Партнер консалтинговой компании, занимающейся поиском кандидатов в сфере медиа и развлечений: «Большое значение имеют навыки управления проектами, навыки слушания и способность формулировать четкую стратегию. Закупки — это многоэтапный процесс, и важно понимать, какая методология к какой ситуации применима. Успешный кандидат должен уметь объединять кусочки головоломки, даже тогда, когда некоторые из них отсутствуют».
Макинтурфф: «Сотрудничество и навыки презентации имеют решающее значение. Все роли поставщиков и цепочек поставок требуют умения эффективно работать с другими функциональными областями. Если у вас его нет, вы должны научиться общаться и развивать сильные навыки презентации».
Райан: «Очень важно уметь общаться. Хороший разговорный язык и язык жестов, внимание и видимый интерес действительно важны. Люди, которые слишком пассивны, спокойны или застенчивы, часто упускают это из виду. Важно быть способным сотрудничать и строить отношения, быть хорошим коммуникатором. Поскольку при подготовке к собеседованию не всегда легко оценить себя, видеозапись фальшивого интервью и/или проведения макетного интервью в Skype — хорошее упражнение для того, чтобы вы смогли выбрать нужный формат».
Какое поведение или черты характера не принесут пользы при прохождении интервью?
Партнер консалтинговой компании, занимающейся поиском кандидатов в сфере медиа и развлечений: «Слишком большая уверенность — ваш враг. Вы может быть самым умным, но важнее уметь общаться с партнером, стать его доверенным советником. Я всегда смотрю, как человек будет вписываться в организацию с точки зрения межличностных навыков и ее культуры. Задаю себе вопрос: «Я бы поставили этого человека перед одним из партнеров, чувствовали бы они себя с ним комфортно?»
МакИнтурфф: «Понимание того, чем вы можете быть интересны компании, очень важно. Как только вы понимаете, что у HR появился к вам интерес, начинайте задавать себе вопросы «Почему эта компания, почему эта позиция и почему вы?». Часто это самые сложные вопросы для кандидата во время собеседования. Такие ответы, как «больше денег, не адекватное руководство» или другие, которые являются личными мотивами, но не связаны с компанией, куда вы пришли на собеседование, не принесут вам пользы».
Райан: «Слишком много модных слов могут раздражать интервьюеров, вы можете показаться напыщенным. Также специалисты по закупкам, которые пытаются продать себя, не преуспеют в интервью, если вдруг случайно перепутают названия интервьюирующей компании или имя интервьюера. Недопустимы любые, даже косвенные оскорбление компании интервьюера и ее сотрудников, это плохой способ создания химии на интервью. Не делайте широких обобщений или шуток о расе, роде, этнических группах и т.п.
Текст переведен и подготовлен Викторией Тот
Несколько советов, как успешно пройти собеседование на менеджера по закупкам
Желание получить не какую-нибудь работу, а совершенно конкретную, к примеру, в сфере закупок, связано с направленным поиском. У одних на это уходит неделя, а другие месяцами рассылают резюме и ходят на собеседования – и все неудачно. И дело не в том, что первый настолько хорош – он всего лишь знает, как успешно пройти собеседование на менеджера по закупкам. Поэтому работодатель останавливает свой выбор на нем. Остальные этого не знают и тратят свое время на попытки получить место без особой надежды на успех.
Работодатель, выбирая себе сотрудника в отдел закупок, в первую очередь обращает внимание на наличие у соискателя специфических знаний и умений, необходимых для менеджера такого направления.
Специфические требования к персоналу отдела закупок
Соискатель на это место должен обладать определенными навыками и характеристиками. Это:
Характерные должностные обязанности менеджера по закупкам
В зависимости от профиля деятельности организации, работы, являющиеся сферой деятельности отдела закупок могут сильно отличаться, но к основным можно отнести следующие:
Учитывая тот факт, что от специалиста отдела закупок ждут способности решать достаточно серьезные вопросы, вполне понятно придирчивое отношение к соискателям. В случае, если нет цели получить работу именно в отделе закупок, можно подать заявление на вакансию в отдел продаж, так как успешно пройти собеседование на менеджера по продажам несколько проще.
Наиболее распространенные ошибки соискателей на собеседовании
В том случае, когда цель – получить работу в отделе закупок, следует избегать основных ошибок, которые претенденты допускают на собеседовании с представителем компании-работодателя.
Претенденты, не имеющие понятия о нормах деловой этики, имеют мало шансов получить приличную работу. Ведь менеджер – это должность, относящаяся к руководящему составу. Безграмотная речь, неуместные вопросы, привычка перебивать – это не добавляет баллов в копилку претендента.
На собеседовании следует помнить, что работники компании не могут оценить претендента сообразно всех его талантов – они судят по внешнему виду и ориентируются в своих суждениях на первое впечатление. Поэтому голова, втянутая в плечи, невнятная речь и бегающий взгляд, хоть и являются в данном случае всего лишь признаками волнения, скорее всего, закроют дорогу к вожделенной цели.
Вопросы при приеме на работу — как правильно пройти собеседование
Для удачно пройденного собеседования менеджеру по продажам недостаточно составить резюме и в назначенный день прийти в офис организации. Необходимо грамотно отвечать на вопросы, уметь правильно выделять свои достоинства, а также владеть секретами, позволяющими произвести отличное впечатление на работодателя.
Вопросы при приеме на работу
Существует ряд вопросов, задаваемых во время собеседования менеджерам по продажам практически в каждых компаниях, начиная от мелких и заканчивая крупнейшими.
К таким вопросам относятся:
Как подготовиться к собеседованию
К любому собеседованию требуется заранее готовиться, это позволит уверенно держаться во время задаваемых вопросов и увеличит шансы на получение должности.
Подготовка сводится к основным этапам:
Совет: лучше мысленно смоделировать будущее собеседование и прокрутить в голове, какие вопросы могут задать.
Правила успешного собеседования
Даже если человек наделён многими профессиональными качествами, это не гарантирует получение вакантной должности.
Нужно знать несколько правил успешного прохождения собеседования:
Совет: это обязательное правило, главное, чтоб все вопросы касались распорядка дня, организации процесса работы и должностных обязанностей.
Подобные вопросы можно задать уже в процессе выполнения должностных обязанностей и максимально деликатно.
Как пройти?
Во время проведения собеседования некоторые вопросы или внешние факторы могут помешать успешному его прохождению.
Для предотвращения этого нужно:
Для успешного прохождения собеседования нужно иметь позитивный настрой, уверенность, а также открытость и честность во время ведения диалога.
Итог собеседования
Во время общения с потенциальными работодателями требуется морально настроиться на любой финал встречи.
В целом, итог собеседования бывает нескольких вариантов:
Совет: отказ надо принять с достоинством, чтоб никто не догадался об истинных чувствах обиды или разочарования.
15 вопросов для собеседования с менеджером по продажам.
Для любой российской компании, отдел продаж является очень важным подразделением, от которой зависит прибыль и развитие компании. И не редко он становиться самой главной «головной» болью компании. Поэтому для каждой компании всегда актуальным является вопрос поиска и подбора эффективных менеджеров по продажам. А в условиях усиливающейся конкуренции поиск и отбор продажников становиться очень трудной задачей для многих рекрутеров.
Редакция портала обратилась к опытнейшим рекрутерам из российских компаний с просьбой поделиться своими примерами вопросов задаваемых на собеседовании:
— Какие вопросы кандидату на собеседовании позволяют вам оценить и выбрать лучшего менеджера по продажам?
— На какие компетенции менеджера по продажам вы обращаете особое внимание?
Ответы экспертов мы обобщили и собрали блок из 15 лучших вопросов, которые позволят всесторонне оценить кандидатов на вакансию и выбрать лучшего менеджера по продажам.
Находите подходящих сотрудников в потоке соискателей на Авито.
На Авито ищут работу люди самых разных профессий: от курьеров и продавцов до бухгалтеров и строителей. Вы можете собирать их отклики, смотреть резюме или совмещать оба способа найма.
15 вопросов кандидату для собеседования на должность менеджера по продажам.
Профессионализм (опыт):
1.Что для вас значит понятие «продажа»?
(Понимает ли соискатель суть продаж.)
2.Продайте нам себя как продажника.
(Желательный ответ должен быть сформулирован по принципу (свойства—преимущества—выгоды))
Мотивация:
3.Вы к нам пришли продавать?
(Вопрос позволяет выяснить мотивацию кандидата)
4.Что больше всего нравится в работе в качестве менеджера отдела продаж?
(Вопрос позволяет выяснить на что нацелен менеджер по продажам: на процесс или результат?)
Ориентация на результат:
5.Что для вас важно в работе продажника?
(Вопрос позволяет выяснить поведение менеджера по продажам (стремление-избегание))
6.Что вы готовы делать за базовый оклад?
(Выявить истинную нацеленность на результат и материальную мотивацию кандидата)
Клиентоориентированность:
7.Как вы справлялись с «трудными» клиентами?
(Оценить технику работы с клиентом, с возвражениями, разрешение конфликтов)
8.Вспомните самый сложный конфликт с клиентом?
(Оценить технику работы с клиентом, с возвражениями, разрешение конфликтов)
Достижения:
9. Вы считаете себя успешным продажником?
(Позволяет определить уровень самооценки кандидата. Она не должна быть слишком завышенная или заниженная)
10. Приведите факты ваших достижений в продажах.
(Проверяем прошлые успехи, достижения и опыт кандидата)
Коммуникабельность, работа в команде:
11.Какой коллектив является наиболее комфортным для вас?
(Проверка на гибкость и адаптивность сотрудника, желание работать в команде, корпоративной культуре)
12.Какой коллектив, по вашему мнению, работает наиболее продуктивно?
(Понимание основ эффективной команды, и не противоречит ли кандидат сам себе по ответу № 11)
Переговоры о вознаграждении:
13.Сколько вы хотите зарабатывать в нашей компании (назовите минимум и максимум)?
(Показывает реалистичность и амбициозность целей кандидата)
14.Какой минимальный оклад вас устроит на испытательный срок?
(Определяем и договариваемся о величине денежного вознаграждения, приемлемого для кандидата)
15.Какой ваш среднемесячный доход за последние 3-6 месяца?
(Определяем уровень денежного вознаграждения, приемлемого для кандидата)
Какие вопросы на собеседовании позволяют вам оценить и выбрать лучшего менеджера по продажам из кандидатов?
Катерина Гаврилова, IT — Рекрутинговое агентство DigitalHR. В собеседовании самое главное — не вопросы, а то, какие цели вы себе поставили.
Например, вам необходимо узнать мотивацию кандидата: куда он хочет расти и прочее.
Идеально, если вопросов как таковых не будет, а будет просто неформальная беседа, в процессе которой человек сам постепенно расскажет о всех причинах и следствиях.
HR-менеджеру остаётся лишь грамотно строить беседу по принципу «воронки» — начиная с общего вопроса, постепенно переходя к частному.
Допустим, вы определились с целями собеседования. Очень помогают вопросы, которые предполагают лингвистический анализ ответов.
Например: Что больше всего нравится в работе в качестве специалиста отдела продаж? (процесс-результат).
Если кандидату нравится общаться с клиентом, то ему нравится процесс. Sales-менеджер не человек процесса, а человек результата. Скорее всего, ему стоит предложить работу аккаунта.
Если кандидат отвечает, что ему нравится получать свои бонусы с закрытия сделки – такой специалист ориентирован результат.
Типичный ответ для продавцов Что для вас важно в работе? (стремление-избегание) «Для меня важно, чтобы мой руководитель НЕ был… и далее» — это избегание. Это помогает понять, какие проблемы были на предыдущем месте работы, и оценить, могут ли быть риски того, что мы опять наткнемся на это в компании Х. Необходимо провести тщательный анализ ситуации.
Если кандидат отвечает: «Важно, чтобы я мог приносить пользу компании и быть действительно нужным, смог повысить оборот компании» — это про стремление и активность. Такого специалиста нужно брать на открытие новых рынков, к примеру. Как вы принимаете решения? (внутренняя или внешняя референция) Важно понять, ищет ли кандидат у окружающих подсказок или проводит аналитику рынка и ищет решения сам. Если нам нужен качественный исполнитель, то он скорее должен быть с перевесом во внешнюю референцию.
Если нам нужен лидер, то должна быть развита внутренняя референция.
Анастасия Казьмина, Заместитель директора по персоналу ГК «АвтоСпецЦентр».
Для любой розничной компании, менеджер по продажам – основа, ключевая фигура, от которой зависит прибыльность и лидирующие позиции компании.
Какой должна быть эта ключевая фигура?
Конечно же, первое на что мы обращаем внимание – это насколько наш кандидат клиентоориентирован, как устанавливает контакт, умеет ли слушать и слышать, умеет выявлять потребности клиента, не боится задавать открытые вопросы и при этом с позитивом и аргументированно отрабатывает возможные возражения клиента, делает акцент на преимуществах покупки.
Для менеджера по продажам не менее важна его личная мотивация. Мотивирован он на деньги – отлично, хочет быть первым, важно признание – еще лучше!
Например, из сотрудников со спортивным прошлым, в котором были победы или из золотых медалистов — получаются отличные менеджеры по продажам, они всегда стремятся быть лидерами, они ориентированы на результат, а если еще и руководитель умеет выделить их, похвалить, замотивировать, то они будут бежать быстрее всех!
Как оценить все эти качества?
Важно разглядеть даже в человеке без профильного опыта нацеленность на результат, важно понять какие были достижения в прошлом, на что замотивирован в настоящем, это и биографическое интервью и интервью по компетенциям, важно дать кандидату кейс, т.е. разыграть реальную ситуацию с клиентом, пусть продает все, что угодно, кидайте ему возражения, будьте недовольны, задавайте «глупые вопросы», переспрашивайте – ведь клиент в реальной жизни может быть любым и его задача найти подход и как итог продать товар, чтобы при этом клиент остался доволен и обратился вновь!
Марина Лысикова, HR-директор международной сети кулинарных студий CULINARYON.В наше время в любой коммерческой организации, предоставляющей те или иные услуги или товары, всегда очень острым является вопрос поиска и подбора эффективного менеджера по продажам.
В действительности HR-рынок переполнен резюме sales-менеджеров. Но как из всего этого пула выбрать по-настоящему хороших кандидатов?
Конечно же, существуют некоторые тонкости и хитрости рекрутмента такого рода специалистов. Одним из примеров компаний, которые уделяют особое внимание качеству sales-департамента, является международная сеть кулинарных студий CULINARYON.
CULINARYON – динамично развивающаяся компания с уникальной корпоративной культурой, именно поэтому при поиске сотрудников особое значение для нас имеют две следующие компетенции: профессионализм и соответствие корпоративной культуре компании. Если же говорить конкретно о менеджерах по продажам, то наши HR-специалисты советуют обратить особое внимание на 5 основополагающих компетенций и задать кандидату соответствующие вопросы:
1. Профессионализм. В данном случае имеют место быть стандартные вопросы, такие как опыт работы, функционал, используемые менеджером инструменты поиска клиентов, продаж и работы с возражениями, понимание целевой аудитории компании. Данные вопросы позволяют составить четкую картину, характеризующую опыт соискателя, и дают возможность понять, насколько он соответствует нашим критериям.
2. Ориентация на результат. Данную компетенцию можно проверить путем ситуативного кейса. Пример: «План продаж устанавливается на квартал. Прошло 2 месяца, но вы понимаете, что при сохранении текущего стиля работы план выполнен не будет.»Какие действия вы предпримите, чтобы исправить и улучшить сложившуюся ситуацию?». Ответ соискателя позволит сразу же определить, как быстро он способен ориентироваться в форс-мажорных обстоятельствах, а также, уровень его мотивированности в достижении успешного результата. Особенно ценными будут являться кандидаты, проявляющие креативность в решении даже такого тривиального кейса.
3. Управление временем. Оценить данную компетенцию также возможно с помощью кейса. Простой пример: «Как вы организуете рабочий день для достижения поставленных целей? Опишите его». В данном случае особое внимание стоит обратить на мыслительный процесс соискателя, структуру расстановки и принятия его решений.
4. Взаимоотношения и работа в команде. Как и было упомянуто ранее, для CULINARYON (как и для любой другой компании, специализирующейся на организации и проведении мероприятий) данная компетенция является одной из важнейших. Основополагающим качеством для успешного кандидата будут являться развитые коммуникативные навыки. Но чтобы оценить компетенцию по работе в команде наиболее качественно, можно прибегнуть к миксованию ключевых запросов в представленном соискателю кейсе.
Пример: «Какой коллектив, по вашему мнению, работает наиболее продуктивно? Какой коллектив является наиболее комфортным для вас? Вы узнали, что коллега не очень лестно отзывается о вас, что мешает вашей карьере. Ваши действия в такой ситуации?». Таким образом проверяется гибкость и адаптивность сотрудника в меняющихся условиях, а также уровень стрессоустойчивости, что само по себе является очень важным качеством для эффективного sales-менеджера.
5. Соответствие корпоративной культуре — это общее наблюдение за кандидатом в период всего интервью, во время которого необходимо обратить внимание на внешний вид, разговорную речь, мимику и жестикуляцию. Например, в CULINARYON работают очень коммуникабельные и активные молодые люди, соответственно, мы всегда ищем похожий психотип.
Александра Маслыко, HR-менеджер Объединенной Аутсорсинговой Компании.
В настоящее время поиск и подбор менеджеров по продажам достаточно популярен, так как они пользуются большим спросом. Универсальных требований, как правило, нет, каждая компания подходит к данному вопросу, исходя из специфики своей работы. Однако,существуют ключевые компетенции и вопросы, по которым можно опередить хорошего кандидата.
В первую очередь, следует изучить мотивацию соискателя. У хорошего продажника– это деньги. Можно долго обсуждать, какой интересный будет функционал, перспективы роста, дружный коллектив или удобный график, все уйдет на второй план, ведь такие специалисты ориентированы на получение прибыли для компании, за что им хорошо платят. Можно задать следующие вопросы: «Ради чего вы работаете?» или «Опишите портрет успешного менеджера по продажам». Ответы мотивированного сотрудника должны включать в себя такие слова, как «результативный», «работаю на результат», «сделаю», «я всегда добиваюсь своих целей» и т.д.
Не менее важным критерием при выборе является клиентоориентированность. Чтобы это понять, стоит задать ситуативные вопросы, например: «Как справлялись с «трудными» клиентами», «Приведите примеры жалоб клиента, с которыми сталкивались» или «Вспомните самый сложный конфликт с клиентом» и т.д.
Клиентоориентированный сотрудник приятен в общении, отвечает на вопросы без раздражения, с улыбкой, тактичен, чаще всего «зеркалит» оппонента, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Идеально, если кандидат говорит, что сложных клиентов не бывает, всегда можно найти выход и удержать его.
Для оценки коммуникабельности и гибкости вполне достаточно обратить внимание на манеру общения соискателя. Свидетельством хорошего уровня являются следующие особенности поведения: подстраивается под стиль собеседника», не перебивает, умеет выслушать, включается в разговор в нужный момент.
Иван Черемных, Управляющий партнер консалтинговой компании “Манн, Черемных и партнеры”.
У нас есть особенная технология, которая в рекрутменте называется «конкурсный подбор». Суть ее состоит в том, что приглашаются сразу большое количество кандидатов на позицию, и отбор проходит по трем этапам сразу в один день.
Первый этап.
Серия блиц-интервью с группами из 5 кандидатов с разницей в 15 минут. В ходе такого собеседования мы выявляем ключевые качества и характеристики: стрессоустойчивость, базовое позитивное отношение к жизни, гибкий ум, адекватность позиции.
Второй этап.
Глубокое исследование компетенций оставшихся кандидатов.
Третий этап.
Домашнее задание. Это очень показательный тест на готовность держать обязательства. Удивительно, но не у всех получается именно держать сроки, а не показать свои знания.
Как правило, именно выполнившие тестовое в срок, работают потом на своих позициях много, долго и эффективно.
На первом этапе не много вопросов, они редко напрямую требуют подробно рассказать о конкретных технологиях продаж. Но нам удалось собрать пул вопросов, которые очень наглядно показывают компетенции и мотивацию кандидата.
Например, отлично демонстрирует мотивацию кандидата простой вопрос: Вы к нам пришли продавать?
Некоторые теряются, ведь ответ очевиден — он пришел на позицию менеджера по продажам. Но другие с радостью кивают: «Конечно! Именно это я и хочу делать! Расскажите немного о своей компании, и я тут же смогу обратить ваше внимание на преимущества продукта» — не успели мы оглянуться, и будущий продажник перехватил инициативу. Безусловно, это большой знак о «влюбленности» человека в свое дело.
Еще одно несложное задание: продайте нам себя как продажника — может поставить в тупик застенчивых кандидатов. Но если человек не постесняется себя хвалить, мы смотрим на системность его речи. Отлично, если он описывает себя по модели «свойства—преимущества—выгоды». Идеально, если сначала он спросит: «А какого человека вы ищете?» — и сможет провести презентацию, исходя из наших потребностей.
Так, после одного вопроса мы понимаем, какими технологиями и моделями продаж владеет человек — на деле.
Этот метод был опробован нами на многих девелоперских компаниях по всей России. Он помог отобрать лучших экспертов продаж с рынка для наших клиентов.
О «Манн, Черемных и партнеры»
Консалтинговая компания, специализирующаяся на девелопменте. За 2 года 26 успешных кейсов повышения продаж квартир разных уровней. Основатели компании — Игорь Манн, самый известный маркетер России, спикер, автор, издатель; Иван Черемных, эксперт в стратегическом управлении в девелопменте, совладелец компании PIC. Выпустили в соавторстве «Ту самую книгу девелопера», ставшую настольной для продвинутых строительных компаний России.
Михаил Смущенко, генеральный директор ТСК «Гельстер».
Потенциальным менеджерам по продажам на собеседовании мы задаем как вопросы об их опыте, так и о принципах, которыми они руководствуются в работе.
Вопросы из первого блока не ограничиваются перечислением обязанностей соискателя на предыдущем месте работы. Мы также стараемся выяснить уровень амбиций соискателя, а также степень его активности и профессионализма. Например, спрашиваем, какое место среди коллег занимал кандидат на предыдущем месте работы и делал ли он что-то, чтобы вырваться вперед. Этот вопрос позволяет понять, насколько соискатель готов прикладывать усилия в работе, стремится ли стать лучшим, или же он привык довольствоваться малым.
Еще один частый вопрос: «Каким самым большим проектом вы гордитесь?». Обязательно уточняем сумму сделки, и почему кандидат выбрал именно его. Это помогает определить масштаб задач, с которыми специалист работал, а также его профессиональные ценности. Кандидат, который выбирает крупный по прибыли проект, да еще и отмечает методы работы, которые привели к успеху, получает несколько очков в наших глазах.
Мы часто спрашиваем, случались ли у продавца конфликты с клиентами, и как он их разрешал: самостоятельно или при помощи руководителя. Спорные ситуации возможны в работе, но очень важно, чтобы менеджер не боялся сообщить о недовольстве руководителю и вместе с ним найти решение.
Среди наших вопросов встречаются и вопросы о холодных звонках. Например, мы часто спрашиваем, как специалист в целом к ним относится. Профессиональный менеджер по продажам не должен их бояться, ведь на любом рынке бывают периоды спада, и тогда придется взять в руки телефон. Специалистов, которые к этому не готовы, мы не рассматриваем. Тех же, кто не боится работать «в полях», мы обязательно спрашиваем о количестве звонков в день и их результативности.
Менеджер по продажам должен быть проактивным. Выявить это его качество помогает вопрос: «Где вы брали клиентов на последнем месте работы?». Если специалист консультировал только входящий поток покупателей, мы отмечаем это как минус. Если же он в числе прочего искал клиентов – обязательно уточняем, где и каковы были результаты.
Еще один блок профессиональных вопросов связан с решением ситуаций, которые могут встретиться в реальной работе.
Например, что делать, если клиент говорит про товар: «Дорого»? Плохой ответ на этот вопрос – предложить скидку. Скидки приучают клиента платить меньше, в будущем такой покупатель всегда будет просить цену ниже, даже если бюджет позволит купить товар по полной стоимости. Хороший ответ в этом случае – узнать, что значит для клиента «Дорого». Возможно, клиент сравнивает товар с более дешевым аналогом. Тогда стоит рассказать о преимуществах и выгодах, которые клиент приобретает вместе с более дорогим товаром.
Вопрос «Как увести клиента у конкурента?» позволяет выявить принципы работы соискателя. Если с конкурентами он борется только с помощью цены, то это плохо, ведь он не сможет много заработать компании. Если же, по мнению кандидата, нужно предложить лучший товар, сервис высокого уровня, профессиональную консультацию, то такой соискатель не только сможет обойти конкурентов, но и завоюет доверие потребителя.
Самый сложный вопрос для многих соискателей: «Как сделать клиента постоянным?». Большинство кандидатов теряются или дают неверный ответ, не понимая как выстраивать длительные и плодотворные отношения с клиентом. Любому покупателю очень приятно внимание и забота. Поэтому задача менеджера помнить о клиенте, навещать его, поздравлять с праздниками, звонить иногда просто так.
Обязательный вопрос для менеджера по продажам в нашей компании: «Что важнее: уметь продавать, неважно что, или отлично знать продукт?» Квалифицированный специалист не сможет выбрать ни одно, ни другое. Без знания продукта менеджер не подберет для клиента наиболее подходящий товар, а без техники продаж — не сможет закрыть сделку.
Все эти вопросы подойдут для тех кандидатов, у кого уже есть опыт в продажах. У соискателей без опыта работы стоит спросить про их личные качества, ценности, приоритеты. Важно, чтобы будущий менеджер по продажам был открытым, доброжелательным, амбициозным и готовым учиться. Из такого человека даже без опыта можно сделать «звезду» продаж.
Лада Левашова, директор по персоналу компании «НДВ-Супермаркет недвижимости».
Как директор по персоналу со стажем могу сказать: главное – уметь оценить кандидата по его манере общения, дать ему возможность порассуждать, а не ждать на стандартные вопросы «социально ожидаемых» ответов, которые сегодня доступны в Сети всем желающим.
Конечно, собеседование – это диалог, чтобы он завязался, один должен спрашивать, другой – отвечать. И основные вопросы к менеджерам по продажам (в том числе недвижимости) можно разделить на три основные группы.Важно, чтобы кандидат смог подтвердить опыт, заявленный в резюме, объяснить, как он добивался достигнутых результатов на других местах работы.
Поэтому первая группа – вопросы на логику. Верного ответа на них нет, поэтому неопытному кадровику трудно будет почерпнуть из рассказа соискателя полезную информацию. «Назовите три плюса и три минуса важных задач», «что вы выберете между успешным завершением сделки и сохранением репутации» или просто «что вам нравится в продажах?» — важно не то, что ответит собеседник, а то, как он это обоснует.
Вторая группа – проективные вопросы. Как правило, это предложение смоделировать ситуацию. И да, предложение «продайте мне шариковую ручку» тоже вполне можно выдвинуть. Более сложные варианты, которые позволят извлечь информацию поинтереснее: «как выявить потребности клиента и можно ли сформировать дополнительные», «какие вы знаете способы успешного завершения сделки». Или: «примеры и причины ваших профессиональных неудач». Пусть человек покажет, что он умеет делать выводы – это более чем ценно в любой работе.
Наконец, стоит определить уровень мотивации продажника. «Вас подводит коллега, ваши действия?», «ваше достижение номер один, обоснуйте». Есть ли у кандидата критерии оценки собственной работы, как он понимает, что успешен? Менеджер по продажам обязательно должен иметь личную заинтересованность (я теперь меняю машину раз в год, а не раз в три – значит, я на коне), а не плестись за KPI (не моего ума дела оценивать свою работу, для этого есть руководитель и бонусы).
Хороший продавец обладает энтузиазмом, может даже говорить сгоряча, но без перебора – искусственность легко распознать.
Надежда Михина, партнер по развитию бизнеса кадрового агентства ProPersonnel.
Самые важные компетенции, которые мы определяем и оцениваем у менеджеров по продажам, это:
• инициативность
• умение принимать самостоятельные решения
• умение убеждать
• способность продавать
• стрессоустойчивость
• коммуникабельность
Также важно обратить внимание на дополнительное образование, длительность работы на каждом месте, причины поиска работы.
На собеседовании с этими специалистами мы задаем довольно много вопросов.
Вот некоторые из тех, которые, по нашему мнению, надо задать обязательно:
• Каким вы представляете свой рабочий день?
• Назовите ваши самые сильные личные качества.
• Что выделяет вас как специалиста по продажам?
• Как вы собираетесь искать новых клиентов?
• Как вы отслеживаете изменения в своём сегменте продаж?
• Что вас наилучшим образом мотивирует в работе?
• Как вы справляетесь с трудностями? Расскажите о «чёрных» полосах в вашей работе?
Кроме вопросов, мы также обращаем внимание на внешний вид – одежда, обувь, причёска, маникюр, ведь менеджер по продажам – это лицо любой компании. Обязательно слушаем речь соискателя, анализируем, как он строит фразы, прислушиваемся к его манере изложения мыслей.
Очень важно, чтобы в процессе диалога кандидат вёл себя уверенно, не опускал глаза в пол, не теребил волосы и уши, не строил «преграды» руками.
Фокина Снежана, учредитель и Генеральный директор ВЕНДЕРЕ ГРУП.
Менеджеров по продажам люблю лично собеседовать. Потому что это тот человек, который будет «лицом компании» и приносит деньги, от результата его работы зависит развитие компании.
Помимо стандартных — о вредных привычках, хобби, какие книги читает, что делает после работы, о 5 ступенях продаж, задаю на личном собеседовании следующие вопросы:
— Что для Вас значит развитие? Сами любите развиваться? Расскажите подробнее.
Почему это важно – менеджерам предстоит общаться с лицами принимающими решения, в 50% случаев это сами собственники малого и среднего бизнеса. Если менеджер в век галопирующей информации будет обладать знаниями 2-5-летней давности, то шансы совершать успешные сделки с высоким чеком будут стремиться к нулю.
Так же люблю проверять, насколько человек готов не только брать, но и отдавать. В этом случае задаю такой вопрос:
— Наша компания готова вкладывать деньги в образование и повышение квалификации сотрудников. Но в замен с ним подписываем договор, в котором прописываем, что после обучения можете уволиться из компании, компенсировав в 3хкратном размере оплату или отработав минимум 1,5 года. Готовы ли к этому?
— Готовы ли Вы отвечать не только за свой результат, а за результат работы каждого сотрудника компании – другого менеджера в отделе продаж, бухгалтера, секретаря или курьера?
Этот вопрос приготовила и буду задавать менеджерам нового проекта, который у стартует осенью, потому что начали внедрять в компании технологию безокладной оплаты труда. Такая уже внедрена и работает в компании у Аяза Шабудтинова, Максима Гральника и этому обучает Ирина Нарчемашвили — у нее контроль за работой трех международных компаний занимает всего 3 дня (!) в месяц.
Собеседование – стресс для соискателя. Поэтому важно так же понимать и оценить насколько человек готов к восприятию новой информации в стрессовой ситуации и готов продуктивно мыслить и анализировать:
— Мы производим и поставляем наукоемкое оборудование, используется на производствах с конвейером. Скажите, кто наши клиенты? Какие каналы продаж лучше использовать? Объясните почему.
— У Вас есть семья? Есть ли дети? Если нет, то планируете ли и когда?
Обязательно задаю такой вопрос не зависимо от пола и возраста соискателя. Потому что это дает понять – насколько человек стабилен и настроен реализовать себя не только в работе, но и в семье. Потому что в коллективе нет места чайлдфри – сама мама и с удовольствием беру на работу людей, которые детей любят.
Владимир Афанасьев, Коммерческий Директор ICE Partners.
Найм и тестирование менеджера по продажам — это отельная песня. Тут важно понять не что у него было в прошлом, старые ордена-медали не особо интересны, а готов ли он «свернуть горы» в будущем. У меня есть три любимых вопроса.
1. Сколько у тебя прожиточный минимум?
Таким образом можно определить желаемый и комфортный для человека фикс. Большинство говорят про 50-60 тысяч. Тут возникает еще вопрос – а может человеку и минимума достаточно? А мы же ищем супер-мотивированных сейлзов! Тогда начинаешь обсуждать фикс процентов на 10-15 ниже заявленного и смотришь на реакцию. Если начинается сопротивление и паника — не нацелен кандидат на рост. Будет отрабатывать только фикс.
2. Сколько ты хочешь зарабатывать?
Кто-то говорить 120 тыс, кто-то 180. Для меня это знак что, дойдя до этой цифры человек войдет в «зону комфорта» и остановится. Лучший ответ – «Ограничений нет».
3. Какая у тебя мечта?
Про летчиков-космонавтов, как все хотели в детстве мало кто говорит. Люди взрослые, мир жестокий и материальный. Называют что-то материальное, что можно купить за деньги. И тут внимание на предыдущий вопрос. «Хочу остров в Индийском океане» никак не соотносится с максимальной зарплатой в 120 тыс. Точно не сработаемся.
Выбирать из нескольких кандидатов не приходилось ни разу. Если человек подходит, говоришь ему сразу ДА. Если нет, тоже сразу. К фразе – «Мы вам перезвоним» сводится очень редко.
Обязательно нужно отметить, что мы ищем людей на продажу сложных B2Bпроектов. Для простого «выписывателя» счетов на входящем трафике, нужны совсем другие качества.
Дмитрий Чернов, охранное предприятие «Цезарь».
На собеседовании кроме стандартных вопросов по анкетным данным, я задаю несколько творческих. Прошу рассказать несколько историй, одна из которых должна быть вымышленной — это позволяет оценить скорость мышления кандидата и то, насколько красиво и уверенно он может «врать» (не секрет, что продажники любят преувеличивать свойства своего продукта).
Мне интересны хобби, увлечения и неофициальный опыт работы. Я сам могу не впечатлить трудовой книжкой, но у меня богатый опыт работы в различных проектах. Многие люди, особенно молодые, стесняются или забывают такой опыт показывать.
Банальным творческим приемом проверки навыков продаж является задание продать ручку. Несмотря на то, что этот прием показ во множестве художественных фильмом, разобран во всех хрестоматиях по продажам, отнюдь не все соискатели знают, с какой стороны подступиться. Кроме того, продолжение «продажи ручки» позволяет оценить как и насколько человек может и умеет торговаться, готов ли воспользоваться случаем и сделать дополнительную продажу или увеличить объем поставок.