какие вопросы задают на собеседовании в суворовское училище
КАДЕТ
Этот блог для кадетов или для тех кто хочет стать кадетом. Если хотите найти в моём блоге полезное, то пользуйтесь бродилкой, для вашего удобства, она публикуется через каждые 14 сообщений
среда, 3 сентября 2014 г.
Прохождение психолога при поступлении в кадетский корпус
если бы мы с мамой заранее не подумали над тем, о чём, скорее всего, будут спрашивать, я бы не ответил ни на один вопрос. Волнение происходит по непонятным причинам. Вроде я ничего не боялся, и психолог была приятного вида, да и вопросы задавала несложные, а вот вдруг всё в памяти блокировалось, и, несмотря на нашу подготовку, маме даже пришлось кое-что мне подсказывать.
Какие вопросы мне задавали?
— Хочешь ли ты учиться в кадетском корпусе?
— Что ты знаешь про наш кадетский корпус?
— Кем хочешь быть?
— Любишь читать? Какую последнюю книгу прочёл? Автор книги?
— Друзья есть? Сколько? А девочки среди твоих друзей есть?
— Чем-нибудь дополнительно, кроме уроков занимаешься?
Наверно, могут быть и другие вопросы типа: «Сколько человек у вас в классе?», « В какой школе ты учишься?», « Знаешь ли свой адрес?»
Кроме того, был внимательно рассмотрен мой дневник. Там у меня 3 дня подряд было записано одно и то же замечание: «Качался на стуле». А на четвёртый день: «Упал со стула!».
Прочитав это, ни один взрослый не может не сказать что-то ехидненькое. И, главное, ни кому ничего не докажешь!
Отдельно беседовали с мамой, не очень помню о чём, но что-то вроде «Почему вы решили отдать учиться своего ребёнка в кадетский корпус?»
Психологу важно убедиться, что перед ним нормальные, без отклонений, глупостей и заморочек люди. Поэтому, подумайте, как на эти вопросы отвечают нормальные люди или лучше подумайте, что психолог хотела бы услышать в ответ.
Не нужно рассказывать, что вы ещё не знаете, хотите ли вы учиться в кадетском корпусе или нет или, что вы хотите стать охранником, потому что охранник ничего не делает и у него есть куча времени, чтобы торчать в интернете.
Не нужно рассказывать, что вы уже давно ничего кроме интернета не читали. Выучите наизусть название какой-нибудь не очень известной книги и выучите имя автора этой книги, а ещё поинтересуйтесь, про что эта книга и всё будет прекрасно.
Не нужно рассказывать, что у вас есть много друзей и все они близкие. Скажите что у вас 2 близких друга и много приятелей.
Последний вопрос тоже следует обдумать заранее, потому что если вы заранее не вспомните, что учитесь в музыкальной школе, ходите в секцию баскетбола или в художественную школу, то в нужный момент вам может показаться, что вас спрашивают вообще не об этом, а о чём-то гораздо более возвышенном.
Вот и всё. После беседы с психологом не ждите результатов, вам их никто не объявит, просто начинайте готовиться к следующим испытаниями (экзаменам).
А я об этом расскажу в другой раз.
Как поступить в Суворовское военное училище. Опыт 2016 года
Тонкости и нюансы поступления в Екатеринбургское суворовское училище, которые вы не найдёте на официальном сайте училища.
Где и как получить информацию о подаче документов
Не надейтесь на информативность официального сайта Екатеринбургского Суворовского училища! Просматривая сайт, вы не найдете там никаких подробностей и рекомендаций связанных с поступлением.
Рекомендация – непрерывно дозванивайтесь до приёмной комиссии, если есть желание, то сходите лично. Некоторые их рекомендации пытайтесь перепроверить, поскольку на один и тот же вопрос у приемной комиссии могут быть разные ответы. Надоедайте вопросами… это вам поможет при формировании комплекта документов и подготовке к поступлению.
Медицинские документы
Перечень медицинских справок и документов, которые необходимо представить при поступлении, есть на сайте Суворовского училища. Не удивляйтесь, но документы действительно нужно сдать именно в бумажно-картонном скоросшивателе без пластиковых файлов, по описи. Медицинские документы отдельно в файле.
Первое впечатление о высоких требованиях к здоровью на практике не находит своего подтверждения! Пролеченный эрозивный гастродуоденит, небольшая форма плоскостопия, заикание, ношение очков, повышенная полнота, весенняя дыхательная аллергия и многое другое, что пугает родителей, нисколько не впечатляет врачей училища.
Вывод – медицинские требования не столь суровы, а дотошность и скрупулёзность врачей из приёмной комиссии носит условный характер, а посему, если у ребёнка нет инвалидности, вероятнее всего он годен для поступления. Фраза «строгий медицинский отбор» не очень-то похожа на правду.
Даты подачи документов и экзаменов
* Подготовка «личного дела» до 31 мая.
* Можно готовить мед.документы (кроме анализов) уже с января.
Есть нюанс по пункту «справки из психоневрологического, наркологического и противотуберкулезного диспансеров»:
После 20 июня училище начинает обзвон кандидатов: сообщают дату экзаменов. (Нам позвонили за 6 дней). Экзамены проводятся с 01 по 12 июля включительно (с понедельника по субботу).
* На экзамене обязательное присутствие законного представителя ребенка: родители (хоть всей семьей), либо другой взрослый по доверенности.
* Экзаменационный день (описан ниже) начинается с 8.00 и заканчивается в 17-18 часов итоговым собранием.
Как проходит экзаменационный день в Суворовском училище
О чём умалчивают на сайте суворовского училища?
В первую очередь, о сути экзаменационного тестирования, технологии его проведения и методике подсчета баллов, распорядке экзаменационного дня.
На сайте полностью отсутствует описание особенностей тестирования и требования к уровню подготовки детей. Всё в стиле – догадайтесь сами и надейтесь на удачу.
Распорядок проведения экзаменационного дня
— Прибытие к 8.00. Вход в училище по списку.
— С 8.00 до 8.30 – регистрация прибывших.
При себе необходимо иметь:
* Табель (на бланке) из школы за 4 класс, подписанный директором школы, классным руководителем и печать.
* Медицинскую карту (толстая тетрадь) из детской поликлиники.
* Спортивную обувь и одежду (по погоде).
* Канцелярские принадлежности (ручка, карандаш, ластик, линейка).
— С 8.30 до 9.00 информативное обращение руководителей училища. Будет объяснено, в каком порядке будет проводиться экзамен. Объяснят, где туалеты, буфет и т.п. организационные вопросы.
Здесь же, прямо перед родителями, вскроют конверт с экзаменационными билетами (на каждый экзаменационный день они отдельные).
— В 9.00 всех детей строем уводят на экзамены и тестирование.
Родители могут позавтракать в буфете, а после этого будет то самое собеседование с врачами, о котором писалось ранее.
После беседы с врачом, родители свободны до 12.00 – 12.30. Можно остаться тут же в актовом зале, посмотрев рекламные ролики о суворовцах и фильмы о войне, а можно выйти из училища.
— С 9.00 до (примерно) 10.00 у детей будет проводиться психологическое тестирование.
Всех детей посадят в аудиторию и предложат три теста. Мы эти тесты не видели, но со слов ребёнка тестирование носит следующий характер:
* Второй тест – Психолог читает вопросы вслух, а дети отмечают один из вариантов ответа. Например: «как ты ведешь себя в большой компании?»
* Третий тест – «Продолжи предложение», примерно 20 заданий, успевают сделать 11-15. Например, «Вечером я обычно….».
! Психологический тест не влияет на баллы для поступления, но по его итогам делается общее заключение «не рекомендовано/рекомендовано обучение в СВУ», которое родителям доводится лишь вечером на итоговом собрании.
Предполагается, что при помощи такого тестирования Приёмная комиссия сможет отсеять детей неспособных «к жизни с ограничениями», «подчиняться», «ужиться в коллективе».
В чём тут проблема? Проблема в том, что ни один ребёнок никогда не проходил такое тестирование. Для всех без исключения это невиданное и малопонятное мероприятие. И все дети по-разному отнесутся к нему. Кто-то посчитает вопросы глупыми и также глупо ответит, другой начинает великомудрствовать, третий зажимается и отвечает невпопад…
Рекомендация – ребёнку нужно показать подобные тесты, нужно порешать с ним логические задачи, возможно, следует пройти тестирование у профессионального психолога, хотя бы для тренировки.
— С 10.00 и (примерно) до 11.00 у детей проводится письменное тестирование по билетам-заданиям, которые были в «секретном пакете». (Математика, Русский язык, Иностранный язык)
По каждому предмету 4 задания, одно из заданий повышенной трудности. Тесты вполне себе обычные, которых много на просторах интернета, но могут быть и неожиданности.
Что было неожиданностью:
Задания по русскому языку были не только тестовые, но и на знание теории. Например, такой вопрос: «в чем отличие предлога от приставки». Ребёнок сам должен сформулировать и написать полный ответ.
Задания по математике не показались сложными, но всё же это были задачи (опять-таки не тестовый вариант, когда выбирается правильный ответ).
Задания по английскому тестовые.
— После письменной части у детей медосмотр: допуск к сдаче минимума по физкультуре.
* Подтягивание в спортивном зале. Минимальный норматив 5 раз, максимальный – 10. Тому, кто может больше, всё равно не дадут этого сделать. Десять раз это пятёрка, и значит достаточно.
На финише всех встречает врач с аптечкой и нашатырным спиртом.
— В 12.30 детей отдают родителям примерно на 1,5 часа, можно пообедать в столовой училища или выйти за пределы училища.
— В 14.00 детей забирают на 3-3,5 часа на устный экзамен. Эта часть является самой главной и определяющей частью всего экзаменационного дня.
С каждым ребёнком проводит собеседование учитель-предметник. По факту, беседа строится на основе анализа письменного теста по данному предмету. По русскому языку спрашивают правила, по математике – пояснения, почему и как решал задачи, по английскому языку: нужно было ответить на вопросы о себе.
— Примерно в 17.15, после того, как дети все сдали устный экзамен, они возвращаются в клуб и минут через 7–10 Приёмная комиссия готова представить итоги испытаний.
Скорость работы приемной комиссии настораживает в части тщательности и скрупулёзности обсуждения результатов тестирования. Судя по всему, в наличии простой «технический конвейер», где нет места обсуждению и взвешенному принятию решений.
Приёмная комиссия озвучивает, кто попал в конкурсный список и с какими баллами, а затем зачитывается список не попавших, с названием причины.
Попадание в конкурсный список не означает, что ребёнок принят в Суворовское училище. Просто это тот список, из которого потом будут выбирать тех, кто поступит.
По нашему примеру: в один конкурсный день из 45 детей 7 не сдали физ.минимум, примерно 7-10 было «не рекомендовано» психологами, 21 – не сдали предметы. Чтобы попасть в конкурсный список, нужно было набрать минимум 29 баллов, а максимум был озвучен 50 баллов.
Способ оценки и подсчет конкурсных баллов
Для нас он также был неожиданным (в связи с отсутствием информации на сайте училища):
— Каждый основной предмет (Математика, Русский язык, Английский язык) оценивается максимум – 10 баллов. Эти 10 баллов в последующем интерпретируются в обычной пятибалльной системе, например, 5–6 баллов это тройка, 3–4 это двойки (неудовлетворительно).
Как начисляются баллы, было не совсем понятно. Но в личной беседе с заместителем начальника по учебной части нам пояснили: письменная часть – это не экзамен, а подготовка к устному экзамен (!).
На устном экзамене, если ребенок не смог ответить развернуто по письменной части, то его письменный ответы не засчитываются.
— За физподготовку – рассчитывается средний балл (максимум – 5 баллов).
— К экзаменационным баллам прибавляется средний балл из табеля за 4 класс. Может быть, например, 4.3 или 4.8 баллов (максимум – 5 баллов).
— За грамоты: учитываются только «предметные» и за спортивные достижения, но с обязательным указанием занятого призового места. Просто за участие – не учитываются.
Кто в итоге имеет шанс поступить в Суворовское военное училище в Екатеринбурге
В конкурсе в 2016 году участвует примерно 400 человек, набирают 80 курсантов.
Если учесть, что в конкурсный список к концу экзаменов попадает 150-170 человек, то чтобы оказаться в числе 80 счастливчиков, вероятно, (с учетом принимаемых в училище льготников) потребуется набрать более 40 баллов.
А теперь можно посчитать: пусть средний балл за 4 класс «5», и физподготовку сдал отлично – «5», в отсутствии грамот городского/областного значения нужно сдать предметы на «10», чтобы в итоге было 40 баллов. По итогу трёх дней сдачи экзаменов никто не смог сдать на «10».
Как же в этих условиях набрать больше 40 баллов?
Вывод: нужны грамоты! И не просто нужны, а жизненно необходимы. Именно грамоты становятся ключом к поступлению в училище. И чем больше их, тем лучше.
О, сколько нам открытий чудных, готовит… поступление в Суворовское училище.
Вам поведают о том, что поступают лишь дав взятку, упоминая суммы от 150 и более тыс. руб. Обязательно будет версия о пустой затее, поскольку список тех, кто «уже поступил» составлен, а все остальные поступающие нужны лишь для массовки.
Да, это лишь людская молва, это те самые «кухонные разговоры», которые «к делу не пришьёшь». Но именно эти разговоры и составляют суть [бытового] имиджа Екатеринбургского суворовского училища. О поступлении в него или «ничего неизвестно», или «о взятках и блате».
Это грустно. Но что более всего удивляет, так это руководство училища, которое живет так, как будто оно в полном неведении о существующем имидже училища.
Казалось бы, руководители Суворовского училища должны инициировать перед Министерствами обороны и образования изменения в методике проведения конкурсных испытаний, поскольку, на мой взгляд, именно их ущербность, даёт повод людям думать и говорить о якобы нечистоплотности Приёмной комиссии, работающей на «нужный список». Но нет, похоже, что руководству училища всё нравится… им работается легко и удобно.
А собственно, в чём ущербность? Быть может, это злые языки пустое наговаривают?
Может и «пустое», но… ведь наговаривают!
Об официальном сайте ЕСВУ
Не надейтесь на информативность официального сайта Екатеринбургского Суворовского училища (ЕСВУ). Просматривая сайт вы не найдете там никаких подробностей и рекомендаций, связанных с поступлением.
О чём умалчивают на сайте училища? В первую очередь о сути экзаменационного тестирования, технологии его проведения и методике подсчета баллов, распорядке экзаменационного дня. На сайте полностью отсутствует описание особенностей тестирования и требования к уровню подготовки детей. Всё в стиле – догадайтесь сами и надейтесь на удачу.
Казалось бы, что может быть проще, чем сделать сайт информативным, но нет… видимо, военная скрытность и конспирация в крови у руководства ЕСВУ и так просто они «тайны» не выдают. Поэтому, чтобы хоть как-то подготовиться к поступлению в ЕСВУ вам потребуется многократно дозваниваться до приёмной комиссии, выясняя, что и как следует понимать и сделать.
О «строгом» медицинском отборе
Конечно же… конечно, на сайте нет никакой информации и об ограничениях по здоровью для поступающих в ЕСВУ. Там есть лишь сухой перечень документов, без комментариев и гуляющий по городу слух о «строгом медицинском отборе»
Родители с испугу пытаются «договориться» с врачами.
Но по факту оказывается, что первое впечатление о высоких требованиях к здоровью не находит своего подтверждения. К примеру, пролеченный эрозивный гастродуоденит, средняя степень плоскостопия, заикание, ношение очков, повышенная полнота, весенняя дыхательная аллергия и многое другое, что пугает родителей, нисколько не впечатляет врачей училища.
«Секретный пакет»
Утром, в день поступления, перед изумлёнными родителями начальник ЕСВУ вскрывает секретный пакет с экзаменационными заданиями. «Вот вам пакет»… «я его вижу впервые»… Ножницы… вскрытие… три листочка.
Честно говоря, вскрытие этого «секрета» неубедительно и больше всего походит на фарс-шоу. Маловероятно, что хоть кто-то из присутствующих поверил в полной мере, что этот конверт действительно вскрыли впервые. Тут бы желательно присутствие независимого участника – возможно, кто-то от Мин. Образования области или областной омбудсмен, или любой другой человек, но не связанный с училищем.
В дело вступают психологи
Предполагается, что при помощи психологического тестирования, Приёмная комиссия сможет отсеять детей неспособных «к жизни с ограничениями», «подчиняться», «ужиться в коллективе».
Осуществить контроль за объективностью выводов психологов невозможно, а непрозрачность и непроверяемость такого тестирования вполне могут служить почвой для «тестовых махинаций». Результаты тестирования вам покажут, лишь вечером после экзаменов, если вы об этом попросите(!), но, не будучи психологом, вам будет трудно сформулировать значимые аргументы о возможной необъективности психологов.
Со слов уже «протестированного» ребёнка психологическое тестирование (в течение часа) выглядит так:
В чём тут проблема? Проблема в том, что ни один десятилетний ребёнок никогда не проходил такое тестирование. Для всех без исключения это невиданное и малопонятное мероприятие. И все дети по-разному отнесутся к нему. Кто-то посчитает вопросы глупыми и также глупо ответит, другой начинает великомудрствовать, третий зажимается и отвечает невпопад…
Сомнительность такого тестирования очевидна, в особенности, если принять во внимание, что индивидуальных(!) бесед психологи не проводят.
(Из опыта: в один из экзаменационных дней, когда тестировалось 45 чел, около 10 чел не сумели-таки пройти психологическое тестирование. «Не такие» они какие-то оказались. И что характерно – обжалованию не подлежит, вердикт окончательный)
Экзамен! Ну… как бы экзамен.
Удивляет, что экзамены по всем предметам проходят в один день. Это сурово! Такого нет даже у старшеклассников.
Нужно сказать, что на попытки получить на руки или хотя бы посмотреть письменные тестовые ответы ребенка заканчиваются ничем. В ответ будет лишь недоуменно: «мы их не показываем… странно, что вы об этом просите».
При этом, руководство вам объяснит, что тестовая часть она не основная(!) и служит лишь подготовкой к устному собеседованию.
(Зачем же тогда был нужен секретный пакет с заданиями. и шоу с его открыванием?)
Уверенно можно сказать, что устная часть экзамена не является объективной(!) оценкой знаний. И в этом нет никаких сомнений.
Это полностью неконтролируемая часть экзамена, совершенно непрозрачная, окутанная личными убеждениями и субъективными предпочтениями экзаменатора беседующего наедине с ребёнком-кандидатом.
Именно закрытость и субъективность устной части экзамена даёт людям пищу для раздумий и бесед о взяточничестве и кумовстве, якобы процветающем в Суворовском училище.
Дети 10 лет, окончившие 4 класса, не имеют опыта устного доказательного ответа.
Всё что они делали в течение 4-х лет обучения, это писали письменные контрольные работы по всем предметам. Иного способа контроля знаний в младшей школе не предполагается и, следовательно, дети не имеют опыта устного аргументирования.
Отвечая устно, десятилетний ребёнок легко сбивается, зажимается, путается, не сумев хорошо сформулировать ответ. Он может забывать слова или же неправильно их использовать. Дети, они разные – одни более раскрепощённые, другие позажатее, одни пугаются ошибок, а другие напротив… все они разные, но это лишь характеризует их психолого-эмоциональный уровень, но никак не знания по предмету.
Конечно, экзаменатор прав, конечно, это «значимая» часть, а непросто часть слова, и она не просто меняет слово, а меняет «смысл» этого слова, но…
Но нужно помнить, что ребёнок ещё не понимает смысл слова «Смысл»… к тому же он может забывать «сложные», на его взгляд, слова или считать их неважными для ответа. Он имеет лишь опыт написания письменных диктантов и изложений. Другого опыта дети из младшей школы не имеют.
Ну и главное – если бы на официальном сайте были бы представлены требования к подготовке по теории русского языка, то родители бы подготовили ребёнка к таким требованиям. Но на сайте пустота.
В результате получаются экзаменационные «каламбуры».
Например, ребёнок полностью и без ошибок решил тестовую часть по математике. Решил легко, назвав весь тест очень простым. Однако на собеседовании экзаменатор задал вопрос «Расскажи, как ты решил второе задание», и ребёнок ответил – «я не помню», на что экзаменатор продолжил: «ну что ж, тогда такой вопрос…», а потом ещё один вопрос.
Ребёнок с испугу, что он не ответил на первый вопрос, зажался и, заикаясь, невпопад стал отвечать на последующие вопросы, подспудно продолжая вспоминать ответ на первый вопрос. В итоге – знания по математике оценены на «тройку».
После экзаменов на вопрос: «как такое могло случиться, что ты не помнишь, как решал задачу?» ребёнок отвечает, что «забыл какое задание было вторым(!)».
Возникает вопрос: решив полностью и без ошибок тест по математике, действительно ли ребёнок плохо знает математику? Можно ли считать это объективной оценкой знаний?
Возможно, этот ребёнок легко и непринужденно может решить все задания за все экзаменационные дни, не сделав ни одной ошибки, но(!) устно… устно он ещё не может быть таким же ловким. А должен ли?
———————
Любой грамотный педагог однозначно подтвердит, что экзамен будет вполне репрезентативным, и соответствовать требованиям, предъявляемым к младшей школе, если по математике будет контрольный тест из 10 – 12 заданий, два из которых будут несложными, 4 задания средней сложности, а оставшиеся повышенной трудности. При этом возможно, 1-2 последних задания должны быть максимально трудными (для выявления гениев).
Понятно, что экзамен по русскому языку, в форме диктанта из 5-6 предложений различной степени сложности, диктанта словарных и трудно проверяемых слов, а также тест-задания по разбору слов и частей предложения более приемлем, нежели устная беседа с испуганным и уставшим за день ребёнком.
Именно такая форма экзаменов будет значительно более объективна и открыта, что не даст людям повода для сомнений в части жульничества и подтасовок.
———————
Способ оценки и подсчет конкурсных баллов
Это так же было неожиданным (в связи с отсутствием информации на сайте училища):
Руководством ЕСВУ, перед экзаменами было объявлено, что для включения кандидата в конкурсный список нужно набрать минимум 29 баллов и максимум 50 баллов. Попадание в конкурсный список не означает, что ребёнок принят в Суворовское училище. Нет. Просто это тот список, из которого потом будут выбирать тех, кого возьмут.
Но (из опыта) по итогу первых трёх экзаменационных дней никто из детей, ни по одному предмету, не смог набрать 10 баллов. Если учесть, что в конкурсный список к концу экзаменов, из 500 претендентов, попадает 150-170 человек, то чтобы оказаться в числе 80 поступивших счастливчиков (с учетом принимаемых в училище льготников), потребуется набрать более 40 баллов
Как же, в этих условиях, набрать больше 40 баллов, необходимые для поступления?
Вывод: вероятно, нужны грамоты! И не просто нужны, а жизненно необходимы. Именно грамоты становятся ключом к поступлению в училище. И чем больше их, тем лучше.
Чрезвычайно сомнительная часть оценивания. 2 балла дополнительно за каждую областную грамоту! Это невероятно. При этом не имеет значения, будь то приз за бросание мячика на дальность (начальная секция баскетбола) или же «олимпиада» организованная областью между первоклассниками «на сложение» и «вычитание».
Первое, что приходит на ум – любая грамота хоть всероссийская, хоть областная и тем более низшего уровня никогда и нигде не регистрируется. Это грамоты детского уровня. Это «ни о чём». Следовательно, проверить «подлинность» грамоты невозможно. А договориться, например, с некоторыми тренерами о нужной грамоте не очень сложно. В конце концов, это ведь не медаль и не кубок из золота.
С другой стороны, печать и подпись легко подделать на хорошем принтере, а бланков грамот хватает в магазинах. Разве при приёме документов проводится экспертиза грамот? Нет. У училища на это нет ни средств, ни желания.
Стало быть: есть грамота – орёл, нет грамоты – твои родители вялые неудачники.
Какие можно сделать выводы?
Правда ли то, что говорят люди на улице? Правда ли, что попасть в Суворовское училище без связей и взяток невозможно? Ответить на эти вопросы нельзя ни утвердительно, ни отрицательно.
Но повод… Повод к таким разговорам есть, он существенен и значим!
И почему–то на ум приходит житейская мудрость о том, что всё же «нет дыма без огня».
Прекратить всю эту «имиджевую вакханалию» может лишь Министерство обороны и руководство училища, которым должна бы небезразлична судьба старейшего учебного заведения города Екатеринбурга. А как подтолкнуть их к изменениям, как сделать так, чтобы они хоть чуть-чуть шевельнулись, осознав, что работают они с детьми и для детей, это вопрос вопросов