Каковы моральные параметры педагогической проблемы
Педагогическая этика: как поступать учителю в сложных ситуациях?
Работа учителя не всегда соответствует требованиям и нормам педагогической этики, ведь далеко не у каждой дилеммы существует простое решение. Но нужно понять: важно не только то, чему вы учите, но и то, как вы это делаете, какой пример подаете детям.
Классические моральные дилеммы для педагога
Трудности в работе с учениками
Сложные ситуации и конфликты с учениками могут возникнуть даже у хорошего учителя. Причины бывают разные, но чаще всего встречаются четыре:
Как научиться лучше действовать в сложных ситуациях?
Приходите повышать квалификацию к нам в АНО «НИИДПО». Хотя обучение проходит полностью в дистанционном* формате (чтобы вы могли сочетать его с работой), вы сможете общаться с коллегами — другими слушателями и экспертами, опытными педагогами. У вас будет возможность обмениваться опытом и просить совета, обсуждать трудности, с которыми вы сталкиваетесь на работе.
И, конечно, вы получите знания, которые помогут научиться правильно действовать в сложных ситуациях.
Для вас могут быть полезны программы:
Нужна помощь в выборе программ обучения? Обратитесь к специалистам приемной комиссии нашего института.
Окончив обучение и пройдя итоговое тестирование, вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца — оно пригодится вам и при трудоустройстве, и при прохождении аттестации.
Приходите учиться к нам!
* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Доклад на тему: «Педагогическая мораль и ее проявления в деятельности педагога.»
Педагогическая мораль и ее проявления в деятельности педагога.
Сущности и функции педагогической морали.
Каждый поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и не безразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.
Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся меж собой в сложных взаимоотношениях. Для того, чтоб эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали обязана обладать внутренней согласованностью, то есть общие и частные нормы, правила и обычаи обязаны составлять единое целое.
Педагогическая мораль – это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к собственной профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Она выступает одним из регуляторов поведения учителя в педагогическом труде. Система требований педагогической морали является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, педагогическим коллективом и перед своим призванием.
общественная норма педагогической морали является широким и содержательным требованием, обхватывает более обычные ситуации и представляет более обширное требование в отношении учителя к педагогическому труду, учащимся и их родителям, коллегам, что даёт общее направление его поведению. Частная нравственно-педагогическая норма обобщает более узенький круг отношений и фактов поведения учителя и раскрывает часть содержания и объёма требования, заключённого в той либо другой общей форме.
Нравственное сознание педагога.
Нравственным сознанием именуется осознание норм собственного поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности свойств человеческой личности, что закрепляется во взорах, представлениях, чувствах и привычках. Публичное сознание даёт обобщённое теоретическое и идеологическое обоснование морали как публичного явления; в личном нравственном сознании отражается ещё и специфика той среды, с которой человек постоянно взаимодействует.
Нравственные взоры учителя характеризуются полнотой и устойчивостью. Одним из частей нравственного сознания учителя является осознание им нравственных ценностей и осмысление того, как осуществляется восприятие этих ценностей его воспитанниками. Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности.
Педагогическая этика разглядывает нравственные убеждения как моральные знания, ставшие нормой поведения учителя, его своей позицией в системе отношений к обществу, собственной профессии, труду, коллегам, учащимся и их родителям. Учитель не может ограничиваться знанием нравственных норм и принципов, хотя они и являются условием правильной ориентации в реальности – он обязан иметь твёрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника.
Этические знания и нравственные взоры стают убеждениями личности в процессе социальной практики и под действием объективных условий трудовой деятельности. Требованиям профессиональной педагогической этики отвечает убеждённость, органически сочетающаяся с подлинной сознательностью, принципиальностью и требовательностью к себе.
В профессиональной педагогической этике нравственные чувства учителя рассматриваются как эмоциональная сторона его духовной деятельности, характеризующая наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства выступают как средство формирования личности и как одна из задач нравственного воспитания. Нравственные чувства учителя можно условно поделить на несколько групп в согласовании с отражаемым объектом. В группе чувств, регулирующих отношение педагога к свое профессии, выделяются чувства профессионального долга, ответственности; самокритичность, гордость, честь и др. Определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии; наконец, необыкновенную группу составляют чувства, отражающие отношение к участникам педагогического процесса.
Нравственные дела педагога.
В базе нравственных отношений лежат зависимости меж предписаниями долженствования и субъективным восприятием этих предписания личностью, меж личностными и публичными интересами. Нравственные дела регулируются моральными принципами, нормами, обычаями, традициями, получившими публичное либо групповое признание и усвоенные личностью в процессе ее коллективной деятельности.
изюминка нравственных отношений в том, что они имеют ценностно-регулятивный и конкретно-оценочный характер, то есть в них всё основано на моральной оценке, выполняющей функции регулирования и контроля.
В педагогической среде выделяются сферы, в которых нравственные дела имеют определённые особенности – сферу учебного труда, различного рода публичной деятельности педагогов и учащихся, сферу внешкольных контактов, общего досуга, сферу педагогических контактов учителей и др. Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи главным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое обширное взаимодействие с учащимися, их родителями, сотрудниками и т.Д.
Педагогическая мораль признаёт такие нормы взаимоотношений меж воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, владеющего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного действия педагога на воспитуемого – сочетание разумной требовательности и доверия к нему. В системе нравственных отношений в педагогической среде совсем важную роль играется взаимодействие учителя с ученическим коллективом, которые обязаны строиться на базе взаимопонимания и взаимоуважения, уважения учителем положительных традиций коллектива и чувства собственного достоинства каждого воспитанника. Естественно, фурор воспитания зависит и от влияния той наиближайшей микросреды, в которой живут и воспитываются дети.
Нравственная деятельность педагога.
Нравственная деятельность педагога, как и неважно какая духовная деятельность, владеет относительной самостоятельностью, тесновато связана с другими видами деятельности и может реализовываться в разных предметных формах: нравственное просвещение, организация нравственного опыта, нравственное самовоспитание.
В процессе нравственного просвещения школьников педагог проводит их ознакомление с основными неуввязками морали, критериями моральной оценки, раскрывает способности свободы выбора нравственного поступка и меру ответственности личности за своё поведение и т.Д.
Процесс нравственного самовоспитания представляет собой не лишь формирование недостающих привычек, но и ломку ранее сформированных негативных установок.
Педагогический такт как принципиальный компонент нравственной культуры учителя.
Переход от нравственного сознания к нравственной практике включает в себя особенный элемент нравственного творчества – педагогический такт. Нравственное творчество учителя включает в себя ряд компонентов, посреди которых важнейшими являются такие, как осмысление нормы и ее значимости в отношении к обществу, педагогической профессии; осмысление сложных событий ситуации, условия ее возникновения; необходимость выбрать наилучший вид поступка в согласовании с нравственно-педагогической нормой.
Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это постоянно творчество и поиск.
В числе главных составляющих частей педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высшую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
Этика в профессиональной деятельности педагога
Марина Владимирова
Этика в профессиональной деятельности педагога
Этика в профессиональной деятельности педагога.
Педагогическая эти
Педагогическая этика существует давно. Дело в том, что профессия педагога требует от человека не только профессионализма, но и высоких моральных качеств. Мораль и нравственность – основа педагогической этики.
Педагогическая этика являет собой самостоятельную единицу, которая направлена на регулирование деятельности и поддержание престижа профессии педагога. Современная педагогическая этика направлена на изучение характера нравственной деятельности педагога и нравственных отношений в профессиональной среде. Кроме того, она включает в себя разработку основ педагогического этикета.
Педагогическая этикадержится на трех столпах:
— Профессиональный педагогический долг.
Кроме основ педагогической этики, важна роль и профессиональная честь и в педагогике, которая является осознанием педагога своих профессиональных качеств, значимости, а также общественное признание, общественное уважение моральных заслуг и качеств педагога. Педагогическая мораль крайне важна для педагога. Это система общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях.
Педагогическая этика опирается на нравственность и нравственные убеждения. Она рассматривает нравственные убеждения как равносильный морали элемент, который стал нормой поведения педагога, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, воспитанникам и их родителям.
Еще одним элементом, входящим в педагогическую этику, является педагогический авторитет. Он напрямую зависит от морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе, политической и общеобразовательной подготовкой, общественной активностью, методами работы с родителями, поведением в быту, умением доброжелательно указать на ошибки коллегам по работе и своим воспитанникам, педагогическим тактом.
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей.
К педагогической деятельности применимы все основные моральные понятия, однако отдельные понятия отражают такие черты педагогических воззрений, деятельности и отношений, которые выделяют педагогическую этику в относительно самостоятельный раздел этики. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и и педагогический авторитет.
Справедливость вообще характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями; педагогическая справедливость имеет специфические черты, представляя собой своеобразное мерило объективности педагога, уровня его нравственной воспитанности (доброты, принципиальности, человечности, проявляющейся в его оценках поступков воспитанников, их отношения к образованию и воспитанию, общественно полезной деятельности.
Профессиональный педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В этом понятии концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению профессиональных обязанностей: осуществлять определённые трудовые функции, преимущественно интеллектуальные, правильно строить взаимоотношения с воспитанниками, их родителями, коллегами по работе, глубоко осознавать своё отношение к выбранной профессии, педагогическому коллективу и обществу в целом.
Основой профессионального педагогического долга являются объективные и актуальные потребности общества в обучении и воспитании подрастающих поколений. В профессиональном долге педагога запрограммирована необходимость творческого отношения к своему труду, особая требовательность к себе, стремление к пополнению профессиональных знаний и повышению педагогического мастерства, необходимость уважительного и требовательного отношения к воспитанникам и их родителям, умение разрешать сложные коллизии и конфликты.
Профессиональная честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчётливо. Если педагогом в своём поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
Наконец, педагогический авторитет – это его моральный статус в коллективе воспитанников и коллег, это своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитанников, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Уровень его определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к работе.
При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени. Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны;
а) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
б) соблюдать правовые нравственные и этические нормы;
в) уважать честь и достоинство воспитанников и других участников образовательных отношений;
г) развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию,
способность к труду и жизни в условиях современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни;
д) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
е) учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,
взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
ж) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих
добросовестному исполнению трудовых обязанностей;
з) проявлять корректность и внимательность к воспитанникам, их родителям
(законным представителям) и коллегам;
и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России
и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных
этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию воспитанников;
к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добро совестном исполнении педагогическим работником трудовых обязанностей,
а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма, безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного морально- психологического климата для эффективной работы.
Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению
коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример честности, беспристрастности и справедливости.
При выполнении трудовых обязанностей педагогическийработник не допускает:
а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по
признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства,
социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;
б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих
нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.
Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и добро желательным.
Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать уважительному отношению к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, соответствовать общепринятому деловому
стилю, который отличают официальность, сдержанность, аккуратность.
Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.
Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.
Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.
Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой (из портфолио) Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой Современный ритм жизни диктует определенные.
Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.
Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности воспитателя В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие.
Разработка вопросов к самоанализу профессиональной деятельности воспитателя за год Самоанализ воспитателя по определению профессиональной деятельности за ___ учебный год 1. Ф. И. О. ___ 2. Образование.
Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагога Рекомендации по составлению текстовой части заключения по результатам анализа профессиональной деятельности педагогического работника, аттестуемого.
Самоанализ профессиональной деятельности инструктора по физическому воспитанию Самоанализ профессиональной деятельности. Свою педагогическую деятельность я начала в 1977 году. В дошкольном образовании работаю 38 лет,.
Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя Я, Камышанская Инна Анатольевна, работая по проблеме «Развитие речи у детей дошкольного возраста через ознакомление детей с народным творчеством.
Проблемы педагогической этики
Каждый человек, проходя обычные этапы социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, формируется как личность. И от педагога, как человека, профессионально занимающегося воспитанием и обучением личности, зависит много на этом пути. Именно педагог имеет необыкновенную возможность открыть перед человеком жизненную карту. И от степени развитости этических, моральных устоев, уровня духовной культуры педагога зависит правильность выбранного пути.
Понятия «этика», «мораль», «нравственность» этимологически схожи. Древнегреческое понятие «ethika» (от ethos – дом, гнездо) является аналогом латинского слова «moralis» – этический (от mores – обычаи, нравы) [10]. Прежде всего этика имеет дело с ситуациями, которые ставят человека перед необходимостью морального выбора, и призвана помочь ему сделать собственный осознанный выбор. Абстрактные призывы быть при этом творческим, увлеченным, заботливым вряд ли окажутся в таких ситуациях полезными. Все, на что в данном случае можно рассчитывать, так это на понимание, что, сделав этот выбор, я совершаю добро, а сделав другой, совершаю зло.
Требования, предъявляемые в настоящее время современным обществом педагогу, весьма велики. О его профессиональных качествах судят не только по тому, насколько он владеет различными методиками, но и по тому, насколько хорошо он воспитан. Культурный человек, каковым мы хотим видеть педагога, должен владеть достижениями поведенческой культуры, уметь использовать ее в профессиональной деятельности и личной жизни. Учитель в нравственном отношении должен стоять выше общества [11]. Песталоцци считал, что истинный педагог должен уметь в любом ребенке обнаружить и развить положительные личностные качества, пропагандировать идеи трудового и нравственного воспитания [7].
Педагогическая этика рассматривает сущность основных категорий педагогической морали и моральных ценностей. Моральными ценностями можно назвать систему представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой характера жизненных явлений, нравственных достоинств и поступков людей. Среди этих категорий – профессиональный педагогический долг, педагогическая справедливость, педагогическая честь и педагогический авторитет [2]. Целенаправленное развитие педагогической этики способствует продуктивному взаимодействию учителя с обучающимися, родителями, коллегами и другими участниками образовательного процесса.
Если педагог руководствуется ценностью развития личности ребенка, он должен иметь возможность подбирать содержание образования для каждого индивидуально. Любая форма насилия способна исказить, затормозить или даже остановить развитие, которое у каждого ребенка имеет собственный темп и собственную «траекторию» [5].
Каждый ребенок неповторим, каждый ребенок особенный. И чтобы приоткрыть дверцу в мир детской души, необходимо правильно подобрать ключ. Но даже имея в руках ключ, было бы, наверное, неправильно думать, что эта дверь может легко открыться. Воспитатель должен уметь «влезть в шкурку ребенка», проникнуться его замыслами и интересами, быть близким ему по духу и эмоциональной отзывчивости. Завоевать доверие детей, стать поверенным их тайн можно только одним путем: уважая их самих, их секреты, мечты, интересы, переживания, стремления.
Последствия педагогических ошибок, некомпетентных педагогических воздействий негативно влияют на судьбу ребёнка и его близких. Жертвой врачебной ошибки может стать один человек. Но неизвестно, скольким людям может навредить человек, с ложным понятием добра и зла, настоящих ценностей. Удивительно, почему же тогда только клятва Гиппократа имеет место быть. Абсолютно естественным и необходимым является принятие клятвы, выражающей основополагающие морально-этические принципы поведения педагога.
К сожалению, у нас далеко не все учителя и социальные педагоги озабочены личным авторитетом, работой по формированию личного и профессионального имиджа. А ведь имидж – своеобразный человеческий инструментарий, помогающий выстраивать социально-адекватные, психологически-обусловленные профессиональные отношения [3].
Проблема имиджа имеет давний жизненный интерес. В Древней Греции и Древнем Риме придавали огромное значение эстетике одежды, изысканным манерам и словесной изящности. Вспомним один из распространенных афоризмов того времени: «Эллина видно по плащу, как птицу по полету». Имидж – сложное многогранное понятие, имеющее внешнюю и внутреннюю составляющие.
Внутренний образ – это прежде всего культура учителя, непосредственность и свобода, обаяние, эмоциональность, игра воображения, изящество, ассоциативное видение, неожиданные яркие ходы в сценарии урока, внутренний настрой на творчество, самообладание в условиях публичности и многие другие составляющие.
К сожалению, у некоторых педагогов в сознании существует иллюзия возможности играть на своих учащихся. В то время как они не способны извлечь необходимые «звуки и мотивы» даже из себя.
Эффект личного обаяния играет едва ли не главную роль в работе учителя, порой является едва ли не единственным аргументом в решении проблемных ситуаций. Обаятельный облик педагога оказывает мощное положительное психотерапевтическое воздействие на его подопечных.
Не менее важно, чтобы имидж не расходился с внутренними установками учителя, соответствовал его характеру и взглядам.
Создавая свой образ, мы тем самым самосовершенствуемся. Имидж, не подкрепляющийся постоянно реальными крупными делами, тает подчас, как снег на весеннем солнышке. Следовательно, на протяжении всей жизни мы должны развивать свой внутренний духовный мир, наши таланты и способности. Творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать окружающих.
Аристотель говорил: «Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь» [1]. И если только человек не стремиться взрастить в ребёнке чувства доброго и прекрасного, быть примером подражания, не видит в этом своего предназначения, ему не следует называть себя педагогом. Долг каждого педагога – помочь ребенку не оступиться при его первых шагах по такой разноцветной, извилистой дороге жизни.
20.Культурный человек, стремящийся к развитию и счастью, наряду со знанием, умением и организованностью, должен обладать гуманистической нравственностью и осуществлять созидательную деятельность в интересах своего и социального блага. Понятие совершенство человек постигает всю жизнь. Чем выше совершенство как полнота, высшая ступень всех достоинств, тем меньше зла в мире, а путь к совершенству – это путь к высокой духовной культуре.
Для гармонизации человеческих отношений в обществе необходимо, чтобы люди имели одинаковые или близкие мировоззренческие установки, предпочтения и интересы. Важное для этого значение имеет сближение их представлений о смысле жизни, ценностях, понятиях о добре и зле. В этой связи стратегическое значение приобретает вопрос о формировании индивидуальной культуры личности на основе приоритета универсальных принципов и ценностей духовной культуры человечества. Оценка людей должна быть не по месту их рождения, этносу или религии, а по личностной культуре, жизненным принципам и ценностям.
Важное значение для развития духовной культуры имеет не только образование и воспитание, а также правильное управление и человек- управленец, являющийся образцом для подражания своих подчиненных.
Неотъемлимым компонентом структуры личности человека, будь он педагогом или руководителем учреждения (к руководителю гораздо выше требования, так как он – воспитывает своих коллег на протяжении всей профессиональной жизни) является высокий культурный уровень, который включает широкую образованность, нравственные и духовные качества.
На каждом этапе развития общества ученые спорили, каким быть просто человеку, какой внутренний мир должен быть у руководителя и педагога образовательного учреждения?
На этот риторический вопрос можно безошибочно ответить: духовные качества последних двух категорий личности выделены с той целью, чтобы подчеркнуть, насколько важен разносторонний интересный руководитель и педагог, эврист – новатор, эстет, увлеченный, со своим богатым внутренним миром, воспитывающим на своем примере полноценное общество будущего.
Актуальность внутреннего мира педагога на современном этапе развития общества обусловлена, на наш взгляд, прежде всего, тем, что как в нашей стране, так и в мире в целом наблюдается тенденция к деградации молодого поколения, его духовных ценностей. Каких конкретно и почему?
Одной из многочисленных причин этого является оскуднение внутреннего мира педагога: он мало читает художественных произведений, редко бывает в театре и на художественных выставках, плохо разбирается в искусстве. Это характерно, к сожалению, и для некоторых руководителей, которые нашли себе отговорку, что для развития внутреннего духовного мира им не хватает времени из-за большого объема хозяйственных и педагогических проблем, которые нужно решать ежедневно.
Для ребенка, особенно в младшем возрасте, значимой фигурой становится педагог, а для педагога, соответственно, руководитель. Поэтому, мы понимаем, что именно педагог и руководитель являются центральными фигурами общественных преобразований. От их образа, социальной позиции, ценностно-целевых установок зависят результаты профессиональной деятельности – воспитанность и духовность в коллективе детей и взрослых.
Искусство охватывает огромную жизненную сферу человека, а отсюда рядом с ним всегда есть и полуискусство или псевдоискусство.
Так, сегодня псевдоискусством ведется настоящая агрессия на души людей, особенно детей и подростков. Очевидно, настало время объединиться, как в свое время указывал доктор педагогических наук Н.Ф.Хорошко, против сил разрушения и обсудить в рамках воспитательных концепций некоторые общие направления, по которым могло бы осуществляться плодотворное сотрудничество всех заинтересованных лиц и общественных организаций в развитии системы воспитания на всех ее уровнях. И, здесь следует исходить из того, что нравственный уровень, духовный внутренний мир запретами не поднять, нужно изменять сам образ жизни людей, просветить их души, в чем особое место должно занимать искусство, способность его оценки.
Уместно поставить вопрос, почему я так ратую за искусство и вижу изменение внутреннего духовного мира человека средствами искусства? Наверно, потому, что специализация моя искусствоведческая, а еще потому, что искусство всегда рассматривалось, как одно из средств эволюции духовной культуры человечества, которое заставляет размышлять, переживать, взывать к совести, разуму, чувствам.
Объективные условия и возможности в образовательном учреждении для эстетического развития педагога, приобретении соответствующих знаний может предоставить руководитель, будучи сам высоко духовным как личность. Не следует забывать и о том, что за педагогом остается право само проектирования и реализации субъектно-авторской профессиональной позиции и деятельности, «образование педагога вообще, а не только научения воспитанника самооценки конкретных вещей».
Под воздействием оценочных суждений руководителя, педагога, родителей, ровесников, ребенок начинает определенным образом относится к достижениям в деятельности, к самому себе как личности и воспринимать себя гражданином своей страны.
Влияние мотивации на успешность учебной деятельности
Мотивация является ведущим фактором, регулирующим активность, поведение, деятельность личности. Любое педагогическое взаимодействие с обучаемым становится эффективным только с учётом особенностей его мотивации. За объективно одинаковыми действиями учащихся могут быть совершенно различные причины. Побудительные источники одного и того же поступка могут быть абсолютно разными (рисунок 2.9.).
Человек, страстно желающий учиться, отличается следующей характеристикой; чем больше он узнаёт, тем сильнее становится жажда знаний (рисунок 2.11.).
Следовательно, от силы и структуры мотивации зависят как учебная активность учащихся, так и их успеваемость. При достаточно высоком уровне развития учебной мотивации она может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточного запаса ЗУН у учащихся.
На основе определяющего значения мотивации для учебной деятельности был сформулирован принцип мотивационного обеспечения учебно-воспитального процесса. Целенаправленное формирование мотивации учебной деятельности у учащихся необходимо (рисунок 2.12.) (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, 2000).
24.Информационные технологии в образовании : ключевые понятия, определения и задачи.
В настоящее время все более возрастает роль информационно-социальных технологий в образовании, которые обеспечивают всеобщую компьютеризацию учащихся и преподавателей на уровне, позволяющем решать, как минимум, три основные задачи:
– обеспечение выхода в сеть Интернет каждого участника учебного процесса, причем, желательно, в любое время и из различных мест пребывания;
– развитие единого информационного пространства образовательных индустрий и присутствие в нем в различное время и независимо друг от друга всех участников образовательного и творческого процесса;
– создание, развитие и эффективное использование управляемых информационных образовательных ресурсов, в том числе личных пользовательских баз и банков данных и знаний учащихся и педагогов с возможностью повсеместного доступа для работы с ними.
Исходя из сложившихся темпов компьютеризации отрасли непрерывного образования, а также учитывая неравномерность технологического компьютерно-сетевого обеспечения населения на дому, можно ожидать, что в самое ближайшее время указанные задачи в полном объеме и комплексно решены не будут [1].
Вместе с тем, возрастает понимание того, что традиционная схема получения образования в первой половине жизни морально устарела и нуждается в замене непрерывным образованием и обучением в течение всей жизни. Для новых форм образования характерны интерактивность и сотрудничество в процессе обучения. Должны быть разработаны новые теории обучения, такие как конструктивизм, образование, ориентированное на студента, обучение без временных и пространственных границ. Для повышения качества образования предполагается также интенсивно использовать новые образовательные технологии [2].
Различные подходы к определению образовательной технологии можно суммировать как совокупность способов реализации учебных планов и учебных программ, представляющую собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение образовательных целей. Различие образовательных технологий специалисты обычно выводят из различия применяемых средств обучения. Информационные образовательные технологии возникают при использованием средств информационно-вычислительной техники. Образовательную среду, в которой осуществляются образовательные информационные технологии, определяют работающие с ней компоненты:
– техническая (вид используемых компьютерной техники и средств связи);
– программно-техническая (программные средства поддержки реализуемой технологии обучения);
– организационно-методическая (инструкции учащимся и преподавателям, организация учебного процесса).
Под образовательными технологиями в высшей школе понимается система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которые используются для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области высшей школы. Формируется прямая зависимость между эффективностью выполнения учебных программ и степенью интеграции в них соответствующих информационно-коммуникационных технологий.
25.Аксиологический подход органически присущ гуманистической педагогике, поскольку человек рассматривается в ней как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. В этой связи аксиология, являющаяся более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриваться как основа новой философии образования и соответственно методологии современной педагогики.
В центре аксиологического мышления находится концепция взаимозависимого, взаимодействующего мира. Она утверждает, что наш мир — это мир целостного человека, поэтому важно научиться видеть то общее, что не только объединяет человечество, но и характеризует каждого отдельного человека. Гуманистическая ценностная ориентация, образно говоря, — «аксиоло-гическая пружина», которая придает активность всем остальным звеньям системы ценностей.
Гуманистически ориентированная философия образования — это стратегическая программа качественного обновления образовательного процесса на всех его ступенях. Ее разработка позволит установить критерии оценки деятельности учреждений, старых и новых концепций образования, педагогического опыта, ошибок и достижений. Идея гуманизации предполагает осуществление принципиально иной направленности образования, связанной не с подготовкой «обезличенных» молодых квалифицированных кадров, а с достижением результативности в общем и профессиональном развитии личности.
Гуманистическая направленность образования меняет привычные представления о его цели как формировании «систематизированных знаний, умений и навыков». Именно такое понимание цели образования послужило причиной его дегуманизации, которая проявилась в искусственном разделении обучения и воспитания. В результате политизации и идеологизации учебных программ и учебников воспитательное значение знаний оказалось размытым, произошло их отчуждение. Ни средняя, ни высшая школа не стали трансляторами общечеловеческой и национальной культуры. Во многом дискредитирована идея трудового воспитания, поскольку она была лишена нравственно-эстетической стороны. Сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить воспитанников к обстоятельствам жизни, учила их мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества.
Идея гуманизации образования, являющаяся следствием применения аксиологического подхода в педагогике, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, так как от ее решения зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему. Современная система образования может внести свой вклад в становление сущностных сил человека, его социально ценных мировоззренческих и нравственных качеств, которые необходимы в будущем. Гуманистическая философия образования направлена на благо человеку, на создание экологической и нравственной гармонии в мире.
26. Настоящее образование есть только самообразование, и оно начинается, когда человек прощается со всеми школами.
Д. И. Писарев
Образование – это процесс восприятия, усвоения и умения использования комплекса систематизированных знаний. Различают дошкольное образование, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовки кадров. Каждый тип образования имеет свою специфику, свои методы и предполагает разную подготовку педагогического состава для осуществления процесса образования. На разных этапах образования преследуются определенные, соответствующие возрастным и психологическим особенностям учеников цели.
В общем смысле процесс образования подразумевает овладение человека определенными навыками и умениями в какой-либо области, развитие мышления, способности к самообразованию. В результате образования должна быть сформирована личность, не просто обладающая определенным набором знаний в определенной области, но умеющая применить полученные знания для квалифицированной профессиональной деятельности, пополнять недостающие элементы системы знаний с помощью логических рассуждений и выводов из практической деятельности. Образовательная система во многом зависит от общества, в котором она существует, а общество так же находится в непосредственной зависимости от государственной системы образования, объясняется это тем, что в результате образования развиваются и такие личностные качества как интеллигентность, нравственность, эмоциональная устойчивость.
Необходимо помнить, что школьные знания – это только фундамент науки, который не может предоставить ученикам знаний, необходимых им в практической деятельности.
Если кто-либо из учащихся думает, что ему хватит знаний, полученных в образовательном учреждении, и больше не нужно их улучшать, то стоит сказать, что он сильно ошибается.
Д.И. Писарев писал, что важно получать знания в школе и еще важнее получать их, когда заканчиваешь учиться.
Современная педагогика считает формирование умений и навыков самообразования высшим этапом обучения и одним из необходимых условий осуществления непрерывного образования.
Самообучение является аналогом обучения. Самообучение – это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Здесь огромную роль играет внутренний мир человека: не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, а также умение учиться не только учителя, но с помощью книг, у других людей, у природы. Самообучение основывается на потребности в знаниях.
Для развития умственной самостоятельности, как основы самообучения, человеку необходимо приобрести опыт осуществления по отношению к самому себе функций учителя: научиться анализировать, планировать, регулировать и оценивать собственную учебную деятельность.