картина обед в поле
File:Маковский Крестьянский-обед-в-поле.jpg
Original file (1,913 × 1,400 pixels, file size: 1.21 MB, MIME type: image/jpeg )
Captions
Captions
Summary [ edit ]
1871 год. Таганрогская картинная галерея. Таганрог.
Холст, масло 119 х 160.
Licensing [ edit ]
This work is in the public domain in its country of origin and other countries and areas where the copyright term is the author’s life plus 100 years or fewer.
You must also include a United States public domain tag to indicate why this work is in the public domain in the United States.
https://creativecommons.org/publicdomain/mark/1.0/ PDM Creative Commons Public Domain Mark 1.0 false false
File history
Click on a date/time to view the file as it appeared at that time.
Date/Time | Thumbnail | Dimensions | User | Comment |
---|---|---|---|---|
current | 09:46, 23 April 2012 | 1,913 × 1,400 (1.21 MB) | Лобачев Владимир (talk | contribs) |
You cannot overwrite this file.
File usage on Commons
The following page uses this file:
File usage on other wikis
The following other wikis use this file:
Metadata
This file contains additional information such as Exif metadata which may have been added by the digital camera, scanner, or software program used to create or digitize it. If the file has been modified from its original state, some details such as the timestamp may not fully reflect those of the original file. The timestamp is only as accurate as the clock in the camera, and it may be completely wrong.
Об экспонате
Константин Егорович Маковский известен как автор многих произведений на историческую тематику. Обращение же художника к сюжетам крестьянской жизни сыграло значительную роль в становлении передвижнической жанровой картины в русском искусстве второй половины ХIХ века. Необыкновенный всплеск интереса к подобного рода сюжетам произошел в творчестве художника в годы зарождения широкого общественного движения, названного «хождением в народ». Этот яркий и плодотворный период в развитии жанровой картины связан со временем возникновения Товарищества передвижных художественных выставок, учредителем которого и стал в 1870 году Константин Маковский. В это время он особенно много путешествовал по России, собирая материал о крестьянской жизни.
Картина «Крестьянский обед во время жатвы» была создана в период расцвета жанровой живописи в России. При этом написана она в самобытной, свойственной именно Маковскому манере. В картине нет нот критики или стремления запечатлеть тяготы бедной жизни. Напротив, перед зрителем — романтизированный образ русского крестьянства. Часто встречающиеся в произведениях художника теплый колорит и внимание к деталям позволяют зрителю не только полюбоваться красотой написанной сцены, но и рассмотреть все детали крестьянского быта.
В 1871 году «Крестьянский обед во время жатвы» Маковского получил первую премию Общества поощрения художеств. Как и все жанровые композиции, картина повествовательна и рассказывает о жизни крестьянских семей в поле в период сенокоса. Персонажи на картине разделены на несколько групп и расположены в разной удаленности от зрителя. На первом плане люди собрались рядом с подвешенным на треножнике котлом и готовятся к трапезе, на дальнем плане отдыхают дети, еще чуть поодаль кормятся распряженные лошади.
Наблюдательно и тонко показаны герои полотна: в лицах и фигурах крестьян ни напряжения, ни позирования «для зрителя». Образы не лишены портретной индивидуальности, но при этом объединены единой стилистикой. Мужчины изображены тружениками, хозяевами, женщины — хранительницами очага, дети не вызывают жалости и сострадания. Создается ощущение спокойного течения жизни. Выхваченная из жизни незамысловатая бытовая сцена поднялась над будничной повседневностью, раскрывая перед зрителем всю красоту случайного момента.
Об экспонате
Константин Егорович Маковский известен как автор многих произведений на историческую тематику. Обращение же художника к сюжетам крестьянской жизни сыграло значительную роль в становлении передвижнической жанровой картины в русском искусстве второй половины ХIХ века. Необыкновенный всплеск интереса к подобного рода сюжетам произошел в творчестве художника в годы зарождения широкого общественного движения, названного «хождением в народ». Этот яркий и плодотворный период в развитии жанровой картины связан со временем возникновения Товарищества передвижных художественных выставок, учредителем которого и стал в 1870 году Константин Маковский. В это время он особенно много путешествовал по России, собирая материал о крестьянской жизни.
Картина «Крестьянский обед во время жатвы» была создана в период расцвета жанровой живописи в России. При этом написана она в самобытной, свойственной именно Маковскому манере. В картине нет нот критики или стремления запечатлеть тяготы бедной жизни. Напротив, перед зрителем — романтизированный образ русского крестьянства. Часто встречающиеся в произведениях художника теплый колорит и внимание к деталям позволяют зрителю не только полюбоваться красотой написанной сцены, но и рассмотреть все детали крестьянского быта.
В 1871 году «Крестьянский обед во время жатвы» Маковского получил первую премию Общества поощрения художеств. Как и все жанровые композиции, картина повествовательна и рассказывает о жизни крестьянских семей в поле в период сенокоса. Персонажи на картине разделены на несколько групп и расположены в разной удаленности от зрителя. На первом плане люди собрались рядом с подвешенным на треножнике котлом и готовятся к трапезе, на дальнем плане отдыхают дети, еще чуть поодаль кормятся распряженные лошади.
Наблюдательно и тонко показаны герои полотна: в лицах и фигурах крестьян ни напряжения, ни позирования «для зрителя». Образы не лишены портретной индивидуальности, но при этом объединены единой стилистикой. Мужчины изображены тружениками, хозяевами, женщины — хранительницами очага, дети не вызывают жалости и сострадания. Создается ощущение спокойного течения жизни. Выхваченная из жизни незамысловатая бытовая сцена поднялась над будничной повседневностью, раскрывая перед зрителем всю красоту случайного момента.
Художник Константин Егорович Маковский.
Любимые русские художники
Константин Егорович Маковский
» Я не зарыл своего богом данного таланта в землю, но и не использовал его в той мере, в какой мог бы. Я слишком любил жизнь, и это мешало мне всецело отдаться искусству».
К.Е. Маковский
Автопортрет. 1860
Фотография известного русского художника Константина Егоровича Маковского и его жены (1839 — 1915)
В 1861 году Владимир решает начать обучение в московском Училище живописи и ваяния. Учился Константин Маковский весьма успешно, получая многочисленные награды и призы.
Маленькие шарманщики. 1868
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1869
В 1872-1873 годах художник пишет картину «Любители соловьев», за которую был награжден 1-й премией Общества поощрения художеств и был удостоен звания академика.
Боярский свадебный пир в 17 веке. 1883
Вырабатывая свой собственный изящный и эффектный стиль, К.Маковский стал постепенно отходить от коллективных форм художественной жизни, превращаясь в «маэстро» с определенным кругом излюбленных тем, жанров и приемов живописи. Еще в ранние годы художник писал портреты на заказ, а вскоре превратился в модного портретиста. Портреты его работы, особенно женские и детские («Портрет С.Л.Строгановой», 1864, ГТГ; «Портрет жены художника», 1881, ГРМ; «Семейный портрет», 1882, ГРМ; «Портрет М.Е.Орловой-Давыдовой», ГТГ). Прозрачная подвижная фактура, красочность и внимание к красивому антуражу стали главными причинами небывалого успеха живописи Маковского.
Портрет императрицы Марии Федоровны, жены Александра 3
Портрет Александра 2 на смертном ложе. 1881
Сам художник так, слегка иронично, вспоминал об этой стороне своей деятельности: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне. Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью и успел написать несметное количество картин, декоративных панно, портретов, этюдов и акварелей». Но окончательно то своеобразное явление, которое можно назвать «феноменом Константина Маковского», сформировалось только в 80-е годы, когда художник отошел от передвижников и стал устраивать персональные выставки своих произведений. В 1883 году он показал, таким образом, картину «Боярский свадебный пир в XVII столетии», которая была вскоре куплена в Америку. Это работа скорее интересна с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения.
Русалки. 1879
За ней последовали «Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем» (1886), «Смерть Ивана Грозного» (1888), «Одевание невесты к венцу» (1890), «Поцелуйный обряд» (1895, ГРМ). Благодаря обилию бытовых подробностей, антикварной красоте антуража, «благородным» цветам, приведенным в единство общим золотистым тоном, эти произведения пользовались неизменным успехом, как в России, так и на международных выставках. На Всемирной выставке 1889 года в Париже К.Маковский за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара» был удостоен золотой медали. Иностранные коллекционеры охотно покупали экзотические «боярские жанры», поэтому большинство подобных работ художника ушло из России.
Под венец. 1884
«Портрет княгини Зинаиды Юсуповой в русском костюме». 1900-е гг.
Боярыня у окна. 1885
В поздних работах Маковский часто пишет на малозначительные темы, при этом проявляет себя великолепным рассказчиком и тонким знатоком человеческой психологии «Школьные товарищи» (1909), «Последняя ступень» (1911), «Приживалка» (1912), «Ожидание аудиенции» (1904), «На солнышке» (1885-1914).
В 1918 году Маковский, получив пенсию, покидает Академию художеств.
21 февраля 1920 года Константин Маковский скончался.
Легкий успех К.Маковского, его поверхностность, красочность и внимание к красивому антуражу, стали главными причинами небывалого успеха его живописи. Ведь именно он погружал человека в стихию красоты, в мир изящных предметов и утонченных чувств. На фоне общей этической ориентации русского искусства XIX века он сохранял за живописью право на живописность.
Дети, бегущие от грозы. 1872
Большой парадный портрет императрицы Александры Фёдоровны
Портрет великой княжны Марии Николаевны
Портрет А.А. Худяковой 1890
Портрет детей художника
Портрет Александра II.
Дети господина Балашова
Maria Alekseevna Makovskaya (née Matavtina) (1869-1919)
Портрет сына в мастерской. 1882
Портрет графини Екатерины Павловны Шереметевой
Портрет графини С.Л. Строгановой 1864
Portrait of Russian opera singer Sandra Panaeva (E.V. Panaeva-Kartseva; 1853-1942)
Портрет В.А. Морозовой 1884
Портрет графини Веры Сергеевны Зубовой 1877
Портрет жены художника Юлии ПавловныМаковской 1881
Портрет графа Сергея Григорьевича Строганова.
Агенты Дмитрия Самозванца убивают сына Бориса Годунова. 1862.
Воззвание Кузьмы Минина к нижегородцам в 1611 году
«Чарка мёду». Начало 1880-х годов.
Портрет Марии Михайловны Волконской (1863-1943)
На портрете изображены действительный статский советник, статс-секретарь Государственного Совета Михаил Сергеевич Волков, его жена София Николаевна, урожденная Манзей, и их сын Сергей Михайлович Волков-Манзей. Конец 1890х
Портрет поручика Лейб-Гвардейского Гуссарского полка, графа Г.А. Бобринского, 1879
— Портрет графа Николая Николаевича Муравьева-Амурского, генерал-губернатора Восточной Сибири.
«Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем»
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
Крестьянский обед в поле.
«Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»
Цветы. 1884
The Muse of Poesie
Харон перевозит души умерших через реку Стикс
Красавица, готовящаяся к купанию
Satyr and Nymph
Болгарские мученицы. 1877
Египтянка с ребенком. 1875
Дервиши в Каире. 1875
Обнаженная в черных чулках. 1890-ые
В Каирской кофейне. 1872
Перенесение священного ковра в Каире. 1876
Разгрузка лодки на Босфоре
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Художник Константин Маковский (1839 – 1915)
Под венец
Художник Константин Маковский – один из величайших русских живописцев России девятнадцатого века, член Товарищества передвижных художественных выставок, автор просто огромного количества жанрово-исторических полотен, мастер выдающегося мастерства и таланта.
Нужно отметить, что судьба была достаточно благосклонна к Константину Егоровичу – очень скоро картины Маковского стали пользоваться просто фантастической популярностью не только среди российских коллекционеров, но и далеко за пределами России. В музеях современной России можно увидеть лишь маленькую толику творческого наследия Константина Маковского, поскольку работы мастера, как горячие пироги, если так можно сказать о произведениях искусства, «уходили» буквально из-под кисти художника в галереи зарубежных музеев и коллекционеров.
Боярский свадебный пир в XVII веке
Достоверно известно, что картина «Боярский пир в 17 веке», которую для своей коллекции мечтал приобрести Третьяков, оказалась известному меценату просто не по карману – картину за 60 000 рублей (по тем временам просто огромная сумма) перекупил американский ювелир Шуман, который не торгуясь предложил художнику в три раза больше того, что был готов заплатить Третьяков.
Художник далеко не бедствовал, нежился в лучах славы, жил на широкую ногу и боготворил женщин. При этой много работал.
Детство и юность Константина Маковского
Автопортрет
Константин Егорович Маковский родился в Москве в 1839 году, в семье Егора Ивановича Маковского, известного в Москве финансиста, художника-любителя и деятеля искусств, одного из основателей «натурного класса» на Большой Никитской улице – впоследствии этот класс развился до знаменитого Училища живописи и ваяния, а с 1865 года училище было переименовано в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
В семье будущего художника царила атмосфера поклонения искусству, и художественному мастерству в особенности в доме Маковских бывали многие известные деятели культуры и искусства того времени. В частности, Карл Брюллов и Василий Тропинин.
Много лет спустя Константин Егорович писал:
Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу.
По стопам отца, помимо старшего сына Константина, пошли и остальные дети (публика сегодня знает только Константина и Владимира Маковских) Вот только самая младшая дочь Мария не пошла по семейной стезе и стала актрисой.
Константин поступил в училище живописи будучи двенадцатилетним подростком и окончил училище в 1857 году и уехал в Петербург, где успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств – дело в том, что Константин Маковский, как один из лучших учеников художественного училища был награждён, за выдающиеся успехи, Малой серебряной медалью Академии художеств.
В академии очень быстро заметили и начали отмечать молодого одарённого художника и уже в 1862 году Маковский получил Малую золотую медаль за картину «Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова»
Агенты Дмитрия Самозванца убивают Фёдора Годунова
А в 1863 году четырнадцать учеников Академии, в число этих четырнадцати входил и Маковский, обратились к руководству Академии с просьбой разрешить выпускникам академии, которые претендуют на Большую золотую медаль, самостоятельно выбирать тему для своих работ, а не писать картины на тему скандинавских мифов. Администрация академии ответила отказом и 14 молодых художников, в знак протеста, покинули стены академии с дипломами художников 2-й степени.
О «бунте четырнадцати» доложили императору Александру и молодые бунтари были определены под надзор полиции.
А «четырнадцать бунтарей» в скором времени основали «Товарищество передвижных выставок».
Творчество художника Константина Маковского
Оказавшись вне стен академии, молодой художник с головой окунулся в работу и уже в 1867 году за картины «Селедочница», «Бедные дети» и три портрета, получил звание академика.
Селедочница
А ещё через год Константин Маковский представил на суд публики просто невероятную по сложности картину «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».
Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге
И был удостоен звания профессора Академии живописи.
В 1876 году художник отправился в поездку по Балканским странам и на ближний Восток, где пишет картины, которые стали одними из лучших в его творческом наследии: «Дервиши в Каире», «Болгарские мученицы», «Арабские мальчик с апельсином», «Каирец» и «Египетский воин».
Болгарские мученицы
К концу девятнадцатого столетия Константин Маковский – уже известный и востребованный художник. В этот период художник создаёт достаточно большое количество эффектных исторических полотен из жизни русского боярства семнадцатого века, которые были очень хорошо встречены публикой, коллегами и критиками. Тут можно вспомнить и уже упоминавшийся выше свадебный боярский пир, и «Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем», и «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)».
Выбор невесты царём Алексеем Михайловичем
Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)
В это же время живописец пишет целую череду великолепных портретов: «Слепой», «Монах – сборщик податей на храм», «Офелия». И огромное количество портретов боярышень.
Боярышня у окна
Предвидя грандиозный успех картины «Боярский свадебный пир», Константин Маковский, который прежде регулярно участвовал в выставках передвижников, в 1883 году отказался выставить «пир» на очередной выставке, а в 1884 году вышел из числа участников «Товарищества передвижников», и организовал персональную выставку в Петербурге, потом повёз «Боярский пир» в Москву, Париж и Лондон.
На всемирной выставке 1885 года, которая проходила в Антверпене, за эту картину художник получил большую золотую медаль и орден короля Леопольда.
Константин Егорович за свою жизнь трижды женился, воспитал нескольких детей, и в преклонные годы вспоминая свою жизнь писал, что не зарыл данного ему Богом таланта в землю, но и не сумел этот талант применить в полную силу, поскольку слишком любил эту жизнь и много времени, увы, потратил на удовольствия.
Великий русский живописец умер в возрасте 76 лет, в 1915 году.