Микроклимат судовых помещений это используемые в качестве параметров внутреннего климата

Микроклимат судовых помещений

Температура воздуха на судах морского и речного флота

Температура воздуха является наиболее важным фактором, определяющим тепловое состояние окружающей среды и организма человека. Она существенным образом влияет на приток и отдачу тепла человеком путем конвекции через температуру окружающих предметов – путем теплового излучения. Интенсивность этих процессов прямо пропорциональна разнице температур поверхности тела человека и воздуха.

От температуры воздуха в значительной мере зависят характер и степень влияния остальных параметров микроклимата. Она определяет охлаждающую силу ветра, максимальную влажность воздуха и, следовательно, возможность поглощения водяных паров, что влияет на величину теплопотерь организма за счет испарения. Другими словами, между температурой и другими физическими свойствами воздуха устанавливаются определенные соотношения, которые определяют суммарный результат действия всех теплофизических элементов среды на организм человека.

По температурному режиму все помещения на судах разделяют на три основные группы:

Расположенные здесь энергетические установки являются мощными источниками тепловыделения, вследствие чего в летний период температура воздуха может достигать 45°С и выше.

Микроклимат в судовых помещениях формируется за счет внешних климатических условий района плавания, работы систем вентиляции и кондиционирования воздуха, энергетического оборудования, разнообразных технических средств, бытовых устройств и жизнедеятельности людей.

Влияние неблагоприятной (вредной и опасной) температуры воздуха на организм наиболее выражено в помещениях МКО, где возможны очень высокие температуры воздуха.

Длительное пребывание человека в таких условиях вызывает напряжение системы терморегуляции, что расценивается как стрессовая ситуация.

Продолжительное пребывание в условиях высоких температур воздуха вызывает повышение температуры тела, увеличение частоты сердечных сокращений и т.п.

В таких условиях у моряков отмечается быстрая утомляемость, снижение умственной и физической работоспособности. В условиях высокой температуры воздуха при интенсивной физической работе, сопряженной с повышением теплопродукции, нарастает перегревание организма, а при особо неблагоприятных условиях (высокая влажность воздуха, отсутствие движения воздуха) вероятны тепловые поражения.

Низкая температура воздуха, увеличивая теплоотдачу, создает противоположную опасность – переохлаждение организма.

В результате воздействия холода могут возникнуть ознобления, отморожения, возможны заболеваниям органов дыхания и нервной системы. Продолжительное охлаждение организма снижает сопротивляемость возбудителям инфекционных заболеваний. Особенно вредны для здоровья человека быстрые и резкие снижения температуры воздуха, т.к. организм не всегда успевает к ним приспособиться.

Колебания температуры воздуха особенно опасны для лиц с патологией сердечно-сосудистой системы, болезнями легких, почек.

Умеренные колебания температуры воздуха для организма не только не вредны, но рассматриваются как благоприятный фактор среды, обеспечивающий физиологически необходимую тренировку организма в целом и его терморегуляторных механизмов.

Комфортное тепловое состояние, отмечается при температуре воздуха 17-22°С; допустимое – при верхней границе 25°С и нижней 14°С, предельно переносимое при 35 и 10 о С, соответственно.

За пределами этих значений тепловое состояние среды характеризуется как неблагоприятное.

Профилактика неблагоприятного температурного режима на судах

В целях профилактики неблагоприятного воздействия микроклимата помещений используются технологические, организационно-технические и санитарно-гигиенические мероприятия, позволяющие улучшить параметры микроклимата до допустимых или оптимальных условий труда. В случаях, если это невозможно, используют такие паллиативные мероприятия, как сокращение продолжительности работы в неблагоприятных условиях, перерывы в работе для обогрева или, наоборот, охлаждения, использование СИЗ и др.

В зимний период опасности переохлаждения подвержены лица, работающие в неотапливаемых помещениях, в помещениях с искусственным охлаждением и выполняющие наружные работы.

Приемлемое тепловое состояние организма человека в этих условиях может быть обеспечено ограничением времени пребывания в неблагоприятных условиях, регламентированными перерывами для обогрева и отдыха, соответствующей одеждой, обладающей высокими теплоизолирующими свойствами, в т.ч. обувью, рукавицами, капюшонами, шлемами, касками с утепленным подшлемником для защиты головы.

Поскольку возможности защиты работающих на палубах от охлаждения с помощью одежды, особенно при плавании в суровых климатических условиях ограничены, большое значение приобретает организация рационального режима труда и отдыха: ограничение времени работы и введение регламентированных перерывов для обогрева и отдыха, которые должны считаться рабочим временем. Их продолжительность и количество определяются метеорологическими условиями, теплоизоляцией одежды и СИЗ, а также тяжестью физической работы.

Источник

Приложение. Методика оценки микроклимата в судовых помещениях

Приложение
к инструктивно-методическим указаниям
по гигиеническому контролю за эксплуатацией
систем кондиционирования воздуха на судах

Методика
оценки микроклимата в судовых помещениях

1. Определение относительной влажности.

Пример: t_сух = 25; t_м = 21.

2. Методика оценки микроклимата жилых и общественных помещений судов в градусах результирующей температуры (°РТ).

Для определения величины результирующей температуры (°РТ) необходимо иметь следующие исходные данные измерений:

температура воздуха по сухому термометру (t_с);

температура по смоченному термометру (t_м);

температура воздуха по шаровому термометру (t_ш);

скорость движения воздуха (v, м/с).

(Замеры микроклимата производятся в местах преимущественного нахождения членов экипажа и пассажиров на высоте 1,2 м от палубы.)

По этим данным необходимо определить сначала среднюю радиационную температуру (Rt) по табл. 1 и 2 следующим образом:

Например: t_с = 23,3; t_ш = 26,6; v = 0,5 м/с;

Дельта t’ = 26,6-23,3; Дельта t’ = 3,3; А = 5,51 + (0,184х3);

А = 6,06 примерно = 6,1.

Величина А сохраняет тот же знак, что и Дельта t’;

в) в табл. 2 по температуре шарового термометра (t_ш) определяем число В. В таблице целые величины градусов указаны в первом столбце, а последующие 10 столбцов соответствуют десятым долям градуса, обозначенным сверху.

Например: t_ш = 26,6; В = 84,58; число В всегда положительное;

г) определяем число С алгебраическим сложением величин А и В: С=А+В.

Например: А = 6,1; В = 84,58; С = 6,1 + 84,58 = 90,68;

д) Rt определяется по числу С. Для этого в табл. 2 находят число, наиболее близкое к значению С, и по первому столбцу определяют целые градусы, а в заглавии того столбца, где найдено число, находят доли градусов, т.е. порядок обратный определению В.

Например: С = 90,68; наиболее близкое число в табл. 2 это 90,72, отсюда Rt = 31,9°.

После определения Rt определяется промежуточная величина N. Для определения промежуточной величины N необходимо определить разницу между Rt и t_с:

Например: Дельта t = 8,6; v = 0,5 м/с; дельта t = +3,0.

Определяем величину N алгебраическим сложением по формуле N = t_c + (+- дельта t).

Например: t_с = 23,3; дельта t = +3,0; N = 23,3+3,0 = 26,3.

Например: t_c = 23,3; t_м = 16,2; фи = 48%; N = 26,3;

Найденную величину РТ сравнивают с нормой, приведенной в разделе IV, п. 2, в графе соответствующего климатического района плавания и периода года.

Таблица для определения величины А по разнице показаний шарового и сухого термометров с учетом подвижности воздуха

Источник

Приложение. Методика оценки микроклимата в судовых помещениях

Методика оценки микроклимата в судовых помещениях

1. Определение относительной влажности.

Пример: tcyx. = 25; tм = 21.

Откладываем на шкале II значение tсух., равное 25, а на шкале IV tм, равное 21. Соединяем эти две точки и продолжаем прямую до пересечения с вертикальной прямой равной 25° (на шкале V); горизонтальная линия, пересекающая эту вертикальную прямую соответствует искомой относительной влажности, в данном случае 70%.

2. Методика оценки микроклимата жилых и общественных помещений судов в градусах результирующей температуры (°РТ).

Для определения величины результирующей температуры (°РТ) необходимо иметь следующие исходные данные измерений:

— температуры воздуха по сухому термометру (tc);

— температуры по смоченному термометру (tм);

— температуры воздуха по шаровому термометру (tш);

— скорости движения воздуха (V м/сек.);

(Замеры микроклимата производятся в местах преимущественного нахождения членов экипажа и пассажиров на высоте 1,2 м от палубы).

По этим данным необходимо определить сначала среднюю радиационную температуру (Rt) по таблицам 1 и 2 следующим образом:

б) в первой строке табл. 1 находим величину, равную или близкую к Дельта t’, и в строке подвижность воздуха (V м/сек), расположенной слева, находим число А. Если Дельта t’ не целое число, то количество десятых умножается на число, указанное в крайнем столбце (0,1°Дельта_t’) на соответствующей строчке и прибавляется к числу А.

Например: tc = 23,3; tш = 26,6; V = 0,5 м/сек.;

Величина А сохраняет тот же знак, что и Дельта t’;

в) в табл. 2 по температуре шарового термометра (t ш) определяем число В. В таблице целые величины градусов указаны в первом столбце, а последующие 10 столбцов соответствуют десятым долям градуса, обозначенным сверху.

Например: tш = 26,6; B = 84,58; число В всегда положительное.

г) определяем число С алгебраическим сложением величин А и В С = А + В

Например: А = 6,1; В = 84,58; С = 6,1 + 84,58 = 90,68.

д) Rt определяется по числу С. Для этого в табл. 2 находят число, наиболее близкое к значению С, и по первому столбцу определяют целые градусы, а в заглавии того столбца, где найдено число, находят доли градусов, т.е. порядок обратный определению В.

Например: С = 90,68; наиболее близкое число в табл. 2 это 90,72, отсюда Rt = 31,9°.

После определения Rt определяется промежуточная величина (N). Для определения промежуточной величины (N), необходимо определить разницу между Rt и tc.

Например: Дельта t = 8,6; V = 0,5 м/сек; дельта t = +3,0.

Определяем величину N алгебраическим сложением по формуле: N = t_c + (+- дельта t).

Например: t_c = 23,3; дельта t = + 3,0; N = 23,3 + 3,0 = 26,3.

Например: t_c = 23,3; t_м = 16,2; фи = 48%; N = 26,3

V = 0,5 м/сек.; РТ = 21,0.

Найденную величину РТ сравнивают с нормой, приведенной в разделе IV п. 2 в графе соответствующего климатического района плавания и периода года.

Таблица для определения величины «А» по разнице показаний шарового и сухого термометров с учетом подвижности воздуха

Источник

3.1.1. «Санитарные правила для морских судов СССР» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 21.12.1982 N 2641-82)

3.1.1. Микроклиматические условия в судовых помещениях

3.1.1. Микроклиматические условия в судовых помещениях Микроклимат судовых помещений это используемые в качестве параметров внутреннего климата. Смотреть фото Микроклимат судовых помещений это используемые в качестве параметров внутреннего климата. Смотреть картинку Микроклимат судовых помещений это используемые в качестве параметров внутреннего климата. Картинка про Микроклимат судовых помещений это используемые в качестве параметров внутреннего климата. Фото Микроклимат судовых помещений это используемые в качестве параметров внутреннего климата

3.1.1.1. Для обеспечения нормируемых микроклиматических условий в судовых помещениях должны быть предусмотрены системы отопления и вентиляции или системы кондиционирования воздуха.

3.1.1.2. Микроклиматические условия в судовых помещениях характеризуются определенными сочетаниями четырех параметров: относительной влажностью, скоростью движения воздуха, температурой в помещении и средней радиационной температурой ограждений и оборудования.

В зависимости от назначения помещения нормируется один, два, три или четыре параметра.

Для нормирования микроклиматических условий в жилых, общественных помещениях, помещениях медицинского назначения, служебных помещениях, административных, административно-хозяйственных и ЦПУ, оборудованных системой кондиционирования воздуха, используется метод результирующих температур (РТ), устанавливающий зависимость по всем четырем параметрам.

3.1.1.3. При оборудовании судовых помещений системами вентиляции и отопления микроклиматические условия должны соответствовать значениям, указанным в таблице N 8.

МИКРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В СУДОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
ПРИ РАБОТЕ СИСТЕМ ВЕНТИЛЯЦИИ И ОТОПЛЕНИЯ

Обеспечивается при наличии воздушного отопления.

При неработающих механизмах.

При оборудовании системами вентиляции жилых, общественных, медицинских помещений, помещений технической эксплуатации судна, административных, административно-хозяйственных помещений, бытового обслуживания помещений пищеблока (без тепловыделений) и ЦПУ температура в них в летний период не должна превышать +25 °C, если такая температура при вентиляции не обеспечивается, указанные помещения должны быть оборудованы системой кондиционирования воздуха в соответствии с п. 3.1.1.4.

В том случае, если система вентиляции не обеспечивает на рабочих местах помещений пищеблока (с тепловыделениями), постах управления МКО (при отсутствии ЦПУ), мастерских, прачечных, гладильных, посудомоечных температуру 28 °C и ниже, на рабочие места должна быть предусмотрена подача охлажденного воздуха.

В случае превышения указанного перепада температур должна быть предусмотрена возможность изменения направления движения воздуха или его рассеивания.

В зимний период года температура воздуха, подаваемого на рабочие места, должна быть не менее +18 °C.

3.1.1.4. При оборудовании кают, общественных помещений и помещений медицинского назначения, служебных помещений, административных, административно-хозяйственных помещений и ЦПУ системами кондиционирования воздуха микроклиматические условия должны соответствовать значениям результирующих температур, указанных в таблице N 9.

МИКРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ В СУДОВЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ,
ОБОРУДОВАННЫХ СИСТЕМОЙ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

Районы Тихого, Индийского и Атлантического океанов (от 30° северной широты до 30° южной широты), а также Персидский и Оманский заливы, Красное море и Аденский залив, Мексиканский залив.

Районы Тихого, Индийского и Атлантического океанов (от 30° до 45° северной и южной широты), а также южная часть Японского, Желтого, Средиземного морей.

Районы Тихого, Индийского и Атлантического океанов (от 45° до 60° северной и южной широты), а также южная часть Берингова и Охотского морей, Балтийское море, Северная часть Японского моря, Азовское, Черное, Каспийское моря.

Гренландское море, Северный морской путь, Карское и Чукотское моря, Северная часть Охотского и Берингова морей, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Норвежское, Гренландское и Белое моря, а также районы Тихого и Атлантического океанов (более 60° северной и южной широты).

V район, неограниченный.

Отдельные компоненты микроклимата, составляющие результирующую температуру, принимаются в следующих пределах:

— относительная влажность воздуха 50 +/- 10%;

— скорость движения воздуха 0,15 м/с. При эксплуатации допускается подвижность воздуха до 0,5 м/сек.;

— алгебраическая разность между температурой воздуха помещений и средней радиационной температурой ограждений не должна превышать +/- 4 °C;

— радиационная температура (средняя температура ограждений) определяется из расчета теплоизоляции помещений;

— температура воздуха (конвекционная) помещений определяется из комплексного значения нормы в °РТ по номограмме и принимаемых величин относительной влажности и подвижности воздуха.

Для расчетов составляющих параметров микроклимата следует пользоваться методикой, изложенной в санитарных нормах параметров воздушной среды морских судов, оборудованных системами кондиционирования воздуха.

3.1.1.5. Сочетание параметров микроклимата, характеризующих нормируемые величины результирующих температур (таблица N 9), принимается в соответствии с таблицей N 10.

СОЧЕТАНИЕ ПАРАМЕТРОВ МИКРОКЛИМАТА
ДЛЯ НОРМИРУЕМЫХ ВЕЛИЧИН РЕЗУЛЬТИРУЮЩИХ ТЕМПЕРАТУР

2. Указанные в п. 3.1.1.5 параметры микроклимата в судовых помещениях должны выдерживаться не менее 70% эксплуатационного времени плавания судна в данных климатических районах.

3. В помещениях пищеблока нормируется только температура и скорость движения воздуха.

Источник

Приложение 9. Методика измерения и определения средних значений параметров микроклимата в судовых помещениях

Методика измерения и определения средних значений параметров микроклимата в судовых помещениях

1. В судовых помещениях, оборудованных системами вентиляции и отопления, измеряются температура воздуха (t_в) и скорость движения воздуха (v); при оборудовании помещений системой воздушного отопления в холодный период измеряется также относительная влажность воздуха (фи).

При проведении измерений в помещениях должна фиксироваться температура наружного воздуха (t_н).

2. Температура и скорость движения воздуха в помещениях измеряются в нескольких точках на высоте 0,5 и 1,7 м.

Точки замера выбираются в местах преимущественного нахождения людей на удалении от бортов и переборок не менее 0,5 м.

3. Относительная влажность измеряется приблизительно в половине точек замера температуры и только на высоте 1,0 м.

4. Температура ограждений определяется, как средневзвешенная температура стен (бортов, переборок), пола (палубы), потолка.

5. Для сопоставления с нормируемыми значениями результаты всех измерений осредняются.

5.1, Средняя температура воздуха, измеряемая во всех точках по площади и высоте, °С:

5.2. Средняя скорость движения воздуха, м/с:

5.3. Средняя относительная влажность воздуха,

5.4. Средняя температура каждого из ограждений, °С:

Средневзвешанная температура всех ограждений, °С:

6. При оценке эффективности работы системы вентиляции (теплый период) с нормируемыми (расчетными) значениями сопоставляются:

— перепад между средней температурой воздуха помещения и температурой наружного воздуха:

— средняя скорость движения воздуха v_ср по п. 5.2.

7. При оценке эффективности системы водяного отопления (холодный период) с нормируемым (расчетным) значением сопоставляются:

— средняя температура воздуха t_в,

— средняя скорость движения воздуха v_cp.

8. При оценке эффективности воздушного отопления (холодный период) с нормативным (расчетным) значением сопоставляются:

— средняя температура воздуха t_в,

— средняя скорость движения воздуха v_ср,

— средняя относительная влажность воздуха фи_ср.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *