мордатенков не боялся перечить незваному гостю и в конце концов выставил его за дверь
17.02.2021 Русский язык 8-9 класс варианты РЯ2090801 РЯ2090802 ответы и задания статград ОГЭ
ПОДЕЛИТЬСЯ
Ответы и задания для тренировочных вариантов статград РЯ2090801, РЯ2090802 диагностической работы №3 по русскому языку 9 класс по теме « Текст. Средства выразительности. Лексика», официальная дата проведения работы: 17.02.2021 (17 февраля 2021 год).
Ссылка для скачивания вариантов (РЯ2090801-РЯ2090802): скачать задания
Ссылка для скачивания ответов и критериев: скачать
Диагностическая работа №3 по русскому языку 9 класс статград решать варианты РЯ2090801-РЯ2090802 онлайн:
Сложные задания и ответы с варианта РЯ2090801:
Ответ: 12
2)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение. 1) Мама когда-то сама пекла пироги к праздничным дням и вообще даже в будни любила повозиться на кухне. 2) Внутри клетки, в горшочке с землёй, рос куст, который всегда радостно приветствовал новых обитателей клетки лёгким покачиванием листов и напоминал птицам их родной лес. 3) И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься! 4) Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: его, наверное, давно уже никто не поливал. 5) Дверца клетки была открыта и приглашала всех желающих посмотреть на хаос, царивший внутри.
Ответ: 25
3)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Глупое прозвище Колька получил именно из-за своей любви к птицам. 2) «Ты видишь. » – голос Нели становился всё тоньше, словно натянутая струна. 3) В большой комнате, на самом видном месте, было установлено чёрное блестящее пианино, и оно сразу заполнило собой всю квартиру… 4) Он схватил огромную клетку и, спотыкаясь, побрёл во двор, как слепой. 5) В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колиной просьбе, внимательней последить за больной птицей.
Ответ: 24
4)Найдите в тексте синоним к слову ЖАЖДАТЬ (предложение 28). Напишите этот синоним.
Ответ: хотела
5)В предложениях 18–23 найдите слово с лексическим значением «беспорядок». Напишите это слово.
Ответ: хаос
6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Мордатенков не боялся перечить незваному гостю и в конце концов выставил его за дверь. 2) После прихода переодетого Дементьева Мордатенковы постарались наладить отношения с учительницей и даже подарили Елене Сергеевне новый кухонный столик. 3) Елена Сергеевна была бывшей соседкой Дементьева. 4) Мордатенковы были шокированы видом и поведением незваного гостя. 5) Елена Сергеевна пожаловалась Дементьеву на то, что её комната слишком маленькая.
Ответ: 24
7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор. 2) Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей. 3) На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок. 4) «Просто рай», – произнесла учительница упавшим под конец голосом. 5) Носится по всей квартире, словно ракета.
Ответ: 125
8)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1) Наступила мёртвая тишина. 2) Только ничему не удивляйтесь и подыграйте. 3) «Ну, вы тут не очень», – зазвучал надтреснутый голос Мордатенкова. 4) «Вот то-то и оно!» – хрипел голос в кепочке. 5) У меня душа горит на этих подлецов!
9)В предложениях 8–22 найдите слово с лексическим значением «грубый, некультурный человек». Напишите это слово.
10)Найдите в тексте синоним к слову ЗАХВАТИТЬ (предложение 91). Выпишите этот синоним.
11)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Ерёмкины действительно боролись за правду, а не отстаивали свои личные интересы. 2) После письма Оли в стройуправлении решили, что Анна Ильинична не имеет к дому строителей никакого отношения. 3) Коля обещал дворовым ребятам вести переписку с Олей и выполнять её просьбы. 4) Оля помогала Анне Ильиничне и забирала её детей к себе. 5) Семья Анны Ильиничны ютилась в маленькой комнате при кухне.
12)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1) Сердце у меня за неё болит. 2) И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет. 3) Они стали всюду заявления строчить, будто они о правах строителей беспокоятся. 4) Это просто дикая несправедливость. 5) И даже рады, что несчастье с кем-то другим случилось, а их стороной обошло.
13)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Они-то бегают, им тепло, а она руками по бокам колотит, на одном месте прыгает, как нахохлившийся воробушек, а домой не идёт: пусть те двое в тишине занимаются! 2) Я все справки за них собрала и в жилищно-коммунальный отдел раз пять бегала. 3) Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут. 4) И обязательно начинают повторять одно и то же, как попугаи. 5) Но вдруг после моего отъезда они снова развернут наступление на Анну Ильиничну?
14)Найдите в тексте синонимы к слову ЧЕПУХА (предложение 5). Напишите один из этих синонимов.
15)Найдите в тексте антонимы к слову ПРАВДА (предложение 34). Напишите один из этих антонимов.
Сложные задания и ответы с варианта РЯ2090802:
1)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Рассказчица сама приносила Юльке афиши, потому что Юлька не могла ходить. 2) В городе, где жила рассказчица, все передвигались на лошадях. 3) Во времена детства рассказчицы ещё не было летательных аппаратов и почти никто не верил в то, что люди смогут летать. 4) Юлька не увидела полёт Древницкого, потому что опоздала. 5) Когда Юлька встала, мама Юльки не успела подхватить её, Юлька упала на землю.
Ответ: 13
2)Укажите варианты ответа, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Когда солдаты отпускают лямки, шар вздрагивает, словно собирается упасть, взмывает над костром и несётся ввысь, к облакам! 2) И вдруг какой-то Древницкий собирается лететь по воздуху, как птицы! 3) Мы с Юлькой, сидя рядом на деревянной скамье, смотрим на Древницкого во все глаза. 4) Юлька идёт, ведомая своим чувством чуда! 5) А тут вдруг этот смельчак на глазах у всех опрокидывает все принятые понятия и летит.
Ответ: 35
3)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) В обыкновенной, всамделишной жизни летать было невозможно. 2) Те, кто тогда это видел, навсегда запомнили чувство, которое охватило сердце, когда шар взлетел к облакам, – чувство чуда. 3) Мы идём в Ботанический сад всей семьёй. 4) Она качается, словно травинка, и делает всего несколько неверных шагов. 5) Древницкий докажет вам это, взлетев, как птица!
Ответ: 45
4)Найдите в предложениях 40–48 антоним к слову ПОТОМ (см. предложение 47). Напишите этот антоним.
Ответ: сперва
5)Замените разговорное слово ГРОХНУЛАСЬ из предложения 53 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: упала
6)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Мама добиралась до дачи не меньше суток, пересаживаясь с поезда на поезд. 2) Мама не выпустила Мишу на улицу, потому что он был болен и должен был лежать в постели. 3) Мама Миши нигде не работала, а днями напролёт сидела дома. 4) Миша всегда вёл себя очень хорошо, и его маму даже ни разу не вызывали в школу. 5) Когда Миша лежал на кровати и думал о маме, в его душе зародилось чувство вины.
Ответ: 125
7)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет. 1) Она недавно приехала из Москвы, вызванная телеграммой. … 2) Весь вечер она будет сидеть и думать о Мише. 3) Только маленький уголок, там, где сидит мама, освещён золотистым светом догорающего дня. 4) Он был погружён в какой-то тяжёлый, вязкий туман, и звуки за окном мешались с тревожными, рваными и сумбурными снами. 5) Она терпеливо работала, штопала, шила, а он стыдился ходить с ней по улице, «как маленький».
Ответ: 34
8)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Она оправила постель, убрала со стола тарелку, хлеб, смахнула крошки. 2) Он пойдёт по длинной дачной улице, будто настоящий раненый солдат – весь в бинтах. 3) Он никогда не целовал мать – ведь это «телячьи нежности». 4) Он представлял себе, как мама войдёт в комнату и увидит, что его уже нет. 5) Она поздно приходит с фабрики домой, весь день крутится, как белка в колесе.
9)Найдите в предложениях 38–48 синоним к слову УБИВАТЬСЯ (предложение 31). Выпишите синоним.
10)В предложениях 33–39 найдите слово с лексическим значением «исполненный внутреннего сияния». Напишите это слово.
11)Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Рассказчица назвала Нину трусихой перед всем классом, и поэтому подруги поссорились. 2) Подобранная Ниной ворона молчала до конца урока, и никто не заметил её присутствия. 3) Рассказчица подверглась самому сильному наказанию: стояла в столовой без передника. 4) Нина принесла в класс ворону, потому что ей стало жаль бедную птицу. 5) Нина простила свою подругу после того, как подруга взяла вину Нины на себя.
12)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Оставлять ворону на улице в таком состоянии было просто опасно, и потому было решено отнести её в класс. 2) Мы снова присмирели, предчувствуя грозу. 3) Сидевшая в кабинете женщина подняла на меня свои сердитые, маленькие глазки с вопросительным недоумением. 4) С моей подругой Ниной мы были просто не разлей вода, но пришло время, когда мы всё же очень сильно поссорились. 5) Я предвидела, что ей это всё равно не пройдёт даром и однажды её выведут на чистую воду
13)Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. 1) Стойко удержавшись от слёз, я быстро сняла передник, сделала классной даме условный поклон и вышла из комнаты. 2) И, не откладывая в долгий ящик своего решения, направилась прямо к начальнице. 3) Лицо моё горело, словно в огне. 4) Ах, Нина, чувствуешь ли ты, как я страдаю? 5) «Я пришла сказать, – начала я дрожащим, как у готового расплакаться ребёнка, голосом, – что… что… ворону принесла я».
14)В предложениях 8–17 найдите слово с лексическим значением «разоблачать, раскрывать кого-либо». Напишите это слово.
15)Найдите в тексте синонимы к слову ТРЕПЕТ (предложение 52). Напишите один из этих синонимов.
Мордатенков не боялся перечить незваному гостю и в конце концов выставил его за дверь
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Мордатенков не боялся перечить незваному гостю и в конце концов выставил его за дверь.
2) После прихода переодетого Дементьева Мордатенковы постарались наладить отношения с учительницей и даже подарили Елене Сергеевне новый кухонный столик.
3) Елена Сергеевна была бывшей соседкой Дементьева.
4) Мордатенковы были шокированы видом и поведением незваного гостя.
5) Елена Сергеевна пожаловалась Дементьеву на то, что её комната слишком маленькая.
(1)Дементьев был рад случайной встрече со своей бывшей учительницей Еленой Сергеевной. (2)На её расспросы радостно поведал, что работает в театре актёром. (3)И тут же начал выведывать про жизнь самой Елены Сергеевны.
– (4)Я хорошо… (5)Комнату новую дали. (6)В двухкомнатной квартире. (7)Просто рай, – произнесла учительница упавшим под конец голосом.
– (8)Так что не так? (9)Ведь что-то есть, я чувствую. (10)Лифта нет или кто-нибудь хамит? (11)Управдом? (12)Соседи?
– (19)Хамство в чистом виде, – сказал Дементьев, и глаза у него стали недобрыми, – давайте адрес! (20)Я сегодня вечером к вам зайду. (21)Только ничему не удивляйтесь и подыграйте. (22)Попробуем на ваших троглодитах волшебную силу искусства!
(23)Вечером в дверь позвонили.
(24)Мадам Мордатенкова неспешно отворила. (25)Перед ней, засунув ручки в брючки, стоял невысокий человек в кепочке. (26)На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.
– (27)Ты Сергеева? – хрипло спросил он.
– (28)Нет, – сказала шокированная всем его видом Мордатенкова, – Сергеева – это соседка.
– (29)Наплевать. (30)Давай проводи! – ответила кепочка.
(31)Оскорблённое достоинство Мордатенковой двинулось в глубь квартиры и указало на дверь в комнату.
(32)Незнакомец, не постучавшись, вошёл. (33)Дверь осталась неприкрытой. (34)Мордатенкова слышала каждое слово развязного пришельца.
– (35)Значит, это вы повесили бумажку насчёт обмена?
– (36)Да, – послышался сдержанный голос Елены Сергеевны.
– (37)А мою-то конурёнку видела? (38)Я те честно: я бы сам ни в жисть не поменялся. (39)Сама посуди: у мине там два корешка. (40)Когда ни надумаешь, всегда на троих можно сообразить. (41)Но, понимаешь, мне метры нужны. (42)Метры!
– (44)Вот то-то и оно! – хрипел голос в кепочке. – (45)Теперь причина номер два: Витька. (46)Младший. (47)Ему седьмой пошёл. (48)Носится по всей квартире, словно ракета. (49)Ему место надо! (50)Он вот на прошлой неделе затеял запуск спутника на Марс, чуть всю квартиру не спалил!
(51)Ему простор нужен. (52)А здесь? (53)Ступай в коридор и жги чего хошь! (54)Зачем ему в комнате поджигать? (55)Ваши коридоры просторные, это для
– (57)Так что я согласен. (58)Показывайте квартиру!
(59)Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор. (60)Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.
– (61)Харитон, – просвистела мадам, – там бандит какой-то пришёл, насчёт обмена с соседкой – надо воспрепятствовать.
(62)Мордатенков пулей выскочил в коридор. (63)Там, словно только его и дожидаясь, уже стоял мужчина с окурком. (64)Он рассуждал:
– (65)Здесь сундук поставлю, здесь своего брательника на пол пьяного ежели чего положу на тряпку, чтоб проспался…(66)Ведь это он только пьяный скандалит. (67)Мол, перережет всех.
(68)Мордатенковы в ужасе переглянулись.
– (69)А вот тут в ванной огурцов насолим на зиму. (70)Умываться и на кухне можно. (71)И где тут кухонный столик-то?
– (72)У меня нет своего стола, – внятно сказала Елена Сергеевна, – соседи его выставили.
– (73)Эти, что ли?! – он небрежно ткнул в сторону Мордатенковых. – (74)Ах, буржуи недорезанные! (75)Жена моя вам глаза-то живо выцарапает, только слово поперёк пикни!
– (76)Ну, вы тут не очень, – просипел Мордатенков.
– (77)Молчи, старый таракан, – прервал его человек в кепочке, – в лоб захотел, да? (78)А я с тобой разберусь! (79)А я-то ещё сомневался, меняться или нет. (80)Да я за твоё нахальство из прынцыпа переменюсь! (81)Баушк! – он повернулся к Елене Сергеевне. – (82)Пиши скорее заявление на обмен! (83)У меня душа горит на этих подлецов!
(84)Хлопнула дверь. (85)Наступила мертвая тишина. (86)А через час.
(87)Толстый Мордатенков пригласил Елену Сергеевну на кухню. (88)Там стоял новенький кухонный столик. (89)Сказал, что это подарок. (90)Позвал к ним смотреть телевизор вечером.
– (91)Зина, – крикнул он в коридор, – завтра пойдёшь в молочную, так
не забудь Елене Сергеевне кефиру да хлеба захватить.
– (92)Ну, что вы, – сказала Елена Сергеевна, – я сама.
– (93)Ничего, – строго сказал Мордатенков и снова крикнул в коридор:
– (94)Зинулик! (95)И когда придёшь – постираешь ей, что нужно. (96)Не в силах сдержать смех, Елена Сергеевна бросилась к себе в комнату.
– (97)О, волшебная сила искусства. (98)Ну надо же было догадаться!” — приговаривала счастливая Елена Сергеевна.
* Виктор Юзефович Драгунский (1913–1972) — русский советский писатель, сценарист и драматург.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор.
2) Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.
3) На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.
4) Просто рай, — произнесла учительница упавшим под конец голосом.
5) Носится по всей квартире, словно ракета.
Сравнение — сопоставление одного предмета или явления с другим.
1) Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор.
2) Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.
5) Носится по всей квартире, словно ракета.
Найдите в тексте синоним к слову ХОХОТ (предложение 97). Выпишите cиноним.
Синонимы − слова, близкие по значению.
Смех (предложение 96).
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского: «Нравственность человека видна в его отношении к слову».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «„О, волшебная сила искусства. ” — шептала Елена Сергеевна, задыхаясь от хохота»
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова СМЕКАЛКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое смекалка?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
В тексте Виктора Драгунского актер Дементьев проявил свою гражданскую позицию: он не смог пройти мимо хамства соседей Елены Сергеевны, потому и решился сам сыграть хама. Его речь в новом образе грубая, беспардонная, отталкивающая: «(37)А мою-то конурёнку видела? (38)Я те честно: я бы сам ни в жисть не поменялся. (39)Сама посуди: у мине там два корешка. (40)Когда ни надумаешь, всегда на троих можно сообразить. (41)Но, понимаешь, мне метры нужны. (42)Метры!» Конечно, услышав такое, вряд ли кому-то придёт в голову назвать автора этих высказываний человеком культурным, нравственным, с собственной гражданской позицией.
Иное ощущение складывается у нас о самом Дементьеве, когда он узнает от Елены Сергеевны о поведении Мордатенковых. Отрывистость и эмоциональность его монолога, передаваемая односложными предложениями, восклицательными предложениями, свидетельствует о том, что человек переживает несправедливость, не хочет мириться с этой несправедивостью: «– (19)Хамство в чистом виде, – сказал Дементьев, и глаза у него стали недобрыми, – давайте адрес! (20)Я сегодня вечером к вам зайду. (21)Только ничему не удивляйтесь и подыграйте. (22)Попробуем на ваших троглодитах волшебную силу искусства!»
Таким образом, на примере приведенного текста подтверждается высказывание Виссариона Григорьевича Белинского: «Нравственность человека видна в его отношении к слову».
9.2 Героиня текста Виктора Драгунского – интеллигентная женщина, она не может отвечать хамством на хамство, поэтому для неё неожиданностью стало решение её ученика: попробовать с хамами справиться их же методами. Дементьев смог очень правдоподобно сыграть хама, потому что хороший актер. Об этом говорится в финале текста.
В предложениях под номерами 18—22 указывается на неожиданное решение ученика Елены Сергеевны. А в предложениях 87-94 находим подтверждение тому, что находка Дементьева сработала. Актер, используя свой талант сценического преображения, смог помочь Елене Сергеевне справиться с хамством и наглостью соседей. Так искусство послужило решению совершенно «земной» проблемы.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что искусство обладает великой силой.
В тексте Виктора Драгунского Дементьев проявил смекалку, придумав, как помочь своей учительнице. В предложениях под номерами 18—22 указывается на неожиданное решение ученика Елены Сергеевны. А в предложениях 87-94 находим подтверждение тому, что находка Дементьева сработала. Актер, используя свой талант сценического преображения, смог помочь Елене Сергеевне справиться с хамством и наглостью соседей.
В традициях русского народа уважение к смекалке. Неслучайно многие герои наших народных сказок справляются с неразрешимыми задачами, проявляя смекалку – нестандартный подход к преодолению возникающих на их пути проблем.
Мордатенков не боялся перечить незваному гостю и в конце концов выставил его за дверь
Найдите в тексте синоним к слову ХОХОТ (предложение 97). Выпишите cиноним.
(1)Дементьев был рад случайной встрече со своей бывшей учительницей Еленой Сергеевной. (2)На её расспросы радостно поведал, что работает в театре актёром. (3)И тут же начал выведывать про жизнь самой Елены Сергеевны.
– (4)Я хорошо… (5)Комнату новую дали. (6)В двухкомнатной квартире. (7)Просто рай, – произнесла учительница упавшим под конец голосом.
– (8)Так что не так? (9)Ведь что-то есть, я чувствую. (10)Лифта нет или кто-нибудь хамит? (11)Управдом? (12)Соседи?
– (19)Хамство в чистом виде, – сказал Дементьев, и глаза у него стали недобрыми, – давайте адрес! (20)Я сегодня вечером к вам зайду. (21)Только ничему не удивляйтесь и подыграйте. (22)Попробуем на ваших троглодитах волшебную силу искусства!
(23)Вечером в дверь позвонили.
(24)Мадам Мордатенкова неспешно отворила. (25)Перед ней, засунув ручки в брючки, стоял невысокий человек в кепочке. (26)На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.
– (27)Ты Сергеева? – хрипло спросил он.
– (28)Нет, – сказала шокированная всем его видом Мордатенкова, – Сергеева – это соседка.
– (29)Наплевать. (30)Давай проводи! – ответила кепочка.
(31)Оскорблённое достоинство Мордатенковой двинулось в глубь квартиры и указало на дверь в комнату.
(32)Незнакомец, не постучавшись, вошёл. (33)Дверь осталась неприкрытой. (34)Мордатенкова слышала каждое слово развязного пришельца.
– (35)Значит, это вы повесили бумажку насчёт обмена?
– (36)Да, – послышался сдержанный голос Елены Сергеевны.
– (37)А мою-то конурёнку видела? (38)Я те честно: я бы сам ни в жисть не поменялся. (39)Сама посуди: у мине там два корешка. (40)Когда ни надумаешь, всегда на троих можно сообразить. (41)Но, понимаешь, мне метры нужны. (42)Метры!
– (44)Вот то-то и оно! – хрипел голос в кепочке. – (45)Теперь причина номер два: Витька. (46)Младший. (47)Ему седьмой пошёл. (48)Носится по всей квартире, словно ракета. (49)Ему место надо! (50)Он вот на прошлой неделе затеял запуск спутника на Марс, чуть всю квартиру не спалил!
(51)Ему простор нужен. (52)А здесь? (53)Ступай в коридор и жги чего хошь! (54)Зачем ему в комнате поджигать? (55)Ваши коридоры просторные, это для
– (57)Так что я согласен. (58)Показывайте квартиру!
(59)Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор. (60)Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.
– (61)Харитон, – просвистела мадам, – там бандит какой-то пришёл, насчёт обмена с соседкой – надо воспрепятствовать.
(62)Мордатенков пулей выскочил в коридор. (63)Там, словно только его и дожидаясь, уже стоял мужчина с окурком. (64)Он рассуждал:
– (65)Здесь сундук поставлю, здесь своего брательника на пол пьяного ежели чего положу на тряпку, чтоб проспался…(66)Ведь это он только пьяный скандалит. (67)Мол, перережет всех.
(68)Мордатенковы в ужасе переглянулись.
– (69)А вот тут в ванной огурцов насолим на зиму. (70)Умываться и на кухне можно. (71)И где тут кухонный столик-то?
– (72)У меня нет своего стола, – внятно сказала Елена Сергеевна, – соседи его выставили.
– (73)Эти, что ли?! – он небрежно ткнул в сторону Мордатенковых. – (74)Ах, буржуи недорезанные! (75)Жена моя вам глаза-то живо выцарапает, только слово поперёк пикни!
– (76)Ну, вы тут не очень, – просипел Мордатенков.
– (77)Молчи, старый таракан, – прервал его человек в кепочке, – в лоб захотел, да? (78)А я с тобой разберусь! (79)А я-то ещё сомневался, меняться или нет. (80)Да я за твоё нахальство из прынцыпа переменюсь! (81)Баушк! – он повернулся к Елене Сергеевне. – (82)Пиши скорее заявление на обмен! (83)У меня душа горит на этих подлецов!
(84)Хлопнула дверь. (85)Наступила мертвая тишина. (86)А через час.
(87)Толстый Мордатенков пригласил Елену Сергеевну на кухню. (88)Там стоял новенький кухонный столик. (89)Сказал, что это подарок. (90)Позвал к ним смотреть телевизор вечером.
– (91)Зина, – крикнул он в коридор, – завтра пойдёшь в молочную, так
не забудь Елене Сергеевне кефиру да хлеба захватить.
– (92)Ну, что вы, – сказала Елена Сергеевна, – я сама.
– (93)Ничего, – строго сказал Мордатенков и снова крикнул в коридор:
– (94)Зинулик! (95)И когда придёшь – постираешь ей, что нужно. (96)Не в силах сдержать смех, Елена Сергеевна бросилась к себе в комнату.
– (97)О, волшебная сила искусства. (98)Ну надо же было догадаться!” — приговаривала счастливая Елена Сергеевна.
* Виктор Юзефович Драгунский (1913–1972) — русский советский писатель, сценарист и драматург.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Мордатенков не боялся перечить незваному гостю и в конце концов выставил его за дверь.
2) После прихода переодетого Дементьева Мордатенковы постарались наладить отношения с учительницей и даже подарили Елене Сергеевне новый кухонный столик.
3) Елена Сергеевна была бывшей соседкой Дементьева.
4) Мордатенковы были шокированы видом и поведением незваного гостя.
5) Елена Сергеевна пожаловалась Дементьеву на то, что её комната слишком маленькая.
1) Мордатенков не боялся перечить незваному гостю и в конце концов выставил его за дверь. − Противоречит предложению 68.
2) После прихода переодетого Дементьева Мордатенковы постарались наладить отношения с учительницей и даже подарили Елене Сергеевне новый кухонный столик. − Подтверждается предложениями 87-89.
3) Елена Сергеевна была бывшей соседкой Дементьева. − Противоречит содержанию текста − Елена Сергеевна была учительницей, а не соседкой Дементьева
4) Мордатенковы были шокированы видом и поведением незваного гостя. − Подтверждается предложениями 28, 68.
5) Елена Сергеевна пожаловалась Дементьеву на то, что её комната слишком маленькая. − Противоречит содержанию текста − Елена Сергеевна жаловалась на соседей, а не на размер комнаты.
Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
1) Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор.
2) Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.
3) На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.
4) Просто рай, — произнесла учительница упавшим под конец голосом.
5) Носится по всей квартире, словно ракета.
Сравнение — сопоставление одного предмета или явления с другим.
1) Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор.
2) Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.
5) Носится по всей квартире, словно ракета.
1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского литературного критика Виссариона Григорьевича Белинского: «Нравственность человека видна в его отношении к слову».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «„О, волшебная сила искусства. ” — шептала Елена Сергеевна, задыхаясь от хохота»
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3. Как Вы понимаете значение слова СМЕКАЛКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое смекалка?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
В тексте Виктора Драгунского актер Дементьев проявил свою гражданскую позицию: он не смог пройти мимо хамства соседей Елены Сергеевны, потому и решился сам сыграть хама. Его речь в новом образе грубая, беспардонная, отталкивающая: «(37)А мою-то конурёнку видела? (38)Я те честно: я бы сам ни в жисть не поменялся. (39)Сама посуди: у мине там два корешка. (40)Когда ни надумаешь, всегда на троих можно сообразить. (41)Но, понимаешь, мне метры нужны. (42)Метры!» Конечно, услышав такое, вряд ли кому-то придёт в голову назвать автора этих высказываний человеком культурным, нравственным, с собственной гражданской позицией.
Иное ощущение складывается у нас о самом Дементьеве, когда он узнает от Елены Сергеевны о поведении Мордатенковых. Отрывистость и эмоциональность его монолога, передаваемая односложными предложениями, восклицательными предложениями, свидетельствует о том, что человек переживает несправедливость, не хочет мириться с этой несправедивостью: «– (19)Хамство в чистом виде, – сказал Дементьев, и глаза у него стали недобрыми, – давайте адрес! (20)Я сегодня вечером к вам зайду. (21)Только ничему не удивляйтесь и подыграйте. (22)Попробуем на ваших троглодитах волшебную силу искусства!»
Таким образом, на примере приведенного текста подтверждается высказывание Виссариона Григорьевича Белинского: «Нравственность человека видна в его отношении к слову».
9.2 Героиня текста Виктора Драгунского – интеллигентная женщина, она не может отвечать хамством на хамство, поэтому для неё неожиданностью стало решение её ученика: попробовать с хамами справиться их же методами. Дементьев смог очень правдоподобно сыграть хама, потому что хороший актер. Об этом говорится в финале текста.
В предложениях под номерами 18—22 указывается на неожиданное решение ученика Елены Сергеевны. А в предложениях 87-94 находим подтверждение тому, что находка Дементьева сработала. Актер, используя свой талант сценического преображения, смог помочь Елене Сергеевне справиться с хамством и наглостью соседей. Так искусство послужило решению совершенно «земной» проблемы.
Таким образом, нам удалось подтвердить, что искусство обладает великой силой.
В тексте Виктора Драгунского Дементьев проявил смекалку, придумав, как помочь своей учительнице. В предложениях под номерами 18—22 указывается на неожиданное решение ученика Елены Сергеевны. А в предложениях 87-94 находим подтверждение тому, что находка Дементьева сработала. Актер, используя свой талант сценического преображения, смог помочь Елене Сергеевне справиться с хамством и наглостью соседей.
В традициях русского народа уважение к смекалке. Неслучайно многие герои наших народных сказок справляются с неразрешимыми задачами, проявляя смекалку – нестандартный подход к преодолению возникающих на их пути проблем.