мы не только вымыли стены но и подремонтировали парты покрасили двери
ГИА-ЕГЭ 2021
Вариант 11
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая гласный ударный звук?
1) в ключей А 3) квАртал
2) мусоропрОвод 4) взЯла
А2. В каком предложении вместо слова ОБЪЯТЬ нужно употребить ОБНЯТЬ?
1) Пламя быстро ОБЪЯЛО весь дом.
2) Нельзя ОБЪЯТЬ необъятное.
3) Он мечтал приехать домой, ОБЪЯТЬ всю семью: отца, мать, жену, маленького сына.
4) Страх ОБЪЯЛ людей, когда они увидели извержение вулкана. АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) к две тысячи восьмому году 3) в Хабаровском крае
2) лажу по горам 4) пара белых туфлей
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Прогуливаясь по бульвару,
1) нам встретилась знакомая.
2) свежий весенний ветерок обдувал нам лица.
3) приятно вдыхать аромат буйно цветущих роз.
4) оказалось, что фонтаны не действуют.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Те, кто видел и слушал этого профессора, непременно захотят ещё раз посетить его лекции.
2) Благодаря повышению уровня обслуживания в автосервисе стало больше клиентов.
3) Мы остановились в гостинице «Приморской», а вечером отправились на прогулку.
4) Роман Фадеева «Молодая гвардия» посвящён комсомольцам, отдавшим свои жизни в борьбе с фашистами.
Прочитайте предложения и выполните задания А6-А11.
(1)С помощью закона всемирного тяготения и законов Ньютона были определены траектории планет Солнечной системы, а также были рассчитаны их координаты в любой момент времени на много лет вперёд. (2)… (З)Затем с помощью второго закона Ньютона рассчитывали ускорение, с коим планета движется вокруг Солнца. (4)А по ускорению определялись и другие величины, характеризующие движение, в том числе и координаты. (5)При этом учитывали также влияние других планет Солнечной системы на движение данной планеты. А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть вторым в данном тексте?
1) В результате многолетних наблюдений за движением Урана в первой половине XIX века учёные окончательно убедились в том, что реальная орбита Урана не совпадает с вычисленной.
2) Для этого сначала по закону всемирного тяготения вычислялась сила гравитационного взаимодействия между Солнцем и данной планетой.
3) В 1781 году английский астроном Уильям Гершель путём наблюдений открыл седьмую планету Солнечной системы, которую назвал Уран.
4) Желая подчеркнуть, что открытие этих планет сделано теоретическим путём, т. е. исключительно с помощью расчётов, что Нептун и Плутон были открыты на «кончике пера».
А7. Какое из предложений должно стоять на месте пропуска шестого предложения в данном тексте?
1) Таким образом, правильность рассчитанных орбит планет и их положения в любой момент времени подтверждалась результатами астрономических наблюдений.
2) Итак, правильность рассчитанных орбит планет и их положения в любой момент времени подтверждалась результатами астрономических наблюдений.
3) Правильность рассчитанных таких образом орбит планет и их положения в любой момент времени подтверждалась результатами астрономических наблюдений.
4) Однако правильность рассчитанных орбит планет и их положения в любой момент времени подтверждалась результатами астрономических наблюдений.
А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? 1) были траектории (предложение 1) 2) были рассчитаны координаты (предложение 1) 3) рассчитывали ускорение (предложение 3) 4) учитывали влияние (предложение 5)
А9. Укажите верную характеристику предложения 3 текста.
2) сложноподчинённое с придаточным определительным
3) сложное бессоюзное
4) сложноподчинённое с придаточным изъяснительным
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВОКРУГ из (предложение 3) текста.
1) производный предлог 3) наречие
2) местоимение 4) прилагательное
АП. Укажите значение слова ТРАЕКТОРИЯ (предложение 1).
2) линия движения центра массы тела от точки вылета до точки встречи с другим телом
3) линия, описываемая точкой при движении
4) единство, образуемое тремя раздельными частями
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Лекцио(1)ые занятия он не посещал, считая время, потраче(2)ое на них, потеря(3)ым. В этих делах он был стреля(4)ый воробей.
А13. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?
1) изд..вна, к..рикатура, воспринимать
2) растениеводство, несоч..таемость, аплодировать
3) ближайший, деликатный, подражание
4) р..систый, уязвлённый, сокращение
А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) преуспевать, пр..давить, преодолевший
2) раз..рвать, от..мстить, пон..ехать
3) бе..звучный, не..дуваемый, не..глаженный
4) пост..нфарктный, дез..нформация, сверх..нтересный
Al5. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
1) построивший, подпишешь
2) неосязаемый, он ненавид..т
3) обезлюд..вшая в войну деревня, обрежешься
4) подклееВший, расколешь
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. обидч„вый В. затмевать
Б. раста„ть Г. молодцеватый
1) А, Б, В 2) А, Б, Г 3) В, Г 4) А, В, Г
А17. В каком случае в данном предложении НЕ(НИ) со словами пишется раздельно?
1) Даже (не)унывающий Жаворонок, побывавший в когтях у орла,
2) в каждом (не)глубоком овраге
4) (не)заживающую рану.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ОТ)ТОГО я задержался в районе, что (ОТ)ТОГО берега из — за наводнения не мог отойти паром.
2) Мои спутники ТО(ЖЕ) осматривали берег, но (В)ВИДУ имели совсем другое.
3) (И)ТАК, сегодня на уроке мы продолжаем закрепление темы «Союз как часть речи», ТАК(ЖЕ) сделаем упражнение на правописание производных предлогов.
4) ЧТО(БЫ) мне вам предложить, ЧТО(БЫ) вы не скучали?
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Солнце с каждым днём подымается над морскими пространствами всё выше() и на берегах расцветает розовая от миндаля и туманов черноморская весна.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
AZO. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Старый камердинер Тихон (1) с опавшим и осунувшимся лицом (2) носившим на себе отпечаток неизлечимого горя (3) отвечал «слу — шаю-с» на все вопросы княжны Марьи и (4) глядя на неё (5) едва удерживался от рыданий.
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Над немым (1) однако (2) глумиться никто не решался: он шуток не любил. Сцена эта может показаться очень театральной (3) однако (4) через двадцать лет, вспоминая её, я растроганно плачу: она была свято искренна, это доказывает вся наша жизнь.
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Ты меня не слышишь или не понимаешь или просто игнорируешь.
2) Эти нормы под силу вспомнить как мастерам спорта так и новичкам.
3) Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи.
4) Мы не только вымыли стены но и подремонтировали парты покрасили двери.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
День выдался чудесный: я думаю, кроме России, в сентябре месяце нигде подобных дней и не бывает.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
2) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вот одна из причин того (1) почему я взялся написать небольшую книжку рассказов (2) темы (3) которых (4) выходят за страницы учебника и традиционных программ.
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Лягушка падала на землю (1) но (2) так как утки летели очень быстро (3) она упала не прямо на то место (4) над которым закричала (5) и где была твёрдая дорога, а гораздо раньше…
2) 1,3, 4, 5 4) 1,2, 3,4, 5
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Педагог, который не любит детей, есть нелепость.
2) Начнём с занятий, на которых дети работают с так называемыми строительными наборами.
3) Утром Алла увидела на холодильнике ключ, который второпях оставил муж.
4) Ещё не получив диплома, я записался в партизанский отряд, что формировался в Ленинграде.
А27. Прочитайте текст.
Древнеиндийские росписи в пещерных храмах Аджанты по праву принадлежат к выдающимся достижениям изобразительного искусства. 29 пещерных храмов, созданных на протяжении И—VII вв., представляют собой прекрасный синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Высеченные в скалистом берегу горной речки, они расположены в уединенном месте, полном суровой и поэтической красоты. Но самое замечательное — это всё-таки росписи: на стенах пещерных храмов предстает панорама жизни Древней Индии, и главное место здесь занимают эпизоды из жизни Будды и джайтаки, то есть истории из прежней жизни Великого Учителя.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) 29 пещерных храмов Аджанты в Индии, создававшиеся на протяжении II—VII вв., представляют собой прекрасный синтез архитектуры, скульптуры и живописи.
2) Выдающимися достижениями мирового изобразительного искусства считаются древнеиндийские росписи, которые изображают главным образом эпизоды из жизни Будды, в двадцати девяти пещерных храмах Аджанты, создававшихся на протяжении II—VII веков нашей эры.
3) Древние пещерные храмы Аджанты — прекрасный синтез архитектуры, скульптуры и живописи, однако самое замечательное здесь — росписи, изображающие панораму жизни Древней Индии, эпизоды из жизни Будды и джайтаки (истории из прежней жизни Великого Учителя).
4) Древнеиндийские пещерные храмы Аджанты высечены в скалистом берегу горной речки и расположены в уединенном месте, полном суровой и поэтической красоты.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.
(1)Стоял осенний теплый ясный день, везде в воздухе была разлита мягкая розоватая дымка, осыпались с тополей листья, летели, скользили по асфальту мостовой, мелькали мимо пригретых бабьим летом стен домов на узкой московской улице. (2)В этом тихом уголке до ступиц утопали в шуршащих ворохах осеннего золота колеса машин, как бы покинутых хозяевами и грустно стоявших в долгом одиночестве вдоль обочин, сухие листья лежали на крыльях, на радиаторах, собирались кучками на ветровых стеклах. (3)Я шел, слушал хруст под ногами и думал: «До чего хорошо ощущение этого тихого дня и как хороша поздняя солнечная осень — ее ветерок, ее винный запах, ее листья на тротуарах и машинах, её тепло и её горная свежесть…» (4)Где отгадка этой тайны? (5)Никогда я вот так не замечал, как добра природа в своем обновлении и утратах. (6)Да, да, всё естественно, прекрасно.
(7)И вдруг… (8)Мне показалось: где-то женщина кричала, это было в доме, над этими безлюдными тротуарами, одинокими, засыпанными листьями машинами.
(9)Я вздрогнул, остановился, поднял голову, глядя на окна, освещенные солнцем, пронзенный неожиданным страшным криком боли, страдания, как будто там, на верхних этажах обычного московского дома, пытали человека, заставляя его корчиться, извиваться в муке под каленым железом. (Ю)Они были все одинаковы, эти окна, были уже по-предзимнему закрыты наглухо. (11)Крик женщины то затихал наверху, то нарастал нечеловеческим воплем, визгом и рыданиями последнего отчаяния, какое бывает перед холодом небытия и бездной…
(12)Что там было? (13)Кто мучил ее? (14)3ачем? (15)Почему она рыдала так страшно?
(16)И всё прекрасное погасло во мне: и благословенный московский листопад, и свет осеннего дня, и умиление естественной прекрасной порой бабьего лета. (17)Счастье вдруг обернулось жгучей(-им) … (18)Почудилось, что кричало от непереносимой боли само человечество, потерявшее ощущение великого и единственного блага всякого сущего — радости неповторимого своего существования.
(По Ю. Бондареву) А28. Какое слово должно быть на месте пропуска в предложении 17?
1) опасение 2) удивление 3) горечь 4) ирония А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-6?
2) повествование и описание
3) повествование, описание и рассуждение
4) описание и рассуждение
АЗО. Укажите предложение, в котором использованы синонимы.
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.
81. Из предложения 11 выпишите слова, образованные бессуф — фиксным способом.
82. Из предложений 1-6 выпишите краткое причастие.
83. Определите тип подчинительной связи в словосочетании ЗАСТАВЛЯЯ КОРЧИТЬСЯ (предложение 9).
Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.
84. Среди предложений 5-11 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите его номер.
85. Среди предложений 7-16 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
86. Среди предложений 3-18 найдите сложноподчинённые предложения, в состав которых входит придаточное изъяснительное. Напишите номера этих предложений.
87. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
Запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки, последовательность цифр в том порядке, в котором они будут записаны вами в тексте на месте пропусков.
88. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
«Композиционно текст делится на две части, противопоставленные друг другу. В первой Ю. Бондарев, передавая «умиление» героя «прекрасной порой бабьего лета», использует (..) («мягкая розовая дымка», «винный запах» (осени), «солнечная осень»), (..)(«в шуршащих ворохах осеннего золота») и (..) («листья… собирались кучками», «природа добра»).
В конце первой части чувство восхищения усиливается: автор использует (..) (предложение 4). В конце текста автор, напротив, показывает героя, страдающего от мысли о несовершенстве человеческого бытия, героя, испытывающего чувство отчаяния от невозможности помочь несчастной, и передано это с помощью риторической фигуры (..) (предложение 16).»
2) риторическое восклицание
3) эмоциональный повтор
9) риторический вопрос
Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора.
Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ГИА-ЕГЭ 2021
Вариант 11
При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1-А30) поставьте знак «х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая гласный ударный звук?
1) в ключей А 3) квАртал
2) мусоропрОвод 4) взЯла
А2. В каком предложении вместо слова ОБЪЯТЬ нужно употребить ОБНЯТЬ?
1) Пламя быстро ОБЪЯЛО весь дом.
2) Нельзя ОБЪЯТЬ необъятное.
3) Он мечтал приехать домой, ОБЪЯТЬ всю семью: отца, мать, жену, маленького сына.
4) Страх ОБЪЯЛ людей, когда они увидели извержение вулкана. АЗ. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) к две тысячи восьмому году 3) в Хабаровском крае
2) лажу по горам 4) пара белых туфлей
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.
Прогуливаясь по бульвару,
1) нам встретилась знакомая.
2) свежий весенний ветерок обдувал нам лица.
3) приятно вдыхать аромат буйно цветущих роз.
4) оказалось, что фонтаны не действуют.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Те, кто видел и слушал этого профессора, непременно захотят ещё раз посетить его лекции.
2) Благодаря повышению уровня обслуживания в автосервисе стало больше клиентов.
3) Мы остановились в гостинице «Приморской», а вечером отправились на прогулку.
4) Роман Фадеева «Молодая гвардия» посвящён комсомольцам, отдавшим свои жизни в борьбе с фашистами.
Прочитайте предложения и выполните задания А6-А11.
(1)С помощью закона всемирного тяготения и законов Ньютона были определены траектории планет Солнечной системы, а также были рассчитаны их координаты в любой момент времени на много лет вперёд. (2)… (З)Затем с помощью второго закона Ньютона рассчитывали ускорение, с коим планета движется вокруг Солнца. (4)А по ускорению определялись и другие величины, характеризующие движение, в том числе и координаты. (5)При этом учитывали также влияние других планет Солнечной системы на движение данной планеты. А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть вторым в данном тексте?
1) В результате многолетних наблюдений за движением Урана в первой половине XIX века учёные окончательно убедились в том, что реальная орбита Урана не совпадает с вычисленной.
2) Для этого сначала по закону всемирного тяготения вычислялась сила гравитационного взаимодействия между Солнцем и данной планетой.
3) В 1781 году английский астроном Уильям Гершель путём наблюдений открыл седьмую планету Солнечной системы, которую назвал Уран.
4) Желая подчеркнуть, что открытие этих планет сделано теоретическим путём, т. е. исключительно с помощью расчётов, что Нептун и Плутон были открыты на «кончике пера».
А7. Какое из предложений должно стоять на месте пропуска шестого предложения в данном тексте?
1) Таким образом, правильность рассчитанных орбит планет и их положения в любой момент времени подтверждалась результатами астрономических наблюдений.
2) Итак, правильность рассчитанных орбит планет и их положения в любой момент времени подтверждалась результатами астрономических наблюдений.
3) Правильность рассчитанных таких образом орбит планет и их положения в любой момент времени подтверждалась результатами астрономических наблюдений.
4) Однако правильность рассчитанных орбит планет и их положения в любой момент времени подтверждалась результатами астрономических наблюдений.
А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? 1) были траектории (предложение 1) 2) были рассчитаны координаты (предложение 1) 3) рассчитывали ускорение (предложение 3) 4) учитывали влияние (предложение 5)
А9. Укажите верную характеристику предложения 3 текста.
2) сложноподчинённое с придаточным определительным
3) сложное бессоюзное
4) сложноподчинённое с придаточным изъяснительным
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВОКРУГ из (предложение 3) текста.
1) производный предлог 3) наречие
2) местоимение 4) прилагательное
АП. Укажите значение слова ТРАЕКТОРИЯ (предложение 1).
2) линия движения центра массы тела от точки вылета до точки встречи с другим телом
3) линия, описываемая точкой при движении
4) единство, образуемое тремя раздельными частями
А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Лекцио(1)ые занятия он не посещал, считая время, потраче(2)ое на них, потеря(3)ым. В этих делах он был стреля(4)ый воробей.
А13. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?
1) изд..вна, к..рикатура, воспринимать
2) растениеводство, несоч..таемость, аплодировать
3) ближайший, деликатный, подражание
4) р..систый, уязвлённый, сокращение
А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) преуспевать, пр..давить, преодолевший
2) раз..рвать, от..мстить, пон..ехать
3) бе..звучный, не..дуваемый, не..глаженный
4) пост..нфарктный, дез..нформация, сверх..нтересный
Al5. В каком ряду во всех словах пропущена буква Е?
1) построивший, подпишешь
2) неосязаемый, он ненавид..т
3) обезлюд..вшая в войну деревня, обрежешься
4) подклееВший, расколешь
А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?
А. обидч„вый В. затмевать
Б. раста„ть Г. молодцеватый
1) А, Б, В 2) А, Б, Г 3) В, Г 4) А, В, Г
А17. В каком случае в данном предложении НЕ(НИ) со словами пишется раздельно?
1) Даже (не)унывающий Жаворонок, побывавший в когтях у орла,
2) в каждом (не)глубоком овраге
4) (не)заживающую рану.
А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (ОТ)ТОГО я задержался в районе, что (ОТ)ТОГО берега из — за наводнения не мог отойти паром.
2) Мои спутники ТО(ЖЕ) осматривали берег, но (В)ВИДУ имели совсем другое.
3) (И)ТАК, сегодня на уроке мы продолжаем закрепление темы «Союз как часть речи», ТАК(ЖЕ) сделаем упражнение на правописание производных предлогов.
4) ЧТО(БЫ) мне вам предложить, ЧТО(БЫ) вы не скучали?
А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.
Солнце с каждым днём подымается над морскими пространствами всё выше() и на берегах расцветает розовая от миндаля и туманов черноморская весна.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.
3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
AZO. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Старый камердинер Тихон (1) с опавшим и осунувшимся лицом (2) носившим на себе отпечаток неизлечимого горя (3) отвечал «слу — шаю-с» на все вопросы княжны Марьи и (4) глядя на неё (5) едва удерживался от рыданий.
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Над немым (1) однако (2) глумиться никто не решался: он шуток не любил. Сцена эта может показаться очень театральной (3) однако (4) через двадцать лет, вспоминая её, я растроганно плачу: она была свято искренна, это доказывает вся наша жизнь.
А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Ты меня не слышишь или не понимаешь или просто игнорируешь.
2) Эти нормы под силу вспомнить как мастерам спорта так и новичкам.
3) Деревья и травы летом и в самом начале осени сочны и свежи.
4) Мы не только вымыли стены но и подремонтировали парты покрасили двери.
А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
День выдался чудесный: я думаю, кроме России, в сентябре месяце нигде подобных дней и не бывает.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
2) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вот одна из причин того (1) почему я взялся написать небольшую книжку рассказов (2) темы (3) которых (4) выходят за страницы учебника и традиционных программ.
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Лягушка падала на землю (1) но (2) так как утки летели очень быстро (3) она упала не прямо на то место (4) над которым закричала (5) и где была твёрдая дорога, а гораздо раньше…
2) 1,3, 4, 5 4) 1,2, 3,4, 5
А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Педагог, который не любит детей, есть нелепость.
2) Начнём с занятий, на которых дети работают с так называемыми строительными наборами.
3) Утром Алла увидела на холодильнике ключ, который второпях оставил муж.
4) Ещё не получив диплома, я записался в партизанский отряд, что формировался в Ленинграде.
А27. Прочитайте текст.
Древнеиндийские росписи в пещерных храмах Аджанты по праву принадлежат к выдающимся достижениям изобразительного искусства. 29 пещерных храмов, созданных на протяжении И—VII вв., представляют собой прекрасный синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Высеченные в скалистом берегу горной речки, они расположены в уединенном месте, полном суровой и поэтической красоты. Но самое замечательное — это всё-таки росписи: на стенах пещерных храмов предстает панорама жизни Древней Индии, и главное место здесь занимают эпизоды из жизни Будды и джайтаки, то есть истории из прежней жизни Великого Учителя.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) 29 пещерных храмов Аджанты в Индии, создававшиеся на протяжении II—VII вв., представляют собой прекрасный синтез архитектуры, скульптуры и живописи.
2) Выдающимися достижениями мирового изобразительного искусства считаются древнеиндийские росписи, которые изображают главным образом эпизоды из жизни Будды, в двадцати девяти пещерных храмах Аджанты, создававшихся на протяжении II—VII веков нашей эры.
3) Древние пещерные храмы Аджанты — прекрасный синтез архитектуры, скульптуры и живописи, однако самое замечательное здесь — росписи, изображающие панораму жизни Древней Индии, эпизоды из жизни Будды и джайтаки (истории из прежней жизни Великого Учителя).
4) Древнеиндийские пещерные храмы Аджанты высечены в скалистом берегу горной речки и расположены в уединенном месте, полном суровой и поэтической красоты.
Прочитайте текст и выполните задания А28-А30; В1-В8; С1.
(1)Стоял осенний теплый ясный день, везде в воздухе была разлита мягкая розоватая дымка, осыпались с тополей листья, летели, скользили по асфальту мостовой, мелькали мимо пригретых бабьим летом стен домов на узкой московской улице. (2)В этом тихом уголке до ступиц утопали в шуршащих ворохах осеннего золота колеса машин, как бы покинутых хозяевами и грустно стоявших в долгом одиночестве вдоль обочин, сухие листья лежали на крыльях, на радиаторах, собирались кучками на ветровых стеклах. (3)Я шел, слушал хруст под ногами и думал: «До чего хорошо ощущение этого тихого дня и как хороша поздняя солнечная осень — ее ветерок, ее винный запах, ее листья на тротуарах и машинах, её тепло и её горная свежесть…» (4)Где отгадка этой тайны? (5)Никогда я вот так не замечал, как добра природа в своем обновлении и утратах. (6)Да, да, всё естественно, прекрасно.
(7)И вдруг… (8)Мне показалось: где-то женщина кричала, это было в доме, над этими безлюдными тротуарами, одинокими, засыпанными листьями машинами.
(9)Я вздрогнул, остановился, поднял голову, глядя на окна, освещенные солнцем, пронзенный неожиданным страшным криком боли, страдания, как будто там, на верхних этажах обычного московского дома, пытали человека, заставляя его корчиться, извиваться в муке под каленым железом. (Ю)Они были все одинаковы, эти окна, были уже по-предзимнему закрыты наглухо. (11)Крик женщины то затихал наверху, то нарастал нечеловеческим воплем, визгом и рыданиями последнего отчаяния, какое бывает перед холодом небытия и бездной…
(12)Что там было? (13)Кто мучил ее? (14)3ачем? (15)Почему она рыдала так страшно?
(16)И всё прекрасное погасло во мне: и благословенный московский листопад, и свет осеннего дня, и умиление естественной прекрасной порой бабьего лета. (17)Счастье вдруг обернулось жгучей(-им) … (18)Почудилось, что кричало от непереносимой боли само человечество, потерявшее ощущение великого и единственного блага всякого сущего — радости неповторимого своего существования.
(По Ю. Бондареву) А28. Какое слово должно быть на месте пропуска в предложении 17?
1) опасение 2) удивление 3) горечь 4) ирония А29. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1-6?
2) повествование и описание
3) повествование, описание и рассуждение
4) описание и рассуждение
АЗО. Укажите предложение, в котором использованы синонимы.
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа При перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.
Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.
81. Из предложения 11 выпишите слова, образованные бессуф — фиксным способом.
82. Из предложений 1-6 выпишите краткое причастие.
83. Определите тип подчинительной связи в словосочетании ЗАСТАВЛЯЯ КОРЧИТЬСЯ (предложение 9).
Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.
84. Среди предложений 5-11 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное. Напишите его номер.
85. Среди предложений 7-16 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
86. Среди предложений 3-18 найдите сложноподчинённые предложения, в состав которых входит придаточное изъяснительное. Напишите номера этих предложений.
87. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
Запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки, последовательность цифр в том порядке, в котором они будут записаны вами в тексте на месте пропусков.
88. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28-А30, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
«Композиционно текст делится на две части, противопоставленные друг другу. В первой Ю. Бондарев, передавая «умиление» героя «прекрасной порой бабьего лета», использует (..) («мягкая розовая дымка», «винный запах» (осени), «солнечная осень»), (..)(«в шуршащих ворохах осеннего золота») и (..) («листья… собирались кучками», «природа добра»).
В конце первой части чувство восхищения усиливается: автор использует (..) (предложение 4). В конце текста автор, напротив, показывает героя, страдающего от мысли о несовершенстве человеческого бытия, героя, испытывающего чувство отчаяния от невозможности помочь несчастной, и передано это с помощью риторической фигуры (..) (предложение 16).»
2) риторическое восклицание
3) эмоциональный повтор
9) риторический вопрос
Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.
С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора.
Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.