На каких параметрах базируется оценка психофизиологических процессов испытуемого
Психофизиологическая оценка профессиональной пригодности работников
«Кадровик. Рекрутинг для кадровика», 2012, N 12
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ РАБОТНИКОВ
В статье анализируются результаты оценки надежности персонала в условиях профессиональной деятельности на примере аппаратчиков перегонки химического производства. Обосновывается целесообразность психофизиологического отбора по ряду профессий.
В настоящее время в нашей стране взят курс на инновационное развитие: рациональное и экономное использование материальных и трудовых ресурсов, повышение эффективности производства и производительности труда.
Для осуществления этих задач необходимо повысить эффективность научных исследований, сократить сроки внедрения достижений науки и техники, укрепить связи научных исследований с производством.
Большая роль принадлежит отраслям науки, которые занимаются изучением трудовой деятельности человека.
Технический прогресс приводит ко все более широкой механизации и автоматизации производственных процессов, централизации управления ими, использованию системных методов в организации и управлении производством. Все это существенно изменяет специфику и структуру трудовой деятельности человека, появляются новые профессии.
Профессии как вид человеческой деятельности, предусматривающий длительное выполнение комплекса трудовых обязанностей, по своим характеристикам неоднородны. Задачи, составляющие профессиональную деятельность, требуют мобилизации различных психологических и физиологических функций, и для их успешного решения нужны различные индивидуальные особенности. Чем больше таких задач входят в профессиональную деятельность, тем труднее овладение профессией. Чтобы эффективно осуществить трудовую деятельность, человек должен удовлетворять определенным требованиям, которые предъявляет профессия. Профессиональные требования не всем доступны, и некоторое число кандидатов не могут быть допущены для деятельности в той или иной профессии.
Типы профессиональной пригодности
В науке и практике наблюдается смешение понятий пригодности и готовности к профессиональной деятельности.
Понятие готовности корреспондирует с понятием компетентности и чаще всего понимается как набор профессиональных знаний, навыков, умений.
Установлены ряд общих принципов профессиональной пригодности индивидов [1, 2, 3]:
— не каждый человек способен ко всякой работе, чаще всего человек может хорошо работать по какой-то группе профессий и совершенно неспособен овладеть многими профессиями, лежащими за пределами этой группы;
— предрасположенность конкретного индивида к определенной группе профессий означает для него достаточную свободу выбора профессии внутри группы;
— предрасположенность к профессии определяется психофизиологическими предпосылками не только к приобретению знаний и навыков, но и к их использованию;
— непригодность к работе в определенном виде деятельности не может быть компенсирована продолжительностью тренировки;
— пригодность к профессии определяется не только психофизиологическими особенностями человека, но и его компетентностью и степенью мотивации своим трудом.
Выделяют два типа профессиональной пригодности. К профессиям первого типа относятся те, в которых выполнение деятельности не поддается программированию. Эти профессии предъявляют такие требования к человеку, которые могут выполнить люди, обладающие специальными индивидуальными чертами (концентрация внимания, сила, уравновешенность и подвижность нервной системы, скорость реакции и др.). Известно, что люди имеют скоростной предел. Чем выше темп трудовой деятельности, тем ограниченнее число работников, которые могут справиться с этой деятельностью. Если темп превышает индивидуальный порог, то деятельность приобретает хаотический характер. На результат деятельности влияет также такая природная особенность, как перестройка стереотипа действий (когда на один и тот же сигнал в различных ситуациях должна быть разная реакция: либо ответ, либо воздержаться от ответа). Тормозящим и дезорганизующим образом на некоторых людей влияет деятельность, сопровождающаяся большой ответственностью.
Профессии второго типа предъявляют требования, с которыми может справиться каждый нормальный человек. Деятельность таких профессий поддается программированию, тем самым создаются условия для построения эффективного обучения персонала.
Профессиональная пригодность предопределяет надежность выполнения профессиональной деятельности.
Роль ошибочных действий стала очевидной в последнее время, когда возросла сложность и ответственность многих видов деятельности. Мировая статистика свидетельствует о том, что около 80% аварий и катастроф в промышленности на транспорте и в энергосистемах связаны с ошибочными действиями работников.
Современные взгляды на профессиональную надежность человека основываются на следующих представлениях [4, 5]:
— основным звеном в трудовой деятельности является человек, осуществляющий управляющую и регулирующую функцию;
— высокая эффективность и надежность системы деятельности достигается при создании компонентов системы с учетом психофизиологических особенностей человека;
— причины ошибочных действий могут быть обусловлены как индивидуальными особенностями человека, так и несоответствием компонентов системы деятельности его психофизиологическим характеристикам;
— несоответствие индивидуальных качеств и свойств личности требованиям профессиональной деятельности может быть следствием несовершенства системы профессионального отбора и подготовки специалистов.
Попытки повысить надежность системы путем внедрения новейших достижений науки и практики в одну из составляющих системы (психологическую, техническую, организационную) были обречены на провал, так как только рационализация всей системы обеспечивает ее надежность.
Особенности оценки профессиональной пригодности
В своих исследованиях мы акцентировали внимание на изучении профессиональной пригодности работников профессии «аппаратчик перегонки химической промышленности» на основе психофизиологических критериев.
Содержание работы аппаратчика состоит в регулировании технологического процесса при помощи пульта управления, которое производится путем поддержания в аппаратах заданных показателей технологического процесса. Рабочие действия каждую смену повторяются в неизменном виде в одной и той же последовательности. Это приводит к прочному закреплению рабочего стереотипа с хорошо автоматизированными действиями. При аварийных ситуациях поступающая информация сильно изменяется как по количеству, так и по содержанию. Особенность таких ситуаций заключается во внезапности их наступления и необходимости быстро и четко переработать поступающую информацию, обобщить и принять единственно правильное решение. При ликвидации аварий задачи, которые возникают перед аппаратчиком, в большинстве случаев не отличаются большой сложностью, тем не менее иногда наблюдаются действия персонала, лишенные какого-либо технического смысла. Бывают случаи полной несостоятельности работников, несмотря на то что они обладают знаниями в полном объеме, требуемом производством. Следовательно, эти лица обладают какими-то психофизиологическими особенностями, проявляющимися неадекватной реакцией лишь в чрезвычайно сложных ситуациях.
Согласно должностным инструкциям, к аппаратчикам предъявляются следующие требования: умение быстро и точно фиксировать информацию, устойчивость к напряженному труду (сила нервной системы), эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, быстрота реагирования (подвижность нервной системы), концентрация и распределение внимания.
Особенности деятельности аппаратчиков не позволяют проводить психофизиологические исследования непосредственно в цехе, поэтому в наших исследованиях использовались тестовые методики. Определялась сила процессов возбуждения и торможения, подвижность нервных процессов, ситуативная тревожность, внимание. Замеры проводились до и после работы. Результаты исследований представлены в таблице.
аппаратчиков перегонки химической промышленности
Методы психофизиологического исследования.
Методы психофизиологического исследования.
Методы психофизиологических исследований – комплекс методов, используемых для изучения физиологического обеспечения психических процессов.
В психофизиологии основными методами регистрации физиологических процессов являются электрофизиологические методы. В физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов. Электрические показатели, по сравнению с другими, наиболее демонстративны, таким образом они являются важным средством обнаружения деятельности. Единообразие потенциалов действия в нервной клетке, нервном волокне, мышечной клетке как у человека, так и у животных говорит об универсальности этих показателей. Точность электрических показателей, т.е. их временное и динамическое соответствие физиологическим процессам, основана на быстрых физико-химических механизмах генерации потенциалов, являющихся неотъемлемым компонентом физиологических процессов в нервной или мышечной структуре.
К перечисленным преимуществам электрических показателей физиологической активности следует добавить и неоспоримые технические удобства их регистрации: помимо специальных электродов, для этого достаточно универсального усилителя биопотенциалов, который скоммутирован с компьютером, имеющим соответствующее программное обеспечение. Большую часть этих показателей можно регистрировать, никак не вмешиваясь в изучаемые процессы и не травмируя объект исследования. К наиболее широко используемым методам относятся: регистрация импульсивной активности нервных клеток, регистрация электрической активности кожи, электроэнцифалография, электроокулография, электромиография и электрокардиография. В последнее время в пихофизиологию внедряется новый метод регистрации электрической активности мозга – магнитоэнцифалография и изотопный метод (позитронно-эмиссионная томография).
Основные методы психофизиологических исследований:
· Регистрация импульсной активности нервных клеток (Современные технические возможности позволяют регистрировать импульсную активность нейронов у животных в свободном поведении и, таким образом, сопоставлять эту активность с различными поведенческими показателями. В редких случаях в условиях нейрохирургических операций исследователям удается зарегистрировать импульсную активность нейронов у человека.),
· Окулография –регистрация движений глаз.
Психофизиология индивидуальных различий.
Дифференциальная психология — раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Дифференциальная психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает эти различия в разных сферах.
ГЛАВА 1. Дифференциально-психологические аспекты выбора профессиональной деятельности
Методы психофизиологического исследования.
Методы психофизиологических исследований – комплекс методов, используемых для изучения физиологического обеспечения психических процессов.
В психофизиологии основными методами регистрации физиологических процессов являются электрофизиологические методы. В физиологической активности клеток, тканей и органов особое место занимает электрическая составляющая. Электрические потенциалы отражают физико-химические следствия обмена веществ, сопровождающие все основные жизненные процессы, и поэтому являются исключительно надежными, универсальными и точными показателями течения любых физиологических процессов. Электрические показатели, по сравнению с другими, наиболее демонстративны, таким образом они являются важным средством обнаружения деятельности. Единообразие потенциалов действия в нервной клетке, нервном волокне, мышечной клетке как у человека, так и у животных говорит об универсальности этих показателей. Точность электрических показателей, т.е. их временное и динамическое соответствие физиологическим процессам, основана на быстрых физико-химических механизмах генерации потенциалов, являющихся неотъемлемым компонентом физиологических процессов в нервной или мышечной структуре.
К перечисленным преимуществам электрических показателей физиологической активности следует добавить и неоспоримые технические удобства их регистрации: помимо специальных электродов, для этого достаточно универсального усилителя биопотенциалов, который скоммутирован с компьютером, имеющим соответствующее программное обеспечение. Большую часть этих показателей можно регистрировать, никак не вмешиваясь в изучаемые процессы и не травмируя объект исследования. К наиболее широко используемым методам относятся: регистрация импульсивной активности нервных клеток, регистрация электрической активности кожи, электроэнцифалография, электроокулография, электромиография и электрокардиография. В последнее время в пихофизиологию внедряется новый метод регистрации электрической активности мозга – магнитоэнцифалография и изотопный метод (позитронно-эмиссионная томография).
Основные методы психофизиологических исследований:
· Регистрация импульсной активности нервных клеток (Современные технические возможности позволяют регистрировать импульсную активность нейронов у животных в свободном поведении и, таким образом, сопоставлять эту активность с различными поведенческими показателями. В редких случаях в условиях нейрохирургических операций исследователям удается зарегистрировать импульсную активность нейронов у человека.),
· Окулография –регистрация движений глаз.
Психофизиологические методы.
Профессиональный психофизиологический отбор – это система мероприятий, направленных на выявление лиц, у которых уровень развития профессионально важных психофизиологических качеств с достаточной вероятностью соответствует требованиям конкретной специальности, обусловливает успешность ее освоения в установленные сроки и обеспечивает в последующем необходимую эффективность военно-профессиональной деятельности. Профессиональный психофизиологический отбор проводится в тех случаях, когда имеется достаточный резерв кандидатов, из которых можно отобрать лиц, наиболее соответствующих психофизиологическим требованиям, предъявляемым конкретной специальностью. Если же такой резерв отсутствует, то проводится распределение личного состава по специальностям с учетом результатов психофизиологического обследования.
Применение психофизиологических методов обусловлено следующими обстоятельствами:
Некоторое представление об используемых психофизиологических методах дают данные, представленные в приложении 8. Кратко, не останавливаясь на механизмах возникновения и способах получения и обработки, рассмотрим важнейшие из физиологических характеристик.
Физиологические характеристики.
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ)
характеризует биоэлектрическую активность головного мозга. В спектре ЭЭГ содержатся различные составляющие:
Преобладание низкочастотных колебаний (дельта и тета-ритмы) свидетельствует о наступлении тормозного процесса (сон, ослабление бдительности и внимания, утомление и т.п.). Наличие альфа-волн характеризует состояние нормальной синхронизации основных нервных процессов. Они являются доминирующими у здорового, бодрствующего человека, находящегося в состоянии оперативной готовности к деятельности. Преобладание высокочастотных колебаний указывает на процесс возбуждения в коре головного мозга. Это бывает характерным при возникновении психофизиологической напряженности во время работы, свидетельствует о возникновении эмоциональных состояний.
Электромиограмма (ЭМГ)
представляет регистрацию биопотенциалов мышц человека. ЭМГ служит весьма чувствительным объективным показателем включения в динамическую или статистическую работу отдельных групп мышц. Такой анализ необходим при изучении рабочей позы и управляющих движений испытуемого.
С помощью ЭМГ можно регистрировать также утомление человека. При утомлении человека уменьшается суммарная активность мышц и средняя амплитуда колебаний.
Кожно-гальваническая реакция (КГР)
характеризует изменение электрического сопротивления или разности потенциалов кожи. КГР является одним из наиболее результативных способов регистрации возникновения эмоциональной напряженности у испытуемого. При этом наблюдается падение электрического сопротивления кожи или увеличение разности потенциалов между двумя точками кожной поверхности (от 10-30 мВ/см в нормальном состоянии до 100 мВ/см и более при возникновении эмоциональной напряженности).
Электрокардиограмма (ЭКГ)
заключается в регистрации электрических явлений, возникающих в сердечной мышце. ЭКГ состоит из ряда зубцов, характеризующих протекание тех или иных процессов в сердечной мышце, и интервалов между ними.
ЭКГ используется для определения напряженности работы испытуемого. Для этого измеряются: частота сердечных сокращений, систолический и гистографический показатели. При возникновении напряженности в работе испытуемого показатели ЭКГ, как правило, увеличиваются.
Электроокулограмма (ЭОГ)
характеризует электрическую активность глазных мышц. Обычно используется раздельная регистрация вертикальных и горизонтальных движений глаз. При этом знак потенциала ЭОГ указывает направление перемещения взгляда, а его величина – угол перемещения. ЭОГ применяется для анализа работы зрительной системы человека со средствами отображения информации, для анализа распределения и переключения внимания испытуемого в процессе работы и других целей.
Пневмограмма (ПГ)
представляет собой запись внешнего дыхания. Она используется для оценки психофизиологической напряженности. В состоянии возбуждения или напряжения частота дыхания увеличивается до 50-60 колебаний в минуту, наблюдается также уменьшение глубины дыхания и укорочение фазы выдоха относительно фазы вдоха.
Речевой ответ (РО)
изучается по спектральным и временным характеристикам речи испытуемого. По изменению интонации голоса, которая сопровождается изменением спектрального состава звуковых колебаний, можно судить о возникновении эмоциональных состояний испытуемого, напряженности и утомления в его работе. В последнее время получены данные, свидетельствующие о том, что информация об этих состояниях содержится также во временных параметрах РО. Например, при развитии утомления увеличиваются длительность слов и пауз между ними, а также их дисперсии.
Аппаратура для измерения психофизиологических характеристик.
В состав аппаратуры для измерений психофизиологических характеристик обычно входят следующие устройства: датчики или электроды (служат для отведения потенциалов с поверхности тела человека), преобразователь (служит для преобразования исходного сигнала к виду, с которым легко вести его дальнейшее усиление), усилитель биоэлектрических сигналов, регистратор (служит для выдачи результата измерений в графической или цифровой форме).
Исследование только одного физиологического показателя, как правило, не может дать однозначного ответа о состоянии испытуемого. Поэтому на практике применяется обычно так называемый полиэффекторный метод, заключающийся в одновременной записи и анализе целого комплекса показателей, называемого симптомокомплексом. Применение полиэффекторной методики позволяет значительно повысить надежность и достоверность диагностики состояний испытуемого при выполнении данной деятельности
К симптомокомплексу относятся полиграфическая (полиэффекторная) регистрация физиологических показателей и произвольных реакций, а также электроэнцефалографическое исследование биоэлектрической активности мозга, которые являются основными методами исследования особенностей эмоционального реагирования, степени эмоциональной возбудимости и эмоциональной устойчивости, выявления скрыто протекающих заболеваний и функциональных расстройств центральной нервной системы, представляющих определенную опасность как для самих индивидов,так и для интересов служебной деятельности. Опросник Я. Стреляу и анкета В.И. Рыжкова предназначены для диагностики основных свойств нервной системы: силы по возбуждению, по торможению и подвижности нервных процессов, а также диагностики функциональной подвижности нервных процессов на основе самооценки испытуемыми типичных форм своего поведения в различных ситуациях.
Любой труд в той или иной мере включает движения, моторные действия, которые в ряде случаев существенно определяют характер и результат профессиональной деятельности. Уже на ранних этапах развития психодиагностики была осознана необходимость изучения и оценки свойств психомоторики с помощью методов, регистрирующих качество и степень совершенства заданных инструкцией движений или действий.
В современной литературе нет общепринятой классификации двигательных «способностей», факторов психомоторики. Многочисленные исследования психомоторики проведены E. Fleishman, который выделяет ряд факторов, полученных в анализе интеркорреляций двигательных методик. Необходимо отметить, что названия факторов являются в определенной мере условными, так как не могут полно отразить характер обобщенных в факторе моторных действий.
Факторы психомоторики.
Тонкая регуляция движений.
К данному фактору относятся задания, требующие точных движений больших мышечных групп (движения руками или ногами).Задания предусматривают точную и быструю установку в определенное положение органов управления экспериментальной аппаратуры, используемой для проведения обследования. Например, в одном из тестов испытуемый находится в кабине, имитирующей кабину самолета, и должен обеспечивать ее направленность на один из трех прицельных огней. Положение кабины постоянно изменяется собственным весом испытуемого, который, нажимая с определенным усилием на педали, корректирует ее положение и направленность.
Координация.
Фактор объединяет задания, в которых необходима координация движения ног, рук или одновременных движений руками и ногами. Например, в одном из тестов положение модели самолета менялось по крену, наклону и направлению курса. Испытуемый должен поддерживать модель в определенном положении с помощью рукоятки и педали.
Ориентация реакций.
Включает задания, требующие быстрого выбора и осуществления определенных движений или действий, имеющих различную пространственную направленность. Движения не требуют высокой точности или координации, предъявляемые сигналы просты. В наиболее характерном тесте испытуемому предъявляются два световых (зеленый и желтый) и два звуковых сигнала (колокол и звонок). Световые сигналы подаются через одно окно в передней панели прибора. Интервал между сигналами равен приблизительно 4 с. Сигналам должны соответствовать различные движения испытуемого ручками управления и педалями.
Скорость реакций.
Фактор включает тесты, измеряющие скорость простых сенсомоторных реакций.
Скорость движения рукой.
Скорость больших дискретных движений рукой, не требующих высокой точности. В типичном тесте испытуемому дается задание как можно быстрее поочередно постукивать стержнем по двум металлическим пластинам, разделенным расстоянием в 15 см.
Слежение.
Фактор объединяет задания, предусматривающие движения в соответствии с изменениями скорости и направления передвигающейся цели. Характерное задание состоит в совмещении указателя с передвигающейся линией, периодически изменяющей направление и скорость перемещения. Совмещение достигается с помощью специальной рукоятки.
Ловкость рук.
Координированные и быстрые движения, действия рук с относительно большими объектами. Типичным тестом является «Миннесотский тест оценки скорости манипуляций». На специальной доске расположены 4 ряда углублений (по 15 в ряду), в каждое из которых вставлен диск размером несколько больше обычной шашки. Испытуемый должен как можно быстрее вынуть каждый диск из доски, перевернуть его и вставить в то же углубление.
Ловкость пальцев рук.
Быстрые, точные, координированные действия с малыми объектами, в которых основную роль играют движения пальцев рук. В типичном тесте испытуемый должен быстро вставить по три металлических стерженька (размером с булавку) в 100 отверстий.
Устойчивость руки.
Точные установочные движения рук, в которых роль силы и скорости сведена к минимуму. Частота и амплитуда тремора могут оцениваться по способности удержания стержня в отверстии определенного диаметра без прикосновения к его краям.
Скорость движений в лучезапястном суставе (теппинг).
Фактор имеет ограниченное значение, относится только к движениям в лучезапястном суставе. Типичным тестом является задание, требующее от испытуемого быстрых вертикальных стереотипных движений в лучезапястном суставе с нанесением точек на бумагу ручкой или карандашом.
«Прицеливание».
Очень «узкий», специфичный фактор. К нему относится задание, в котором испытуемый должен карандашом ставить по одной точке в кружках малого размера, расположенных рядами на бланке.
Этот же автор (1958) исследовал также факторную структуру методик оценки так называемых позиционных движений и статических реакций, в которых относительно велика роль проприоцептивной (кинестетической) чувствительности. К позиционным относятся движения, в которых главное – установка руки в определенное заданное положение. Статические реакции предполагают удержание руки в фиксированном положении. В результате анализа выделены факторы: 1) тремора; 2) позиционных движений без предварительной пробы движений (экспериментатор показывает испытуемому характер и протяженность движения, которое он должен воспроизвести; учитывается суммарное отклонение за определенное число движений); 3) позиционных движений с предварительной пробой (экспериментатор устанавливает руку испытуемого в требуемое положение, а затем возвращает ее к исходному; испытуемый должен точно воспроизвести заданное движение).
Факторы физического развития.
Статическая сила.
Максимальное кратковременное мышечное усилие (подъем тяжестей, динамометрические тесты).
«Динамическая» сила.
Выносливость при осуществлении постоянных или повторяющихся мышечных усилий (без значительной нагрузки на сердечно-сосудистую систему, «локальная работа»).
«Взрывная» сила.
Способность мобилизации мышц для совершения быстрых, «взрывных» движений (одиночных или повторных), например прыжков.
Выносливость (сила) мышц брюшного пресса.
Подъемы ног или туловища из положения лежа.
Гибкость.
Максимально достижимое растяжение мышц туловища.
«Динамическая» гибкость.
Способность к быстрым повторным сгибаниям тела (зависит от скорости восстановления эластичности мышц после напряжения).
Общая координация.
Способность координации различных частей тела во время движения.
Равновесие.
Поддержание равновесия без помощи зрения.
Общая выносливость.
Способность к длительной работе с большой нагрузкой на сердечно-сосудистую и дыхательную системы («глобальная» работа).
Для исследования психомоторики чаще используются различные аппаратурные тесты. К недостаткам этих методик относятся: значительная стоимость приборов и их обслуживания, малая пропускная способность, недостаточная стандартность условий обследования и самих приборов. Однако их применение является совершенно необходимым, так как только они обеспечивают наиболее адекватный подход к исследованию психомоторики. (Кулагин Б.В. 1984).
Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных областях психологии. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нервной системы требуют специальных условий проведения и аппаратуры. Кроме того они трудоемки. Поэтому на протяжении ряда лет ведутся поиски экспресс-методов для определения силы нервной системы, а также подвижности и уравновешенности нервных процессов по психомоторным показателям.