найдите в текстах существительные общего рода определите лицо какого пола они называют
§ 95. Существительные общего рода
728 1. Найдите в текстах существительные общего рода. Объясните, лицо какого пола они называют. Как вы это определили?
2) Этот в грязь полез и рад,
что грязна́ рубаха.
Про такого говорят:
он плохой, неряха.
2. Найдите в текстах обращение, составьте схему первого предложения.
3. Сделайте морфологический разбор выделенных глаголов.
729 От данных глаголов образуйте существительные общего рода со значением «лицо, производящее действие».
Образец записи: разинуть — разиня.
Реветь, растрепать, транжирить, задирать, мямлить, брюзжать.
Возьмите на заметку!
1. Некоторые существительные мужского рода, называющие профессию, род занятий, общественное положение, звание, могут употребляться для обозначения лиц как мужского, так и женского пола (адвокат, геолог, астроном, парикмахер, продавец, визажист, консультант, директор и др.).
2. Если эти существительные называют лиц женского пола, то глагол-сказуемое употребляется с ними в женском роде: Врач Петрова уехал в командировку.
3. Прилагательные употребляются с данными существительными в мужском роде и в тех случаях, когда имеется в виду лицо женского пола: Молод врач уехал
в командировку.
730 Со словами геолог, парикмахер составьте предложения так, чтобы было ясно, о мужчине или о женщине идёт речь.
Имена существительные общего рода
В русском языке есть особая группа слов, относящихся одновременно к мужскому и женскому роду. Это такие слова, как: доктор, задира, Саш а и другие. Их называют существительные общего рода.
Споры о признании существования общего рода ведутся еще с XVII века. Ломоносов выделял такие существительные, указывая на их формальные характеристики. Позже исследователи начали сомневаться в их существовании, определяя такие существительные как слова с чередующимся родом, в зависимости от подразумевающегося. Так и по сегодняшний день мнения разделены, часть ученых считает существительные общего рода в русском языке отдельными словами-омонимами разных родов, а другая признает их в отдельной группе.
К именам существительным общего рода относятся оценочные слова с отрицательным и положительным значением: балда, ханжа, гадина, громила, крошка, дитя, детка, тихоня, невидимка, бедняга, лежебока, грязнуля, верзила, сладкоежка, чистюля, жадина, скряга, тараторка, зверюга, звезда, пустомеля, мямля, зазнайка, шельма, недотепа, проныра, задавала, трудяга, работяга, невежда, зевака, пьяница, лапушка, дубина, воображала, деревенщина, неряха, соня, ябеда, каприза, вруша, копуша, непоседа, тамада, рубака, повеса.
В группу общего рода входят неофициальные имена собственные (сокращения от официальных имен): Валя (Валентин и Валентина), Саша (Александр и Александра), Женя (Евгений и Евгения), Вася (Василий и Василиса) и т.п.
Названия некоторых народностей тоже относят к общему роду: ханты, манси, коми и др.
Названия профессий относят к общему роду, потому что они обозначают лиц как мужского, так и женского пола: учитель, врач, служащий, судья, языковед и др. Для того, чтобы определить пол имени существительного общего рода, используются сопровождающие указательные местоимения «тот, этот, та, эта«, а также окончания прилагательных, сказуемого: та адвокат, привлекательный специалист, врач назначила. Однако, сказуемое не всегда указывает на род: Учитель проводит урок.
Имена существительные общего рода нашли широкое распространение в устном народном творчестве, в литературе.
В пище здоровяк, а в работе калека.
Дурачина ты, простофиля!
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Существительные общего рода в русском языке
Существительные общего рода — это одушевленные существительные первого склонения с окончанием -а/я, которые обозначают лицо женского или мужского пола в зависимости от смысла контекста.
Чтобы понять, что такое существительные общего рода, вспомним, что в русском языке все слова имеют постоянный грамматический признак — род.
Имена существительные, употребляющиеся в форме единственного числа, имеют один из трех родов:
Что такое существительные общего рода?
Среди слов этой самостоятельной части речи имеется немногочисленная группа существительных общего рода, объединяющая около 200 слов. Эти уникальные слова могут называть как лицо женского пола, так и лицо мужского пола:
Василий Петрович — это мой коллега.
Мария Васильевна — это моя коллега.
Слово «коллега» обозначает лицо и отвечает на вопрос кто? Оно грамматически оформлено как существительное первого склонения с окончанием -а и соответственно изменяется по падежам и числам:
В контексте в зависимости от того, о ком идет речь, оно может называть лицо как мужского, так и женского пола. Такие слова объединены в одну группу «существительные общего рода».
Задиру Ваню, задиру Светку,
Обжору Катьку, обжору Генку
Найдешь в семье ты
И в каждом классе.
А соню Димку и соню Ленку
Опять обсуждали на классном часе.
В контексте для определения рода существительного анализируем его согласование с прилагательным или местоимением, а также учитываем грамматическую форму прошедшего времени глагола, употребленную в качестве сказуемого:
Вы еще не знаете, как ая она привереда! (ж. р.)
Употребление существительных общего рода
Среди этих слов только небольшая группа имеет нейтральную или положительную эмоциональную окраску:
Большинство существительных общего рода имеет отрицательный и даже уничижительный смысл. В разговорной речи они дают характеристику человеку, обозначая какой-то отрицательный обобщенный признак личности:
В основном эти слова используются в разговорной речи. Их не применяют в научном или официально-деловом стиле речи. В художественной литературе с их помощью характеризуют персонажей произведения.
Я весь проныра и пролаза (Анатолий Рыбаков. Выстрел).
Слова «верзила», «воротила», «вышибала», «детина» имеют категорию мужского рода.
Также отличаем существительные общего рода от названий профессий, которые оформлены как существительные мужского рода, хотя и называют лиц женского пола.
К нам подошла детск ий врач Алена Федоровна.
Приведем список наиболее употребительных существительных общего рода, расположив их по алфавиту.
Список существительных общего рода
Видеоурок
§ 49. Имена существительные общего рода
Некоторые имена существительные с окончанием -а (-я), называющие качества людей, относятся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола, например: такой задира Андрюша, такая задира Таня. Это существительные общего рода. Имена прилагательные с ними согласуются либо в мужском, либо в женском роде.
277. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте род выделенных существительных. • Назовите предложения с обращениями. • Объясните постановку тире в предложениях.
1. Серёжа — кругл.. сирота. Маша — кругл.. сирота. 2. Миша — больш.. забияка. Марина — удивительн.. 2 забияка. 3. Как.. ты зазнайка Петя уд..вилась мама. Как.. ты зазнайка Люба уд..вилась мама.
278. Найдите существительные общего рода. Какие из них отрицательно характеризуют человека? • Выпишите слова с пропущенными буквами, объясняя орфограммы. • Составьте предложения, используя синонимы в рамке. Какие из этих синонимов чаще всего употребляются по отношению к детям?
1. Растяпу Катюшу и обжору Федьку Натка пр..казала отправить домой. 2. Карасиков пр..пустился вдогонку Альке и закр..чал: «Плакса!» 3. Непоседа Иоська в..ртелся около фанерного танка.
В последнее время к именам существительным общего рода активно тяготеют некоторые слова, прежде относившиеся лишь к мужскому роду. Они называют лиц по профессии, по должности, по роду занятий: врач, директор, секретарь, хирург и т. п.
Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем-существительном ставится в мужском роде, если речь идёт о мужчине: Врач рецепт, и в женском роде, если речь идёт о женщине: Врач
рецепт.
Определение-прилагательное с таким существительным употребляется только в мужском роде: Дежурный врач Иванов выписал рецепт, Дежурный врач Иванова выписала рецепт. Нельзя говорить «хорошая доктор», «дежурная врач» при обозначении лиц женского пола.
279. Употребите глаголы в прошедшем времени и согласуйте их с существительными. Обозначьте род выделенных существительных.
1. Врач Смирнова (выписать) рецепт. 2. Опыты.. инженер Иван Петрович (участвовать) в научно-технической конференции. 3. По оживлённым лицам архитектор Нина Николаевна (понять), что проект принят. 4. Молод.. географ Анечка (исследовать) природные и экономические условия своего родного края. 5. Профессор Рождественская (взойти) на кафедру и (обратиться) к студентам с приветствием.
280. Составьте предложения с данными словами, употребляя их для обозначения лиц как мужского, так и женского пола. Глаголы-сказуемые ставьте в прошедшем времени.
Археолог, биолог, балетмейстер, тренер, искусствовед, бухгалтер.
281. Диктант. Подчеркните существительные в винительном падеже как члены предложения. Сгруппируйте слова с пропущенными буквами по видам орфограмм.
1. Чуть слыш..тся ручей, б..гущий в сень дубравы, чуть дыш..т ветерок, уснувший на л..стах. 2. Реде..т обл..ков л..тучая гряда; звезда п..чальная, в..черняя звезда, твой луч осеребрил увядшие р..внины. 3. Ненас(?)ной ноч.. мгла по небу стел..тся одеждою св..нцовой. 4. Р..няет лес б..гряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле, проглян..т день как будто поневоле и скро..тся за край окружных гор.
Урок «Имена существительные общего рода». 6-й класс
Класс: 6
Презентация к уроку
Цель:
Задачи:
образовательная:
развивающая:
воспитательная:
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, маршрутные листы, раздаточный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Ход урока
I. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Сегодня наш урок необычный. И необычный он не только потому, что в классе присутствуют гости, но и потому, что сейчас мы с Вами отправимся в гости. А к кому и куда мы узнаем чуть позже, выполнив одно небольшое задание и закрепив наши знания об имени существительном. А теперь повернитесь к своему соседу по парте, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и пусть хорошее настроение сохранится у Вас до конца урока. Приступим!
II. Проверка домашнего задания:
1. Буквенный диктант.
Задание: ответить про себя на вопрос, в строку записать лишь первую букву ответа.
1. Найдите в предложении существительное женского рода:
На темном небе зажглась звезда.
2. Страна – это имя собственное или нарицательное?
3. Найдите в предложении существительное 2 склонения:
В моём аквариуме живут золотые рыбки.
4. Назовите падеж, который отвечает на вопросы кто? что?
5. Найдите в предложении одушевленное имя существительное.
Из окна своей квартиры я наблюдал за кошкой.
6. Слова, противоположные по значению.
III. Актуализация знаний.
— Я надеюсь, что вы все сегодня хорошо поработаете на уроке, покажете свои знания, приобретете новые, и в конце урока я смогу каждого назвать ЗНАЙКОЙ.
1. Часть речи – имя существительное (обозначает предмет и отвечает на вопрос кто?).
2. Начальная форма (им. п., ед. ч.) – Незнайка.
Постоянные морфологические признаки:
а) собственное или нарицательное;
б) одушевленное или неодушевленное;
в) 1 склонение;
г) род (?)
Например: Моя подруга такая незнайка!
IV. Изучение нового материала.
1. Объяснение учителя.
— В русском языке есть ряд существительных на –а, –я, которые могут называть как лиц женского пола, так и лиц мужского пола. Такие слова являются существительными общего рода.
— Прилагательные с такими существительными согласуются и в женском, и в мужском роде.
— Существительные общего рода имеют оценочное значение, эмоциональную окраску: положительную, чаще отрицательную характеристику.
2. Выявление восприятия. Работа со словарем (работа в парах).
— Вот мы с Вами и оказались в Цветочном городе. Знайка опять устраивает опыты, он нечаянно включил свой прибор невесомости. Из-за этого слова и их лексические значения перепутались.
Задание: соединить слова с их лексическим значением.