не приходит платежка за квартиру почему
Россиянам стали приходить платёжки за коммуналку с ошибочными долгами. Чем это опасно и как решить проблему
Россияне стали чаще получать квитанции за коммунальные услуги с долгами, которые были погашены или не существовали вовсе. Если человек вовремя не решит эту проблему, ему могут запретить выезд за границу, отключить в квартире газ, свет или воду, взыскать «задолженность» через суд. Рассказываем, как решить проблему с ошибочными долгами.
Что случилось
Россияне стали чаще жаловаться на то, что им приходят платёжки за коммунальные услуги с долгами, которые уже погашены или не существовали вовсе.
Обращения поступают из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Еврейской автономной области, Карельской, Курганской областей и других регионов. Об этом сообщил «Известиям» исполнительный директор некоммерческого партнёрства «ЖКХ Контроль» Сергей Сохранов.
Причины у такой тенденции, по словам Сергея Сохранова, могут быть разные — от попытки «на дурака» закрыть свои небалансы до сбоев в системе.
Почему ошибочные долги нельзя игнорировать
С приписанными долгами нужно разбираться, иначе можно попасть в неприятную ситуацию, поясняет главный юрисконсульт компании «Правокард» Анна Куклева.
Вот к чему, по словам юриста, могут привести долги в платёжках:
● отключение света, воды, газа;
● взыскание долга через суд — причём суд может рассмотреть дело в упрощённом порядке и вынести решение без участия сторон;
● запрет на выезд за границу;
● блокировка банковского счёта;
● арест или запрет на совершение регистрационных действий по покупке или продаже имущества — автомобиля, квартиры и т. п.;
● запрет на прописку в жилом помещении;
● отказ в приватизации жилого помещения.
Чтобы этого не произошло, юристы рекомендуют не игнорировать долги в квитанциях, разбираться во всех ситуациях.
Что делать, если в квитанциях появились несуществующие долги
Как надо действовать, если в платёжках возникли долги, которых нет, объясняет руководитель юридического департамента «Альфа-Информ» Юлия Пономарёва.
1. Принять долг во внимание и обратиться в управляющую компанию. Велика вероятность решить вопрос уже на этом этапе, поскольку в 70–80% случаев проблема возникает из-за человеческого фактора, допущенной технической ошибки.
2. Если после обращения в управляющую компанию ситуация не изменится, нужно писать заявление в Госжилинспекцию региона (например, жители Москвы могут найти контакты инспекции на сайте мэра). Она проведёт свою проверку и с вероятностью 90% решит вопрос в пользу собственника.
3. Если управляющая компания и жилищная инспекция не помогли, единственный выход — это обращение в суд. Если заявитель подтвердит, что регулярно платил по счетам, суд 100% примет решение в его пользу.
Все заявления и обращения должны быть в письменной форме, к ним необходимо приложить копии документов, подтверждающих оплату. Это могут быть чеки или выписка из банка, добавляет Анна Куклева.
Основная сложность в том, что на доказательство своей правоты придётся потратить несколько месяцев, потребуется достаточно терпения, физических и моральных сил, отмечает Юлия Пономарёва. Поэтому иногда, если долг маленький, его проще оплатить.
Платить за коммуналку удобнее с карты
Лжедолги за ЖКУ: как избежать повторной оплаты счетов
В начале марта жители Подмосковья и Химок сообщили о проблемах с Единым информационно-расчетным центром (ЕИРЦ): из базы данных пропала информация о платежах за декабрь 2019-го — январь 2020 года. Горожан просили зайти в офисы ЕИРЦ по месту жительства для подачи заявления на розыск платежа. В связи этим многим из них могут прийти квитанции, включающие пропавшие платежи.
Срок по взысканию задолженности по ЖКУ составляет три года. В течение этого времени управляющая компания может потребовать подтвердить платежи, если, например, потеряны необходимые сведения. Однако, чтобы доказать осуществление платежа, необходимо предоставить платежное поручение с отметками банка либо чек. Рассказываем, как обезопасить себя от повторной оплаты ЖКУ.
Оплату услуг ЖКУ можно произвести в банке, через платежный терминал или онлайн. Если с оплатой в банке все понятно — сотрудник банка прикрепляет чек о проведении платежа, то по остальным способам могут возникнуть вопросы.
Внося оплату ЖКУ через платежные терминалы банков, плательщик получает чек. Однако такие чеки имеют свойство быстро выцветать, поэтому их лучше фотографировать или брать заверенную в банке ведомость платежей раз в полгода.
Все большее число людей переходят на оплату коммунальных услуг онлайн. Это быстрее, чем каждый месяц стоять в очереди в банке или искать банкомат ради проведения пары платежей. Все операции, выполненные онлайн через личные кабинеты банков, сохраняются в их базах. Поэтому получить доказательства оплаты будет не так сложно. В отделении банка вам обязаны выдать копию платежного поручения с печатью и подписью. Также можно сохранить на телефоне онлайн-чеки в отдельную папку.
Некоторые крупные банки предлагают услугу автоплатежа, и тогда плательщику не нужно лишний раз заходить в личный кабинет — платеж по выставленной квитанции выполнит сам банк, а пользователю придет напоминание. Плательщику остается проверять суммы начислений и списаний раз в квартал.
При оплате счетов за ЖКУ через сайт госуслуг и онлайн-банки информация о поступлении платежей не всегда синхронизируется. Так, москвичи могут обнаружить на mos.ru в разделе «долги по платежам» выставленные счета, которые числятся как неоплаченные. Не стоит спешить гасить эти «долги» — необходимо проверить, не были ли они оплачены ранее.
В любом случае, если вы платите через терминал или каким-то другим электронным способом, вводите свой номер телефона или адрес электронной почты, чтобы получить на них электронный чек об оплате. Данные о платежах, как правило, хранятся и в личном кабинете банка. Но все же стоит сохранять чеки на домашнем компьютере или в распечатанном виде на случай технических сбоев. Юридической силы эта бумага не имеет, но в ней есть реквизиты платежа и, предъявив распечатку в банке, можно будет получить документ уже с печатями о том, что платеж внесен вовремя. А раз в год старайтесь собирать подтверждения всех оплат и сверять их в МФЦ с данными, которые содержатся в системе.
Во время карантина
Из-за угрозы заражения коронавирусом столичные власти ввели режим всеобщей самоизоляции. В это время особенно актуальными становятся городские онлайн-сервисы, которые позволяют горожанам вовремя передавать показания счетчиков, не задерживать оплату комммуналки, а также решать другие бытовые вопросы.
Что делать, если не приходят квитанции за капремонт?
— Купила квартиру четыре года назад. Квитанции на капремонт не приходят. Должна ли я что-то делать?
Отвечает директор департамента комфорта Sminex Анатолий Кошурников:
Фонд капитального ремонта начинает начисление после того, как дом попадает в программу капитального ремонта.
Управляющая компания (УК) включает в платежку оплату капитального ремонта, только если жители дома приняли решение об этом на общем собрании собственников и уполномочили УК собирать средства для проведения капитального ремонта. УК в этом случае открывает специальный счет и аккумулирует на нем собранные по этой статье средства. По начислениям за капитальный ремонт УК всегда присылает отдельную квитанцию. В обычной платежке этих начислений житель не найдет, так как деньги попадают на отдельный счет.
Если решения общего собрания собственников нет, Фонд капитального ремонта чаще всего заключает договор с Единым информационно-расчетным центом (ЕИРЦ). Но это происходит не сразу после ввода дома в эксплуатацию. Поэтому возникают ситуации, когда Фонд капитального ремонта производит начисления, а собственник квартиры не знает об этом, так как не получает платежных документов и не контролирует состояние своего лицевого счета в Фонде. Но рано или поздно все, что было начислено, предъявят к оплате. Это может произойти после заключения договора между Фондом и ЕИРЦ или после того, как Фонд обратится в суд для взыскания задолженности с собственника.
Поскольку после покупки квартиры прошло уже четыре года, дом давно сдан в эксплуатацию и наверняка попал в программу капитального ремонта. Это значит, что начисления производятся. Поэтому нужно проверить состояние своего лицевого счета (в Москве — на сайте https://fond.mos.ru/) и погасить задолженность.
Отвечает частнопрактикующий юрист компании «Суворовъ и партнеры» Виктория Суворова (Пятигорск):
Возможно, Ваш дом стоит на гарантии застройщика, поэтому квитанции не приходят. В любом случае, чтобы развеять сомнения, Вам нужно обратиться в Фонд капительного ремонта своего региона.
Отвечает юрисконсульт офиса «Киевское» департамента вторичного рынка «ИНКОМ-недвижимость» Анна Черкасова:
Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, а также если принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, или каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме.
В случае, если Ваш дом не признан аварийным, подлежащим сносу, не принято решение об изъятии квартиры, а также если у Вас нет льгот, то взносы за капитальный ремонт обязательны. За разъяснениями, почему Вам не приходят квитанции, а также о размере взносов и порядке оплаты следует обратиться в Вашу управляющую компанию или (если квартира находится в Московской области) в МосОблЕИРЦ.
Отвечает директор агентства недвижимости «PROобмен» Екатерина Никитина:
Я рекомендую обратиться в управляющую компанию или МФЦ по месту нахождения квартиры и обязательно запросить квитанцию. Платежи за капитальный ремонт закреплены непосредственно за квартирой, и вносить их придется в любом случае.
Отвечает генеральный директор ООО «Межрегиональный юридический центр «Талионис» Михаил Загреба:
Для того чтобы понять, входит Ваш дом в программу капремонта или нет, необходимо на сайте Вашего оператора посмотреть информацию о доме. Если окажется, что входит, то необходимо самостоятельно оплатить взнос.
Если Вашего дома нет в программе, то это совсем не означает, что он будет расселен или снесен. В программу капремонта не входят и не оплачивают взносы:
Отвечает заместитель председателя «Лиги преподавателей Высшей школы» Юлия Белозерова:
Аналогичная ситуация. Квартиру взяли в ипотеку, дом сдан в 2016 году. Платежек за капитальный ремонт не приходило. Мы направили коллективное письмо в управляющую компанию. Нам ответили: «Ждите, база формируется постепенно. Но платежи придется возместить за все года с момента сдачи дома, даже если приобрели квартиру у инвестора в 2018 году». Вот и ждем неминуемой расплаты.
Текст подготовила Мария Гуреева
Не пропустите:
Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!
Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.
Надо ли хранить платежки за ЖКУ?
Каждый месяц нам присылают бумажку-счет на оплату услуг: за воду, свет, капремонт и еще одну за обслуживание. За год скапливается увесистая пачка. Что с ней делать? Я отказался от бумажного счета за свет, но другие коммунальщики пока такой услуги не предлагают.
Раньше я платил в офисе банка — какой-то смысл хранить чеки еще был. Сейчас перечисляю деньги онлайн — значит, бумажка с суммой платежа мне в общем-то и не нужна. Если возникнут вопросы по оплате, мне в любом случае придется заказывать справки в банке.
Можно ли выбрасывать или использовать платежки по своему усмотрению или их зачем-то надо хранить? Нашел статьи, где сказано, что хранить надо три года, если вдруг у управляющей компании возникнут вопросы. Но какой смысл в бумажке, которая даже документом не является и ничего никогда не докажет?
Я все же рекомендую хранить платежки три года, но для этого необязательно складировать макулатуру — есть и другие способы. Расскажу, для чего вообще нужны платежки за ЖКУ, зачем они могут понадобиться через несколько лет и какие документы о квартплате лучше не терять.
Что такое платежка за ЖКУ
По закону граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Чтобы понять, сколько нужно заплатить за предоставленные коммунальные услуги, создали платежный документ. Его графы и разделы должны соответствовать основным требованиям.
Вот какие данные указываются в платежке:
Какие бывают платежки за квартиру
Собственникам могут приходить как бумажные счета, так и электронные платежки. На бумаге получают платежки те, кто не дал согласие на их электронный вариант. Согласие можно дать в приложении коммунальной организации или по заявлению в офисе управляющей компании.
Электронные платежки направляют на электронную почту, размещают на портале ГИС ЖКХ, в личном кабинете в приложении УК или коммунальной службы.
Электронную форму платежки нельзя ввести принудительно, не спросив согласия собственников каждой квартиры. То есть жильцы одной квартиры в доме могут получать бумажную платежку, а жильцы другой — электронную.
А, например, в Ярославле может прийти пять отдельных платежек: за газ, горячую и холодную воду, капремонт и электроэнергию. Каждую нужно оплатить, приложить к ней чек об оплате и хранить.
Объединять различные коммунальные услуги в единый платежный документ может единый расчетно-информационный центр или любая организация, с которой УК заключит договор на расчетно-кассовые услуги.
Как победить выгорание
Как оплатить ЖКУ и что будет, если этого не сделать
Бумажные платежки можно оплатить на почте, в офисе ресурсоснабжающей организации, отделении или банкомате банка и универсальных кассах. Также можно заплатить за ЖКУ через госуслуги, в личном кабинете ГИС ЖКХ и мобильных приложениях коммунальных организаций и банков. Еще один вариант — по реквизитам счета управляющей компании.
Одновременно с оплатой можно передать показания счетчиков за воду, газ, отопление, электроэнергию.
По закону плату за коммунальные услуги надо внести до 10-го числа месяца, следующего за расчетным. То есть чтобы оплатить ЖКУ за июнь, собственник должен получить платежку в первых числах июля и оплатить ее до 10 июля.
Если не платить вовремя, начислят пени. В платежке для этого есть специальная графа. С 31-го дня просрочки пени начнут начислять в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ ежедневно. Такая ставка будет сохраняться до 90-го дня просрочки. После ставка будет 1/130.
Зачем хранить платежки и когда они могут пригодиться
Срок хранения платежных документов — три года. Это срок исковой давности, в течение которого за защитой своих прав может обратиться как управляющая компания, так и собственник жилья.
Если управляющая компания и ресурсоснабжающая организация потребуют, чтобы суд взыскал с должника долг за 10 лет, а он не заявит о применении срока исковой давности, то суд взыщет задолженность за 10 лет вместо трех.
Если вы честно платите и вас устраивают применяемые тарифы, то вряд ли вы или управляющая компания пойдете в суд. Но могут быть нюансы — тогда пригодятся платежки.
Например, собственник платил не указанную в платежке сумму, а заранее вносил авансовые платежи. То есть как бы оплачивал ЖКУ за месяц вперед, при этом на платежки не смотрел, но показания передавал. Так собственнику было удобнее, потому что он жил по другому адресу. Сумма платежей была средней по квитанциям. Но собственник не учел, что тарифы ЖКХ могут увеличиваться. В итоге долг рос и начисляли пени. Разобраться спустя год помогли сохраненные платежки, в которых была выставленная сумма платы за ЖКУ, и квитанции с уплаченной собственником суммой.
Получается, платежки могут подтвердить, сколько нужно было платить за ЖКУ, а квитанции — сколько вы фактически заплатили. Поэтому лучше хранить и платежки, и чеки об оплате коммунальных услуг. Так можно и подтвердить переплату, и разобраться, почему вдруг возник долг.
Как удобно хранить платежки после оплаты
Чтобы не складировать макулатуру, я советую после очередной оплаты бумажной платежки отсканировать ее и чек об оплате и хранить файл в отдельной папке на компьютере, «Гугл-диске», «Яндекс-диске» или в любом другом облачном хранилище. Тогда платежку можно смело выкинуть.
Если платежки приходят электронно, то можно скачать файл в отдельную папку и также хранить три года. Обычно те, кому приходят электронные платежки, оплачивают их онлайн. Тогда можно сделать скрин оплаченного чека или скачать его как PDF и хранить в той же папке, что и платежку. Все файлы лучше переименовать так, чтобы было понятно, за какой они месяц и год.
Если вы все же решите хранить бумажные платежки с чеками, то удобнее будет сложить их в отдельную папку в последовательности по месяцам — с января по декабрь год за годом. Если накопились платежки за три года, заводите новую папку и постепенно утилизируйте платежки, по которым истек срок исковой давности.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Короче, у меня умер дедушка в 2011, у него была квартира, которую он получил, лет 35 назад и при вступлении в наследство выяснилось, что она каким-то образом ни на него, ни на государство, вообще ни на кого не оформлена. Так вот, квитанции и чеки об оплате за 15 лет были доказательством в суде, что квартира его. Суд длился минут 10, а подготовка к нему заняла около года и стоила около 70к
Артем, то же самое, пошла оформлять наследство, а в собственниках квартиры пустота. Оказывается, что слили 2 базы в одну, по ходу всё потеряли и не заметили. Первым делом пришлось платить 2 тысячи за восстановление себя как собственника. Хорошо, что на руках все документы с 1993 года, а если бы их не было?
один раз в год брать справку о отсутствии задолженности подразделений ЖКХ
Анжела, эта услуга платная в службе одного окна
Mos.ru каждый месяц рассылает квитанции в электронном виде, оплачиваю через интернет-банк. Смысла хранить бумажки вообще не вижу.
Виталий, долг по капремонту до 2018 года можете не платить, срок исковой давности 3 года. Тогда и 5500 должно хватить.
Victoria, я в суд не умею подавать, ваще с судом ни разу дело не имел. Так бы пошел и предъявил, что 3 года уже прошли. Так бы было красиво, 5500 от найма получил и списал долг за кап, но увы, пришлось оплатить.
Почему УО должна направлять жителям платёжные документы на бумаге
Сегодня жители многоквартирных домов могут получать счета за ЖКУ не только в бумажном виде в почтовые ящики, но и в электронном формате: поставщики услуг направляют их по электронной почте, размещают в ГИС ЖКХ и личных кабинетах. Читайте о том, почему УО обязаны направлять абонентам счета на бумаге даже при наличии электронной копии платёжного документа.
Потребители жалуются на отсутствие бумажного счёта за ЖКУ
В районный суд Н. Тагила с иском к исполнителю коммунальной услуги по газоснабжению обратилась собственница двух квартир в многоквартирных домах. Она в течение длительного периода не получала счета на оплату газа в своих квартирах. На неоднократные обращения к поставщику газа ответа либо не было, либо он был неполным.
Истица в суде рассказала, что в ответ на её первую претензию о неполучении счетов поставщик газа сообщил о запланированной проверке изложенных фактов, но о результатах проверки её не известили.
Собственник обращалась с вопросом о квитанциях на оплату ресурса в абонентский отдел исполнителя КУ, где ей сообщили, что счета направляются только абонентам, по лицевым счетам которых сформировалась задолженность более 300 рублей. Остальные потребители могут просматривать квитанции в личных кабинетах на сайте поставщика газа.
В иске к поставщику ресурсов потребитель требовала обязать исполнителя услуги по газоснабжению ежемесячно предоставлять в её адрес счета на оплату, а также взыскать с организации компенсацию морального вреда.
Организация-поставщик с претензиями собственника не согласилась. Ответчик утверждал, что по первому же письму истицы ей были направлены счета и расчёты за два месяца, а остальные счета размещены в личном кабинете клиента, о чём ей сообщалось в ответах на обращения.
Исполнитель услуг обязан направлять потребителям счета на оплату
Чтобы установить факт доставки потребителю счетов на оплату потреблённого ресурса, судья привлёк к делу ФГУП «Почта России». Организация по договору с поставщиком газа печатала и направляла потребителям платёжные документы.
Сравнив количество лицевых счетов абонентов согласно справке исполнителя КУ и акты оказанных ФГУП «Почта России» услуг, судья установил, что в течение 11 месяцев количество напечатанных и доставленных счетов было значительно меньше, чем абонентов. Поэтому суд посчитал доказанным факт, что исполнитель КУ нарушает права некоторых потребителей, не направляя им ежемесячно платёжные документы.
Поставщик газа по решению суда должен был возместить истице 3 000 рублей за причинение морального вреда и выплатить штраф в 1 500 рублей за отказ добровольно выполнить требования собственника (п. 6 ст. 13 № 2300-1). Также суд обязал ответчика выплатить потребителю компенсацию за оказанные ей юридические услуги и возместить транспортные расходы.
Ненаправление бумажной квитанции за ЖКУ нарушает права потребителя
Собственник не согласилась с решением суда, который удовлетворил её иск лишь частично, и подала апелляцию в областной суд. Она настаивала на том, чтобы суд обязал исполнителя коммунальных услуг доставлять квитанции на оплату газоснабжения не позднее 1 числа, следующего за расчётным, в её почтовый ящик.
Также потребитель посчитала, что размер компенсации за моральный вред, который исполнитель КУ обязан ей выплатить, был неправомерно занижен при первом рассмотрении дела. Она просила суд пересмотреть сумму компенсации.
Апелляционный суд, рассматривая жалобу истицы, отметил, что судом первой инстанции был установлен факт нарушения прав потребителя на получение платёжных документов. Поэтому на исполнителя КУ наложено взыскание в пользу собственника в счёт компенсации морального вреда.
При этом ответчик обязан ежемесячно доставлять в адрес истицы счета на оплату в силу договора, заключённого между собственником и поставщиком услуг. Суд установил, что исполнитель КУ возобновил доставку платёжных документов собственнику, следовательно, ответчик не уклоняется от выполнения условий договора.
По вопросу изменения суммы моральной компенсации за недоставление ответчиком счетов на оплату судья сослался на п. 45 постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17. Размер такой компенсации определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда с учётом характера причинённых нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Судья счёл, что компенсация в 3 000 рублей соответствует установленным ВС РФ принципам и отказал собственнику в увеличении суммы. Жалоба собственника была отклонена, а решение суда первой инстанции оставлено в силе.
Электронный счёт за ЖКУ не может заменить бумажный счёт без согласия потребителя
В Ростовской области исполнитель КУ по электроснабжению пытался доказать в апелляционном суде, что не нарушал прав потребителя и предоставлял ему платёжные документы. Организация ссылалась на то, что закон не регламентирует обязательного способа доставки счетов потребителям. Исполнители КУ направляют их на бумажном носителе по умолчанию.
Организация для удобства клиентов размещала счета на оплату в личных кабинетах клиентов на своём сайте. Также собственнику было направлено предложение о получении платёжных документов по электронной почте.
Но суд отверг эти доводы, отметив, что между исполнителем КУ и собственником помещения в доме отсутствует письменное соглашение о направлении квитанций за электроэнергию в электронном виде. Потребитель неоднократно обращалась к поставщику с требованием предоставлять документы на бумажном носителе, но организация это требование не исполнила.
В отсутствие квитанции потребитель не имеет возможности узнать о долге
Верховный суд РФ, рассматривая дело № А40-15611/2017 о взыскании с собственника в пользу управляющей организации платы за содержание и обслуживание машино-мест в многоквартирном доме, сделал важное замечание о начислении пени на сумму долга.
В суде был доказан факт непредоставления УО в адрес собственника платёжных документов и отсутствия каких-либо уведомлений о задолженности. Долг копился в течение 2,5 лет, и только после этого управляющая организация направила собственнику требование об оплате ЖКУ с указанием суммы долга, периода оплаты, реквизитов и пени.
Поскольку собственник до момента получения указанного требования не знал о предъявляемых к нему требованиях, ВС РФ отказал УО в праве начислять пени на сумму долга, образовавшуюся до получения ответчиком соответствующей информации.
Переход от бумажной квитанции к электронной возможен только с согласия потребителя
Доставка счетов на оплату ЖКУ в электронном виде, конечно, выгодна управляющим организациям: они экономят на печати и доставке счетов на бумаге. Однако делать это можно в случае письменного согласия собственника на такой способ получения платёжных квитанций и отказа от их бумажных экземпляров.
А ваши клиенты соглашаются получать счета в электронном виде? Поделитесь с нами своим опытом.