нужно ли согласовывать замену радиаторов отопления в квартире
Как узаконить замену батарей?
При переезде в новый дом заменил во всех комнатах батареи на биметаллические радиаторы. Замену делали работники УК, но без оформления документов. Сама замена свелась к установке новых батарей и переносу труб. Так как посадочные места на новых батареях не совпадали со старыми, пришлось резать и переваривать трубы. Перед батареями сделана перемычка и установлены краны. То есть батарею можно перекрыть, не перекрывая стояк целиком. Как мне оформить документы на замену батарей? Кто в данном случае будет отвечать за прорыв трубы до батареи?
Поскольку при замене отопительных приборов были установлены запирающие устройства, то ответственность за данные батареи несете вы как собственник помещения. Ответвление трубопровода от стояка системы теплоснабжения находится в зоне ответственности управляющей организации.
Вам необходимо потребовать от управляющей организации предоставления документов, подтверждающих выполнение работ по замене отопительных приборов. Как подрядчик данная компания несет ответственность за их качество.
По общему правилу, нарушение простой письменной формы сделки (незаключение договора в письменной форме) лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.
Однако для случаев применения законодательства о защите прав потребителей сделано исключение.
Согласно разъяснениям, данным в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», исходя из п. 5 ст. 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 493 Гражданского кодекса РФ отсутствие у потребителя кассового или товарного чека, чека безналичной оплаты услуг либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером). В подтверждение факта заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания.
Поэтому рекомендуем при вашем обращении в управляющую организацию рассказать, кто присутствовал при выполнении работ. Объяснения и свидетельские показания данных лиц вы сможете использовать, доказывая, что ответственность за качество выполненных работ при возникновении спорной ситуации должна быть возложена на управляющую организацию.
Смена батарей в квартире без согласования с УК
В квартире поменяли чугунные батареи на биметаллические радиаторы. Новые радиаторы полностью не прогреваются. УК нашего МКД обязала поменять батареи обратно на чугунные, в случае отказа пригрозила подать в суд на незаконную замену батарей. Биметаллические радиаторы по характеристикам аналогичны чугунным. Правомерно ли требование УК?
В силу пп. «в» п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом.
Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее — орган, осуществляющий согласование) на основании принятых решений (ч. 1 ст. 26 ЖК РФ).
Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме, проведенные при отсутствии решения уполномоченного органа власти о согласовании или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.
Собственник помещения в многоквартирном доме, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование (ч. 3 ст. 29 ЖК РФ).
В связи с этим в сложившейся ситуации возможно только два варианта развития событий: либо система отопления в квартире должна быть приведена в первоначальное состояние, либо должно быть согласовано произведенное переустройство в установленном законом порядке. Действия управляющей компании правомерны.
Нужно ли согласовывать демонтаж батарей в квартире с РСО — новое решение суда
Экономия на платежах за жилищно-коммунальные услуги является одним из важнейших вопросов для россиян. Как правило, наибольшую часть в платежах составляет сумма за отопление.
Поэтому многие граждане ищут возможность уменьшить именно эту составляющую. Причем иногда весьма экзотичными способами — демонтируя установленные батареи и устанавливая вместо них электрические обогреватели.
👉 Батареи в квартире это ОДИ или частная собственность жильца
Но для начала необходимо рассмотреть вопрос, входят ли квартирные батареи в общедомовое имущество (ОДИ)?
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства №491 от 13.08.2006 г. устанавливают, что внутридомовая система отопления, состоящая «из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях» является общедомовым имуществом (пункт 6 Правил).
Однако Правила не дают четкой границы, что является собственностью граждан в квартире, а что является общей собственностью многоквартирного дома.
Например, применительно к воде, Правила четко оговаривают, что общими являются стояки и ответвления от них до кранов и вентилей, через которые вода попадает в квартиры к жильцам (пункт 5 Правил).
Другими словами, все что после кранов является собственностью жильцов. А вот применительно к отоплению таких четких формулировок нет. Поэтому получается, что поскольку квартирные батареи устанавливаются на стояках, то они относятся к общему имуществу.
Исходя из этого получается следующее: если батареи в квартире являются общим имуществом, то их замена должна осуществляться за счет платы за содержание и ремонт общего имущества.
С другой стороны, если придерживаться той точки зрения, что общим имуществом являются только стояки отопления, то батареи и разводка отопления по квартире, принадлежит собственнику.
Для правильного понимания этого вопроса нужно воспользоваться Решением Верховного Суда (ВС) № ГКПИ09-725 от 22.09.2009 г., Определением ВС № КАС09-547 от 24.11.2009 г. и Постановлением ВС № 91-АД16-1 от 06.06.2016 г.
Данные документы определяют следующую позицию Верховного Суда: батареи отопления, находящиеся внутри квартиры и не имеющие отключающих устройств от стояков, относятся к общему имуществу. В этом случае ремонт и замена радиатора должна производиться управляющей компанией за счет платы за содержание ОДИ.
Если же радиаторы, расположенные в квартире, имеют отключающие устройства от стояков, то они не включаются в состав ОДИ. В этом случае ремонт и замена батарей производится за счет собственника квартиры.
📝 Причины возникновения споров и разногласий при демонтаже батарей
Исходя из уже сказанного можно сделать следующие выводы — при демонтаже батарей или переходе на другие виды энергии для отопления (например, электричество) в отдельно взятой квартире возникает следующее:
👉 Нарушение общего теплового режима многоквартирного дома. Режим отопления и вентиляции рассчитывается проектом для каждого конкретного МКД для определенной системы отопления. Как правило, в МКД предусматривается подключение к централизованным сетям теплоснабжения. Однако есть проекты с автономными общедомовыми системами отопления за счет оборудования, входящего в состав общего имущества МКД.
Отключение батарей в отдельно взятой квартире не предусмотрено проектом. Единственный вариант — получить разрешение на переустройство системы отопления в установленном порядке. И после проведения соответствующих изысканий произвести все работы с сохранением проектных значений по отоплению.
👉 Неправомерное пользование тепловой энергией. Это происходит за счет теплоотдачи из других квартир. Фактически собственник квартиры, в которой штатно не работают батареи, отапливается за счет других жильцов. В том числе и за счет тепла от проходящих через квартиру стояков отопления.
В связи с этим интересно Постановление №16-П Конституционного Суда (КС) от 27.04.2021 г. В постановлении КС, ссылаясь на закон №384-ФЗ от 30.12.2009 г. («Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), устанавливает, что отопление помещений дома производится не только за счет установленных батарей, но и за счет теплопередачи нагретых конструкций — стен, плит перекрытий и т. п. Другими словами, места общего пользования (подъезды) будут обогреваться за счет теплопередачи через стены квартир, даже если в подъездах нет батарей.
Физически работает и обратный принцип: если в одной из квартир отключить все батареи, то она будет отапливаться за счет теплопередачи от стен смежных помещений — квартир и подъезда.
Все это подразумевает, что система отопления в МКД, включая квартирные батареи, является общедомовым имуществом, поскольку обеспечивает единый тепловой режим всего дома.
👉 Необходимость получения согласия других собственников. Это спорный вопрос. Однако если исходить из того, что вся система отопления (включая квартирные радиаторы) является общедомовым имуществом, то получать разрешение на любое изменение системы отопления в квартире необходимо. Если же в квартире установлены перекрывающие краны, то радиаторы не относятся к ОДИ и никаких согласований и разрешений не требуется.
⚖️ Судебная практика
Интересен случай, когда одна из собственниц, получив разрешение от администрации города, демонтировала батареи в своей квартире. Вместо снятых владелица установила электрические радиаторы. Естественно, что стояки отопления, проходящие через ее квартиру, остались.
Однако теплоснабжающая организация посчитала, что решение администрации города незаконно. Поэтому обратилась в суд с иском об отмене разрешения на демонтаж. В качестве аргументов теплоснабжающая организация как раз и предъявила в суд ранее рассмотренные нами утверждения. А именно:
Для примера, проектная мощность стандартной советской «хрущевки» в среднем составляет 2-4 кВт. А один электрический радиатор может иметь мощность от 1,2 кВт. При наличии 3-4 таких радиаторов общая мощность электроотопления может дойти до 5 кВт. А это — фактически дополнительная нагрузка как для целой квартиры, так и для МКД. И это не считая уже выделенной на квартиру мощности для освещения и прочих потребителей.
Однако суды, начиная от первой инстанции, и заканчивая Верховным Судом отклонили иск, признав выданное администрацией разрешение на переустройство системы отопления законным.
Суды, в частности, обратили внимание на то, что в соответствии с частью 2 статьи 26 Жилищного Кодекса для получения разрешения на переустройство (перепланировку) квартиры протокол общего собрания собственников МКД не требуется. При этом внутриквартирные батареи суды отнесли к частному имуществу собственника квартиры.
Далее суды обратили внимание и на то, что разрешение администрации было дано, поскольку собственник квартиры предоставил проект переустройства, выполненный в соответствии с требованиями законодательства. А заявленные требования по согласованию проекта с энергонадзором и теплоснабжающей организациями не распространяются на установку отопительных приборов в жилых помещениях.
Суды отметили и то, что теплосети не смогли доказать теплопотребление переустроенной квартиры от стояков отопления, межквартирных перегородок или перекрытий. А поскольку в многоквартирном доме имеется общедомовой теплосчетчик, учитывающий всю израсходованную теплоэнергию, то теплоснабжающая организация получает плату за всё поставленное в дом тепло.
Также отсутствовала информация о том, что из-за переустройства отопления в других квартирах стало холодно, и что демонтаж батарей не позволяет теплосетям обеспечить качественную поставку тепла в другие помещения.
С кем все-таки нужно провести согласование по демонтажу
Таким образом, демонтаж батарей и замена их на электрические радиаторы возможна. Однако для этого в обязательном порядке необходимо разработать проект, представить его в администрацию и получить разрешение на переустройство.
От других собственников никаких разрешений получать не нужно, поскольку установленные внутри квартиры батареи не относятся к общедомовому имуществу. Не нужно также и согласовывать демонтаж батарей с энергонадзором и теплосетями.
Как заменить батареи отопления в квартире, не нарушив закона
В числе часто задаваемых мне в последнее время вопросов, есть и такой: «вправе ли собственник квартиры самостоятельно заменить в ней батареи отопления, без согласований и разрешений?».
Как показывает практика, большинство граждан меняет батареи отопления (отопительные приборы) в своих квартирах самостоятельно, никого не спрашивая и не уведомляя, и соответственно не получая на это каких-либо разрешений. Отчасти это происходит потому, что на этот счет среди граждан распространено заблуждение, что в своей квартире собственник вправе делать все, что ему заблагорассудиться. При этом, играет свою роль и элементарное нежелание обслуживающих многоквартирные дома организаций проводить периодические осмотры жилых помещений в многоквартирных домах. Все вместе это и приводит к сложившейся в общем ситуации. Тем не менее, разрешение на замену батарей отопления получать все-таки надо. А в некоторых случаях, замена батарей отопления вообще может оказаться переустройством жилого помещения, со всеми вытекающими отсюда проблемами. В противном случае, самовольно заменившие отопительные приборы граждане, несут риск ответственности за свои действия. Какой? Это можно увидеть ниже. Но сначала поговорим о том, как соблюсти закон.
Для получения согласования в этом случае необходимо предоставить в местную администрацию следующие документы:
Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято не позднее чем через сорок пять дней со дня представления документов заявителем. Согласование является основанием проведения переустройства жилого помещения. Отказ в согласовании можно обжаловать в суд.
Завершение переустройства жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
Самовольное переустройство можно попытаться узаконить в суде – согласно части 4 статьи 29 Жилищного кодекса РФ, «на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью». Однако в этом случае все будет зависеть от заключения судебной технической экспертизы, которое совсем не обязательно будет в вашу пользу, так как существуют определенные технические нормы, нарушать которые нельзя.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой. Например, в Определении Верховного суда РФ от 24.11.2009г., N КАС09-547, Верховный суд указал, что «Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые имеют отключающие устройства, расположенные на ответвленных от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают одну квартиру, могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения в установленном порядке (ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации)».
В решении от 22 сентября 2009 г. N ГКПИ09-725, Верховный суд указал, что «Находящиеся в квартирах обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (статья 26 ЖК РФ)».
Все вышеизложенное, как я уже говорил, касается замены батарей отопления, в случае, если они отмечены в вашем техническом паспорте на квартиру, и таким образом, подпадают под понятие «переустройство».
Согласно Постановлению Госстроя РФ №170 от 27.09.2003г. утвердившего Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, данные правила определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Согласно пункту 1.1. Правил, «настоящие Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности».
Согласно пункту 1.2. Правил, жилищный фонд определяется как совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома и квартиры.
Согласно пункту 1.7.1. Правил, «Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, «джакузи», стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения».
Согласно пунктов 5.2.5., 5.2.8 Правил, «Увеличивать поверхность или количество отопительных приборов без специального разрешения организации по обслуживанию жилищного фонда не допускается». «При ремонте пришедшие в негодность нагревательные приборы, трубопроводы, запорно-регулирующая арматура, воздуховыпускные устройства и другое оборудование должно быть заменено в соответствии с проектом или рекомендациями специализированной организации с учетом современного уровня выпускаемого оборудования».
Как видите, для того, чтобы «просто» заменить в своей квартире свои батареи отопления, все равно необходимо разрешение управляющей организации. Причем, данными правилами, пунктом 3.1.1., управляющим организациям прямо предписано проводить в квартирах всех форм собственности периодические осмотры, чего, конечно на практике не происходит. «Инженерно-технические работники организаций по обслуживанию жилищного фонда во время периодических осмотров жилых и подсобных помещений и наладок инженерного оборудования должны обращать внимание на техническое состояние ограждающих конструкций и оборудования, температурно-влажностный режим и санитарное состояние в помещениях».
Согласно пункту 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., «Потребитель не вправе: в) самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, предусмотренных проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом».
Однако, игнорирование управляющими организациями своих прямых обязанностей по осмотру квартир граждан на предмет состояния инженерного оборудования (тех самых отопительных приборов), а также нормативных актов гражданами, самовольно меняющими на свое усмотрение приборы отопления в своих квартирах, вовсе не означает, что указанные правовые нормы не работают. Работают, да еще как!
Для примера, я приведу интересный судебный акт – Апелляционное Определение Новосибирского областного суда от 13 мая 2014 г. по делу N 33-4199/2014г. Для тех, кто не понимает разницы между судами первой и второй (апелляционной) инстанций, скажу, что данный судебный акт по своей сути, есть образец разрешения конкретного спора для всех местных судов, и доводами, изложенными в нем, будут руководствоваться суды на местах.
Разбираемая в данном судебном акте ситуация сложилась в связи с тем, что проживающий в одной из квартир в многоквартирном доме гражданин, самовольно заменил в своей квартире батарею отопления: прибор конвекторного типа, на чугунный прибор отопления. Из-за превышения давления в системе отопления, замененная батарея, не рассчитанная на такое давление, лопнула, и вода залила нижестоящую квартиру, серьезно повредив там имущество. Пострадавшие жильцы обратились в суд с иском о компенсации ущерба к хозяину вышестоящей квартиры, который самовольно заменил батарею отопления, а также к управляющей компании, которая, по мнению истцов: «ненадлежащим образом осуществила техническое обслуживание инженерного внутридомового оборудования и подготовку его к зимнему периоду, что явилось причиной аварии и возникновения ущерба», считая их обоих виновниками произошедшего.
Возражая на иск, управляющая компания указала, что в произошедшем виновен гражданин, самовольно установивший чугунный радиатор, без внесения изменений в техническую документацию дома, предусматривающую конвекторное отопление, в которой давление не может превышать 10 кгс/см. кв.: «Причинение имущественного вреда истцу произошло по причине самовольной замены ответчиком прибора конвекторного типа на чугунный прибор отопления, а не по причине ненадлежащего исполнения управляющей организацией своих обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома. Управляющая компания несет ответственность за содержание только тех элементов системы отопления, которые входят в состав общего имущества. Управляющая компания не несет ответственность за вред, причиненный в результате ненадлежащего содержания имущества, принадлежащего собственникам помещений».
Возражая на иск, гражданин, самовольно заменивший в своей квартире прибор отопления, указал, что в произошедшем виновны работники управляющей организации, которые после получения телефонограммы с ОАО «НГТЭ» о работах на ЦТП-10, о том, что будут проведены гидравлические испытания, не закрыли задвижки трубопровода на входе и выходе из системы отопления дома, и в результате этого в системе произошел гидроудар, повлекший выход из строя его батареи отопления. Также, по мнению гражданина, самовольно заменившего в своей квартире прибор отопления, в произошедшем виновен производитель замененной батареи отопления – Челябинский завод, так как: «событие произошло в пределах службы изделия и очевидным является предположение о том, что причиной ущерба стал скрытый дефект, выявившийся в процессе эксплуатации».
Рассмотрев спор, суд пришел к следующим выводам:
2. Управление многоквартирным домом осуществляется управляющей компанией, а следовательно исходя из общих требований закона и представленной копии договора управления многоквартирным домом следует, что управляющая организация, за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлять коммунальные и жилищные услуги надлежащего качества, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управляющая организация обязана была на время проведения гидравлических испытаний перекрыть трубопроводы задвижками, которые после окончания работ, открыть. Кроме того, управляющая организация обязана была проводить регулярные осмотры квартир, на предмет обследования состояния отопительных приборов. В результате управляющая компания оказала услугу ненадлежащего качества, в связи с чем, суд определил степень ее вины в произошедшем размере 85%.
«Согласно Правил эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Правительства от 27 сентября 2003 г. N 170, п. 3.1.1 которых установлено, что инженерно-технические работники организаций по обслуживанию жилищного фонда во время периодических осмотров жилых и подсобных помещений и наладок инженерного оборудования должны обращать внимание на техническое состояние ограждающих конструкций и оборудования, температурно-влажностный режим и санитарное состояние в помещениях. В соответствии с п. 5.2.5 увеличивать поверхность или количество отопительных приборов без специального разрешения организации по обслуживанию жилищного фонда не допускается; п. 5.2.8 при ремонте пришедшие в негодность нагревательные приборы, трубопроводы, запорно-регулирующая арматура, воздуховыпускные устройства и другое оборудование должно быть заменено в соответствии с проектом или рекомендациями специализированной организации с учетом современного уровня выпускаемого оборудования».
«При этом, судебная коллегия не может согласиться с доводами апеллянта о неправильном применение пунктов 3.1.1, 5.2.5 и 5.2.8 вышеуказанных Правил, поскольку они регулируют порядок периодических осмотров отопительных приборов и др. в целом, а не только входящих в состав общего имущества многоквартирного дома. Как правильно указал суд первой инстанции, из общего смысла Правил следует, что инженерно-технические работники организаций по обслуживанию жилищного фонда обязаны производить периодические осмотры жилых помещений, санитарно-технического оборудования, в том числе и отопительных приборов, давать разрешение на увеличение поверхности или количества отопительных приборов».
3. Причинение ущерба произошло ввиду разрыва отопительного прибора, который был самовольно установлен гражданином без получения соответствующего разрешения из-за бесконтрольности со стороны обслуживающей организации – Управляющей компании относительно того, какого типа санитарно-техническое оборудование, в частности отопительные приборы, установлены в квартирах жильцов обслуживаемого ими дома (вследствие невыполнения возложенных на управляющую компанию законом обязанностей).
Суд определил степень вины гражданина, самовольно заменившего в своей квартире прибор отопления, в произошедшем, в размере 15%.
«Возлагая на гражданина обязанность нести ответственность за причиненный ущерб, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о неисполнении им своих обязанностей собственника несения бремени содержания жилья, надлежащим образом, установив при этом, что обогревающий элемент, разрыв которого имел место 17 ноября 2011 года, является его личным имуществом. Устанавливая прибор отопления чугунного типа вместо конвекторного, гражданин обязан был проявить должную осмотрительность и удостовериться в безопасности данного прибора при имеющейся в многоквартирном доме системе отопления».
Как видите, суд однозначно указывает на гражданина, самовольно заменившего батарею отопления как на одного из виновников причинения гражданам имущественного вреда в результате затопления квартиры. И пускай вас не обнадеживает невысокий процент его вины, определенный в данном случае судом – разбираемая ситуация достаточно специфична, и поэтому не факт, что в вашем случае причиной течи батареи отопления будут, в том числе, неквалифицированные действия сотрудников управляющей организации. Единственным виновным в затоплении соседей можете оказаться только вы, и последствия легкомысленного отношения к проблеме в виде самовольной замены батарей отопления может обойтись вам весьма дорого.