шахматы это какое направление внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Шахматы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Актуальность программы обусловлена тем, что происходящие в начальной школе изменения, ставят на первый план развивающие функции обучения, которые в значительной степени способствуют становлению личности младших школьников, наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Главным моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Обучить правилам игры в шахматы.
Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
Научить ориентироваться на шахматной доске.
Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
Сформировать умение записывать шахматную партию.
Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Объем программы: программа рассчитана на четыре года обучения. На реализацию курса отводится:
1 класс – 33 ч. в год (1 часа в неделю)
2 класс – 34 ч. в год (1 час в неделю)
3 класс – 34 ч. в год. (1 час в неделю)
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся по 30-40 минут.
Основные формы работы на занятии:
индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Содержание программы внеурочной деятельности «Шахматы» 1 класс
Программой предусматривается 33 шахматных занятий (два занятия в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи. Программа разработана для детей первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.
К концу учебного года дети должны знать:
белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;
различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
1.ШАХМАТНАЯ ДОСКА Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.
Дидактические игры и задания «Горизонталь», «Вертикаль»,«Диагональ»
2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
«Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай». «Что общего?», «Большая и маленькая»
3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания «Мешочек», «Да и нет», «Мяч»
4.ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР (основная тема учебного курса).
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
«Игра на уничтожение», «Один в поле воин», «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Кратчайший путь», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Атака неприятельской фигуры». «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Ограничение подвижности».
Примечание. Все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мышления.
5.ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.
Дидактические игры и задания
«Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха», «Мат или не мат», «Первый шах», «Рокировка».
6.ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.
Дидактические игры и задания «Два хода».
Второй год обучения
Программа второго года обучения предназначена для вторых классов начальной школы. Однако она может быть реализована в третьих классах, если программа первого года обучения была пройдена во II классе. Программа предусматривает 34 учебных занятий, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение малышей ставить мат. Учебный курс включает в себя шесть тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация».
К концу учебного года дети должны знать:
обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
К концу учебного года дети должны уметь:
записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению кружка «Шахматы» 5-9 классы
Кружок «Шахматы» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа кружка ориентирована на учащихся 12-16 лет. Главная цель внеурочного курса — развитие мышления школьника во всех его проявлениях — от наглядно-
образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Достоинство шахмат как модели для изучения некоторых универ-
сальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается
в том, что это игра. Очень интересную мысль о сути игры высказал
И. Рыбин: «Всё разнообразие изобретённых человечеством игр — это,
в сущности, множество моделей, которые имитируют различные типы
тактических и стратегических задач мышления. Развлекательная форма
игр выполняет ту же функцию, что и всё остальное, предназначенное для
поощрения к жизненно необходимому поведению».
Содержимое разработки
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Мазуровская средняя общеобразовательная школа»
Кемеровского муниципального района
МО учителей начальных классов
Пр. №____ от «____»________ 20__г.
Руководитель МС ________/Жаркова Н.А.
Директор школы _________/Савенкова Т.В./
Пр. №_______ от «_____» _________ 20___г
по общеинтеллектуальному направлению
МБОУ «Мазуровская СОШ»
Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта организуется по основным направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, социальное, духовно-нравственое, общекультурное.
Программа кружка «Шахматы» относится к общеинтеллектуальному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5- 9 классов. Программа составлена с учетом требований ФГОС ООО и основной образовательной программы МБОУ «Мазуровская СОШ».
Общая характеристика курса
Кружок «Шахматы» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Программа кружка ориентирована на учащихся 12-16 лет. Главная цель внеурочного курса — развитие мышления школьника во всех его проявлениях — от наглядно-
образного мышления до комбинаторного, тактического и творческого.
Достоинство шахмат как модели для изучения некоторых универ-
сальных понятий и закономерностей в начальной школе заключается
в том, что это игра. Очень интересную мысль о сути игры высказал
И. Рыбин: «Всё разнообразие изобретённых человечеством игр — это,
в сущности, множество моделей, которые имитируют различные типы
тактических и стратегических задач мышления. Развлекательная форма
игр выполняет ту же функцию, что и всё остальное, предназначенное для
поощрения к жизненно необходимому поведению».
Место в учебном плане.
Содержание программы разбито на четыре
модуля по 34 ч, из которых можно скомпоновать курс, рассчитанный на пре-
подавание шахмат в течение четырёх лет с периодичностью один раз в не-
делю, или в течение двух лет с периодичностью два раза в неделю, или в
течение трёх лет (один год с периодичностью два раза в неделю и два года с
периодичностью один раз в неделю).
Учителю даётся право перераспределять количество часов, отведён-
ное на изучение конкретных тем, а также варьировать последовательность
прохождения тем в зависимости от собственного опыта, подготовленности
учащихся, а также от условий работы в данном классе.
В программе представлены основные требования к знаниям и уме-
ниям учащихся на конец обучения, по каждому модулю.
Ценностные ориентиры содержания кружка.
Шахматы способствуют улучшению внимания школьника, а это одна из главных задач, стоящих перед учителями начальной школы. Шахматы учат ребёнка
предупреждать и контролировать угрозы противника. В данном случае
развитию внимания способствует мотивация, возникающая у школьника
в процессе интеллектуального единоборства.
Важной задачей для современной школы является развитие
наглядно-образного мышления; курс А.З. Зака по развитию наглядно-об-
разного мышления фактически почти целиком построен на материале,
практически идентичном шахматам. На шахматном материале очень удобно
формировать у школьника рефлексию и определять её глубину.
Наиболее близким к шахматам предметом является математика,
и в частности геометрия. Геометрическая составляющая шахмат особенно
сильна. Например, правило квадрата и приём «Треугольник» в пешечном
эндшпиле расширяют представления школьника об особенностях ис-
пользования геометрических фигур в шахматной борьбе.
Уже в начале курса сведения об именах линий и полей при изуче-
нии темы «Шахматная доска» являются материалом по теме «Кодиро-
вание информации» — одной из важнейших в школьном курсе
Шахматы являются также удобным материалом для моделирования
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы кружка.
Личностными результатами изучения данного внеурочного курса являются:
—развитие любознательности и сообразительности;
—развитие целеустремлённости, внимательности, умения контроли-
ровать свои действия;
—развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
—развитие наглядно-образного мышления и логики.
Предметные и метапредметные результаты представлены в содержа-
нии программы в разделах «Учащиеся должны знать» и «Учащиеся
Шахматная доска и фигуры
Шахматная доска. Поля, линии. Легенда о возникновении шахмат.
Обозначение полей и линий. Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур
Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля и пешки. Ударность и по-
движность фигур в зависимости от положения на доске. Угроза, нападе-
ние, защита. Превращение и взятие на проходе пешкой. Значение короля.
Шах. Короткая и длинная рокировка. Начальная позиция. Запись шах-
матных позиций. Практическая игра.
Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат
Способы защиты от шаха. Открытый, двойной шах. Мат. Сходство
и различие между понятиями шаха и мата. Алгоритм решения задач на
мат в один ход. Пат. «Бешеные» фигуры. Сходство и различие между по-
нятиями мата и пата. Выигрыш, ничья, виды ничьей (в том числе вечный
шах). Правила шахматных соревнований. Шахматные часы.
Запись шахматных ходов
Принцип записи перемещения фигуры. Полная и краткая нотация. Услов-
ные обозначения перемещения, взятия, рокировки. Шахматный диктант.
Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен
Ценность фигур. Единица измерения ценности. Изменение ценности
в зависимости от ситуации на доске. Размен. Равноценный и неравно-
ценный размен. Материальный перевес, качество.
Общие принципы разыгрывания дебюта
Мобилизация фигур, безопасность короля, борьба за центр и распо-
ложение пешек в дебюте. Классификация дебютов. Анализ учебных пар-
тий. Дебютные ловушки.
Раннее развитие ферзя
К концу изучения модуля I учащиеся должны знать:
—шахматную доску и её структуру;
—обозначение полей линий;
—ходы и взятия всех фигур, рокировку;
—основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья,
ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза, нападение, за-
щита, три стадии шахматной партии, развитие и др.);
—играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
—записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
—находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
—оценивать количество материала каждой из сторон и определять
наличие материального перевеса;
—планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
—определять общую цель и пути её достижения;
—решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном ма-
Ходы и взятия фигур. Понятия шаха, мата и пата. Задачи на ценность.
Правила записи ходов. Принципы игры в дебюте, анализ учебных партий.
Понятие о защите. Уничтожение атакующей фигуры, уход из-под
удара, перекрытие линии атаки, защита атакованной фигуры своей фи-
Реализация большого материального перевеса
Матование одинокого короля ферзём и ладьёй, двумя ладьями, коро-
лём и ферзём, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Ма-
товые и патовые позиции. Стратегии оттеснения одинокого короля на
край доски. Оппозиция.
Общие принципы разыгрывания эндшпилей, их классификация.
—Пешечные эндшпили. Король и пешка против короля. Роль оппо-
зиции, правило квадрата, ключевые поля. Король и крайняя пешка про-
тив короля. Треугольник как средство вынуждения цугцванга. Пешечный
—Ладейные эндшпили. Ладья и пешка против короля. Позиция Фи-
лидора. Мост и его построение. Правило Тарраша. Ферзь против пешки.
Контроль за соблюдением шахматных правил и качеством записи.
К концу изучения модуля II учащиеся должны знать:
—выигрышные стратегии матования одинокого короля;
—ставить мат одинокому королю двумя ладьями, королём и ферзём,
королём и ладьёй из любой позиции;
—понимать причины своего выигрыша и проигрыша;
—сравнивать и анализировать действия других игроков;
—разыгрывать простейшие пешечные и ладейные эндшпили.
Способы защиты от нападения. Матование одинокого короля. Про-
стейшие пешечные и ладейные эндшпили.
Тактика в шахматах
Тактические приёмы и комбинации.
крытое нападение, слабость последней горизонтали. Устранение защиты, от-
влечение, завлечение, блокировка, освобождение пространства, перекрытие,
«мельница», «рентген», перегрузка, разрушение пешечного прикрытия ко-
роля — основные идеи комбинаций. Комбинации на сочетание идей.
К концу изучения модуля III учащиеся должны знать:
—основные идеи комбинаций различных типов;
—осуществлять простейшие комбинации;
—определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Атака в шахматной партии
Король в центре. Атака позиции короткой рокировки. Атака при раз-
Оценка позиции как разложение позиции на элементы. Материаль-
ное соотношение, положение в центре, сильные и слабые поля, развитие
фигур и наличие угроз с обеих сторон как статические факторы, опреде-
ляющие оценку позиции. Понятие о динамике позиции.
Игра в середине партии
Что делать после дебюта. Слабые поля. Временные и постоянные сла-
бости. Расположение фигур. Плохие и хорошие фигуры. Ограничение по-
движности фигур. Блокада. Централизация. Открытые линии.
Полуоткрытые линии. Концентрация сил для атаки важного пункта. От-
крытие и закрытие линий. Два слона. 7 и 8 горизонтали. Форпост. Фор-
пост на е5. Форпост на d5. Слабость комплекса полей. Фигуры и пешки
в центре. Висячие пешки. Изолированные пешки. Центр и операции на
фланге. Практическая игра
К концу изучения модуля IV учащиеся должны знать:
—понятия ограничения, открытой и полуоткрытой линии;
—слабые и сильные поля, форпост, силу и слабость изолированных
пешек в центре, централизацию блокады;
—занимать и использовать открытые линии, 7 и 8 горизонтали;
—блокировать проходные пешки, оценивать качество расположения
фигур и использовать базовые понятия.
Тематическое планирование. Модуль 1
Фигуры и шахматная доска (3 ч)
Шахматная доска. Поля, линии. Обозначение полей и линий.
Легенда о возникновении шахмат.
Шахматные фигуры и их обозначения.
Ходы и взятия фигур (12 ч)
Ходы ладьи, слона, ферзя, короля и пешки.
Взятие ладьи, слона, ферзя, короля и пешки.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « ШАХМАТЫ»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вид деятельности: познавательный
Составитель: Сосунов Владислав Васильевич, учитель физической культуры
Рабочая программа по шахматам адресована для учащихся начальных классов норма средней общеобразовательной школы и составлена на основе авторской программы «Шахматы — школе» под редакцией И. Г. Сухина, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя составлены автором программы И. Г. Сухиным).
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы. Шахматы как специфический вид человеческой деятельности получают всё большее признание в России и во всём мире. Шахматы сближают людей всех возрастов и профессий в любой части Земли. Не случайно Международная шахматная федерация (ФИДЕ) выбрала девиз: «Gens una sumus», «Мы все – одна семья».
Шахматы доступны людям разного возраста, а единая шахматная символика создаёт необходимые предпосылки для международного сотрудничества, обмена опытом. Шахматы – часть мирового культурного пространства. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
К концу учебного года дети должны знать:
— шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
— названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
— правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
— ориентироваться на шахматной доске;
— играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
— правильно помещать шахматную доску между партнерами;
— правильно расставлять фигуры перед игрой;
— различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
— решать элементарные задачи на мат в один ход.
Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:
личностные результаты – готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
метапредметные результаты – освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
предметные результаты – освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы” является формирование следующих умений:
Определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “шахматы” – является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.
Проговаривать последовательность действий.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков шахматной игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Формы учета знаний и умений, система контролирующих материалов для оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности
Педагогический контроль включает в себя педагогические методики. Комплекс методик направлен на определение уровня усвоения программного материала, степень сформированности умений осваивать новые виды деятельности, развитие коммуникативных способностей, рост личностного и социального развития ребёнка.
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём протяжении ее реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс.
Контроль используется для оценки степени достижения цели и решения поставленных задач. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
текущий контроль (оценка усвоения изучаемого материала) осуществляется педагогом в форме наблюдения;
промежуточный контроль проводится один раз в полугодие в форме итоговая аттестация, проводится в конце каждого учебного года, в форме тестирования, выполнение тестовых упражнений по определению уровня освоенных навыков, а также письменный опрос для определения объема освоенных теоретических знаний.
На занятиях используются:
магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука;
шахматные часы – 2 штуки;
словарь шахматных терминов;
комплекты шахматных фигур с досками – 10–12 штук.
Авербах Ю. “Что нужно знать об эндшпиле”. / М.: ФиС, 1979.
Авербах Ю., Бейлин М. Путешествие в шахматное королевство. / М.: ФиС, 1972.
Весела И., Веселы И. Шахматный букварь. / М.: Просвещение, 1983.
Голенищев В. Программа подготовки юных шахматистов 4 и 3 разрядов. / М.: Всероссийский шахматный клуб,1969.
Гончаров В. Некоторые актуальные вопросы обучения дошкольников шахматной игре. / М.: ГЦОЛИФК, 1984.
Гришин В. Малыши играют в шахматы. / М.: Просвещение, 1991.
Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. / М.: Детская литература, 1980.
Журавлев Н. Шаг за шагом. / М.: ФиС, 1986.
Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы. / Л.: Детская литература, 1985.
Злотник Б., Кузьмина С. Курс-минимум по шахматам. / М.: ГЦОЛИФК, 1990.
Иващенко С. Сборник шахматных комбинаций. / Киев: Радяньска школа,1986.
Капабланка Х.Р. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1983.
Князева В. Азбука шахматиста. / Ангрен, 1990.
Князева В. Уроки шахмат. / Ташкент: 1992.
Князева В. Уроки шахмат в общеобразовательной школе (методические рекомендации). / Ташкент: 1987.
Костьев А. Учителю о шахматах. / М.: Просвещение, 1986.
Ласкер Э. Учебник шахматной игры. / М.: ФиС, 1980.
Майзелис И. Шахматы. / М.: Детгиз, 1960.
Нимцович А. Моя система. / М: ФиС, 1984.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. / М.: Просвещение, 2002.
Сухин И. Волшебные фигуры. / М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Приключения в шахматной стране. / М.: Педагогика, 1991;
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. / М.: Просвещение.1997.
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. / М.: Просвещение.1999.
Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу.
Сухин И. Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры. / М.: Просвещение.1999.
Сухин И. Шахматы, третий год, или Учусь и учу.
Суэтин А. Как играть дебют. / М: ФиС, 1981.
Хенкин Б. Последний шах. / М: ФиС, 1979.
Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности. / М.: ГЦОЛИФК, 1986.
Шахматы. Энциклопедический словарь. / М: Советская энциклопедия, 1990.
Юдович М. Занимательные шахматы. / М: ФиС, 1976.
Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
— формирование ключевых компетенций (коммуникативных, интеллектуальных, социальных) средством игры в шахматы;
— формирование критического мышления;
— формировать умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
— умение находить простейшие тактические идеи и приемы и использовать их в практической игре;
— умение оценивать позицию и реализовать материальный перевес;
— овладение навыками игры в шахматы.
— формирование конкретного системного мышления, развитие долговременной и оперативной памяти, концентрации внимания, творческого мышления;
— формирование творческих качеств личности (быстрота, гибкость, оригинальность, точность)
— формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения к чужому мнению; воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению «доматового» периода игры. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
принцип психологической комфортности — создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
принцип минимакса — обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире — при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
принцип вариативности — у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
принцип творчества — процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программой предусматривается 34 шахматных занятия, поэтому для прохождения программного материала отводится 1 час в неделю, 34 учебных недели.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Шахматы» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.
Предмет «Шахматы» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций).
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Одним из результатов обучения шахматам является осмысление и присвоение учащимися системы ценностей.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценность общения — понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
– формирование первоначальных представлений о древней игре, о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
– овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
– взаимодействие со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом;
– выполнение простейших элементарных шахматных комбинаций;
-развитие восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, начальных форм волевого управления поведением.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И КОНТРОЛЯ
На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции — мотив — идея — расчёт — ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения: практическая игра, решение шахматных задач, комбинаций и этюдов, дидактические игры и задания, игровые упражнения; теоре-тические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки, участие в турнирах и соревнованиях.
Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в соревновательной обстановке.
В том числе занятия
Л: самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности;
К: умение слушать собеседника, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
П: самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Р: планирование-определение последовательности промежуточного результата; составление плана и последовательности действий.
Л: интерес к способу решения и общему способу действия;
К: учет разных мнений и умение обосновать собственное мнение;
П: выбор оснований и критериев для сравнения;
Р: прогнозирование-предвосхищение результата и уровня усвоения его временных характеристик.
Начальная расстановка фигур
Л: формирование учебных позиций;
К: эмоциональное отношение к процессу сотрудничества;
П: использование общих приемов решения задач; анализ и разрешение житейских ситуаций, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Р: целеполагание как постановка учебной задачи, предвосхищение результата.
Ходы и взятие фигур
Л: осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»
К: взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
П: постановка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера;
Р: применение установленных правил в планировании способа решения.
Цель шахматной партии
Л: стремление самоизменению-приобретению новых знаний и умений;
К: умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Р: волевая саморегуляция как способ к волевому условию.
Игра всеми фигурами из начального положения
Л: рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;
К: умение договариваться, находить общее решение;
П: использование общих приемов решения задач;
Р: планирование и последовательность действий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.
«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
Начальная расстановка фигур ( 1 ч)
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
Ходы и взятие фигур ( 16 ч)
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания «Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.
Цель шахматной партии ( 6 ч)
Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
Игра всеми фигурами из начального положения ( 4 ч)
Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. «Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре «Лабиринт» Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. Все дидактические игры и задания из этого раздела моделируют в доступном для детей виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске.
Соревнование между учащимися.
К концу первого года обучения дети должны знать :
Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу первого года обучения дети должны уметь :
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;
правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;
различать горизонталь, вертикаль и диагональ;
решать элементарные задачи на мат в один ход.