шапито шоу в каком порядке смотреть
Детально о кинофильме «Шапито-шоу»
ШАПИТО-ШОУ или ЧЕТЫРЕ СПОСОБА СПРАВИТЬСЯ С ОДИНОЧЕСТВОМ:
“Не выходи из комнаты. О, пускай только комната догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито”
— это стихотворение Иосифа Броского могло быть эпиграфом к фильму. Герои всех четырех историй из тех, кто с трудом находит общий язык с внешним миром и редко выбираются из своей норы, а когда все-таки выползают, то их поведение бывает смешным и не совсем адекватным.
ЛЮБОВЬ
“…Мы не из тех, кто смотрит в зеркала,
и оболочка тела нам мала,
но никакой проблемы в этом нет,
мы лишь две цифры в сети интернет….”
ДРУЖБА
УВАЖЕНИЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО
FAQ (Наиболее часто задаваемые вопросы):
Можно ли назвать “Шапито-шоу” “Пылью-2”?
Можно в принципе, хотя это совсем другое. Это не сиквел в традиционном понимании этого слова. И хотя Киберстранника играет тот же Алексей Подольский, и делает герой фактически то, что советовал герою Мамонов в “Пыли” (“На юг поехал, бабу снял”), все же это другой персонаж и другая история. Продолжением Пыли это можно считать потому, что речь снова идет о развоплощенности, о том, что значит “жить”, как позиционировать себя в этом мире. Это такие же неудачники, как герой “Пыли”, и они также отчаянно ищут себя.
Почему между “Пылью” и “Шапито” прошло столько времени?
“Шапито” имело более сложный сценарий и подразумевало наличие бюджета. Получить бюджет от Госкино нам ни разу не удалось, а инвесторы нашлись не сразу. Если бы не кризис и не смена продюсерской кампании, проект мог быть реализован раза в два быстрее. Но и для авторов, скорость не главный конек.
Почему фильм идет так долго?
Но при этом, внимательный зритель фиксируясь на повторяющейся реальности переживает погружения в состояния сходные с настоящими и это круче чем 3D по уровню воздействия.
Почему в фильме четыре части?
Можно ли смотреть серии по отдельности?
Неужели нельзя было сократить части и показать фильм за один сеанс?
Это было концептуальным решением. Зрителю уже давно мало одного фильма, если кино нравится, зритель хочет продолжения истории, но приходится ждать несколько лет сиквел фильма или смотреть фильм еще раз (а это сомнительное удовольствие, так как дважды платить за одно и тоже все-таки жалко).
Как вы собираетесь прокатывать фильм такой длинны?
В случае если один фильм понравился зрителю, он неизбежно отправится на второй в попытке составить полную картину, испытать еще раз то впечатление, полученное в первый раз, и, наконец, собрать воедино весь пазл. Зритель, увлекшийся фильмом, невольно разгадывает некий квест, складывает пазл и это может стимулировать его к повторному просмотру обоих частей. Учитывая, что предыдущий фильм «Пыль» умудрился собрать одной копией (DVD) 40.000$, в случае «Шапито-Шоу» не исключен прорыв в объемах кинотеатральных сборов.
Кто играет в “Шапито”?
Петр Мамонов – наш друг и отец. Мы вместе осуществили несколько художественных проектов. Петр четко понимает, что его участие привлекает инвестиции, он оказывает нам большую поддержку.
Сергей Попов – художник, режиссер, продюсер и наш друг, снимавшийся еще в наших телепередачах в “До 16-ти и старше..”.
Есть ли в фильме люди играющие самих себя?
Есть люди, которые играют варианты самих себя (например Мамонов и Шпагин, Юля Говор). Но человек всегда больше типажа и когда мы задаем персонажа, ясно что это некоторое упрощение, утрирование качеств. Это как реди-мейд, но в ком-то нам важны визуальные качества, а в ком-то человеческие. Играть себя в каком-то смысле сложнее чем просто играть, ведь получается что-то вроде психодрамы. Мы разыгрываем ситуации, смеемся, а человек думает: неужели так я выгляжу со стороны. Наверняка не так!
Чьи песни и музыка к фильму?
Кто же все-таки зажег Шапито?
Это ясно из фильма!
ВОКРУГ ФИЛЬМА :
Общий сайт, на котором объединены все эти, а также более ранние проекты: [http://swoi2000.ru/]
Вселенная «Шапито-шоу»
Кто есть кто в самом необычном российском фильме 2012 года
«Шапито-шоу» – это связанные сквозными героями четыре новеллы («Любовь», «Дружба», «Уважение» и «Сотрудничество»), действие которых проходит параллельно в окрестностях одного и того же лагеря отдыха в Крыму. «Шапито-шоу» – так же называется шатер, стоящий на обрыве скалы. Сюда с целью посмотреть необыкновенное представление в конце каждой из четырех новелл приходят одновременно все главные герои, чтобы окончательно разобраться в собственных чувствах и предать огню все плохое, что с ними было.
О фильме Сергея Лобана «Шапито-шоу» хочется говорить: размахивая руками, разбрасываясь эпитетами. После этого фильма хочется жить: долго, счастливо и очень неправильно. В нем много действующих лиц, четыре новеллы (в кинотеатрах фильм поделят на две отдельные части), почти три с половиной часа итогового хронометража. Но радости, искренности, новизны — гораздо больше. Чтобы описать все достоинства этого фильма, потребуется отдельная монография (и она обязательно не заставит себя ждать). Пока же мы ограничимся несколькими эксклюзивными подробностями из жизни героев необъятной вселенной под названием «Шапито-шоу».
Режиссер
Сергей Лобан. Окончил Институт электроники и математики, защитил диплом по микросварке. Работал режиссером передачи «До 16 и старше». Первый киноопыт состоялся в сотрудничестве с оппозиционной белорусской газетой «Новинки» (ныне не существующей). Это был стилизованный под видеоклип фильм «Случай с пацаном», рассказывающий про белорусского парня, «который оказался вовлеченным в политические интриги». Первую известность принес фильм «Пыль» — малобюджетная драма, рассказывающая о человеке, помешавшемся на красоте своего тела после пары запрещенных экспериментов. Фильм «Шапито-шоу» — второй полнометражный опыт Лобана, получивший Гран-при жюри Московского международного кинофестиваля.
Сценарист
Марина Потапова. Поступила на дневное отделение сценарного факультета ВГИКа, потом перешла на заочный и с тех пор там не появлялась. «Занималась искусством по-маленькому. Было у нас такое движение — „За анонимное и бесплатное искусство“. Коротко: ЗАиБИ. Вот в нем участвовала». С Сергеем Лобаном познакомилась на передаче «До 16 и старше» и с тех пор постоянно работает в соавторстве.
«Потапова и Лобан пришли ко мне на спектакль «Русская тоска» и через неделю утвердили по телефону».
Эпизодические роли
Хозяин «Шапито». В фильме ходит с ружьем и в рубашке под гжель. Разговаривает коротко. Если что-то не нравится — рычит.
Актер: Стас Барецкий. Поэт, певец и композитор. Сценический образ — бандит из «новый русский». По словам Лобана, «имеет точку на рынке в Рамбове (имеется в виду город Ораниенбаум в Ленинградской области, ныне известный как Ломоносов. — Н.К.), продает рыбу».
Режиссер Шпагин — режиссер представления в «Шапито». Единственный человек, который умеет вести дела с хозяином шоу.
Актер: Александр Шпагин. Сценарист, режиссер, победитель конкурсов чтецов, кинокритик. Специалист по советскому кино. По словам Лобана, «в данный момент безуспешно пытается запустить собственный фильм про секретный город физиков».
Александр: «Лобан заставил меня сделать какое-то огромное количество дублей моего танца. Раз пятьдесят, не меньше. Когда пришел домой, упал без задних ног и проспал почти сутки. Зато когда проснулся, понял, что мой живот — он просто пропал. Думаю, это навсегда — он больше не вернется».
Алиса, артистка «Шапито», играет Мэрилин Монро.
Корпоративный юрист в образе Мэрилин Монро.
Актриса: Жанна Воробьева. Закончила юридический вуз, работала корпоративным юристом в международной консалтинговой корпорации. После чего закончила театральную мастерскую «АктэМ».
Жанна: «К Сереже попала благодаря нашему любимейшему хореографу — постановщику всех номеров „Шапито-шоу“ Андрею Сергиевскому. Мы работали с Андреем на другом проекте, и он был поражен, насколько я в определенном гриме напоминаю Мэрилин Монро. Он даже приносил мне фотографию дивы, на которой она рекламировала „Шанель № 5“, чтобы показать наше сходство.
Многие вещи в сценарии были не предусмотрены, а рождались прямо на площадке. Так родились все приключения нашей веселой компании — Барецкого, Шпагина, Мамонова, трансвестита Нормы и моей Алисы».
Петр Мамонов : «На медведя идешь – готовь постель. На кабана – готовь гроб».
Дебошир. Буйный отдыхающий, большую часть времени проводящий за решеткой. Автор одной из ключевых реплик фильма: «Я тут с года отдыхаю!»
Актер: Сергей Пахомов. В прошлом — арт-директор глянцевого журнала о декоре. В данный момент — современный художник. Снимался в радикальных киноэкcпериментах вроде фильмов «Зеленый слоник» и «Пять бутылок водки». Как говорит режиссер, «его жизнетворческий продукт — сумасшедший лирический персонаж Пахомыч. Он же и в «Шапито».
Сергей: «Я человек достаточно мощный, сильный, бескомпромиссный, жесткий, и единственное, что меня отличает от других жестких, бескомпромиссных, мощных и достаточно известных людей, — то, что я вменяем. Со мной, видимо, можно работать. Хотя разве можно со мной работать? Ведь я достаточно жесткий, бескомпромиссный и известный человек».
Главные действующие лица
«ЛЮБОВЬ»
Киберстранник — типичный интроверт. В виртуальной жизни чувствует себя уверенней, чем на улице. Ведет блог в «Живом журнале». Там же знакомится с Верой. После долгой переписки они решают автостопом отправиться в Крым.
Актер: Алексей Подольский. Врач-гастроэнтеролог. Сыграл главную роль в дебютном полнометражном фильме Сергея Лобана «Пыль».
Комментарий режиссера: «Вообще Леша врач, но мы его знали еще панком. У него была своя группа, он выступал в клубах. До этого мы сняли его в „Соси банане“ — есть у нас такой то ли фильм, то ли десятиминутный клип группы „Корабль“, в котором Леша адски отрывался, танцуя в офисном костюме, и мы никак не могли на него налюбоваться».
«Вообще Леша врач, но мы его знали еще панком».
Алексей: «Сразу после „Пыли“ Сергей Лобан сказал, что придумал фильм „Отдохнем по-человечески“, который будет сниматься в Крыму. Чтобы все могли снять фильм и одновременно отдохнуть. В итоге следующие четыре года я репетировал свою роль, пока в конце концов не сняли этот фильм. И отдохнули».
Вера, возлюбленная Киберстранника.
Актриса: Вера Строкова. Выпускница Театрального института имени Щукина. После окончания института была принята в труппу Театра имени Моссовета. С 2007 года работает в московском театре «Мастерская П.Фоменко».
Вера: «Мы познакомились с Сережей, когда я училась в Щукинском училище на четвертом курсе. Сережа пришел к нам на учебный спектакль. Сначала посмотрел на меня — вроде ничего особенного. Потом решил посмотреть меня еще раз. Мы пришли на пробы вдвоем: я и мой однокурсник Антон Кузнецов, который тоже снялся в фильме, — и в итоге убрали всех».
«ДРУЖБА»
Леша. Слабослышаший хлебоукладчик на хлебозаводе. Один из основателей братства «Мертвое племя». В какой-то момент оставляет хлебозавод, чтобы отправиться в Крым со съемочной группой, которая делала с ним сюжет про глухих для одного из федеральных каналов.
Актер: Алексей Знаменский. Участник театральных проектов «СинематографЪ» и «Недослов», студент режиссерского факультета ВГИКа.
Комментарий режиссера: «Мы познакомились с Лешей, когда я еще работал на «До 16 и старше». Мы снимали передачу про фестиваль инвалидов. Он назывался «Мы через сердце видим мир» и представлял собой путешествие по реке на теплоходе с остановками, во время которых инвалиды давали концерты. От нас ожидали материал, в котором была бы прочувствована вся боль Вселенной, а мне показалось, что все должно быть, как у Кустурицы: корабль, наполненный прекрасными людьми. В итоге с канала нас уволили, а Леша стал одним из главных участников объединения «Свои-2000».
Алексей: «Как попал в проект „Шапито-шоу“, не помню. Голова моя — дуршлаг. Впечатлений осталась масса, все не перечислишь. Много хорошего. Скажу, что трудно было работать, когда ты в Крыму при жаре, да под слоем грима, а рядом море, которое ежесекундно зовет поплавать. Планы на будущее? Позвать Лобана в свою картину, где будут два персонажа — он и дождь. Лобан будет стоять под дождем весь фильм. Я ему обещал».
Сеня. Руководитель «Отряда имени Саманты Смит», укомплектованного той самой компанией, в составе которой Леша отправляется в Крым. Сочиняет кинематографические считалки, носит пионерский галстук, практикует бисексуальность.
Актер: Дмитрий Богдан. Родился в Севастополе. Выпускник театрального института имени Щукина. Актер театра Около Дома Станиславского.
Дмитрий: «На четвертом курсе института во время какого-то праздника Вера Строкова сказала, что участвует в очень интересном проекте с Мамоновым и режиссером фильма „Пыль“, и мне тоже надо попробоваться на какую-нибудь роль. Честно говоря, меня больше привлекал персонаж сына Мамонова. Роль Сени мне казалась сложной. На кастинге мне сказали „спасибо“ и как-то так мягко попрощались. Мол, извините, что потревожили. Я вернулся в общагу и забыл обо всем. Через месяц вдруг наткнулся на сценарий, стал читать, вникать в свою роль. Еще через три месяца переборол себя и позвонил Лехе Бобру (он тогда проводил все кастинги). Тот назначил встречу, я приехал. Потом еще и еще. Потом Потапова и Лобан пришли ко мне на спектакль „Русская тоска“ и через неделю окончательно утвердили меня по телефону. Я вообще стесняюсь говорить про все, где я участвую, но „Шапито-шоу“ рекомендую смотреть каждому, кто про него ничего не слышал. А кто слышал, тот и так придет».
«УВАЖЕНИЕ»
Отец. Успешный московский актер. В свое время ушел из семьи. В определенный момент возвращается, а накопившееся с годами недопонимание решает растворить в совместном путешествии с сыном по горной части Крыма. Охотник, автор поговорки: «На медведя идешь — готовь постель. На кабана — готовь гроб». Обладает навыками беззвучного исполнения хитов группы «Звуки Му».
Актер: Петр Мамонов. Рок-звезда, писатель, переводчик со скандинавских языков. Работал в журнале «Пионер», потом банщиком. Актер театра и кино. Режиссер собственных спектаклей. Поэт и художник. По словам Лобана, «живет в лесу, играет рок-н-ролл, увлечен православием».
Сын. Его сын, Никита.
Актер: Степан Девонин. В 2008 году окончил Школу-студию МХАТ. Сейчас — актер театра «Сатирикон».
Степан: «Шапито-шоу» — одно из самых значительных событий в моей кинематографической и личной жизни. Я всегда получал и до сих пор получаю огромное удовольствие от работы с Лобаном и надеюсь, что мы друзья. Иногда мне становится страшно, потому что я думаю, что он мой кумир. Пожалуй, Сергей Лобан — один из немногих режиссеров, с которыми я по-настоящему хотел бы работать и дальше. Но, думаю, он меня не возьмет, потому что я его за. бал«.
«СОТРУДНИЧЕСТВО»
Сергей Попов. Продюсер. Закладывает в ломбард ценную картину своего дедушки и на вырученные деньги отправляется в Крым, где собирается реализовать проект «Эрзац-звезда», главным действующим лицом которого выступает двойник Виктора Цоя. Из уст Сергея доносится одно из главных изречений фильма: «В мире есть кто-то, кто является мной больше, чем я сам».
Сергей: «Я Лобана знаю очень много лет, и, наверное, нет ни одного его проекта, в котором я бы не участвовал. У Сергея довольно постоянная команда, и я думаю, они с Мариной внимательно отсматривают все наши биографии. Как только человек занялся чем-то новым, чем-то любопытным, они тут же начинают придумывать сценическое развитие этих его занятий. Получается, мы своей деятельностью — иногда смешной, иногда наивной, воспламеняющейся — зачастую сами подсказывали ход сюжета. Так же и со мной: у меня действительно дедушка — художник. И я имею определенный опыт общения с антикварами».
Рома-Легенда. Двойник Виктора Цоя.
Рома-Легенда: «Сейчас я остепенился. Купил новую машину. Три дня назад у меня родилась дочка».
Актер: Сергей Кузьменко. Музыкант, пишет песни в стиле группы «Кино». Живет в США.
Сергей: «Все началось в Киеве в 2000 году, когда я организовал группу „Запасной выход“. Мы стали играть песни Цоя. Спустя какое-то время после поездки в Питер на 10 лет со дня смерти Виктора я стал писать и свои песни, но в его стиле. Потом вышел мой первый альбом „Сны о личном“, а я с родителями улетел в США на ПМЖ. Мне было 17. Альбом попал в Интернет, и поклонники Цоя стали его копировать — передавать, переписывать. Так я стал популярным не только среди поклонников Цоя, но и среди узкого круга рокеров в Москве и Питере. Помимо музыки работаю в офисе в одном из гаражей в центре Бостона в качестве супервайзера. Это основной заработок.
В конце 2007 года Марина Потапова нашла меня через „Ютуб“. Прислала сценарий, предложила пройти пробы. Пробы я высылал по электронной почте, так как из Америки на кастинг ехать далековато.
Во время съемок один парень снял меня на камеру на лавочке, где я пел песни Цоя. Сейчас это видео стало вирусным на „Ютубе“ под названием „Цой жив“. Сергей постоянно контролировал процесс, чтобы я был максимально похож на Цоя. Хотя кое-где я все же выгляжу как Рэмбо или Терминатор. Но в данном фильме это как раз к месту.
В фильме везде двойники, и сюжет идет по спирали, пока спираль в конце не накаляется, и в итоге все загорается. В конце фильма я пою песню „Легенда“, кругом бегают все герои, а Петр Мамонов ищет сына.
Работа не всегда была легкой. Иногда снимали по 23 часа, потом спали и снова снимали. Все очень уставали, но когда поехали в Крым, у меня было уже меньше съемочных дней, и я стал немного расслабляться. Один раз напились со Стасом Барецким по моей вине. Я принес водку, Барецкий напился и стал бросать столы в крымских татар. Пришлось потом за них платить продюсеру. А вот девушки меня в России покорили. Я не сдержался и стал гулять, тем более что в Крыму было целых три недели без единого съемочного дня.
Сейчас я остепенился. Купил новую машину. Три дня назад у меня родилась дочка.
«Шапито-шоу» в Нью-Йорке: артхаус, Виктор Цой и смех сквозь слезы
Участники проекта «Сноб» посмотрели фильм «Шапито-шоу» и обсудили его с режиссером Сергеем Лобаном
Поделиться:
Когда смотришь «Шапито-шоу», не покидает ощущение, что он сделан своими, о своих и для своих. Но это тот редкий случай, когда такой фильм легко воспринимается зрителями, принадлежащими к самым разным культурам и социумам. «Я давно не видел такого жизнеутверждающего фильма, но при этом с душой, с болью, из России», — отозвался о картине участник проекта «Сноб» Джулиан Лоуэнфелд.
С именем Сергея Лобана неразрывно связаны такие понятия, как арт-хаус, контркультура и андеграунд. В 90-е годы Лобан был участником арт-группы «зАиБИ» («За анонимное и бесплатное искусство»), создавшей такие шедевры, как антиагитационный видеоролик «На выборы!» и мультфильм «Жили-были» о Ленине и Сталине — круге и квадрате, родивших треугольник. В конце 90-х Лобан и его товарищи по «зАиБИ» основали творческое объединение «СВОИ2000». Порадовав в 2005 году узкий круг интеллектуалов философской фантасмагорией «Пыль», ребята приступили к работе над музыкальной комедией «Шапито-шоу».
«Артхаус очень развит здесь, в Америке, и не очень развит в России. Но тем не менее очень много талантливых людей создают прекрасные работы. И это одна из таких прекрасных работ. Очень умная, интересная, вдумчивая, хорошо сделанная», — сказал другой участник проекта Алексей Байер.
Одним из продюсеров «Шапито-шоу» выступил известный журналист, телеведущий и соучредитель кинокомпании «Мирумир» Александр Любимов. Бюджет картины составил 2 миллиона долларов. На ее съемки ушло шесть лет. На 33-м ММКФ «Шапито-шоу» получил специальный приз жюри. По словам режиссера Сергея Лобана, в прокате фильм собрал порядка 1 миллиона долларов — для киноленты в жанре артхаус сумма неслыханная. Лобан, правда, скептически отзывается о ярлыках и стилистических рамках. Когда один из участников проекта «Сноб» спросил его, к какому жанру режиссер сам относит свою работу, Лобан отшутился: «Не знаю, мы в жанре поп-культуры пытаемся работать. Нам кажется, мы неглупые делаем вещи, но при этом нам нравится… поп-музыка!»
Режиссер кокетничал. На самом деле массовая культура, все ее стереотипы и клише (не исключая штампы мирового кинематографа) подвергаются в фильме такой беспощадной порке, от которой публика заходится в непрерывном хохоте. Тем не менее «Шапито-шоу» — это еще и драма, причем драма жизненная и «берущая за душу». Фильм состоит из четырех тесно переплетающихся между собой историй («Любовь и дружба», «Взаимопонимание и сотрудничество»). В центре каждой из них — герой, у которого есть прототип в реальной жизни. «Взаимопонимание», к примеру, посвящено теме детей знаменитых родителей. Роль «звездного» отца исполнил Петр Мамонов. В «Сотрудничестве» двойник Виктора Цоя и его продюсер эксплуатируют образ культового певца и исследуют концепцию взаимоотношений «оригинал — копия». Главный герой «Дружбы» — глухой певец Леша. Его сыграл Алексей Знаменский — слабослышащий студент режиссерского факультета ВГИКа.
«Он зашел очень далеко как слабослышащий. Последний слабослышащий режиссер был лет тридцать или пятьдесят назад. И ситуация у него такая, что среди глухих ему очень душно, и он ведет себя очень пафосно, задрав нос… И при этом он не может и со слышащими тоже. Ему сложно с ними общаться, он понимает только по губам. Его история, особенности его характера и легли в основу второй сюжетной линии этого фильма», — рассказал Сергей Лобан.
Смешное и грустное, комичное и трагическое в картине не просто переплетаются и следуют одно за другим, как в самой жизни. Они отчаянно сталкиваются и становятся единым целым.
«Вторая часть («Дружба». — Прим. ред.) меня немного напрягла. Над ней невольно смеешься, но на самом деле человек — инвалид. И все время себя останавливаешь: ну не могу я над ним смеяться. Но все равно очень смешно. Получается, что смеешься над несовершенством человека», — поделилась впечатлением участница проекта «Сноб» Даша Зеленская.
Как и действующие лица этого фильма, все мы — герои шапито-шоу. И ситуации, когда не знаешь точно, то ли плакать, то ли смеяться, до боли типичны. Пожалуй, эмоциональное впечатление от картины лучше всего суммирует избитая русская поговорка «И смех, и грех».
«Шапито-шоу» Сергея Лобана
Авторы «Шапито-шоу» – участники объединения «Свои 2000». Оно вышло из художественной группы с шокирующим названием ЗАиБИ («За Анонимное и Бесплатное Искусство»).
Фильм «Шапито-шоу» уже с премьерного показа (на второй день XXXIII Московского международного кинофестиваля) стал сенсацией. Обласканная критиками картина была номинирована на множество премий и немалую часть из них получила: в 2011 году специальный приз жюри «Серебряный Георгий» XXXIII Московского международного кинофестиваля и гран-при «Золотая лоза» XX Открытого фестиваля кино «Киношок»; в 2012 году три номинации на премию «Золотой орёл» (из них одна победа — за лучшую работу звукорежиссёра) и пять номинаций на премию «Ника».
Кадр из фильма. Источник: yandex. net
Фильм состоит из двух частей: «Любовь и дружба» и «Уважение и сотрудничество». Внутри они также разбиты на четыре самостоятельные истории: «Любовь», «Дружба», «Уважение», «Сотрудничество». Каждая подчасть — отдельная самостоятельная новелла. Общим местом действия становится Крым, тут оказались люди со своими судьбами, взаимоотношениями и конфликтами. Если говорить о живописной составляющей, то сюжетные перипетии киноленты обрамлены крымскими пейзажами: видами гор, моря, дольменов, лесов. В этот великолепный ландшафт вписаны четыре яркие и далеко не курортные истории.
Фильм «Шапито-шоу». Источник: lenta.ru
Каждая часть картины — это как отдельный фильм со всеми традиционными композиционными приемами: завязка, кульминация и развязка. Но этот пазл не так прост, как может сначала показаться. Каждая история является фрагментом одной большой общей метаистории, в которой все действующие лица и их судьбы сходятся постепенно, ненавязчиво, предоставляя каждому герою свою «минуту славы». По ходу фильма сплетается тончайшая паутина из персонажей с их уродливым и одновременно прекрасным внутренним миром, где великолепный крымский ландшафт соседствует с балаганной курортной псевдоромантикой — на этом фоне бурлят неподдельные эмоции и порой даже шекспировские страсти.
Во всех частях присутствует мотив противоборства двух «миров». Так, в первой — закрытый, внутренний мир социально аутичного героя Алексея (Киберстранника) находится в оппозиции к реальному миру героини Веры. Во второй — глухой певец Лёша попадает в компанию физически полноценных ребят, но условия их «дружбы» совсем не устраивают его. В третьей новелле — классический конфликт отцов и детей. В четвертой сталкиваются мир идей героя, Сережи, и простой, человеческий — в лице двойника Виктора Цоя Ромы.
К началу большого приключения каждый персонаж сидит в футляре из комплексов и страхов — им комфортно находиться в атмосфере бездействия и жалости к самим себе. И не случайно в песне Веры поется: «Мы лишь две цифры в сети интернет». В их отношениях рушится посредничество виртуального мира, они встречаются вживую, и становятся «двумя цифрами» в мире реальном. По режиссерской задумке, персонажи метафорично погружаются в жестокий мир насекомых, в котором есть охотник и жертва. В фильме режиссер мастерски переигрывает эти роли в зависимости от ракурса камеры. Кто изначально был жертвой, впоследствии становится хищником.
Кадр из фильма. Источник: afisha.ru
Последняя четвертая новелла «Сотрудничество» является квинтэссенцией режиссерского взгляда на культуру и искусство: оригиналы больше не нужны, дорогу — симулякрам и эрзацам. В этом смысле весь фильм «Шапито-шоу» представляет собой эрзац- произведение: смешение разных мотивов и жанров, будь то мелодрама, вечное противоборство отцов и детей, творца и толпы — все эти бродячие сюжеты культуры соединились в одном плавильном постмодернистском котле. Потому персонажи фильма — эрзац-герои, которые разыгрывают истории из репертуара марионеточного театра. Характерно, что в конце каждой новеллы герой как бы выходит из роли и на балаганных подмостках начинает комментировать своего персонажа — совсем как эффект остранения у Брехта.
Фильм «Шапито-шоу». Источник: tiff. no
Из интервью с Сергеем Лобаном: «Если говорить о пространственно-временном решении, об этой повторяемости сцен, то наш фильм несколько похож на «Мистический поезд» Джармуша. А что касается эмоционального градуса, то был такой фильм Райана Джонсона «Кирпич» — детективная история про школьников, стилизованная под нуар. Но все, кто посмотрел картину, говорят, что она похожа на «Печальную балладу для трубы». Там, как и в нашем фильме ощущается постмодернистская игра с новой чувственностью, когда ирония и цинизм уже разрушили все, когда можно с нуля и совершенно честно говорить о любви, о дружбе, о подлинных ценностях».