цос эксперимент в каких регионах
SOS! Правительство внедряет ЦОС с возможностью перевода 14 регионов на дистанционное обучение
01.07.2020
Многие наши читатели хорошо помнят недавнее заявление президента России: «Любые рассуждения о том, что удаленное обучение полностью заменит очное образование – это провокация». Исходя из этой логики смело можно отнести к провокации новость о разработке проекта Постановления Правительства «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего, среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых». Равно как и многочисленные информационные «провокации» от СМИ – о том, что 1 сентября 2020 г. во многих школах обучение продолжится в удаленном онлайн-режиме. Но увы, эта «провокация» полностью соответствует планам форсайтщиков-глобалистов по уничтожению традиционной системы передачи знаний, и если данное Постановление будет принято – до реализации их планов по всей стране будет рукой подать.
Из документа, 26 июня выставленного для общественного обсуждения на правительственном портале нормативно-правовых актов (regulation.gov.ru/projects#departments=119&npa=105396), следует, что с 1 сентября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. образование с использованием ЦОС (дистанционных технологий) будет внедрено в 14 регионах: Астраханской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Сахалинской, Тюменской и Челябинской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, а также Пермском и Алтайском крае. Кроме школ, в проекте примут участие учреждения среднего и дополнительного профессионального образования. После апробации он будет распространен на всю страну.
Не глубоко погруженные в тему граждане, собственно, как и лоббисты дистанта, оправдывают внедрение электронной школы некими экстренными ситуациями вроде коронавирусной «самоизоляции». Но они совсем упускают из вида тот факт, что в начале июня с.г. в России уже был принят закон об обязательном введении безальтернативного дистанта в случае ЧС или «режима повышенной готовности» (каковой и принимался во всех регионах страны в связи с новым коронавирусом). Так зачем тогда внедрение ЦОС в масштабах всей страны? Ответ на этот вопрос станет понятен после анализа самого Постановления Правительства.
В пояснительной записке к нему говорится: «Эксперимент проводится с целью создания и апробации ЦОС и обеспечения возможности использования ЦОС на постоянной основе, на всей территории Российской Федерации». Очевидно, что возможность использования системы удаленного обучения на постоянной основе и по всей стране вводится Минпросветом для того, чтобы обязательно ей пользоваться, а не в качестве какой-то заначки на черный коронавирусный день. То есть нас всех, уважаемые родители, патриоты, граждане консервативных взглядов, ставят перед фактом – по всей России будет внедряться дистанционное обучение (пока – в школах и колледжах).
Конституционная обязанность государства по предоставлению каждому гражданину бесплатного общего образования в рамках целевой модели ЦОС трансформируется в одну из электронных госуслуг, которая будет числиться в списке личного кабинета на госуслугах и осуществляться после регистрации в ЕСИА, а в будущем – через готовящийся цифросектантами проект цифрового профиля гражданина:
«В рамках проведения эксперимента осуществляется интеграция платформы ЦОС в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ / … / в том числе с:
— федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
— единой системой идентификации и аутентификации, включая создаваемую инфраструктуру цифрового профиля».
Обязательным условием для получения данной электронной государственной услуги будет сдача всех персональных данных родителей и школьников в единую базу, разрешение их обновления в режиме онлайн (т.е. постоянной слежки за собой), в самом ближайшем будущем – согласие на получение своего «цифрового профиля» с личным номером-идентификатором в трансформированной России будущего. При этом ЦОС также интегрируется с «федеральной государственной информационной системой «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), включая подсистему «Информационный платежный шлюз Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)».
Вот это особенно интересно – объединение системы электронной школы с платежным шлюзом портала госуслуг при том, что среднее образование у нас бесплатное в рамках конституционных гарантий государства. Для чего же такие «инновации»? Очевидно, частные конторы – члены эксперимента ЦОС – будут вытягивать с участников нового образовательного процесса деньги за различные дополнительные услуги: все это, видимо, также ради нашего «комфорта и удобства».
Основное назначение проекта становится понятно из определения целевой модели ЦОС: «совокупность условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, / … / обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».
«В полном объеме и независимо от места нахождения» – то есть прямым текстом предусматривается возможность, чтобы дети никогда больше не увидели школьных парт – и цифросектанты из Минпросвета и иных ведомств обязательно ей воспользуются. Еще раз, если кто не понял – эксперимент предусматривает создание всего необходимого для полного перехода российских школ на дистант, в данном Постановлении нет ни слова о каких-либо временных, карантинных мерах и т.д. Электронное обучение намерены постепенно сделать обязательным (а еще чуть позже – основным), без упоминания о какой-либо альтернативе. Для этого будет разработана федеральная информационно-сервисная платформа (ГИС «Моя школа», отдельный сайт и социальная сеть), которая станет «всеобщей электронной партой».
При этом всем гражданам-потенциальным жертвам ЦОС очень важно знать, что обучающиеся и родители обучающихся (законные представители) участвуют в данном эксперименте на добровольной основе (п. «г» ч. 3 проекта Постановления). Наверняка цифровое обучение будет насаждаться региональными властями, руководством школ, а через них – учителями, в добровольно-принудительном порядке, как это было с весенним «коронавирусным» дистантом по всей России. 14 отобранных пилотных регионов должны были дать форсайтщикам во власти гарантии полной лояльности и исполнительности, так что борьба родителей за свои права не обещает быть легкой.
В ЦОС также вводится много новых участников процесса по сравнению с традиционным обучением, и здесь четко просматривается коммерческая составляющая. Ученики, их родители и педагогические работники именуются «участниками отношений в сфере образования ЦОС». Но наравне с ними появляются «поставщики контента и образовательных сервисов» – юридические лица и индивидуальные предприниматели, обладающие соответствующими правами на владение, пользование и распоряжение контентом и образовательными сервисами, включенные в реестр Минпросвета. Кроме того, к ЦОС могут подключаться «потребители контента и пользователи образовательных сервисов» – любые иные физические и юридические лица, использующие контент и образовательные сервисы в образовательных целях. Очевидно, что в процесс обучения в качестве производителей контента будут допущены не имеющие профильного образования частные разработчики различных игровых приложений и прочих «знаний в формате геймификации» – такой подход уже активно используется в проекте МЭШ (Московская электронная школа). Войти в ЦОС за деньги и приобрести там какой-либо сервис сможет каждый, таким образом вся система передачи знаний жестко коммерциализируется и наводняется профанами от педагогики. Как подобный подход скажется на общем уровне знаний детей и подростков – можно легко догадаться.
«Минпросвещения России устанавливает Порядок формирования реестра поставщиков контента и образовательных сервисов и обеспечивает формирование указанного реестра. Минпросвещения России определяет порядок модерации контента и порядок ревизии контента и образовательных сервисов, размещенных в платформе ЦОС».
Из составляющих ЦОС, кроме перечисленных выше, обращает на себя внимание следующий пункт: «цифровые видеотрансляции, в том числе позволяющие осуществлять в режиме реального времени мониторинг организации в образовательных организациях безопасного образовательного процесса».
Идем дальше и видим откровенное признание того, что ЦОС – это образовательный эксперимент над новым поколением с неизвестными последствиями: «Внедрение целевой модели ЦОС осуществляется Минпросвещения России, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, участниками ЦОС в рамках эксперимента».
Как ловко чиновники Минпросвета обошли внедрение ЦОС через отдельный законопроект! Такие полномочия у Правительства были заложены давно – благодаря ч. 2 ст. 20 ФЗ «Об образовании», согласно которой «экспериментальная деятельность направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ». Однако в нашей стране не перестает действовать п.2 ст. 21 Конституции: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам». К сожалению, цифросектанты у нас являются трансгуманистами, то есть выходят за пределы человеческой природы и чувств, так что все их новые цифрозаконы прямо названы экспериментальными, и нарушение наших конституционных прав их абсолютно не волнует.
«Предоставление данных участников ЦОС органам, организациям осуществляется с согласия участника ЦОС, подтверждаемого в том числе с использованием функционала федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Кроме того, в Положении Правительства о проведении образовательного эксперимента говорится об «автоматизированном предоставлении участникам ЦОС необходимых сведений о них в сфере образования, обмен которыми осуществляется между государственными органами и органами местного самоуправления с использованием реализованных запросов в рамках единой системы межведомственного взаимодействия».
Иными словами, все персональные данные участника ЦОС заносятся и обновляются в ЕСИА и на портале госуслуг. Без открытия учетной записи в этих ГИС невозможно будет пройти идентификацию в ЦОС, обучающимся, не достигшим 14 лет, будет специально создана учетная запись в ЕСИА, связанная с учеткой родителя. И далее в рамках системы межведомственного взаимодействия по запросам соответствующих органов личные данные объединяются со всеми известными сведениями об этом человеке в иных информационных системах, а также заносятся в утвержденный единый реестр населения, в грядущий цифровой профиль гражданина и Национальную систему управления данными (НСУД).
Более того, предусмотрено «представление в ЕСИА сведений об образовании в порядке, определяемом Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в процессе эксперимента», а также «обеспечение возможности использования и интеграции с платформой ЦОС единых региональных информационных систем и ресурсов в сфере образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах РФ, на территории которых проводится эксперимент».
Фактически интегрированные ЦОС, ЕСИА и портал госуслуг вместе с ГИС «Моя школа» совместно превращаются в куда более страшный аналог отбитого несколько лет назад благодаря усилиям родительской общественности «Контингента обучающихся» – единую базу данных, куда будут отправляться и постоянно обновляться все сведения о школьниках, их родителях, учителях. Причем перечень личной информации тут практически ничем не ограничен.
Перед финальными выводами в очередной раз разрушим конструкты различных лоббистов и адептов электронного обучения и заметим, что к данному Постановлению и проекту ЦОС цифросектанты во власти шли давно и последовательно. Их практика началась с внедрения Московской электронной школы (МЭШ) в качестве пилотного проекта в 2016 г. в шести образовательных учреждениях Москвы (хотя ее отдельные элементы в виде дневников-журналов, push-уведомлений родителям и т.д. стали использовать уже с 2010 г.). В сентябре 2017 г. МЭШ распространили на 608 учреждений, а с 2018 г. (убедившись, что большинство столичных родителей не подкованы в правовом плане и принимают любые «инновационные» эксперименты над своими чадами) – на все школы Москвы.
МЭШ включает в себя аппаратную и программную части. Первая – это интерактивная школьная доска, постоянный доступ к Wi-Fi, ноутбук, планшет учителя, сервер в школе, структурированные кабельные сети и т.д. А вторая – это обеспечение сетевого доступа для работы с контентом, загрузки учебных материалов, демонстрация и модерирование их на уроке, а также наличие электронной библиотеки с материалами. Каждый урок должен быть подготовлен учителем в электронном виде, и, под видом избавления учителей от рутинной работы, вводится также автоматизированная проверка письменных работ, при которой проводить срез знаний с автоматическим выставлением оценки в электронный журнал должен компьютер. Учитель же должен постепенно трансформироваться в «тьютора-навигатора, который будет направлять и ориентировать детей в цифровом образовательном пространстве».
Показательно, что когда проект только стали внедрять, родителям не разъяснили его конечные цели и задачи. Никто не говорил, что со временем наши дети должны будут пересесть из школьных аудиторий в собственные квартиры, а живое общение и учителей им заменит экран монитора и автоматическая проверка знаний, полученных посредством записанных заранее онлайн-лекций.
Параллельно с МЭШ Минобрнауки начало разработку «Современной цифровой образовательной среды» (СЦОС) – приоритетного проекта в области образования (далее используем информацию с официального ресурса проекта – neorusedu.ru). Его целью является «качественное и доступное онлайн-обучение граждан страны с помощью цифровых технологий». Проще говоря – это база для перевода всей страны на удаленное электронное обучение.
Согласно паспорту проекта «Цифровая школа», к декабрю 2020 г. планировалось внедрить «цифровые учебно-методические комплексы» по 11 предметам, а также по 40 дисциплинам дополнительного и профильного образования в основной и старшей школе. Эти комплексы должны «частично или полностью» заменить традиционные бумажные учебники, как признавали в министерстве. У учеников же должны появиться «сертифицированные в установленном порядке устройства персонального доступа», дети смогут дистанционно участвовать в уроке при нетяжелом заболевании. Тут же пояснялось, что проект направлен на создание индивидуальных траекторий обучения, а по итогам окончания школы выпускники должны использовать для поступления в средние и высшие учебные заведения цифровые образовательные портфолио.
Наконец, на смену СЦОС и «Цифровой школе» (паспорт проекта которой так и не был официально принят Правительством) приходит федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) в рамках нацпроекта «Образование» на 2019-2024 гг., утвержденный 24 декабря 2018 года (финансирование проекта – 79,8 млрд. рублей). В рамках именно этого проекта и подготовлено анализируемое нами Постановление.
Вот как поясняют ее суть создатели официального сайта нацпроекта «Образование»:
«Целевая модель цифровой образовательной среды – так мы называем единое цифровое пространство для всех участников образовательного процесса. Она позволяет создать профили «цифровых компетенций» для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала (узнаете этот эзопов язык? Цифровые компетенции вместо реальных знаний и личное пожизненное досье на каждого ученика – вот задача форсайтщиков – прим. «Катюши»). Также на базе этой среды можно создавать индивидуальные учебные планы и реализовывать их (вот они – персональные траектории развития! – прим. «Катюши»). С ее помощью будет обеспечена оптимизация деятельности образовательных учебных организаций (оптимизация – это на их языке означает ликвидацию «нерентабельных» и «неэффективных» образовательных учреждений и перевод всех учеников на дистант – прим. «Катюши»), автоматизация отчетности образовательных организаций».
Насаждаться эта автоматическая система ручного электронного управления (по сути, программирования всех участников образовательного процесса под задачи глобалистов) явно будет жесткими командно-административными методами – уж больно много оказывается несогласных родителей, ученых консервативных взглядов и т.д. Для внедрения целевой модели ЦОС во всех школах планируется разработать и реализовать во всех субъектах РФ программу профессиональной переподготовки руководителей образовательных организаций и всех региональных чиновников, отвечающих за образование.
Основной целью федерального проекта ЦОС заявлено «создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней». При этом будет создан некий Центр цифровой трансформации образования (по аналогии с цифровой трансформацией всего государства в рамках главной доктрины форсайтщиков – «цифровой экономики»), на базе которого будут обучаться управленческие команды для субъектов РФ. Обращает на себя внимание крайне неудачная попытка охарактеризовать основную цель ЦОС как «создание той же самой ЦОС». За этим маслом масляным на самом деле снова максимально размываются и скрываются истинные задачи ее адептов – хотя они нам давно понятны.
Полностью проигнорировав мнение родителей, их просто ставят перед фактом: эксперимент по старту ЦОС в 14 регионах не предполагает никакой альтернативы в виде сохранения традиционной школы для основной части обучающихся. В нем также не сказано, как будет организовано обучение для нежелающих сдавать персональные данные и входить в государственные электронные системы для получения «образовательной услуги». Тем самым введение ЦОС лишает людей права выбора формы предоставления государственных услуг в сфере образования (если не будет соблюдаться гарантированная в проекте Постановления добровольность участия в эксперименте – прим. «Катюши»), что грубо нарушает п. 3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в соответствии с которым получение государственных и муниципальных услуг в различных формах «осуществляется по выбору заявителя», то есть гражданин выбирает сам форму получения государственной услуги, при этом электронная форма является дополнительной, а не базовой.
Кроме того, в ФЗ «Об образовании» не существует такой формы обучения, как «электронная школа» или «онлайн-занятия», а сам выбор формы обучения остается за родителями. Так что любые манипуляции цифролоббистов с подменой ЦОС очных занятий в школах являются незаконными. В данном Постановлении также заложена явная дискриминация прав граждан, отказывающихся от автоматизированной обработки персональных данных, по сравнению с другими гражданами РФ. То есть грубо нарушается равноправие граждан при получении образования (если не будет соблюдаться гарантированная в проекте Постановления добровольность участия в эксперименте – прим. «Катюши»), гарантированное Конституцией.
Согласно пункту 3 статьи 13 №152-ФЗ «О персональных данных», «права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных».
То же касается и истребования обязательного согласия на введение электронных карт в образовании, электронного журнала, электронного дневника, биометрического или электронного контроля посещения школы – все это является добровольным волеизъявлением каждого человека. Никто не в праве навязывать использование электронных услуг в безальтернативной форме под угрозой отказа в дошкольном и общем образовании. Однако ранее экс-министр Васильева заявляла, что все делопроизводство в школах будет переведено в электронный вид. Тем самым министр противозаконно проигнорировала ту часть граждан, которые выступают против автоматизированной обработки персональных данных и требуют оказания госуслуг в традиционной форме, на что имеют полное законное право в соответствии с 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Цос эксперимент в каких регионах
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды»
В соответствии со статьей 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды.
3. Согласиться с предложением Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации об определении организации, являющейся единым национальным оператором инфраструктуры электронного правительства, оператором информационно-коммуникационной образовательной платформы, используемой в целях проведения эксперимента, на безвозмездной основе.
4. Министерству просвещения Российской Федерации:
а) в течение 10 дней со дня вступления в силу настоящего постановления разработать и утвердить порядок отбора субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент;
б) в течение одного месяца со дня вступления в силу настоящего постановления:
по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий («дорожную карту») по проведению эксперимента;
в соответствии с утвержденным порядком отбора субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент, определить субъекты Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент.
5. Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент:
а) в течение 2 месяцев со дня начала эксперимента заключить с Министерством просвещения Российской Федерации соглашения о взаимодействии в рамках эксперимента;
б) в течение 3 месяцев со дня начала эксперимента по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации разработать и утвердить планы мероприятий («дорожные карты») по проведению эксперимента.
6. Установить, что проведение эксперимента Министерством просвещения Российской Федерации и Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации осуществляется в пределах установленной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующим федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 декабря 2020 г. N 2040
Положение
о проведении на территории отдельных субъектов Российской Федерации эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды
2. Участниками эксперимента являются:
Министерство просвещения Российской Федерации;
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент (на добровольной основе);
органы местного самоуправления субъектов Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент (на добровольной основе);
учащиеся, родители (законные представители) учащихся, педагогические работники, государственные и муниципальные общеобразовательные организации, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования, поставщики цифрового образовательного контента и образовательных сервисов (на добровольной основе);
оператор информационно-коммуникационной образовательной платформы (на добровольной основе).
3. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
4. Целями эксперимента являются обеспечение в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» модернизации и развития системы начального общего, основного общего и среднего общего образования на территории отдельных субъектов Российской Федерации и обеспечение возможности дальнейшего внедрения и использования цифровой образовательной среды на постоянной основе на всей территории Российской Федерации, в том числе в рамках модернизации и развития системы образования Российской Федерации в целом. В рамках эксперимента цифровая образовательная среда внедряется в качестве дополнительного механизма реализации образовательной деятельности, который должен обеспечить равные условия качественного образования учащихся вне зависимости от места их проживания посредством предоставления участникам образовательных отношений доступа к платформе цифровой образовательной среды, формирования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации универсальных способов организации образовательной деятельности с использованием цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, а также иных объектов, необходимых для организации деятельности в цифровой образовательной среде.
5. Задачами эксперимента являются:
а) создание, ввод в эксплуатацию, развитие и эксплуатация информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, входящих в состав платформы цифровой образовательной среды;
б) апробация функциональных возможностей платформы цифровой образовательной среды;
в) формирование и обеспечение функционирования информационно-коммуникационной образовательной платформы;
г) оснащение государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент, материально-технической базой и информационно-телекоммуникационной и технологической инфраструктурой и поддержка их функционирования, включая:
обеспечение указанных организаций высокоскоростным доступом к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
оснащение указанных организаций в соответствии с порядком, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в соответствии со стандартом, утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
создание и (или) модернизация в указанных организациях структурированных кабельных систем, локальных вычислительных сетей;
организацию видеоконференц-связи в помещениях указанных организаций, с использованием которой обеспечивается в том числе трансляция изображения и звука образовательной деятельности;
оснащение указанных организаций иным оборудованием, обеспечивающим бесперебойность функционирования в их помещениях информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
е) апробация технологий и решений, указанных в подпункте «д» настоящего пункта;
ж) формирование и апробация форм и условий информационно-технологического взаимодействия участников эксперимента при апробации платформы цифровой образовательной среды;
з) обеспечение возможности реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения и применением единого портала, информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации и информационно-коммуникационной образовательной платформы;
и) обеспечение возможности использования и интеграции (взаимодействия) с платформой цифровой образовательной среды единых региональных информационных систем и ресурсов в сфере образования в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент.
6. В целях проведения эксперимента Министерство просвещения Российской Федерации:
а) в течение 30 дней с даты начала эксперимента по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
определяет детализированный состав платформы цифровой образовательной среды;
утверждает перечни реестров, содержащих данные об участниках образовательных отношений, порядок их ведения и состав содержащихся в них данных;
утверждает требования к информационно-коммуникационной образовательной платформе;
б) в течение 2 месяцев с даты начала эксперимента:
обеспечивает заключение соглашений о взаимодействии в рамках эксперимента с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
определяет по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и при участии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и предоставляет Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации требования к составу данных участников образовательных отношений, которые будут обрабатываться с использованием единой системы идентификации и аутентификации, единого портала, информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации, информационно-коммуникационной образовательной платформы, и обеспечивает возможность передачи таких данных, в том числе посредством интеграции (взаимодействия) необходимых информационных систем с единой системой идентификации и аутентификации и единым порталом;
определяет перечень мероприятий по профессиональному развитию руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций и специалистов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования;
в) в течение 3 месяцев с даты начала эксперимента формирует и утверждает:
требования к функциональным, техническим характеристикам и параметрам единиц цифрового образовательного контента, к образовательным сервисам;
порядок формирования и ведения реестра поставщиков контента и образовательных сервисов (по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации);
критерии и порядок проведения экспертизы цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, предлагаемых поставщиками контента и образовательных сервисов в рамках цифровой образовательной среды;
требования к поставщикам контента и образовательных сервисов и порядок предоставления цифрового образовательного контента и образовательных сервисов;
формы и условия информационно-технологического взаимодействия участников эксперимента при апробации платформы цифровой образовательной среды и информационно-коммуникационной образовательной платформы (по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации);
стандарты оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением в рамках проведения эксперимента (по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации);
г) в течение 9 месяцев с даты начала эксперимента совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации формирует перечень образовательных услуг, ресурсов и сервисов, предоставляемых с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения для, обеспечения возможности их предоставления с использованием единого портала;
д) в течение 12 месяцев с даты начала эксперимента по согласованию с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
обеспечивает создание и ввод в эксплуатацию информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации для обеспечения возможности формирования реестров, содержащих данные и достижения участников образовательных отношений, и для предоставления поставщикам контента и образовательных сервисов возможности формирования единицы цифрового образовательного контента, загрузки и прохождения экспертизы цифрового образовательного контента и образовательных сервисов, их хранения и актуализации;
утверждает требования к интеграции информационно-коммуникационной образовательной платформы и элементов открытой информационно-образовательной среды «Российская электронная школа» с информационной системой Министерства просвещения Российской Федерации;
е) с даты реализации мероприятий, указанных в подпункте «в» настоящего пункта, осуществляет формирование и ведение реестра поставщиков цифрового образовательного контента и образовательных сервисов;
ж) не позднее одного месяца с даты создания информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации обеспечивает возможность ее взаимодействия с информационно-коммуникационной образовательной платформой;
и) на протяжении эксперимента обеспечивает приобретение цифрового образовательного контента и образовательных сервисов у поставщиков контента и образовательных сервисов, организует размещение цифрового образовательного контента на платформе цифровой образовательной среды;
к) обеспечивает проведение оценки хода и промежуточных результатов эксперимента и представление соответствующих докладов в Правительство Российской Федерации начиная с 1 апреля 2020 г. (в дальнейшем один раз в полгода);
л) не позднее 2 месяцев с даты завершения эксперимента проводит оценку его результатов и представляет соответствующий доклад в Правительство Российской Федерации.
7. Министерство просвещения Российской Федерации вправе определить из числа подведомственных ему государственных учреждений государственное автономное учреждение, которое будет осуществлять функции организационной и информационно-методической поддержки проведения эксперимента, а также поддержку реализации иных полномочий Министерства просвещения Российской Федерации в рамках эксперимента.
8. Для проведения эксперимента Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации:
а) в течение 3 месяцев с даты начала эксперимента обеспечивает возможность взаимодействия единого портала и единой системы идентификации и аутентификации с информационно-коммуникационной образовательной платформой;
б) в течение 4 месяцев с даты начала эксперимента и на основании требований к составу данных участников образовательных отношений, определенных Министерством просвещения Российской Федерации, формирует состав таких данных;
в) в течение 6 месяцев с даты начала эксперимента обеспечивает утверждение по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации требований к развитию единого портала и единой системы идентификации и аутентификации, включая требования к интеграции (взаимодействию) данных информационных систем с федеральной информационной системой «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении», федеральной информационной системой обеспечения проведения государственной итоговой аттестации учащихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования, иными информационными системами, используемыми в ходе эксперимента, и обеспечивает развитие единого портала и единой системы идентификации и аутентификации в порядке и сроки, которые установлены указанными требованиями;
г) в течение 12 месяцев с даты начала эксперимента обеспечивает:
разработку раздела «Мое образование» на едином портале в качестве сервиса «одно окно», обеспечивающего предоставление учащимся, родителям (законным представителям) учащихся доступа к цифровым образовательным ресурсам и сервисам и возможность получения образовательных услуг с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения посредством взаимодействия единого портала с информационными системами, входящими в состав платформы цифровой образовательной среды;
возможность предоставления на едином портале образовательных услуг, ресурсов и сервисов с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения согласно перечню образовательных услуг, ресурсов и сервисов, сформированному Министерством просвещения Российской Федерации совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
д) обеспечивает возможность ведения Министерством просвещения Российской Федерации реестра поставщиков цифрового образовательного контента и образовательных сервисов в единой системе нормативной справочной информации;
е) обеспечивает защиту данных участников образовательных отношений в единой системе идентификации и аутентификации и едином портале в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. Для проведения эксперимента оператор информационно-коммуникационной образовательной платформы по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации безвозмездно обеспечивает:
создание и поддержку функционирования информационно-коммуникационной образовательной платформы;
подключение информационно-коммуникационной образовательной платформы к единой системе идентификации и аутентификации и единому порталу в соответствии с установленными требованиями;
идентификацию и аутентификацию участников образовательных отношений при использовании информационно-коммуникационной образовательной платформы, в том числе с использованием единой системы идентификации и аутентификации;
создание в рамках информационно-коммуникационной образовательной платформы групповых и индивидуальных образовательных видеоконференций, чатов и иных вариантов коммуникации;
проведение с использованием информационно-коммуникационной образовательной платформы онлайн-трансляций учебных занятий с возможностью массовых просмотров и комментирования;
создание в информационно-коммуникационной образовательной платформе отдельных сообществ школ, классов по интересам, в том числе групп, сформированных из педагогических работников и учащихся в секциях и кружках, а также групп по интересам учащихся и сообществ педагогических работников.
10. Участники образовательных отношений принимают участие в эксперименте по апробации платформы цифровой образовательной среды посредством использования возможностей единого портала, единой системы идентификации и аутентификации, информационной системы Министерства просвещения Российской Федерации и информационно-коммуникационной образовательной платформы.
11. Поставщики контента и образовательных сервисов обеспечивают разработку и предоставление цифрового образовательного контента и образовательных сервисов в соответствии с требованиями к цифровому образовательному контенту, определяемыми Министерством просвещения Российской Федерации.
12. Платформа цифровой образовательной среды в части работы с цифровым образовательным контентом на основании требований Министерства просвещения Российской Федерации должна обеспечивать:
поиск и просмотр необходимого цифрового образовательного контента, определяемого с учетом интересов участников образовательных отношений;
передачу сведений об использовании цифрового образовательного контента в государственные и муниципальные общеобразовательные организации;
загрузку цифрового образовательного контента на устройства воспроизведения цифрового образовательного контента, включая ноутбуки, планшетные компьютеры участников образовательных отношений в зависимости от типа цифрового образовательного контента и разрешения правообладателя цифрового образовательного контента.
13. Платформа цифровой образовательной среды в части организации образовательной деятельности на основании требований Министерства просвещения Российской Федерации должна обеспечивать:
проведение учебных занятий в группах с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с использованием информационно-коммуникационной образовательной платформы;
проведение диагностики образовательных достижений обучающихся в целях осуществления текущего контроля знаний и промежуточной аттестации (в том числе с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий).
14. При проведении эксперимента информационно-технологическое взаимодействие платформы цифровой образовательной среды с государственными и иными информационными системами обеспечивается посредством использования этими системами единого портала, единой системы идентификации и аутентификации, единой системы нормативной справочной информации и единой системы межведомственного взаимодействия.
15. В рамках проведения эксперимента информационное взаимодействие информационных систем платформы цифровой образовательной среды осуществляется с использованием защищенной сети передачи данных с учетом требований законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации.
16. Информация, содержащаяся на платформе цифровой образовательной среды, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и защите информации.
17. Обработка и использование персональных данных субъектов персональных данных в рамках эксперимента осуществляются для реализации целей и задач эксперимента при условии соблюдения требований о защите персональных данных, установленных Федеральным законом «О персональных данных», после получения согласия на такую обработку субъекта персональных данных или без его согласия в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
18. Создание, ввод в эксплуатацию, эксплуатация информационных систем, входящих в состав платформы цифровой образовательной среды, осуществляются в том числе с учетом требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676 «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации».
Обзор документа
С 10 декабря 2020 г. по 31 декабря 2022 г. проведут эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды.
В частности, создадут информационно-коммуникационные образовательные платформы на базе наиболее популярных российских соцсетей. Будут использовать информационные ресурсы открытой информационно-образовательной среды «Российская электронная школа».