За что могут понизить в должности машиниста электровоза
И законно ли понижение в должности?
Я работаю машинистом. Нарушил п 100. птэ.отключение АПК под красный. Меня переводят помощником тепловоза по 7 разряду. Лишили премии 100%. Забрали зелёный талон по безопасности. Законно ли это? Несколько наказаний. И законно ли понижение в должности?
Похожие вопросы
Получил диплом о среднем профессиональном образовании помощник машиниста тепловоза, помощник машиниста электровоза, слесарь по ремонту подвижного состава 3 разряда, при устройстве на работу помощником машиниста тепловоза требуют свидетельство помощника машиниста тепловоза правомерно ли это?
Помогите пожалуйста. Работаю машинистом локомотива, на основании перечня изменений штатного расписания. Моя должность машинист тепловоза 11 разряда (пассажирское и грузовое движение) исключена из шатки, и предлагают перейти в машинисты 9 разряда (маневровая работа) или сокращение. У меня вопрос: если я соглашаюсь на 9 разряд, могут ли меня заставить работать по 11 разряду (доплачивая как положено по ТК) если я против? И хочу выполнять работу соответственно 9 разряду?
С уважением, Дмитрий!
Призывался на службу в армию и после службы в СА вернулся на тоже предприятие.
Специалист по охране труда хочет забрать зеленый талон и лишить 100% премии.
Помогите пожалуйста. Работаю машинистом локомотива, на основании перечня изменений штатного расписания. Моя должность машинист тепловоза 11 разряда (пассажирское и грузовое движение) исключена из шатки, и предлагают перейти в машинисты 9 разряда (маневровая работа) или сокращение. У меня вопрос: если я соглашаюсь на 9 разряд, могут ли меня заставить работать по 11 разряду (как и раньше, доплачивая как положено по ТК) если я против? И хочу выполнять работу соответственно 9 разряду (но по 9 разряду штат машинистов говорят что укомплектован)?
С уважением, Дмитрий!
Работаю машинистом по 10 разряду, заставляют под угрозой сокращения переходить на 9 разряд, по при этом работу по 9 разряду не предлагают, но остальные три бригады на нашем тепловозе не трогают и работают по 10 разряду, получается трогают только меня, т к надо сократить 10 человек по 10 разряду. У меня стаж машиниста 25 лет, я старший машинист, имею награды и мне 47 лет, остальные из бригады все молодые и мало опытные. Подскажите как грамотно послать работодателя и спокойно работать.
Мой сын проработал в должности помощника машиниста и машиниста тепловоза 13 лет. При прохождении очередной медкомиссии его признали негодным в связи с понижением слуха. Заключение врачебно-экспертной комиссии в Москве: понижение слуха в следствии перенесенного заболевания ОРЗ. Он не обращался ни разу по этому поводу к врачу. Вредные факторы по этой профессии: шум, вибрация. Считаю, что это профзаболевание. Как это доказать?
Суд: лишенному водительских прав работнику нельзя управлять локомотивом
macor / Depositphotos.com |
Интересный трудовой спор был разобран в обзоре Пермского краевого суда. Работник, трудившийся машинистом тепловоза, за управление своим личным автомобилем в нерабочее время был лишен прав. А вслед за этим и уволен по п. 9 части первой ст. 83 Трудового кодекса (в связи с лишением работника специального права, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору) (Обзор Апелляционной и кассационной практики Пермского краевого суда по гражданским и административным делам за второе полугодие 2019 года).
Работник счел такие действия работодателя незаконными. Он ссылался на то, что машинист вправе управлять локомотивом на основании соответствующего свидетельства. Лишение его как водителя автомобиля водительских прав не означает и не влечет автоматического лишения его свидетельства на право управления локомотивом.
Суд первой инстанции поддержал позицию работника. Однако соответствующее решение было отменено в порядке апелляции. Пермский краевой суд отметил, что работник признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.8 КоАП и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Профессия «машинист тепловоза» также включена в Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.
Основываясь на приведенных нормах, судьи пришли к заключению о том, что лишение работника права на управления транспортными средствами исключило возможность сохранения с ним трудового договора по должности машиниста тепловоза.
РЖД без суда и следствия. Увольнения, взыскания, переаттестации — юридический ликбез vgudok.com для сотрудников холдинга
К сожалению, в современном ОАО «РЖД» актуальность борьбы работника за свои права не утрачена. Профсоюз, чьей основной функцией является защита трудовых прав своих членов, занят совсем другим. Наши читатели-железнодорожники, являющиеся отличными специалистами в своих областях, зачастую оказываются беззащитны в ситуациях, попадать в которые они вовсе не рассчитывали. Накануне Первомая проводим небольшой юридический ликбез по конфликтным ситуациям, в которых могут оказаться стороны трудового договора. «Вырежьте и сохраните», как писали в советских газетах.
Взыскание
Ст. 192 ТК РФ: «За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
3) увольнение по соответствующим основаниям».
Внимательно прочтите формулировку: «за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей». Иной раз взыскание работодатель готов объявить за что угодно, что расходится с его представлением об обязанностях работника, поэтому сверьтесь с вашей должностной инструкцией, а должны ли вы были делать то, в неисполнении чего вас обвиняют? Нет? Тогда смело в комиссию по трудовым спорам или сразу в суд. В формулировке кроется ещё один повод оспорить взыскание. Ст. 68 ТК РФ говорит о том, что «При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором».
Если вас с вашими обязанностями под роспись не ознакомили — смело в суд: с вас требуют то, чего вам не поручали.
Многие кадровики практикуют такой способ «ознакомления»: вам предлагают подписать листок, на котором перечислены нормативные документы. Если вы его подписывали, то «по неознакомлению» вы взыскание не оспорите. Перед подписанием такого листка обязательно требуйте все указанные в нём документы и время на их изучение.
Ещё один важный момент — процедура применения взысканий. Она урегулирована ст. 193 ТК РФ: «До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт». Если объяснения с вас никто не требовал, а взыскание объявлено — в суд. Тянуть с объяснением смысла нет, но если вы всё же протянули, ничего не написали, и вам объявили взыскание — потребуйте указанный в документе акт. Акта нет или его кинулись писать при вас — берите свидетелей и в суд.
Срок, в течение которого должно быть применено дисциплинарное взыскание, — месяц со дня обнаружения проступка, не считая отпусков-больничных. Если вы член профсоюза, то он должен предоставить своё мотивированное мнение. Срок пропущен, в отпуске или на больничном вы не были — вы уже знаете, куда обращаться. В суд.
Депремирование (полное или частичное)
Условия начисления премии на каждом предприятии свои, но в общих чертах они схожи. Случаи, при которых премия может быть не начислена или начислена не полностью, должны быть прописаны в Положении о премировании. Здесь мы вас расстроим: в большинстве случаев формулировки настолько обтекаемы, что придраться не к чему.
Но на всякий случай, конечно же, взгляните на них повнимательнее.
В связи с депремированием очень часто звучит вопрос: «Мне объявили выговор, и ещё лишили премии, получается, за одно и то же наказали два раза». Такая логика не верна. Понятия «наказание» российское трудовое право не знает, а взыскание вы получили одно: выговор. Если вам объявили взыскание, то премию вам не начислят, скорее всего, согласно Положению о премировании, в котором начисление премии поставлено в зависимость от отсутствия в отчётном периоде взысканий.
Перевод на нижеоплачиваемую должность
В качестве реакции работодателя на нарушение, допущенное работником, такой перевод очень часто практикуется в локомотивных или моторвагонных депо: машиниста «снимают» в помощники. В кабинете зама по эксплуатации собираются инструктора, зам по кадрам, и начинается обработка: «Пиши в помощники, так будет лучше, потом восстановим, а не напишешь — снимем приказом навечно или вообще найдём, за что уволить». Как правило, «начальники» весьма агрессивны, а работник чувствует себя загнанным в угол. Спешим успокоить: приказом они вас не снимут, а если снимут, то по решению суда восстановят, да ещё и разницу в зарплате выплатят.
Такого взыскания, как вы уже знаете, не существует. Другой вопрос, что в случае отказа за вами будет установлен жесточайший контроль. Каждая «десятка» давления по расшифровке, каждая расстёгнутая на жилетке пуговица, каждая непроставленная в инструктаже подпись будет играть против вас.
Всё сказанное относится к работникам любых других специальностей. ДСа нельзя «снять» в ДСП, мастера пути в бригадиры, а бригадира в монтёры пути, и т.д.
Возмещение ущерба, причинённого работодателю
Ст. 238 ТК РФ: «Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат».
Если случилось так, что вашими действиями нанесён ущерб имуществу работодателя, то с вероятностью 146% вам предложат написать заявление о возмещении его стоимости. Например, если вы машинист грузового локомотива и накатали ползунов, то на вас, скорее всего, попробуют «повесить» стоимость обточки. Если вы электромеханик контактной сети и после вашей работы произошёл обрыв контактного провода или излом токоприёмника, то ждите предложения возместить ущерб.
Писать или нет — дело ваше. Напишете — администрация на ваше «прошу удержать» не посмеет ответить отказом.
Не напишете — согласно ст. 241 ТК РФ «За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами». Для того, чтобы удержать этот «средний», никаких ваших заявлений не требуется.
Всё это применимо лишь в тех случаях, если в вашем трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему не указана ваша полная материальная ответственность. Однако и здесь не всё потеряно: такое соглашение суд может счесть ничтожным в случае, если из сути ваших должностных обязанностей полная материальная ответственность не следует.
Отказываясь писать заявление о полном возмещении ущерба, не забудьте посоветовать работодателю обратиться с этим же вопросом в суд. Этим самым судом, кстати, чаще всего пугает сам работодатель: «Да зачем тебе это надо, ты же сам знаешь, что виноват, напиши и дело с концом». Для того, чтобы вынести решение о возмещении вами ущерба, суд должен будет установить (помимо прочего) ваш прямой или косвенный умысел, самонадеянность или небрежность. Если ничего этого нет, то и бояться вам нечего.
Увольнение по соглашению сторон
Один из самых изуверских способов администрации воспользоваться правовой неграмотностью работника. Когда конфликт достигает апогея и работник в пылу эмоций готов хлопнуть дверью, «заботливый» кадровик тут как тут: «Я тебя понимаю, да и две недели отрабатывать ты точно не захочешь. Пиши «по соглашению сторон» и прямо сейчас разойдёмся миром».
Для большинства неискушённых в правовых вопросах работников формулировки «по соглашению сторон» и «по собственному желанию» имеют одинаковый смысл. Однако разница между ними огромная. «Собственное желание», когда вы остынете от эмоций, можно оспорить в суде, доказав, что вас вынудили к такому заявлению. «Соглашение сторон» — своеобразный договор между двумя сторонами. Если обе стороны не намерены изменять своё решение, то и поводов для его отмены нет.
Официально: «Аннулирование договоренности относительно срока и основания увольнения возможно лишь при взаимном согласии работодателя и работника» (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 (ред. от 24.11.2015) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», ст. 20. Таким образом, «соглашение сторон» практически невозможно оспорить в суде.
Что же касается двухнедельной отработки перед увольнением «по собственному», то «По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении» (ст. 80 ТК РФ «Расторжение трудового договора по инициативе работника по собственному желанию»).
Аттестация
К сожалению, банальный экзамен попал в наш перечень воздействия на работника. Это инструмент, целью которого является «проверка знания Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и нормативных актов ОАО «РЖД», регулирующих вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта» (Положение, утверждённое распоряжением ОАО «РЖД» от 17.01.2015г. №66р, ст. 2). Распространяется на работников, связанных с движением поездов и маневровой работой.
Аттестация проводится «вживую» комиссией, поэтому для субъективного подхода созданы все условия.
Пункт 5 статьи 15 указанного Положения предусматривает, что внеочередная аттестация проводится по основанию «нарушение безопасности движения вследствие несоблюдения требований нормативных актов». Именно непрохождение внеочередной аттестации может послужить в дальнейшем поводом для объявления взыскания с подведением к расторжению трудового договора по инициативе администрации.
В большинстве случаев разрешить конфликт сторон трудового договора миром не получается. На помощь работнику должны прийти комиссии по трудовым спорам (КТС) на предприятии, Государственная инспекция труда, суд. Пробежимся пунктиром по этим органам.
Комиссия по трудовым спорам
За редким исключением «филиал» администрации. Несмотря на то, что представителей администрации и работников в составе КТС поровну, на сторону работников в большинстве случаев попадают лишь преданные работодателю представители. Результат голосования очень предсказуем. Не тратьте время.
Государственная инспекция труда
Некоторые работники, схлестнувшиеся с работодателем, не решаются сразу идти в суд, предпочитая начать с Гострудинспекции. Как показывает практика, это пустая трата времени. В наших материалах о конфликтах сторон трудового договора немало примеров, когда предписания Инспекции игнорируются руководителями предприятий.
Красивые слова из Положения об Инспекции остаются лишь словами. Мы не можем судить, достаточно ли у государственного органа полномочий для принуждения работодателя к исполнению своих решений, либо причина игнорирования предписаний иная. В любом случае, если решитесь бороться — идите сразу в суд.
В большинстве случаев суд встаёт на сторону работника, но составить исковое заявление без квалифицированной помощи вряд ли получится. Если решение суда будет в вашу пользу, работодатель его исполнит, однако чувства восстановленной справедливости вы сполна не испытаете. Все выплаты будут сделаны не из кармана руководителей-беспредельщиков, а со счёта предприятия того уровня, где этот счёт есть.
Если суд оштрафует работодателя, то личный карман руководителя не пострадает.
Взысканий от своего работодателя ваш руководитель тоже не получит: в сложившейся иерархии РЖД такой практики нет.
У автора статьи был случай, когда разоткровенничавшийся руководитель предприятия в структуре ОАО «РЖД» сказал буквально следующее: «Мне пофигу на все эти суды. Присудят — выплатим, не свои же. Менять мы всё равно ничего не будем, пусть подают в суд и дальше».
P. S. Этот материал — не инструкция для нерадивых работников, как увильнуть от ответственности, и не подсказка работодателю о подводных камнях в правоприменительной практике. Мы ни за тех, ни за других. Мы за закон и его неукоснительное соблюдение.
И ещё: не забывайте о том, что лучший друг администрации, вставшей на путь беспредела, — тишина. Чем больше молчит работник, тем бОльшую вседозволенность чувствует работодатель. Пишите нам на редпочту editor@vgudok.com и наши страницы в социальных сетях, а мы постараемся сделать так, чтобы о «подвигах» работодателя узнало как можно больше железнодорожников. Естественно, гарантируя вам анонимность.
P. P. S. Дорогие господа из Роспрофжел! Извините, что мы за вас вашу работу делаем. Так уж получилось, что пишут люди не вам, а нам.
Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT, лучший фото- и видеоконтент на нашей странице в Instagram
Я работал машинистом электровоза меня понижают в должности до помощника тепловоза
Я работал машинистом электровоза меня понижают в должности до помощника тепловоза но у меня нет образования помощника тепловоза. Правомерно ли это?
Ответы на вопрос:
Похожие вопросы
Получил диплом о среднем профессиональном образовании помощник машиниста тепловоза, помощник машиниста электровоза, слесарь по ремонту подвижного состава 3 разряда, при устройстве на работу помощником машиниста тепловоза требуют свидетельство помощника машиниста тепловоза правомерно ли это?
Устроился и писал заявление на помощника машиниста электровоза, прошёл дублерские на помощника машиниста, везде в бумагах стоит машиниста электровоза. Заставляют пройти медкомиссию на помощника тепловоза, и пройти дублерские на помощника машиниста тепловоза. Вправе я отказать в этой должности? Если нет желания работать.
Призывался на службу в армию и после службы в СА вернулся на тоже предприятие.
Работаю машинистом тепловоза (без класса квалификации), имею двое прав управления (тепловоз и электровоз). Положена ли мне доплата за неиспользуемые права машиниста электровоза?
Комиссия пройдена на помощника машиниста электровоза, на тепловозе помощником машиниста работать можно.
Может ли начальник эксплуатационного депо перевести помощника машиниста электровоза в помощники машиниста тепловоза, если он отработал в электровозах 9 лет?
Работаю машинистом электровоза в ОАО РЖД есть права управления машиниста электровоза есть диплом помощника машиниста электровоза могу ли я работать помощником тепловоза.
Распоряжение ОАО «РЖД» от 2 апреля 2013 г. N ЦТ-56/р «Об утверждении «Указания о порядке подготовки и назначения машинистом и помощником машиниста локомотива»
2. Заместителю начальника Дирекции тяги Жукову Ю.И. организовать изучение прилагаемого Указания причастными подразделениями.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя начальника Дирекции тяги Путинцева С.В.
Вице-президент ОАО «РЖД»,
начальник Дирекции тяги
Указание
о порядке подготовки и назначения машинистом и помощником машиниста локомотива
(утв. ОАО «РЖД» 2 апреля 2013 г.)
1.1 К локомотивной бригаде относятся работники, осуществляющие управление и обслуживание локомотивов: машинист, помощник машиниста.
1.2 Машинистом локомотива может быть назначен кандидат в машинисты, имеющий свидетельство на право управления локомотивом формы ТУ-123, выданное согласно приказу от 11.11.1997 г. N 23/Ц соответствующего вида тяги, а также заключение машиниста-инструктора о допуске к самостоятельному управлению локомотивом на конкретных участках и железнодорожных станциях.
1.3 Помощником машиниста локомотива может быть назначен кандидат в помощники машиниста, имеющий свидетельство формы ТУ-153 соответствующего вида тяги, выданное согласно приказу от 28.10.1999 г. N 39/Ц.
1.4 Свидетельство машиниста локомотива формы ТУ-123, помощника машиниста формы ТУ-153, выданное организациями, не входящими в систему ОАО «РЖД» независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности, не дает право выезда на железнодорожные пути общего пользования.
1.5 Локомотивная бригада формируется из машиниста локомотива, помощника машиниста локомотива.
1.6 При приеме на работу вновь, для выполнения этапов непосредственно связанных со стажировкой и практической подготовкой профессиональным навыкам на рабочем месте, руководителем эксплуатационного локомотивного депо с кандидатом на помощника машиниста локомотива должен быть заключен срочный трудовой договор, на срок не более одного месяца (ст. 59 ТК РФ).
2 Назначение помощником машиниста локомотива
2.1 Для назначения помощником машиниста локомотива кандидат на помощника машиниста локомотива должен:
— иметь свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153 (порядок выдачи свидетельства формы ТУ-153 регламентирован приказом от 28.10.1999 г. N 39/Ц) и квалификацию слесаря по ремонту локомотивов не ниже 3-его разряда;
— иметь заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе помощником машиниста локомотива;
— иметь заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;
— иметь заключение от машиниста локомотива, проводившего его стажировку на помощника машиниста локомотива о допуске к самостоятельной работе в данном виде тяги;
— иметь акт о проведении испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо при назначении на помощника машиниста.
2.2 Кандидат на помощника машиниста локомотива, проходит практическую и теоретическую подготовку дублером помощника машиниста. За время прохождения стажировки кандидат на помощника машиниста должен выполнить не менее шести поездок (смен) на обслуживаемых участках (станциях).
Инженером по охране труда эксплуатационного локомотивного депо разрабатывается программа стажировки, которая выдается руководителю стажировки (машинисту, выполняющему подготовку кандидата).
Во время проведения практической подготовки кандидата в помощники машиниста, машинист осуществляющий подготовку, проводит ознакомление кандидата в помощники машиниста с нормативной документацией (в том числе по охране труда), технико-распорядительными актами станций обслуживаемых участков, порядка действий в нестандартных ситуациях, особенностей конструкции и эксплуатации локомотива в необходимом объеме по кругу выполнения должностных обязанностей.
2.3 После завершения стажировки с кандидатом в помощники машиниста машинист-инструктор проводит с ним собеседование в присутствии машиниста, проводившего его практическую подготовку. По результатам собеседования машинист локомотива, проводивший практическую подготовку кандидата в помощники машиниста локомотива, выдает ему заключение (приложение А) о допуске к самостоятельной работе на конкретных участках и станциях.
2.4 При наличии у кандидата в помощники машиниста локомотива, заключения психолога, заключения машиниста локомотива, проводившего практическую подготовку кандидата в помощники машиниста, о допуске к самостоятельной работе на конкретных участках и станциях, кандидат в помощники машиниста допускается к испытаниям в комиссии эксплуатационного локомотивного депо знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, нормативных документов ОАО «РЖД» по обеспечению безопасности движения работниками, принимаемыми в ОАО «РЖД» на работу, связанную с движением поездов и маневровой работой.
Результаты испытаний оформляются актом (приложение Б) при назначении помощником машиниста локомотива эксплуатационного локомотивного депо.
В том случае, если работник при проведении испытаний дважды показал неудовлетворительные знания, действие срочного трудового договора прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник (кандидат на помощника машиниста) должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения.
2.5 Машинист-инструктор, представляет прошедшего практическую подготовку и испытания в комиссии локомотивного депо кандидата в помощники машиниста заместителю начальника эксплуатационного локомотивного депо для проведения с ним собеседования (приложение В).
По результатам собеседования начальник эксплуатационного локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении помощником машиниста локомотива и заключает трудовой договор.
2.6 При назначении на самостоятельную работу помощником машиниста локомотива машинист-инструктор контролирует выдачу следующей документации:
— служебного формуляра помощника машиниста;
— предупредительного талона по безопасности движения;
— предупредительного талона по охране труда;
— удостоверения о допуске к работе на электроустановках с присвоением соответствующей группы электробезопасности;
— выписок из приказа начальника железной дороги об установленных скоростях движения на участке обслуживания.
3 Назначение машинистом локомотива
3.1 При назначении машинистом локомотива кандидат должен иметь следующий перечень документов:
— свидетельство формы ТУ-123 на право управления локомотивом соответствующего вида тяги;
— заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе машинистом локомотива, заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;
— рекомендацию машиниста локомотива, проводившего его практическую подготовку к работе машинистом локомотива;
— акт о проведении испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо кандидата в машинисты, при назначении на должность машинистом локомотива;
— заключение машиниста-инструктора данной колонны локомотивных бригад, о допуске к самостоятельному управлению локомотивом на конкретных участках и станциях.
Машинист-инструктор производит подбор кандидатов для подготовки и последующего назначения на самостоятельную работу машинистами локомотивов из числа помощников машинистов, имеющих свидетельство на право управления локомотивом соответствующего вида тяги.
По рекомендации машиниста-инструктора (приложение Г) кандидат в машинисты на период подготовки для обучения режиму вождения поездов, управлению автотормозами, изучению профиля железнодорожного пути и расположения сигналов, утвержденным приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо закрепляется за опытным машинистом, имеющим класс квалификации не ниже третьего и стаж работы машинистом не менее трех лет с отдельным указанием порядка проведения данному работнику первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте, а также сообщается руководитель и количество смен стажировки. Инженером по охране труда эксплуатационного локомотивного депо разрабатывается программа стажировки, которая выдается кандидату, руководителю стажировки (машинисту, выполняющему подготовку кандидата). В указанный период кандидат в машинисты допускается к управлению локомотивом под непосредственным контролем машиниста, о чем производится соответствующая запись в служебных формулярах кандидата и машиниста (приложение Д).
Практическая подготовка кандидатов для работы машинистами осуществляется круглогодично и при этом должна быть по продолжительности не менее трех месяцев. При подготовке кандидата первозимника, во время подготовки, особое внимание уделяется вопросам, связанным с работой в зимних условиях.
Машинист локомотива по результатам подготовки выдает кандидату в машинисты письменную рекомендацию (приложение Е).
Если кандидат в машинисты имел ранее опыт работы машинистом локомотива в структуре ОАО «РЖД» и перерыв в работе машинистом локомотива составляет менее пяти лет, то по ходатайству прикрепленного машиниста-инструктора разрешается сократить срок практической подготовки до двух месяцев.
Обучение проводится по утвержденной программе и согласно графику, которые разрабатываются в каждом локомотивном депо в отдельности с учетом местных условий.
Курс программы составляет 40 часов обучения.
Отработка практических навыков и проверка знаний кандидата в машинисты проводятся машинистом-инструктором на тренажерах и действующих локомотивах.
3.3 После завершения подготовки и обучения кандидата в машинисты машинист-инструктор проводит с ним собеседование с участием машиниста, который производил его подготовку.
3.4 При наличии письменного заявления от кандидата (приложение З) в машинисты, заключения психолога, положительной рекомендации машиниста, проводившего практическую подготовку кандидата в машинисты, и положительной рекомендации машиниста-инструктора по подготовке и обучению работников локомотивных бригад, а при его отсутствии машиниста-инструктора данной колонны локомотивных бригад, кандидат в машинисты допускается к прохождению испытаний в комиссии эксплуатационного локомотивного депо.
Результаты испытаний заносятся в акт о проведении испытаний помощника машиниста локомотива при назначении на должность машинистом (приложение И), с записью в журнал формы РБУ-10.
3.6 По результатам КЗП машинист-инструктор представляет начальнику локомотивного депо заключение о возможности допуска кандидата к самостоятельной работе машинистом, которое затем передается в отдел кадров эксплуатационного локомотивного депо (специалисту по управлению персоналом) и вкладывается в личное дело данного работника (приложение Л). Заключение также записывается в служебный формуляр машиниста формы ТУ-57 (приложение М).
3.7 Машинист-инструктор данной колонны локомотивных бригад, представляет прошедшего практическую подготовку и со сдачей зачетов в комиссии локомотивного депо кандидата в машинисты начальнику эксплуатационного локомотивного депо для проведения с ним собеседования. Итоги собеседования записываются в служебный формуляр машиниста (Приложение Н). По результатам собеседования начальник эксплуатационного локомотивного депо по согласованию с заместителем начальника локомотивного депо по эксплуатации издает приказ о назначении кандидата машинистом локомотива (Приложение О).
3.8 Для самостоятельной работы машинистом, машинистом-инструктором с учетом рекомендаций психолога в первую совместную поездку формируется новая локомотивная бригада, в соответствии с требованиями «Положения о локомотивной бригаде ОАО «РЖД» от 29.12.05 г. N ЦТ-40″. Перед первой совместной поездкой вновь сформированная локомотивная бригада проходит в установленном порядке инструктаж у начальника эксплуатационного локомотивного депо или лица его замещающего с записью в служебный формуляр (Приложение П).
3.9 При назначении машиниста локомотива на самостоятельную работу машинист-инструктор контролирует выдачу машинисту следующей документации:
— служебного формуляра машиниста;
— предупредительного талона по безопасности движения;
— предупредительного талона по охране труда;
— служебного удостоверения с отметкой о сдаче в отдел кадров прав управления;
— удостоверения о допуске к работе на электроустановках с присвоением соответствующей группы электробезопасности;
— выписку из приказа начальника железной дороги об установленных скоростях движения на участке обслуживания, расположения и ТРА станций на данных участках, режимных карт и служебного расписания движения поездов.
3.10 К работе без помощника машиниста локомотива допускаются машинисты:
— на основании личного заявления (приложение Р) о согласии на работу без помощника машиниста;
— имеющие заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе без помощника машиниста;
— имеющие заключение о психологической профессиональной пригодности по результатам профотбора;
— дополнительно прошедшие повышение квалификации на курсах целевого назначения для работы без помощника машиниста в технической школе (учебном центре);
— не имеющие за последние шесть месяцев взысканий за нарушения действующих инструкций по выполняемой работе и трудовой дисциплины.
На основании представленных документов, приказом начальника эксплуатационного локомотивного депо утверждается список кандидатов на машинистов локомотива, работающих в «одно лицо».
Машинистом-инструктором проводится КЗП в установленные сроки и по плечам обслуживаемых участков в четном и нечетном направлениях.
После проведения контрольно-заключительных поездок машинистом-инструктором производится соответствующая запись в служебном формуляре (приложение С) машиниста и дается письменное заключение (Приложение Т) о возможности самостоятельной работы в «одно лицо».
Прошедшим теоретическое и практическое обучения, проводится собеседование с комиссией под председательством начальника эксплуатационного локомотивного депо. Комиссии должны быть представлены следующие документы:
— личное заявление машиниста локомотива;
— заключение врачебно-экспертной комиссии о годности к работе машинистом;
— заключение психолога о профессиональной пригодности;
— отчет по выполнению КЗП с машинистом-инструктором на участках обслуживания (Приложение К);
— свидетельство о прохождении повышения квалификации на курсах целевого назначения для работы машинистом в «одно лицо».
— заключение машиниста-инструктора о возможности работы машинистом локомотива в «одно лицо».
После прохождения собеседования издается приказ начальника эксплуатационного локомотивного депо о допуске к работе данного машиниста в «одно лицо».
3.11 При перемещении на новый участок обслуживания и изменении вида движения машинист локомотива допускается к самостоятельному вождению поездов (производству маневровой работы) после выполнения с ним КЗП, получения им заключения машиниста-инструктора и сдачи зачетов в комиссии эксплуатационного локомотивного депо по знаниям ТРА и расположения станций, профиля пути обслуживаемого участка.
В случае перехода машиниста на работу на локомотивы того же вида тяги, но другой серии, рода тока или системы передачи, он должен пройти повышение квалификации на курсах целевого назначения. По итогам обучения сдать проверочные испытания в комиссии эксплуатационного локомотивного депо в знании особенностей конструкции этого локомотива.
Машинист-инструктор оформляет повторное заключение машинисту при перерыве его работы более шести месяцев на обслуживаемом участке, станции в маневровой работе.
3.12 При перерыве в работе машиниста локомотива более одного года допуск к самостоятельной работе выполняется в соответствии с порядком, определенном п. 3.1 настоящей инструкции.
3.13 При изменении вида тяги или движения вновь (из грузового в пассажирское или маневровое, из пассажирского в грузовое или маневровое, из маневрового в грузовое) назначаются не менее шести ознакомительных поездок. После выполнения дублерских поездок машинистом-инструктором проводится КЗП на одном из обслуживаемых участков четного и нечетного направлениях с последующей выдачей заключения.
3.14 В случае перевода машинистов на обслуживание незакрепленных участков и с целью подготовки прикомандированных работников локомотивных бригад для самостоятельной работы на обслуживаемых участках в локомотивном депо, проводятся теоретические занятия по изучению плана и профиля обслуживаемых участков, расположения на них раздельных пунктов и станций, светофоров, сигнальных указателей и знаков, тоннелей, мостов и других технических обустройств, особенностей вождения поездов на участках и работы на станциях, ТРА станций, установленных скоростей движения и т.д. Для прикомандированных локомотивных бригад курс теоретического обучения должен составлять не менее 6 часов. Локомотивным бригадам выдаются режимные карты, с профилем пути, схемами и выписками из ТРА станций обслуживаемого участка.
После проведения с работниками локомотивных бригад теоретических занятий они направляются на сдачу экзамена и проверку качества теоретических знаний в комиссию под председательством начальника эксплуатационного локомотивного депо. Результаты испытаний оформляются в журнале РБУ-10. По результатам проведенных испытаний издается приказ начальника эксплуатационного локомотивного депо о проведении стажировки. Приказом назначается машинист, имеющий класс квалификации и стаж работы в должности машиниста локомотива на данном участке не менее трех лет, который будет проводить стажировку на новом участке обслуживания.
— 1-ая поездка в качестве дублера машиниста, при этом к машинисту, выполняющему обкатку, временно закрепляется помощник машиниста, который в дальнейшем будет работать с прикомандированным машинистом;
— 2-ая поездка выполняется дублером машиниста самостоятельно под контролем машиниста, при этом отрабатывается взаимодействие с помощником машиниста, с которым он будет работать в дальнейшем.
Стажировка выполняется на полное плечо по каждому участку обслуживания в обоих направлениях.
В маневровом и хозяйственном движении стажировка проводится на каждой станции обслуживания, на которых планируется работа локомотивных бригад продолжительностью не менее 2-х смен.
После стажировки и получения письменного заключения (рекомендации) от машиниста на самостоятельную работу прикрепленный машинист-инструктор проводит с дублером машиниста КЗП на полное плечо по каждому участку обслуживания в четном и нечетном направлениях или на каждой станции в течение полной смены (с охватом всех путей не общего пользования). По результатам КЗП, машинист-инструктор оформляет машинисту заключение о допуске к самостоятельной работе на новом участке обслуживания с обязательной записью в служебный формуляр формы ТУ-57, бланк заключения хранится в личном деле работника в отделе кадров эксплуатационного локомотивного депо.