За что отвечает маркетолог

Функции маркетолога в компании: 4 ключевых направления + 15 обязанностей

Кажется, что функции маркетолога в компании очевидны. Но что, если мы скажем, что в Сети сегодня так много трактовок и вариаций на этот счет, что иногда сложно понять обязанности специалиста. Бывает так, что человек данной профессии делает столько всего для компании, что анализу его деятельности можно посвятить целую статью.

Именно это мы и решили сделать. Далее 4 главных направления в работе грамотного маркетолога, список его задач и должностных обязанностей. Из нашего материала вы узнаете, почему сегодня бизнес без этой профессии не будет функционировать, и сможете улучшить собственное дело.

4 ключевых направления в работе маркетолога

Кто такой маркетолог и какие функции он выполняет в компании? Это специалист, задача которого сделать так, чтобы компания, исходя из своих возможностей, способна была полностью удовлетворить потребительские запросы. То есть именно маркетолог приводит покупателей в бизнес и одновременно помогает создать и представить максимально интересное предложение для рынка.

Главное для клиента — уверенность в том, что, делая некое приобретение, он платит не так уж много и при этом получает очень ценное благо. И человек охотно отдает деньги, если ситуация представляется ему именно такой. Вот этого и должен достичь маркетолог: воспринимаемую ценность предложения максимально высокой.

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетологНаправления в работе маркетолога

Практически это достигается с помощью определенных функциональных инструментов, которыми обычно пользуются маркетологи. Получать намеченные результаты тут можно, действуя по четырем определенным направлениям. Это:

Ваш Путь в IT начинается здесь

Каждое из этих направлений можно еще разбить на подпункты, но градация получится достаточно сложной, и она в принципе не нужна для понимания общих функций маркетолога в компании. Данные четыре сферы влияния профессионалы называют маркетинг-миксом. Разберем каждую из них подробнее:

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Мы в GeekBrains каждый день обучаем людей новым профессиям и точно знаем, с какими трудностями они сталкиваются. Вместе с экспертами по построению карьеры поможем определиться с новой профессией, узнать, с чего начать, и преодолеть страх изменений.

Карьерная мастерская это:

Уже 50 000 человек прошли мастерскую и сделали шаг к новой профессии!

Запишитесь на бесплатный курс и станьте ближе к новой карьере:

Зарегистрироваться и получить подарки

Работа с представленным маркетинг-миксом входит в обязанности маркетолога в современной компании. Задач у него много. Все они разноплановые. Успешность их выполнения зависит не только от неких внутренних возможностей организации, но и от множества внешних факторов.

Основные функции маркетолога в компании

Таким образом, квалифицированный маркетолог должен иметь четкое представление о составляющих маркетинг-микса компании и уметь этими составляющими грамотно управлять. Начинать выстраивать успешную карьеру следует именно с этого. Функции маркетолога в компании следующие:

Каждая из названных функций маркетолога в производственной или торговой компании подразумевает выполнение целого ряда важных, регулярных мероприятий.

Список обязанностей маркетолога в компании кратко

Итак, в описаниях к вакансии маркетолога чаще всего перечисляются следующие обязанности:

Обязанности маркетолога в компании В2В

Список функций маркетолога в компании, работающей в сфере В2В, довольно широк. Впрочем, среди них можно выделить несколько основных. Во-первых, задача маркетолога здесь – заниматься формированием потребительского круга.

Это наиважнейшая его функция, потому что создавать круг потребителей вовсе не просто. Все маркетинговые усилия направляются на формирование у аудитории желания обладать продуктом. Чтобы такое желание возникло, нужен стимул. Именно его должен создать маркетолог, а затем передать тем, от кого вы ожидаете взаимодействия (то есть будущим покупателям).

Опробовать их эффективность следует на предварительно созданных образцах. Они отправляются потенциальным покупателям по выбранным каналам, после чего становится понятно, появляется ли у потребителя желание обладать товаром или услугой. Кроме того, важно в итоге дать клиенту именно такой продукт, который был описан в стимуле, иначе он останется недоволен и больше сотрудничать с вами не захочет.

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетологОбязанности маркетолога в компании В2В

Во-вторых, функция маркетолога в производственной или торговой компании, работающей в сфере В2В, состоит еще и в том, чтобы скрыть того, кто отвечает за расход средств и в целом принимает серьезные решения. Речь идет не о собственных деньгах (как в В2С). Тратится капитал компании, а значит и степень ответственности гораздо выше.

Источник

Настоящий маркетолог: это кто + чем он занимается (правда)

Обязанности маркетолога можно перечислять бесконечно. Он должен разбираться в товаре и целевой аудитории, знать всё о продвижении в социальных сетях и вести аккаунты в них, уметь настраивать контекстную рекламу, адаптировать тексты под SEO, создавать сайты с нуля. А еще разбираться в мерчандайзинге и знать о техниках продаж, ведь именно он будет писать скрипты для персонала.

Уже смешно? А мне нет. Такие требования к маркетологу я вижу постоянно, когда провожу аудиты в рамках маркетингового консалтинга. Поэтому здесь я отвечу на вопрос: Маркетолог — кто это? И почему глупо считать, что он решит все проблемы с продажами.

За что отвечает маркетолог

Как Вы уже поняли, я скептически отношусь к стремлению предпринимателей находить людей из серии “умею все”. Это очень напоминает желание нанять заместителя директора, который будет работать за него круглосуточно. С маркетологом примерно такая же ситуация. Тот же заместитель, только не по бизнес-процессам, а по продвижению продукта.

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетологКогда пытаешься объяснить, чем занимается маркетолог

Тем не менее я ограничу круг задач маркетолога — даже несмотря на весь масштаб профессии. А именно: он отвечает за стабильное развитие компании в конкурентной среде с учетом интересов потенциальных потребителей и самой компании.

Сложное описание? Весьма. В нем-то и кроется вся проблема и неопределенность, в чем конкретно заключается работа маркетолога. Но если максимально сократить и обобщить, получится вполне лаконичный список:

С точки зрения полезности для предпринимателя маркетолог отвечает на следующие вопросы: как привлечь новых клиентов и как продавать больше, быстрее, дороже, дольше. Это те же самые компетенции, только развернутые под другим ракурсом.

Далее расскажу, как оптимизировать работу маркетингового отдела, чтобы все четко представляли границы своей ответственности и выполняли задачи не выходя за них.

Открываю тайны

Весь секрет воплощения маркетинговых действий в жизнь заключается всего в нескольких моментах. Причём их знают и соблюдают только крупные компании. С малым бизнесом все по-другому: за маркетинг отвечает, как правило, руководитель или его зам, у которых и без того немало задач.

Полный комплекс

Маркетинг — не только привлечение клиентов. Это комплексная работа, где каждое направление требует особого внимания. К примеру, нет смысла привлекать клиентов, если у Вас плохое позиционирование или нет внутреннего маркетинга.

Только для привлечения клиентов маркетолог не нужен. Он себя не оправдает, так как на основные рекламные каналы есть узконаправленные специалисты, содержать которых дешевле. И об этом читайте ниже.

Чужие руки

Многие из задач, которые я перечислил выше, маркетолог должен делать чужими руками. Большая часть его работы и основная ответственность — координирование и контроль. Но сам он не должен выполнять точечные функции по типу настройки таргетированной рекламы. Если он начинает специализироваться на чем-то одном, то это уже не простой маркетолог, а узконаправленный, по типу трейд-маркетолога.

И дело не в том, что для быстрого роста нужна большая команда, покрывающая все направления продвижения на рынке. Дело в возможностях, которые в среднем может потянуть один человек. К примеру, чтобы обучить отдельного сотрудника профессиональной настройке CRM-систем, понадобится год, если не больше.

Это касается дизайна, программирования, настройки большинства рекламных каналов. Все эти функции и детали просто физически не может изучить обычный маркетолог, даже если очень сильно захочет. К тому же сфера маркетинга постоянно развивается, появляются новые методы продаж, сервисы автоматизации бизнеса и т.д.

Без Паники

Без паники, господа. От моих заключений Вы, наверное, уже потеряли надежду найти хорошего специалиста — или вовсе решили, что нужно во всём разбираться самостоятельно и никому не доверять. Есть и положительные моменты.

Как уже сказал, хороший маркетолог если не умеет, то знает, как все должно работать. Это значит, что он сможет легко найти подходящих исполнителей и проконтролировать их работу. Да, это увеличит расходы, но я оправдаю это одной фразой: “Если Вы дадите маркетологу непрофильную задачу, он потеряет денег больше, чем Вы заплатите отдельным специалистам”.

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетологБудем реалистами

Конечно, всё зависит от бюджета. Если суммы маленькие и цена ошибки крошечная, то можно рискнуть. Но может получиться так, что одна ошибка всё испортит и Вы преждевременно решите, что рекламный канал для Вас не работает и вообще у Вас плохой маркетолог.

Ведь одно дело — знать описание профессии и основные обязанности маркетолога, и совсем другое — понимать, когда он нужен в компании, а когда стоит обойтись узконаправленными спецами в штате либо на фрилансе.

Чтобы Вы проработали все варианты, чем занимаетесь сейчас или только планируете, ниже я перечислю типовые задачи и рекомендую для них лучшего исполнителя:

Источник

Обязанности маркетолога: полный гид по профессии

Из этой статьи вы узнаете:

Руководству любого предприятия сегодня понятно, что в штат непременно нужно брать маркетолога. Что это за специалист? Поле его деятельности очень обширно, и главная задача — выстроить процессы в отделе маркетинга так, чтобы достичь высоких объемов продаж. При этом многим руководителям до конца неясно, какова специфика деятельности маркетолога и чем конкретно он должен заниматься. Зачастую маркетологу дают трудновыполнимые поручения и ждут мгновенного результата. Каковы же обязанности маркетолога на самом деле? Об этом в нашей статье.

Кто такой маркетолог

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Итак, маркетолог — кто это? Обязанности, зарплата данного специалиста в разных компаниях отличаются, но есть общие стандарты. Если вам кажется, что маркетолог — это человек, который собирает фокус-группы и проводит маркетинговые исследования потенциальных клиентов, демонстрирует образцы товаров и интересуется, продукт какой формы, цвета и запаха они бы охотнее приобрели, то вы. отчасти правы. Именно по такой схеме ранее работали маркетологи. Но сейчас все иначе. Маркетинг — это уже совершенно иная сфера.

Если говорить проще и короче, это одна из наиболее важных частей продаж в компании. Продажа продукта как процесс состоит из 2 этапов:

В данный момент основная задача маркетолога — привлечение целевой аудитории. Можно провести интересную параллель между маркетологами и загонщиками на охоте. Маркетологи «загоняют», привлекают клиента, а продавцы нажимают на курок.

Ваша цель как маркетолога — достичь максимального охвата аудитории, сообщив, что предлагает компания. Иными словами, вы занимаетесь рекламой. Можно сказать, что маркетолог ничего не продает. Но от его деятельности очень зависит результат работы всей компании — выполнение или невыполнение плана по продажам. Поэтому будьте готовы, что на планерках с вас будут спрашивать ровно столько же, сколько с продавцов (а может, и больше).

Основные функции отдела маркетинга

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Маркетинговая деятельность нацелена на повышение ценности продукта для потребителя. Иными словами, необходимо провести ряд эффективных маркетинговых мероприятий, в частности грамотную рекламную кампанию, и предложить потенциальному клиенту купить продукт по максимальной цене. Если конкретнее, цель здесь — повышение продаж, прибыли и рентабельности.

В обязанности маркетолога аналитика входит обязательно. Маркетинговая деятельность по анализу рынка и подбору целевых ниш направлена на регулярный сбор первичных данных о конкурентах, динамике рынка, основных критериях для его оценки. Цель — достичь уровня продаж, недоступного конкурентам.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

Помимо этого, маркетолог должен взаимодействовать с клиентами, увеличивать объем и частоту покупок, расширять круг потребителей, формировать стратегию продвижения продукции и повышать конкурентоспособность компании, управлять ассортиментом, устанавливать цены и контролировать рентабельность, выполнять организационную, контрольную и управленческую работу.

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Полный список обязанностей профессионального маркетолога в компании не отражен ни в одной должностной инструкции.

Маркетолог, функции и обязанности которого зависят от отрасли и специфики компании, условно делят на 4 группы:

Основная задача маркетингового отдела на любом предприятии — выделить товар из множества аналогичных, чтобы покупатели не воспринимали это как «что-то как везде». Продукты масс-маркета, по сути, не нуждаются в рекламе и маркетинговом продвижении. Так, подавляющему числу клиентов неважно, муку или хлеб какого производителя брать с полки. Если товар необходим, они просто пойдут и купят его.

Помните, что компания всегда продает не товар или услугу, а выгоду для клиента. Поэтому маркетологу принципиально важно понимать, чем отличается продажа продукта от выгоды покупателя, и грамотно донести до ЦА эти сведения. Ночные клубы продают не еду и напитки, а приятную атмосферу, веселое времяпрепровождение и хорошую музыку. Компании в сфере недвижимости торгуют не квартирами и домами, а предлагают комфорт, уют и защищенность.

Что должен знать и уметь маркетолог

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Профессии маркетолога трудно обучить. Здесь важен именно опыт работы. В вузах дают лишь теорию для ориентирования в ключевых терминах. Главное для маркетолога — саморазвитие.

По мнению экспертов, маркетолог должен обладать 9 ключевыми компетенциями. Безусловно, они могут быть не ярко выраженными. Над каждой необходимо работать.

Вот основные навыки, необходимые маркетологу.

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Обычно работодатели считают, что соискатели на позицию маркетологов обязаны:

Должностные обязанности маркетолога

Профессия маркетолога довольно сложная. Важно уметь стратегически мыслить, быть интеллектуально выносливым. Сразу отметим, что обязанности маркетолога крупного предприятия и специалиста по маркетингу в маленькой компании могут значительно отличаться.

Дело в том, что в больших организациях есть специальные подотделы маркетинга и каждый из них решает свои задачи. Так, существуют маркетинговые службы, изучающие исключительно рыночные цены на товары.

Далее хотелось бы остановиться на всех должностных обязанностях маркетолога крупного и маленького предприятия и привести яркие примеры для каждой функции.

Анализ рынка

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

На любом рынке тенденции все время меняются, что нужно учитывать. В этом и заключается одна из главных обязанностей маркетолога — отслеживать рыночные веяния. Важно подчеркнуть, что чем инертнее рынок, тем труднее под него подстроиться и начать игру по новым правилам.

Допустим, вы не отследили общую рыночную тенденцию и не сделали качественный анализ. Каковы последствия? Фирма может запросто уйти с рынка. Также следует отметить важность своевременного анализа рынка. Если опоздать, ситуацию уже не спасти.

Приведем пример: представьте себе большой завод по выплавке железных изделий. Маркетинговая служба проанализировала рынок и выявила, что надо срочно менять станки и обновлять производственные процессы. Проблема в том, что решить задачу в сжатые сроки невозможно, поскольку это сложно (нужно заменить старое оборудование, обучить сотрудников работе с новой техникой). Именно поэтому анализировать любой рынок следует организованно и своевременно.

В этой обязанности маркетолога можно выделить ряд полезных инструментов: отслеживание периодичности, анализ конкурентной среды, проведение соцопросов. По сути, инструментов для этой функции очень много.

Сотрудничество с клиентами

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Да, важно не «работать», а «сотрудничать» с потребителями. Вы можете предположить, что взаимодействовать с клиентами обязан только менеджер, но это не так. Задача менеджера — уметь общаться с клиентами, а маркетолога — понимать, что именно хочет конкретный человек. Если вы будете грамотно анализировать каждого клиента, перед вами откроется много дверей.

Нужно четко знать, чем ваша компания отличается от конкурентов в первую очередь и объективно это оценивать. То есть понимать, в чем отличие вашей фирмы от других в глазах самого потребителя, а не видеть ситуацию глазами руководства, которое может что угодно себе придумать.

Пример: человек регулярно посещает одну и ту же кофейню. Персонал и руководство уверены, что его привлекает вкусный кофе, хороший сервис или что-то другое. На самом деле клиент приходит из-за бесплатного вай-фая.

Анализируя обязанности маркетолога, нельзя обойти вниманием и еще одну — оценку конкурентов. Коммуникация с потребителями, конечно, важна. Но еще больше внимания следует уделять анализу конкурентов, поскольку именно они — ваши основные соперники. Важно точно знать, какую ценовую политику ведет то или иное предприятие в вашей нише, в чем его преимущества перед вами.

Анализировать конкурентную среду помогают разные инструменты. Это пресс-релизы фирмы, отзывы потребителей о товарах, тайные покупатели, новости и т. д.

Поиск новых путей привлечения клиентов

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Маркетолог обязан искать новых покупателей, расширяя свою ЦА. Что это значит? Можно находить новые поля для деятельности. Границ нет.

Помните, один из самых действенных методов привлечения новых покупателей — рекламная кампания. Вы, будучи маркетологом, должны понимать, что такое качественная реклама и как ее создавать, оценивать, эффективны ли те или иные маркетинговые мероприятия, и формировать стратегии их проведения.

Анализ денежных средств

И, наконец, в обязанности маркетолога входит работа с финансовыми потоками. Грамотный специалист по маркетингу способен рассчитать обороты своей фирмы, обороты конкурентов и всей рыночной среды.

Здесь хотелось бы порекомендовать всегда внимательно отслеживать:

Помните, ваша цель — не финансовый анализ. Этим занимаются другие службы компании. Но это совершенно не означает, что вы не должны применять этот инструмент. Маркетолог обязан контролировать достижения и неудачи фирмы.

Дополнительные обязанности

Итак, основные обязанности маркетолога мы перечислили.

Теперь перейдем к дополнительным:

Разделение маркетологов по задачам

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Существует отдельная градация менеджеров с учетом поставленных перед ними задач.

Кому подойдет эта профессия

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Говорят, что маркетолог должен быть всесторонне развитым, то есть уметь почти все.

У грамотного специалиста по маркетингу — аналитический склад ума. Он умеет и любит работать с цифрами. Если это не так, на своей должности он не задержится.

Еще одно важное качество для маркетолога — внимательность, поскольку даже небольшой промах может повлиять на общую картину и исказить информацию. Как результат — неверно выстроенная концепция и большие убытки в компании.

Коммуникабельность — тоже обязательная черта. Обязанности маркетолога подразумевают постоянные коммуникации, получение сведений из магазинов, от поставщиков. Кроме того, маркетолог обязан знать собственные объемы продаж и продажи компаний-конкурентов.

Стрессоустойчивость — необходимая характеристика для специалиста по маркетингу. Непрерывные коммуникации и большая ответственность так или иначе отражаются на психике, а потому важно оставаться спокойным в любой ситуации.

Обладая аналитическим складом ума, маркетолог тем не менее должен проявлять творческий подход и генерировать идеи. По результатам анализа рыночной ситуации маркетологу следует делать выводы и выдвигать предложения по дальнейшему эффективному продвижению продукта.

Если вы собираетесь попробовать себя в маркетинге, помните, что это сложный путь. Работа маркетолога, обязанности, четкое выполнение своих функций — все это требует существенных трудозатрат и времени. В начале своего пути вы, вероятнее всего, будете получать немного. Придется непрерывно развиваться, и на подработку времени не останется.

Но если вы обладаете всеми качествами, необходимыми грамотному маркетологу, то через какое-то время повысите свой уровень. Важно постоянно развиваться. Профессия маркетолога совершенствуется из года в год.

Как стать хорошим маркетологом

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Сегодня сфера маркетинга — одна из самых перспективных и денежных. Поэтому многие задаются вопросом, как достичь успеха на этом поприще.

По окончании обучения искусству маркетинга можете смело устраиваться на работу в крупную компанию любой отрасли и хорошо зарабатывать.

Но мало просто получить образование, хотя это и необходимо. Теоретическая база тоже важна. Но главное, конечно, опыт. Поэтому, если вы твердо решили, что ваше призвание — маркетинг, начинайте с малого. Можно, например, немного поработать помощником маркетолога.

Далее предстоит непростой путь саморазвития, длительное обучение и постижение всех тонкостей профессии. Вывод: без профильного образования и опыта работы успешным маркетологом не стать.

От каких еще критериев зависит профессиональный успех?

Важно гореть идеей и стремиться к высоким результатам. Думаем, это главное. Помните: когда вы выбираете направление, то автоматически выбираете и стиль жизни в будущем. Эта работа потребует активности и коммуникабельности, и это отразится на всей вашей жизни.

Вы можете отучиться на маркетолога, но не стать им. А можно занять это место, придя из совершенно другой сферы, и достичь головокружительных успехов. Здесь главное — ваше желание и активность.

Кроме главных условий, существуют и другие качества, которые следует учесть для достижения успеха, например:

Добиться высот в маркетинге можно. У кого-то на это уйдут годы, ведь потребуется совершенствоваться и развиваться. У кого-то уже есть необходимые качества, а потому все пойдет проще и быстрее. Но в любом случае прийти к успеху можно, только если постоянно узнавать новое, улучшать свои коммуникативные навыки и повышать эрудицию.

Советы для начинающих маркетологов

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Первоочередная задача любого начинающего маркетолога — умение взаимодействовать с аудиторией и понимать, что ей нужно. Ведь именно от покупателей зависит увеличение дохода предприятия, на котором работает человек.

Полагаем, чаще всего новички-маркетологи допускают ошибку, стремясь что-то изменить. Порядка 90 % начинающих специалистов, придя в организацию, сразу же хотят внести собственные изменения в работу, подготовить эффективную стратегию, в то время как руководители навязывают массу задач, которые, как считают маркетологи, не входят в их обязанности.

Так поступать не нужно. Не думайте, что до вас предприятие погибало, а тут появились вы и сразу спасете его. Любая бизнес-организация представляет собой систему, которая уже давно и отлично работала без вас. Смотрите на вещи объективно. Не проявляйте профессиональный авантюризм, у которого могут быть исключительно плачевные последствия.

Если вы не видите результат, это совсем не значит, что начальство недооценивает вашу работу. Вы отнюдь не лучше других знаете компанию, и до вас обязанности маркетолога выполняло немало специалистов. Предположим, вы выявили слабое звено на предприятии и хотите его улучшить. А сейчас подумайте: неужто только вы его заметили? Вполне вероятно, это звено заведомо сделано слабым.

Но, невзирая на все нюансы, грамотный специалист по маркетингу — находка для любой фирмы. Главное — в начале работы не бежать впереди паровоза. Нужно все внимательно изучить и превратиться в неотъемлемый элемент компании. Важно понимать, что она собой представляет и чем живет.

6 правил, которые сделают маркетолога великим

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Рассмотрим компанию Pepsi. Однажды маркетологи выявили, что покупатели готовы использовать тару из-под напитка для хозяйственных нужд. Поэтому решили разливать его в двухлитровые пластиковые бутылки. Как это сказалось на продажах? Они заметно возросли.

Еще один пример — фирма Apple. На начальной стадии развития ПК в основу всего было положено увеличение мощностей аппаратов. Когда Стив Джобс понял, что покупателю нужно нечто другое, то разработал несложную и недорогую персональную систему с простым управлением. Вывод: чтобы идти вперед, нужно изучать пожелания покупателей.

Нельзя ориентироваться на одну сферу. Чем шире охват ЦА, тем лучше. Большая часть успешных крупных фирм осваивала новые ниши и площадки, пусть даже смежные. Такое разделение в удовлетворении запросов разных ЦА помогает компании соединить точки и распределить риски.

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Рассмотрим профессиональные обязанности маркетолога далее. Высочайшее качество обслуживания должно стать неотъемлемой частью вашей работы. Сильные бренды всегда строились на стратегии, направленной на завоевание доверия и повышение лояльности покупателей. При этом крупные промахи случались тогда, когда предприятия устраняли часть своих услуг и продуктов, надеясь, что покупатели не обратят на это внимания. Но в результате аудитория, конечно, всегда узнавала и ей это, ясное дело, не нравилось.

Многие специалисты по маркетингу не оценивают стоимость даже одного клиента. На привлечение нового покупателя фирма тратит в разы больше, чем недополучает, теряя старого. Вот такая арифметика. Всегда оценивайте потребительскую экономику и не теряйте свою ЦА.

В Apple, например, очень уважали разные мнения. Любой вопрос рассматривали с нескольких точек зрения. Цель всего этого заключалась в поиске иных альтернативных способов решения проблемы. Маркетинговые идеи возникают из ничего, и, как правило, всегда есть оптимальное решение задачи.

Крутой маркетолог должен время от времени рисковать. Маркетинг — это игра. Если не готовы рискнуть, никакие знания, опыт и прочие важные навыки не помогут. Но риск должен быть оправдан. Важно все рассчитать, оценить, насколько предположительно будет востребован ваш товар или услуга, понять, чего на самом деле хотят клиенты.

Не забывайте: аудитория любит творческий подход. Нередко покупатели готовы играть по правилам творческого маркетинга, забыв о посредственности.

7 ключевых ошибок маркетолога

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Иногда принимать решения нужно быстро. Но зачастую в такой срочности нет необходимости. Поэтому следует все обдумывать, оценивать, как может развиваться ситуация, как воспримут ее потребители, а потом уже внедрять запланированное. В первую очередь это относится к новым маркетинговым идеям.

Зачастую, внедряя ту или иную идею, мы ориентируемся на личный опыт. То или иное действие когда-то принесло результаты, значит, и сейчас даст хорошие плоды — так мы думаем. Но не спешите. Все взвесьте. Не исключено, что конкретно в этой компании есть свои нюансы, о которых вы не знаете, однако они могут серьезно повлиять на результат. Помните, что эффект от работы в команде всегда лучше, чем от действий в одиночку.

Например, вы придумали новое решение, способное принести отличный результат. Но вы так и не внедрили его. По какой причине так произошло — не имеет значения (не хотели, не были уверены в своих силах и проч.). Реализацию идеи отложили на неопределенный срок. А потом схожее решение озвучил кто-то другой — специалист посмелее или амбициозная команда. И эту идею внедрят, существенно улучшив бизнес-процессы. Что мы имеем? Упущенное время и бонус в копилку достижений другого сотрудника.

Бывает и так, что решение вроде неплохое, и есть ресурсы для внедрения, и даже сделаны первые шаги. Но развития нет. Что делать? Отложить реализацию до лучших времен. Не исключено, что пока решение просто неактуально, но в дальнейшем обязательно пригодится и поможет компании.

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Допустим, клиент пожаловался, что с ним грубо обошелся продавец. Кто-то скажет, здесь нет серьезной проблемы. Но клиент безвозвратно ушел. Плюс ко всему он непременно расскажет своему окружению об инциденте и отметит, что у вас в принципе плохо все. А если это не единичный случай и такая манера общения войдет у продавца в привычку? Принимать меры после разбора ситуации можно и нужно. В противном случае вы растеряете всех покупателей.

Упрощайте там, где это возможно. Нам часто встречаются рекламные акции, где неоправданно усложнены условия. А покупатель напрягаться не хочет. Пишите и объясняйте на простом понятном языке, как он и хочет. И тогда, считайте, он ваш.

Не будьте излишне настойчивы, клиентам это не нравится. Предоставьте возможность выбора, и пусть покупатель сам решает, что ему нужно. Навязывать точно не стоит.

7 вдохновляющих примеров удачных маркетинговых решений

В качестве мотивационного примера приведем список маркетологов, которые прославились на весь мир и продемонстрировали, насколько велика сила убеждения.

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Придворному ювелиру императора российского, короля шведского и норвежского, короля великобританского и короля сиамского Карлу Фаберже удалось провести масштабную ювелирную компанию в России. Фаберже был знатоком моды, понимал ожидания покупателя. Что важно, он не ждал, пока продуктом начнут интересоваться. Он сам формировал спрос.

Эффективную маркетинговую стратегию Карл Фаберже придумал в 1883 году. Он задумал создать пасхальное яйцо по заказу Александра III как сюрприз императрице Марии Федоровне.

Затем Фаберже заказали каждый год создавать по яйцу. В целом изготовили около 54 таких яиц. До нас дошло лишь 45. На создание большей части из них уходил примерно год.

У Карла Фаберже, помимо безграничного таланта и творческих способностей, было редкое умение сотрудничать с талантливыми людьми. В команде Фаберже работали лучшие ювелиры и мастера камнерезного дела. Его работников можно назвать первыми художниками-дизайнерами в современной трактовке понятия.

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Николай Шустов почти без вложений реализовал самую известную маркетинговую кампанию в царской России! Он поставил цель полностью обосноваться на рынке алкоголя и придумал гениальный маркетинговый прием. Шустов договаривался с людьми, чтобы те посещали трактиры и заказывали водку «Шустов». Когда им говорили, что такой позиции нет в меню, начиналась драка.

Конечно, о драках и их причинах быстро начали писать разные СМИ. Всего несколько недель, и алкоголь «Шустов» уже был во всех ресторанах и барах.

Стали даже сочинять песни и оды в честь разных наливок и настоек, водок и коньяков.

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Именно этот маркетолог придумал вечную классику рекламы — Вилларибо и Виллабаджо, рассказал, когда и как отдыхать, что пить. Альберт Ласкер — создатель современной рекламы.

Не факт, что кто-нибудь сегодня вспомнил бы жевательную резинку WRIGLEY, сигареты LUCKY STRIKE, пасту PEPSODENT и мыло PALMOLIVE, если бы тогда при помощи Ласкера производители не сколотили бы миллионное состояние. Никто до Ласкера и после него не сумел заработать столько на рекламе.

Ласкеру нравились проблемные клиенты. Это позволяло ему применять важный рекламный инструмент — маркетинговые исследования. В то время никто и не думал, как поднять статистику, опереться на ее данные или поинтересоваться мнением простых обывателей.

Ласкеру было ясно, что повысить продажи табака можно лишь через охват ранее незадействованной ЦА. Это он создал образ курящей женщины! Представительницы прекрасного пола курили и до него, но не так массово. Курение было привычкой единиц, и то в специально отведенных местах. Курить считалось неприлично.

Супруга Ласкера курила, надеясь сбросить лишний вес, и это подтолкнуло его к мысли. Требовалось изменить сознание аудитории, чтобы курящую женщину начали воспринимать как нечто притягательное.

Стала очень популярной только набиравшая обороты худая женская фигура. Аудитория начала по-другому, более романтично воспринимать образ курящей женщины в сигаретном дыму. Плюс ко всему начали говорить о целительных свойствах табака. Это, конечно, воздействовало на миллионы жительниц США, видевших рекламу. В роликах снимались актрисы, певицы и спортсменки. В результате этого влияния многие американки впервые брали сигарету LUCKY STRIKE в руки и затягивались.

Спорим, вы не найдете человека, который хотя бы раз в жизни не пил Coca-Cola.

Но мало кому известно, что некогда легендарный напиток серьезно планировали поменять на New Coke. Должность главного маркетолога фирмы тогда занимал Серхио Займан. Именно он в 80-х гг. XX века запустил самую провальную кампанию в истории рекламы. У новой колы не было шансов. Просуществовала она месяца три. После 77 дней напитку вернули прежний вкус.

Но Займан не растерялся и полностью изменил концепцию, благодаря чему компания стала мировым лидером рынка. За 5 лет Coca-Cola увеличила продажи на 50 % и стала продавать уже не 10, а 15 млрд ящиков!

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Сотрудники Apple в один голос заявляют, что больше всего основатель Стив Джобс не переносил термины «бренд» и «маркетинг». Он считал, что эти слова вызывают у людей ассоциации с рекламой и телевидением. Главное, по мнению Джобса, было то, как человек относится к товару. Поэтому понятия «бренд» старались избегать.

Но если задуматься, ведь именно у Apple — лучший на сегодняшний день маркетинг. Как же основатель фирмы мог негативно относиться к термину? Все просто.

Apple смотрела на свои рекламные кампании как на возможность донести до аудитории преимущества, характеристики товара, показав, как с его помощью можно улучшить жизнь.

Хорошие результаты дало и плотное сотрудничество маркетологов и разработчиков. Так маркетологи понимали, к чему стремились разработчики, что их мотивировало и как товар, на их взгляд, должен был повысить комфорт людей.

Стив Джобс превратился в одного их самых успешных маркетологов, несмотря на ненависть к маркетингу.

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Многие опытные специалисты, слыша фразу «самые известные маркетологи», непроизвольно вспоминают о Говарде Шульце. После прихода в Starbucks он навсегда поменял традиционную схему продажи кофе в сеть кофеен, знаменитых сегодня на весь мир, вывел компанию из минуса и поднял доходы на 300 %. Как? Начал обширную маркетинговую кампанию, провел техническое обновление и внедрил ряд нестандартных решений. Так, Говард лично распорядился убрать из меню разогреваемые сэндвичи, чтобы их запах не перебивал кофейный аромат, и в два раза повысил затраты на медстрахование персонала.

Сейчас Говард Шульц — один из главных ньюсмейкеров деловых СМИ. Он постоянно вносит какие-то изменения и вводит новую продукцию. Как отметила USA Today, Шульц — это «кофейный Билл Гейтс». В 1997 году он издал известную книгу «Влейте в нее свое сердце. Как чашка за чашкой строилась Starbucks».

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Domino’s Pizza занимает второе место в списке самых масштабных пиццерий в США, уступая только PizzaHut.

В 2010 году вышел скандальный ролик компании, который произвел настоящий фурор. В нем специалисты по маркетингу анализировали отзывы о товаре торговой марки.

Ролик наполнен такими фразами:

Услышав жесткие отзывы потребителей, президент Патрик Дойл и другие сотрудники Domino’s Pizza признались, что им неприятно и сложно принять все отзывы. Сразу после этого появилась информация о том, что теперь пицца будет готовиться по новым технологиям и рецептам, которые фирма планирует применять для улучшения.

И это дало результаты! Объемы продаж возросли до рекордных 14,3 %! Донося правду до широкой аудитории и действуя честно, Патрик Дойл стал известным во всем мире маркетологом и построил головокружительную карьеру.

Советы хедхантеров: как найти хорошего маркетолога

Сегодня на рынке в России маркетолог превращается во все более востребованную профессию. Маркетинговый отдел больше не стоит первым в очереди на сокращение в кризис, как это было ранее. Фирмы понимают, насколько ценен маркетинг и как он влияет на продажи и прибыль. Именно поэтому каждая компания сегодня стремится найти грамотных маркетологов (именно нескольких, а не одного универсального мастера, что, конечно, приятно).

Но найти хорошего специалиста по маркетингу непросто. Зачастую работодателю тяжело разобраться в бездонном океане резюме разных маркетологов. Как выбрать подходящего и не прогадать?

1. Описание вакансии

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Прежде чем искать грамотного маркетолога, работодателю нужно определиться, каким именно должен быть специалист и какие обязанности прописать в должностной инструкции. Важно также понять, какой тип специалиста нужен для решения этих задач — исследователь-аналитик, креативный специалист или что-то среднее.

Обязанности маркетолога на предприятии необходимо четко и ясно описать в вакансии. Так вы повысите вероятность удачного поиска желаемого специалиста.

Если вы слабо представляете, как точно описать функциональные обязанности маркетолога, обозначьте цели, которых нужно достичь (лучше в цифрах).

Не забывайте: маркетолог — это, как правило, творческий и свободолюбивый человек, а потому преподносите предложение о работе с упором на то, что тот сможет в полной мере раскрыть свой потенциал.

2. Резюме будущего маркетолога

Сначала вы, как работодатель, изучаете резюме и составляете общее представление о специалисте. Сделать это можно довольно быстро.

Итак, как определить, что вы имеете дело с профессионалом?

3. Тестовое задание

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Чтобы на практике оценить подготовку соискателя, направляйте тестовое задание. Это позволит проверить компетентность человека.

Эти рекомендации неприменимы лишь в отношении высококлассного профессионала, поскольку при таком раскладе уже вы проявляете инициативу и охотитесь за ним.

4. Собеседование

Прямо и подробно расспрашивайте, какие обязанности были у маркетолога на предыдущем месте работы, какой инструментарий он применял, как решал задачи.

За что отвечает маркетолог. Смотреть фото За что отвечает маркетолог. Смотреть картинку За что отвечает маркетолог. Картинка про За что отвечает маркетолог. Фото За что отвечает маркетолог

Обязательно спрашивайте о результатах работы. Их нет в резюме? Тогда можете спросить все, что вас интересует, при личном общении. При этом оценивайте, как человек реагирует на вопрос, оценивайте его компетентность с позиции оценки итогов собственной деятельности.

Расспросите о своем предприятии. Грамотный маркетолог готовится к собеседованию и изучает информацию о компании, в которую идет. Он прочтет информацию о сайте, составит общую картину о конкурентной среде, может быть, даже озвучит пару идей по оптимизации бизнес-процессов и представит вам pro bono.

Задавайте нестандартные вопросы. Не стесняйтесь расспрашивать, чем соискатель увлекается, что читает, смотрит, что не любит в людях, что его стимулирует, как он организует досуг, куда хотел бы отправиться. На основе ответов вы объективно оцените личные качества и поймете, органично ли человек будет чувствовать себя в коллективе.

Книги и мероприятия по профессиональному направлению. Узнайте, что читает потенциальный маркетолог, какие книги или интернет-ресурсы изучает. Спросите, на каких мастер-классах, мероприятиях, тренингах и вебинарах был кандидат, как давно, какой инструментарий внедрил по завершении обучения.

5. Что спрашивает кандидат

Оценивайте и вопросы соискателя.

Вот чек-лист грамотного специалиста по маркетингу:

Сразу скажем: найти профессионала — целое приключение, пройти которое придется вместе с ним. Не забывайте, что маркетинговые приемы даже от аса маркетинга — это просто приемы, абсолютно бесполезные, если он не знает основ науки. Соблюдайте все вышеперечисленные рекомендации, и вы в кратчайшие сроки найдете грамотного маркетолога, пригласите его в команду и с его помощью будете много лет получать прибыль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *