За что отвечает ответственный по охране труда
Организация охраны труда на небольшом предприятии
Любая работа влияет на здоровье людей: даже офисный труд портит зрение и осанку. Работодатель старается предотвратить проблемы сотрудников. На языке закона это называется охраной труда, а её особенности прописаны в Трудовом кодексе, в статье 212. У небольшого бизнеса нет освобождения: даже если компания наняла одного сотрудника, она обязана обеспечивать его безопасность.
Что включает в себя охрана труда
— Инструктажи по охране труда.
— Обучения по пожарной безопасности и оказанию первой помощи.
— Ведение документации: журналов о прохождении инструктажей и обучений.
— Забота о специальной оценке условий труда и медосмотрах. О спецоценке читайте специальную статью.
Кто следит за охраной труда
На больших предприятиях работают целые службы по охране труда. Этого требует закон при условии, что численность штата составляет более 50 сотрудников — ст. 217 ТК РФ.
На небольших предприятиях возникает три варианта:
1. Специалистом по охране труда становится руководитель.
2. Руководитель делегирует обязанности сотруднику. Ему доплачивают за совмещение по ст. 151 ТК РФ.
3. Охраной труда занимается внештатный специалист или аккредитованная организация.
Если компания сама организует охрану труда, ответственный сотрудник сначала проходит обучение и только потом проводит инструктажи для всех остальных. Без обучения инструктажи бесполезны и чреваты штрафами до 130 000 ₽ — п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Как пройти обучение по охране труда
Директор или специалист по охране труда проходят платное обучение. Чтобы соблюсти требования закона:
— Найдите аккредитованный сервисный центр, который обучает охране труда. Проверьте аккредитацию на сайте Минтруда.
— Выберите формат обучения: очное или дистанционное.
— Заплатите 3000 — 4000 ₽.
— Пройдите курс — он будет длится не меньше 40 часов.
Раз в три года необходимо проходить обучение заново.
Как провести инструктажи по охране труда
После получения сертификата компания издаёт приказ и назначает ответственного за проведение инструктажей по охране труда.
Инструктажи бывают разные:
— Вводный инструктаж. Проводят в первый день работы каждого сотрудника. Образец приказа.
— Первичный инструктаж. Проводят непосредственные руководители на рабочем месте, чтобы показать, как безопасно пользоваться оборудованием, материалами и сырьём.
— Повторный инструктаж. Проводят по программам первичного инструктажа не реже, чем раз в 6 месяцев.
— Внеплановый инструктаж. Проводят в особенных ситуациях: если изменилось оборудование, работники нарушили требования безопасности или Трудовая инспекция предписала.
— Целевой инструктаж. Проводят, когда сотрудники выполняют разовые работы или устраняют последствия аварии.
Офисных сотрудников освобождают от первичных и повторных инструктажей приказом. Шаблон приказа.
По каждому виду проверок ведут свой журнал инструктажей. Ответственный сотрудник в каждой строке ставит свою подпись, указывает дату и получает подпись коллеги.
Как провести обучение по оказанию первой помощи
Всех сотрудников обучают первой помощи, чтобы они помогли друг другу в случае травмы. Ответственный сотрудник получает необходимые знания в аккредитованной организации. Он проводит тренинги для всех сотрудников, для новичков — в течение первого месяца работы.
Обучение первой помощи повторяют каждые 3 года. Для рабочих специальностей, например, слесарей и токарей — каждый год.
Документы по охране труда
Полный список документов зависит от размеров организации и её деятельности. Представители Трудовой инспекции проверяют основные. Они должны быть в компании, даже если вы ИП с одним сотрудником и вся работа идёт через интернет:
— Положение о системе управления охраной труда. Типовое положение от Минтруда.
— Положение о службе охраны труда.
— Приказ о проведении обучения руководителя по охране труда.
— Перечень инструкций по охране труда для каждой должности. Образец инструкции для продавца.
— Инструкция по пожарной безопасности и журнал инструктажей о проведении обучения.
— Отчет о проведенной спецоценке рабочих мест.
— Приказы о проведении обязательных медосмотров, акты медосмотров и медицинские заключения.
Документов будет больше, если на предприятии есть:
— Вредные условия труда.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Ответственность работодателя за невыполнение условий по охране труда
Соблюдение законодательства контролирует Трудовая инспекция. Штрафы за нарушение требований охраны труда — одни из самых высоких для юрлиц.
Одинаково наказывают по п. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за:
— Отсутствие вводного и первичного инструктажей.
— Непрохождение ответственным лицом обучения по охране труда.
— Отсутствие обязательных медосмотров у сотрудников.
Штраф для ИП — от 15 000 до 25 000 ₽.
Штраф для ООО — от 110 000 до 130 000 ₽.
За отсутствие обучения по оказанию первой помощи штрафуют по п. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Штраф для ИП — от 2 000 до 5 000 ₽.
Штраф для ООО — от 50 000 до 80 000 ₽.
Статья актуальна на 02.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Ответственный по охране труда в организации: кого назначить?
Ответственный по охране труда в организации: кого назначить?
Павел Матвеев, эксперт по охране труда
10 мая 2019 г., охрана труда, система управления охраной труда, СУОТ на предприятии, документы по охране труда, ответственный за охрану труда в организации, ответственный по охране труда
Ответственный по охране труда в организации – работник, на которого возложены обязанности качественно и вовремя организовывать и проводить все необходимые мероприятия по охране труда. Кого назначить, как это сделать и какие обязанности ему вменить – расскажем в этой статье.
Ответственный по охране труда в организации — кто это?
Ответственным по охране труда в организации назначается работник, который прошёл в установленном порядке обязательное обучение (и проверку знаний) по охране труда в размере 40 часов. Такой работник будет следить и руководить организацией и проведением необходимых мероприятий по охране труда в организации. Что касается назначения ответственного, здесь есть пара нюансов:
Какие обязанности вменяются ответственному по охране труда?
Нужна ли организация системы управления охраной труда на малом предприятии?
Какую ответственность несёт ответственный по охране труда в организации?
Вместе с обязанностями на ответственного по охране труда в организации ложится и ответственность за качественную организацию и проведение всех обязательных мероприятий по охране труда и исполнение вмененных обязанностей. В случае нарушения (недобросовестного исполнения обязанностей) на ответственного накладывается дисциплинарная, административная, гражданская, уголовная ответственности (последняя — при несчастной случае со смертельным исходом и доказательства вины ответственного). Для контроля эффективности деятельности ответственного по охране труда назначенный работник регулярно (ежемесячно/ежеквартально) формирует отчёты о проведённых мероприятиях, замечаниях по вопросам безопасности и предложениях по их улучшению.
Назначение ответственного по охране труда — часть процедуры «Распределение обязанностей в сфере охраны труда» системы управления охраной труда. Отнеситесь к этому с должным вниманием!
Какие обязанности инженера по охране труда (перечень)
Должностные обязанности инженера по охране труда
Должность специалиста по охране труда должна быть введена на всех предприятиях, в штате которых числится более 50 сотрудников (ст. 217 ТК РФ).
С 1 марта 2022 года (со вступлением в силу закона от 02.07.2021 № 311-ФЗ) указанная норма будет перенесена в ст. 227 ТК РФ, а ст. 217 будет регулировать другие правоотношения. Это обусловлено масштабным преобразованием структуры Трудового кодекса, в том числе в части положений, регламентирующих сферу охраны труда.
Узнайте больше о нововведениях в сфере охраны труда, которые будут применяться с 1 марта 2022 года, из обзора, подготовленного специалистами «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе бесплатно.
Закрепленная в ст. 217 ТК РФ норма касается и предприятий с безопасными условиями труда. Если штат предприятия насчитывает меньшее количество сотрудников и условия работы можно определить, как безопасные, работодатель вправе самостоятельно исполнять обязанности специалиста по охране труда. Для этого необходимо подготовить пакет соответствующей внутренней документации.
Обязанности инженера по охране труда прописываются в его должностной инструкции. За основу берутся положения из Единого квалификационного справочника, утвержденного приказом Минздрава РФ от 17.05.2012 № 559н и действующего с 01.07.2013. До этого в качестве основы использовался Квалификационный справочник, утвержденный постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37.
Среди основных должностных обязанностей инженера по охране труда можно назвать такие, как:
ВАЖНО! С введением нового справочника, утвержденного приказом № 559н, должность инженера по охране труда заменена на специалиста по охране труда.
С должностной инструкцией инженера по охране труда вы можете ознакомиться в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе бесплатно.
Специалист по охране труда: должностные обязанности
Должностные обязанности специалиста по охране труда полностью соответствуют обязанностям инженера, тогда как квалификационные требования к специалистам подверглись незначительным изменениям.
В зависимости от категории специалист должен иметь высшее, среднее или дополнительное образование по специализации «техносферная безопасность» или схожим специализациям по обеспечению безопасности деятельности человека в условиях производства, а также в области охраны труда и соответствующий стаж.
Кроме того, специалист должен иметь глубокие знания законодательства в области охраны труда, действующих требований, норм и правил, установленных нормативно-правовыми актами.
Обязанности уполномоченного по охране труда
Возможны случаи, когда на предприятии не организована служба по охране труда, нет штатного специалиста по охране труда и работодатель в силу разных причин не готов взять выполнение их обязанностей на себя. В такой ситуации ТК РФ позволяет назначить уполномоченного по охране труда (ст. 217). Эту роль может выполнять как сотрудник предприятия, так и внешний специалист либо организация. Такие организации находятся под контролем государства и подлежат обязательной аккредитации.
Уполномоченный осуществляет свою деятельность в соответствии с положением об уполномоченных по охране труда. Данный документ является внутренним и разрабатывается на каждом предприятии с учетом всех особенностей производственной деятельности.
Управомоченный по охране труда должен иметь установленный уровень квалификации, а при необходимости проходить обучение. Больше об особенностях его организации вы можете узнать из разъяснений специалистов «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к системе бесплатно.
Среди основных обязанностей уполномоченного можно выделить следующие:
Об ответственности за нарушение требований охраны труда, а также особенностях проведения инструктажа вы узнаете из статей:
Итоги
Руководитель предприятия не всегда способен грамотно организовать систему охраны труда, отвечающую всем требованиям законодательства в данной области. В этом ему помогут квалифицированные специалисты и организации, а также методические указания различных ведомств, дающие основу для разработки внутренних документов.
Если в компании нет специалиста по охране труда
Нарушение работодателем государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, грозит организации штрафом в размере до 80 000 руб. А разговор вот о чем: в каждой компании должна быть организована работа по охране труда, то есть должны быть ответственные лица. В небольших компаниях (численностью до 50 человек) выделять отдельного сотрудника для этого не обязательно. Но как тогда выполнить требования Трудового кодекса?
Специалист или служба?
Согласно ст. 209 ТК РФ охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Чтобы система работала, нужно выстроить целый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей. Обычно для этого разрабатывается система управления охраной труда.
Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Статья 217 ТК РФ говорит, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля их выполнения у каждого работодателя, который осуществляет производственную деятельность и численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Это общее требование, оно распространяется и на тех, кто производит нематериальные блага, например, оказывает услуги. Минтруд в Письме от 10.06.2016 № 15‑2/ООГ-2136 обращал на это внимание.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. То есть компания не обязана принимать на должность специалиста по охране труда сотрудника, для которого эта работа будет основной.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник. Кроме того, работодатель вправе заключить гражданско-правовой договор с организацией либо специалистом, оказывающими услуги в области охраны труда.
Даже если должность специалиста по охране труда ввести необходимо (численность компании больше 50 человек), Трудовой кодекс не требует выделять отдельного сотрудника – специалистом по охране труда не обязательно будет сотрудник, для которого эта работа станет основной. Значит, обязанности специалиста можно распределить между другими сотрудниками компании или поручить кому‑то одному, если их квалификация соответствует требованиям закона.
Кому поручим обязанности специалиста по охране труда?
Скажем сразу: не важно, какую должность занимает сотрудник согласно штатному расписанию. Если у него есть соответствующие подготовка и опыт, ему вполне можно поручить работу по охране труда в организации.
Приказом Минтруда РФ от 04.08.2014 № 524н утвержден профессиональный стандарт специалиста по охране труда. Согласно его требованиям работник, выполняющий функции охраны труда в компании, должен иметь высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности. Если профильного высшего образования нет, работник должен пройти профессиональную переподготовку в данной области.
При наличии у работодателя опасных производственных объектов работник должен пройти соответствующую подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
Функции специалиста по охране труда может выполнять и работник со средним профессиональным образованием, если он прошел переподготовку в области охраны труда и имеет стаж работы в данной области не менее трех лет.
То есть кадровик или любой другой специалист может выполнять функции специалиста по охране труда при условии наличия высшего образования или прохождения переподготовки в этой области. Если же у рассматриваемого кандидата среднее профессиональное образование и нет опыта работы в охране труда, то поручить ему работу по охране труда нельзя.
Варианты поручения функций специалиста по охране труда
Давайте рассмотрим два варианта в зависимости от численности компании.
Численность работников более 50 человек
Варианты действий работодателя различаются в зависимости от того, имеется должность специалиста по охране труда в штатном расписании или нет.
1. Совместительство. Если должность имеется, можно заключить трудовой договор о работе по совместительству (ст. 60.1 ТК РФ). Напомним, что совместительство – выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). В трудовом договоре необходимо указание на то, что работа является совместительством.
В данном случае оформляется договор о внутреннем совместительстве. В нем должны быть прописаны обязанности по охране труда, которые будет выполнять сотрудник, либо содержаться ссылка на должностную инструкцию.
По желанию можно установить срок действия такого договора или же не ограничивать его. Но учтите: срочный договор вы не сможете расторгнуть по ст. 288 ТК РФ, когда решите принять на должность специалиста по охране труда основного сотрудника.
2. Совмещение. По правилам ст. 60.2ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату. Поручаемая дополнительная работа может осуществляться путем совмещения профессий (должностей).
При совмещении профессий (должностей) работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).
Срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия сотрудника путем заключения соглашения. Он имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель – досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
На основании заключенного соглашения издайте приказ о совмещении (см. стр. 65).
Если в штатном расписании должности специалиста по охране труда нет, придется ввести ее, поскольку в ч. 1 ст. 217 ТК РФ однозначно говорится о введении такой должности в штатное расписание или создании целой службы.
Численность работников менее 50 человек
В таком случае тоже следует заглянуть в штатное расписание. Если должность специалиста по охране труда присутствует, возможно заключение с работником компании либо трудового договора о работе по совместительству, либо соглашения о совмещении функций по данной должности.
к трудовому договору от 10.10.2012 № 21
19 октября 2017 г. г. Киров
Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» (ООО «Ромашка»), именуемое в дальнейшем Работодателем, в лице директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании устава и трудового договора от 14.02.2010, с одной стороны, и специалист отдела кадров Петрова Анна Петровна, именуемая в дальнейшем Работником, с другой стороны, заключили соглашение о нижеследующем:
1. С 23.10.2017 Работник выполняет дополнительную работу в порядке совмещения должности специалиста по охране труда.
2. Работник выполняет должностные обязанности в объеме 40 % работы, определенной должностной инструкции специалиста по охране труда, утвержденной приказом ООО «Ромашка» от 14.01.2016 № 05/01:
2.1. Проводит вводный инструктаж по охране труда, координирует проведение первичного, периодического, внепланового и целевого инструктажа, обеспечивает обучение руководителей и специалистов по охране труда, обучение работников методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве.
2.2. Контролирует проведение обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструктажей по охране труда и стажировок в соответствии с нормативными требованиями.
2.3. Осуществляет проверку знаний работников о требованиях охраны труда.
3. За совмещение должности специалиста по охране труда Работник получает ежемесячную доплату в размере 10 000 (десять тысяч) руб.
4. Действие соглашения может быть прекращено по истечении трех рабочих дней со дня письменного предупреждения Работником Работодателя или письменного уведомления Работодателем Работника о прекращении выполнения дополнительной работы.
ООО «Ромашка» А. П. Петрова
Директор И. И. Иванов Иванов, 19.10.2017 Петрова, 19.10.2017
Экземпляр соглашения получила. Петрова, 19.10.2017 А. П. Петрова
И приказ о совмещении должностей.
Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка»
ПРИКАЗ № 108‑к о совмещении должностей
С 23 октября 2017 года специалист отдела кадров Анна Петровна Петрова выполняет обязанности специалиста по охране труда в порядке совмещения должностей в объеме 40 % работы с ежемесячной доплатой в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Основание: дополнительное соглашение от 19.10.2017 № 1 к трудовому договору от 10.10.2012 № 21.
Директор Иванов И. И. Иванов
С приказом ознакомлена:
Специалист отдела кадров Петрова, 19.10.2017 А. П. Петрова
А если должность отсутствует? Вот тут возникают сложности. Многие специалисты считают, что и в данном случае возможно заключение соглашения о совмещении. При этом они говорят: хотя совмещение подразумевает наличие вакантной должности, случай с функциями специалиста по охране труда – исключение.
С одной стороны, действительно, согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФпри отсутствии у работодателя штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. То есть норма закона не содержит императивного предписания, требующего штатной должности работника службы охраны труда, императивным является лишь требование об организации охраны труда, которая может быть осуществлена различными способами. К такому выводу приходят и суды (см., например, Апелляционное определение ВС Чувашской Республики от 26.10.2015 по делу № 33‑4656/2015).
Однако мы считаем, что о совмещении должностей в данном случае речи быть не может, поскольку совмещение предполагает выполнение дополнительной работы по другой профессии или должности. Предполагается, что если должность не включена в штатное расписание, и совмещать нечего. Это подтверждает и судебная практика. Например, Апелляционным определением Саратовского областного суда от 03.03.2016 по делу № 33‑1423/2016 работнику было отказано во взыскании платы за совмещение, так как в штатном расписании организации отсутствовала должность, доплату за совмещение по которой требовал работник. А Свердловский областной суд в Апелляционном определении от 02.09.2016 по делу № 33‑14461/2016 прямо указывал: совмещение должностей (профессий) подразумевает выполнение наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по такой же профессии (должности) либо по иной профессии (должности), предусмотренной штатным расписанием организации.
Кроме того, вопрос о возможности оформления совмещения работнику компании по должности специалиста по охране труда при отсутствии ее в штатном расписании рассматривался специалистами Роструда на сайте Онлайнинспекция.рф. В частности, специалисты указывали, что заключение дополнительного соглашения о совмещении с должностью, не предусмотренной штатным расписанием, невозможно. Однако они не пояснили, как оформить дополнительную работу в таком случае в соответствии с трудовым законодательством.
Полагаем, что при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании, ее необходимо ввести в него и только после этого оформлять совмещение. Еще вариант – заключить гражданско-правовой договор об оказании услуг в сфере охраны труда.
Как уполномочить сотрудника организации на выполнение функций по охране труда при отсутствии должности специалиста по охране труда в штатном расписании?
С согласия работника его можно назначить ответственным за охрану труда в организации, издав соответствующий приказ. Затем следует внести изменения в должностную инструкцию работника, дополнив ее должностными обязанностями ответственного по охране труда. Без согласия работника поручить ему дополнительную работу нельзя. Об этом говорится в ст. 60 ТК РФ: запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Поскольку функций у работника прибавится, должна повыситься его зарплата.
Резюмируем: если в компании нет специалиста по охране труда, но такая должность присутствует в штатном расписании, обязанности по охране труда можно поручить любому из сотрудников, имеющему необходимую подготовку, в порядке совмещения должностей или совместительства. В первом случае оформляется соглашение и издается приказ о совмещении, во втором – заключается трудовой договор о внутреннем совместительстве.
Если же должности в штатном расписании нет, можно привлечь специалиста по охране труда по гражданско-правовому договору либо поручить выполнение работы по охране труда работнику, имеющему специальную подготовку. Тогда необходимо внести изменения в должностную инструкцию и издать приказ о возложении обязанностей по охране труда.