За что отвечает учитель английского языка
Сколько зарабатывает учитель английского
В Волгограде
Некоторые учителя в России находят способы зарабатывать от 200 тысяч в месяц, а в горячую пору ЕГЭ даже до 700 000.
Но большинство получают в десятки раз меньше. Росстат считает, что средняя зарплата учителя сейчас — 40 тысяч рублей. Учитель английского языка из Волгограда рассказал Т—Ж, как далека статистика от реальности.
Выбор профессии
Я учился в языковой школе с английским, французским и латынью. При этом нравился мне только английский, но не могу сказать, что я по нему фанател. И когда пришло время поступать, я решил пойти по родительским стопам: мама всю жизнь проработала учителем русского языка и литературы. Но предметы выбрал другие: английский и немецкий языки. Сейчас веду только английский, практики немецкого нет уже 13 лет, для учителя это критично.
В университете я попал в самую сильную группу на потоке. Преподаватели оказались самые топовые, учиться было тяжело, но круто. Настолько, что сегодня иностранцы не всегда верят мне, когда говорю, что вырос в России.
Во время учебы я подрабатывал репетитором английского и несколько раз в неделю по вечерам ездил к ученикам. Денег было очень мало, но и нужды в них особой не чувствовалось, жил я у родителей.
Я не хотел идти в армию, поэтому после окончания университета поступил в магистратуру. Отучился там год, толком не продвинулся в написании работы и сразу оттуда ушел в аспирантуру. Учился очно и за два с половиной года написал диссертацию по лингвистике на тему «Колледж-сленг в интернет-коммуникации американского студента». Защитился с первого раза, стал кандидатом филологических наук. Опыт работы над диссертацией помогает мне и в школе: у учеников каждый год какие-то научные проекты, а я знаю, как к ним правильно подойти.
Когда я поступал, мне было 16 лет — в этом возрасте мало кто думает о перспективах и зарплате.
После университета стал актуальным вопрос о работе, я задумался, зачем сделал такой выбор. В школу я не собирался — мне хотелось работать с языками.
По знакомству устроился администратором в частную клинику. Эту работу можно было совмещать с аспирантурой и репетиторством, к тому же язык в нее тоже вписывался: требовалось переводить инструкции к аппаратуре и оформлять визовые документы. Потом был журналистом в местной газете, писал про жизненные боли города: плохие дороги, заброшенный берег Волги и прочее.
В 2011 году передо мной встал выбор: идти торговать машинами в местном центре «Тойота» или работать по профессии. Я выбрал второе.
Поначалу с надбавками за кандидата наук и молодого специалиста зарплата была чуть больше 13 000 рублей. После года работы я набрал портфолио, туда входит участие учеников в разных олимпиадах, их победы. Например, мой ученик со своей научной работой занял первое место в городе и поехал защищать ее в МГУ, где стал призером и получил грамоту РАН. Это один из самых больших моих педагогических успехов. Учитываются и твои личные достижения: публикации, отсутствие жалоб со стороны родителей. За портфолио мне начислили стимулирующую надбавку к зарплате — обычно она составляет от 4 до 6 тысяч рублей. Количество уроков у меня тоже увеличилось до 24—26 часов в неделю, но на зарплате несколько дополнительных часов почти не отражаются — прибавляют около тысячи в месяц. В итоге я стал получать 17 900 рублей. А еще через три года моя зарплата выросла до 26 000.
была зарплата учителя с ученой степенью в первый год работы
При этом я всегда занимался репетиторством, в среднем в месяц это приносило еще как минимум 10 000 рублей.
Суть профессии
Я чаще преподаю в старшей школе, классы приходят преимущественно сильные, есть ребята, которые говорят на языке практически на моем уровне, но есть и гораздо более слабые ученики.
У всех детей проблемы с разными аспектами английского: кто-то слаб в грамматике, кто-то ошибается в произношении. У многих бывают трудности с живой коммуникацией. Разговор на языке часто ставит учеников в тупик, даже если им есть что сказать. Поэтому значительную часть урока мы общаемся строго на английском, и детям приходится говорить без подготовки. Это закаляет.
Уроки проходят по классике: проверка домашнего задания, новый материал с обсуждением и объяснением. Но строго программы я не придерживаюсь. Раз в несколько недель у нас обязательно есть стороннее занятие на интересную тему: нужно приготовить презентацию любимого фильма, рассказать о хобби, загадать известного актера, сделать аудирование по отрывку сериала. Всегда тщательно отбираю материал, чтобы он подошел по возрасту и в кадре не было непристойностей и крови — только нейтральные моменты с классными диалогами или монологами.
На уроках мы также готовимся к ЕГЭ, насколько позволяет программа. Экзамен сложный, особенно эссе с выражением мнения и устный блок.
На языковые специальности идет немало наших выпускников, стабильно порядка 10 человек из параллели. Почти все едут в Москву или Санкт-Петербург. Английский без репетитора сдают единицы — как правило, это умные дети, которые просто решили перестраховаться и сдать лишний экзамен на случай «вдруг пригодится». Они не готовы тратиться на дополнительные занятия, им хватает школы и консультаций.
Есть дети, которым иностранный язык не нужен, — например, они поступают на юридические специальности, сдают историю и обществознание. Я всем иду навстречу, отношусь к ученикам адекватно, кому-то просто помогаю перебиться с двойки на тройку. Но таких крайне мало.
Дисциплину в классе поддерживать непросто. При этом голос повышать бессмысленно — только горло заболит, да еще выглядеть будешь по-дурацки. Выгонять детей из класса нельзя, все решаем диалогом. Дожидаешься тишины и нормально объясняешь, чем кто помешал на уроке и почему это плохо.
Сериалы и передачи, которые помогут учить английский: выбор Сергея
«Очень странные дела»
«Симпсоны»
«Топ-гир»
Behind the Scenes
Полнометражный мультфильм «Зверополис»
«Как это работает?»
TED Talks
Минусов в моей работе целый список.
Во-первых, низкая зарплата. Я получаю 25 000 рублей чистыми — и это со всеми надбавками при работе на полторы ставки: у меня 29 часов, то есть шесть дней в неделю по 4—6 уроков в день.
зарплата учителя, который ведет по 4—6 уроков шесть дней в неделю
Во-вторых, низкий социальный статус профессии. Твой позитивный настрой и степень кандидата наук не играют роли, если перед тобой родители-самодуры. Мне приходилось участвовать в малых педсоветах — это когда коллектив разбирает косяки конкретного ученика в присутствии его самого и его родителей. И там звучали фразы типа: «Если ребенок ведет себя плохо, значит, на уроке вы не можете его заинтересовать». Получается, школа крайняя, а воспитание в семье не играет роли.
В-третьих, высокая степень выгорания. Да, отпуск у учителей — два месяца. Но ни в одной другой компании или организации меня так не удручал момент выхода на работу. В сентябре все еще на положительных эмоциях после лета, а потом вставать по утрам становится все тяжелее.
Ранние подъемы целый год, монотонность, строгие временные рамки — все играет свою роль.
Немало бумажной работы: журналы курсов и факультативов, оформление портфолио, отчетности по личному рейтингу. А у классных руководителей просто ад: личные дела детей, инструктажи, справки от родителей о болезнях, списки классов на питание и в медкабинет. Сейчас у меня нет классного руководства, но раньше было. Чтобы выбрать эту участь, надо любить школу и педагогику. У классного руководителя много дополнительной работы. Он смотрит, кто опоздал, заболел, прогулял, разруливает любые конфликты, следит за успеваемостью, организовывает участие в разных мероприятиях, проводит собрания, отвечает на все — все! — вопросы родителей. И все это за смешную доплату, что-то в районе 1500 рублей в месяц.
В-четвертых, нет перспектив. Недавно была новость: Росстат посчитал средние зарплаты учителей по России. Оказалось, это более 40 000 рублей в месяц. Однако я работаю в полную нагрузку, получаю доплату за кандидата наук — около 3000 рублей — и все равно не дотягиваю до этой планки. Либо мне врет бухгалтерия, либо у Росстата неверные данные.
средняя зарплата учителя в Волгоградской области в 2019 году по данным Росстата
Место работы
Проработав в школе четыре года, я уволился: решил попробовать себя в новых сферах, меня позвали в частную школу на место руководителя международного отдела. Я через интернет подбирал преподавателей-иностранцев, проводил с ними собеседования, занимался их документами, организовывал перелет в Россию, помогал обжиться на месте, контролировал их расписание, решал вопросы по контрактам. Получал ровно 25 000 рублей. Ушел из-за конфликта с руководством. Начальница часто выплескивала плохое настроение на сотрудников, а я не тот человек, который позволяет поливать себя грязью.
После этого был менеджером по внешнеэкономической деятельности в интересном стартапе: мы продавали блоки чип-тюнинга в Канаду, США, на Филиппины. Я получал 30 000 рублей на руки и проценты от продаж, английского было более чем достаточно, на нем велась вся коммуникация с клиентами. Это было очень круто.
Когда стартап обанкротился, я стал фрилансером. Бывший коллега по стартапу плотно ушел в инфобизнес, нашел инвесторов и предложил мне работу. Я помогал редактировать статьи, работал с авторами, публиковал контент. Получал сдельно, при полном рабочем дне выходило около 7000 рублей в неделю. Так я проработал полгода.
При свободном графике было хорошо, я даже отъелся, хотя обычно у меня постоянный вес. Но были и свои минусы: не поработал — денег не получил. Поехал на море на неделю — денег нет. Поэтому мне хотелось найти работу с соцпакетом и официальным трудоустройством. Главным фактором оставался английский язык, я боялся потерять близкий к нативному уровень. Уходить полностью на переводы не вариант: тут важно иметь широкую клиентуру, иначе придется просто ждать, пока тебя найдет заказчик.
В итоге два года назад я вернулся в ту же школу, где и начинал в 2011 году, но на худшие условия.
Сначала мне платили всего 17 000 рублей: за время моего отсутствия учителям урезали зарплаты, а у меня больше не было надбавки за портфолио.
В контексте всего города моя школа — одна из лучших. Это гимназия с углубленным изучением иностранных языков. Коллектив классный: на нашей кафедре семь педагогов младше 35 лет и пять человек постарше. Все сильные в своей сфере, думаю, случайных людей тут нет.
У нас ценят сотрудников, насколько это возможно. Конечно, иногда могут и поругать, но идут навстречу в личных вопросах, если что-то не получается или нужно отпроситься. И зарплата у нас больше: судя по вакансиям на «Хедхантере», учителям в других школах Волгограда могут платить на четверть меньше. К тому же английский в нашей гимназии — профильный предмет, поэтому и ставка за час у нас выше.
Случай
В первый год моей работы в школе в Волгограде проходила международная конференция «За мир во всем мире». Организаторами были японцы из Хиросимы. Они проводят такое мероприятие каждый год либо на своей территории, либо в городе-побратиме. К нам приехало порядка 60 человек из Японии, Китая, Испании, Италии, Германии. От нашей школы участвовали три старшеклассника и я в качестве куратора детей.
Неделю шли совместные мероприятия с иностранными студентами: спортивные состязания, экскурсии, проекты по сохранению мира во всем мире, съемки видео, танцы. Для меня это самая яркая неделя за все время работы в школе: море эмоций и английского.
Это был мой первый в жизни опыт настолько насыщенного общения на языке.
Из тех трех учеников один после школы уехал в Японию, остальные двое поступили в Москву: в МГИМО и в МГУ.
Рабочий день
Обедаю я в школе — по мне, в столовой все очень вкусно и дешево. За 90—120 рублей можно взять первое, второе, чай и булку.
Раз в месяц бывает педсовет: весь коллектив собирают в одном кабинете для обсуждения каких-то рабочих моментов. Чаще всего это информация об изменениях в рабочем графике или о новых проектах. Это могут быть олимпиады, переводческие состязания, конкурсы видеороликов. А могут быть и международные инициативы. Например, на днях мои ученики писали письма на тему What is peace for me — «Что для меня значит „мир“». Эти письма поехали в город-побратим Волгограда Ковентри, оттуда нам пришлют ответы детей.
Если есть классное руководство, придется собираться раз в неделю после уроков с другими классными руководителями. Здесь дают информацию по инструктажам и классным часам, которые нужно провести с детьми. Собрание заканчивается не раньше 14:00, после можно идти домой.
Обязательный элемент моего дня — репетиторство. Для «поддержания штанов» нужно минимум одно занятие в день. Заканчиваю я в районе 17:00.
Подработки
Сейчас у меня три ученика. Они приходят дважды в неделю. Занятие стоит от 500 рублей за час. Клиенты меня находят через сарафанное радио или школу, но своих школьных учеников я не беру, чтобы не возникало слухов, что якобы незаслуженно раздаю пятерки по предмету. Занимаюсь со старшеклассниками, готовимся к ЕГЭ. Лучший результат, который мой ученик показал на экзамене, — 90 баллов.
В прошлом году я запустил собственный проект — сайт со статьями про машины: ремонт, обслуживание, выбор автомобилей, вопросы по документам. Я делал там все, от регистрации домена до публикации статей — сейчас их 50, и достиг уровня, когда надо либо приостановить работу, либо нанимать редакторов и авторов. Но это дорого, тратиться я не хочу. Работа остановилась, но посещаемость есть, за счет размещения рекламы сайт тоже приносит деньги.
Раньше я еще делал переводы с нотариальным заверением. Мой телефон есть у нотариусов, с которыми мы сотрудничали, они дают клиентам контакты всех переводчиков, и те, в свою очередь, выходят на связь. За одностраничник я получал от 500 рублей, времени на это тратилось много — час-два на перевод, еще столько же на то, чтобы заверить его у нотариуса, заказы поступали редко, так что уже около года я с ними не работаю — надоело.
Доходы
Суммарный доход в месяц — ближе к 40 000. Сюда входит зарплата 25 000 рублей, репетиторство — около 10 000, хотя сумма может варьироваться в зависимости от количества занятий, реклама на сайте — 5000. Для кого-то это ничто, для меня же это пятая часть зарплаты. Кстати, это официальные деньги — Яндекс переводит доход на карту уже за вычетом всех налогов. Недавно я запустил второй сайт.
Чтобы зарабатывать больше, нужно раскручивать сайт. Получается медленно, но я не останавливаюсь. Если сделать несколько проектов хорошего уровня, можно иметь больше 90 000 рублей пассивного дохода в месяц и жить в удовольствие. Но для этого надо много денег, времени и сил.
Еще нужно сменить профессию. В Волгограде я как учитель уже достиг своего потолка по зарплате. Но главный минус — это уже упомянутое эмоциональное выгорание. Я опять хочу уволиться.
Расходы
Моя супруга — HR-специалист в крупной ИТ-компании, получает больше меня. У нас есть сын, ему 9 лет.
Каждый месяц мы с женой скидываем деньги на одну карту, которая забита в NFC наших телефонов. Так удобнее — получаем кэшбэк с покупок.
Квартира у нас собственная, досталась по наследству. На оплату счетов тратим 8000 рублей. На продукты уходит в среднем 6000—7000 в месяц. Жена готовит много и хорошо, полуфабрикаты не покупаем, в основном берем фрукты, овощи, мясо, макароны, крупы. Каждую неделю заказываем что-то из готовой еды: суши, роллы, пиццу, воки. Ценник получается в районе тысячи.
На одежду уходит 4000—5000 в месяц: часто пополняем гардероб сына, он растет, да и сами с женой любим новые вещи, хотя что-то дорогое себе покупаем, только когда варианта потерпеть уже не остается. Иногда случаются более крупные покупки: например, средний ценник на обувь — 3—4 тысячи, на куртки — в районе 6 тысяч. Обычно берем одежду в магазинах H&M, Bershka, Zara, Zolla, Pull&Bear. Я люблю заказывать через интернет — «Ламода» и «Вайлдберриз» рулят. В квартале от нашего дома есть их пункты выдачи, это очень удобно.
Последней спонтанной покупкой была шапка, которая ну очень понравилась, а до этого я брал разные поло и кеды, чтобы «прибарахлиться» к новому учебному году и поднять себе настроение.
Сын ходит в художественную школу и на робототехнику — на оплату кружков требуется 6000 рублей в месяц.
У нас Лада Гранта, мы купили ее новой без кредитов: часть суммы взяли в долг и уже расплатились. На бензин уходит 2500, ОСАГО — 9500 за год, налог — 900 рублей в год. Около 10 000 в год тратим на обслуживание типа тормозов и замены масла.
Много денег уходит на наших двух кошек: 2000 в месяц на наполнитель, 2000 — на еду, около 1000 — на ветеринаров.
Очень большие расходы на медицину: с февраля по май на обследования и лечение у невролога я потратил более 20 000 рублей. Я ходил в частные клиники, делал дорогие МРТ головного мозга — ждать полгода-год бесплатной очереди было нельзя.
В мае мы начали откладывать по 5000 рублей с зарплаты моей и супруги. Пока не ясно, получается у нас копить или нет: когда не хватает до следующей получки, приходится брать из отложенных денег. Мы ни на что конкретное не копим, просто не хочется жить без копейки за душой.
Экономия
Экономим мы на всем. Продукты покупаем преимущественно по акциям. То же с одеждой: стараемся выбирать со скидками или повышенным кэшбэком.
По средним расчетам, кэшбэками в месяц возвращается 600—700 рублей. Еще 5% я получаю за топливо — оформил ОСАГО в Тинькофф, они начисляют такой бонус на карту Black.
В кино ходим раз в полгода-год. Последний поход в ресторан был два года назад. «Макдональдс» и ему подобные заведения не посещаем — это просто вредно для организма. Зато много гуляем, смотрим кино дома, иногда пересекаемся с друзьями и в отпуске берем от жизни все. Этим летом, например, были в Геленджике. Мне очень понравилось: красивые виды, серпантины. Стараемся куда-то ездить каждый год. За границей пока не были.
Недавно впервые воспользовался рассрочкой платежа. Свободных денег не было, но очень хотелось купить кеды Converse за 4000 рублей на «Ламоде». Тут же позвонил сотрудник «Совкомбанка» и сказал, что мне надо срочно купить хоть что-то по карте «Халва», которой я давно не пользовался, — тогда мне дадут подарок от банка. Так я решил взять кеды. Мне рассчитали платеж на шесть месяцев, но я его уже погасил. А подарок оказался ни о чем — магнит на холодильник и чехол для карты «Халва». Но было любопытно проверить, действительно ли не возьмут ничего сверху за рассрочку.
Кредиты не берем никогда и не планируем. Жить в долг — no good.
Финансовая цель
Думаю, если сменить профессию, я мог бы уже в ближайшем будущем получать больше 50 тысяч в месяц. Я планирую уйти в ИТ, там порядок зарплат другой, найти работу на 50—60 тысяч намного легче даже на старте.
Будущее
Я не вижу будущего в качестве учителя в России. Поэтому поступил на курсы дизайна интерфейсов, купил их на Geekbrains. Мне очень нравится работать с дизайном пользовательского взаимодействия, хочется делать что-то понятное и приятное для людей. Через восемь месяцев у меня закончится учеба и будет видно, смогу ли я уйти в новую сферу. Если нет, то проработаю в школе еще максимум год, пока не наберу опыт и портфолио как дизайнер пользовательских интерфейсов.
Заниматься переводами фултайм я не хочу — это не творческая работа, хотя и прибыльная. Мне приятней смотреть фильмы в оригинале и просто общаться, а самореализация в этой области неинтересна.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.
Профессия учитель английского языка
Профессия учитель английского языка — одна из самых интересных и познавательных. Ее представителям нужно не только бегло говорить на иностранном языке, но и знать массу вещей, которые относятся к британской культуре, литературе и традициям. Помимо этого, хороший педагог должен передать свои знания учащимся и привить им любовь к предмету. Что же нужно для того, чтобы стать учителем английского языка и работать в учебном заведении?
Требования к учителям иностранного языка
Хорошему педагогу необходимо не только доскональные знания в сфере лингвистики, но и умение передавать их своим подопечным. В число требований, которые выдвигаются к учителям английского языка, входят:
Педагог должен уметь четко и ясно излагать материал, оценивать потенциальные возможности учеников к изучению языка и находить индивидуальный подход к каждому из них. Большим плюсом будет знание современных методик по изучению иностранных языков и навыки применения их на практике.
Факультет лингвистики университета «Синергия»
Лингвистический факультет университета «Синергия» дает студентам глубокие знания в области иностранных языков, их истории и особенностей, культуры стран запада и многого другого. Учащиеся проходят практику в разных зарубежных организациях, общаются с носителями языка и приобретают практические навыки, необходимые для профессиональной деятельности. Студенты имеют возможность поехать в качестве вожатых в специализированные лагеря Подмосковья, Мальты, Болгарии и других, где можно не только отлично провести время, но и углубить свои знания в сфере лингвистики. Кроме того, с первого курса учащиеся имеют возможность трудоустроиться по специальности и накапливать стаж параллельно с учебой.
Чтобы поступить на факультет лингвистики абитуриенту нужно сдать экзамены по обществознанию, русскому и иностранному языку. Срок обучения составляет 4−4,5 года, после окончания образовательной программы выпускник получает диплом государственного образца с присвоением степени бакалавра.
Где получить педагогическое образование?
Высшее педагогическое образование, которое является необходимым требованием для работы учителем английского языка, можно получить в нашем университете, пройдя обучение по специальностям учитель начальных классов и педагог дошкольного образования. Здесь студенты получают обучаются основам психологии, педагогики и начального образования, что дает возможность в будущем работать на должности учитель иностранного языка в начальной школе. Для поступления необходимо предъявить диплом о первом образовании и сдать внутренние экзамены вуза, срок обучения — 2−3 года в среднем.
Смежные профессии
Специальность учитель английского языка открывает перед человеком широкие карьерные возможности. Представители данной профессии могут работать как в государственных или частных школах, так и на курсах иностранных языков, в лингвистических центрах, а также давать уроки иностранного языка детям и взрослым в качестве частного преподавателя. Многие специалисты занимаются переводческой деятельностью или открывают собственные лингвистические центры и бюро переводов.
Зарплата учителя иностранных языков
Оплата труда учителя иностранных языков зависит от его квалификации и опыта. В государственных школах педагоги получают от 12 до 24 тыс. рублей, в частных школах оплата достигает 60−80 тыс. Большим плюсом для учителя будет стажировка в зарубежных компаниях и наличие собственных наработок по методике преподавания — они дают дополнительные преимущества при трудоустройстве в крупные лингвистические центры и престижные учебные заведения. Стоимость репетиторской деятельности также зависит от образования и опыта педагога, и варьируется от 700 до 2 тыс. рублей за урок.
Ленинградский пр-т, д. 80, корпуса Е, Ж, Г.
Станция метро «Сокол», выход в центре зала на ул. Балтийская, далее пешком или на троллейбусе (№ 6, 43) до остановки «Институт Гидропроект» (1 остановка), у троллейбусного депо повернуть направо.
Контакты приемной комиссии:
Телефон: +7 (495) 800 10 01
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 08:30 — 22:10;
Сб — Вс: 10:00 — 17:00;
6 вещей, которые надо помнить при работе с репетитором по английскому
Приемы, которые помогут выучить язык быстрее и эффективнее
Но уроки с преподавателем — не волшебная пилюля. Даже с таким, у которого множество положительных отзывов и престижных сертификатов. Это лишь один из инструментов обучения, которым надо уметь пользоваться, чтобы получить максимальную пользу.
Я преподаю английский 15 лет, нанимала и тестировала специалистов для собственной языковой школы. Кроме того, я фанат изучения иностранных языков, поэтому десятки раз подбирала для себя репетиторов.
За это время я выработала принципы для поиска и оценки преподавателей. Расскажу на примере английского, но большинство приемов и принципов относятся к изучению любых иностранных языков.
Подбирайте преподавателя под конкретные задачи
Самый хороший преподаватель бесполезен, если его методы или навыки не совпадают с вашими целями. Поэтому, перед тем как начать искать репетитора, определите, чего вы хотите — чем точнее, тем лучше.
«Выучить английский», на мой взгляд, слишком абстрактная цель. Очень часто у людей, с которыми я работаю, есть желание таким образом закрыть гештальт и поставить галочку, но это не к преподавателю.
Для конструктивной работы сузьте запрос, решив, для чего вам нужен язык. Например:
Даже эти примеры охватывают много разных аспектов, можно сузить сильнее. Определение конкретной цели поможет и вам, и преподавателю. Скажем, подготовка к международному экзамену обычно заточена под формат этого экзамена, репетитор по TOEFL не подготовит к IELTS, и наоборот.
А то же аудирование можно подтянуть и самостоятельно с помощью «Ютуба» или подкастов — и вообще не тратиться на репетитора.
Оценивайте знания преподавателя
Всегда стоит начинать знакомство с преподавателем с пробного урока. Он может быть платным, бесплатным или укороченным — в зависимости от преподавателя и конкретной платформы. Стоит только предупредить, что вы отбираете преподавателей и дадите окончательный ответ после того, как познакомитесь со всеми кандидатами. Не бойтесь отказывать: преподавателей европейских языков и английского в частности действительно много.
Оценить преподавателя, особенно если почти не знаешь язык, непросто. Но есть несколько факторов.
Международные сертификаты и отзывы. Как правило, они есть у большинства хороших специалистов — чем свежее, тем лучше.
Сертификаты — не только стандартные IELTS или TOEFL, но и специальные преподавательские дипломы вроде Delta и Celta. Ориентируйтесь на уровень Advanced или Proficiency (С1 или C2), ниже B2 опускаться не стоит. Зачастую большие языковые центры нанимают людей, которые знают английский едва ли выше среднего, и бросают их на базовые группы.
Вместе с тем не зацикливайтесь на сертификатах — почитайте отзывы учеников или блог преподавателя, если он есть. Когда не надо готовиться к конкретному международному экзамену, вполне подойдет преподаватель и без сертификатов, но с опытом.
Способность объяснять. Хорошее владение языком не гарантирует, что преподаватель сумеет передать знания. Это касается и носителей: они хоть и говорят на языке с рождения, не всегда знают правила и не могут доступно их разъяснить.
Хорошее объяснение ни с чем не спутать: оно выстраивает ясную картину. У меня в запасе два варианта:
Когда я тестировала сотрудников в свою языковую школу, то, как правило, просила рассказать о Present Perfect или условных предложениях. По моему опыту, понимание этих тем дается русскоязычным студентам с неизменным трудом.
Обе темы — основы основ и одновременно большая проблема для многих обучающихся. Любой опытный педагог объяснял их сотню раз, и то, как он будет работать с темами, — это срез его опыта, тактик, методик и подачи.
Симпатия и личный контакт. Не краеугольный камень, но они помогают сделать обучение эффективнее. Далеко не все зависит от учителя, ведь процесс обоюдный. Напротив, большая часть ответственности лежит именно на ученике. Важно, чтобы наставник вдохновлял примером, увлеченностью, специально подобранными заданиями, а работа приносила приятные эмоции. Даже если педагога рекомендовали надежные люди, доверьтесь собственным ощущениям: если вам некомфортно, не мучайтесь.
Как победить выгорание
Помните, что преподаватель может что-то не знать
Это нормально. Преподаватель-носитель часто не знает правил, по которым надо говорить так, а не иначе, а неноситель бывает плохо знаком с актуальным словоупотреблением, фразеологизмами. Хороший педагог всегда признается в ошибке и объяснит, как ее избежать. А если чего-то не знает, уточнит к следующему занятию и, возможно, расскажет что-то сверху.
Словом, хороший преподаватель постоянно совершенствуется. В университетах, например, весь преподавательский состав проводят через обязательные повышения квалификации. Хороший преподаватель то изучает авиационный английский, то постигает основы современного Received Pronunciation, знает, где и как прокачать язык, потому что сам его прокачивает. Это значит, что педагог работает по актуальным материалам и не будет требовать, чтобы вы употребляли shall для первого лица в будущем времени, потому что в учебнике столетней давности это отмечено как норма.
Договаривайтесь о домашнем задании
Лучше сразу: будет ли оно и сколько, ведь объем влияет на учебный план. Более того, если вы наняли педагога, который верит в ценность самостоятельной работы, а вы ей заниматься не хотите, вы не сработаетесь.
Конечно, можно обойтись без домашки и самостоятельной работы, увеличив частоту встреч и время обучения с репетитором, но это не бесплатно.
Знайте, за что платите
Коротко: хорошие преподаватели стоят дорого. Если бюджет не позволяет, не обязательно заниматься с носителем или русскоязычным профессионалом. Для базового уровня можно найти преподавателя подешевле и менять учителей от уровня к уровню.
Найти такого специалиста можно на сайтах вроде «Ассоциации репетиторов», «Вашего репетитора» или на «Яндекс-услугах». При запросе ориентируйтесь не на слово «методист», а на опыт и место работы кандидата. На «Вашем репетиторе» занятие педагога, умеющего составить план, стоит 1500—2500 Р за 60 минут.
Это дорого, но можно сэкономить: пусть преподаватель-методист оценит ваши знания и составит план, а заниматься вы будете с другим репетитором, услуги которого дешевле, или с тем, кто не такой опытный, например со студентом лингвистического вуза. Не всем репетиторам это придется по душе, но хороший преподаватель-студент, скорее всего, от плана не откажется.
В будущем план поможет и учителю, и ученику: каждый будет знать, что работает только над актуальными задачами. Частый огрех педагогов — долгое изучение одной темы, которое ни к чему не приводит, например изучение времен. Если параллельно не брать другие темы, есть шанс застрять на одной.
Если вы позанимались уже с несколькими специалистами, попробуйте присмотреться к преподавателям подороже. Возможно, придется сократить количество занятий в неделю, но лучше раз в месяц заниматься с хорошим репетитором и копить вопросы на самостоятельной работе, чем два раза в неделю тратить время и деньги на работу с кем-то не слишком компетентным.
Меняйте преподавателей при необходимости
Если вы занимаетесь больше трех месяцев, исправно выполняя задания и не теряя мотивации, а эффекта нет, смело меняйте преподавателя. За три месяца можно сделать ощутимый шаг вперед. Аналогично — если занимаетесь больше года, но по-прежнему не ощущаете языковой свободы. За год по силам дойти до более-менее свободного общения даже с нуля.
Если преподаватель вам подходит, но есть трудности — например, он смыслит в грамматике, но не работает с произношением, — уменьшите число занятий с ним и найдите второго репетитора. О таких маневрах лучше предупредить сразу обе стороны. Можно изначально заниматься с разными репетиторами разными аспектами языка: с одним погружаться в теорию, а с другим больше говорить.
По-настоящему хорошие преподаватели не засиживаются в репетиторах и уходят — кто в синхронные переводчики, кто в науку, а кто на полную ставку в университет. Если занятия с преподавателем мечты закончились, это не повод бросать язык. Можно найти двух-трех менее опытных преподавателей и параллельно искать новый идеал.