За что повышают зарплату

За что повышают зарплату

Служба исследований HeadHunter задалась этим вопросом и провела исследование на тему. Выяснилось, что большинство российских работников привыкли просить прибавку к зарплате самостоятельно, не дожидаясь инициативы со стороны начальника или компании. Чаще всего основанием для того, чтобы высказать свои притязания по увеличению заработка, становится добросовестное выполнение своих обязанностей в течение длительного периода времени (56%). Примерно каждый второй просит прибавку в связи с расширением обязанностей в рамках должности (48%). Около трети поднимают наболевшую тему, когда осознают, что получают неоправданно мало (31%), а 28% подталкивают к разговору о материальном инфляция, рост цен и отсутствие индексации.

Стоит отметить, что просьбы работников, предпринявших попытку поднять уровень своего вознаграждения, не увольняясь из компании, удовлетворяются не так уж и редко. Так, 18% указали, что работодатель всегда шел им навстречу и увеличивал зарплату, а 28% в большинстве случаев оказывались в плюсе. Респонденты отмечают, что их инициатива была вознаграждена прибавкой на 10–30%.

В то же время далеко не все получают желаемое: по словам трети опрошенных, работодатель не удовлетворил их просьбу, объяснив свой отказ отсутствием в компании соответствующей статьи бюджета (38%), неблагоприятным финансовым положением компании (26%) и отсутствием весомых оснований для увеличения зарплаты (23%). Четверть тех, кому отказали, выяснили, что не сейчас, так в будущем их просьба будет удовлетворена. 6% получили ценные рекомендации по тому, на чем стоит делать акценты в работе, чтобы в будущем получить повышение зарплаты. А вот 10% сотрудников, заявив о своих притязаниях, получили предложение отправиться на поиски новой работы, потому что на нынешней им ничего не светит — сурово, зато откровенно. Судя по всему, на работе, как и в любых отношениях, тема денег позволяет раскрыть истинную суть вещей и расставить все точки над i. Будет ли удовлетворена просьба работника или нет, в любом случае он получит интересную информацию о том, насколько его ценят, уважают и есть ли у него перспективы в этой компании.

Интересно, что некоторые люди считают неприемлемым просить прибавку — и таких ни много ни мало 44%! Причины называются разные: одни уверены, что это недостойно и некрасиво (26%), вторые считают, что слишком мало проработали на данной позиции, чтобы на что-то претендовать (24%), третьи утверждают, что в компании подобное не принято (24%). Кому-то неудобно задавать такие вопросы (20%), а кто-то считает, что это просто бесполезно (20%).

Согласно результатам исследования, уже проработав в компании год, треть опрошенных получают повышение в зарплате. Уже у каждого второго, проработавшего около двух лет, происходит корректировка зарплаты в сторону увеличения. Однако отметим, что подобные цифры отражают общие усилия, то есть инициативу как компании-работодателя, так и самих сотрудников.

Опрос проводился Службой исследований HeadHunter 10–15 июля 2013 г. среди 7210 работников компаний.

Источник

Чем отличается индексация от повышения заработной платы

Повышение заработной платы может быть мотивировано разными способами. Некоторые из них добровольны, другие закреплены законодательно. Индексация и повышение зарплаты имеют схожий результат, но различны по сути. Рассмотрим их по отдельности.

Что такое индексация и повышение заработной платы

Индексация – явление, берущее начало с государственного уровня. Цель ее проведения – поддержание уровня жизни населения в условиях меняющейся рыночной экономики. Работодатели должны проводить ее периодически. Требование закреплено в ст. 134 ТК РФ. Главным образом они касаются организаций бюджетной сферы, но на коммерческие тоже распространяются. За несоблюдение возможны санкции в виде штрафа в 30-50 тыс. руб. для юридических лиц; 1-5 тыс. руб. для ИП по ч. 1 ст. 5.27 КоАП. Индексацию вообще нельзя в прямом смысле назвать увеличением зарплаты. Это фактически не вознаграждение за труд, а поддержка страны за то, что человек работает.

Внимание! Особенности индексации выплат в коммерческих фирмах устанавливаются внутренними нормативными документами.

Поднятие уровня заработной платы происходит в результате волеизъявления самого работодателя. Государство устанавливает минимальный его порог, а дальше руководство самостоятельно решает вопрос о целесообразности выплатить больше. Решение принимается исходя из психологических факторов, положения, относительно конкурентов, мотивационной составляющей. За неповышение зарплаты работодателя не накажут сверху, это отношения только между ним и работником.

Вопрос: Обязательно ли индексировать зарплату всем работникам организации независимо от ее уровня либо можно ограничиться индексацией зарплаты работников, которым установлена минимальная заработная плата?
Посмотреть ответ

Виды индексации

Виды индексации различаются по моменту осуществления и порядку принятия решения о ее проведении. Различают такие виды индексации:

Причины повышения зарплаты

Решение о выплате заработной платы принимается внутри фирмы. Оно обычно носит мотивационный характер, учитывает индивидуальную ценность каждого работника. Зарплату повышают по причинам:

Документальное оформление индексации

Факт того, что компания готова платить больше вследствие поднятия рыночных цен, закрепляется во внутренних нормативных документах организации. Например, коллективном договоре, положениях о выплатах, соглашениях и т. п. С ними нужно ознакомить каждого вновь прибывшего сотрудника под роспись. В документах должны быть пункты:

В момент, когда осуществить процедуру в ближайшее время принято решение, об этом составляется приказ.

После проведения индексации для внесения сведений о новых окладах создается измененное штатное расписание.

Документальное оформление повышения окладов

Если изменение оплаты труда происходит вследствие изменения должности трудящегося, нужны такие документы:

Если работник остается на прежней должности, процедура выглядит следующим образом:

Сходства и различия

Оба явления приводят к увеличению выплат в пользу работника. Порядок реализации плана по индексации и повышению зарплат закрепляется во внутренних нормативных документах.

Отличаются они целями проведения, оформлением и порядком. Индексация затрагивает всех штатных сотрудников предприятия, проводится массово. Зарплату повышать могут выборочно, чтобы стимулировать работу отдельных сотрудников.

Экономическая ситуация лишь косвенно влияет на повышение зарплат. Прямой обязанности по увеличению оклада в связи с ростом цен на работодателя не накладывается. Индексация напрямую связана с инфляцией.

Целью повышения зарплаты является улучшение благосостояния работников. Индексацию проводят для поддержания платежеспособности на приемлемом уровне.

Чтобы изменить оклад, требуется заключение двухстороннего соглашения между работником и фирмой. Индексация происходит по инициативе руководителя, не требует согласования.

Обязан ли работодатель проводить индексацию?

Ответственность за уклонение от выплат установлена. Но в ст. 134 ТК РФ сказано, что обеспечение работников заработной платой включает в себя индексацию. То есть четкой формулировки об обязанности применять коэффициент нет. А норму об индексации можно понимать как одну из мер по поддержке, которую желательно включать в план.

Кроме того, коммерческие организации должны выполнять индексацию зарплат, опираясь на собственные нормативные документы. В связи с этим возникают разночтения. На практике суды принимают точки зрения обоих сторон. Учитывается не только то, проведена индексация или нет, но и какие выплаты других видов были в счет работника. Например, официально процедура по индексации не проводилась, но периодически выдавались премии или увеличивались оклады. Это может быть учтено судом как фактор в пользу работодателя. Отсутствие внутренних нормативных актов тоже может быть расценено как отсутствие основы для привлечения работодателя к ответственности. Ведь по закону он обязан индексировать выплаты в соответствии с ними. А если такие акты отсутствуют, обязанности исполнять эту норму вроде бы и нет. Из-за отсутствия жесткой регламентации данного вопроса фактически решения судов исходят из оценки каждого индивидуального случая. Иногда могут потребовать проиндексировать не только оклад, но и премии, прочие поощрительные выплаты.

В настоящее время работодатель сам решает, каким образом увеличивать выплаты своим работникам. Соблюдение норм об индексации повышает престиж фирмы, вызывает доверие сотрудников, так как не каждая организация выполняет это обязательство. Но периодическое повышение заработной платы также может быть учтено как мера, направленная на улучшение благосостояния работников.

Источник

Реально ли сейчас получить прибавку к зарплате

По просьбе «Ведомостей» исследовательская компания Online Market Intelligence (OMI) опросила 10 089 работающих интернет-пользователей. Мы изучали, по каким причинам недовольные сотрудники в пандемию обращались (или не обращались) с просьбами о прибавке, какие аргументы использовали и в каких случаях эту прибавку получали.

Опрос показал, что зарплатой недовольны 60% респондентов. 77,6% из 10 089 респондентов не просили в последнее время прибавки и только 18% обратились с просьбой (еще 4,4% затруднились ответить однозначно).

Почему так мало смелых? 24,5% респондентов, не вступавших в переговоры с работодателем об увеличении жалованья, уверены в безнадежности просьб (все равно откажут), а 23,4% полагают, что в пандемию у компании нет денег на увеличение зарплат.

Другой опрос, проведенный экспертами «HR Lab. – лаборатории HR инноваций» и платформы «Академия здоровья» для аналитического центра «Альфастрахование.Медицина», также показал, что неуместность просьб в нынешнее время ощущает чуть ли не половина персонала. Авторы опросили сотрудников 100 российских компаний с оборотом от 100 млн руб. в год и выяснили, что половина (48%) из них стесняется просить руководство об увеличении зарплаты, так как такой разговор, по их мнению, неуместен во время пандемии. При этом около 34% опасаются, что руководитель найдет на их место сотрудника с более скромными зарплатными ожиданиями.

Набор аргументов

Для большинства просителей (53,9%) переговоры с работодателями закончились ничем – их зарплата осталась на прежнем уровне, по данным «Ведомостей» и OMI. А для 6,1% разговор о повышении зарплаты и вовсе завершился предложением уволиться.

Российские компании повышают зарплаты

Однако это вовсе не означает, что у обратившихся за прибавкой вообще нет никаких шансов. По данным совместного исследования «Ведомостей» и OMI, прибавку получили 16,1% сотрудников, в пандемию вступивших в переговоры с работодателем. Еще 21% респондентов жалованье не увеличили, но пообещали сделать это в будущем, когда кризис закончится.

Как респонденты обосновывали просьбы о прибавке? 46,1% указывали на тот факт, что их нагрузка и объем обязанностей в пандемию выросли (а значит, нужно привести зарплату в соответствие с нагрузкой). 39,1% опрошенных ссылались на то, что в период пандемии сотрудники, которые ходят на работу, подвергают опасности здоровье. 32,7% заметили, что их зарплата ниже рыночной, а 24,1% ссылались на семейные обстоятельства, 12,6% заявили работодателю, что готовы инициировать новый проект, а 7,6% говорили, что, если им не повысят зарплату, они уволятся.

Мы обнаружили, что в аргументации тех просителей, кто получил прибавку, и тех, кто получил отказ, были серьезные отличия.

Две стратегии

Оказалось, что получившие прибавку чаще пользовались такими аргументами, как рост объема работы (таких респондентов оказалось на 5,5 п. п. больше, чем просителей, чья зарплата после разговора осталась на прежнем уровне), и чаще предлагали новые проекты (на 6,4 п. п. больше).

При этом они реже упирали на риски для здоровья (респондентов, использовавших этот аргумент и получивших прибавку, было на 13,7 п. п. меньше, чем просителей, получивших отказ), на несоответствие зарплаты среднерыночной (на 12,6 п. п. меньше) и на трудные семейные обстоятельства (на 8,3 п. п. меньше).

сотрудников, попросивших о прибавке к жалованью, ссылались на риски для здоровья из-за необходимости присутствия на работе в пандемию

Существуют две стратегии переговоров о повышении зарплаты, рассказывает основатель проекта «Зарплатный переговорщик» Андрей Носов. По его словам, сотрудник может потребовать немедленного повышения зарплаты, так как много работает и уже многого добился, но работодателей такие заявления не сильно впечатляют. Более эффективная стратегия – сказать, что не требуешь немедленного повышения (отметив, что на рынке за такую же работу платят больше). Сотрудник может предложить работодателю вместе подумать, какие еще обязанности он может на себя взять и какой результат получить. Тогда у работодателя будет время понаблюдать, как человек будет справляться, и понять, заслуживает ли он повышения зарплаты. Однако эти стратегии ограничиваются одним должностным уровнем, уточняет Носов, и сотрудник может просить о прибавке не более чем на 25–40%. Если речь идет о большей прибавке, работнику придется доказывать, что он достоин более высокой должности, где больше ответственности и обязанностей.

Каким будет рынок труда в 2025 году

Точечные повышения

А что сами работодатели рассказывают о своей готовности повышать зарплаты в пандемию? По данным «Альфастрахования», более трети (34%) организаций готовы повышать зарплату ключевым и наиболее эффективным сотрудникам, 23% сообщили, что зарплаты в пандемию не повышали, но расширили соцпакет и приняли меры для дополнительной защиты здоровья сотрудников. Только 6% сообщили, что отказали бы сотрудникам в просьбах о повышении зарплаты.

По словам Маргариты Носовой, менеджера практики стратегического и операционного консалтинга KPMG в России, в пандемию у организаций появился отличный повод задуматься о том, какие сотрудники нужны компании больше, а какие меньше. Тем, кто действительно нужен, компании готовы поднимать зарплаты.

Однако в основном компании увеличивают зарплаты за счет премий, которые зависят от выполнения целевых показателей, а эти целевые показатели компании в пандемию начали корректировать, уточняет Нэда Сонгин, гендиректор Korn Ferry в России и СНГ. По ее словам, теперь компании все больше привязывают вознаграждения не к результатам команды или подразделения, а к результатам каждого сотрудника в отдельности и важности его участка работы для компании (трудится ли он в подразделениях по работе с клиентами или в поддерживающих подразделениях).

сотрудников, не обращавшихся к работодателю с просьбой о прибавке к зарплате, объяснили свое нежелание тем, что у компании из-за пандемии и кризиса нет денег на повышение зарплат

Однако активнее других в пандемию пересматривали KPI (и вознаграждения) те компании, которые в сжатые сроки расширили каналы сбыта или набрали новых клиентов, замечает Елена Каминская, эксперт по управлению персоналом Strategic Business Partner. По ее словам, многие из таких компаний увеличили вес KPI, связанных с онлайновыми продажами.

Зарплаты и страховки

«Ведомости» спросили 16 российских компаний из разных отраслей, повысили ли они в пандемию вознаграждения сотрудникам и изменили ли соцпакеты сотрудников. Ответили на запрос «Ведомостей» пять компаний, из них об увеличении зарплат в пандемию сообщили три: «Всеинструменты.ру», «Ашан» и Unilever. По словам Алеси Ракитиной, директора онлайн-гипермаркета «Всеинструменты.ру» по эффективности персонала, с начала пандемии поток заказов значительно увеличился и стало не хватать рук для их обработки. Поэтому пришлось наращивать численность персонала. Если до пандемии в компании работало 3000 человек, то во II квартале были наняты дополнительно 1000 сотрудников, а в октябре – еще 1000 человек. Компания повысила зарплаты складским работникам на всех уровнях – операторам, бригадирам, старшим смены, руководителям группы участка, продолжает Ракитина. В среднем, по ее словам, повышение зарплаты составило 15–20%. Всем остальным категориям сотрудников компания сохранила зарплаты, которые были до пандемии, а кроме того, включила в пакет ДМС возможность сдавать тесты на COVID-19 и антитела к нему, поясняет Ракитина.

Ритейлер «Ашан», по словам представителя сети, дополнительно премирует сейчас работников торгового зала, кассиров, менеджеров и работников складов, на которых легла основная нагрузка во время пандемии. Компания Unilever в 2020 г. повысила зарплату фабричным сотрудникам, специалистам и менеджерам, рассказал представитель компании. «Ашан» также добавил в медстраховки сотрудников опции по психологическим консультациям, по вызову узких специалистов на дом и страховую выплату в случае смерти по заболеваниям, вызванным коронавирусной инфекцией.

Остальные компании сообщили только о расширении соцпакетов. Например, Ольга Филатова, исполнительный вице-президент по управлению персоналом, организационному развитию и поддержке «Вымпелкома», рассказала, что во время пандемии компания добавила в медстраховки сотрудников телемедицину и бесплатную медицинскую помощь при заболевании COVID-19.

В целом пандемия научила компании большей управленческой гибкости, говорит Павел Безручко, управляющий партнер компании «Экопси консалтинг». Они не обещают индексировать зарплаты всем сотрудникам, а, чтобы сохранить бизнес, повышают жалованье только ключевым и самым востребованным сотрудникам, в отдельных случаях добавляя новые опции в пакет льгот, резюмирует Безручко.

Источник

Аргументы для повышения зарплаты: хорошие и плохие примеры

Вы работаете в компании больше года. Достигнутые цели, довольные клиенты и заказчики, новые задачи — только на заработной плате это никак не сказывается. Забудьте о словах Булгакова: «Никогда ни о чем не просите. Сами придут и сами все дадут». Если надеетесь на телепатическую связь с руководителем, будьте готовы, что бюджет на повышение заработной платы уйдет более настойчивым и разговорчивым коллегам.

Говорить о повышении зарплаты стоит аккуратно и точно.

«Мне назначил встречу С. — аналитик одной из команд. Он пришел к нам восемь месяцев назад, — рассказывает менеджер по персоналу ИТ-компании. — С работой справлялся, но не более. Задач новых брать не хотел, на внутренние тренинги не ходил, коллегам помогать отказывался. И начал с того, что вот прошло время и он ожидает роста заработной платы.

«Индексации», — вот так он выразился. До сих пор удивляюсь, что люди ждут повышения просто за выслугу лет, не прикладывая к этому никаких усилий».

Как не надо просить прибавки

Шантаж: «Либо вы мне платите столько-то, либо я ухожу». Сработает максимум один раз, и то — если вы действительно незаменимы. После этого вы, скорее всего, вы автоматически попадете в кандидаты на скорое расставание.

Каприз: «Я уже три года работаю, где моя прибавка?». Платят за результат, а не за выслугу лет в компании.

Если нет ощутимой пользы, и объем ваших задач существенно не вырос за это время, то работодатель не увидит оснований для пересмотра зарплаты. Исключение — регулярное небольшое повышение зарплат (максимум на 3-5%) в крупных компаниях в связи с инфляцией. Но в компаниях, где это принято, такой пересмотр проводят и так, по инциативе работодателя, без напоминаний от сотрудников.

У вас есть тема для беседы с руководством, если размер вашей зарплаты заметно ниже среднерыночных, то есть зарплат в других похожих компаниях вашего региона за аналогичный функционал специалистам вашего уровня. Правда, чтобы приводить такой аргумент, нужно располагать фактами — например, сослаться на зарплатное исследование. Работодатель не обязан поднимать зарплату до рыночного уровня, но тем, чей труд для компании ценен, этот аргумент дает хорошие шансы на повышение. Руководство поймет, что потеряет вас, как только вы найдете вакансию с более конкурентной зарплатой.

Слухи и сплетни: «А почему Иванову повысили, а мне нет?». Во-первых, такова реальность: у сотрудников на похожих позициях могут быть разные зарплаты, само по себе это не аргумент и не всегда признак несправедливости. Вы уверены, что выполняете такой же объем задач и с таким же результатом, как Иванов? Во-вторых, обычно бонусы и заработная плата — часть коммерческой тайны, которую сотрудники не должны разглашать.

Личные обстоятельства: у вас ипотека, скоро свадьба или пополнение в семье, пожилые родители на иждивении, нужно оплатить обучение ребенка. Всё это не имеет отношения к работе, а платят вам именно за нее, и современные руководители с большим удивлением воспринимают попытки подобных аргументов для прибавки.

«Меня просто поразила одна молодая сотрудница, которая как-то пришла просить повышения зарплаты со списком своих ежемесячных расходов, — рассказывает Марина, руководитель коммуникационного агентства. — Ее аргументом было то, что ей хватает только на самое необходимое, а на дополнительные «хотелки» — нет. Поясню: у нас хороший уровень зарплат в компании, мы платим даже немного выше рынка. Но ведь и уровень расходов у каждого свой: сегодня ей не хватило на поездку на курорт, а завтра она придет просить повышения для покупки машины представительского класса? Я как руководитель и собственник бизнеса, вообще не понимаю, как можно обосновывать повышение зарплаты не своей ценностью для бизнеса, а личными потребностями. Это всё равно что попытаться продать покупателю что-то в магазине со словами: «Купите, потому что нам очень нужны деньги!». Поймите, мы находимся в рыночных условиях».

Закрытые глаза: соседний отдел сокращают, расходы «режут», а тут вы со своим повышением. Осторожно: можно попасть под горячую руку!

Как надо просить прибавки

После оценки, подведения итогов, заключения крупной сделки: «Смотрите, я стабильно перевыполняю план на 20%» или «В этом году я предложила схему оптимизации налогов, которая сэкономила нам N рублей».

При росте количества задач: «Хорошо, я готов взять на себя еще один проект. Но давайте пересмотрим уровень моей заработной платы, так как это увеличит мою нагрузку на 30%». Или так: «Смотрите, вот мой отчет о работе за три квартала текущего года, а вот отчет за тот же период прошлого года. Вот планы, которые мы обсуждаем на следующий год. Количество задач в этом году существенно выросло и продолжает расти. А зарплата осталась на том же уровне. Почему?».

При повышении в должности: «Хочу уточнить, как изменится мой доход при переходе». Бывает, назначая на новую должность с более высоким уровнем ответственности и обширным количеством задач, зарплату увеличивают очень незначительно. А то и вовсе со словами: «Поработай, покажи результат, а там посмотрим». Договариваться нужно сразу, «на берегу».

Лучшее время для подобного разговора — 3–4-й квартал, так как идет планирование бюджета на следующий год.

Если встреча закончилась отказом, обязательно уточните: что вы можете сделать для того, чтобы ваша заработная плата увеличилась? Оговорите сроки, когда можно будет вернуться к этому вопросу.

Рыночные предложения

Вы решились на активный поиск работы. Что сделать, чтобы увеличить свой доход при переходе из одной компании в другую? Как узнать, на какую сумму вы можете рассчитывать?

Источник

Как устроена индексация зарплаты

Как рассчитать, провести и оформить

Цены в магазинах постоянно растут. Чтобы поддерживать покупательную способность и средние реальные доходы людей, работодатели должны регулярно повышать зарплату работников — это и называется индексацией зарплат. Индексация — одна из основных государственных гарантий по оплате труда.

Законодательство об индексации зарплаты. По сути, оно сводится к одной статье трудового кодекса. В ней говорится, что повышение реального уровня зарплаты обеспечивается путем ее индексации, которая проводится:

Кроме того, в большинстве действующих федеральных отраслевых соглашений прописана обязанность работодателей проводить индексацию зарплат.

В чем отличие повышения окладов от индексации зарплаты. Как правило, работодатель повышает оклады по своему усмотрению — например, отдельным сотрудникам, а не всему персоналу — и если позволяют финансовые возможности компании.

Индексация — это гарантия по оплате труда. Она должна проводиться независимо от желания работодателя и в отношении всех лиц, которые работают по трудовому договору. Об этом не раз говорил Конституционный суд в своих решениях.

Проще говоря, индексация зарплат — обязанность работодателя, а повышение окладов — его право.

Между тем Верховный суд считает, что индексация — это всего лишь один из способов обеспечить реальное повышение уровня зарплаты. Поэтому если работодатель просто периодически увеличивает должностные оклады работников или выплачивает им премии, он выполняет требования трудового кодекса об индексации и дополнительно индексировать зарплату не должен. Но есть важный момент: в таком случае в локальном акте работодателя прямо должно быть прописано, что увеличение окладов и/или выплата премий приравниваются к индексации. Это тоже сказал Верховный Суд.

Суды уже взяли эту позицию на вооружение. Такая практика есть, например, в Мосгорсуде и в Самарском облсуде.

Причины индексации

Процесс инфляции в нашей стране — факт общеизвестный и доказыванию не подлежит. Это указывают даже суды в своих решениях.

Какие части зарплаты нужно индексировать

Минтруд полагает, что работодатель может сам определить, как индексировать зарплату сотрудникам — можно пропорционально увеличивать все выплаты, положенные работнику, или увеличивать только отдельные части, например, оклад.

Многие работодатели предпочитают индексировать оклад работника, установленный в твердой сумме — то есть в абсолютных значениях. В этом случае различные доплаты, надбавки и премии установленные в процентах от оклада, можно не индексировать. Ведь после индексации оклада названные выплаты будут рассчитываться от уже проиндексированной суммы.

Если эти выплаты установлены в твердых суммах, следует проиндексировать все вместе, чтобы не было реального снижения уровня зарплаты. Но работодатели, которые не относятся к бюджетной сфере, сами вольны определять в том числе и то, какие составные части зарплаты индексировать, а какие нет.

Кто обязан индексировать зарплаты

Проводить у себя индексацию должны все работодатели без исключения. Поскольку эта гарантия предусмотрена законом, они не вправе лишать ее работников и уклоняться от того, чтобы устанавливать у себя порядок индексации и следовать ему. Это позиция Конституционного суда.

Индексация зарплат бюджетников

В бюджетной сфере зарплаты индексируются по указанию сверху. Так, сотрудникам федеральных органов и учреждений последний раз поднимали оклады правительственным постановлением — с 1 октября 2020 года на 3%.

В федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022—2023 годы уже заложены средства, чтобы частично компенсировать отдельным субъектам РФ их расходы на повышение зарплат региональных бюджетников. Но некоторые регионы сами, без федеральной помощи индексируют зарплаты работникам своих бюджетных учреждений. Например, с 1 января 2021 года на 3,7% повышены оклады московских бюджетников.

Для госслужащих предусмотрен свой порядок индексации. В законе о госслужбе сказано, что должностной оклад и оклад за классный чин госслужащего ежегодно индексируются с учетом уровня инфляции:

В отдельные периоды, например с 1 января 2014 года по 31 декабря 2017 года, официально оклады госслужащих не индексировались. Но с 2018 года индексация возобновилась и в 2019 году продолжилась. В 2020 году оклады госслужащих проиндексировали, а с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года индексацию снова приостановили.

Индексация в коммерческой организации

Поскольку у нас в законодательстве нет единого порядка индексации для работодателей коммерческой сферы, трудовой кодекс разрешает таким работодателям устанавливать свой собственный порядок.

При этом в качестве коэффициента индексации они вольны выбрать любой из следующих показателей.

Индекс потребительских цен. Он официально устанавливается как в целом по России, так и по конкретному региону. Его каждый месяц публикуют, соответственно, Росстат и его территориальные органы по субъектам РФ. Так, за 2020 год индекс потребительских цен в России составил 104,21%.

Прогнозируемый уровень инфляции в РФ. Как правило, он предусмотрен в законе о бюджете на ближайшие три года. Так, на 2021 год запланирована инфляция в 3,7%, а на 2022 и 2023 годы — в 4%.

Величина прожиточного минимума. В целом по России эту величину ежеквартально определяет Минтруд, а по конкретному субъекту РФ — то ведомство, которое названо в соответствующем региональном законе.

На 2021 год прожиточный минимум трудоспособного населения составил 12 702 рубля.

Обратите внимание: все перечисленные величины не являются обязательными. Для индексации зарплаты работодатель может выбрать и любой другой ориентир — главное, чтобы он учитывал рост стоимости жизни.

Может ли индексация зависеть от финансового состояния работодателя

Верховный суд считает, что да. По его мнению, частные компании вправе выбрать для себя любой порядок и любые условия индексации в зависимости от конкретных обстоятельств. В том числе это могут быть экономические показатели фирмы и уровень ее платежеспособности. Получается, индексацию можно обусловить наличием прибыли и не делать ее, если прибыли нет.

Работодатели действительно иногда закрепляют в своем локальном акте подобное условие для индексации. Вот как оно может звучать:

…индексация заработной платы с целью обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы и покупательной способности работников проводится после утверждения результатов деятельности общества… при наличии определенных показателей…

И если компания в суде документально подтвердит свое тяжелое материальное положение, суд может встать на ее сторону и не удовлетворить требование работника о проведении индексации.

Например, так произошло в Башкортостане. Мужчина обратился в суд, требуя от работодателя, в числе прочего, проиндексировать ему зарплату. Действительно, в коллективном договоре компании индексация была предусмотрена. Но при этом в Положении по оплате труда и премированию работников было сказано, что все доплаты, премии и надбавки выплачиваются в зависимости от финансового состояния работодателя.

В суде компания представила справку о своих финансово-экономических показателях, где значился убыток более 7 млн рублей. Судьи встали на сторону работодателя. Они указали, что из-за убыточности и неплатежеспособности тот просто не имел реальной возможности провести индексацию.

Порядок индексации

Если работодатель собрался установить у себя порядок индексации, ему нужно определиться со следующими моментами.

Какие выплаты индексируются, а какие нет. Например, можно индексировать оклады, но не индексировать премии в твердой сумме. Также работодатель вправе установить пороговую сумму, в пределах которой доходы сотрудников будут индексироваться в полном объеме. Вот как это можно сформулировать:

1.2.1. Индексации подлежат следующие выплаты сотрудникам:

1.2.2. Индексации не подлежат:

Периодичность индексации. Ее можно проводить хоть каждый месяц. Но гораздо удобнее и целесообразнее делать это реже: раз в полугодие или ежегодно.

3.1. Индексация доходов сотрудников производится один раз в полугодие в соответствии с коэффициентом индексации.

Значение и расчет коэффициента индексации. Допустим, решено привязать индексацию к индексу роста потребительских цен в целом по РФ. Формулировка может быть такой:

3.2. Значение коэффициента индексации рассчитывается на основании официальных данных Росстата о росте индекса потребительских цен по России путем перемножения ежемесячных индексов за предыдущее полугодие. Полученный коэффициент применяется с 1 января и с 1 июля.

Документальное оформление индексации

Обычно порядок индексации прописывается отдельным разделом в тех локальных актах, которые приняты в компании. Это могут быть:

В локальном акте об индексации ни в коем случае нельзя писать, что на каких-то работников индексация не распространяется. Например, не индексируется зарплата совместителей или дистанционных работников. Это будет дискриминацией, за которую могут оштрафовать и компанию, и ее директора.

Совет. В трудовом договоре закреплять порядок индексации не стоит. В противном случае каждый раз, когда нужно будет что-то изменить в этом порядке, придется заключать со всеми работниками допсоглашения к трудовому договору.

Можно просто указать в трудовом договоре, что зарплата работника — это оклад с учетом индексации, и сделать отсылку на локальный акт.

Приказ на индексацию зарплаты. При проведении каждой индексации целесообразно издавать приказ за подписью руководителя, в котором нужно указать конкретное значение коэффициента индексации и дату, с которой он применяется. Приказ будет основанием для начисления бухгалтерией зарплаты работникам в увеличенном размере.

Ответственность за непроведение индексации

Работодателя, у которого вообще нет закрепленного порядка индексации либо он есть, но индексация не проводится, могут оштрафовать за нарушение трудового законодательства:

Такие разъяснения дал Минтруд, разобрав следующую ситуацию. В компании коллективным договором были установлены порядок и сроки индексации, но она не проводилась. Компания интересовалась, за что ее могут привлечь к административной ответственности: за невыполнение обязательств по коллективному договору или за нарушение трудового кодекса.

Интерес не праздный: в первом случае штраф совсем небольшой — от 3000 до 5000 рублей, а если повезет, можно отделаться и предупреждением. Но Минтруд выбрал второй вариант. В качестве аргумента он указал, что, если компания не индексирует зарплату, получается, что она выплачивает зарплату работникам не в полном объеме. А это уже административное правонарушение.

Если проверяющий трудинспектор других нарушений, кроме отсутствия закрепленного порядка индексации, не выявит, он, скорее всего, не будет сразу штрафовать работодателя, а выдаст предписание об устранении нарушения к определенному сроку. А вот если такое предписание не выполнить, тогда уже оштрафуют:

Налоговые последствия индексации

Никаких налоговых послаблений для работодателей, которые индексируют зарплаты, не существует. Наоборот, налоговая нагрузка может вырасти. Ведь в результате индексации оклады сотрудников повышаются, а значит, увеличивается и сумма страховых взносов — пенсионных, медицинских и на социальное страхование, — которые платят работодатели с выплат сотрудникам.

С другой стороны, те работодатели, которые применяют общий режим налогообложения и УСН «доходы минус расходы», смогут больше списать в затраты. Ведь и зарплата персонала, и страховые взносы, которые на нее начисляются, — все это уменьшает базу и по налогу на прибыль, и по «упрощенному» налогу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *