За что сожгли аристотеля

За что на самом деле сожгли Джордано Бруно?

За Джордано Бруно закрепился образ мученика науки, которого сожгла инквизиция за веру в то, что Земля круглая и вертится вокруг Солнца. Историк Ованес Акопян объясняет, почему это не соответствует действительности

За что сожгли аристотеля. Смотреть фото За что сожгли аристотеля. Смотреть картинку За что сожгли аристотеля. Картинка про За что сожгли аристотеля. Фото За что сожгли аристотеляДжордано Бруно. Гравюра 1830 года по оригиналу начала XVIII века © Wellcome Library, London

«…Ученый был приговорен к сожженью.
Когда взошел Джордано на костер,
Верховный нунций перед ним потупил взор…
— Я вижу, как боитесь вы меня,
Науку опровергнуть не умея.
Но истина всегда сильней огня!
Не отрекаюсь и не сожалею».

Однако документы инквизиционного процесса над Джордано Бруно полностью опровергают эту точку зрения: Ноланец погиб не из-за науки, а потому, что отрицал основополагающие догматы христианства.

В 1591 году, по приглашению венецианского аристократа Джованни Мочениго, Бруно тайно вернулся в Италию. Причина, по которой он решился на это, в течение долгого времени оставалась загадкой: некогда он покинул Италию из-за преследования, появление в Венеции или других городах могло грозить Бруно серьезными последствиями. Вскоре отношения Бруно с Мочениго, которому он преподавал искусство памяти, испортились. Судя по всему, причиной было то, что Бруно решил не ограничиваться преподаванием одного предмета, а изложил Мочениго собственную «новую философию». Видимо, это же побудило его пересечь границу Италии: Бруно планировал представить в Риме и других городах Италии новое, стройное и целостное религиозное учение.

Амбиции Бруно, вероятно, способствовали его разрыву с Мочениго: на протяжении двух месяцев Бруно на дому обучал венецианского аристократа мнемотехнике, однако после того, как он заявил о своем желании покинуть Венецию, Мочениго, недовольный преподаванием, решил «настучать» на своего педагога. В доносе, который он отправил венецианским инквизиторам, Мочениго подчеркивал, что Бруно отрицает основополагающие догматы христианского вероучения: о божественности Христа, Троице, непорочном зачатии и другие. Всего Мочениго написал три доноса, один за другим: 23, 25 и 29 мая 1592 года.

«Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу, по долгу совести и по приказанию духовника, о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своем доме, что когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это — великая нелепость; что он — враг обедни, что ему не нравится никакая религия; что Христос был обманщиком и совершал обманы для совращения народа — и поэтому легко мог предвидеть, что будет повешен; что он не видит различия лиц в божестве и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди.
Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием „новая философия“. Он говорил, что Дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия Божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они — ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому… что он удивляется, как Бог терпит столько ересей католиков».

Объем еретических тезисов был столь велик, что венецианские инквизиторы отправили Бруно в Рим. Здесь в течение семи лет ведущие римские богословы продолжали допрашивать Ноланца и, судя по документам, стремились доказать ему, что его тезисы полны противоречий и нестыковок. Однако Бруно твердо стоял на своем — порой он, казалось, был готов пойти на уступки, но все же в последний момент менял свое решение. Вполне возможно, причиной тому было ощущение собственной высокой миссии. Одним из краеугольных камней обвинения стало чистосердечное признание Бруно в том, что он не верит в догмат Святой Троицы.

«Утверждал ли, действительно ли признавал или признает теперь и верует в Троицу, Отца, и Сына, и Святого Духа, единую в существе.
Ответил: „Говоря по-христиански, согласно богословию и всему тому, во что должен веровать каждый истинный христианин и католик, я действительно сомневался относительно имени Сына Божия и Святого Духа… ибо, согласно св. Августину, этот термин не древний, а новый, возникший в его время. Такого взгляда я держался с восемнадцатилетнего возраста по настоящее время“».

Спустя семь лет безуспешных попыток переубедить Бруно инквизиционный трибунал объявил его еретиком и передал в руки светских властей. Бруно, как известно, решительно отказался каяться в ересях, об этом, в частности, свидетельствует отчет конгрегации инквизиторов от 20 января 1600 года: «По поручению светлейших брат Ипполит Мариа совместно с генеральным прокуратором ордена братьев проповедников беседовал с оным братом Джордано, увещевая признаться в еретических положениях, заключающихся в его сочинениях и предъявленных ему во время процесса, и отречься от них. Он не дал на это согласия, утверждая, что никогда не высказывал еретических положений и что они злостно извлечены слугами святой службы».

В дошедшем до нас смертном приговоре Бруно не упоминаются гелиоцентрическая система и вообще наука. Единственное конкретное обвинение звучит так: «Ты, брат Джордано Бруно… еще восемь лет назад был привлечен к суду святой службы Венеции за то, что объявлял величайшей нелепостью говорить, будто хлеб пресуществлялся в тело и т. д.», то есть Бруно вменялось в вину отрицание церковных догматов. Ниже упоминаются «донесения… о том, что тебя признавали атеистом, когда ты находился в Англии».

В приговоре упоминаются некие восемь еретических положений, в которых упорствовал Бруно, однако они не конкретизируются, что дало некоторым историкам, в том числе советской школы, основание предполагать, что часть документа, где подробно описываются обвинения инквизиции, была утрачена. Сохранилось, однако, письмо иезуита Каспара Шоппе, который, по-видимому, присутствовал при оглашении полного приговора и позже кратко пересказывал в письме его положения:

«Он учил самым чудовищным и бессмысленным вещам, например, что миры бесчисленны, что душа переселяется из одного тела в другое и даже в другой мир, что одна душа может находиться в двух телах, что магия хорошая и дозволенная вещь, что Дух Святой не что иное, как душа мира, и что именно это и подразумевал Моисей, когда говорил, что ему подчиняются воды и мир вечен. Моисей совершал свои чудеса посредством магии и преуспевал в ней больше, чем остальные египтяне, что Моисей выдумал свои законы, что Священное Писание есть призрак, что дьявол будет спасен. От Адама и Евы он выводит родословную одних только евреев. Остальные люди происходят от тех двоих, кого Бог сотворил днем раньше. Христос — не Бог, был знаменитым магом… и за это по заслугам повешен, а не распят. Пророки и апостолы были негодными людьми, магами, и многие из них повешены. Чтобы выразить одним словом — он защищал все без исключения ереси, когда-либо проповедо­вавшиеся».

Нетрудно видеть, что и в этом пересказе (достоверность которого — вопрос отдельного научного обсуждения) не упоминается гелиоцентрическая система, хотя и упоминается идея о бесчисленности миров, а список ересей, которые приписывались Бруно, связаны именно с вопросами веры.

В середине февраля на Кампо-деи-Фьори в Риме «наказание без пролития крови» было приведено в исполнение. В 1889 году на этом месте был установлен памятник, надпись на постаменте которого гласит: «Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на месте, где был зажжен костер».

Источник

За что сожгли Джордано Бруно?

Несмотря на то, что пред­став­ле­ние о рели­гии как об «опиуме для народа» уже не совре­менно и не акту­ально, многие ветхие воз­зре­ния не меня­ются и про­дол­жают коче­вать из поко­ле­ния в поко­ле­ние. Одно из таких пред­став­ле­ний – борьба рели­гии с наукой «не на живот, а на смерть». Сто­рон­ники подоб­ного взгляда при­вычно козы­ряют извест­ными име­нами: Копер­ник, Гали­лей, Бруно. Самое пора­зи­тель­ное, что мифы об этих «муче­ни­ках науки» настолько прочно вошли в быто­вое созна­ние, что иной раз кажется – никак их не иско­ре­нишь. Вре­мена меня­ются, исто­рия под­вер­га­ется при­сталь­ному и скру­пу­лез­ному ана­лизу, однако защит­ники якобы оби­жен­ных хри­сти­ан­ством ученых про­дол­жают обви­нять «про­кля­тых цер­ков­ни­ков» в уни­что­же­нии науки. При­чина живу­че­сти этих мифов – тема для отдель­ного серьез­ного раз­го­вора с при­вле­че­нием как исто­ри­ков и куль­ту­ро­ло­гов, так и пси­хо­ло­гов и социо­ло­гов. Цель же наших пуб­ли­ка­ций несколько иная – попы­таться разо­браться, во-первых, а что же в дей­стви­тель­но­сти про­изо­шло и, во-вторых, насколько про­изо­шед­шее имеет отно­ше­ние к кон­фликту рели­гии и науки, если тако­вой вообще воз­мо­жен. О Гали­лее мы рас­ска­зы­вали во втором номере нашего жур­нала за этот год. Сего­дня речь пойдет о Джор­дано Бруно.

Гипо­тезы измыш­ляю!

Как мыс­ли­тель, Джор­дано Бруно, без­условно оказал боль­шое вли­я­ние на раз­ви­тие фило­соф­ской тра­ди­ции своего вре­мени и – кос­вен­ным обра­зом – на раз­ви­тие науки Нового вре­мени, прежде всего как про­дол­жа­тель идей Нико­лая Кузан­ского, под­ры­вав­ших физику и кос­мо­ло­гию Ари­сто­теля. При этом сам Бруно не был ни физи­ком, ни аст­ро­но­мом. Идеи ита­льян­ского мыс­ли­теля нельзя назвать науч­ными не только с пози­ций совре­мен­ного знания, но и по меркам науки XVI века. Бруно не зани­мался науч­ными иссле­до­ва­ни­ями в том смысле, в каком ими зани­ма­лись те, кто дей­стви­тельно созда­вал науку того вре­мени: Копер­ник, Гали­лей, а позже Ньютон. Имя же Бруно известно сего­дня прежде всего из-за тра­ги­че­ского финала его жизни. При этом можно со всей ответ­ствен­но­стью заявить, что Бруно постра­дал не за свои науч­ные взгляды и откры­тия. Просто потому, что… у него их не было!

Бруно был рели­ги­оз­ным фило­со­фом, а не ученым. Есте­ственно-науч­ные откры­тия инте­ре­со­вали его в первую оче­редь как под­креп­ле­ние его взгля­дов на совсем не науч­ные вопросы: смысл жизни, смысл суще­ство­ва­ния Все­лен­ной и т.д. Конечно, в эпоху ста­нов­ле­ния науки эта раз­ница (ученый или фило­соф) была не столь оче­видна, как сейчас. Вскоре после Бруно один из осно­во­по­лож­ни­ков совре­мен­ной науки, Исаак Ньютон, опре­де­лит эту гра­ницу так: «Гипо­тез не измыш­ляю!» (т.е. все мои мысли под­твер­ждены фак­тами и отра­жают объ­ек­тив­ный мир). Бруно «измыш­лял гипо­тезы». Соб­ственно, больше ничем он и не зани­мался.

Начнем с того, что Бруно с отвра­ще­нием отно­сился к извест­ным ему и исполь­зо­вав­шимся уче­ными того вре­мени диа­лек­ти­че­ским мето­дам: схо­ла­сти­че­скому и мате­ма­ти­че­скому. Что же он пред­ла­гал взамен? Своим мыслям Бруно пред­по­чи­тал при­да­вать не стро­гую форму науч­ных трак­та­тов, но поэ­ти­че­скую форму и образ­ность, а также рито­ри­че­скую кра­соч­ность. Кроме того, Бруно был сто­рон­ни­ком так назы­ва­е­мого лул­ли­ева искус­ства свя­зы­ва­ния мыслей – ком­би­на­тор­ной тех­ники, кото­рая заклю­ча­лась в моде­ли­ро­ва­нии логи­че­ских опе­ра­ций с исполь­зо­ва­нием сим­во­ли­че­ских обо­зна­че­ний (по имени сред­не­ве­ко­вого испан­ского поэта и бого­слова Рай­мунда Луллия). Мне­мо­ника помо­гала Бруно запо­ми­нать важные образы, кото­рые он мыс­ленно раз­ме­щал в струк­туре кос­моса и кото­рые должны были помочь ему овла­деть боже­ствен­ной силой и постичь внут­рен­ний поря­док Все­лен­ной.

Самой точной и самой жиз­нен­ной наукой для Бруно была… магия! Кри­те­ри­ями его мето­до­ло­гии ока­зы­ва­ются сти­хо­твор­ный размер и лул­ли­ево искус­ство, а фило­со­фия Бруно пред­став­ляет собой свое­об­раз­ное соче­та­ние лите­ра­тур­ных моти­вов и фило­соф­ских рас­суж­де­ний, нередко слабо свя­зан­ных между собой. Поэтому неуди­ви­тельно, что Гали­лео Гали­лей, кото­рый, подобно многим своим совре­мен­ни­кам, при­зна­вал выда­ю­щи­еся спо­соб­но­сти Бруно, нико­гда не считал его ученым, и тем более аст­ро­но­мом. И вся­че­ски избе­гал даже упо­ми­на­ния его имени в своих рабо­тах.

При­нято счи­тать, что воз­зре­ния Бруно были про­дол­же­нием и раз­ви­тием идей Копер­ника. Однако факты сви­де­тель­ствуют о том, что зна­ком­ство Бруно с уче­нием Копер­ника было весьма поверх­ност­ным, а в тол­ко­ва­нии трудов поль­ского уче­ного нола­нец допус­кал весьма грубые ошибки. Без­условно, гелио­цен­тризм Копер­ника оказал боль­шое вли­я­ние на Бруно, на фор­ми­ро­ва­ние его взгля­дов. Однако он легко и смело интер­пре­ти­ро­вал идеи Копер­ника, обле­кая свои мысли, как уже гово­ри­лось, в опре­де­лен­ную поэ­ти­че­скую форму. Бруно утвер­ждал, что Все­лен­ная бес­ко­нечна и суще­ствует вечно, что в ней нахо­дится бес­чис­лен­ное коли­че­ство миров, каждый из кото­рых по своему стро­е­нию напо­ми­нает копер­ни­ков­скую Сол­неч­ную систему.

Бруно пошел гораздо дальше Копер­ника, кото­рый про­яв­лял здесь чрез­вы­чай­ную осто­рож­ность и отка­зы­вался рас­смат­ри­вать вопрос о бес­ко­неч­но­сти Все­лен­ной. Правда, сме­лость Бруно была осно­вана не на науч­ном под­твер­жде­нии его идей, а на оккультно-маги­че­ском миро­воз­зре­нии, кото­рое сфор­ми­ро­ва­лось у него под вли­я­нием попу­ляр­ных в то время идей гер­ме­тизма. Гер­ме­тизм в част­но­сти пред­по­ла­гал обо­жеств­ле­ние не только чело­века, но и мира, поэтому миро­воз­зре­ние самого Бруно часто харак­те­ри­зуют как пан­те­и­сти­че­ское (пан­те­изм – рели­ги­оз­ное учение, в кото­ром обо­жеств­ля­ется мате­ри­аль­ный мир). При­веду лишь две цитаты из гер­ме­ти­че­ских тек­стов: «Дерз­нем ска­зать, что чело­век есть смерт­ный Бог и что Бог небес­ный есть бес­смерт­ный чело­век. Таким обра­зом, все вещи управ­ля­ются миром и чело­ве­ком», «Гос­по­дин веч­но­сти есть первый Бог, мир – второй, чело­век – третий. Бог, творец мира и всего, что он в себе заклю­чает, управ­ляет всем этим целым и под­чи­няет его управ­ле­нию чело­века. Этот послед­ний пре­вра­щает все в пред­мет своей дея­тель­но­сти». Как гово­рится, без ком­мен­та­риев.

Таким обра­зом, Бруно нельзя назвать не только ученым, но даже и попу­ля­ри­за­то­ром учения Копер­ника. С точки зрения соб­ственно науки, Бруно скоре ком­про­ме­ти­ро­вал идеи Копер­ника, пыта­ясь выра­зить их на языке маги­че­ских суе­ве­рий. Это неиз­бежно при­во­дило к иска­же­нию самой идеи и уни­что­жало ее науч­ное содер­жа­ние и науч­ную цен­ность. Совре­мен­ные исто­рики науки пола­гают, что в срав­не­нии с интел­лек­ту­аль­ными экзер­си­сами Бруно не только система Пто­ле­мея, но и сред­не­ве­ко­вый схо­ла­сти­че­ский ари­сто­те­лизм могут счи­таться эта­ло­нами науч­ного раци­о­на­лизма. У Бруно не было ника­ких соб­ственно науч­ных резуль­та­тов, а его аргу­менты «в пользу Копер­ника» были лишь набо­ром бес­смыс­лиц, кото­рые в первую оче­редь демон­стри­ро­вали неве­же­ство автора.

Бог и все­лен­ная – «близ­нецы братья»?

Согласно хри­сти­ан­ским воз­зре­ниям, Бог, будучи абсо­лют­ным и несо­тво­рен­ным Бытием, не под­чи­ня­ется создан­ным Им зако­нам про­стран­ства-вре­мени, а сотво­рен­ная Все­лен­ная не обла­дает абсо­лют­ными харак­те­ри­сти­ками Творца. Когда хри­сти­ане гово­рят, «Бог Вечен», это значит не то, что Он «не умрет», а то, что Он не под­чи­ня­ется зако­нам вре­мени, Он – вне вре­мени. Взгляды Бруно при­во­дили к тому, что в его фило­со­фии Бог рас­тво­рялся во Все­лен­ной, между Твор­цом и тво­ре­нием сти­ра­лись гра­ницы, уни­что­жа­лась прин­ци­пи­аль­ная раз­ница. Бог в учении Бруно, в отли­чие от хри­сти­ан­ства, пере­ста­вал быть Лич­но­стью, отчего и чело­век ста­но­вился лишь пес­чин­кой мира, подобно тому, как сам земной мир был лишь пес­чин­кой в бру­нов­ском «мно­же­стве миров».

«Гер­ме­тизм – магико-оккульт­ное учение, вос­хо­дя­щее, согласно его адеп­там, к полу­ми­фи­че­ской фигуре еги­пет­ского жреца и мага Гер­меса Три­с­ме­ги­ста, чье имя мы встре­чаем в эпоху гос­под­ства рели­ги­озно-фило­соф­ского син­кре­тизма первых веков новой эры, и изла­гав­ше­еся в так назы­ва­е­мом «Гер­ме­ти­че­ском кор­пусе»… Кроме того, гер­ме­тизм рас­по­ла­гал обшир­ной аст­ро­ло­ги­че­ской, алхи­ми­че­ской и маги­че­ской лите­ра­ту­рой, кото­рая по тра­ди­ции при­пи­сы­ва­лась Гер­месу Три­с­ме­ги­сту, высту­пав­шему как осно­ва­тель рели­гии, про­воз­вест­ник и спа­си­тель в эзо­те­ри­че­ских гер­ме­ти­че­ских круж­ках и гно­сти­че­ских сектах… Глав­ное, что отли­чало эзо­те­ри­че­ски-оккульт­ные учения от хри­сти­ан­ской тео­ло­гии… – убеж­ден­ность в боже­ствен­ной – нетвар­ной – сущ­но­сти чело­века и вера в том, что суще­ствуют маги­че­ские сред­ства очи­ще­ния чело­века, кото­рые воз­вра­щают его к состо­я­нию невин­но­сти, каким обла­дал Адам до гре­хо­па­де­ния. Очи­стив­шись от гре­хов­ной скверны, чело­век ста­но­вится вторым Богом. Без всякой помощи и содей­ствия свыше он может управ­лять силами при­роды и, таким обра­зом, испол­нить завет, данный ему Богом до изгна­ния из рая.»

Гай­денко П.П. Хри­сти­ан­ство и гене­зис ново­ев­ро­пей­ского есте­ство­зна­ния // Фило­соф­ско-рели­ги­оз­ные истоки науки. М.: Мартис, 1997. С. 57.

Почему инкви­зи­торы боя­лись при­го­вора

Из всего этого с неиз­беж­но­стью сле­дует, что, во-первых, взгляды Джор­дано Бруно нельзя оха­рак­те­ри­зо­вать как науч­ные. Поэтому в его кон­фликте с Римом не было и не могло быть борьбы рели­гии с наукой. Во-вторых, миро­воз­зрен­че­ские осно­ва­ния фило­со­фии Бруно были весьма далеки от хри­сти­ан­ских. Для Церкви он был ере­ти­ком, а ере­ти­ков в то время сжи­гали.

Совре­мен­ному толе­рант­ному созна­нию кажется весьма стран­ным, что чело­века отправ­ляют на костер за то, что он обо­жеств­ляет при­роду и прак­ти­кует магию. В любом совре­мен­ном буль­вар­ном изда­нии пуб­ли­ку­ются десятки объ­яв­ле­ний о порче, при­во­роте и т.д.

Бруно жил в другое время: в эпоху рели­ги­оз­ных войн. Ере­тики во вре­мена Бруно не были без­обид­ными мыс­ли­те­лями «не от мира сего», кото­рых про­кля­тые инкви­зи­торы сжи­гали почем зря. Шла борьба. Борьба не просто за власть, а борьба за смысл жизни, за смысл мира, за миро­воз­зре­ние, кото­рое утвер­жда­лось не только пером, но и мечом. И если власть захва­тили бы, напри­мер, те, кому ближе были взгляды ноланца, костры, скорее всего, про­дол­жали бы пылать, как пылали они в XVI веке в Женеве, где про­те­станты-каль­ви­ни­сты сжи­гали като­ли­ков-инкви­зи­то­ров. Все это, без­условно, не при­бли­жает эпоху охоты на ведьм к жизни по Еван­ге­лию.

К сожа­ле­нию, полный текст при­го­вора с обви­не­ни­ями Бруно не сохра­нился. Из дошед­ших до нас доку­мен­тов и сви­де­тельств совре­мен­ни­ков сле­дует, что те копер­ни­ки­ан­ские идеи, кото­рые по-своему выра­жал Бруно и кото­рые также были вклю­чены в число обви­не­ний, не делали погоды в инкви­зи­тор­ском рас­сле­до­ва­нии. Несмотря на запрет на идеи Копер­ника, его взгляды, в стро­гом смысле слова, нико­гда не явля­лись для като­ли­че­ской Церкви ере­ти­че­скими (что, кстати ска­зать, через трид­цать с неболь­шим лет после смерти Бруно во многом пред­опре­де­лило и довольно мягкий при­го­вор Гали­лео Гали­лею). Все это лишний раз под­твер­ждает основ­ной тезис этой статьи: Бруно не был и не мог быть казнен за науч­ные взгляды.

Неко­то­рые из воз­зре­ний Бруно в том или ином виде были свой­ственны и многим его совре­мен­ни­кам, однако на костер инкви­зи­ция отпра­вила лишь упря­мого ноланца. Что стало при­чи­ной такого при­го­вора? Скорее всего, стоит вести речь о целом ряде причин, заста­вив­ших инкви­зи­цию при­нять край­ние меры. Не стоит забы­вать, что рас­сле­до­ва­ние дела Бруно про­дол­жа­лось 8 лет. Инкви­зи­торы пыта­лись подроб­ней­шим обра­зом разо­браться в воз­зре­ниях Бруно, тща­тельно изучая его труды. И, судя по всему, при­зна­вая уни­каль­ность лич­но­сти мыс­ли­теля, искренне хотели, чтобы Бруно отрекся от своих анти­хри­сти­ан­ских, оккульт­ных взгля­дов. И скло­няли его к пока­я­нию в тече­ние всех восьми лет. Поэтому извест­ные слова Бруно о том, что инкви­зи­торы с боль­шим стра­хом выно­сят ему при­го­вор, чем он выслу­ши­вает его, можно пони­мать и как явное неже­ла­ние Рим­ского пре­стола этот при­го­вор выно­сить. Согласно сви­де­тель­ству оче­вид­цев, судьи дей­стви­тельно были удру­чены своим при­го­во­ром больше, чем нола­нец. Однако упор­ство Бруно, отка­зы­вав­ше­гося при­зна­вать выдви­ну­тые против него обви­не­ния и, сле­до­ва­тельно, отре­каться от каких-либо своих взгля­дов, фак­ти­че­ски не остав­ляли ему ника­ких шансов на поми­ло­ва­ние.

Корен­ным отли­чием пози­ции Бруно от тех мыс­ли­те­лей, кото­рые также вхо­дили в кон­фликт с Цер­ко­вью, были его созна­тель­ные анти­хри­сти­ан­ские и анти­цер­ков­ные взгляды. Бруно судили не как уче­ного-мыс­ли­теля, а как бег­лого монаха и отступ­ника от веры. Мате­ри­алы по делу Бруно рисуют порт­рет не без­обид­ного фило­софа, но созна­тель­ного и актив­ного врага Церкви. Если тот же Гали­лей нико­гда не стоял перед выбо­ром: Цер­ковь или соб­ствен­ные науч­ные взгляды, то Бруно свой выбор сделал. А выби­рать ему при­шлось между цер­ков­ным уче­нием о мире, Боге и чело­веке и соб­ствен­ными рели­ги­озно-фило­соф­скими постро­е­ни­ями, кото­рые он назы­вал «геро­и­че­ским энту­зи­аз­мом» и «фило­со­фией рас­света». Будь Бруно больше ученым, чем «сво­бод­ным фило­со­фом», он мог бы избе­жать про­блем с Рим­ским пре­сто­лом. Именно точное есте­ство­зна­ние тре­бо­вало при изу­че­нии при­роды опи­раться не на поэ­ти­че­ское вдох­но­ве­ние и маги­че­ские таин­ства, а на жест­кие раци­о­наль­ные постро­е­ния. Однако Бруно менее всего был скло­нен к послед­ним.

По мнению выда­ю­ще­гося рос­сий­ского мыс­ли­теля А.Ф. Лосева, многие ученые и фило­софы того вре­мени в подоб­ных ситу­а­циях пред­по­чи­тали каяться не из-за страха пыток, но потому, что их пугал разрыв с цер­ков­ной тра­ди­цией, разрыв с Хри­стом. Бруно во время про­цесса не боялся поте­рять Христа, так как эта потеря в его сердце, судя по всему, про­изо­шла гораздо раньше…

Источник

Не только Джордано Бруно: 5 учёных, которых сожгли на костре католики

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

За что сожгли аристотеля. Смотреть фото За что сожгли аристотеля. Смотреть картинку За что сожгли аристотеля. Картинка про За что сожгли аристотеля. Фото За что сожгли аристотеля

Мигель Сервет

За что сожгли аристотеля. Смотреть фото За что сожгли аристотеля. Смотреть картинку За что сожгли аристотеля. Картинка про За что сожгли аристотеля. Фото За что сожгли аристотеля

Чекко д’Асколи

Итальянский математик, астроном и поэт известен тем, что написал своеобразную универсальную энциклопедию своего времени полностью в стихах. Он сумел зарифмовать сведения из астрономии, зоологии, современные ему представления о психологии, антропологии и многое другое. Однако внимание инквизиции д’Асколи привлёк своим крайним увлечением астрологией.

За что сожгли аристотеля. Смотреть фото За что сожгли аристотеля. Смотреть картинку За что сожгли аристотеля. Картинка про За что сожгли аристотеля. Фото За что сожгли аристотеля

Этьен Доле

Французский филолог, известный своей ссорой с Рабле из-за публикации его сочинений без разрешения автора и своим трудом по теории и практике письменного (литературного) перевода, погорел тоже на ереси. Он увлечённо издавал вообще всё, что только мог придумать издать, включая Псалтирь (что тогда было запрещено) и богословские полемические труды. Во время ареста в его доме обнаружились сочинения протестантов.

Для начала его пожурили, взяли с него отречение от всяких протестантских взглядов и обещание больше ничего сомнительного не публиковать, но потом арестовали снова. Как водилось в то время, бежал из-под стражи, но на свободе гулял недолго: его опознали и снова арестовали. К костру его приговорил Парижский парламент, а не какой-нибудь Папа Римский, как можно подумать.

За что сожгли аристотеля. Смотреть фото За что сожгли аристотеля. Смотреть картинку За что сожгли аристотеля. Картинка про За что сожгли аристотеля. Фото За что сожгли аристотеля

Джулио Ванини

Совсем ещё молодым мужчиной он принял сан священника и… принялся странствовать, распространяя свои антирелигиозные идеи. Утверждал он разное: например, сомневался в бессмертии души и находил человека и обезьяну по-родственному похожими. В конце концов его приговорили к отрезанию языка и повешению как атеиста. А сожгли уже труп, потому что еретиков надо бы жечь.

За что сожгли аристотеля. Смотреть фото За что сожгли аристотеля. Смотреть картинку За что сожгли аристотеля. Картинка про За что сожгли аристотеля. Фото За что сожгли аристотеля

Кроме еретиков, у инквизиция была ещё одна головная боль: сатанисты. Три самых известных сатаниста Средних Веков: убийца детей, насильник сестры и не веривший в непорочное зачатие.

Текст: Лилит Мазикина.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

За что сожгли Джордано Бруно?

Приблизительное время чтения: 12 мин.

Гипотезы измышляю!

Бруно был религиозным философом, а не ученым. Естественно-научные открытия интересовали его в первую очередь как подкрепление его взглядов на совсем не научные вопросы: смысл жизни, смысл существования Вселенной и т.д. Конечно, в эпоху становления науки эта разница (ученый или философ) была не столь очевидна, как сейчас. Вскоре после Бруно один из основоположников современной науки, Исаак Ньютон, определит эту границу так: «Гипотез не измышляю!» (т.е. все мои мысли подтверждены фактами и отражают объективный мир). Бруно «измышлял гипотезы». Собственно, больше ничем он и не занимался.

Самой точной и самой жизненной наукой для Бруно была. магия! Критериями его методологии оказываются стихотворный размер и луллиево искусство, а философия Бруно представляет собой своеобразное сочетание литературных мотивов и философских рассуждений, нередко слабо связанных между собой. Поэтому неудивительно, что Галилео Галилей, который, подобно многим своим современникам, признавал выдающиеся способности Бруно, никогда не считал его ученым, и тем более астрономом. И всячески избегал даже упоминания его имени в своих работах.

Принято считать, что воззрения Бруно были продолжением и развитием идей Коперника. Однако факты свидетельствуют о том, что знакомство Бруно с учением Коперника было весьма поверхностным, а в толковании трудов польского ученого ноланец допускал весьма грубые ошибки. Безусловно, гелиоцентризм Коперника оказал большое влияние на Бруно, на формирование его взглядов. Однако он легко и смело интерпретировал идеи Коперника, облекая свои мысли, как уже говорилось, в определенную поэтическую форму. Бруно утверждал, что Вселенная бесконечна и существует вечно, что в ней находится бесчисленное количество миров, каждый из которых по своему строению напоминает коперниковскую Солнечную систему.

Таким образом, Бруно нельзя назвать не только ученым, но даже и популяризатором учения Коперника. С точки зрения собственно науки, Бруно скоре компрометировал идеи Коперника, пытаясь выразить их на языке магических суеверий. Это неизбежно приводило к искажению самой идеи и уничтожало ее научное содержание и научную ценность. Современные историки науки полагают, что в сравнении с интеллектуальными экзерсисами Бруно не только система Птолемея, но и средневековый схоластический аристотелизм могут считаться эталонами научного рационализма. У Бруно не было никаких собственно научных результатов, а его аргументы «в пользу Коперника» были лишь набором бессмыслиц, которые в первую очередь демонстрировали невежество автора.

Гайденко П.П. Христианство и генезис новоевропейского естествознания // Философско-религиозные истоки науки. М.: Мартис, 1997. С. 57.

Почему инквизиторы боялись приговора

Из всего этого с неизбежностью следует, что, во-первых, взгляды Джордано Бруно нельзя охарактеризовать как научные. Поэтому в его конфликте с Римом не было и не могло быть борьбы религии с наукой. Во-вторых, мировоззренческие основания философии Бруно были весьма далеки от христианских. Для Церкви он был еретиком, а еретиков в то время сжигали.

Современному толерантному сознанию кажется весьма странным, что человека отправляют на костер за то, что он обожествляет природу и практикует магию. В любом современном бульварном издании публикуются десятки объявлений о порче, привороте и т.д.

Бруно жил в другое время: в эпоху религиозных войн. Еретики во времена Бруно не были безобидными мыслителями «не от мира сего», которых проклятые инквизиторы сжигали почем зря. Шла борьба. Борьба не просто за власть, а борьба за смысл жизни, за смысл мира, за мировоззрение, которое утверждалось не только пером, но и мечом. И если власть захватили бы, например, те, кому ближе были взгляды ноланца, костры, скорее всего, продолжали бы пылать, как пылали они в XVI веке в Женеве, где протестанты-кальвинисты сжигали католиков-инквизиторов. Все это, безусловно, не приближает эпоху охоты на ведьм к жизни по Евангелию.

К сожалению, полный текст приговора с обвинениями Бруно не сохранился. Из дошедших до нас документов и свидетельств современников следует, что те коперникианские идеи, которые по-своему выражал Бруно и которые также были включены в число обвинений, не делали погоды в инквизиторском расследовании. Несмотря на запрет на идеи Коперника, его взгляды, в строгом смысле слова, никогда не являлись для католической Церкви еретическими (что, кстати сказать, через тридцать с небольшим лет после смерти Бруно во многом предопределило и довольно мягкий приговор Галилео Галилею). Все это лишний раз подтверждает основной тезис этой статьи: Бруно не был и не мог быть казнен за научные взгляды.

За что сожгли аристотеля. Смотреть фото За что сожгли аристотеля. Смотреть картинку За что сожгли аристотеля. Картинка про За что сожгли аристотеля. Фото За что сожгли аристотеляБарельеф на постаменте памятника Бруно в Риме «Суд»

Некоторые из воззрений Бруно в том или ином виде были свойственны и многим его современникам, однако на костер инквизиция отправила лишь упрямого ноланца. Что стало причиной такого приговора? Скорее всего, стоит вести речь о целом ряде причин, заставивших инквизицию принять крайние меры. Не стоит забывать, что расследование дела Бруно продолжалось 8 лет. Инквизиторы пытались подробнейшим образом разобраться в воззрениях Бруно, тщательно изучая его труды. И, судя по всему, признавая уникальность личности мыслителя, искренне хотели, чтобы Бруно отрекся от своих антихристианских, оккультных взглядов. И склоняли его к покаянию в течение всех восьми лет. Поэтому известные слова Бруно о том, что инквизиторы с большим страхом выносят ему приговор, чем он выслушивает его, можно понимать и как явное нежелание Римского престола этот приговор выносить. Согласно свидетельству очевидцев, судьи действительно были удручены своим приговором больше, чем ноланец. Однако упорство Бруно, отказывавшегося признавать выдвинутые против него обвинения и, следовательно, отрекаться от каких-либо своих взглядов, фактически не оставляли ему никаких шансов на помилование.

Коренным отличием позиции Бруно от тех мыслителей, которые также входили в конфликт с Церковью, были его сознательные антихристианские и антицерковные взгляды. Бруно судили не как ученого-мыслителя, а как беглого монаха и отступника от веры. Материалы по делу Бруно рисуют портрет не безобидного философа, но сознательного и активного врага Церкви. Если тот же Галилей никогда не стоял перед выбором: Церковь или собственные научные взгляды, то Бруно свой выбор сделал. А выбирать ему пришлось между церковным учением о мире, Боге и человеке и собственными религиозно-философскими построениями, которые он называл «героическим энтузиазмом» и «философией рассвета». Будь Бруно больше ученым, чем «свободным философом», он мог бы избежать проблем с Римским престолом. Именно точное естествознание требовало при изучении природы опираться не на поэтическое вдохновение и магические таинства, а на жесткие рациональные построения. Однако Бруно менее всего был склонен к последним.

По мнению выдающегося российского мыслителя А.Ф.Лосева, многие ученые и философы того времени в подобных ситуациях предпочитали каяться не из-за страха пыток, но потому, что их пугал разрыв с церковной традицией, разрыв с Христом. Бруно во время процесса не боялся потерять Христа, так как эта потеря в его сердце, судя по всему, произошла гораздо раньше.

Литература по вопросу:

1. Барбур И. Религия и наука: история и современность. М.: ББИ, 2000.
2. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. М.: ПЕР СЭ, 2000.
3. Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, 2000.
4. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1998.
5. Менцин Ю.Л. «Земной шовинизм» и звездные миры Джордано Бруно //Вопросы истории естествознания и техники. 1994, №1.
6. Философско-религиозные истоки науки. Отв. редактор П.П.Гайденко. М.: Мартис, 1997.

Справка «Фомы»:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *