За что ставят звезды отелям
Что на самом деле значат звезды в отелях
Спорим, вы и не догадывались?
Раз в неделю будем отправлять лучшие статьи и советы для охотников за путешествиями!
Обратили внимание, что 90% туристов из России вожделенно выискивают отели со значком 5*, а при виде «двойки» крутят носом. Мало кто действительно понимает, чем отличаются «тройки» от «пятерок».
Вот вам парадокс: иногда отели с меньшей звездностью оказываются лучше своих более пафосных аналогов. Давайте разбираться, что такого должно быть в отелях определенной категории и как выбрать лучший в соответствии с вашими требованиями.
За что дают «звезды»?
Все просто. Звезды присваиваются отелям за комфорт проживания и дополнительные услуги, которые предоставляют гостям. Например, за глаженье одежды, круглосуточное обслуживание номеров, англоговорящий персонал и прачечную. И неважно, что в прачечной сожгли рубашку, бассейн не чистят, а в ресторане три дня не мыли пол. «A la carte» есть — а значит, есть и лишняя звезда. В остальном — как повезет: в «двойке» может быть новая мягкая мебель в номерах, а в «пятерке» — старые потрепанные диваны, с надписями «Тагил 2008» и «здесь был Костян».
Официальные требования к отелям с разным количеством звезд:
Чаще всего это небольшие гостиницы на 5-10 номеров, без питания и дополнительных услуг. Что должно быть в номерах :
Посмотрите, как выглядит эта гостиница всего с одной звездочкой в Париже.
Отели побольше, с возможность оплатой номеров банковской картой. В комнатах дополнительно предоставляется:
А вот скромная гостиница 2* в Греции. Найдите 10 отличий с отелями 3*!
Это уже достаточно комфортные отели со стойкой регистрации, которая работает не менее 14 часов, а по телефону – все 24 часа.В номерах должно быть:
Дополнительные услуги в отеле:
Так выглядит стандартная «троечка» в Тайланде
Отели, которые чаще всего выбирают для пляжного отдыха. Они располагаются чаще всего вблизи моря, хотя официальных требований по удаленности от пляжа нет. В номерах:
Дополнительные услуги в отеле:
Комфортный отель 4* в ОАЭ
Высший класс, максимум услуг в отеле. Предполагается, что вам и не нужно будет выходить за территорию отеля – всё необходимое для жизни уже есть. Что предоставляется в номерах:
Максимум комфорта – типичный отель 5* в Турции
Как выбрать отель и не разочароваться?
При выборе отеля важно понимать, что в каждой стране стандарты качества отличаются. Когда вы летите отдыхать на пляж в Азию или Африку, вам важна площадь номера, удаленность от моря, наличие бассейна и развлечений на территории. А в поездке в Барселону вполне можно обойтись небольшим номером без вида на море, зато в центре города. Экскурсионная Европа привлекает людей сама по себе, поэтому владельцам гостиниц не нужно тратиться на дополнительные «плюшки» в виде бассейна, обслуживания номера, лифтов и огромных номеров.
В официальной классификации отелей по «звездочкам» нет четких требований к набору услуг, ни слова нет о размере комнаты, красоте обоев и вида из окна. Никаких ограничений по внешнему виду и поведению персонала, кроме обязанности говорить на английском. Если вам не нужен тренажерный зал, массажный кабинет и персональное обслуживание номера, то и смысла тратится на «пятерку» нет. Максимум звезд — совсем не гарантия комфортного отдыха.
Не ведитесь на количество звездочек, а обращайте внимание на описание отеля, дату ремонта, площадь номера и удаленность от моря и достопримечательностей. Так больше шансов выбрать место для отдыха, где вам будет комфортно, и не переплачивать за ненужные услуги.
Что должно быть в отеле определённой звёздности
Любому известно, что уровень отеля обозначается звёздами. Но даже опытный путешественник с ходу затруднится объяснить, каким образом эти звёзды им присваиваются и к чему обязывает отельера статус трёхзвёздочного или пятизвёздочного отеля.
Чтобы ты всегда получал всё, что положено, а заодно мог блеснуть перед друзьями тайным знанием, подготовили для тебя специальную инструкцию.
Как присваиваются звёзды
Хотелось бы ответить, что существует единая мировая система, в соответствии с которой отелю присваиваются звёзды, а специальная надзорная комиссия потом проверяет, соответствует ли отель своему статусу. Примерно как с «голубыми флагами» для пляжей. Но не тут-то было — никакой системы в помине нет.
Если обратиться к его тексту, в наше время он воспринимается крайне архаично. Очень уж поменялись реалии и представления о комфорте.
В конце 80-х в помине не было никакого Wi-Fi или плоских телевизоров, даже те же кондиционеры скорее были предметом роскоши, нежели доступной бытовой техникой. А куда без этого сейчас?
Существует гостиничный стандарт, в котором описано, что должен иметь отель определённой категории.
Двухзвёздочные отели
Представляют собой бюджетные гостиницы с небольшим выбором услуг. Здесь есть ресепшен, однако он не всегда бывает круглосуточным. Этот момент лучше сразу прояснить, если у тебя поздний прилёт — просто посмотри в карточке отеля.
Ежедневная влажная уборка в двух звёздах возможна по запросу, однако замена постельного белья и полотенец тут производится не чаще раза в неделю.
В двухзвёздочных отелях бывают одно- и двухместные номера, нередки и семейные, но метраж комнат будет совсем маленьким. Минус — тесновато, плюс — за нужной вещью даже вставать не надо, дотянешься рукой.
Ежедневная влажная уборка в двух звёздах возможна по запросу, однако замена постельного белья и полотенец производится не чаще раза в неделю.
Набор удобств в «двушках» невелик: свой санузел, аскетичная меблировка. За использование дополнительных удобств (кондиционера, сейфа, интернета в номере и пр.) иногда приходится доплачивать.
Здесь бывают небольшие общие зоны вроде лобби или небольших кафе, на ресепшене можно заказать такси или экскурсии. В стоимость номера питание, как правило, не включается (RO), иногда можно выбрать вариант с завтраком (BB).
А компот?
Хочешь знать, что обозначают все эти хитрые аббревиатуры, связанные с питанием? Прочитай нашу статью — будешь с ходу отличать все эти FB, AL и HB+.
Трёхзвёздочные отели
Три звезды — самая коварная категория. Настолько уж разнятся условия в них: где-то это чуть ли не та же «двушка» только с более частой сменой белья (по нормативу — два раза в неделю), где-то отель с довольно просторными номерами, иной раз даже с мини-кухней или гостиной зоной.
Три звезды — самая коварная категория; настолько уж разнятся условия в них.
«Трёшки» нередко за дополнительную плату предлагают услуги прачечной, доставку еды в номер, обмен валюты, трансфер и другое. В них бывают дворики, патио и другие общие зоны. А если отель курортный, то чаще всего там есть и бассейн.
Безопасность превыше всего
Бытует стереотип: чем дешевле отель, тем больше вероятность недосчитаться чего-то из своих вещей. На самом деле связи никакой. Но правильно хранить ценные вещи тоже надо уметь. Узнай, как это сделать в нашем гиде для параноиков .
Четырёхзвёздочные отели
Это уже не самый бюджетный вариант, но ещё не люкс. Четырёхзвёздочные отели взяли все услуги от трёх звёзд и добавили к ним более представительские предложения вроде спа, массажных кабинетов, саун, несколько баров и ресторанов на территории, конференц- и спортзалов.
Площадь номера в четырёх звёздах не может быть меньше 14 квадратных метров, планировка комнат улучшенная — чаще всего сьюты (состоят из холла, спальни и гостиной зоны) или студио (мини-апартаменты открытой планировки). А ещё в «четвёрках» выдают банный комплект на каждого гостя — халат и тапочки.
Четырёхзвёздочные отели взяли все услуги от трёх звёзд и добавили к ним более представительские предложения вроде спа.
Пятизвёздочные отели
Когда речь заходит о пятизвёздочных отелях, сразу представляются гостиницы класса люкс с огромным выбором эксклюзивных услуг: гольф-клубы, многокомнатные апартаменты с прислугой, частные бассейны, виллы, косметика люксовых брендов на туалетном столике, романтичные бунгало и индивидуальный подход к постояльцам. И разумеется, солидный ценник за все эти радости.
Но опять же всё не так однозначно: пятизвёздочный резорт в Турции или Египте и пять звёзд в Париже или Лос-Анджелесе далеко не одно и то же.
Когда речь заходит о «пятёрках», сразу представляются гостиницы класса люкс с огромным выбором услуг.
Если в первом случае статус пятизвёздочного отеля будет означать колоссальную территорию, анимацию и all inclusive, далёкий от люкса, зато с доступным ценником, то во втором — стоимость будет просто сказочной, зато получить эксклюзивные роскошества тут куда вероятнее.
Номера в пяти звёздах не могут быть меньше 16 квадратных метров, а по количеству услуг и удобств они превосходят «четвёрки»: в отельных ресторанах представлено несколько мировых кухонь, есть ночные клубы (а иногда и казино), магазины, салоны красоты, химчистки, фитнес- и бизнес-залы, большие ванные комнаты оснащены биде, джакузи и отдельной душевой кабиной.
В общем есть всё, что нужно для красивой жизни. Уборка и смена белья в «пятёрках» должны проводиться ежедневно.
Штрафы, налоги и сборы
Стоит ли ориентироваться на звёзды при выборе отеля?
Поскольку критерии уж очень неоднозначны, ориентироваться только на звёзды ни в коем случае не стоит — столкнёшься с удивительными парадоксами: двухместный номер в хостеле может оказаться в 100 раз лучше стандартных трёх звёзд (честно-честно, мы сами проверяли — у нас и статья об этом есть ), а пятизвёздочный отель не будет образчиком роскоши и тяжёлого люкса — просто питание в нём по системе «всё включено» и территория размером с небольшой городок.
Внимательно читай описание и отзывы, и ориентируйся на свои потребности.
Теперь ты знаешь, какой номер и уровень сервиса тебе полагается в зависимости от категории отеля. Но, как видишь, единых критериев нет. Слушай себя, читай отзывы и не ограничивай выбор звёздностью отеля, а с отличными отелями мы тебе поможем.
КАК ОТЕЛЮ ПРОЙТИ КЛАССИФИКАЦИЮ ПО НОВЫМ ПРАВИЛАМ
Ольга Пасько, директор Независимого центра сертификации и экспертизы «ХорекаЭкспертГрупп», рассказала о новых правилах классификации и о том, как получить сертификат в 2021 году.
Классификация отеля — это оценка объекта по разным критериям: инфраструктуре, номерному фонду, качеству сервиса и другим показателям. По результатам оценки гостиница получает категорию: без звезд или от одной до пяти звезд.
Как проходит классификация гостиницы в России
Сейчас классификация обязательна для средств размещения, у которых больше 15 номеров, а с 2022 года станет обязательной для всех. Проходить классификацию нужно раз в три года.
Чтобы получить категорию, нужно пройти три этапа:
Как отели получают звезды по новым правилам
Чтобы присвоить категорию гостинице, эксперты оценивают объект по критериям и переводят оценку в баллы. Баллы можно получить за бассейн, тип питания, фитнес-зал и многое другое.
По новым правилам для категории «четыре звезды» и «пять звезд» необязательно иметь бассейн, чтобы получить категорию. Они могут набрать баллы за счет других критериев, но чтобы сделать это, нужно постараться. Чтобы получить баллы для категории, нужно внимательно отнестись к той инфраструктуре, которая требуется по положению. Для отелей категории «четыре звезды» или «пять звезд» с номерным фондом больше 15 номеров обязательно иметь спортивный или фитнес зал.
Чтобы набрать баллы, отелям от 15 до 50 номеров можно выделить номера под зал для фитнеса. В правилах не указано, какая площадь должна быть у фитнес-зала, но отель обязан дать гостям возможность позаниматься спортом, когда они приезжают отель высокой категории. Если в отеле больше 50 номеров, то тренажерный зал должен быть предусмотрен в проекте.
Для объектов культурного наследия, которые не могут менять планировку, спортивный зал необязателен. Гостиницы в таких зданиях набирают баллы на звездность другими услугами.
Ольга Пасько
Директор Независимого центра сертификации и экспертизы «ХорекаЭкспертГрупп»
Какие положения появились в классификации
Новые правила классификации вызвали противоречивую реакцию — некоторые требования кажутся невыполнимыми, если в них не разобраться. Чтобы было понятнее, разделили основные изменения в классификации на сегменты.
Раньше санатории были только медицинской организацией, а по новым правилам они могут относиться к гостиницам.
Если санаторий, кроме лечебных процедур, продает размещение на выходные, то он может зарегистрировать номерной фонд и продаваться как отель, а для этого нужно получить категорию.
Ольга Пасько
Директор Независимого центра сертификации и экспертизы «ХорекаЭкспертГрупп»
1. В отелях категории «четыре звезды» и «пять звезд» теперь обязательно должен быть ресторан, для отелей категории «четыре звезды» меньше 15 номеров — можно кафе.
Раньше отели могли заключить договор с доставкой еды или рестораном неподалеку. Гостям приходилось заказывать доставку еды, либо выходить из отеля и идти в кафе или ресторан. Теперь, если отель хочет получить высокую категорию, наличие ресторана обязательно.
Ольга Пасько
Директор Независимого центра сертификации и экспертизы «ХорекаЭкспертГрупп»
2. Теперь в классификации есть две новые категории: «городская гостиница» и «курортный отель».
Проблема возникает при классификации объектов Краснодарского края. Многие гостиницы там расположены в деревнях, селах и поселках городского типа, поэтому отнести их к городским нельзя. Под категорию курортных отелей они тоже не подходят, потому что они не находятся на курорте и не оказывают оздоровительных услуг. В таком случае отель «Ромашка» в поселке Солнечный получит категорию «городская гостиница».
Ольга Пасько
Директор Независимого центра сертификации и экспертизы «ХорекаЭкспертГрупп»
3. Отели категории «три звезды» теперь могут предлагать гостям не только завтрак по системе «шведский стол», но и расширенный завтрак — 3−4 блюда на выбор.
Раньше апарт-отелям можно было иметь только категории «четыре звезды» и «пять звезд», а теперь можно получить категорию «три звезды».
Чтобы получить категорию, апарт-отели должны предоставлять гостиничные услуги: питание, уборку и службу приема и размещения. В апарт-отелях категории «пять звезд» должен быть швейцар, например.
Ольга Пасько
Директор Независимого центра сертификации и экспертизы «ХорекаЭкспертГрупп»
1. В системе классификации появились загородные отели.
Раньше загородные отели были вынуждены называть себя пансионатами, домами отдыха и турбазами. Теперь это официальный вид гостиницы, который расположен в сельской или горной местности, в лесу, на берегу водоема, и не относится к лечебно-оздоровительным объектам или курортам.
Ольга Пасько
Директор Независимого центра сертификации и экспертизы «ХорекаЭкспертГрупп»
2. Загородные отели могут не иметь швейцара, лифт, связь с персоналом из номера, химчистку и прокат машин. Время на завтрак в загородных объектах не ограничивается.
3. Из классификации убрали некоторые категории: «дом охотника», «дом рыбака», «шале», «бунгало».
Какие объекты не подпадают под классификацию
Объекты индивидуального жилищного строительства
Чтобы оказывать гостиничные услуги и получить категорию, нужно перевести здание из статуса индивидуального жилищного строительства в нежилой фонд. Об этом мы уже писали в статье про закон Хованской.
Кемпинги называются альтернативными средствами размещения и не могут получить категорию, потому что в них нет удобств и оснащения.
Другая ситуация с глэмпингами, которые оснащены санузлом, кондиционером и освещением. Оборудованные домики можно классифицировать как турбазу, базу отдыха или загородный отель. Если глэмпинги не являются капитальным строительством, то они могут получить категорию без звезд. Чтобы получить звезды, нужно предоставить все документы и соответствовать требованиям к гостиничным объектам.
Ольга Пасько
Директор Независимого центра сертификации и экспертизы «ХорекаЭкспертГрупп»
Чтобы убедиться, что глэмпинг подходит под категорию турбазы или базы отдыха «без звезд», пройдите небольшой чек-лист. Проверьте себя по пунктам, чтобы соответствовать требованиям к объекту и номерам.
Детские палаты не могут классифицироваться как номера. Но если детский лагерь имеет дополнительный корпус, в который можно заселять гостей и оказывать гостиничные услуги, то он может получить классификацию турбазы или базы отдыха.
Что грозит отелям, которые не прошли классификацию
Штраф 50 000 рублей или определенный процент от годовой выручки гостиницы. Если срок сертификата истек, то отельеру нужно подать заявку в аккредитованную организацию и получить классификацию.
Совет от эксперта
Часто отельеры хотят получить высокую категорию, когда гостиница не соответствует требованиям. Представьте, что гость приезжает в отель высокой категории, и обнаруживает, что в нем нет своего ресторана, а санузел приходится делить с соседним номером. Это нечестно по отношению к гостю. Важно, чтобы заявленная категория соответствовала реальной ситуации в объекте.
Ольга Пасько
Директор Независимого центра сертификации и экспертизы «ХорекаЭкспертГрупп»
Новые правила классификации — это отличная мотивация для отельеров, чтобы оказывать гостям тот уровень обслуживания, о котором они заявляют. Тренд на внутренний туризм продолжает расти, пока границы закрыты. Чтобы не потерять гостей, когда зарубежные отели начнут принимать туристов, нужно уже сейчас составить им приличную конкуренцию. Причем соревноваться нужно не в количестве звезд, а в качестве сервиса и оснащения.
Если у вас остались вопросы по классификации, задавайте их Ольге Пасько в Инстаграме.
Как и за что присваивают «звезды» отелям и всегда ли они — показатель качества
Количество «звезд» на фасаде — один из главных критериев выбора отелей для большинства путешественников. Но каждый, кто хоть немного поездил по миру, знает, что пафосные «пятерки» порой куда менее душевны и гостеприимны, чем неприметные с виду «трешки», а 4* в Турции могут так отличаться от 4* во Франции, будто построены на разных планетах. СМИ то и дело трубят о диковинных «шестерках» и даже «семерках», а на многих городских улицах прячутся и вовсе «беззвездочные» гостиницы — и не факт, что на поверку оказываются хуже. Выясняем, кто и по каким параметрам ранжирует отели, о чем это говорит и стоит ли безусловно доверять «звездам».
Основы гостиничной астрологии
Универсальных правил «звездоприсвоения» в мире не существует, хотя в далеком 1989 г. ВТО установила стандарт — не обязательный, но рекомендательный. Всем отелям надлежит гарантировать безопасность постояльцев, сохранность их имущества, соблюдение санитарных норм и оказание первой медпомощи.
Согласно тому же стандарту, отели 1* компактные, с номерами площадью около 8 кв. м и нехитрым оснащением: кровать, столик, стулья, вешалка да зеркало. Удобства общие, на этаже, уборка и смена белья — раз в неделю. «Двушки» более комфортабельны, с санузлом и телевизором в номере, сменой белья каждые 5-6 дней и рестораном на территории. «Трешки» — самые распространенные, с кондиционером, телефоном и ванными принадлежностями в номерах от 10-12 кв. м.
Но многие страны сохраняют за собой свободу выбора условий. К примеру, во Франции до недавнего времени действовала 4-уровневая классификация, «пятерки» появились лишь в 2010 г. — на смену былым 4* Luxe, а категорию ht (мотели с минимумом удобств) попросту упразднили. В Италии «звезды» даруют региональные чиновники, посему в разных областях гостиницы одинакового класса различаются по комфорту и сервису.
А есть и гостиницы-рекордсмены, гордо именующие себя «6-звездными» и «7-звездными». В их числе — Signiel в Сеуле, официально считающийся «пятеркой». Но расположение в 555-метровом небоскребе Lotte World, возможность трансфера на вертолете, крупнейшая в Южной Корее коллекция шампанского и прочие фишки не дают уместиться в стандартных рамках. Разумеется, отдыхать в такой роскоши небюджетно: ночь в самом простеньком номере обходится от 385 USD, в президентском люксе на целый этаж — от 5000 USD на двоих. Цены на странице указаны на февраль 2020 г.
Топ-7 ошибок в отелях, которые совершают россияне. Как не надо делать:
Авторитетные рейтинги разных стран
Но сколько бы «звезд» ни приписывали отелям их владельцы или журналисты, законную силу имеют лишь те, что присвоены экспертами специальных организаций. Каких именно — зависит, опять же, от страны: где-то для инспектирования нужна государственная лицензия, где-то достаточно безупречной репутации и доверия публики. Скажем, в США непререкаемым авторитетом пользуется Американская автомобильная ассоциация (ААА), «украшающая» отели и рестораны бриллиантами вместо «звезд». Амбициозные заведения отправляют заявки на участие и ждут проверяющего, который заявится анонимно и без предупреждения, а позже выставит честную оценку.
А вот «Мишлен» — общепризнанный гарант качества ресторанов и мастерства шеф-поваров, и мало кто знает, что он награждает еще и отели. Вместе с дочерним предприятием Tablet, специализирующимся на эксклюзивных гостиницах, в конце прошлого года компания объявила о создании списка интереснейших точек размещения более чем в 100 странах мира. В список войдут как дорогие, так и демократичные отели, предлагающие гостям по-настоящему уникальный опыт, будь то погружение в аутентичную культуру или наслаждение архитектурно-дизайнерскими чудесами.
Владельцы отелей самостоятельно выбирают, к кому обращаться за оценкой и обращаться ли вообще. Хотя требования экспертов разнятся, ключевые детали, как правило, неизменны: площадь и оснащение номеров, спектр услуг, наличие ресторанов, бассейнов, спа. Некоторые предпочитают не участвовать в гонке и обходиться без звездно-бриллиантовых регалий, и это вовсе не показатель ненадлежащего качества. Гораздо хуже, когда на сайтах появляется не подкрепленная фактами информация, так что стоит всегда перепроверять официальные рейтинги.
В каком виде нужно оставлять номер покидая отель? 6 рекомендаций горничных:
Классификация российских отелей
В ряде стран — Бельгии, Дании, Греции, Италии — правила оценки устанавливает государство. Та же ситуация и в России: основа основ — правительственное постановление «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии». Экспертами выступают аккредитованные организации, проверяющие по солидному набору параметров как заведения в целом, так и здания, номера и персонал по отдельности.
Калькуляция сложная и тщательно прописанная, значение имеет каждая деталь: от напольного покрытия (1-3 балла) до наличия халата (2 балла), фена и табурета в ванной (по 1 баллу). Гостинице без внутреннего радиовещания и музыки в лифтах не светят максимальные 5*, а на 4* нельзя претендовать без защитного козырька и воздушно-тепловой завесы у входа. Правда, уют и душевная атмосфера цифровому выражению не поддаются, так что приходится опираться исключительно на сухой подсчет.