За что сжигали еретиков

За что инквизиция сжигала на кострах еретиков

Содержание статьи

За что сжигали еретиков. Смотреть фото За что сжигали еретиков. Смотреть картинку За что сжигали еретиков. Картинка про За что сжигали еретиков. Фото За что сжигали еретиков

Принято считать, что святая инквизиция католической Церкви, как орган, ответственный за чистоту религиозного вероучения и имевший власть разыскивать всех неправедномыслящих, существовал с 1184 по 1834 год.

История создания святой инквизиции

Христианская Церковь с самого начала своего существования подвергалась различным лжеучениям, которые смущали ум и сознание верующего народа. Возникает понятие ереси, как учения, противоречащего Священному Преданию Церкви. В ересях подвергался сомнению авторитет главных истин христианского вероучения.

В целях борьбы с еретиками и восстановления торжества ортодоксального христианства собирались Вселенские и Поместные Соборы. Позднее, после разделения Церквей в 1054 году, Запад пошел иным путем. Ереси все еще продолжали существовать, а еретиков становилось все больше. В целях борьбы католической Церкви с ложными вероучениями был создан специальный церковный суд, расследующий факты возникновения ересей.

В 1215 году папа римский Иннокентий III основывает специальный орган церковного суда, именуемый «Святой инквизицией». Приблизительно с этим же временем совпадает создание ордена доминиканцев, которому и были вменены обязанности дознания по делам ложных вероучений в католической Церкви.

История инквизиции насчитывает несколько столетий. За это время вся западная Европа пользовалась услугами специально назначенных кардиналами инквизиторов. Подобный церковный суд внушал ужас в сознание людей. В страхе находились и те, кто не имел греха распространения ересей в народных массах.

Кто подвергался суду святой инквизиции

Начиная с конца XV века инквизиция начинает особое внимание уделять борьбе с ведьмами и колдунами. Именно это время кострищ и жестоких казней всех тех, на кого имелись обвинения в колдовстве. Необходимо отметить, что имели место и многочисленные ложные доносы.

Кроме ведьм и еретиков суду могли подвергаться и ученые, которые высказывали свои научные взгляды противоречащие учению католической Церкви о бытии мира. История сохраняет имена многих жертв кострищ, осужденных за свое научное мировоззрение. Всего же от деятельности инквизиторов пострадало более миллиона человек. Инквизиторы обладали властью сжигать людей по своему усмотрению, приписывая вину в ереси, колдовстве или неправильном мировоззрении. Только к XIX веку католическая Церковь отошла от такой ужасной практики из-за которой могли страдать невинные люди.

Источник

Мрачные жнецы: реальные мотивы жутких дел Святой инквизиции

За что сжигали еретиков. Смотреть фото За что сжигали еретиков. Смотреть картинку За что сжигали еретиков. Картинка про За что сжигали еретиков. Фото За что сжигали еретиков

Средние века принято считать временем заката человечества. Тьма, невежество, беззаконие, охота на ведьм. Возможно, вы удивитесь, узнав, что инквизиция внесла довольно большой вклад в современную жизнь. Пирсинг — вживление в тело металлических элементов — изобрели инквизиторы. Адвокаты, нотариусы, судьи — все эти профессии во времена Средневековья вдруг стали необычайно популярны и востребованы.

Так что же это за таинственная организация — Святая инквизиция? Кто такие инквизиторы — хранители веры или душители прогресса? С какой целью была создана инквизиция? Об этом рассказали эксперты программы «Тайны Чапман» с Анной Чапман на РЕН ТВ.

Кого обвиняли в колдовстве?

Как известно, жертвами инквизиторов чаще всего становились женщины. Этому было вполне практическое объяснение. Именно женщины чаще всего принимали роды у своих односельчанок и использовали травяные сборы для лечения болезней. Ворожеи пользовались огромным доверием и расположением крестьян. И таким образом они невольно вступали в конкуренцию с сельскими священниками, многие из которых такими талантами не обладали. Любая женщина, которая выделялась из толпы — например, умом, красотой, независимостью, — тоже находилась в зоне риска.

За что сжигали еретиков. Смотреть фото За что сжигали еретиков. Смотреть картинку За что сжигали еретиков. Картинка про За что сжигали еретиков. Фото За что сжигали еретиков

При аресте ведьмы предпринимались меры предосторожности, чтобы она не могла «применить злые чары». Нельзя было допустить, чтобы она стояла на земле и таким образом «соприкасалась с темными силами преисподней». Поэтому в камеру ее вносили в корзине. В помещение суда женщину вводили задом наперед, чтобы она не могла смотреть на судью и «околдовать его взглядом». Для защиты судьи также носили на шее мешочек с солью, освященной в Вербное воскресенье.

«Молот ведьм»

Средневековый бестселлер «Молот ведьм» — самое яркое свидетельство мракобесия инквизиторов. Автор этого руководства по борьбе с колдунами, священник Генрих Крамер, хвастался, что лично сжег 200 ведьм. На проповедях он пугал народ дьяволом и требовал, чтобы люди писали доносы на всех, кто необычно выглядит или ведет себя.

За что сжигали еретиков. Смотреть фото За что сжигали еретиков. Смотреть картинку За что сжигали еретиков. Картинка про За что сжигали еретиков. Фото За что сжигали еретиков

В конце концов он так разозлил Святую инквизицию своими неадекватными выходками и дикими методами допросов, что его самого отправили под трибунал. К несчастью, в популярности «Молота ведьм» виноват технический прогресс. Дело в том, что как раз в середине XV века немец Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок, поэтому «Молот ведьм» стал настольной книгой у каждого второго жителя средневековой Западной Европы.

Книга не получила официального одобрения Римской католической церкви. Более того, коллеги Крамера по инквизиторскому цеху несколько раз оправдывали его жертв, обвиненных в колдовстве. А он сам совершенно не внушал другим священникам доверия.

Сеяли страх

Посмотришь на «Железную деву» — и сразу веришь во все изуверства инквизиторов безо всяких доказательств. Гениальный черный пиар, как считают некоторые специалисты, придуман врагами инквизиции. Многие эксперты уверены, что даже те орудия пыток, которые действительно применялись, носят, скорее, устрашающую, чем практическую функцию. Создавая такие эффектные орудия пыток, инквизиция как бы намекала: будешь грешить — попадешь на этот трон с шипами.

За что сжигали еретиков. Смотреть фото За что сжигали еретиков. Смотреть картинку За что сжигали еретиков. Картинка про За что сжигали еретиков. Фото За что сжигали еретиков

«Нужно понимать, что пыточные приспособления, которые выставлялись на всеобщее обозрение, несли функцию шоковой социальной рекламы. Они должны быть красивы, запоминаемы, информативны и наделены определенной историей», — отметил коллекционер Валерий Переверзев.

Сколько людей казнили инквизиторы?

Принято считать, что инквизиторы сжигали еретиков миллионами. И снова любопытный факт: в архивах Верховного суда инквизиции в Испании хранится примерно 50 тысяч дел обвиняемых. Из них смертные приговоры вынесены всего лишь 775. Конечно, в те времена статистика была условной, и все досье могли не сохраниться. К тому же, непонятно, какой период охватывают эти данные. И все же наши эксперты утверждают, что жертв было гораздо меньше.

За что сжигали еретиков. Смотреть фото За что сжигали еретиков. Смотреть картинку За что сжигали еретиков. Картинка про За что сжигали еретиков. Фото За что сжигали еретиков

«Ни о каких миллионах жертв говорить не приходится, иначе бы всё население Европы было бы занято одними только оперативно-разыскными мероприятиями, как принято сейчас говорить, или пенитенциарной системой. Кто бы тогда работал в поле или на реках?» — пояснил сотрудник комиссии Московской городской епархии Русской православной церкви Андрей Тумин.

Кем были инквизиторы?

«Как правило, это были монахи доминиканцы и францисканцы не младше сорока лет, известные в своем монастыре благочестивой молитвенной жизнью, более того, имеющие два образования: юридическое и богословское, без этого стать инквизитором было невозможно», — поделился религиовед Григорий Пенкнович.

За что сжигали еретиков. Смотреть фото За что сжигали еретиков. Смотреть картинку За что сжигали еретиков. Картинка про За что сжигали еретиков. Фото За что сжигали еретиков

Возраст имел значение, поскольку вести следствие по делу еретика мог только человек с жизненным опытом и обширными знаниями. Нужно признать, что инквизиторы были едва ли не самыми образованными людьми своего времени. Их набирали из церковной интеллектуальной элиты. Но как же столь образованные люди могли на полном серьезе верить в существование ведьм?

На самом деле инквизиция возникла вовсе не для того, чтобы бороться с ведьмами. Католическую церковь со всех сторон теснили конкуренты. Например, древнегреческий козлоногий бог Пан. Его продолжали почитать в средневековой Европе в разных образах, которые в итоге слились в одном знаменитом персонаже — лесном разбойнике Робин Гуде.

Народ тайком поклонялся и римской богине охоты Диане, и еще множествам языческих божеств. По воскресеньям сельчане молились в церкви, а по ночам оставляли у дверей блюдца с молоком для местных духов. Всю эту ересь было проще объяснить колдовством, в которое необразованные люди легко верили.

Аутодафе

Но тех, кого инквизиция все-таки приговаривала к смерти, ждала публичная казнь. В Испании это мероприятие называлось «аутодафе», что в переводе означает «акт веры».

За что сжигали еретиков. Смотреть фото За что сжигали еретиков. Смотреть картинку За что сжигали еретиков. Картинка про За что сжигали еретиков. Фото За что сжигали еретиков

«Какая-нибудь Базарная площадь большая, обязательно рядом с церковью, где устанавливали помост для судей. Трибуны для зрителей, место, такая платформа, на которую заводили осуждённых, место, где уже были подготовлены сложенные кострища», — рассказала гид в Испании Эмма Мойсейченко.

Церемония аутодафе была очень, если можно так выразиться, пышная. На нее собирался весь город. Возникает закономерный вопрос: за чей счет был весь этот, с позволения сказать, инквизиторский банкет? Кто, к примеру, оплачивал хотя бы дрова?

«Когда человека арестовывали, у него конфисковывали имущество в пользу суда, для того, чтобы за счёт его имущества оплатить содержание этого человека в суде и все судебные издержки. То есть получается, ты сам за себя платил. Что будет кушать ваша семья и где жить, этот вопрос как-то мало интересовал инквизиционный суд», — отметила Эмма Мойсейченко.

Инквизиторы только выносили приговор, а саму казнь вершили светские власти. В Португалии и Испании инквизицию упразднили только в XIX веке. Список жутких деяний инквизиторов был огромен. Всем известно, что по решению инквизиции был казнен Джордано Бруно, а Галилей был вынужден публично отречься от учения Коперника.

Еще больше об удивительных явлениях нашего мира, тайнах общества и истории смотрите в новых выпусках программы «Тайны Чапман» с Анной Чапман! По будням в 17:00!

Источник

Все за сегодня

Политика

Экономика

Наука

Война и ВПК

Общество

ИноБлоги

Подкасты

Мультимедиа

Смерть на костре как изобретение Инквизиции

В 2012 году 39 христиан были сожжены заживо в Нигерии; в 2006 году та же участь постигла четырехсот женщин в Ираке. А за всю историю были сожжены десятки тысяч людей. Самым последним стал Муаз аль-Касасиба.

Хотя ни в одном из государств такой вид казни в настоящее время не практикуется, в 2012 году террористическая группировка «Боко Харам» сожгла 39 христиан в Нигерии; в 2008 году в Кении толпа подожгла костер, в котором сгорели 11 человек, обвиняемых в колдовстве; в 2007 году в Курдистане были заживо сожжены 255 женщин; еще 400 постигла та же участь в 2006 году в Сулеймании (Ирак), а в конце 90-х года на стадионе в Пхеньяне (КНДР) таким способом казнили ряд генералов.

Все это произошло сравнительно недавно, хотя сам вид казни стар, как мир. Согласно Талмуду, устной иудейской традиции, впервые записанной около 200 года, сожжение, о котором говорится в Библии, осуществлялось путем вливания расплавленного свинца в горло преступнику. Это одна из самых ранних форм приведения этого вида казни в исполнение.

Содомский грех

В древности сожжение на костре применялось для искоренения иудаизма, ереси, святотатства, колдовства и содомского греха, то есть, гомосексуализма. Согласно рассказам Юлия Цезаря, военнопленных бросали в огонь, называя их при этом «плетеными людьми».

В Византийской империи на костер отправляли тех, кто исповедовал зороастризм. А VI веке император Юстиниан казнил таким образом всех не христиан. И эта форма казни была прописана в одной из главных статей свода законов периода его правления.

В 1184 году Католическая церковь создала Инквизиции и законодательно установила, что ересь будет караться смертной казнью через сожжение на костре. Тем не менее, следует уточнить, что большинство так называемых ведьм, главных жертв сожжения, оказывались на костре по решению гражданских, а не церковных судов. Их ловили за денежное вознаграждение так называемые «охотники на ведьм», использовавшие длинные иглы, которыми они прокалывали подозреваемых, поскольку существовало поверье, будто бы у ведьм не идет кровь. Поскольку кровоточат далеко не все части тело, зачастую кровь не появлялась, о чем немедленно сообщали в Инквизицию, а бедные жертвы отправлялись на костер.

И все же в течение большего периода деятельности Инквизиции на костер отправляли редко, а в некоторых частях Европы этот вид казни и вовсе не практиковался. Главная цель заключалась в том, чтобы посеять страх среди христиан, поясняет Ана Мария Сплендиани Рипполл (Ana María Splendiani Ripoll) в книге «Пятьдесят лет Инквизиции в Картахене-де-Индиас» (Cincuenta años de Inquisición en el Tribunal de Cartagena de Indias), увидевшей свет в 1997 году. Сожжение на костре применялось только в отношении закоснелых еретиков, не желавших отказываться от своих взглядов. Когда им сообщали о приговоре вечером накануне казни, два священнослужителя находились при осужденном до последнего момента, убеждая его покаяться и примириться с Богом. В случае согласия осужденного, он подвергался менее мучительной смерти, а его труп впоследствии предавали огню.

Именно так произошло, хотя и без раскаяния, с последней жертвой Инквизиции в Испании. Причем событие имело место не так уж и давно: в 1826 году. По анонимному доносу учитель из Валенсии Кайетено Риполл (Cayeteno Ripoll) предстал перед Трибуналом веры, своего рода последователем Инквизиции, пишет публицист и политик Альфред Бош. Проведя два года в заключении, он был приговорен к смерти за ересь. Какие же преступления он совершил? Заменил в молитвенных текстах выражение «Богородице Дево, радуйся» на «Благословен Господь», не ходил на богослужения и не водил на них своих учеников, не приветствовал участников Крестного хода и вкушал мясо в Страстную Пятницу. Как пишет Сплендиани, после повешения его труп сожгли. Эта судебная расправа вызвала негодование самого короля Фернанда VII.

Количество заживо сожженных

Некоторые авторы считают, что число казненных по решению Инквизиции преднамеренно завышено. Также искусственно сгущаются краски вокруг вышеупомянутой «охоты на ведьм». Исследователи уверяют, что все обстояло иначе.

Очевидно то, что три четверти приговоров были вынесены в первые 60 лет существования Инквизиции и лишь оставшаяся четверть — в последующие три века. «Люди знали, что начиная с середины XVI века, Инквизиция выносила мало смертных приговоров», — уверяет историк Бартоломе Бенассар (Bartolomé Benassar) в своем труде «Модели инквизиционного воздействия на сознание: методы воспитания страхом» (Modelos de la mentalidad inquisitorial: métodos de su pedagogía del miedo). Самая крупная казнь по приговору Инквизиции состоялась в 1680 году в Мадриде, и на ней присутствовал сам король Карлос II с членами своей семьи. Количество осужденных составляло 118, из которых 34 были манекенами, изображавшими ранее казненных или бежавших преступников. Из оставшегося числа 20 были сожжены после умерщвления, а семь преданы огню заживо (в том числе две женщины). «Казнь происходила в следующем порядке: сначала с помощью гарроты удушали раскаявшихся, а затем живьем отправляли в огонь упрямцев, лица которых выражали отчаяние, нетерпение и ярость», — пересказывает Бенассар описание казни, составленное помощником короля Хосе дель Ольмо (José del Olmo).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник

13 вопросов об инквизиции

Кто такие средневековые инквизиторы? За кем они охотились? Действительно ли существовали ведьмы? Их сжигали на кострах? Сколько всего людей было уничтожено?

1. Что значит слово «инквизиция» и кто его придумал?

Это латинское слово inquisitio, которое означает «расследование», «розыск», «сыск». Инквизиция нам известна как церковный институт, но первоначально это понятие обозначало тип уголовного процесса. В отличие от обвинения (accusatio) и доноса (denunciatio), когда дело заводилось в результате, соответ­ственно, открытого обвинения или тайного доноса, в случае inquisitio суд сам начинал процесс на основании заведомых подозрений и запрашивал у насе­ления подтверждающую информацию. Придумали этот термин юристы в позд­ней Римской империи, а в Средние века он утвердился в связи с рецепцией, то есть открытием, изучением и усвоением в XII столетии, основных памят­ников римского права.

2. Почему ее называют святой?

Инквизицию не всегда и не везде называли святой. Этого эпитета нет в приведенном выше словосочетании «розыск еретической скверны», как нет его в официальном названии высшего органа испанской инквизиции — Совета верховной и генеральной инквизиции. Центральное управление папской инквизиции, созданное в ходе реформы папской курии в середине XVI века, действительно называлось Верховная священная конгрегация римской и вселенской инквизиции, но слово «священная» точно так же входило в полные названия и других конгрегаций, или отделов, курии — например, Священная конгрегация таинств или Священная конгрегация индекса.

В то же время в обиходе и в разного рода документах инквизицию начинают называть Sanctum officium — в Испании Santo oficio, — что переводится как «святая канцелярия», или «ведомство», или «служба». В первой половине ХХ века это словосочетание вошло в название римской конгрегации, и в таком контексте этот эпитет не вызывает удивления: инквизиция подчинялась святому престолу и занималась защитой святой католической веры, делом не то что святым, а практически божественным. Так, например, первый историк инквизиции — сам сицилийский инквизитор — Луис де Парамо начинает историю религиозного сыска с изгнания из рая, делая первым инквизитором самого Господа: он расследовал грех Адама и наказал его соответственно.

3. Что за люди становились инквизиторами и кому они подчинялись?

Поначалу, на протяжении нескольких десятилетий, папы пытались поручить инквизицию епископам и даже угрожали снятием с должности тем, кто будет халатно относиться к очищению своей епархии от еретической заразы. Но епископы оказались не очень приспособлены к этой задаче: они были заняты своими рутинными обязанностями, а главное, бороться с ересью им мешали налаженные социальные связи, прежде всего с местной знатью, которая иногда открыто покровительствовала еретикам. Тогда, в начале годов, папа поручил розыск еретиков монахам нищенствующих орденов — доминиканцам и францисканцам. Они обладали рядом достоинств, необходимых в этом деле: были преданы папе, не зависели от местного духовенства и сеньоров и нравились народу своей показательной бедностью и нестяжательством. Монахи соперничали с еретическими проповедниками и обеспечивали содействие населения в деле поимки еретиков. Инквизиторы были наделены обширными полномочиями и не зависели ни от местных церковных властей, ни от папских посланников — легатов. Напрямую они подчинялись только папе, свои полномочия получали пожизненно и в любых форс-мажорных ситуациях могли отправиться в Рим, чтобы апеллировать к папе. Кроме того, инквизиторы могли оправдывать друг друга, так что сместить инквизитора, а тем более отлучить его от Церкви было почти невозможно.

4. Где существовала инквизиция?

В конце XV века новая, или королевская, инквизиция возникла в объеди­ненной Испании — впервые в Кастилии и заново в Арагоне, в начале XVI века — в Португалии, а в 1570-х годах и в колониях — Перу, Мексике, Бразилии, Гоа.

5. Почему самая известная инквизиция — испанская?

Вероятно, из-за черного пиара. Дело в том, что инквизиция стала центральным элементом так называемой «черной легенды» о габсбургской Испании как отста­лой и мракобесной стране, где заправляют чванливые гранды Гранды — высшая знать в средневековой Испании. и фана­тичные доминиканцы. «Черную легенду» распространяли как политические противники Габсбургов, так и жертвы — или потенциальные жертвы — инквизиции. Среди них были крещеные евреи — марраны, эмигрировавшие с Пиренейского полу­остро­ва, например, в Голландию и культивировавшие там память о своих собратьях, мучениках инквизиции; испанские протестанты-эмигранты и ино­странные протестанты; жители неиспанских владений испанской короны: Сицилии, Неаполя, Нидерландов, а также Англии во время брака Марии Тюдор и Филиппа II, которые либо возмущались введением у себя инквизиции по испанскому образцу, либо только опасались этого; французские просве­тители, которые видели в инквизиции воплощение средневекового мракобесия и католического засилья. Все они в своих многочисленных сочине­ниях — от газетных памфлетов до исторических трактатов — долго и упорно создавали образ испанской инквизиции как страшного монстра, угрожающего всей Евро­пе. Наконец, к концу XIX века, уже после упразднения инквизиции и во время распада колониальной империи и глубокого кризиса в стране, демонический образ святой канцелярии усвоили сами испанцы и стали винить инквизицию во всех своих проблемах. Консервативный католический мысли­тель Марселино Менендес-и-Пелайо так пародировал этот ход либеральной мысли: «Почему нет промышленности в Испании? Из-за инквизиции. Почему испанцы ленивы? Из-за инквизиции. Почему сиеста? Из-за инквизиции. Почему коррида? Из-за инквизиции».

6. За кем охотились и как определяли, кого казнить?

В разные периоды и в разных странах инквизицию интересовали разные группы населения. Объединяло их то, что все они так или иначе отступали от католической веры, тем самым губя свои души и нанося «урон и оскорбле­ние» этой самой вере. В Южной Франции это были катары, или альбигойцы, в Северной — вальденсы, или лионские бедняки, еще одна антиклерикальная ересь, стремившаяся к апостольской бедности и праведности. Кроме того, французская инквизиция преследовала отступников в иудаизм и спири­туалов — радикальных францисканцев, очень серьезно относившихся к обету бедности и критически — к Церкви. Иногда инквизиция участвовала в поли­тических процессах вроде процесса над рыцарями-тамплиерами, обвиняемыми в ереси и поклонении дьяволу, или Жанной д’Арк, обвиняемой примерно в том же; на самом деле и те, и другая представляли политическую помеху или угрозу для, соответственно, короля и английских оккупантов. В Италии имелись свои катары, вальденсы и спиритуалы, позже распространилась ересь дольчинистов, или апостольских братьев: они ожидали второго пришествия в ближайшем будущем и проповедовали бедность и покаяние. Испанская инквизиция занималась прежде всего «новыми христианами» преимуще­ственно еврейского, а также мусульманского происхождения, немногочислен­ными протестантами, гуманистами из университетов, ведунами и ведьмами и мистиками из движения алумбрадо («просвещенных»), которые стремились к единению с Богом по собственному методу, отвергая церковные практики. Инквизиция эпохи Контрреформации преследовала протестантов и различных вольнодумцев, а также женщин, подозреваемых в колдовстве.

Кого казнить — точнее, кого судить, — определяли путем сбора информации у населения. Начиная розыск в новом месте, инквизиторы объявляли так называемый срок милосердия, обычно месяц, когда сами еретики могли покаяться и выдать сообщников, а «добрые христиане» под страхом отлучения обязаны были донести обо всем, что знали. Получив достаточно сведений, инквизиторы начинали вызывать подозреваемых, которые должны были доказывать свою невиновность (действовала презумпция виновности); как правило, им это не удавалось, и они попадали в темницу, где подвергались допросам и пыткам.

Казнили далеко не сразу и не так уж часто. Оправдание было практически невозможно и заменялось вердиктом «обвинение не доказано». Большинство сознавшихся и раскаявшихся осужденных получали так называемое «прими­рение» с Церковью, то есть оставались в живых, искупая грехи постами и молитвами, нося позорящую одежду (в Испании так называемое санбенито — скапулярий — монашескую накидку желтого цвета с изображением крестов Сантьяго Крест Сантьяго — крест с удлиненным и заостренным основанием, называемый также «крест-меч», распространенный пиренейский геральдический символ. ), иногда отправляясь на принудительные работы или в тюрьму, зачастую лишаясь имущества. Лишь небольшой процент осужденных — в Испании, например, от 1 до 5 % — «отпускали», то есть предавали в руки светской власти, которая их и казнила. Сама инквизиция как церковный институт смертных приговоров не выносила, ибо «Церковь не знает крови». «Отпускали» на казнь еретиков, упорствующих в своих заблуждениях, то есть не покаявшихся и не давших признательных показаний, не оговоривших других людей. Или «рециди­вистов», вторично впавших в ересь.

7. Инквизиторы могли обвинить короля или, например, кардинала?

Инквизиции были подсудны все: в случае подозрения в ереси иммунитет монархов или церковных иерархов не действовал, однако осудить людей такого ранга мог только сам папа. Известны случаи апелляции высокопоставленных обвиняемых к папе и попытки вывода дела из-под юрисдикции инквизиции. Например, дон Санчо де ла Кабальерия, арагонский гранд еврейского проис­хождения, известный своей враждой к инквизиции, нарушающей дворянские иммунитеты, был арестован по обвинению в содомии. Он заручился поддерж­кой архиепископа Сарагосского и пожаловался на арагонскую инквизицию в Супрему — верховный совет испанской инквизиции, а затем и в Рим. Дон Санчо настаивал на том, что содомия не входит в юрисдикцию инквизиции, и пытался перевести свое дело в суд архиепископа, но инквизиция получила соответствующие полномочия от папы и не отпускала его. Процесс длился несколько лет и ничем не закончился — дон Санчо умер в заточении.

8. Ведьмы действительно были или просто сжигали красивых женщин?

Вопрос о реальности колдовства, очевидно, выходит за пределы компетенции историка. Скажем так, многие — как гонители, так и жертвы и их современ­ники — верили в реальность и эффективность чародейства. А ренессансный мизогинизм полагал его типично женским видом деятельности. Самый знаменитый антиведовской трактат «Молот ведьм» объясняет, что женщины — существа излишне эмоциональные и недостаточно разумные. Во-первых, они часто отступают от веры и поддаются влиянию дьявола, а во-вторых, легко ввязываются в ссоры и склоки и, ввиду своей физической и юридической слабости, в качестве защиты прибегают к колдовству.

Ведьмами «назначали» не обязательно молодых и красивых, хотя молодых и красивых тоже — в этом случае обвинение в ведовстве отражало страх мужчин (особенно, вероятно, монахов) перед женскими чарами. За сговор с дьяволом судили и пожилых повитух и знахарок — здесь причиной мог быть страх клириков перед чуждым для них знанием и авторитетом, которым такие женщины пользовались в народе. Наконец, ведьмами оказывались одинокие и бедные женщины — самые слабые члены общины. Согласно теории британ­ского антрополога Алана Макфарлейна, охота на ведьм в Англии при Тюдорах и Стюартах, то есть в веках, была вызвана социальными измене­ния­ми — распадом общины, индивидуализацией и имущественным расслоением в деревне, когда богатые, чтобы оправдать свое состояние на фоне бедности односельчан, в частности одиноких женщин, стали обвинять их в колдовстве. Охота на ведьм была средством решения коммунальных конфликтов и сниже­ния социального напряжения в целом. Испанская инквизиция охотилась на ведьм гораздо реже — там функцию козла отпущения выполняли «новые христиане», причем чаще «новые христианки», которых, помимо иудей­ствования, походя, бывало, обвиняли и в склочности, и в колдовстве.

9. Почему ведьм именно сжигали?

10. Правда ли, что обвиняемых постоянно пытали, пока не признаются?

11. Сколько всего людей сожгли?

Римская инквизиция раннего Нового времени рассмотрела, как считается, тысяч дел, при этом отправила на казнь около 1300 человек. Охота на ведьм была более разрушительной — здесь насчитывают несколько десятков тысяч сожженных. Но в целом инквизиторы старались «примирять», а не «отпускать».

12. Как к инквизиции относился простой народ?

13. Когда инквизиция закончилась?

А она и не закончилась — только поменяла вывеску. Конгрегация инквизиции (в первой половине ХХ века — Конгрегация священной канцелярии) на Втором Ватиканском соборе 1965 года была переименована в Конгрегацию вероучения, которая существует по сей день и занимается защитой веры и нравственности католиков, в частности расследует сексуальные преступления духовенства и цензурирует сочинения католических теологов, противоречащие церковной доктрине.

Если говорить про испанскую инквизицию, то в XVIII веке ее деятельность пошла на спад, в 1808 году инквизицию отменил Жозеф Бонапарт. Во время реставрации испанских Бурбонов после французской оккупации она была восстановлена, отменена во время «свободного трехлетия» годов, вновь введена вернувшимся на французских штыках королем и уже окончательно упразднена в 1834 году.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *