За что сжигали в средневековье
Подруги, котенок, знание иностранных языков: за что в Средневековье современную женщину могли сжечь
Попасть в поле зрения средневековой инквизиции мог любой человек. Достаточно было быть образованным, красивым, нищим, евреем или тем, кто сомневается в праведности Папы Римского и святой церкви. Особенно досталось женщинам, которые, по мнению христианских богословов, были вместилищем греха.
В Средние века практически каждая современная девушка попала бы под подозрение в колдовстве, и ее могли сжечь на костре.
(Осторожно! Материал, представленный в подборке, может показаться неприятным или пугающим)
Указ Папы Римского
В 1494 году Папа Римский издал буллу, в которой призывал христиан бороться с колдунами, ведьмами, еретиками и людьми, контактирующими с дьяволом. Вопреки расхожему мнению, труд инквизитора Генриха Крамера «Молот ведьм» церковь не признала и не благословила. Самого Крамера в 1490 году осудили за слишком жестокие способы дознания и чрезмерный интерес к сексуальным аспектам колдовства.
Инквизиция работала как в католических странах, так и на землях, где победила Реформация, которая выступала против власти Папы Римского. Например, в Силезии была построена специальная печь для сжигания колдунов. За год в ней сожгли 41 человека, в том числе пятерых детей.
Простой народ инквизицию поддерживал. Эпоха позднего Средневековья – это время начала тотальных войн, голода, вызванного изменениями климата и чумы. В своих несчастьях люди винили потусторонние силы и соседей, которые якобы прислуживали сатане и напускали на них все беды. Поэтому большая часть обвинительных дел заводилась по доносам.
Как «работала» инквизиция
Инквизиторы считали, что перед казнью ведьму следует пытать, иначе она переродится в новом теле. Богослов Сельвестр Приерас считал, что издевательства надо продолжать и после признания, иначе бестия не искупит свои грехи.
Во время следствия красивых девушек под предлогом поиска «печати дьявола» могли изнасиловать. На несчастных оказывали психологическое давление, их морили голодом и не давали пить. Когда жертва слабела, переходили к пыткам, которых было множество. Наиболее распространенными считались дыба и «стул ведьмы» – высокое кресло, покрытое заостренными кольями, под которым разжигали костер.
Вы слишком красивая, с родинкой или рыжая
Часто в колдовстве обвиняли красивых девушек. Считалось, что они привлекают мужчин, не благодаря внешнему виду и природному обаянию, а за счет договора с нечистой силой. Если муж заглядывался на соседку, то всегда можно было пожаловаться на нее инквизиторам, которые разберутся в чем дело. Может ведьма просто заговорила или опоила благоверного?
В процессе расследования женщину могли и оправдать, однако если у несчастной оказывались рыжие волосы или крупные родинки, то ее всегда отправляли на костер. Родинка – метка дьявола, а рыжеволосой была первая жена Адама, Лилит, которая отличалась непокорным нравом.
Официально Жанну Д’арк сожгли за ношение мужской одежды
В группе риска оказывались женщины с бородавками, шрамами, морщинами, сгорбленной спиной или седыми волосами. Чрезмерная худоба, как и лишний вес тоже говорили о связи с сатаной.
Вы богаты и знаете иностранные языки
По средневековым представлениям без мужчины женщина не могла быть богатой. Если она вдова или еще не вышла замуж, а живет в достатке, значит, ей помогает дьявол. Определить уровень благосостояния обвиняемой помогали соседи.
Весомым поводом обвинить в связи с потусторонним миром считался и высокий уровень образования. На костер пошло множество ученых и студентов средневековых университетов. Для женщины было достаточно просто знать географию и иностранные языки.
Если женщина родила ребенка без мужа, то его отцом объявляли сатану. В таком случае и мать, и младенца ждала казнь.
У вас есть подруги и домашние животные
Профессиональным успехом любого инквизитора считалось раскрытие шабаша. Ведьмы редко действуют самостоятельно и всегда собираются в «семьи». Любое собрание женщин без мужчин наводило средневековых людей на мысль, не колдуньи ли перед ними. Собраться вместе девушки могли только для проведения дьявольских обрядов или шабашей, а значит о них надо рассказать инквизитору.
Хозяйки кошек, особенно черных, мышей, сов и других животных автоматически становились ведьмами. Считалось, что они могли перемещаться в животных и творить зло. Так, в Германии женщину сожгли за то, что она не испугалась черной кошки, которая заскочила в церковь во время крестин.
Показательна история англичанки миссис Джулиан Кокс, которую казнили в 1663 году. Охотник гнался за кроликом, который убежал в кусты. Мужчина бросился за ним, но в зарослях наткнулся не на зверька, а на миссис Кокс. Охотник вызвал инквизицию и сообщил, что женщина на его глазах обратилась из кролика в человека. Во время суда один из соседей Джулиан утверждал, что видел, как она влетела в окно верхом на метле.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
История инквизиции: за что в Средневековье сжигали на кострах
В средневековой западноевропейской истории были события, учреждения, явления, которые прочно ассоциируются именно с этим временем и часто воспринимаются как характеризующие его. Одним из них была испанская инквизиция.
История появления
Само слово латинского происхождения. В переводе инквизиция означает розыск, расследование.
В XII веке римский папа Луций III под воздействием правителя Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы разработал инструкции для католических епископов, по которым они должны были в управляемых ими территориях иметь осведомителей, которые доносили бы им о высказывании кем-либо еретических мыслей и о каких-либо проявлениях инакомыслия по отношению к учению римской церкви. Это уже была первая мера по розыску и обнаружению еретиков.
Однако официально инквизиция была учреждена римским папой Иннокентием III (1198–1216) в начале XIII века в ходе так называемых альбигойских войн. В XII веке в южной Франции, северной Италии и в Швейцарии стала распространяться катарская ересь. Она имела восточные корни. Во Франции она получила обозначение альбигойская ересь по названию одного из ее центров города Альби.
В 1209 году под влиянием римского папы против альбигойцев был совершен первый крестовый поход. Войны против них велись до 1244 года. Для борьбы с ересью в 1204 году на территории южной Франции была учреждена инквизиция. Ее осуществление Иннокентий III возложил на орден цистерцианцев.
При римском папе Гонории III (1216–1227) инквизиция была введена и на территории Италии. В науке считается, что завершение оформления системы инквизиции произошло при папе римском Григории IX (1227–1241), который учредил ее трибуналы еще в нескольких европейских странах: Германии, Испании, Португалии и других. Он определил ордена доминиканцев и францисканцев для ведения инквизиционных расследований.
Суть и средства инквизиции
Инквизиция была учреждена для выявления людей, придерживавшихся и распространявших идеи, не соответствовавшие, отвергавшие, противоречащие учению римской церкви. Расследование должно было определить, действительно ли подозреваемый является еретиком по отношению к учению римской церкви.
Если розыск это подтверждал, у обвиненного обычно изымалось имущество, его либо оставляли в тюрьме, либо казнили. Одним из распространенных видов казни, к которому присуждала инквизиция и который нередко с ней связывается, было сожжение на костре. Торжественное объявление решений инквизиционных трибуналов в присутствии многих людей называлось аутодафе. В народе этим словом стали обозначать и само исполнение приговоров. Поскольку часто наказанием приговоренным было сожжение, термин аутодафе закрепился в большей степени за этой казнью. Также считается, что в массовом сознании инквизиция связана с применением пыток при ведении расследования. Доносителям обычно обещалась передача имущества обвиненного в случае признания его виновным. В результате стала распространяться система шпионажа и доносительства. Велись и обычные допросы.
Инквизиторы вели процесс без контроля со стороны светских властей, они были им неподсудны и подчинялись только папе римскому. В науке указывается, что в результате этого судебное следствие велось втайне и произвольно. Инквизиция в средние века обычно действовала при поддержке местной светской власти, которая приводила приговоры в исполнение. Считается, что стремление конфисковать имущество состоятельных людей было причиной их обвинений в ереси и подпадания под суд инквизиции. Она обычно добивалась признания обвиняемыми своей вины. Осуждались и наказывались также уже умершие или отсутствующие, бежавшие от инквизиции.
За что вас могли бы сжечь на костре в Средние века
По разным подсчётам, за время охоты на ведьм, с XV по XVII века, в Европе было казнено от 50 до 200 тысяч человек. Что же могло навести окружающих на мысль, что человек сотрудничает с дьяволом?
Внешность
Существует мнение, что дефицит красивых женщин в Западной Европе является следствием охоты на ведьм. В этом утверждении есть доля истины. В первую очередь в колдовстве обвиняли привлекательных девушек, на которых обращал внимание противоположный пол. Красавицы явно привораживали мужчин при посредничестве дьявола. А значит, если муж заглядывается на соседку, можно просто рассказать об этом инквизиции, и вопрос решён. У рыжеволосых и обладательниц ярких родинок шансов на оправдание не было.
Были опасны для жизни и дефекты внешности: шрамы, шишки, бородавки. Старость тоже могла служить показателем связи с дьяволом: седые волосы, морщины, сгорбленная спина. Ну, чем не ведьма? Самой пожилой сожжённой на костре «колдуньей» стала 70-летняя женщина.
Смертельно опасен в Средние века был лишний вес, хотя и чрезмерная худоба могла свидетельствовать о связи с дьяволом.
Самой известной жертвой борьбы с колдовством стала Жанна Д’Арк. Одним из обвинений, вдвинутых в её адрес, было ношение мужской одежды.
Интеллект
Беда грозила не только красавицам, но и умницам. Женщины, которые слишком много знали, пугали современников. Владение иностранными языками, непонятными соседям, наводило на нехорошие мысли. Хотя за ум могли поплатиться не только дамы. Так, в Бонне, в начале XVII века, по обвинению в колдовстве казнили десятки студентов, университетских профессоров и даже представителей духовенства.
Приготовление к казни, гравюра
Деньги
На костёр часто отправляли бездомных и нищих, которые ходили по домам и просили милостыню. Но это не означает, что состоятельные граждане были в безопасности. Особенно пугали средневековых обывателей финансово независимые женщины. Не бедствовать без поддержки мужчин могли только ведьмы.
Подруги
Средневековые любительницы девичников рисковали жизнью. Группа женщин, собирающихся без мужчин, наводила на мысль, а не ведьмы ли это, устраивающие тайно обряды или шабаши.
Внебрачные связи
Женщина, родившая ребёнка вне брака, считалась ведьмой. Отцом новорожденного признавался дьявол, раз никто из людей в этом не признался. У ребёнка в этом случае тоже было мало шансов на жизнь.
Домашние животные
Хозяйки чёрных кошек, сов, мышей и других животных с большой вероятностью считались ведьмами. В одном из княжеств Германии женщину сожгли на костре за то, что во время крестин она не испугалась чёрной кошки, забежавшей в комнату.
Случайность
Все беды и ущерб частных лиц, городов и стран списывались на происки колдуний. Если женщина проходила мимо дома соседей, и у них в этот день скисало пиво или не поднималось тесто, даму ждали большие неприятности.
Наличие испорченных продуктов в погребе могло говорить о том, что хозяйка держит их для приготовления колдовских снадобий.
В распространённых в те годы эпидемиях сифилиса, холеры и чумы тоже были виноваты ведьмы. Среди здоровых жительниц зачумлённых городов находили колдуний и сжигали для улучшения эпидемиологической обстановки.
А в 1586 году в Рейнских провинциях за холода, державшиеся до июня, казнили 118 женщин и 2 мужчин. Жители Венгрии в 1615 году сожгли десятки ведьм, чтобы те перестали вызывать град.
«Сжечь ведьму!» За что в Европе пытали и казнили красивых женщин?
В XVI веке вас бы признали колдуньей, увидев большую родинку на теле. Впрочем, показаний соседа, что после встречи с вами у него заболел живот, тоже хватило бы для приговора.
Коллаж © L!FE Фото: © EAST NEWS, Wikipedia.org
В Европе в XIII веке особую популярность приобрели суды над ведьмами, именно они превратились в главного врага. Пошёл дождь — ага, вон, видите, рыжая бестия рядом? Сто процентов она наколдовала! Вымерло стало овец — а вон ещё одна красотка прогуливается. Явно же она виновата!
И неважно, что на улице осень, а хозяин овец не кормил их уже с неделю. Во всём виноваты ведьмы и злые колдуны. Помешательство продолжалось вплоть до XVII века.
Подозрение и доказательства
Для подозрения несчастного или несчастной в ведовстве вполне было достаточно даже анонимного доноса. Тогда его судьба, вероятнее всего, была трагична. Сами же доносы могли родиться если просто «показалось» или при случайном стечении обстоятельств.
Конечно же, какие-то реальные доказательства предоставить было невозможно, а такое «работающее» обвинение применяли направо и налево.
Коллаж © L!FE Фото: © EAST NEWS
— Я была у знахарки, она сказала, что у меня есть дурная соседка, которая вскоре придёт в мой дом. Так оно и вышло. У меня живот начинает болеть всякий раз, как её вижу, — такие доводы инквизиция могла использовать в качестве доказательств, что женщина — ведьма.
Признаки того, что женщина — ведьма (Уильям Перкинс, «Рассуждения о проклятом искусстве ведовства», 1608 год):
Одним из самых резонансных доказательств стало то, которое использовали против миссис Джулиан Кокс в 1663 году. Женщину поймал и доставил охотник на ведьм (к слову, была и такая профессия). По его утверждению, мужчина гнался за кроликом. Пушистый убежал в кусты. Охотник — за ним. А в кустах была только миссис Кокс. Позже, на суде, один свидетель вспомнил, как женщина (дама в теле, кстати) влетала в окно на метле. Ну, о её участи после таких неопровержимых доказательств вы, в общем-то, догадываетесь.
Пытки или поиск «печати дьявола»
Ведьм пытали до тех пор, пока они не признают свою вину. Дело в том, что в Европе бытовало мнение: ведьму нельзя казнить до того, как она признает свою вину, — эффекта не будет. Переродится бестия, да и всё.
Коллаж © L!FE Фото: © EAST NEWS
Правда, богослов Сельвестр Приерас вообще вывел теорию, согласно которой схема «Я призналась — казните давайте» также не работает. По его версии, ведьму непременно нужно пытать, чтобы она испытала те муки, которые довелось узнать пострадавшим от её злодеяний.
Красивых молодых женщин в этот «этап» могли изнасиловать. Так стало с женой советника юстиции фрау Пеллер, сестра которой в 1631 году отвергла ухаживания судьи Франца Бюирмана. Ну, как ухаживания — она попросту отказалась с ним переспать. На Пеллер набросился помощник палача.
В 1643 году подобное произошло с сестрой Мадлен Баван, которую также обвинили в ведовстве. Считалось, что палачи не измываются над задержанными женщинами, а «ищут печать дьявола».
Одна из пыток называлась «стул ведьмы», и после неё женщины были готовы признаться в чём угодно. Это конструкция, внешне напоминающая обычное высокое кресло. Только из него торчит множество кольев, которые впиваются жертве в кожу. Если вдруг дамы признавались не сразу, их «усаживали поудобнее».
Во время этого же этапа ведьмам давали только солёную пищу, подмешивая соль даже в питьё. То есть человека под пытками мучила нестерпимая жажда.
Иногда этот этап всё же могли отменить. Так, в 1628 году двум девочкам 11 лет, которых заподозрили в изготовлении восковых кукол для убийства людей, вынесли «особый приговор» — их сожгли без второго этапа пыток.
До третьего этапа и собственно казни доживали далеко не все. В протоколах в таких случаях писали, что ведьме «дьявол свернул шею» или сделал что-то подобное, не менее ужасное.
Многие ведьмы перед самой смертью говорили, что откровенно врали. Так, исповедник Михаэль Стапирий вспоминал, как в 30-х годах XV века женщина сказала ему перед смертью, что не могла не «начать говорить».
— Я не перенесу, если на мои ноги сядет даже муха. Лучше 100 раз умереть, чем терпеть такие мучения, — объяснила она.
Признавалась так называемая ведьма во всех смертных грехах или нет — её все равно ожидала казнь. Власти оправдывали это следующим образом: «Казнить, чтобы не допустить ниспровержения дьяволом божественного миропорядка». Палачи были уверены (или уверяли народ), что так спасают обречённую, так как она ещё больше не нагрешит.
Любого судью, который пытался признать «ведьму» женщиной, не имеющей отношения к колдовству, также ждал костёр.
Коллаж © L!FE Фото: © EAST NEWS
Перед сожжением ведьм сначала душили при помощи петли или гарроты. Многие молчали в надежде, что палач не заметит и они не сгорят заживо, а будут задушены. Исследователь в области демонологии Петер Бенсфельд отмечал, что инквизиция снисходительно относилась к «перестаравшимся» палачам. Считалось, что так ведьму спасают от ещё одного греха — отчаяния.
Оставшихся в живых отправляли на костёр. Специалист в области права Жан Боден рекомендовал сжигать ведьм на медленном огне. Для этого разжигали ещё влажные ветки.
За что сжигали ведьм?
Одной из самых больших загадок в истории остается странное умопомрачение, охватившее Европу в XV-XVII веках, в результате которого на костры отправились тысячи женщин, заподозренных в колдовстве. Что это было? Злой умысел или хитроумный расчет?
В отношении борьбы с ведьмами в средневековой Европе существует множество теорий. Одна из наиболее оригинальных состоит в том, что никакого умопомрачения не было. Люди действительно боролись с темными силами, и в том числе с ведьмами, расплодившимися по всему белу свету. При желании эту теорию можно развить.
Языческая толерантность
Мир сошел с ума
В Италии, после опубликования в 1523 году буллы о ведьмах папы Адриана VI, только в районе Комо стали ежегодно сжигать более 100 ведьм. Но больше всего ведьм оказалось в Германии. Немецкий историк Иоганн Шерр писал: «Казни, совершаемые разом над целыми массами, начинаются в Германии около 1580 года и продолжаются почти целое столетие. В то время как вся Лотарингия дымилась от костров. в Падеборне, в Браденбургии, в Лейпциге и его окрестностях совершалось тоже множество казней.
Появились даже свои рекордсмены по казням. Фульдский судья Бальтазар Фосс хвастался, что он один сжег 700 колдунов обоего пола и надеется довести число своих жертв до тысячи. Особенной страстью в гонениях ведьм отличился вюрцбургский епископ Филипп-Адольф фон Эренберг. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых сожгли 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет. Среди казненных были самая красивая девушка, самая полная женщина и самый толстый мужчина, слепая девушка и студент, говоривший на многих языках. Любое отличие человека от других казалось епископу прямым свидетельством связей с дьяволом.
Увы, не осталась в стороне от охоты на ведьм и Россия. Так, когда в 1411 году в Пскове началась эпидемия чумы, по обвинению в напущении болезни сожгли сразу 12 женщин. Впрочем, в сравнении с Западной Европой, можно сказать, что в России к ведьмам относились терпимо. И обычно жестоко наказывали, только если они злоумышляли против государя. В общем, жгли редко, все больше пороли.
В Европе же не только жгли, но и старались казнить с особой изощренностью. Судьи порой настаивали, чтобы при казни колдуньи непременно присутствовали ее малолетние дети. А иногда вместе с ведьмой отправляли на костер и ее родственников. В 1688 году целая семья, включая детей и прислугу, была сожжена за колдовство.
В 1746 году сожгли не только обвиняемую, но и ее сестру, мать и бабушку. И наконец, сама казнь на костре была словно специально сделана, чтобы еще более опозорить женщину. В первую очередь сгорала ее одежда, и она на какое-то время оставалась нагой на виду у многочисленной толпы, собравшейся посмотреть на ее умерщвление. В России же обычно сжигали в срубах, возможно, чтобы избежать этого самого позора.
Не только инквизиция
Принято считать, что охоту на ведьм устроила инквизиция. Это трудно отрицать, но следует отметить, что не только она. Например, в Вюрцбургском и Бамбергском епископствах неистовствовала не инквизиция, а епископальные суды. В городке Линдгейм в великом герцогстве Гессенском судили ведьм обычные жители. Возглавлял трибунал солдат Гейсс, ветеран Тридцатилетней войны. В состав присяжных входили три крестьянина и ткач. Жители Линдгейма прозвали этих выходцев из народа «присяжными-кровопийцами», поскольку они отправляли людей на костер по малейшему поводу.
Но, возможно, самыми злыми оказались протестантские вожди Реформации Кальвин и Лютер, которых у нас раньше представляли светлыми героями, бросившими вызов темным католикам. Кальвин ввел в обиход новый способ сожжения еретиков и ведьм. Чтобы сделать казнь более продолжительной и мучительной, приговоренных сжигали на сырых дровах. Мартин Лютер ненавидел ведьм всей душой и вызывался казнить их самолично.
Надо сказать, что инквизиция, хотя и вела основную массу ведьмовских процессов, в своей работе строго следовала процессуальным правилам* Например, требовалось, чтобы ведьма созналась. Правда, для этого инквизиторы придумали кучу разных приспособлений для пыток. Например, «ведьмино кресло», оснащенное острыми деревянными шипами, на котором подозреваемую заставляли сидеть сутками.
Некоторым колдуньям надевали на ноги кожаные сапоги большого размера и заливали в них кипяток. Ноги в такой обуви буквально сваривались. А Бригитту фон Эбикон в 1652 году пытали вареными яйцами, которые доставали из кипятка и вкладывали ей под мышки.
Кроме признания, другим доказательством связи женщин с дьяволом могло стать испытание водой. Любопытно, что христиане переняли его у язычников. Еще законы Хаммурапи в начале II тысячелетия до нашей эры рекомендовали обвиненному в колдовстве пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека, то он может забрать дом у обвинителя.
А «клеймом дьявола» называли необычный нарост на коже человека, нечувствительный к боли. Ныне появилась теория, что «ведьмин знак» и «клеймо дьявола» характерны только для одной болезни. Это лепра, или проказа.
При развитии лепры кожа начинает уплотняться и образует язвы и узлы, которые действительно могут напоминать сосок и нечувствительны к боли. А если учитывать, что апогей распространения проказы в Европе пришелся на Средние века, то получается, что инквизиторы под видом охоты на ведьм боролись с эпидемией проказы.
Костры против феминизма
А когда мужчины пытались приструнить женщин силой, те грозились наслать на них всевозможные напасти. Доминирование женщин представляло опасность для церковных устоев, поскольку считалось, что дочери Евы, виновницы грехопадения, могли принести большой вред, дай им волю и власть.
А самой знаменитой казнью ведьмы в веках осталось сожжение Жанны д’Арк 30 мая 1431 года в городе Ру-ане. Инквизиция возбудила процесс по обвинению Орлеанской девы в колдовстве, непокорности церкви и ношении мужской одежды. Во время ее казни посреди эшафота стоял столб с доской, где было написано: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка».
В Книге рекордов Гиннесса сказано, что последний раз по приговору суда за колдовство казнили служанку Анну Гельди в швейцарском городе Гларус в июне 1782 года. Следствие в отношении нее длилось 17 недель и 4 дня. И большую часть этого времени она провела закованной в цепи и кандалы. Правда, Гельди избавили от сожжения заживо. Ей отрубили голову.
А последняя ведьма в истории человечества была сожжена в мексиканском городе Камарго в 1860 году. Специалистами подсчитано, что в период охоты на ведьм в XVI и XVII веках было казнено, по крайней мере, 200 тысяч женщин.