За что затравили джоан роулинг
Как мир разлюбил Джоан Роулинг и почему дело не только в ее твитах о менструации
Кто не мечтал получить сову из Хогвартса, тот не жил. С момента выхода «Гарри Поттера и Философского камня» в 1997-м волшебный мир стал общим наваждением. С каждой книгой росла серьезность происходящего. Из сказки «Гарри Поттер» превратился в роман воспитания, превозносящий силу любви и показывающий ужас дискриминации. Чтение серии в самом деле помогает стать толерантнее — это доказано. Джоан Роулинг любили так же, как и созданный ею мир: ее называли мамой Ро, и для многих она и правда стала материнской фигурой, доброй и принимающей. Сегодня те же поклонники сравнивают Роулинг с Амбридж и Волдемортом, а Дэниел Рэдклифф, Эмма Уотсон и Эдди Рэдмейн публично ее критикуют. Сотрудники издательства Hachette UK, где должна была выйти новая книга Роулинг, отказываются с ней работать (но книга, кажется, все равно выйдет).
Поводом для всего этого стал один твит. В месяц прайда в своем аккаунте Роулинг репостнула статью с фразой «люди, которые менструируют» в заголовке и сопроводила это саркастичной подписью: «Уверена, у нас было какое-то слово для таких людей. Кто-нибудь, помогите мне». Далее она добавила несколько искаженных вариантов слова «женщина», будто пытаясь вспомнить, как это слово звучит на самом деле. За этим последовал взрыв: комментарий посчитали трансфобным. Не исправили ситуацию и следующие твиты, в которых Роулинг обозначила, что в отказе от концепции пола видит стирание самой женской идентичности, хотя транслюдей уважает и любит.
Феминизм с оговорками
Для многих из них книги Роулинг в детском и подростковом возрасте были спасением. В них воспевались любовь и принятие, равенство для всех и возможность быть другим, не чувствуя себя чужим. И мисгендеринг Роулинг оказался предательством: «Когда я росла, осознавая себя трансперсоной, ваши книги были для меня возможностью сбежать от реальности… Это решение поддержать людей, которые меня ненавидят, ранит. Это доводит до слез. Почему. Почему?» — таких комментариев было немало.
Позже свои взгляды Роулинг еще раз обозначила в объемном эссе. В нем же она поделилась историей семейного насилия из своего прошлого, которая во многом повлияла на ее становление, это произошло, по словам писательницы, в том месте и в то время, когда она была уязвима, и мужчина этим воспользовался. «Я верю в то, что большинство транслюдей не просто не представляют ни для кого никакой угрозы, но и находятся под угрозой в большей степени, — писала она. — Я хочу, чтобы трансженщины были в безопасности. Но в то же время я не хочу, чтобы биологические женщины оказывались в меньшей безопасности. Когда вы открываете двери туалетов или раздевалок для каждого мужчины, который считает или чувствует себя женщиной, — а подтверждающие гендер сертификаты выдаются без хирургического или гормонального вмешательства, — вы открываете дверь для любого мужчины, который пожелает зайти внутрь. Это простая правда». Ярлык TERF, — трансэксклюзивной феминистки, который прикрепился к ее имени и ассоциируется со схожими с этим взглядами, Роулинг назвала мизогинным клеймом, которое используют, чтобы заставить женщину замолчать.
Это не первый раз, когда Роулинг обвиняют в трансфобии. Это часть системы ее взглядов, которую она демонстрировала не раз, поддерживая в соцсетях радикальных феминисток. Более того, взгляды писательницы нашли отражение и в ее работах, рассказывает журналистка и трансженщина Кейтлин Бернс. Не в «Гарри Поттере» — в «Шелкопряде» из серии про сыщика Корморана Страйка. Одна из героинь, Пиппа, пытается напасть на Страйка, но он ее обезоруживает. Проверив ее ID и заметив кадык, он понимает, что она трансженщина, и, когда она пытается сбежать, обещает отправить ее за решетку: «Это совсем не будет для тебя весело, Пиппа. Не сейчас, когда ты еще не сделала себе операцию», — намекая на то, что Пиппа отправится в мужскую тюрьму.
Вряд ли этот скандал стихнет скоро, слишком уж вразрез со многим, что заявляла в своих книгах Роулинг, идут для читателей такие взгляды. Но недовольство писательницей началось не с обвинений в трансфобии. В последнее время почти все послания от поклонников «Гарри Поттера» к его создательнице начинаются с призывов «Остановись!». От их политических или социальных взглядов это не зависит — Роулинг, кажется, успела не угодить всем. Для кого-то она стала показательной SJW, «воительницей за социальную справедливость», которая в попытках защитить и спасти всех угнетенных переходит границы здравого смысла. Для кого-то — типичной fake woke, чьи старания добавить вселенной Гарри Поттера разнообразия существуют лишь для того, чтобы прикрыть тылы. Для кого-то — TERF. Ну а для кого-то — алчной предпринимательницей, которая так хочет денег, что не замечает, как рушит собственную историю.
Притянутое разнообразие
В середине 1990-х, когда вышла первая книга о «мальчике, который выжил», вопросы diversity — расового, гендерного и так далее разнообразия — всерьез не обсуждались. Герои и героини были белыми, стройными и гетеросексуальными, а другие если и появлялись, то на вторых ролях и в качестве комических персонажей или антагонистов. «Гарри Поттер» в этом смысле был продуктом своего времени. Сейчас сложно этого не заметить. Скажем, рефреном в описании Дурслей шли упоминания их непривлекательности и полноты: связка «толстый = плохой» и сравнения Дадли со свиньями не смущали читателей. Даже сегодня разговоры о фэтфобии в «Гарри Поттере» так и не вышли за пределы блогов. А вот счета за расизм в книгах Роулинг выставляли. Опустим момент с домовыми эльфами, которым просто нравилось прислуживать, и насмешки над кампанией Гермионы по их освобождению. Займемся математикой: НЕбелых персонажей в книгах можно пересчитать по пальцам. Сестры Патил, Дин Томас, Кингсли Бруствер и Чжоу Чанг, с которой был связан один из первых скандалов. Имя первой азиатской героини Роулинг собрала из корейских фамилий, показав, что даже не утруждала себя ресерчем. Негетеросексуальных персонажей в серии тоже не было. До 2007 года.
Прошло несколько месяцев с выхода «Гарри Поттера и Даров смерти», последней книги серии. Джоан Роулинг неожиданно объявила, что Дамблдор, который еще том назад умер, гей. Кто-то разозлился: зачем портить сказку такими подробностями? Кто-то обрадовался: здорово увидеть в любимой истории репрезентацию ЛГБТ+. Кто-то недоумевал: почему в самой серии книг об этом не было ни слова? Даже в последней части, где Дамблдор наконец поделился с Гарри какой-то историей своей жизни? Так что, когда начались съемки «Фантастических тварей», многие надеялись увидеть историю любви, изменившую жизнь будущего директора. А получили в итоге одну строчку из уст Дамблдора: «Мы были больше чем братья». И новые подробности от самой Роулинг в интервью после выхода «Преступлений Гриндевальда»: «Их отношения были очень глубокими, страстными. Это были любовные отношения». Кому-то и это показалось чересчур, а кто-то пришел в ярость из-за квирбейтинга — попытки привлечь ЛГБТ+ обещанием репрезентации, которая оказывается просто маркетинговым приемом.
Другой скандал произошел в 2015-м, когда начали готовить постановку пьесы «Гарри Поттер и Проклятое дитя». Роль Гермионы досталась темнокожей актрисе Номе Думезвени. Части поклонников изменения показались попыткой угодить социальным настроениям. Часть обрадовалась: почему бы не исправить ошибки и не сделать каст более разнообразным? А потом Джоан Роулинг написала в Twitter: «Карие глаза, вьющиеся волосы, очень умная. Белая кожа никогда не упоминалась», сделав вид, что и не задумывала Гермиону белой. Фанаты быстро нашли цитаты из книг писательницы, опровергающие эти слова, — а заодно напомнили, что в кастинге фильмов она сама принимала участие и называла Эмму Уотсон идеальным воплощением героини.
Переписать историю и не угодить всем
Поклонников разозлило то, как Джоан Роулинг задним числом переписывала свой мир, чтобы сделать его более инклюзивным, хотя все помнили — он таким не был. Шутки не заставили себя ждать: «У нас был очень приятный ланч с моей давней подругой Джоан Роулинг. А потом она вдруг объявила, что я все это время был геем! Все посетители ресторана поднялись и начали аплодировать. Какая отважная писательница!» «Никто, абсолютно никто: … Джоан Роулинг: Волдеморт был чернокожим геем в депрессии». Тем более что эти попытки двигаться в сторону разнообразия, переписывая историю, были совершенно нечуткими. Как, например, когда Роулинг объявила, что 20 лет скрывала, что Нагайна, змея Волдеморта, была человеком. По словам писательницы, эта идея пришла к ней из индонезийского мифа (правда, на поверку он оказался индийским). А сыграла Нагайну-человека актриса из Южной Кореи, что многие зрители посчитали оскорблением — подтверждением того, что все азиаты «на одно лицо».
Иногда новые подробности рушили прежнюю, уже сложившуюся историю. Так вышло с «Проклятым дитя», написанным не Роулинг, но признанным ей каноном. Все целиком оно было посвящено путешествиям во времени, от манипуляций с которым Роулинг раз и навсегда отказалась, разрушив маховики времени. А сама история с дочерью Волдеморта превратила «Дитя» в не самый складный фанфик. Противоречат канону и многие детали «Фантастических тварей». Недовольство стратегией Роулинг добавлять новые бессмысленные детали достигло пика, когда на официальном сайте волшебной вселенной Pottermore появился рассказ об отношениях магов с сантехникой. «В Хогвартсе не всегда были ванные комнаты. Прежде чем позаимствовать у маглов сантехнические системы в XVIII веке, волшебники испражнялись прямо там, где стояли, а потом удаляли улики», — зачем.
Пример Роулинг, пожалуй, уникален. Сложно представить историю, которую любили бы так же массово, как «Гарри Поттера». Любили настолько сильно, что даже на проблематичные в 2020 году вещи были готовы закрыть глаза. На этой книге многие не просто выросли: фантастический мир волшебников был для многих безопасным пространством. Но из-за действий самой Роулинг, которая, опережая обвинения в устаревании взглядов, принялась переписывать уже созданное, вместо того, чтобы добавлять новых героев и истории, у многих возникло чувство обмана. Чувство, что «Гарри Поттер» — инструмент для зарабатывания денег. Что писательница пытается усидеть на двух стульях. Сложно убедить всех в том, что поддерживаешь сообщество, исключая из него букву Т. Сложно говорить о diversity, не прописывая полноценных, самостоятельных персонажей из меньшинств. Сложно убеждать в силе любви, если свои сообщения строишь на страхе. Даже с точки зрения маркетинга.
Джоан Роулинг написала эссе, где ответила на обвинения в трансфобии и рассказала о пережитом сексуальном насилии. Вот его пересказ
Предыстория
Джоан Роулинг обвиняют в трансфобии уже не первый год. Все началось в 2018 году, когда писательница лайкнула твит, в котором транс-женщин назвали «мужчинами в платьях». Об этом написали ведущие мировые СМИ, а имя Роулинг моментально оказалось в трендах твиттера. Разгорелся скандал. Представители писательницы объяснили случившееся тем, что она лайкнула этот пост случайно, неудачно схватившись за телефон. Именно после этого инцидента за активностью Роулинг по данной проблематике начали пристально следить, а обвинения в трансфобии уже не прекращались.
В марте 2018 года журналистка Кейтлин Бернс (она транс-женщина) опубликовала статью « Джоан Роулин — трансфоб? » (Is J.K. Rowling Transphobic?). В ней Бернс упоминает, что писательница лайкала трансфобные посты еще в 2014 году и что в одном из ее романов, опубликованных под псевдонимом Роберт Гилбрейт, есть героиня-транс-женщина и она изображена «нестабильной и агрессивной». «Да, Роулинг — трансфоб, как минимум в той степени, в которой трансфобен любой цисгендерный человек. Но при этом Джоан Роулинг — создатель самой влиятельной книжной серии и идол многих детей и взрослых, которые относят себя к ЛГБТК+ сообществу. И я считаю справедливым, что ее призывают к ответу, — у нее огромная платформа, которую следует использовать мудро».
Комментируя решение суда, Форстейтер заявила, что «люди должны иметь возможность определять свою идентичность, но другие люди не обязаны принимать это как какой-то абсолют». «Люди должны иметь возможность обсуждать и анализировать идеи, особенно когда эти идеи закрепляются в законе, касаются медицинских процедур, затрагивают интересы детей», — написала женщина.
«Одевайтесь как вам угодно. Называйте себя как хотите. Спите с любым взрослым человеком, который дал на это согласие. Живите своей лучшей жизнью в мире и безопасности. Но лишать женщин работы за то, что они заявляют, что пол реален?!» — прокомментировала Роулинг.
После этого заявления писательницу стали критиковать еще больше, в том числе фанаты «Гарри Поттера» и различные некоммерческие и правозащитные организации, в частности The Harry Potter Alliance. Саму писательницу стали называть TERF — trans-exclusionary radical feminist, «исключающая трансгендеров радикальная феминистка».
«Люди, которые менструируют»
7 июня Роулинг возмутилась формулировкой «люди, которые менструируют». «Люди, которые менструируют. Я уверена, что для обозначения этих людей уже есть какое-то слово. Кто-нибудь, помогите мне. Жинщины? Жайнщины? Жунщщ?» — написала Роулинг.
Термин «люди, которые менструируют» используют в отношении женщин и некоторых небинарных людей. Кроме того, это выражение используется, чтобы не оскорбить трансгендеров, поскольку у транс-мужчин бывают менструации, а у транс-женщин их нет.
Чуть позже Роулинг уточнила свою точку зрения. «Если биологического пола не существует, то однополой любви тоже нет. Если пола не существует, то вся реальность, в которой живут женщины, стирается. Я знаю многих транс-людей и люблю их, но размытие концепции биологического пола отбирает у многих людей возможность осмысленно обсуждать свою жизнь. Я говорю правду, а не пытаюсь кого-то оскорбить. Женщины вроде меня сочувствовали транс-людям десятилетиями, а также испытывали чувство родства, потому что они, как и женщины, уязвимы и страдают от мужского насилия. Поэтому идея о том, что женщины «ненавидят» транс-людей лишь потому, что считают, что биологический пол существует, — это вздор», — подчеркнула Роулинг.
Уже после этих слов в дискуссию включился Дэниел Рэдклифф, чью карьеру запустила Роулинг. Актер давно сотрудничает с ЛГБТК+ организациями и ожидаемо высказался в поддержку трансгендерных и небинарных людей. «Транс-женщины — это женщины. Любое утверждение об обратном стирает личность и достоинство трансгендерных людей и противоречит всем советам, данным профессиональными ассоциациями здравоохранения, которые имеют гораздо больше знаний по этому вопросу, чем Джо или я», — высказался актер.
Затем последовали комментарии больших ЛГБТ-организаций, а к Рэдклиффу присоединились другие актеры поттерианы — Эмма Уотсон и Эдди Редмейн, который получил «Оскар» за фильм «Девушка из Дании», где он сыграл художницу Лили Эльбе, первую трансгендерную женщину, которой провели операцию по смене пола.
«Войны радикальных феминисток»
10 июня 2020 года Роулинг опубликовала на своем сайте эссе почти на 21 тысячу знаков. Она дала на него ссылку в своем твиттере, сопроводив лаконичным анонсом: TERF wars («войны радикальных феминисток»). Вот что мы из него узнали.
О причинах, почему она решила высказаться
«Мой интерес к транс-проблемам начался за два года до дела Майи Форстейтер: в течение этого времени я внимательно следила за дискуссией о гендерной идентичности. Я встречала трансгендеров, читала различные книги, блоги и статьи, написанные трансгендерами, исследователями гендера, интерсексуалами, психологами, специалистами по охране здоровья, социальными работниками и врачами, а также следила за обсуждениями онлайн и в традиционных медиа. С одной стороны, мой интерес к этому вопросу был сугубо профессиональным, поскольку я пишу сценарий к криминальному сериалу, в котором главная героиня как раз находится в том возрасте, чтобы изучать эти вопросы. С другой стороны, это очень личная тема — сейчас я попробую объяснить».
Роулинг называет пять вещей о новом транс-активизме, которые вызывают у нее беспокойство:
Вторая причина состоит в том, что я бывшая учительница и основательница детского благотворительного фонда, что подогревает мой интерес в сфере как образования, так и охраны здоровья. Как и многих других, меня заботит, как движение за права трансгендеров влияет на обе эти сферы.
Третья причина — то, что будучи запрещенной писательницей, я заинтересована в свободе слова, публично защищала ее, даже перед Дональдом Трампом.
Четвертая — здесь все становится по‑настоящему личным. Я обеспокоена сильным желанием многих молодых девушек совершить «переход» и одновременно растущим числом тех, кто, по‑видимому, возвращается к своему первоначальному полу, поскольку они сожалеют о решениях, которые безвозвратно изменили их тела и лишили их способности к деторождению. Некоторые говорят, что они решились на смену пола после осознания своей гомосексуальности, а также из-за гомофобии в обществе либо в их семьях».
«Я хочу быть здесь предельно ясной: я знаю, что переход является выходом для многих людей с гендерной дисфорией, хотя я также знакома с исследованиями, которые показывают, что 60−90% таких подростков «вырастают» из этого состояния. А мне всё советуют встретиться с транс-людьми. Я встречалась. Помимо молодежи я знакома с транссексуальной женщиной, которая старше меня, и это прекрасно. В прошлом она была гей-мужчиной, но я никогда не думала о ней иначе, как о женщине, и я верю (и определенно надеюсь), что она стала счастливее после перехода. Будучи уже в зрелом возрасте, она прошла сложный процесс оценки, психотерапии и поэтапной трансформации. А нынешние транс-активисты требуют убрать все эти системы, через которые когда-то должны были проходить кандидаты на смену пола. Мужчина, который не собирается делать операцию и принимать гормоны, теперь может получить сертификат о признании гендера (Gender Recognition Certificate) и быть женщиной в поле зрения закона. Многие люди не знают об этом».
Далее Роулинг перешла к теме феминизма и начала отстаивать право женщин высказываться на тему гендерной идентичности. Отдельно она заострила внимание на нападках со стороны транс-активистов.
«Я прочитала все споры о том, что женственность не зависит от тела, и утверждения, что у биологических женщин нет общего опыта. Женщинам уже недостаточно быть сторонниками транс-движения. Женщины должны принять и признать, что между ними (биологическими женщинами. — Esquire) и транс-женщинами нет существенной разницы».
Об инклюзивном языке:
«Язык, который называет женщин «менструаторами» и «людьми с вульвой», многим женщинам кажется бесчеловечными и унизительными. Я понимаю, почему транс-активисты считают этот язык уместным и добрым, но для тех из нас, у кого был опыт общения со вспыльчивыми жестокими мужчинами, в обороте которых были разные слова и выражения, этот язык не нейтрален, он враждебен».
О пережитом домашнем и сексуальном насилии:
«Я никогда не говорила публично о том, что была жертвой домашнего и сексуального насилия. Не потому, что мне стыдно, что со мной это произошло, а потому, что вспоминать о них и перерабатывать эти события довольно травматично. Также я чувствовала, что должна защитить свою дочь от первого брака, ведь эта история принадлежит не мне одной. Однако некоторое время назад я спросила ее, как бы она себя чувствовала, если бы я была публично честной в отношении этой части моей жизни, и она воодушевила меня на этот поступок».
О последствиях пережитого насилия:
О безопасности:
О том, что именно произошло с постом в твиттере:
«Я забыла первое правило в твиттере — никогда, никогда не ожидай разумного диалога — и отреагировала на то, что, по моим ощущениям, было унизительной формулировкой в отношении женщин. Я высказалась о важности пола и с тех пор расплачиваюсь. Я стала трансфобом, п***й, с***й, TERF, я заслуживаю быть вычеркнутой, быть наказанной, я заслуживаю даже смерти. «Вы Волан Де Морт», — сказал один человек, явно чувствуя, что это единственный язык, который я понимаю. Было бы намного проще запостить в твиттере утвержденные хештеги (потому что права трансперсон — это обычные права человека и, конечно, жизни трансперсон важны), достать печенье и греться в лучах добродетели. В любом конформизме есть радость, облегчение и безопасность».
О выводах:
«Мне чрезвычайно повезло. Я не жертва, я выживший. Я рассказываю о своем прошлом, потому что, как и у любого человека на этой планете, у меня сложная предыстория, она формирует мои страхи, мои интересы и мое мнение. Я никогда не забываю об этом, когда создаю вымышленного персонажа, и, конечно же, никогда не забываю об этом, когда дело касается трансперсон. Все, о чем я прошу — все, чего я хочу, — чтобы подобное сочувствие, подобное понимание распространялось на миллионы женщин, единственное преступление которых состоит в том, чтобы их интересы были услышаны без угроз или злоупотреблений».
«Покойся с миром»: за что затравили Джоан Роулинг
Британская писательница Джоан Роулинг вновь подверглась травле в сети. В понедельник, 14 сентября, пользователи Twitter начали публиковать записи с информацией о якобы произошедшей смерти автора «Гарри Поттера» с хештегом #RIPJKRowling («Покойся с миром, Дж. К. Роулинг»).
Некоторые блогеры в своих сообщениях поясняют, что писательница жива, а мрачный хештег скорее адресован её карьере, ведь, по мнению многих, именно своей карьере Роулинг навредила во время недавнего скандала.
Многие пользователи соцсетей не стали ничего объяснять и ограничились публикацией оскорбительных иллюстраций с язвительными подписями. Так, например, один блогер выложил фотографию нездоровой на вид крысы и пояснил, что это последний снимок, сделанный перед смертью писательницы.
#RIPJKRowling can’t believe she died. this was the last picture that was taken of her before she passed😢 pic.twitter.com/YSEkG53DKJ
Другой пользователь Twitter совместил фотографию Джоан Роулиг с изображением Волан-де-Морта и пожелал писательнице «лететь высоко».
Впрочем, в социальной сети можно увидеть и записи с более резкими высказываниями. «RIPJKRowling. Гнить тебе в помойной яме, уродливый трансфобный кусок дерьма! Никто не будет по тебе скучать», — говорится в одном из сообщений.
Другой пользователь Twitter сравнил Гарри Поттера с существом из романа «Франкенштейн», подчеркнув, что «по человечности он превзошёл своего создателя».
Ещё один автор прикрепил к своему посту изображение танцующего Элмо из «Улицы Сезам» и предложил отметить «смерть» Джоан Роулинг.
Пользователи Twitter из России в основном поддерживают Джоан Роулинг и подчёркивают, что о толерантности не может быть и речи, когда выражение альтернативного мнения приводит к травле.
«Если я услышу, что на Западе царит свобода слова, толерантность, я кину им этот хештег — #RIPJKRowling. Эти уроды травят женщину ни за что. А ведь таким образом человека и до суицида можно довести», — говорится в одном из сообщений.
«Мы против кибербуллинга, мы за свободу мысли», — сказали многие люди, которые похоронили Роулинг за её мнение и её фантазию. Это настолько клоунизм, что даже иронией называть оскорбительно», — пишет другой микроблогер.
Некоторые просто испугались, увидев мрачный и красноречивый хештег.
вижу тег #RIPJKRowling в актуальном.
вы че, охренели там? у меня чуть сердце не выскочило. чо случилось. pic.twitter.com/gsUExb0BtZ
Авторы нескольких комментариев задались вопросом, почему люди в принципе публично желают смерти писателю.
К слову, новая волна травли Джоан Роулинг началась накануне публикации её новой книги Troubled Blood — пятой части серии криминальных романов о частном детективе Корморане Страйке. Книги этого цикла Роулинг выпускает под псевдонимом Роберт Гэлбрейт. Согласно обзорам зарубежных критиков, в новом романе рассказывается об исчезновении женщины, которая считается жертвой серийного убийцы-трансвестита.
Некоторые пользователи Twitter предположили, что Роулинг специально инициирует скандалы, чтобы привлечь внимание к новой книге.
«Вообще, это рил смешно. Если бы не начавшийся #RIPJKRowling в тви, я бы даже не узнал о новой книге. И самое смешное, что если бы не тема, то я не стал бы даже задумываться о прочтении, потому что не считаю, что книги Роулинг — такие уж хорошие представители британского детектива», — пишет один из пользователей.
Джоан Роулинг оказалась в центре скандала в начале июня, когда прокомментировала в Twitter заголовок статьи, в которой шла речь о создании более равноправного общества для «людей с менструацией». Писательница иронично намекнула, что таких людей обычно называют женщинами.
Пост Роулинг возмутил многих пользователей сети. Её обвинили в ненависти к трансгендерам. Позднее писательница опубликовала ещё несколько сообщений, в которых попыталась объяснить свою позицию, а также написала целое эссе на эту тему. Автор неоднократно подчёркивала свою солидарность с трансгендерами и объясняла, что её беспокоит безопасность женщин, являющихся таковыми с рождения, однако травля не прекратилась. К ней присоединились медийные персоны, в числе которых исполнители главных ролей в фильмах серий «Гарри Поттер» и «Фантастические твари».
Также Роулинг обвинила в трансофобии правозащитница Кэрри Кеннеди. После этого писательница решила вернуть награду Ripple of Hope, присуждаемую Центром по защите прав человека имени Роберта Ф. Кеннеди, которую она получила в 2019 году. Роулинг объяснила, что делает это «из-за весьма серьёзных расхождений во взглядах» между ней и центром, а также отметила, что возможность следовать указаниям собственной совести для неё важнее любых наград.