Забыты кубки круговые что это
Забыты кубки круговые что это
Коллегия Поэтов и Прозаиков запись закреплена
Пожалуй, всем известно, что русский язык – это не застывший монолит, скованный правилами и словарными нормами, а постоянно изменяющийся организм. Он пополняется новыми словами, но сохраняется и массив слов, унаследованных от наших предков. Среди них особое место занимают старославянизмы. Рассмотрим, что такое, и приведём примеры употребления этих слов в поэтической речи.
Как следует из названия термина, старославянизмы имеют отношение к старославянскому языку. Этот первый литературный язык был создан на основе диалекта представителей восточной группы южнославянских племён. Письменность для него создали знаменитые братья Кирилл и Мефодий, разработавшие новые типы – кириллицу и глаголицу. Этот язык распространился среди большинства славянских народов, а впоследствии стал языком церковной литературы.
Согласно определению, взятому из Литературного энциклопедического словаря, старославянизмы – это слова и выражения из старославянского языка, заимствованные славянскими языками, в том числе русским, начиная с X века. Также в этой книге сообщается, что эти слова легко усваивались системой русского языка вследствие генетической общности старославянского и древнерусского языков. В результате этого старославянизмы составляют самую многочисленную группу заимствований.
Исследователи выделяют три группы старославянизмов:
устаревшие или архаизмы, употребляющиеся чаще в поэтических произведениях («злато», «брег», «чреда»);
высокая книжная лексика и официальные слова («учреждение», «благо», «бедствие»);
нейтральные, которые могут применяться в любой речи («шлем», «время», «сладкий»).
Существует ряд отличительных черт, по которым можно опознать старославянское происхождение того или иного слова. С точки зрения морфологии такими признаками являются приставки «воз-», «низ-», «пред-», «пре-», «из-»; суффиксы «ени-», «ств-», «ани-», «знь-» и т. д. Также на это указывают сложные основы, в которые входят такие элементы, как «добро», «зло», «чрево», «бог», «благо», «мир», «свет» и др.
Можно определить, что слово является старославянизмом по его эмоциональной окраске. Если слово звучит торжественно, возвышенно, и при этом редко встречается в повседневной речи, то, скорее всего, оно заимствовано из старославянского. Примеры таких слов – «брег», «младость», «глас», «воспевать», «сладостный», «уста», «ланиты», «перси», «ниспосланный» и др.
Многие слова старославянского происхождения интегрировались в систему русского языка. Например, мы постоянно пользуемся в обиходной речи такими словами, как «враг», «прохладный», «вред» и др. Но чаще всего подобные слова можно встретить в литературе. В частности, они очень востребованы в поэзии. Причин тому несколько. Во-первых, торжественный характер этих выражений и слов способствует тому, что строки также становятся более возвышенными.
И вы, мечты, вы, призраки златые,
Не позлатить железных вам оков!
Тогда – то не был сон – во мрак темницы
Небесное видение сошло:
Раздался звук торжественной цевницы;
Испуганный певец подъял чело
И зрит: на облаках несомый,
Явился образ, узнику знакомый.
«Тень Рылеева», В. К. Кюхельбекер.
Во-вторых, старославянизмы выступают как одно из средств исторической стилизации, имитации речи людей прошлых эпох.
В унынье, с пасмурным челом,
За шумным, свадебным столом
Сидят три витязя младые;
Безмолвны, за ковшом пустым,
Забыты кубки круговые,
И брашна неприятны им…
«Руслан и Людмила», А. С. Пушкин.
В некоторых случаях старославянизмы употребляются в ироническом ключе, для создания юмора или сатиры.
Зима – солидный град районный,
а никакое не село.
В ней ресторанчик станционный
и даже местное ситро.
«Поезд «Зима – Марьина Роща», Е. А. Евтушенко.
Кроме того, такие слова могут быть использованы как символ приверженности христианским идеалам.
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья…
«Отцы пустынники и жёны непорочны…», А. С. Пушкин.
Как видим, старославянизмы не только составляют значительный пласт нашей повседневной лексики, но и могут применяться в художественном тексте для различных целей.
А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (1820). 5 класс
«У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на зубе том. » Несмотря на зачин, «Руслан и Людмила» — не просто детская сказка, а ироничное послание пушкинским друзьям-поэтам. В помощь школьнику. Первая неделя ноября
Текст: Ольга Лапенкова
Учителя литературы обожают рассказывать, что Пушкин с детства слушал русские народные сказки: их он узнавал от любимой няни — Арины Родионовны. Эти произведения устного народного творчества легли в основу первой поэмы Александра Сергеевича Пушкина — «Руслана и Людмилы»: классик задумал её ещё во время учёбы в Царскосельском лицее, а закончил, когда ему был всего 21 год. Сегодня мы не только вспомним сюжет поэмы, но и проследим, с каких сказочных персонажей автор «списал» своих героев. А ещё поговорим о наставниках и друзьях поэта, в первую очередь — о Василии Андреевиче Жуковском, который, прочитав поэму, подарил Пушкину собственный портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя».
Сказку эту поведаю теперь я свету
Первая часть поэмы «Руслан и Людмила» — это так называемая присказка, то есть отрывок, в котором основные герои пока что не появляются. Эту присказку многие ребята ещё в начальной школе учат наизусть. Приведём её с небольшими сокращениями:
Этот отрывок «добавлен» в поэму не случайно: так А. С. Пушкин показывает, в каком мире будет происходить действие, а также напоминает о старинных сказках и преданиях.
«Лукоморье» — это, как ни странно, не просто красивое выдуманное слово, а вполне определённое географическое понятие. Оно встречается в самом знаменитом произведении древнерусской литературы — «Слове о полку Игореве». Произошло оно от фразы «лука моря»; слово «лука» много-много лет назад означало «изгиб, изогнутый берег». По мнению многих учёных, в «Слове о полку Игореве» имелись в виду земли рядом с Азовским морем, где обитали половцы — племена, которые совершали набеги на русские княжества.
Кот учёный — персонаж, который гуляет по волшебному дереву, затерянному где-то на границе миров; такое дерево часто встречается в финских мифах. Но как же эти мифы «попали» в Россию? Дело, скорее всего, в том, что Арина Родионовна — знаменитая няня Пушкина — родилась и выросла недалеко от Санкт-Петербурга; в этих местах давным-давно жили и русские, и финно-угорские племена. Поэтому неудивительно, что, будучи девочкой, Арина наслушалась местных сказок, а потом «передала» их Пушкину.
Леший и русалка — типичные персонажи русских сказок. Леший назван так потому, что живёт в лесу; слово «русалка», скорее всего, происходит от слова «русло», то есть — место, где река разливается шире всего.
Избушка на курьих ножках — таинственный дом Бабы-яги. Избушка может поворачиваться (в сказках главный герой часто просит: «Повернись, избушка, к лесу задом, ко мне передом») и даже ходить. Находится на границе миров: реальности, где живут простые люди, и потустороннего измерения.
Тридцать витязей и дядька их морской — персонажи из сказки о тридцати трёх богатырях, которую Пушкин, вероятно, услышал от няни Арины Родионовны. Дядьку богатырей, что любопытно, зовут Черномор — так же, как главного злодея в «Руслане и Людмиле». Но путать их не надо. «Плохой» Черномор обитает в воздушном замке и похищает прелестных девушек, а «хороший» Черномор живёт на дне морском. В 1831 году А. С. Пушкин напишет «Сказку о царе Салтане», в которой «хороший» Черномор станет одним из важных героев-помощников.
Баба-яга и Кощей Бессмертный — два популярных персонажа, которые издревле встречались в произведениях устного народного творчества: Кощей Бессмертный всегда вредит главному герою, а Баба-яга ведёт себя непредсказуемо — иногда строит козни, а иногда, наоборот, выручает. О них мы уже говорили в статье «Волшебные сказки».
Впрочем, действие поэмы «Руслан и Людмила» происходит не в какие-то непонятные древние времена, а в период правления Владимира I, которого ещё называют Владимир Красно Солнышко. Этот князь больше всего прославился тем, что именно при нём произошло Крещение Руси. Так что Руслан и Людмила якобы живут в начале XI века — но это, конечно, не значит, что Пушкин описывал реальные события. Кстати, вспомним: что там вообще происходит?
Нет повести печальнее на свете
Поэма начинается со сцены во дворце Владимира Красно Солнышко. Гости празднуют свадьбу главных героев — Руслана и Людмилы, но не все в этот день счастливы. За столом сидят три соперника Руслана, которые тоже боролись за руку и сердце прекрасной девы, но получили отказ:
В этот момент читатель думает, что, возможно, один из соперников вот-вот украдёт красавицу прямо со свадебного пира, но дело обстоит ещё хуже: когда праздник закончится и новоиспечённые муж и жена отправятся ночевать, Людмилу похитит злобный колдун Черномор… Отец же несчастной девушки, тот самый Владимир Красно Солнышко, обратится к славным воинам с такой речью:
Бедный Руслан! Он несколько лет добивался руки и сердца Людмилы — и в тот момент, когда, казалось бы, можно больше ни о чём не беспокоиться и ничего не бояться, теряет жену. И как теряет: любой из его соперников может всё-таки стать её мужем! На поиски несчастной отправляются и Рогдай, и Фарлаф, и Ратмир. Характеры у этих героев разные: кто-то будет действовать грубой силой, кто-то — хитростью… Сможет ли Руслан справиться со всеми их происками, да ещё и одолеть Черномора?
Помня, что пушкинская поэма — это всё-таки сказка, читатель с самого начала может быть уверен, что всё закончится хорошо. Тем более — если знать, кто является литературным «предшественником» Руслана. Этот герой и именем, и характером напоминает ещё одного персонажа древнерусских преданий — Еруслана Лазаревича, великого богатыря: он и вражеское войско может в одиночку разгромить, и ужасную богатырскую голову одолеть, и волшебный меч отыскать… Не правда ли, совпадений не так-то мало?
Впрочем, всё это интересно и замечательно, но при чём тут всё-таки Василий Андреевич Жуковский? Рассказываем.
Побеждённый учитель
Задумывая «Руслана и Людмилу», Пушкин вдохновлялся не только русскими народными сказками, но и творчеством друзей-поэтов. Так, у В. А. Жуковского есть длинная-длинная баллада «Двенадцать спящих дев». Сюжет её такой.
В незапамятные времена жил-был человек по имени Громобой, настолько бедный, что у него не было даже собственного дома. До поры до времени он стойко переносил трудности, но в какой-то момент поддался унынию и даже решил покончить с собой, прыгнув с обрыва в реку. Однако тут к нему пришёл искуситель, который пообещал несметные богатства в обмен на душу. Громобой согласился — и действительно, зажил так, как и не мечтал:
К сожалению, деньги часто портят людей, и Громобой не стал исключением. Богатый и знаменитый, он не стал дожидаться, когда ему встретится та, которая искренне его полюбит. Вместо этого он похитил двенадцать прекрасных девушек — совсем как пушкинский Черномор, — и несчастные пленницы родили ему двенадцать дочерей. К счастью, характером девочки в папу не пошли: тихие и скромные, они всё время проводили в молитвах. Они просили у Бога милости к отцу, матери и сёстрам — и их мольбы оказались услышаны: Громобой раскаялся в содеянном, и Господь помиловал его душу…
В пушкинском произведении, впрочем, двенадцать дев не молятся в церкви, а только и делают, что искушают проходящих мимо путников. В какой-то момент в их сети попадается Ратмир — один из соперников Руслана. Как-то ночью он слышит девичий голос, который поёт:
Через много лет, пересматривая свои юношеские труды, А. С. Пушкин жалел о том, что посмеялся над балладой 37-летнего Василия Андреевича. Но тот — что в 1820-м, что потом — и не думал расстраиваться: его радовало, что верный друг и способный ученик «переделал» возвышенный, грустный сюжет о жестоком Громобое и его несчастных дочерях в весёлую, даже легкомысленную историю.
Устаревшие слова
Урок 8. Русский язык 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Устаревшие слова»
Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:
· Какие слова называются устаревшими?
· Какими бывают устаревшими слова?
· Почему устаревают слова?
Ну, а сначала мы послушаем поучительную историю.
− Сегодня мы немного порисуем! – сказал учитель, входя в класс. Маша и Паша очень обрадовались.
− Да-да, − продолжил учитель. – Вам нужно создать иллюстрацию к строкам Александра Сергеевича Пушкина. Вот к таким:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая,
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот вам мольберт, рисуйте! А я потом приду и проверю.
− Отлично! – обрадовалась Маша, подходя к мольберту. – Что рисовать для начала?
− Рисуй кибитку, − посоветовал Паша. – Кажется, она тут самая важная.
− А это что? – осведомилась Маша. – И как оно выглядит?
− Ну, у тебя и вопросы, − вздохнул Паша. – Ну, откуда я-то знаю? А что такое, например, бразды, ямщик, облучок, тулуп, кушак? Знаешь что? Давай рассуждать логически, тогда мы наверняка нарисуем что−то похожее!
Какие у нас первые строки?
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая…
Вот! О кибитке сказано – летит!
− Значит, это такой летательный аппарат! – подхватила Маша. − Видно, инопланетный, мы же такого названия не знаем.
− Но кибитка не только летит, она ещё и взрывает! – продолжил Паша. – Значит, бомбами бросается. Или стреляет лазерными лучами. Нарисуем и то, и это.
Что ещё нужно здесь нарисовать? Ах да, кто такие бразды?!
− Наверное, это какие-то звери, − предположила Маша. – Написано же, что они пушистые. Судя по названию, какая-то помесь бобров с дроздами. И пушистые, конечно.
− Отлично, − подытожил Паша. – Что там дальше? Дальше у нас ямщик на облучке, в тулупе и красном кушаке…
Видимо, какой-то мужчина в чём-то красном – кто там знает, в чём. А вот слово облучок похоже на обруч… вот на такой.
− А ямщик – это наверняка тот, кто копает ямы! – прибавила Маша. – Так что мы нарисуем его с лопатой.
Ну вот и всё, картина готова. Правда, когда учитель её увидел – он почему-то стал немножко заикаться.
Конечно же, ребятам задали переделывать рисунок.
− Но ведь мы же не знали, что обозначают все эти слова! – пожаловалась Маша. – Ведь этими словами уже давно никто не пользуется!
− И вообще! – возмущённо поддержал Паша. – Когда вы в последний раз видели кибитку и кушак?!
Так в чём же дело? А дело в том, что слова во многом похожи на людей. В языке, например, постоянно появляются новые слова. Некоторые приезжают к нам из-за границы, а некоторые рождаются в русском языке.
Но бывают и слова, которые состарились. Да-да! Слова умеют стареть и выходить на пенсию.
Ведь лексика языка очень изменчива. А всё потому, что язык должен успевать за временем.
Вот, например, появляется новое явление в сети Интернет – образ или идея, которые передаются от человека к человеку. И язык сразу же даёт явлению название – мем.
Но когда вы в последний раз видели, скажем, царя? Такого явления у нас нет уже давно. Значит, и слову лучше подвинуться, чтобы не мешать новым словам.
Получается, что слова постоянно устаревают. При этом они не исчезают из языка окончательно.
Если мы захотим найти слово купец, чтобы воспользоваться им – мы выясним, что оно никуда не делось и всё так же осталось в лексике. Просто мы больше не пользуемся им каждый день.
Устаревшие слова выходят из обихода. Это значит, что они не употребляются больше в повседневной, современной речи.
Но и стареть слова могут по-разному.
Может устареть предмет или явление, которое слово обозначало. А может устареть само слово, а предмет остаётся неизменным.
Говоря проще, бывают старые предметы и их названия, а бывают просто старые слова.
В первом случае мы говорим об историзмах.
А во втором случае устаревшие слова называются архаизмами.
Рассмотрим подробнее виды устаревших слов.
Историзмы – это слова, которые обозначают исчезнувшие из обихода предметы и явления.
Мы не встречаемся с такими явлениями, как городовой, карета, уезд, кафтан, боярин. Явления, которые обозначались при помощи этих слов, ушли в историю.
Что же чаще всего могут обозначать историзмы?
Например, названия старинной одежды и обуви: сермяга, камзол, зипун, картуз, лапти.
Среди историзмов – и названия старинных мер веса, длины, денежных единиц. Такие, как верста, пуд, сажень, грош, алтын и так далее.
Раньше можно было услышать: «Ого! Мешок весит пуда три!» То есть, около пятидесяти килограмм, ведь пуд – примерно шестнадцать килограмм.
А ещё историзмы могут обозначать названия сословий. Крепостной, граф, помещик, дворянин, барышня и так далее.
Многие названия предметов быта также стали историзмами.
Ну, а что же такое архаизмы?
Архаизмы – это устаревшие названия предметов и явлений.
Например, очи, перст, ведать, нощь, вакация.
Предметы никуда не делись, но называются теперь иначе. Просто эти слова в процессе развития языка были заменены другими словами.
Поэтому у архаизмов всегда есть современные синонимы.
Очи – это глаза. Перст – палец. Ведать – знать. Нощь – ночь, вакация – каникулы, отпуск.
При этом некоторые архаизмы отличаются от современных слов одним или несколькими звуками. Как, например, слово нощь. Но некоторые архаизмы – это совершенно другие слова.
Рассмотрим это на примере устаревших названий частей тела.
Различить историзмы и архаизмы довольно просто. Нужно только задать два вопроса.
Первый – сейчас есть такой предмет или такое явление?
Второй – у слова есть современный синоним?
Вот слово уста. Раньше таким словом обозначались губы. Конечно, губы и сейчас есть у людей! Ответ на оба вопроса – да. Значит, перед нами архаизм.
А вот слово князь. Сейчас мы таким словом никого особенно не обозначаем. Зачем? Ведь князья были только в древности. Ответ на оба вопроса – нет. Перед нами историзм.
Ну, а сейчас вернёмся к нашей истории.
− Теперь-то мы всё понимаем, − кивнули ребята.
Бразды – это борозды в снегу. Кибитка – это такая повозка. Ямщик – возница повозки. Сидит он на специальной дощечке, приколоченной к краю повозки. Одет возница в особую шубу и подпоясан широким красным поясом.
Поэтому вот как будет выглядеть наша картина по-настоящему!
Вообще, историзмы и архаизмы очень часто употребляются в произведениях литературы. Устаревшие слова помогают писателю точнее рассказать об эпохе, которую он описывает. Обратимся к другому произведению Пушкина – посмотрим на поэму «Руслан и Людмила». В ней есть такие строки.
В унынье, с пасмурным челом,
За шумным, свадебным столом
Безмолвны, за ковшом пустым,
Забыты кубки круговые,
И брашна неприятны им;
Чело – это лоб, витязи – воины, младые – молодые; кубки раньше пускались по кругу, потому они круговые; а брашна – старинное название угощений.
Конечно, текст, в котором так много устаревших слов, читать сложно. Но ведь устаревшие слова пополняют наш словарный запас, развивают нашу речь.
При определённой тренировке никакие устаревшие слова не будут вызывать у нас трудностей. Можно без проблем читать любые тексты – нужно только запоминать значение устаревших слов, которые нам попадаются.
В книгах обычно есть сноски и примечания, в которых поясняется значение устаревших слов. Однако значение устаревшего слова можно посмотреть и в толковом словаре.
Что же мы должны сегодня запомнить?
Лексика русского языка постоянно меняется. Устаревшими называются слова, которые больше не употребляются в современной повседневной речи.
Устаревшие слова часто встречаются в художественных произведениях. Они помогают писателю точнее передать дух эпохи.
Брашна
Смотреть что такое «Брашна» в других словарях:
брашна — шен; мн. (ед. брашно, а; ср.). Устар. Пища, яства, кушанья. * Огромный стол трещал от брашен (Жуковский) … Энциклопедический словарь
брашна — шен; мн. (ед. бра/шно, а; ср.); устар. Пища, яства, кушанья … Словарь многих выражений
брашьно — БРАШЬН|О (427), А с. 1.Пища, еда: Простѣишааго въ всемь ишти. и въ брашьнѣ и въ одежди. Изб 1076, 30 об.; варламъ. пребысть же на мѣ||стѣ томь сѣд˫а. ни брашьна же въкоуша˫а ни въ одежю облечесѩ. ЖФП XII, 34в г; рече ст҃ыи николаѥ имаши ли… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
питиѥ — ПИТИ|Ѥ (249), ˫А с. 1.Действие по гл. пити в 1 знач.: ˫Ако клирикомъ ˫адени˫а ради и пити˫а не въходити въ кърчьмьница. (χοριν… τοῦ… πίνειν) КЕ XII, 124б; и на мл҃твѹ лѣнивъ изъѡбилѹ˫а въ ˫адении. и въ питьи. СбЯр XIII2, 195 об.; свиныхъ же мѧсъ… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
безмѣрьныи — (46) пр. 1.Неизмеримый, огромный: въ дворьци прѣчюдьнѣ. бѩше свѣтъ безмѣрьныи чисть. и цвѣтове мънози различьни. Изб 1076, 269 об.; ˫ако в пучину безмѣрну славы б҃жь˫а принекне(м). ГБ XIV, 6в; оустрои. безмѣрную ту бездьну. Пал 1406, 4а; къ… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
бо — (бо13000) союз. 1.В изъяснит. знач., с оттенком пояснения, употребляется после первого члена второго предлож., выделяя его. Ведь, так как, ибо: Надъ мьртвыимь плачи сѩ. отьиде бо свѣта. и безоумьнааго плачи сѩ. иштезе бо отъ него разоумъ.… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
бывати — БЫВА|ТИ (>2000), Ю, ѤТЬ гл. I. Как самостоятельный гл. 1.Совершаться, происходить, случаться; исполняться, осуществляться: вьси събори и слоужьбы и праздьници и жьрьтвы. о чл҃вче сего дѣлѩ бываѫть да сѩ очистить чл҃вкъ отъ грѣхъ своихъ.… … Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.)
Ростовские и Белозерские удельные князья — Политическая история княжеств Ростовского и Белозерского, рассматриваемая как единое целое, может быть разделена на четыре почти равномерных периода: 1) историю «Залесской» страны от конца IX до конца X века; 2) историю Ростовско… … Большая биографическая энциклопедия
Брашно — ср. см. брашна Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой