Закрытая позиция в вальсе что это
Ассоциация Исторического Танца
Ассоциация Исторического Танца
Вальсовые техники Эдуарда Хелмке
Автор: Деркач Мария, Филимонов Дмитрий
Год публикации: 2011
Авторы: М. Деркач, Д. Филимонов
Оглавление
1 Введение ↑
Книга Эдуарда Хелмке «Новая школа танцев и образования» (Neue Tanz- und Bildungsschule) была издана в 1829 году в Лейпциге [1]. В ней танцмейстер описывает правила поведения на балах и в обществе, а также приводит описания основных на его взгляд танцев, среди которых могут быть упомянуты вальсы, экосезы, англезы, франсезы, контрдансы, полонез и некоторые другие.
В статье разобраны вальсы, которые танцевались в бальной зале в конце 1820-х — начале 1830-х годов согласно Хелмке.
2 Общее описание ↑
В книге подробно описаны пять вальсов: медленный вальс (Der Langsamer Walzer), экосез-вальс (Der Ecossaise-Walzer), венский вальс (Der Wiener Walzer), вальс-зефир (Der Zephyr-Walzer) и Триоле-Вальс (Der Triolet-Walzer) — танец, придуманный самим Хелмке. Еще танцмейстер упоминает «подрывающий здоровье» баварский вальс-галоп, который, по его словам, вышел из употребления, а также русский вальс и берлинский вальс, правила исполнения которых отсутствуют в книге.
Описания танцев предваряются подробным описанием техники исполнения шагов. Cогласно Хелмке, существуют три разновидности вальсовых шагов: шаг медленного вальса (Walz Pas), шаг экосез-вальса (Ecossaise Walz Pas) и шаг венского вальса (Wiener Walz Pas). Кроме того, в каждом из вальсов (кроме вальса-зефира) до начала вращения следует сделать вступительный шаг в открытой позиции.
2.1 Медленный вальс ↑
Музыка медленного вальса имеет размер 3/4. Она должна быть очень медленной, поскольку Хелмке считает, что чем медленнее Вы танцуете, тем красивее у Вас будет получаться.
В качестве вступительного шага и кавалер, и дама делают так называемое «Glissé No. 4», которое есть ни что иное, как 4 pas marché вперед на полную стопу, скользя по полу [1, 166]. Далее кавалер с дамой становятся в закрытую позицию:
«Кавалер берет левой рукой правую руку дамы, а она кладет свою правую кисть на его левую, а свой правый локоть на его левый. Кавалер кладет левую руку вдоль своей груди, непрерывно притягивая эту руку к себе, сгибает левую кисть вниз так, чтобы выпрямленный большой палец левой руки лежал на груди, поднимает левый локоть так, чтобы он мог нести правую руку дамы и кладет правую руку мягко на левый бок дамы, не обнимая ее, дабы не повредить платью дамы. Дама кладет свою левую кисть на плечо кавалера» [1, 203].
Что касается положения рук танцующих, то для того, чтобы партнерам было удобно танцевать, кавалеру не следует опускать локоть вниз. А даме не следует смещаться влево относительно кавалера, приближаясь тем самым к нему. Дама как бы отталкивает кавалера от себя.
Вращение производится на высоких полупальцах вальсовым шагом, который описан следующим образом:
«Вначале вы шагаете с левой ноги в четвертую позицию, вращаясь в то же время немного направо, так что правая нога после вращения приходит во вторую позицию, и считаете 1; далее вы проводите правую ногу по дуге за левую в пятую позицию, поворачиваясь в это же время направо, и считаете 2; проводите левую ногу по дуге за правую в пятую позицию, поворачиваетесь еще немного направо, завершая при этом целое вращение; и считаете 3; затем скользите носком правой ноги в четвертую позицию и считаете 4; скользите носком левой ноги в четвертую позицию и считаете 5; наконец скользите с носка правой ноги в четвертую позицию и считаете 6» [1, 184].
Этот шаг похож на тот, который Томас Вилсон в своей книге «A Description of the correct method of Waltzing» называет «french slow waltz step» [2, 65]. Единственная разница состоит в том, что отступание назад в 5 позицию (второе полупа вальса) с точки зрения Вилсона является грубой ошибкой, а у Хелмке прописано как норма.
2.2 Экосез-вальс ↑
Для исполнения вращения танцмейстер предлагает два шага. Первый из них имеет довольно интересное описание:
«Вы прыгаете с правой ноги в четвертую позицию, выбрасываете сразу же левую ногу прямой во вторую позицию на воздух, немного вращаясь, и считаете 1; прыгаете затем на правой ноге шагом вперед, и одновременно ударяете левой ногой за правой в пятой позиции, так что левая нога отлетает, носок поворачивается по дуге, а пятка в воздухе, и считаете 2; затем прыгаете с левой ноги в четвертую позицию, поворачиваясь в это время направо, так что правая нога в ходе этого движения приходит во вторую позицию, и считаете 3; проводите потом правую ногу за левую в пятую позицию, немного доворачиваетесь направо и считаете 4; ударяете левой ногой за правой в пятой позиции, подбрасываете одновременно правую вытянутой на воздух в четвертую и считаете 5. Первый, второй и пятый шаги — четверти, а третий и четвертый — восьмые» [1, 185].
Этот шаг несимметричен, поэтому если строго следовать правилу «дама начинает со второго полупа», то вращение получается не вполне комфортным. Возможно, дама вместе с кавалером начинает с первого полупа, делая его с правой ноги, однако это у Хелмке не описано.
Второй шаг экосез-вальса симметричный:
«Вы прыгаете (как в No. 1) с правой ноги в четвертую позицию, выбрасываете одновременно левую ногу вытянутой на воздух во вторую позицию, немного доворачиваетесь и считаете 1; прыгаете затем на правой ноге шагом вперед, еще немного доворачиваетесь, ударяя левой ногой за правой на воздухе в пятой позиции и считаете 2; прыгаете затем с левой ноги в четвертую позицию, проводите в то же время правую ногу в воздухе по кругу и считаете 3; прыгаете на левой ноге еще раз и доворачиваетесь в воздухе, выбрасывая в то же время все еще выпрямленную правую ногу по кругу и оставляя ее в четвертой позиции считаете 4» [1, 186].
Этот шаг практически ничем не отличается от шага «quick-sauteuse» Томаса Вилсона [2, 80].
2.3 Венский вальс ↑
Венский вальс начинается с балансе, причем Хелмке рекомендует [1, 205] танцевать его как батман. Музыка трехчастная, 3/8. Шаг этого вальса непростой и содержит антраша:
«Вы шагаете как в экосез-вальсе, поворачиваясь немного направо, с правой ноги в четвертую позицию, выпрямляете одновременно левую ногу в воздухе во второй позиции и считаете 1; взлетаете затем в антраша в воздухе, ударяя икрами друг об друга, правая нога мягко ударяет по левой пятке и вследствие этого формирует третью позицию, и считаете 2; приземляетесь по дуге на правую ногу, держа левую ногу все еще выпрямленной во второй позиции в воздухе, и считаете 3; шагаете затем с левой ноги в четвертую позицию, поворачиваетесь немного направо, так что правая нога вследствие этого движения приходит во вторую позицию, и считаете 4; проводите потом правой ногой по дуге за левую в пятую позицию, где еще немного доворачиваетесь и считаете 5; проводите теперь левую ногу за правую в пятую позицию, завершаете всё вращение и считаете 6» [1, 187].
Этот шаг также несимметричен, как и первый шаг экосез-вальса, однако здесь Хелмке уточняет, что первое полупа содержит антраша, которое производится одновременно обоими партнерами. Второе полупа — такое же, как в медленном вальсе. Это значит, что дама и кавалер выполняют описанные шаги с противоположных ног. Положение в закрытой позиции такое же, как в медленном вальсе.
2.4 Вальс-зефир ↑
Это Французский вальс, его музыка имеет размер 6/8. Он довольно скорый, не имеет вступительного шага и танцуется на шаге «Glissé No.1». Хелмке пишет, что, несмотря на свою скорость, это танец для отдыха и его следует танцевать, когда вы разгорячились. Описание напоминает более поздний вальс в два па:
«Кавалер кладет обе своих ладони даме на бока, чтобы иметь контроль над ней, а дама кладет свои ладони кавалеру на плечи. В этом положении они делают один раз глиссе, в ходе которого кавалер скользит с левой ноги во вторую позицию, дама с правой, и считают 1; затем кавалер проводит правой ногой за левой, дама левой за правой в пятую позицию и считают 2; потом кавалер скользит с левой ноги, а дама с правой ноги во вторую позицию и считают 3. Потом кавалер правую, дама левую ногу оставляют на воздухе, в ходе чего они поворачиваются налево, меняясь местами, и считают 4. Теперь кавалер скользит правой ногой, а дама левой во вторую позицию и считают 1; затем кавалер проводит левую ногу за правую, дама правую за левую в пятую позицию и считают 2; потом скользит кавалер еще раз с правой, дама с левой ноги во вторую позицию и считают 3; тем временем кавалер на носке правой, дама на носке левой ноги быстро вращаются налево, кавалер проводит левую, дама правую ногу в воздухе в пятую позицию и считают 4. После каждого глиссе происходит половина поворота, однако им не следует вращаться во время глиссада, а только после третьего шага. Корпуса должны вращаться быстро и плавно и настолько легко и играючи, что не должно быть слышно ни шагов, ни шарканья ног. Танцующие летают по зале как ветер, так что за ними едва можно уследить» [1, 209].
2.5 Триоле-вальс ↑
О происхождении этого вальса Хелмке пишет:
«Общие жалобы о нехватке кавалеров на всех балах, являющиеся причиной того, что так много дам остаются сидеть во время танцев, побудили меня придумать вальс на одного кавалера и двух дам. Этот танец я назвал Триоле-Вальсом» [1, 112].
Триоле-вальс начинается с 8 тактов вступления, на 6 из которых вся тройка делает три «Glissé No. 1», а на два оставшихся такта кавалер кланяется сначала второй даме, находящейся слева, потом первой. Далее идет основная фигура, танцуемая кавалером то с первой, то со второй дамой по 3 раза, всего 6 раз. После чего танец завершается точно так же, как начинался. Описание танца:
«Для этого вальса каждый кавалер приглашает по две дамы, одну из которых ставит справа, другую — слева от себя. В правой руке у кавалера находится первая дама, в левой — вторая. Первые восемь тактов у них — ритурнель, после чего они начинают вместе с музыкой. Во время ритурнели они в качестве вступительного шага делают три Glissé No. 1 или балансе на 3/8, или, если все трое умеют, terre-en-l’air. После первых шести тактов в музыке имеется два такта отдыха: седьмой и восьмой такты. Во время первого такта кавалер кланяется второй даме, т.е. даме слева от него, после чего он отпускает ее и во время второго такта отдыха кланяется первой даме. Затем они оба, т.е. кавалер и первая дама, стоящая справа от него, берутся за правые руки и поднимают их верх в виде арки. Одновременно с этим кавалер кладет левую руку на правый бок дамы, а она кладет свою левую руку на правый бок кавалеру. В таком положении они вальсируют восемь тактов без вступительного шага, в то время как вторая дама, стоящая слева от них делает балансе на 3/8 или terre-en-l’air внутри круга сама по себе, так, чтобы оставаться всегда сбоку от них и не вращаться. Кавалер и дама вращаются четвертый оборот не до конца, поскольку вальсовое па будет сделано наполовину, когда они пойдут на четвертый оборот; в этот момент кавалер оказывается стоящим справа от первой дамы, а она от него слева. Оба берутся левыми руками, становятся напротив друг друга и держат руки в форме арки наверху. Вторая дама танцует сперва влево шагом Glissé No.1, а потом вправо внутрь пары и вокруг стоящих шагом chasse en tournent» [1, 210].
3 Заключение ↑
Вальсы, описанные в учебнике Хелмке, дополняют картину развития вальсов в конце первой трети XIX века. Мы находим в нем не только классическую версию медленного вальса, но и вальс на 2/4, что подтверждает факт его наличия в немецкой танцевальной культуре. Кроме того, в вальсе-зефире мы, возможно, встречаем предка ставшего популярным позже вальса в два па. Отдельно стоят венский вальс и Триоле-вальс. Первый напоминает нам о высокотехничном исполнении танцев в период ампира. Второй же показывает изобретательность Хелмке как танцмейстера для решения проблемы неравномерного гендерного состава посетителей балов.
Ссылки ↑
Примечания ↑
Добавить комментарий Отменить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Основные движения и элементы вальса
Тема 5. Вальс: шаги и повороты
Особенность и красота вальса заключается в плавном и непрерывном кружении танцующих пар, гармонично сочетающихся с общей линией танца, что предполагает движение всех пар по кругу. Оживлённость, простота и непосредственность танца придаёт особую атмосферу в церемониальные аристократические салоны, где царили сложные гавоты и менуэты.
Между прочим, вальс для начинающих представляет собой достаточно интересное и простое занятие, которое быстро осваивается и доставляет танцору огромное удовольствие. Конечно, обучение вальсу должно проходить в школе танцев, так как по книжкам освоить шаги и действия достаточно трудно. Это скорее подходит для тех, кто уже имеет представление об основных движениях или просто пропустил несколько аспектов танца и хочет их наверстать.
Как научиться танцевать медленные вальсы? Уроки в школе танцев — идеальное решение этой проблемы. Тренировка включает в себя разминку, во время которой мышцы тела разогреваются. Таким образом, ничего не будет сковывать тело и движения танцора.
Только после этого следует отработка движений, шагов и па. Уроки вальса предполагают танец в паре. Но не переживайте, если нет пары – во многие танцевальные школы люди приходят без партнёра, поэтому компания найдётся всегда. Интересным выбором станет венский, французский или фигурный вальсы, вальс Дружбы и Бостон.
Виды вальсов
Как научиться танцевать вальс
Этот танец родился в Вене в 1880-х годах, его популярность быстро перешла в другие страны и поддерживается, по сей день.
Позже, как и со многими танцами, вальс стал разнообразнее, и появились другие виды. Например, Венский, это танец быстрого формата; международного стандарта — это танец только в закрытой позиции, а вальс, который исполняется в открытой позиции, наиболее популярным был в Италии.
Основные движения и элементы вальса
1. Партнеры вращаются в вальсе по квадрату, против часовой стрелки.
2. Все танцевальные движения выполняются под счёт.
3. На каждой стороне квадрата нужно делать один большой шаг и два маленьких.
4. Относительно друг друга партнёры вращаются по часовой стрелке.
5. Основные движения в танце – правый поворот и кружение. Поворот в вальсе состоит из 2-х полуповоротов. Первая половину выполняют с правой ноги. Делаем шаг вперед и одновременно поворачиваем корпус вправо по часовой стрелке. Затем, продолжая поворачиваться, делаем шаг вперёд левой ногой и становимся на носочки. После этого приставляем правую ногу к левой и опускаемся на всю стопу.
6. Вторая часть полуповорота выполняется левой ногой. Для этого надо шагнуть по диагонали назад и влево. При этом весь вес тела приходится на левую ногу. Затем правая нога ставится за пяткой левой ноги. В конце – полуповорот на пальцах. Это основное движение вальса, и этого базового знания достаточно для классического танца.
7. Однако те, кто хочет добавить торжественности и разнообразия танцу, могут добавить больше вальсовых движений. Партнер берёт даму правой рукой за правую руку и приподнимает её над головой. В этом положении партнёрша выполняет под ней вращение. Свободная рука кавалера находится за его спиной. Дама вращается на стандартный счёт вальса раз-два-три.
8. Ещё одна захватывающая фигура вальса, которая заслуживает внимания начинающего танцора: кавалер убирает одну руку за спину, а его партнерша придерживает подол платья. С правой ноги под счёт партнеры делают шаг друг к другу и приподнимают руки. Затем они под тот же счёт приближаются друг к другу, но уже с левой ноги.
9. Предыдущее движение можно сделать и по-другому: со сменой мест. Леди и её партнер подходят друг к другу, в повороте меняются местами и расходятся. После этого красивого приёма они встают в пару и вращаются по кругу.
10. Заканчивают танец красивым поклоном для зрителей.
Сначала нужно научиться основному шагу вальса – квадрат, который «рисуют» танцоры. Он выполняется в три счёта. На «раз» ведущий партнёр в идеале, что бы был мужчина, шагает вперёд с левой ноги. На «два» — с правой. На «три» левая нога приставляется к правой и полностью опускается на стопу в конце такта. Важно, что бы движения были плавными.
Обучение вальсу: основные шаги, движения и техники, схемы
Партнерша совершает те же движения в зеркальном отображении: в направлении назад и влево, с правой ноги, приставляя её к левой.
Повороты
Правильное положение рук для вальса – «замок», рука дамы находится в руке ведущего партнёра.
Выполняется на три счёта одинаково обоими танцорами. На счёт «раз» танцор шагает правой ногой вперёд, на «два» проводящий шаг левой ногой. На «три» — снова правой ногой. Второй такт дорожки выполняется по аналогии с первым, только начинается с левой ноги.
В завершении танца – элегантный поклон.
Одной из главной составляющей танца, несомненно, являются шаги. Каждый учащийся понимает, что танец основан на расчёте «1-2-3». Пример исполнения шагов на мужской партии.
Обучение вальсу: основные шаги, движения и техники, схемы
Первый шаг большой, остальные должны быть едва заметны:
Шаг должен быть скользящим и лёгким;
Лучше всего скользить подушечкой, затем постепенно уходит на носок, а после снова подушечкой и встать на всю поверхность стопы.
Обучение вальсу. Урок 1. Основные положения в паре и соединения рук.
Закрытое положение.
1. Замкнутая позиция рук. Правая рука партнера находится на талии партнерши, левая рука партнерши — на плече партнера. Левая рука партнера и правая рука партнерши соединены во второй позиции (рис. 14, а).
2. Руки соединены во второй позиции (рис. 14, б).
3. Во второй позиции могут быть соединены только левая рука партнера и правая рука партнерши или правая рука партнера и левая рука партнерши. Свободные руки находятся в исходной позиции (рис. 14, в).
4. Правая рука партнера и правая рука партнерши соединены в третьей позиции. Свободные руки находятся в исходной позиции (рис. 14, г). Аналогично в третьей позиции соединяются левая рука партнера и левая рука партнерши.
5. Правая рука партнера и правая рука партнерши соединены в первой позиции. Партнер и партнерша находятся при этом на расстоянии выпрямленных рук. Свободные руки находятся в подготовительной позиции (рис. 14, д). Аналогично в первой позиции соединяются левая рука партнера и левая рука партнерши.
Рис. 14_1. Венский вальс.
Открытое положение.
Партнерша в вальсе находится справа.
1. Правая рука партнера и левая рука партнерши соединены в первой позиции. Кисть партнерши лежит сверху, локти округлены и приподняты. Свободные руки находятся в исходной позиции (рис. 14, е).
2. Левая рука партнера и левая рука партнерши соединены перед партнером. Правая рука партнера находится на талии партнерши; правая рука партнерши в исходной позиции. Локоть партнера должен быть округлен и приподнят (рис. 14, ж).
Рис. 14_2. Венский вальс.
Противоположное положение.
Правая рука партнера и левая рука партнерши должны быть соединены во второй позиции, а свободные руки в исходной позиции (рис. 14, з). Аналогично соединяются левая рука партнера и правая рука партнерши.
Рис. 14_3. Венский вальс.
Боковое положение (положение менуэта).
1. Правое. Руки разъединены, правая рука в первой позиции, локоть присогнут и опущен вниз. Левая рука находится в исходной позиции, немного отведена назад (рис. 14, и).
2. Левое. Левая рука находится в первой позиции, правая рука — в исходной позиции (рис. 14, к).
Запомните, что партнер и партнерша должны находиться на некотором расстоянии друг от друга.
Постановка корпуса, головы
Станьте перед зеркалом. Примите горделивую осанку. Спина прямая, плечи опущены. Подбородок чуть приподнят. При разучивании движений руки рекомендуется держать на талии или опущенными вниз. Желательно перед разучиванием танца сделать разминку, чтобы разогреть мышцы, настроиться на танец. При исполнении движений необходимо сохранять правильную осанку (стойку), а также уделять внимание координации движений, балансу и устойчивости.
Разучите позиции ног
Рис.1
1-я позиция: пятки сомкнуты, носки разведены в стороны
Рис.2
2-я позиция: ноги находятся на расстоянии одной ступни друг от друга, пятки на одной линии, носки разведены в стороны.
Рис. 3-4
3-я позиция: пятка одной ноги приставлена впереди к середине ступни другой ноги, носки разведены в стороны. Впереди может быть правая или левая нога.
Рис. 5
4-я позиция: одна нога поставлена впереди другой на расстоянии ступни, носки разведены в стороны, носок ноги, стоящей впереди, находится против пятки ноги, стоящей сзади. Впереди может быть правая или левая нога.
Рис. 6
6-я позиция: пятки и носки сомкнуты, ступни параллельны.
Разберитесь с ориентацией на танцевальной площадке и условными обозначениями направлений.
ЕВРОПЕЙСКИЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ
Позиция в паре (стойка)
Танцы европейской программы имеют самое разнообразное происхождение, различные ритмы, темпы, эстетику и характер, но имеют одно общее — это закрытую позицию с пятью областями контакта при исполнении всех выполняемых фигур во всех стандартных танцах. Эта позиция не только позволяет партнерше за счет большого числа контактных областей легко следовать за партнером, но и дает паре настоящую королевскую осанку.
Левая кисть партнера держит правую кисть партнерши.
Левую руку партнер предлагает партнерше, партнерша кладет свою ладонь между большим и остальными пальцами партнера ладонь к ладони, обхватывает большим пальцем большой палец партнера. Соединенные (не расслабленные) руки партнеров должны располагаться чуть ниже уровня глаз. Партнер обхватывает пальцы партнерши, лежащие в его ладони. Внешняя сторона локтя обоих партнеров обращена вниз.
Правая кисть партнера расположена на левой лопатке партнерши.
Правой рукой партнер поддерживает левую лопатку партнерши в вальсе и держит партнершу за талию в танго.
3. Левая кисть партнерши лежит на руке партнера
Рис. 9 Закрытая позиция в вальсе
Рис. 10 Закрытая позиция в танго
В вальсе партнерша кладет руку поверх руки партнера (немного ниже правого плеча), отводя в сторону прямой локоть. Запястье прямое.
В танго левую руку партнерша кладет под правую руку партнера. Пальцы выпрямлены.
4. Левый локоть партнерши касается правого локтя партнера.
Локти партнеров подняты немного ниже плеча и направлены слегка вперед и в сторону от себя. Плечи не напряжены, спина прямая.
В вальсе локти согнуты под углом, несколько большим прямого.
А в танго локти образуют более острый угол, чем в других европейских танцах.
5. Правые части корпуса( верхняя часть живота и бедра) обоих партнеров находятся в постоянном соприкосновении.
Оба партнера стоят прямо лицом друг к другу, но партнерша находится немного правее партнера, слегка отклонив корпус назад. В танго корпус партнера слегка развернут правым плечом в направлении движения. Колени чуть согнуты, головы повернуты немного налево, подбородки приподняты. Ни в коем случае партнеры не должны смотреть под ноги — это некрасиво, во-первых, во-вторых, не поможет. И испортит всю стойку. Спина и руки партнера образуют «рамку», которая удерживает партнершу очень жестко и позволяет ее вести в любом направлении, импровизируя. Между руками партнера и партнерши образуется треугольник. При повороте корпуса линии рук партнера и партнерши должны быть всегда параллельны.
Исследователи бальных танцев предполагают, что такая закрытая позиция произошла в те времена, когда мужчины постоянно носили меч и ножны на поясе слева, чтобы было удобно выхватывать меч правой рукой. Партнерша сдвигалась относительно партнера вправо, а партнер помещал правую руку за спиной партнерши так, чтобы иметь возможность этой рукой дотянуться до меча, а также прижать партнершу к себе.
Я помню, как наш учитель показывал нам, новичкам, «стойку». В теории как будто было все понятно. Но на практике мы с партнером все время спорили. Мне казалось, что он все делает не так, что если он меня так сильно прижмет, я не смогу двигаться. Тогда наш учитель выбрал меня, чтобы еще раз всем показать, как надо правильно стоять в стойке. Он меня взял в такой «замок», что я вначале думала, что он издевается. Я пыталась отдалить хотя бы нижнюю часть. Он сказал «А вот этого, деточка, делать не стоит. Как поется в песне, Сонечка, не стройте Моне глазки и не оттопыривайте зад. Вы не на базаре, а у танца классе. Шаг вперед и две шаги назад. Партнерша должна бедра подать вперед и чуть вверх». Я жутко стеснялась, а после песни покраснела еще больше, но постаралась как можно более официальным тоном спросить, как же в таком случае двигаться.
— Да вот так, — сказал он и сделал со мной тур вальса, хоть я тогда танцевать еще не умела. У меня ноги шли сами собой.
— Вот видишь — сказал он,— а теперь посмотри, как это будет на расстоянии. Конечно, ничего не получилось.
Променадная позиция аналогична закрытой позиции, но партнеры развернуты относительно друг друга под небольшим углом. Партнер — влево, партнерша — вправо. Правый бок корпуса партнера и левый бок корпуса партнерши должны быть в контакте. Голова партнера повернута влево, партнерши — вправо. Колени согнуты, стопы партнера направлены влево, партнерши — вправо. В статичной позе партнер переносит вес на правую ногу, партнерша — на левую.
Рис. 11 Позиция променада в вальсе
Рис. 12 Позиция променада в танго
Настрой в танце, понятие о принципах «ведения партнера» и «подчинения партнерши»
Общий настрой — сдержанность и очень контролируемая страстность. Как и неизменный фрак, это обязательные атрибуты партнера. Чтобы понять этот настрой — не чрезмерной напряженности и в тоже время не расслабленности, всегда полной готовности на любые неожиданные действия и в то же время способности в любое мгновение остановиться и переждать. Это поза Куроса — архаического Аполлона VI в. до н.э. Чуть приподнятые уголки губ «архаической улыбки», статичная поза, устремленный вдаль жизнерадостный взгляд, открытость перед миром, радость познания его, чуть выставленная вперед нога —еще не шаг, но готовность его сделать. И радость предвкушения виртуозного танца, в котором от партнера зависит все. В танце он всегда активное начало. Ответственность на партнершу ложится в те редкие моменты, когда мужчина двигается спиной по линии танца и не может проконтролировать ситуацию. Тогда, если возникают непредвиденные проблемы, партнерша указывает на них, слегка надавливая пальцами левой руки на локоть партнера — это такой принятый у танцоров сигнал тревоги.
Мастерство партнера заключается в искусстве ведения. Весь танец делает он, стараясь показать всему свету, какая у него прекрасная и восхитительная партнерша, как особенно она отклоняет голову в вот этот момент поворота и т.д. Партнер должен чувствовать партнершу. Например, если партнер высокого роста, а партнерша намного ниже, то, понятное дело, он должен делать нехарактерные для него маленькие шаги. Он должен ощущать себя Паганини, которому досталась скрипка Страдивари, и извлечь из нее нужно все, на что способен этот инструмент с неисчерпаемыми возможностями. Хороший партнер ведет уверенно и в тоже время мягко. Это сложно объяснить. Легче сказать, как нельзя вести.
1 вариант — схватить партнершу в охапку и тащить ее по паркету, пресекая всякое сопротивление с ее стороны. Партнеру самому тяжело, он пыхтит, но показывает, что он очень сильный. Партнерша чувствует себя просто ужасно — она в принципе лишена возможности двигаться.
2 вариант — вяло, безынициативно положиться на волю судьбы в лице партнерши и ждать, что получится. Можно еще и повиснуть на партнерше для завершения картины. Но «я такого не хочу даже ставить в книжку.
О, насколько мужчина верен фраку и подобающему этой одежде выражению лица, настолько же разнообразны платья и образы женщин. Всевозможных цветов и оттенков, с оборками и кружевными вставками, переливающимися блестками и перьями. Это может быть и Кармен, и Наташа Ростова, Мадам Бовари и Анна Австрийская и т.д. Но только ни какая-нибудь Зена-королева воинов. В самом начале уже было сказано, что в танцах существуют свои правила — партнер всегда ведет. Поэтому из всех возможных ролей, которые могут выбрать женщины, что-то типа амозонок исключается.
Рядом с Куросом древние греки часто ставили изваяние Коры (девы). Ее поза была олицетворением женственности, таинственности, особой силы и легкости. На губах ее та же архаическая улыбка — живая, мягкая, сдержанная, как у Моны Лизы. Ее поза — поза готовности к любой импровизации, которую придумает партнер, чтобы показать на что она способна и как она красива.
На первом уроке танцев нам сказал учитель, что танцы — это сейчас, пожалуй, единственная область, где мужчина всегда ведет. Даже если ваш партнер делает не те движения, не слышит музыку, вообще, танцует под вальс танго, вы ни в коем случае не должны пытаться вести. Возможные варианты поведения партнерши:
Если партнер не слышит музыку, считать под музыку вслух — раз, два, три.
Если он танцует не тот танец, остановиться и уточнить, что все-таки вы сейчас будете танцевать.
Можно помочь разобраться в правильности шагов.
Обратиться за помощью к опытным людям.
Вообще не танцевать с этим партнером.
Но! НИКОГДА НЕ ВЕСТИ ПАРТНЕРА!
Партнерша должна предугадывать действия партнера и продолжать движение, начатое им, как можно красивей. И как это приятно, когда получается. Тогда будет прекрасный танец. То, что партнер ведет, не означает, что можно расслабиться, повиснуть на нем. В паре каждый должен нести себя сам.