Зал афк что это
Что такое адаптивная физическая культура
Адаптивная физкультура (АФК) направлена на восстановление и сохранение здоровья у людей со стойкими нарушениями жизнедеятельности, а также на интеграцию их в социальную среду. Адаптивная и общая физическая культура имеют значимые различия. Первая предназначена для инвалидов или пациентов с ограниченными способностями, а вторая охватывает все слои населения. Давайте подробно остановимся на принципах и методах реализации АФК.
Адаптивная физическая культура как интегративная наука
АФК – понятие комплексное. Она отличается от лечебной физкультуры более обширной сферой интересов, которые затрагивают не только проблемы физического восстановления, но также вопросы социализации, психологической коррекции, повышения качества жизни индивида.
Эта отрасль культуры требует интеграции знаний по медицине, физподготовке, педагогике. Специалист по АФК осваивает широчайший спектр на первый взгляд разнородных дисциплин:
Этот список далеко не полон. Главная проблема заключается в единстве этих знаний. Они не должны представлять собой разрозненные научные дисциплины. Важно сформировать их в неразрывный комплекс, решающий полный список задач, стоящих перед АФК.
Теория адаптивной физической культуры
Теория АФК – это наука, которая изучает суть адаптивной физкультуры, ее принципы, цели, задачи, функции. В сферу интересов данной теории входят средства, способы, пути реализации сформулированных задач.
Первостепенное внимание акцентируют на проблемах, ценностях, интересах, потребностях лиц с нарушением здоровья. Теория АФК разрабатывает пути и методики для их самореализации, вовлечения в общественную жизнь.
Не обходится без внимания и экономический аспект, который предусматривает возвращение пациентов к труду, возможность освоения новых профессий.
Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры
Признаны 5 основополагающих гуманистических концепций АФК:
Цели и задачи адаптивной физической культуры
Главенствующей целью для адаптивной физической культуры считается обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности организма пациента с ограниченными возможностями, а также его полноценная интеграция в социум.
Общие задачи адаптивной физкультуры делятся на четыре блока.
Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
АФК включает 4 базовых компонента:
Функции адаптивной физической культуры
Все функции, которые несет адаптивная физическая культура, имеют социально-педагогический характер. К ним относятся:
Принципы адаптивной физической культуры
Основополагающие принципы, на которых базируется адаптивная физическая культура, затрагивают социальный и методический аспекты.
Общие методические принципы:
Специальные методические принципы:
Полезное видео – Адаптивная физкультура с детьми
Адаптивный спорт
Адаптивный спорт активно развивается в РФ и зарубежных странах. Он имеет 3 основных направления, которые в свою очередь делятся на узконаправленные варианты:
В том случае, если пациент не соответствует общим требованиям, предъявляемым для Паралимпийских игр, то организовывают специальные соревнования, доступные для такой категории больных.
Методы реализации
Для полноценного применения принципов адаптивной физической культуры одинаково важны 2 метода:
Методики
Педагоги и врачи непрерывно разрабатывают новые методики АФК, помогающие достичь позитивных результатов людям с разнообразными физическими или интеллектуальными ограничениями. Из российских и советских авторов проблемой адаптированной физкультуры занимались Я. В. Крет, Л. В. Шапкова, Н. Г. Байкина и многие другие.
Л. Н. Ростомашвили исследовала перспективы физкультуры и спорта в адаптации лиц с нарушением зрения. А. А. Потапчук предложил авторскую методику АФК для детей с ДЦП (детским церебральным параличом). С. Ф. Курдыбайло и А. И. Малышев разрабатывали специальные физкультурные комплексы для больных, перенесших ампутацию конечностей.
Д. Ф. Мосунов указывал на важную роль гидрореабилитации в адаптивной физической культуре. Широкую известность приобрели работы Л. В. Шапковой, Л. П. Евсеева, которые подробно рассматривают все аспекты АФК, особенности их реализации.
Видео – Физическая нагрузка для детей с ограниченными возможностями здоровья. Начальный этап
Адаптированная физкультура для детей
В адаптивных физкультурных методиках нуждаются дети и подростки, имеющие врожденные аномалии развития (деформации, недоразвитие конечностей), страдающие ДЦП, мышечными дистрофиями. Максимально раннее начало физической реабилитации позволяет добиться существенных результатов: дети полноценно социализируются, развиваются физически, личностно, приобретают профессию.
С этой целью создаются специализированные организации, занимающиеся адаптированным физвоспитанием детей, а также спецгруппы в общих школьно-дошкольных образовательных учреждениях.
Исследования подтверждают, что помимо нормализации физического состояния больного, улучшается также психоэмоциональная составляющая. Ребенок учится адекватно воспринимать ограничения, оценивать собственные возможности, перестает ощущать свою неполноценность, отчуждение от общества.
Специалист по адаптивной физкультуре должен не только основательно разбираться в педагогике, медицине, но и быть неплохим психологом. Ведь людям с ограниченными способностями важна не только практическая помощь, но также моральная поддержка. Тогда они приобретают веру в себя, добиваются удивительных результатов.
Адаптивная физическая культура: функции, задачи, направление
Дети с ограниченными возможностями относятся к самой незащищенной социальной группе граждан страны. Ребенок понимает, что не похож на остальных детей и тяжело воспринимает это, становится чувствительным, неуверенным, изолируется от сверстников. У него нет желания заниматься спортом.
Как показывает практика, активные занятия адаптивной физкультурой приводят к более эффективной не только к физической, но и психологической и социальной реабилитации у детей-инвалидов.
Функции и задачи
Адаптивная физическая культура — это система мер направленная на реабилитацию и приспособление к обычной среде людей с ограниченными возможностями.
Главная цель, стоящая перед государством, побороть путем спортивно-оздоровительных мер барьеры психики инвалидов, которые не дают полноценно воспринимать жизнь и осознавать необходимость личного вклада в развитие социума.
Основные задачи адаптивной физической культуры:
Направления развития
Рекреационно-оздоровительное
В учебных заведениях для детей с ограниченными возможностями проводятся внеурочные занятия в спортивных секциях. Тренировки и соревнования проходят по желанию ребенка и не являются обязательными. Главная задача данных мероприятий, чтобы дети получали удовольствие от физической активности и приобщались к спорту.
Дополнительные занятия проходят не только в образовательных учреждениях, но также в организациях здравоохранения, социальной защиты, домах отдыха. Родителям или родственникам детей-инвалидов рекомендуется принимать участие или самостоятельно проводить с ними зарядку, спортивные состязания в игровой форме.
Спорт высших достижений
Второе направление адаптивного спорта реализуется в спортивных и физкультурно-оздоровительных клубах, школах, общественных объединениях инвалидов.
Адаптивный спорт как спорт высших достижений активно развивается в трех направлениях: паралимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское.
Паралимпийское движение
История
Инициатором создания этого движения стал нейрохирург профессор Л.Гутман. Для лечения больных, получивших травмы спинного мозга во время войны, была разработана спортивно-оздоровительная программа, применяющая во время лечения. Спустя четыре года профессор предложил организовать ряд соревнований для бывших военнослужащих, травмированных на войне и находившиеся на лечении в Сток-Мандевильском госпитале.
Название
Для названия игр использовали термин, обозначающий паралич нижних конечностей (parapledgia). После допуска к Сток-Мандевилльским играм спортсменов-инвалидов не только с парезами нижних конечностей, трактовку «паралимпийский» пришлось переосмыслить. Смысл слова «Паралимпийское движение» — это движение идущее параллельно с олимпийским, с одинаковыми условиями.
Мировое признание
В 1952 году с приездом спортсменов-колясочников из Голландии для участия в Сток-Мандевилльских играх движение получило международный статус. Летом 1960 года в Риме уже проводились игры при участии спортсменов из 23 стран. Летняя программа включала 8 видов спорта. Было разыграно 57 дисциплин. Однако понадобилось более 20 лет для признания игр для инвалидов Международным Олимпийским Комитетом.
Зимние игры
Первые зимние Паралимпийские игры проходили в 1976 году в городе Эрншёльдсвике (Швеция). В состязаниях участвовали не только инвалиды на колясках, но и спортсмены с различными ограниченными возможностями. С 1976 года игры стали проводить один раз в четыре года.
Сотрудничество с МОК
С 2000 года было достигнуто соглашение с Международным олимпийским комитетом о сотрудничестве. С этого момента Паралимпийские игры начинаются через четырнадцать дней после завершения Олимпийских игр на тех же спортивных объектах. Руководит подготовкой и проведением зимних Паралимпийских игр Международный паралимпийский комитет (МПК).
Орган управления
Генеральная ассамблея — созывается раз в два года, решает вопросы проведения игр на должном уровне и создание для этого необходимых условий. В 2002 году создан пакет предложений пересмотра структуры, целей и управления движения, тем самым приведший к принятию Конституции МПК.
Символика и девиз МПК
Логотип эмблемы движения приурочен к играм в Турине в 2006 году. Трехцветные полусферы вокруг центра, зеленого, синего и красного цветов символизируют Дух, Тело и Разум.
Флаг белого цвета с эмблемой МПК в центре используется только с официального разрешения МПК. Гимн движения написан композитором из Франции в 1966 году, утвержден в этом же году в марте и олицетворяет собой «гимн будущего».
«Дух в движении» — этот девиз-призыв спортсменам с ограниченными возможностями, вдохновляющий их на достижение победы несмотря ни на что.
Сурдлимпийское движение
Инвалиды всего мира уже на протяжении одного столетия доказывают свою уникальность и активность, постоянно находятся в движении. Люди страдающие отсутствием слуха принимают участие в спортивных играх для глухих наравне с обычными спортсменами. Отличие этого вида Олимпийских игр заключается в том, что здесь применяются зрительные или световые сигналы.
История развития
Это движение возникло в 1888 г. в Германии, как спортивный клуб для глухих. Через три с половиной десятка лет Всемирные игры для глухих прошли в Париже. Соревнования проводились по велоспорту, стрельбе, плаванию, футболу и легкой атлетике. В это же время был образован Международный спортивный комитет глухих (МСКГ).
Мировое признание
МОК официально признал МСКГ в 1955 году на основе олимпийских принципов и устава. Потребовалось два года на то, чтобы привести устав МСКГ в соответствие с олимпийским. Членами МСКГ являются федерации 90 государств.
Всемирные игры для глухих в 2001 году получили новое название — Сурдлимпийские игры (Сурдлимпиада или Дефлимпиада).
Специальное олимпийское движение
Молодое движение олимпийских игр, для спортсменов, у которых наблюдаются проблемы с отклонениями в развитии интеллекта. Основное направление этого спорта — организация постоянных тренировок.
Цели — улучшение физического состояния, развитие дружеских отношений с окружающими, осознание своей необходимости в обществе.
История развития
Основательница движения, Юнис Кеннеди-Шрайвер, посвятила всю жизнь изучению способностей к спорту и физической культуре у людей различных возрастов с отклонениями в умственном развитии. Первоначально движение было создано как благотворительная организация в 1968 году. Тогда же были проведены первые специальные игры.
Достичь физического, умственного, социального и духовного совершенства, а также укрепить взаимоотношений в семье и обществе.
«Позволь мне победить, но если я победить не смогу, позволь мне проявить смелость в этой попытке» — с этих слов начинаются выступления спортсменов принимающих участие в специальных олимпиадах.
Признание МОК
Спустя 20 лет, в 1988 году, было подписано соглашение о признании МОСО (Международной организации Специальной олимпиады). В ее состав входит около 170 стран мира.
Адаптивный спорт в России
Организации, способствующие развитию адаптивного спорта в России:
В целях оказания содействия в организации деятельности детско-юношеских спортивно-адаптивных школ и других физкультурно-спортивных учреждений и организаций, осуществляющих работу с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями в развитии, независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы разработаны рекомендации «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта (дополнение к Методическим рекомендациям по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации от 12.12.2006 N СК-02-10/3685)», согласовано письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2008 г. N ИК-343/06. Письмо Росспорта от 21 03 2008 N ЮА 02 07 912
Вывод
Развитие адаптивной физической культуры как средство физической, психической и социальной адаптации инвалидов, слияния с социумом — необходимость и требование современного мира. И нужно как можно больше вовлекать детей с ограниченными возможностями в интенсивные занятия адаптивной физической культурой и адаптивным спортом. Создавать условия для их успешного вхождения в общество.
Как адаптивная физкультура помогает поддержать физическую активность и бодрость духа
«МК в Питере» узнал, в чем польза адаптивной физической культуры для людей золотого возраста
АФК совсем неслучайно входит в перечень обязательных услуг учреждений, чьи специалисты заботятся о пожилых людях. Это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, которые направлены на реабилитацию и адаптацию к социальной среде, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни и сознанию необходимости своего вклада в развитие общества пожилых и людей с ограниченными возможностями.
Занятия АФК проходят под присмотром тренера. Фото: canva.com
ЧЕРЕЗ ФИЗКУЛЬТУРУ К АКТИВНОЙ ЖИЗНИ
«АФК — это научная дисциплина, которая состоит исключительно из последних достижений и разработок в области медицины и биологии», — подчеркивают в сети пансионатов «Усадьба», где разработанная для постояльцев программа носит название «Стареть необязательно».
На самом деле за сложным объяснением стоят нехитрые, но очень полезные для людей всех возрастов (особенно для пожилых людей) упражнения, которые выполняются как с предметами, например гимнастическими палками, обручами, мячами, гантелями, так и без них. Занятия проходят на снарядах, в числе которых гимнастическая стенка или скамейка, а также на тренажерах.
Занимаются адаптивной физической культурой всегда под присмотром тренера. Он выполняет несколько важных функций. Во-первых, подробно и доходчиво объясняет значение того или иного упражнения и его влияния на организм. Во-вторых, он проследит за тем, чтобы соблюдалась безопасность выполнения — что подопечный держит осанку, правильно дышит, не теряет ориентацию в пространстве.
«Задача, которая стоит перед специалистом АФК, — помочь подопечным уменьшить уровень тревожности, поставить правильное дыхание, развивать способность нахождения тела в пространстве (идти, не натыкаясь). Он помогает наработать навыки, которые помогут пожилым людям улучшить качество жизни. Работа идет постепенная, систематическая, конструктивная, через игру», — рассказывает директор Фонда «Пансионат для пожилых людей» (сеть пансионатов «Усадьба») Юлия Шатова. Напомним, в пансионатах АФК является обязательной услугой в рамках реабилитации пожилых.
Когда все условия соблюдаются, АФК помогает исправить осанку, укрепить своды стоп, расслабить мышцы, поработать с дыхательной и сердечно-сосудистой системами. Кстати, в программе адаптивной физической культуры существуют даже специальные упражнения для глаз, которые способствуют улучшению функционирования мышц и кровообращения тканей глаза.
По словам специалистов АФК, занятия будут эффективны, если они регулярны. Например, когда проводятся два раза в неделю и длятся по 20 минут — этого времени достаточно, чтобы поддерживать организм в тонусе, но не перегрузить его.
ОТ РЕАБИЛИТАЦИИ К АБИЛИТАЦИИ
Отметим, что о целесообразности использования для работы с инвалидами технологий, основанных на средствах и методах АФК, официально было заявлено только в 2017 году. Тогда организационно-методические рекомендации по использованию таких технологий подписал глава Минспорта России Колобков.
«В настоящее время реабилитационный, социализирующий и воспитательный потенциал адаптивной физической культуры и адаптивного спорта признается специалистами в сфере не только физической культуры и спорта, но и образования, социальной защиты и здравоохранения», — отмечается во введении документа.
К слову, расширенная редакция термина «реабилитация» в федеральном законе «О социальной защите инвалидов РФ» появилась только в 2016 году. Появился и новый термин — абилитация. Тогда же было прописано: «Абилитация инвалидов — система и процесс формирования отсутствовавших у инвалида способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалида в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграции в общество».
Отметим, что рекомендации, подписанные главой Минспорта, были подготовлены петербургским НГУ им. П. Ф. Лесгафта.
В программу АФК, в зависимости от того, в каких учреждениях (соцзащиты, образовательных, культуры) они проводятся, может входить сказкотерапия, ритмопластика, деятельность, основанная на взаимодействии с животными, психогимнастика и многое другое.
Упражнения помогают «оставаться в строю». Фото: canva.com
НЕ НАВРЕДИ
К сожалению, не всем подходят упражнения, входящие в программу АФК. Перечень абсолютных противопоказаний к занятиям адаптивной физической культурой широк. В него, как сообщают специалисты, входят:
СТРОГО ИНДИВИДУАЛЬНО
И все же не стоит забывать, что адаптивная физическая культура носит индивидуальный характер. То есть упражнения подбираются с учетом диагноза пожилого человека, его мобильности, возраста и многого другого. Для групповых занятий, согласно рекомендациям Минспорта, объединяются инвалиды одной нозологии (инвалиды по зрению, по слуху, по интеллекту, с поражением опорно-двигательного аппарата, по общим заболеваниям и проч.).
Мы поинтересовались у представителя сети пансионатов, какие же из многочисленных видов занятий больше всего нравятся их постояльцам. Ведь АФК в «Усадьбе» — это и танцы, и мудры (пальчиковая гимнастика), дыхательная и голосовая гимнастики, элементы йоги, спорта, восточной гимнастики и еще много чего. Оказалось, что представители золотого возраста получают наибольшее удовольствие от фитбол-гимнастики.
«Большая часть упражнений сделана в форме игры. Обучаясь фитбол-гимнастике, наши подопечные быстрее усваивают новые элементы, сохраняют на протяжении длительного времени интерес к занятию и увеличивают свою работоспособность», — объяснили специалисты.
Поясним: фитбол — это большой упругий мяч. Во время упражнений с ним включаются одновременно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, благодаря чему эффект от занятий только усиливается.
Как отмечают специалисты, при регулярных занятиях АФК и соблюдении рекомендаций врачей реабилитация людей после ряда заболеваний происходит быстрее. В частности, например, во многих случаях перенесшие инсульт люди могут вернуться к полноценной жизни буквально в течение нескольких месяцев. А пожилым петербуржцам АФК помогает сохранять мышцы в тонусе и «оставаться в строю» до глубокой старости.
Проект модернизации зала АФК (адаптивной физической культуры)
В детские годы закладывается здоровье на всю жизнь. Для нормального физического развития растущему организму необходимо много и разнообразно двигаться, поэтому проблема низкой двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) стоит очень остро.
Физическая культура (ФК) и спорт являются важным фактором для реабилитации и социально-бытовой адаптации ребенка с ОВЗ. Ведь физический недуг в большей или меньшей степени приводит к нарушению функций организма в целом, значительно ухудшает координацию движений, затрудняет возможность социального контакта с окружающим миром.
Наиболее эффективной профилактикой заболеваний является соблюдение основных принципов здорового образа жизни и дозированная физическая нагрузка. Основная цель работы учителя физической культуры – обеспечить ученику с ОВЗ не только возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, но и научить его «помогать» своему здоровью, сформировать у него необходимые знания укрепления здоровья в повседневной жизни. Для достижения данной цели и полноценного развития детей необходимо чтобы в своей двигательной деятельности обучающиеся знакомились как можно с большим количеством физкультурно-оздоровительных пособий и предметов.
Но в силу недостаточного материально-технического обеспечения, катастрофической нехватки спортивного инвентаря, отсутствия возможности приобрести специальное дорогостоящее оборудование эффективно организовать физкультурно-оздоровительную деятельность обучающихся с учетом их индивидуальных качеств, возрастных способностей и особенностей развития не представляется возможным, что противоречит статье 79. «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
В связи с этим основной целью проекта является создание благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом для детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов).
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Подобрать специальное оборудование и спортивный инвентарь в соответствии с индивидуальными потребностями обучающихся;
Представить усовершенствованную модель зала АФК для дальнейшего материально-технического обеспечения.
Внести посильный вклад в обеспечение зала необходимым дидактическим материалом для изучения теоретической части программы.
I . Особенности организации учебной деятельности по предмету
При организации учебной, физкультурно-оздоровительной, спортивно-игровой деятельностей обучающихся, на уроках и коррекционно-развивающих курсах обязательным является соблюдение рекомендаций психолого-педагогической и медицинской комиссии.
1. Медицинский аспект.
Согласно медицинским заключениям контингент обучающихся, посещающих зал АФК представляет собой группу детей в возрасте от 8 до 14 лет, на текущий год в количестве 63 человек 90% из которых, имеют статус «ребенок-инвалид» по следующим основным заболеваниям: энцефалопатия головного мозга, эпилепсия, гепатомегалия, сахарный диабет, детский церебральный паралич, и сопутствующими: миопия глаз, ожирение, сколиоз, вальгусное уплощение стоп, плоскостопие.
В результате сравнительного анализа видно, что количество детей, нуждающихся в специальных условиях для физического развития с прошлого учебного года увеличилось на 2%, соответственно и потребность в модернизации среды обучения возросла.
2. Психолого-педагогический аспект.
Согласно коллегиальным заключениям территориальной психолого-педагогической комиссии, обучение учащихся осуществляется по следующим программам:
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) (вариант 8.4).
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Адаптивная физическая культура
Адаптированная основная общеобразовательная программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройством аутистического спектра (РАС) (вариант 8.4).
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Адаптивная физическая культура
Адаптированная основная общеобразовательная программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройством аустического спектра (РАС) (вариант 8.4).
Адаптивная физическая культура
Адаптированная основная общеобразовательная программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).
Музыкально ритмические занятия
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) (вариант 8.3).
Адаптивная физическая культура
Адаптированная основная общеобразовательная программы начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
Адаптивная физическая культура
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью.
Адаптивная физическая культура
Исходя из информационных данных, представленных в таблице следует, что учителем на уроках АФК осуществляется реализация 2-3 разноплановых программ одновременно, в таком случае фундаментальная материально-техническая поддержка, за счет переложения части обязанностей педагога на оборудование способствует: повышению качества обучения, обеспечению непрерывного контроля и оказания помощи обучающимся при выполнении упражнений, осуществлению индивидуального подхода к каждому ребенку без временных и других затрат. За счет применения дополнительных средств и материалов приводит к: увеличению положительной мотивации и заинтересованности в предмете, внедрению новых методов и технологий, расширению тематических границ.
Согласно АООП ОУ освоение программного материала обучающимися в 2019-2020 учебном году, осуществляется по следующему учебно-тематическому плану:
Схематические данные указывают на несогласованность материально-технической «поддержки» с требованиями к освоению программного материала обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами, в связи с этим необходимо провести работы по модернизации условий обучения предмету «Адаптивная физическая культура».
II . Материально-техническое обеспечение и оснащенность зала АФК
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья материально-техническое оснащение учебного предмета «Адаптивная физкультура» предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, так и специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для детей с различными нарушениями развития, включая тренажеры, специальные велосипеды (с ортопедическими средствами), инвентарь для подвижных и спортивных игр, а так же включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий.
Назначение: Беговая дорожка Partner TS-240C предназначена для для проведения тренировок в профессиональных и школьных спортзалах, домашних условиях, а также для выполнения упражнений ЛФК в реабилитационных кабинетах. Ее можно использовать для развития или восстановления навыков ходьбы при частичных параличах и парезах. Регулярные занятия ходьбой улучшают физическое состояние, замедляют развитие остеопороза и остеохондроза, улучшают деятельность кишечника и других внутренних органов, снижают риск сердечно-сосудистых заболеваний и ожирения. Опция увеличения угла наклона дорожки расширяет возможности физических нагрузок. Встроенный вибромассажер позволяет дополнить ходьбу расслабляющим или укрепляющим массажем.
Назначение: Тренажер для пассивной реабилитации верхних и нижних конечностей при неврологических заболеваниях, нарушениях двигательной активности. Способствует улучшению кровообращения и предотвращению развития застойных явлений у неходячих детей. Помогает избежать образования контрактур, анкилозов и деградации мышечной ткани.
Мини-батуты с защитной сеткой / Perfetto Sport /5 Назначение: Снимает нервное напряжение, помогает бороться со стрессом. Прыжки на батуте обеспечивают выработку эндорфинов — «гормонов радости». Как результат, поднимается настроение. Укрепляет иммунитет, сердце и сосуды, тренирует вестибулярный аппарат, развивает общую выносливость организма, придает гибкость суставам и формирует хорошую осанку. Улучшает координацию движений, поскольку активизирует функции мышц-стабилизаторов, мало участвующих в других тренировках. Ускоряет обмен веществ и стимулирует лимфоотток. Снижает нагрузку на суставы и поясницу за счет выталкивающего эффекта батута.
Степпер поворотный с поручнями SportElite GB-5085 обеспечивает нагрузку, имитирующую подъем по лестнице. При этом задействуются все мышцы ног, даже те, которые не нагружаются при беге и обычной ходьбе.
Особенно важно заниматься на степпере детям с ДЦП. При занятиях на степпере происходит правильное распределение веса на опорную ногу. Ребенок вынужден наступать на всю стопу, растягивая ахиллово сухожилие и задействуя те мышцы, которые обычно остаются скованными.
Цена: 1000 руб. (1600*630 мм)
Основными задачами зеркальных стен в тренажерных залах; комнатах лечебной и адаптивной физкультуры являются: контроль правильности выполнения движений; повышение мотивации к тренировкам; улучшение качества освещения и переносимость физических нагрузок, совершенствование сенсорно-моторных функций организма.
Цена: 3 480 руб. Цена: 600 руб. Цена: 200 руб.
Применение наглядности является наиболее действенным способом обучения. Эффективность использования средств наглядности объясняется тем, что при чувственном восприятии образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения.
Согласно ФГОС НОО ОВЗ пункт 3. «Требования к условиям реализации АООП» п.п. 3.6.1. Для достижения каждым обучающимся максимально возможных для него результатов освоения АООП должны быть созданы условия для функционирования современной информационно-образовательной среды, включающей электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технических средств (в том числе флеш-тренажеров, инструментов wiki, цифровых видеоматериалов.
Цена: от 10 000 руб.
Цена: от 15 000 руб.
Ноутбук. Преимущество данного устройства перед стандартным ПК его портативность, в условиях постоянного движения возможность переноса прибора в более удобное место становится просто необходимой. Ко всему прочему данная оргтехника отличается эффективностью и многофункциональностью, сфера ее применения при обучении детей с ОВЗ ( в том числе детей – инвалидов) очень велика.
Школьное спортивное оборудование — важное подспорье в деле физического воспитания, дающее отличные возможности для развития ребенка. Грамотно подобранные, качественные спортивные снаряды и инвентарь для школьных площадок и залов способны сделать уроки более интересными и интенсивными, а значит, приносить больше пользы для здоровья. Кроме того, учитель, имеющий качественные материалы для работы, получает возможность подбирать наиболее эффективные физические упражнения, которые бы учитывали индивидуальные особенности каждого школьника. Правильно созданная предметно – развивающая среда физкультурного зала, повышает интерес к физической активности, способствует коррекции, либо полному устранению двигательных нарушений у детей с ОВЗ, увеличивает качество преподования, повышает уровень обученности учащихся по предмету, а, следовательно, помогает в решении физкультурно–оздоровительных задач работы инструктора-педагога.
Общая стоимость, заложенного в проект оборудования и спортивного инвентаря, составляет: 176 000 руб.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция).
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598).
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к
условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 года N 189 (с изменениями на 22 мая 2019 года).
Приказ Министерства образования Красноярского края от 30.10. 2019г. № 606-11-05 «Об утверждении типового дизайн-проекта и зонировании помещений, общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразовательным программам».
АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).
АООП начального общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).
АООП начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) (вариант 8.3).
АООП начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) (вариант 8.4).
Личные дела, медицинские карты обучающихся.