Занятие что такое совесть
Занятие по нравственному воспитанию «Совесть»
Мария Якупова
Занятие по нравственному воспитанию «Совесть»
Тема: «Совесть»
Цель: Раскрыть на конкретных примерах значение понятия «совесть»; способствовать воспитанию этого качества у детей.
1 Психологическая пауза.
2 Чтение и анализ рассказа «Пропала совесть»
3 Эвристическая беседа «Совесть, бессовестный».
4 Выводы, обобщение.
Ход занятия:
— Ребята, закройте глаза и мысленно вспомните, был ли у вас момент, когда вам было стыдно, вы раскаивались в своем поступке. Поднимите руки у кого такое произошло. Ребята,в такие моменты говорят: Нас мучила совесть
По В. Н. Далю совесть-это внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в которм отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру.
-Кто из вас понял это понятие?
2. Проблемная ситуация. Рассказ «Осколки в сердце»
Классный руководитель: Это был вопрос-тест. Он показал, что у некоторых из вас совесть еще спит глубоким сном. Но когда-нибудь она все-таки проснется, как у героя этого маленького рассказа.
Послушайте, о чем в нем говорится. (Читает рассказ)
«Однажды молодой человек шел по улице и увидел слепого с кружкой мелочи у ног. То ли настроение у человека было дурное, то ли еще что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла – и пошел себе дальше.
Прошло 30 лет. Человек этот добился в жизни всего. И дети, и внуки, и деньги, и хороший дом, и всеобщее уважение – все у него уже было. Только этот эпизод из далекой молодости не давал ему покоя. Мучила его совесть, грызла, не давала спать. И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться. Приехал в город, где родился и вырос, а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.
— Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своем сердце 30 лет, – ответил слепой.
3. Интерактивная беседа.
– Можно ли сказать, в какое время происходили события этого рассказа?
– Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?
– Как вы думаете, когда у него появились муки совести?
– Как вы думаете, хороших ли детей воспитает герой рассказа?
– Как вы думаете, почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем слепом старике?
– Какими словами выразил слепой эти мучительные угрызения совести? (Эти осколки ты носил в своем сердце 30 лет)
– Как бы вы озаглавили этот рассказ? («Осколки в сердце», «Угрызения совести», «Совесть» и т. п.)
3 Чтение рассказа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»
— Что произошло когда пропала совесть?
-Почему у ребенка, когда он вырастет будет большая совесть?
— Почему же у дитя сердце чистое как совесть?
— Как вы понимаете строчки:
-И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.
— Так что же такое совесть?
4 А теперь вместе с вами попробуем составить образ совестливого человека.
Сейчас я вам расскажу одну историю.Слушайте внимательно:
В одном городе жила одна небольшая семья: папа. Мама, их сын Петя и бабушка. Папа
И мам допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды Петина бабушка заболела.
— Петенька, купи мне, пожалуйста молоко!- попросила бабушка,- только недолго ходи. У меня очень болит горло!
Петя быстренько собрался, взял деньги и убежал. Проходит час, другой. А Пети все нет. Наконец-то раздался звонок в дверь. Наконец пришел Петя.
— Петя где же ты так долго был?- переживая спросила бабушка.
— Гулял с мальчишками из соседнего двора!- весело ответил Петя.
-Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.
И бабушка заплакав сказала:
— Какой же ты бессовестный Петя, а я так на тебя надеялась.
— Почему бабушка назвала Петю бессовестным?
— А вас так когда-нибудь называли так7
— Как бы вы поступили на месте Пети?
— Давайте поможем Пете исправиться и досочиняем рассказ.
— О каком же нравственном качестве мы говорили?
— Как вы поняли, что такое СОВЕСТЬ?
Совесть – это драгоценное слово.
Вот как объясняется значение этого слова в словарях Ожегова и Даля (читает свои записи):
Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
С этим словом употребляют очень сильные выражения:люди говорят: «грызет совесть», «мучает совесть», «совесть спать не дает», «муки совести», «угрызения совести», «совесть заговорила». Очень хорошо, когда что-то делаешь со «спокойной совестью», с «чистой совестью». Людей, которые поступают по совести, называют совестливыми, добросовестными.
. А вот как объясняется значение слова «стыд» (читает): это чувство сильного смущения, самоосуждения от сознания предосудительности поступка, вины.
Стыд – это очень сильное чувство.Люди говорят: «можно сгореть со стыда», «можно провалиться сквозь землю со стыда», «покраснеть от стыда», «не знаю, куда деться от стыда».
«В ком стыд, в том и совесть», – говорит русская пословица. В ней хорошо показана связь этих двух понятий.
В словарях мы нашли много пословиц о совести и стыде. Мы записали эти пословицы на доске.
Читают пословицы,записанные на доске:
1. Как ни мудри, а совести не перемудришь.
2. Совесть без зубов загрызет.
3. От человека утаишь, от совести не утаишь
4. Жизнь дана на добрые дела.
5. Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом.
6. Неправдой свет пройдешь, да назад не воротишься.
5. Игра «Чего нужно стыдиться?»
Классный руководитель. А теперь поговорим о противоположных понятиях. Бесстыдство, наглость, нахальство. Это опасные пороки души. Бесстыжему человеку сначала безразлично, что о нем думают люди, а потом ему становится безразличной собственная судьба.
Чего же, по-вашему, нужно стыдиться в жизни и почему? Поиграем в игру. Я – против всех. Я буду читать слова. А вы хором отвечаете «стыдно» или «не стыдно». (Вариант: А вы,поднимаете руки, если считает, что этого нужно стыдиться)
• поношенная, но аккуратная одежда;
• не престижная работа родителей;
• твое «простое» происхождение;
• невежество, необразованность, безграмотность;
• грубое, бездушное отношение к людям;
6. Ситуации выбора. «Голос совести».
Классный руководитель.Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или «показухи», а ради правды, ради долга перед самим собой. По этому решению люди и будут судить о человеке.
Давайте рассмотрим три ситуации. Трудно ли вам будет поступить по совести?
Вы покупаете в магазине молоко, и продавец по ошибке дает вам со сдачей лишние пять тысяч рублей. Как вы поступите?
Дети высказываются по поводу ситуации
Классный руководитель. Еще одна ситуация. Вы весь диктант списали у соседки по парте. Но «соседке» учитель поставил «3», а вам «5», потому что не заметил трех грубых ошибок, которые увидел в ее тетради. Ваши действия?
Дети высказываются по поводу ситуации.
Классный руководитель. Ситуация третья. На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию.Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол. Классный руководитель просит виновника признаться. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.
А вы знаете, что кран с огнетушителя сорвал ваш друг. Как можно тут поступить по совести?
Дети высказываются по поводу ситуации
7. Упражнения совести.
А) «Минута раскаяния»
Классный руководитель. Вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. Чтобы не ошибиться, нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет нам, хороши или плохи наши поступки.
А чтобы совесть не молчала, нужно ее тренировать, как тренируют мышцы и ум – нужно заставлять ее постоянно работать, выполнять упражнения.
Давайте сейчас (у кого хватит смелости) проделаем такое упражнение. Минуту подумаем, вспомним, свои плохие поступки на этой неделе, в чем мы глубоко раскаиваемся. Назовем это упражнение «Минута раскаяния».
Включается музыка. В течение одной минуты дети обдумывают выступления.
Классный руководитель. Поднимите руки, кто хочет очистить свою совесть, раскаяться в плохом поступке.
Дети поднимают руки, рассказывают о своих плохих поступках.
Классный руководитель. Чувство раскаяния – это великое чувство. Оно очищает и исцеляет человека. Даже врачи признают, что самые страшные болезни, перед которыми бессильна медицина, лечит раскаяние. «Повинную голову меч не сечет», – гласит русская пословица.
Классный руководитель. Второе полезное упражнение совести – просить прощения. Все знают такой праздник, как Масленица.
Последний день Масленицы называется «Прощенное воскресенье». В этот день принято просить у всех прощения.Люди при встрече целуются и говорят друг другу: «Прости меня, пожалуйста».В ответ нужно говорить: «Бог тебя простит».
Может быть, есть смельчаки, которые захотят попросить прощения у тех, кого они обидели?
Дети по желанию поднимают руки, просят прощения у одноклассников, у учителя.
Классный руководитель. Советую вам провести такое упражнение дома.
8. Интерактивная беседа. «Что делать с нахалами?»
Классный руководитель. Ну, а если у человека нет совести? Хорошо ему жить на свете?
Примерные ответы детей:
– Хорошо жить, можно спать спокойно.
– Нахальным все завидуют, нахалы больше добиваются в жизни.
– Конечно, хорошо, нахальство – второе счастье.
– Ему будет хорошо до поры до времени, пока с ним самим не поступят бессовестно. И тогда он сразу – вспомнит о своих проступках и в нем проснется совесть.
– Он, может, чего-то и добьется, но люди его уважать не будут.
Классный руководитель. Как же пробудить совесть в бессовестном человеке?
Примерные ответы детей:
– Нужно ему прямо говорить обо всем, критиковать.
– Нужно объявить бойкот.
– Не подавать руки, не здороваться.
Классный руководитель. Я с вами согласна. Если человек поступает бессовестно, бесчестно, окружающие должны пристыдить его. Лучше горькая правда, чем красивая ложь. Может быть, это и пробудит в человеке совесть, станет человеку стыдно.
9. Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Наш разговор подошел к концу. Как вы считаете, разбудит ли этот разговор вашу совесть? Заставит ли задуматься о своих поступках?
Примерные ответы детей:
– Мне кажется, моя совесть не спит. Но разговор был полезным.
– Может быть, кому-то станет стыдно, но одними разговорами совесть не пробудить.
– Многие заглушают голос своей совести. Сейчас они хотя бы узнают об этом.
Запомните дети. Именно на совестливых людях держится мир и порядок в доме. В нашей стране. Я думаю, каждый для себя сделал выводы.
Конспект занятия по духовно-нравственному развитию «Совесть — добрый помощник» для подготовительной группы Конспект занятий по духовно-нравственному развитию «Совесть-добрый помощник». (для подготовительной группы) Воспитатель МБДОУ детский.
Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание милосердия. Инклюзивное образование» Цветок милосердияАвтор: Смирнова Любовь Владимировна Конспект занятия по духовно- нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию Выступление на педсовете на тему «Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей» Воспитатель: Боголепова Е. Н.
План по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад № 52 «Малинка» 143900 Московская.
План по нравственному воспитанию Занятия, беседы, экскурсии, развлечения. Игры, упражнения, игровые и проблемные ситуации. Художественная литература. Работа с детьми в свободное.
Проект по нравственному воспитанию «Моя семья» Краткосрочный проект «Моя семья» средняя группа «Малинка» МАДОУ «Детский сад № 79» Ноябрь 2015г. Воспитатели: Краморова К. Е. Актуальность.
Занятие для старших дошкольников по духовно-нравственному воспитанию «Солнце — источник света и тепла» Программное содержание Образовательные задачи: совершенствовать вокально- хоровые навыки детей на знакомом музыкальном материале в процессе.
Конспект НОД «Что такое совесть»
НОД по духовно-нравственному воспитанию.
«Что такое совесть».
Формирование базовой культуры духовно- нравственного воспитания у детей дошкольного возраста на основе нравственных ценностей.
-Углублять представление детей о добре, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, (следовать морально-нравственным нормам и правилам).
-Развивать способность чувствовать окружающий мир, проявлять к нему доброе отношение.
— Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.
-Уметь отражать свои впечатления в рисунке.
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей д. в. является игровая деятельность содержание программы «Добрый Мир» организованно как тематические игры-путешествия. Эти формы носят интегрированный, вариативный характер, реализуя на основе содержания программы принципы интеграции с образовательными областями «Коммуникативно-речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Ход НОД.
Самый лучший тот на свете,
Кто, как луч весенний, светел,
Кто поможет, руку даст,
Даст поплавать новых ласт,
Лыж, ни разу не надетых,
Откусить хоть полконфеты,
Это чувство доброта.
Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о том, что такое хорошо, что такое плохо. И почему нужно поступать хорошо.
Я хочу задать вам вопрос: А вы знаете кто такой Творец? (ответы детей).
Тот, кто сотворил наш мир, природу, нас, всех животных. Он сделал это, потому, что очень добрый, и чтобы мир был тоже добрым.
Он дал нам всем правила для доброй жизни. Если человек выполняет эти правила, он поступает хорошо, а если нарушает- поступает плохо.
А, еще наш Творец поместил внутри каждого человека доброго помощника. Этот помощник наша совесть. Совесть приносит человеку сообщение (весточку) о том хорошо поступает человек или плохо. Например, тебе подарили игрушку. Совесть подсказывает тебе: не жадничай – поделись с тем, у кого ее нет. Поделился-хорошо, ну а если чувствуешь жалко, сам буду играть – поступаешь плохо. Совесть как яркий огонек светит в душе человека. И если ты спросишь у своей совести хорошо ли ты поступаешь, то она обязательно даст тебе ответ, и ты почувствуешь, как тебе поступить.
А еще у совести есть 3 главных противника. Противник это тот, кто не хочет нам добра, противится тому, чтобы мы сделали что-то хорошое. Один из них всегда говорит – «Не хочу», второй – «Сделаю попозже», третий – «А почему это должен делать я?». И если нам удастся побороть в себе этих трех противников, то мы будем поступать хорошо и совершать хорошие поступки. И поверьте никакое хорошее дело не пройдет зря.
Давайте будем стараться делать что-то доброе и поступать хорошо.
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам угадать несложные загадки. Если вопрос о вежливости и добре,вы все хором отвечаете:
«Это я, это я, это все мои друзья», а если вопрос вам не по душе – промолчите.
• Кто, из вас проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твердо?
• Кто из вас, скажите, братцы, забывает улыбаться?
• У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?
• Кто из вас в маршрутке тесной уступает старшим место?
• Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «Спасибо».
• Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?
Молодцы! Я рада, что вы не ошиблись.
А, сейчас давайте немного разомнемся.
Физкультминутка «Вокруг солнышка»
«Раз, два, три, четыре, пять —
Вместе мы пойдём гулять,
Ручки к солнцу потянулись,
Мы друг другу улыбнулись.
Быстро за руки возьмёмся,
И в кружочек соберёмся.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Ребята, сейчас я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Угадай правильные ситуации».
Показ картинок на интерактивной доске. В каких ситуациях дети поступают хорошо, а в каких плохо.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами сегодня говорили.
Дети, сегодня мы много говорили о том, что такое хорошо, что такое доброта. Посмотрели ситуативные картинки, в каких случаях дети поступали хорошо, а каких неверно.
А, сейчас я хочу предложить вам нарисовать солнце. И пусть у этого солнца будут столько лучей, сколько хороших и добрых поступков вы вспомните. У детей картинки на которых нарисованы три хмурые тучки (три противника совести).
Самостоятельная деятельность детей. Дети рисуют. Звучит песня с мультфильма про Леопольда «Если добрый ты».
После, все рисунки детей расставляются на выставку детских работ.
Воспитатель: А, сейчас я хочу вам подарить вот таких улыбающихся человечков, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
Конспект совместной НОД по развитию речи во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский.
Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.
Конспект НОД по ОО «Речевое развитие» для детей второй младшей группы на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Что такое хорошо и что такое.
Конспект НОД в подготовительной группе «Что подскажет совесть?» Конспект НОД в подготовительной группе «Что подскажет совесть?» Задачи: Образовательные: формирование у детей основополагающих морально-нравственных.
Конспект НОД по нравственно-эстетическому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Тема «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Формировать умения детей решать нравственные ситуации. Задачи: 1. Развивать речь, фантазию.
Конспект ООД по речевому развитию «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5–6 лет Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое хорошо, и что такое плохо» для детей 5-6 лет Образовательная область: речевое.
Конспект занятия по развитию читательских умений в средней группе «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект по развитию читательских умений в средней группе на 7.02.18 Тема: «В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» Подготовила:.
Конспект НОД в подготовительной группе «Что подскажет совесть?»
Конспект НОД в подготовительной группе
«Что подскажет совесть?»
Образовательные: формирование у детей основополагающих морально-нравственных идеалов на основе базовых понятий духовности, нравственности (о добре и зле, правде и лжи, трудолюбии и лени и т. д.); основного понятия нравственного самосознания – совесть.
Воспитательные: пробудить у детей желание к приобретению добрых привычек и воспитывать в них неприятие вредных привычек; формировать представления о положительных и отрицательных качествах человека.
Развивающие: развивать умение сравнивать, познавательный интерес, мелкую моторику.
Материал для занятия:
• иллюстрации к рассказам;
• альбомный лист, с нарисованными картинками;
• «ладошки» из картона.
«Дорога добра» (сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова).
Введение и разбор слов: совесть, добросовестный, бессовестный; закрепление в активном словаре детей понятий: доброта, милосердие, жадность, хвастовство, лень, злобность.
Дети: Помочь маме помыть посуду, убрать за собой игрушки; помочь папе почистить снег, поиграть с младшим братом, помочь пропылесосить, поделиться конфетами и т. д.
Воспитатель: Сейчас я предлагаю вам поиграть.
Игра «Хорошо – плохо».
(Воспитатель раздает «Ладошки»).
Защитил младшего Порвал одежду
Проведал больного Обидел сестренку
Помог слабому Поссорился с другом
Поделился с голодным Отобрал игрушку
Развеселил грустного Ударил, толкнул
Покормил птичек Сломал деревце
Воспитатель. Каждый день мы с вами совершаем разные поступки, при этом приходится выбирать, как поступить в той или иной ситуации. Как же узнать хорошо мы поступили или плохо?
Совесть приносит человеку сообщение-весточку: хорошо он поступает или плохо.
Например, ты получил новогодний подарок с конфетами. Совесть подсказывает: не жадничай, поделись с тем, у кого нет конфет. Поделился – хорошо. Ну, а если ты чувствуешь: жалко – съем сам, да и делаешь так – поступаешь плохо. Или: мама попросила помочь по дому, а ты ленишься – ладно, попозже сделаю?
А ещё, может быть, бывает так, что ты не слушаешься родителей, обзываешься плохими словами, дерёшься с кем-то из ребят?
Кто из вас, ребята, сможет назвать ещё какую-нибудь ситуацию, при которой совесть – наш добрый помощник – подсказала вам, как поступить, чтобы было хорошо?
— Покормлю птиц, когда им нечего кушать.
— Если я качаюсь на качелях, и кому-то тоже захочется покататься, я ему уступлю место.
Воспитатель: Молодцы! А какие поступки можно назвать плохими?
Воспитатель: Что же нужно делать, чтобы не совершать плохих поступков? Следует прислушиваться к тому, что велит совесть. (Зажигаю фонарик). Совесть как яркий огонёк светит в душе человека.
Если ты спрашиваешь у своей совести: хорошо ли я делаю, совесть обязательно даёт ответ. Только нужно учиться слышать свою совесть. Ты можешь постараться не делать плохого, а делать хорошее. И никакое доброе дело не пропадёт зря. А если человек забывает спрашивать совесть или ещё не научился слышать её, он начинает совершать плохие поступки: обманывать, обзываться злыми словами, обижать товарищей, лениться.
Люди должны помогать своей совести бороться против трёх самых главных врагов. Как их узнать? Один из них всегда говорит: «Не хочу!», второй – «Сделаю попозже!», третий – «А почему это должен делать я?». Этим врагам мы дадим такие имена: «Нехочулькин», «Попозжечек», «Почемуяшкин». Знакомы вам такие враги, ребята? Вы с ними встречались?
Дети: Да, каждый день.
Воспитатель: Кто поможет нам справиться с этими – «Нехочулькиными», «Попозжечкими» и «Почемуяшкиными»?
Дети: Наши друзья помогут справиться с ними.
— Наша совесть поможет.
Воспитатель: Да – это наша совесть. Совесть подсказывает детям стыдиться злых поступков, исправлять злое добрым. Она говорит: «Пойди, помирись, поправь, что сделал плохо, не ленись».
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что происходит с совестью, если не обращать на неё внимания?
Воспитатель: Если не обращать на совесть внимания – её огонёчек гаснет. (гашу постепенно фонарик). И тогда в душе наступает темнота. Человек перестаёт отличать доброе от злого, хорошее от плохого.
Но, чтобы этого не произошло, мы будем защищать свою совесть.
У каждого человека есть свои хорошие и дурные качества. Хорошие качества – это доброта, щедрость, трудолюбие, скромность. Дурные – лень, жадность, злость.
Предлагаю вам поиграть в игру «Сражение». Выходите поиграть на ковер, образуйте круг. (Игра с мячом).
Я буду «Вредностью», а вы будете «Добрыми детьми». Я буду пытаться навредить добрым детям. Придумывать и называть дурные качества (бросаю мяч, а вы – подбирать и называть противоположные добрые ваши качества. Называя ответ, вы будите защищаться (бросать мяч обратно).
Злые качества Добрые качества
Воспитатель: Молодцы, ребята! Одолели всех вредность!
Предлагаю вам послушать стихотворение Татьяны Дашкевич «Совесть подсказала». Я попросила Артёма выучить его наизусть. Послушайте внимательно стихотворение.
Не спеши, постой, голубчик,
Не беги во двор играть.
Слышишь: кто-то тебя учит
Все игрушки подобрать,
Вымыть чашку из-под сока
И цветы полить скорей,
Поснимать машинки с окон,
Пластилин содрать с дверей,
Стул накрыть красивым пледом,
С пианино пыль стереть.
Ну, теперь на всё на это
Папа, мама, проходите,
Может, суп вам подогреть?
Это совесть научила
Мама сына похвалила,
Воспитатель: Чему доброму учит человека совесть?
Дети:- Делать добрые поступки : не обижать, не ссориться, не брать чужого; не жадничать, помогать, не врать и т. д.
Поступая плохо, человек испытывает чувства беспокойства, неудовлетворённости. Люди говорят: «грызёт совесть», «совесть спать не даёт», «мучает совесть».
Воспитатель: Мы хорошо помним прочитанные рассказы, герои которых, мальчики и девочки, справлялись с ними.
Я буду показывать вам картинку, а вы узнав рассказ и героя, попробуете рассказать что же толкало их поступить так или иначе. (Показ иллюстраций. Примерные рассказы детей).
Рита: На этой картинке изображен мальчик Виталик и его кот Мурзик. Виталик сказал неправду про кота, будто это он съел рыбку. Мальчик солгал, и его мучила совесть. В конце концов, он сказал правду.
Семён: Это рассказ – «Как Андрейка перенёс Нину». Совесть подсказал Андрейке помочь девочке перебраться через лужу.
Полина: На этой картинке мальчик помогает подняться бабушке, упавшей на скользкой дороге. Это рассказ Валентины Осеевой «Просто старушка». Совесть учит нас оказывать помощь людям, которые в ней нуждаются. Особенно пожилым. И даже незнакомым.
Воспитатель: Значит, можно научиться слышать сообщение, которое посылает нам наш огонёк. И нам по силам победить дурных-вредителей.
Физ. минутка «Это тоже я могу»
Воспитатель: Мы же не дочитали с вами рассказ про девочку Олю. Пришло время узнать, что же там произошло (читаю рассказ).
Итак, ребята! Как вы думаете, что сейчас сделает Оля?
Дети: Побежит играть с планшетом.
Поможет маме помыть посуду!
Поиграет с братиком, чтобы мама смогла сделать свои дела.
Воспитатель: Ребята! На этом столе лежат листочки с изображением – планшета, грязной Олиной кружки и братика Саши. Возьмите карандаши и обведите то, что по вашему мнению выберет Оля: помоет посуду, побежит играть в планшет или поиграет с братом?. (работа детей).
А теперь мы дочитаем рассказ.
Дети: Оля услышала голос совести и помогла маме.
Воспитатель: Да, ребята, давайте и мы будем учиться прислушиваться к голосу своей совести и перед началом любого дела советоваться с ней: хорошо ли я поступаю? Поступая хорошо, мы пойдём по дороге добра, о которой поётся в этой песне. (Звучит песня «Дорога Добра»).
Сказка или повесть про Олину совесть
– Пора вставать! Будем завтракать! – сквозь сон услышала Оля мамин голос. Через секунду девочка уже открыла глаза, потянулась в кровати, сбросила одеяло и с улыбкой побежала одеваться.
Просыпаться – дело трудное. Это все знают.
Бывает, снится тебе, например, морское плавание с пиратами за сокровищами или поход с тремя богатырями в заколдованный лес, где прячется Соловей-Разбойник. Интересно – дух захватывает! А главное, в кровати – хорошо, тепло.
И вдруг будят родители. Нужно идти в садик. Исчезают и пираты, и богатыри.
Но сегодня всё было не так.
В окна ярко светило ласковое солнышко. На улице стояла прекрасная погода. Воскресенье! Вся Олина семья – вместе, дома. С кухни тянуло вкусными-превкусными запахами. Это мама сделала блины – аппетитные, лакомые, сытные. Можно есть с маслом, со сметаной или с бабушкиным вареньем – пальчики оближешь!
Оля быстро умылась, почистила зубы, улыбнулась себе в зеркало и даже подмигнула. Вприпрыжку помчалась одеваться, так что чуть в папу не врезалась.
– Доброе утро, попрыгунья! – обнял девочку отец. Он собирался спуститься во двор мыть их машину, чтобы та была чистой и сверкала на солнышке.
– Доброе утро! – коснулась Оля его колючей щеки.
«Какое сегодня чудесное настроение!» – подумала она, зайдя в свою комнату. И правда, радость так и трепетала у неё на душе. Больше, чем обычно. И, конечно, неспроста.
Вчера мама с папой приехали из магазина и говорят: «Олюшка! Мы видим и знаем, как хорошо ты ведёшь себя – не капризничаешь и не споришь, прибираешь за собой игрушки, вовремя ложишься спать. И в детском садике тебя хвалят – слушаешься воспитателей и нянечек, кушаешь замечательно, стараешься на занятиях, других ребят не обижаешь, а наоборот, стараешься, чтобы все играли вместе – дружно и весело. В общем, мы, как обещали, принесли тебе подарок…» – и протягивают Оле коробку, повязанную праздничным бантиком.
«Вещь дорогая – не всем ребятам родители могут такую купить, так что не забывай делиться. Вещь опасная – у тех, кто играет с ней чересчур много, потом часто болит голова и в глазах всё расплывается. Вещь умная – так что, старайся не только развлекаться, но и проводить время с пользой.»
Оля открыла коробку, а там… планшет! Приветливо зажёгся большой экран, на нём – яркие окошечки, за каждым из которых – игры, музыка, мультфильмы…
– Ничего сказать не забыла? – с улыбкой спросили родители девочку, от изумления и любопытства так и застывшую с открытым ртом.
– Ой, спасибо, мамочка и папочка, мои любименькие! – бросилась к ним Оля с «обнимашками».
Потом раздался строгий голос:
– Дочь, ты, кажется, обещала не сидеть с планшетом слишком долго.
Оля подняла голову от экрана, огляделась. Она и не заметила, что был уже глубокий вечер, за окном стемнело, скоро была пора ложиться спать. К ней, недовольно нахмурив брови, обращался папа. На руках он держал Олиного младшего брата, которому всего полтора годика.
– Поиграй-ка лучше с Сашей. Этим вечером он тоже рассчитывал на твоё внимание.
Оля отложила планшет. «Так и быть! Скоро будет завтра – можно будет снова пострелять птичками, или порубить фрукты, или ещё скачать что-нибудь новенькое.»
И вот оно, заветное утро нового дня!
Оля вошла на кухню и села за стол:
– Привет, Олюшка! – мама как раз наливала ей чай.
– Иве-е! – закричал Саша, сидевший в своём детском стульчике, и выронил из ручки свою игрушку – медвежонка Копатыча.
– Привет, Сашка! – поздоровалась с ним Оля и стала завтракать, а мама со словами «Ох, сынок, ну, чего ж ты игрушки бросаешь? У мамы и так дел – посмотри сколько!» подняла и отряхнула смешарика.
Дел у неё, и правда, была уйма – на плите пофыркивали кастрюли, на столе блестели вымытые овощи, которые мама нарезала для супа и салата, на полке просыпался мешочек со специями, и нужно было убирать. Ещё и Сашка раскричался, требуя, чтобы кто-нибудь с ним поиграл.
– Не помешала бы мне сейчас помощь… – тихо, себе, сказала мама, оглядывая кухню.
Меж тем, Оля, в предвкушении новых приключений и открытий за яркими окошечками планшета, быстро расправилась с блинами и чаем. Через пять минут она уже добавила свою тарелку и любимую кружку с нарисованными Машей и Медведем в гору немытой посуды, стоящей в раковине.
– Спасибо, мамочка! – прощебетала Оля, и уже почти выбежала из кухни, но вдруг остановилась. «Кажется, как будто чего-то не сделала» – подумала девочка и оглянулась.
Мама, едва успев прибрать рассыпавшиеся специи, переставляла на плите кастрюли с чем-то кипящим, приговаривая: «Сейчас, сейчас!» Сашке, который опять уронил Копатыча и громко заплакал. Верхом на грязных тарелках в раковине, с любимой кружки смотрели Маша и Медведь.
Как бы вы сейчас поступили, будь на месте Оли?
Оля вернулась в кухню:
– Мамочка, давай я помогу тебе! Хочешь, могу посуду помыть. Или с Сашей поиграть.
– Ой, дочка, – улыбнулась ей мама. – Вот спасибо! Успокой Сашку, пожалуйста, а с посудой я сейчас сама разберусь.
Оля подняла и отряхнула упавшего Копатыча, протянула его брату. Сашка сразу же прижал медвежонка к себе, но плакать не перестал. Тогда Оля запела его любимую песенку про Фиксиков, потом стала смешить – показывать язык, хлопать, кружиться. Через пару минут Сашка уже заливисто хохотал, радостно махал руками, и даже изображал, как Копатыч танцует под Олину песенку.
Как бы девочке ни хотелось поскорей играть с рассерженными птичками или львёнком Лео, она точно знала, что должна быть здесь, развлечь брата – помочь маме. Та как раз закончила с посудой, подошла к Оле и обняла её:
– Спасибо тебе, дочка – выручила! Совсем ты взрослая стала.
Развеселившийся Сашка захлопал в ладоши. На душе у всех было как-то особенно светло и хорошо. Оля точно знала, что поступила правильно.
Что подсказало ей сделать так, а не иначе?
«Что мы знаем о птицах». Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Цель:Уточнить представление детей о некоторых птицах, таких как ласточка, журавль, жаворонок, скворец, синичка, клест, снегирь. Поговорить.
Конспект итоговой НОД для подготовительной группы «Что? Где? Когда?» Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 г. Тары» Тарского муниципального района Омской области Конспект НОД.
Конспект НОД по ФЭМП для подготовительной к школе группы «Что за прелесть эти сказки!» «Что за прелесть эти сказки!» Программное содержание: Цель: учить детей решать логические задачи Задачи: Образовательные: учить детей решать.
Конспект НОД по социально-коммуникативному и речевому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие Интеграция образовательных областей:.
Конспект НОД по нравственно-эстетическому развитию в старшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Тема «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Формировать умения детей решать нравственные ситуации. Задачи: 1. Развивать речь, фантазию.
НОД по валеологии «Что болит?» в подготовительной группе Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением.
Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?» Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности детей с ОНР III.
НОД с использованием дидактических игр в подготовительной группе в форме игры «Что? Где? Когда?» Программные задачи: Воспитывать у детей наблюдательность, умение замечать незначительные, малозначительные изменения. Расширять уточнять.
Занятие «Как жить, чтобы совесть не укоряла?» для воспитанников подготовительной группы Занятие на тему: «Как жить, чтобы совесть не укоряла?» для воспитанников подготовительной группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый.