Запах креозота на что похож
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Большинство людей бывали в метро, причем в разных городах, и отлично знают, что аромат здесь стоит необычный и перепутать его с чем-то практически невозможно. Многим он даже нравится.
Но почему в метро он именно такой?
Что за запах и почему он здесь возникает
Укладка железнодорожных путей может осуществляться по разным технологиям. У нас же, как правило, за многие десятилетия принцип не изменился. Как и в самом начале развития железной дороги, используются шпалы из древесины. Учитывая активное применение древесины и высокий процент влажности в подземных тоннелях, увеличивается риск разрушения дерева в виде гниения, сопровождающегося своеобразным запахом.
Чтобы уберечь древесину от разрушения, шпалы проходят предварительную обработку специальным веществом. В роли эффективной пропитки, обеспечивающей качественную профилактику, выступает креозот.
Вещество представляет собой маслянистую жидкость, не имеющую цвета, быстро воспламеняющуюся и очень плохо растворимую в обычной воде, но с насыщенным запахом. Сырьем для ее изготовления является деготь – каменноугольный или древесный. Впервые в 1830 году получил креозот Карл фон Рейхенбах в процессе дистилляции букового дегтя.
Именно это вещество и используется в качестве профилактической пропитки для шпал в течение уже долгого промежутка времени. Оно позволяет уберечь древесину от поражения насекомыми и гнилостных процессов. Наносится креозот на изделия на заводе, во время производства деталей, единоразово. Постепенно, благодаря воздушным потокам устойчивый запах разносится по всей территории метро.
Креозот, как показывают результаты ряда исследований, может относиться к канцерогенам, но прямых доказательств этому утверждению на текущий момент нет. Тем не менее, это повлияло на решение стран Евросоюза. В них, начиная с 2003 г., нелицензированное применение данного вещества запрещено.
Побывав в метро в нескольких городах, например, в Москве, Питере и Нижнем Новгороде, можно сделать вывод, что запах, который там царит, не одинаков. В большинстве случаев в Нижегородском метрополитене можно почувствовать аромат, сходный с тем, который есть в заброшенных и очень старых домах или на чердаках. Он достаточно приятный, хоть и отдает слегка плесенью.
Специалисты утверждают, что это связано с близким расположением воды. Специфический запах появляется в связи с наличием сырости и, естественно, плесени.
Информация об этом журнале
Путейцы, которые меняют шпалы иногда становятся жертвами креозота. Топят измельчёнными шпалами печки и даже коптят мясо. Это зачастую деревенские жители и им пофигу, лишь бы дерево. В детстве я видел дядьку, который коптил колбасу стружкой от шпал, можно в сети найти рассказы про это по всему миру. Например, в Чехии умерла вся семья путейца от рака желудка. Наелись домашней колбаски с креозотом.
Edited at 2020-07-27 02:21 am (UTC)
В Москве потихоньку меняют пути в метро (согласно нормативам) и устанавливаются новые шпалы. Тот самый запах уже практически исчез. Нет, встречается на некоторых станциях, но редко.
Три восклицательных знака как сокращённый вариант эмблемы Эволюционного Марша
Аврора Эволюционного Марша
Почему многие любят запахи бензина, сырой земли и старых книг
И какие варианты предлагают парфюмеры
Фоторедактор: Нина Расюк
Почему существуют любители странных запахов? Нейропсихолог и эксперт по психологии запаха Рэйчел Херц объясняет это явление так: «Нет понятия плохой или хороший запах. Когда мы появляемся на свет, у нас нет парфюмерных предпочтений. Они формируются позже под влиянием культуры, когда нам говорят, что это пахнет хорошо, а это плохо. Кроме того, наша любовь к тем или иным запахам связана с нашими эмоциями и воспоминаниями. Например, если вы в детстве обожали плавать в бассейне, то во взрослом возрасте запах хлорки может быть для вас вполне приятным. Некоторые запахи, не связанные с детскими воспоминаниями, нравятся нам потому, что они ассоциируются с чем-то приятным. Например, запах кожи ассоциируется с роскошью, будь то новая обувь или кожаное сиденье в автомобиле. Поэтому многие так любят кожаные ароматы в парфюмерии».
Врачи также предупреждают, что если увлечение ароматом бензина стало похоже на помешательство, то стоит проверить свой уровень гемоглобина. В большинстве случаев именно анемия таким образом проявляет себя. Специально для таких аддиктов парфюмеры создали своего рода антиароматы.
Nostalgia от Santa Maria Novella
Аромат посвящен автомобильной гонке на выносливость «Милле милья», которая проводилась в Италии на дорогах общественного пользования с 1927 по 1957 год. Событие воспроизводится через запах бензина, жженой резины, кожаного салона и солнечного бергамота.
Olfactory Library Series 6 Synthetic Tar Eau de Toilette от Comme des Gar ç ons
Ароматы шестой серии Comme des Gar ç ons посвящены объектам и материалам, созданным человеком. В Tar уместился весь мегаполис с присущими ему урбанистическими запахами: битумные крыши, бытовой газ, бензин, сырая побелка и железный забор.
У метро сложный запах. В нем есть горячая пыль, которая разогревается на деталях вагонов, железо (запах рельсов и вагонов), старые камни и тоннельная сырость. Но наиболее яркий запах у метро из-за креозота, которым пропитывают шпалы. Этот аромат пахнет как березовый деготь и уголь. Скорее всего, любовь многих людей к этому запаху связана с воспоминаниями из детства, когда железная дорога ассоциировалась с приключениями, путешествиями и открытием нового пространства. В парфюмерии запах креозота передает березовый деготь в сочетании со смолами, бальзамами и древесными нотами.
North от Mendittorosa Odori d’Anima
Аромат создан под впечатлением от Крайнего Севера — деревянные бревна, мазь для лыж, заснеженные поля и засохший бессмертник. Метро здесь еще не проложили, но креозотом уже пахнет.
Полынь растет практически повсюду. У нее сухой, чуть пряный горько-зеленый аромат и множество полезных свойств. Например, экстракт полыни горькой используется для приготовления абсента. Именно этот ингредиент придает абсенту специфический, ни с чем не сравнимый вкус. Химический состав полыни разнообразен, в него входят горечи и эфирные масла. Она содержит яблочную и янтарную органические кислоты, белок, смолистые и дубильные вещества. Полынь применяли с давних времен: у древних славян полынь считалась культовым растением, способным очищать духовный и физический мир, а в Древнем Риме ее использовали в качестве средства для укрепления желудка и выведения желчи из организма. В современной ароматерапии полынь рекомендуется для усиления психической силы и устранения гнева. Космонавты до сих пор по традиции берут с собой веточку полыни в полет — она дольше всех остальных растений сохраняет запах и напоминает о Земле.
Île Pourpre от Liquides Imaginaires
Название аромата переводится как «Пурпурный остров», и построен он на нотах черного инжира, горькой полыни, бергамота, ириса и ладана. Композиция получилась многогранной и переливчатой — от горькой зелени к сладости и дыму. Чтобы ее понять, потребуется несколько подходов.
Le Sillage Blanc от Parfums Dusita
Эта зеленая композиция основана на нотах горьковато-смолистого гальбанума, сладкого нероли, горько-пряной полыни, табака и кожи. Его автором является тайский парфюмер Писсара Умавиджани. Энергичный аромат мгновенно стал популярным среди ценителей.
Этот аромат встречается не только в природе, но и в выдержанных красных винах. Многим нравится этот запах, однако он исходит вовсе не от земли. Микробиологи установили, что так пахнет органическое вещество геосмин. Геосмин продуцируется различными классами микроорганизмов, в том числе цианобактериями и актиномицетами. Человеческое обоняние очень чувствительно к геосмину. Почему? Ответ прост: когда-то нам приходилось выживать и искать плодородную почву. Геосмин — это и есть запах плодородной, влажной земли после дождя.
Woods in Fog от Voronoi
Тема аромата заявлена в названии — «Леса в тумане». И вся композиция именно об этом: влажная древесина, сырая земля, мох и пачули. Особенно красиво этот аромат раскрывается на природе.
Figment Man от Amouage
В этом мужском аромате много землистых, древесных и анималистичных нот. Камерный аромат, который каждый слышит по-разному: композиция вызывает ассоциации с сырым подвалом, лесом, влажной весенней почвой, древесными грибами и осенней листвой.
Аромат старых книг по-прежнему остается одним из любимых для многих людей. Это сладковатый запах, напоминающий ароматы ванили, замши, сухого печенья и пыли. Как правило, запах книг вызывает воспоминания о детстве — времени познания мира, увлечений, открытия нового.
Paperback от Demeter
Название аромата переводится как «Книжный переплет», и именно он ощущается сильнее всего в составе. Композиция у парфюмеров Demeter получилась замшево-ванильной, мягко окутывающей.
Присоединяйся офлайн к аудиовизуальной инсталляции «Портрет поколения» по случаю 10-летия BURO. — получи иммерсивный опыт.
Запах железной дороги
Многим людям еще с детства знаком специфический запах железной дороги. Часто он ассоциируется с романтикой, которой наполненный путешествия железной дорогой. Нередко необычный аромат служит «катализатором» воспоминаний. Как только нос улавливает нотки запаха, в памяти всплывают яркие моменты из путешествий. Не все знаю, чем обусловлен специфический запах, хотя некоторые пытаются отыскать даже его химическую формулу.
В большей части характерный запах железной дороги обусловлен тем, что деревянные шпалы обрабатываются специальным веществом под названием креозот. Дополняет букет смесь тормозной жидкости, дым от топлива, горелый запах от угля и др. В метро запах имеет немного схожие нотки из-за присутствия креозота, но в целом отличается.
Какими свойствами обладает креозот?
Креозот – это жидкость маслянистой консистенции, которая обычно не имеет цвета, хотя изредка присутствует светло-желтый или зелено-желтый оттенок. Для вещества характерен резкий запах и жгучий вкус. Отличительной особенностью является способность быстро воспламеняться. В состав вещества входит всего три компонента:
Креозот растворяется спиртом и эфиром. Вещество устойчиво к воде, поэтому успешно применяется для защиты деревянных элементов, которые эксплуатируются под открытым небом. Даже через десятки лет креозот продолжает истощать свой необычный запах.
История креозота началась в 1830 году. Правда, вещество получено из древесины бука немцем сильно отличалось от современного химического креозота. Оно использовалось в медицине, так как обладало выраженными антисептическими свойствами. Позже креозот начали добывать из каменноугольного дегтя. Этот вариант вещества и ныне используется для защиты древесины. Благодаря своим свойствам, вещество способно защитить древесину от гниения и разрушения из-за воздействия влаги и воды. Также креозот используется при изготовлении синтетических смол.
Опасные свойства креозота
И хотя аромат креозота многим знаком, не все знаю, что он опасен для здоровья. В результате исследований было установлено, что вещество является сильным канцерогеном, поэтому может вызвать серьезные нарушения в работе печени и спровоцировать психические расстройства. При контакте с кожными покровами может вызвать следующие патологии:
Пары креозоты ядовиты и могут вызвать ожоги органов дыхательной системы. Кроме этого, может возникнуть слезоточивость, светобоязнь и поражение роговицы глаза. Несмотря на то, что вещество опасно для человека, шпалы на вокзалах и станциях не несут опасности для здоровья человека, поскольку концентрация ядовитых компонентов довольно мала. К тому же ныне при кладке рельс часто используются безопасные для здоровья бетонные шпалы, поэтому отказываться от путешествий железной дорогой точно не стоит.
Можно ли возводить строения из шпал?
Списанные за ненадобность шпалы люди нередко используют для возведения различных построек: сараев, гаражей и даже малоэтажных частных домов. Особенно распространено это явление среди сотрудников железной дороги. Связано это с тем, что им подобный строительный материал достается за копейки, так как для них предусмотрены скидки и льготы.
Деревянные шпалы имеют правильные геометрические формы, поэтому строение из них можно возвести довольно за короткий промежуток времени. Применение шпал сокращает время на строительство. К тому же они обладает отменными эксплуатационными характеристиками: достаточной прочностью и надежностью, небольшим весом. Так как они пропитаны креозотом, устойчивы к влаге и любым атмосферным явлениям, грызунам и насекомым. Благодаря устойчивости к внешним факторам, могут долго прослужить.
Чтобы защитить дом от специфического запаха креозота, люди используют полиэтилен. Но он не способен защитить помещение от паров вещества, которые особенно интенсивно будут выделять в жаркую погоду. Проблема в том, что со временем человек привыкает к фоновым запахам и перестает их чувствовать, но вещество будет оказывать негативное влияние на организм. Если вы путешествуете железной дорогой, креозот воздействует кратковременно и в минимальных дозах. Но если вы живете в доме, построенном из шпал, вещество хоть и в небольших концентрациях, но постоянно воздействует на организм, не переставая его отравлять. Из-за высокой степени опасности для здоровья применения шпал в частном строительстве было запрещено законом в 2003 году. К тому же в случае пожара такой дом сгорит за 20 минут. Столько ли экономить на материалах такой ценой?!
Чем пахнет железная дорога?
Креозот – французское слово, которое происходит от греческого «kreas» (мясо) и «sozo» (сохраняю). Это вещество представляет собой бесцветную (иногда желтоватую или жёлто-зелёную), легко воспламеняющуюся, маслянистую жидкость с сильным запахом и жгучим вкусом. Она состоит из смеси фенолов: гваякола, крезолы (трёх изомеров) и нафталина. Растворяется в спирте и эфире, и практически не смывается водой – поэтому железнодорожные шпалы, десятилетиями находясь под открытым небом, продолжают источать свой уникальный аромат.
Впервые креозот был получен Карлом фон Рейхенбахом в 1830 году из древесины бука. Это вещество нашло применение в качестве антисептика и лекарственного вещества при при туберкулёзе. Существует и другая вариация креозота, добываемая из каменноугольного дёгтя. Именно такой креозот применяется для консервирования дерева (пропитывание шпал, деревянных опор и т. п.) и предохранения его от гниения, для производства искусственных смол, а также как флотоагент при обогащении руд.
Несмотря на привлекательный для большинства людей аромат, креозот на самом деле сильно ядовит. Согласно последним исследованиям, это вещество является сильным канцерогеном, «виновно» в развитии болезней печени и провоцирует нервные расстройства.
При контакте с кожей креозот вызывает появление розовых пятен, усиленное ороговение кожи и даже появление бородавок. Кроме того, это вещество усиливает чувствительность кожи к свету (так называемый эффект фотосенсибилизации), последствии вызывая сильную её пигментацию.
Однако всё это совсем не означает, что нужно держаться подальше от вокзалов и путешествовать любыми другими видами транспорта – ведь концентрация креозота в воздухе около железнодорожных путей незначительна. Да и потом, современные вокзалы (в большинстве своём) давно уже используют не деревянные, а бетонные шпалы.
Можно ли строить дома из шпал?
Вам может казаться, что благодаря изоляции полиэтиленом и декоративной отделке стен запах минимален или отсутствует вовсе, однако мозг человека просто так устроен: мы быстро перестаём замечать фоновые запахи или звуки. В жаркую погоду креозот всё равно будет испаряться и проникать в комнаты через мелкие трещины в стенах, а в сильную жару из шпал может даже выделяется жидкость, которая пропитывает штукатурку насквозь и оставляет на ней рыжие пятна.
Небольшая концентрация, как уже упоминалось выше, вреда здоровью не принесёт. Во всяком случае, не больше, чем вся та химия, которой большинство людей ежедневно пользуется: лак для волос, дезодорант, освежитель воздуха… Однако опасность заключается в постоянном воздействии минимальных доз вредного вещества – не даром в странах Европейского союза после проведённых в 2003 году исследований креозот был запрещен для применения в гражданском строительстве.
Ещё один «камень в огород» отработанных шпал – это различные агрессивные воздействия, которым они подвергались во время эксплуатации. На пост-советском пространстве грузовые вагоны никогда не отличались герметичностью: через них на железнодорожное полотно просыпаются и проливаются самые разные химические вещества, часть из которых легко впитывается в древесину. Насколько это безопасно для человека, судите сами…
Как будто рядом лежит шпала
Летом 2020-го, когда в жару на самоизоляции сидеть дома с закрытыми окнами стало особенно сложно, граждане вышли с плакатами на улицу, повторно рассказали о своих страданиях артёмовским СМИ, а также написали письма в Артёмовскую городскую прокуратуру и Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области. Итогом обращений стало ответное письмо (от 17.09.2020 г.) из Алапаевского отдела Роспотребнадзора о проведённых в 2017–2019 годах исследованиях.
Специалисты заключили: завод «не создаёт в атмосферном воздухе концентраций загрязняющих веществ, превышающих предельно допустимую норму». И по нафталину и углеродам (составляющим креозота) в ночном воздухе превышений по нормативам нет, заключили эксперты. Вот так. Оказывается, всё хорошо у граждан. А они всё не успокоятся, вот и на прошлой неделе написали в Жилкомстрой новые письма про кашель и головные боли. А ещё рассказали «ВБ!» о своих переживаниях и о том, каким видят решение проблемы.
Изучить вопрос без формализма
Если говорить про статистику обращений к артёмовским чиновникам по теме, то, говорят специалисты Жилкомстроя, жаловаться на запах люди стали года три назад: при личной встрече, по телефону. По письмам 2020 года была составлена официальная заявка в инстанции Роспотребнадзора и проведены исследования. На прошлой неделе в ЖКС поступило около 20 новых заявлений от жителей пер. Вайнера, ул. Банковской, Молодёжи, Разведчиков, Комсомольской о том, что едкие запахи возобновились. По этим обращениям ведётся поиск организации, которая сможет подойти к изучению вопроса без формализма:
— Во-первых, не каждая организация аттестована проводить анализ этих веществ — выявлять составляющие креозота в воздухе. Второй момент — вещества скидывают не каждую ночь: вот организация предупредит, как должно быть по правилам, о проверке, приедет, сделает забор воздуха и уедет. А на следующий день будет выброс. Сейчас по заявкам людей мы написали в областную организацию, но она нам отказала, теперь мы обратились в нижнетагильскую, пока ответа от них не поступило. И ещё есть частные организации. Будем искать пути решения вопроса.
Жить можно только с закрытыми окнами
А вот как о теме отзываются сами граждане (не все из них, по понятным причинам, захотели назвать свои имена), например, девушка, у которой близкие живут в районе завода, а сама она переехала в город из Екатеринбурга — сначала на Банковскую, потом пришлось перебраться на Комсомольскую:
— Но запах и там, и там чувствуется, особенно ночью летом, когда спим с открытыми окнами: как ветер дует в нашу сторону, дома дышать нечем. Этим летом в жару было невыносимо! И на улице в разных точках города запах: в районе электросетей (иногда гуляем с ребёнком, там есть площадка хорошая, асфальтированная), в районе «Радуги» (там даже в машине через окна слышно)… Наш-то дом от завода ещё на приличном расстоянии, а жить рядом, как мои бабушки-дедушки на Разведчиков и Молодёжи, можно только с закрытыми окнами: если открыть, то по ощущениям как будто рядом с тобой лежит железнодорожная шпала — в горле начинает першить, кашель начинается. И уж точно от этого запаха начинаются головные боли, потому что он очень стойкий.
Не хотим повторения ужаса
Написать повторные заявления сейчас жители решили потому, что запахи никуда не уходили, они периодически появляются, говорит женщина:
— Мы не хотим повторения ужаса, который был летом. И хотим узнать официальный ответ от экспертов, выделяет ли опасные для жизни вещества это предприятие. Если выхлопы вредные, их надо прекратить. Непонятно, почему такой завод работает, по сути, в центре города. Вообще от населения заявлений было бы больше, просто в домах рядом с предприятием живут в основном пожилые граждане, они не такие мобильные. А я лично боюсь за здоровье своих родных, они и так боятся коронавируса, дома сидят, а тут ещё и дышать нормально невозможно!
Снова фура — снова запах
Педагог И. В. Сметанина решила открыто выразить своё мнение. В самой школе № 6, говорит Ирина Владимировна, запахов нет, но порой до места работы приходится идти «быстрым шагом и с закрытым лицом». Тема выбросов активно обсуждается и жителями двора:
— Мы знаем точно, когда что происходит. Мои соседи-пенсионеры, которые живут по Разведчиков (их окна выходят на дорогу и ту территорию), видят, когда приезжает очередная машина. На прошлой неделе они рассказали: снова заехала фура со шпалами и — снова появился этот запах невыносимый. Так ведь это ещё и вредно: вот у меня соседка в возрасте говорила, что когда летом выходила во двор, то от такого воздуха начинала задыхаться, так она и зимой на улицу вышла всего раз десять. А ещё у одной пенсионерки внучка жила по Разведчиков и была вынуждена с семьёй уехать, потому что ребёнок закашливался… Да даже если выявят, что выбросы невредные, то что, мы будем продолжать дышать этим? Это же невозможно уже! Мы хотим, чтобы с жилой территории это производство убрали, пусть куда-нибудь подальше везут его.
Экспертам издалека «виднее»
Назвал своё имя, пояснив, что ему нечего бояться, и артёмовский активист К. А. Гвоздев. Он рассказал, что чувствовал запах ещё лет пять назад, когда жил в районе автобазы и ездил в ранние часы на работу в Екатеринбург. Молодой человек привлёк к этой теме телевидение. После обнародования проблемы жители улиц стали более открыто выражать своё мнение, а летом прошлого года приняли участие в сборе подписей. Правда, из 300 заявлений только 150 признали действительными — не все граждане указали номер телефона.
— Недовольны из подписавшихся были все, а примерно 10 процентов людей говорили, что у них ухудшилось самочувствие: у кого-то кашель появился, у кого-то часто болит голова — это наиболее частые жалобы. Эксперты Роспотребнадзора после того, как выдали заключение, что превышений по выбросам с завода нет, нам сказали, что если нас что-то не устраивает, то мы можем за свои деньги нанять экспертизу… Запахи периодически продолжают возникать, люди растеряны, они уже не знают, что им делать.
Здоровье людей или прибыль?
Пытаясь найти решение, К. Гвоздев обзвонил в Екатеринбурге очень много независимых лабораторий. В одной Кириллу рассказали о фильтрах для шпалопропиточных заводов, правда, стоят такие очень дорого:
— Объективно, когда производство такое делается, надо смотреть, куда идёт роза ветров — это раз. Фильтры, экологическую безопасность и охрану труда на предприятии у нас тоже никто не отменял — это два. Руководитель сам выбирает, что ему важнее — только прибыль или ещё забота о здоровье людей, реальная ответственность за город.