Записалась в пенсионный фонд потеряла данные о времени что делать
Если вы потеряли СНИЛС
Зачем восстанавливать СНИЛС при утере? Как получить дубликат страхового свидетельства? Куда за ним обращаться? На эти и многие другие вопросы отвечает начальник отдела организации взаимодействия с застрахованными лицами краевого Отделения ПФР Елена Геннадьевна Сергеева.
— Елена Геннадьевна, если страховое свидетельство со СНИЛС утеряно, как получить его дубликат?
— Дубликат страхового свидетельства со страховым номером индивидуального лицевого счета (СНИЛС) можно оформить в клиентской службе ПФР по месту жительства или пребывания, через портал госуслуг, в МФЦ, а также на сайте ПФР в Личном кабинете гражданина.
— Что может произойти, если страховое свидетельство попадет в руки мошенников?
— Ничего не случится. Страховое свидетельство не относится к документам, удостоверяющим личность человека.
— Елена Геннадьевна, тогда зачем его восстанавливать?
— Формально, зная уникальный идентификационный номер лицевого счета, можно обойтись без зеленой пластиковой карты. Однако большинство государственных, муниципальных и частных учреждений требуют представить именно сам бланк, чтобы удостовериться в личности гражданина.
— Для чего нужен СНИЛС?
— Сегодня каждый гражданин регистрируется в системе обязательного пенсионного страхования. С помощью СНИЛС можно получить персональные сведения, соответствующие индивидуальному лицевому счету. Практическое применение страхового свидетельства постоянно расширяется.
СНИЛС нужен для регистрации на портале госуслуг, с последующим получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Этот документ предъявляется при оформлении на новое место работы, либо при переводе на другое предприятие. Сведения по СНИЛС проверяют при назначении социальных выплат и пособий. Также свидетельство входит в состав документов, которые требуют банки при рассмотрении кредитных заявок.
— Елена Геннадьевна, как можно восстановить страховое свидетельство?
— При любой причине утраты, восстановить СНИЛС можно несколькими способами. Работающие граждане могут подать заявление через своего работодателя – в этом случае документы будут переданы в Пенсионный фонд России без личного обращения гражданина, а готовый бланк сотрудник получит через кадровую службу. К тому же можно обратиться с заявлением непосредственно в клиентскую службу ПФР, как по месту фактического проживания, так и по месту временного пребывания. Можно обратиться за документом в ближайшее МФЦ.
— Как быстро получить дубликат?
— Самый современный и оптимально оперативный способ, при условии, что у гражданина есть регистрация на портале госуслуг, заполнить заявление в электронной форме. Результатом обработки этого заявления будет являться получение застрахованным лицом страхового свидетельства в электронном виде. Но за получением страхового свидетельства на бланке установленного образца придется идти лично в клиентскую службу ПФР по выбору гражданина.
— Что делать, если зеленую карточку потерял ребенок?
— Как долго изготавливается дубликат документа?
— Для рассмотрения заявления при обращении через ПФР законом установлен регламентированный срок изготовления дубликата – 5 рабочих дней. Однако на практике, это происходит гораздо быстрее. При обращении в клиентскую службу ПФР выдача пластиковой карточки происходит сразу на месте.
При обращении через МФЦ все сведения о заявителе будут переданы в территориальный орган ПФР по каналам межведомственного обмена, так как изготовлением бланков органы МФЦ не занимаются.
— Елена Геннадьевна, а теперь немного о цифрах. Сколько в прошлом году в Алтайском крае обратилось людей за дубликатом страхового свидетельства?
— В 2018 году в Алтайском крае за выдачей дубликатов страхового свидетельства обратились более 14 тыс. человек.
— Сколько в региональном ОПФР зарегистрировано индивидуальных лицевых счетов?
— Всего на 1 января 2019 года в системе обязательного пенсионного страхования Алтайского края зарегистрировано 2 663 245 индивидуальных лицевых счетов.
Как подтвердить стаж работы, если не сохранились документы
Сегодня нередки случаи, когда люди, выходящие на пенсию по старости, сталкиваются с проблемой подтверждения стажа работы. Что необходимо предпринять, если Вы столкнулись с данной проблемой.
Суть проблемы
До 1990 г. процедура получения необходимых для начисления пенсии сведений была проста и понятна. Человек обращался в архив или отдел кадров предприятия, на котором работал, и быстро получал исчерпывающую информацию. После начавшегося в 90-х годах процесса приватизации, ликвидации государственных предприятий, появления коммерческих структур, процесс получения справок усложнился, так как документы зачастую оказывались утраченными. К сожалению, многие руководители не осознавали важности сохранения документов по личному составу. Между тем документы по личному составу содержат важную информацию для назначения пенсии работнику, подтверждают стаж его работы, размер заработной платы работника, должность (если речь идет о профессиональных категориях граждан, имеющих право на досрочную пенсию).
Как подтвердить стаж работы до 1 января 1998 года
По пенсионному законодательству основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до 01.01.1998 г. (до регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования), является трудовая книжка установленного образца. И если все записи в ней оформлены правильно, то обычно никаких проблем не возникает.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в ней содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются:
— письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений;
— трудовые книжки колхозников;
— справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
— выписки из приказов;
— лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно, подтвердить факт работы гражданина до 01.01.1998 года, можно на основании показаний двух и более свидетелей.
При утрате документов о работе из-за небрежного хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин не по вине работника, периоды работы устанавливаются на основании показаний двух и более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается!
При этом продолжительность стажа, установленного на основании свидетельских показаний, не может превышать половины страхового стажа, требуемого для назначения страховой пенсии.
Так для назначения страховой пенсии по старости на общих основаниях в 2019 году требуется страховой стаж не менее 10 лет. Соответственно, по свидетельским показаниям можно подтвердить не более 5 лет страхового стажа.
В качестве примера рассмотрим следующую жизненную ситуацию:
Вопрос: Как можно подтвердить стаж работы в совхозе с 1985 по 1997 годы, если трудовая книжка утеряна. Совхоз ликвидирован в начале 2000-х годов, в архив документы не сдавались.
Ответ: Если документы по личному составу и книги по начислению заработной платы совхоза в архивном учреждении не сохранились, период работы в совхозе можно подтвердить свидетельскими показаниями двух и более коллег, которые совместно работали с ним в этом совхозе в период с 1985 по 1997 годы. При этом факт работы свидетелей должен быть подтвержден документально, в том числе трудовыми книжками. При этом территориальный орган ПФР запрашивает сведения об отсутствии (наличии) на хранении документов совхоза в архивном учреждении или в архивном отделе муниципального образования.
К примеру, первый свидетель работал в совхозе «Искра» Дзун-Хемчикского района с 01.09.1990 по 30.04.1998, а второй свидетель – с 01.05.1987 по 30.11.1994. В этом случае в страховой стаж гражданина засчитывается период, подтвержденный обоими свидетелями, то есть с 01.09.1990 по 30.11.1994 – всего 4 года 03 месяца 1 день, который будет засчитан в страховой стаж.
Решение об установлении периодов работы выносится на основании свидетельских показаний, данных органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, по месту установления пенсии либо по месту жительства свидетеля. В случае если свидетель не может дать показания по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, свидетельские показания, заверенные в установленном порядке, могут быть представлены в письменной форме.
Как подтверждаются периоды работы после 1 января 1998 года
ВАЖНО! Периоды работы граждан после 1 января 1998 года не подтверждаются показаниями свидетелей, так как в страховой стаж включаются только периоды работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР.
Это связано с тем, что в нашей республике единая система персонифицированного учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования реализована с 1998 года. Начиная с 1998 года работодатели предоставляют в ПФР сведения о каждом работнике и произведенных начислениях страховых взносов на будущую пенсию своих работников.
Услуги в клиентских службах ПФР предоставляются только по предварительной записи
Для снижения риска распространения коронавирусной инфекции начиная с 30 марта прием в клиентских службах и управлениях Пенсионного фонда России ведется только по предварительной записи и только по тем услугам, которые нельзя получить дистанционно через личный кабинет на сайте ПФР или портале Госуслуг.
Записаться на прием в клиентскую службу можно через электронный сервис предварительной записи. Он доступен в открытой части сайта Пенсионного фонда и не требует входа в личный кабинет. Помимо этого, записаться можно по телефонным номерам отделений ПФР, указанным на сайте в разделе «Контакты региона».
Обратиться за большинством услуг Пенсионного фонда сегодня можно онлайн. Электронные сервисы ПФР охватывают практически все направления деятельности фонда и предоставляемые выплаты. Использовать кабинет могут и пенсионеры, и те, кто только формирует пенсию или имеет право на другие социальные выплаты.
Пенсионеры и предпенсионеры могут получить через кабинет справки и документы, в том числе для дистанционного представления в другие организации. Работающим россиянам в кабинете доступны сведения о пенсионных коэффициентах, накоплениях, стаже и отчислениях работодателей на пенсию. Семьи с сертификатом материнского капитала найдут информацию о расходовании средств и их актуальной сумме.
Кабинет также позволяет обращаться за оформлением большинства выплат ПФР и управлять их предоставлением. Например, подать электронное заявление о смене способа доставки пенсии или замене социальной услуги на денежную компенсацию.
Через кабинет можно оформить выплаты по уходу за пенсионером, ребенком-инвалидом или инвалидом с детства первой группы. Необходимые электронные заявления о назначении выплаты и о согласии на осуществление ухода также реализованы в кабинете. Соответственно, в нем есть возможность подать заявление от лица законного представителя: родителя, усыновителя, опекуна или попечителя.
Вопросы относительно назначенных выплат и предоставления услуг фонда можно направить через онлайн-приемную.
Оперативная информация предоставляется по справочным телефонным номерам отделений Пенсионного фонда, найти которые можно в разделе «Контакты региона» на сайте.
Берегите себя, своих близких и будьте здоровы!
Как дополнить или уточнить сведения своего лицевого счета в ПФР
Информация о продолжительности стажа, местах работы, уплаченных работодателями страховых взносах отражается на индивидуальном лицевом счете гражданина. Проверить правильность и полноту учтенных сведений можно в Личном кабинете на официальном сайте Пенсионного фонда России или на портале госуслуг, запросив выписку из лицевого счета. Если гражданин заметит неточность или неполноту сведений, он имеет возможность дополнить свой лицевой счет.
Обратиться в Пенсионный фонд с заявлением о корректировке сведений и внесении уточнений в индивидуальный лицевой счет можно в отношении:
Заявление и подтверждающие документы могут быть поданы в территориальный орган ПФР по электронным каналам связи: через сервис «Обращения граждан» в Личном кабинете гражданина на сайте ПФР. Помимо заявления при обращении потребуется направить скан-копии документов, подтверждающих основания корректировки лицевого счета. В поле «получатель» необходимо указать Управление ПФР в соответствии с местом жительства гражданина.
Если, запросив выписку из лицевого счета, гражданин отметит отсутствие сведений о периодах работы в организации, которая является действующей, то ему необходимо обратиться в саму организацию. В этом случае уточняющие сведения представит в ПФР работодатель.
Полнота сведений на лицевом счете максимально упрощает процедуру назначения страховой пенсии: при наступлении пенсионного возраста гражданину не требуется собирать никаких дополнительных документов и пенсия назначается в максимально короткие сроки. Специалисты Пенсионного фонда оказывают содействие гражданам, направляя запросы в архивы и организации, где трудился человек.
Обратиться за назначением пенсии заблаговременно
Гражданин может заблаговременно обратиться в территориальный орган ПФР по вопросу предстоящего назначения пенсии по старости за два года или в течение 24 месяцев до наступления возраста, дающего право на назначение пенсии по старости, в том числе назначаемой досрочно.
Заблаговременное обращение позволит специалистам Пенсионного фонда провести предварительную работу – обеспечить полноту и достоверность сведений о пенсионных правах застрахованных лиц, учтенных в территориальном органе ПФР и необходимых для своевременного и правильного назначения пенсии.
Для предварительной оценки документов в рамках заблаговременной работы необходимо представить:
Для подтверждения дополнительных обстоятельств:
Отделение ПФР по городу Москве и Московской области напоминает, что вся информация о пенсионных правах граждан аккумулируется на индивидуальных лицевых счетах. Получить выписку из индивидуального лицевого счета можно:
Если гражданин удовлетворен полнотой имеющихся сведений, то при заполнении заявления о назначении пенсии ему необходимо проставить отметку о согласии назначения пенсии по имеющимся сведениям индивидуального лицевого счета.
В случае недостающих сведений или необходимости подтверждения (уточнения) имеющихся данных специалисты территориального органа ПФР направят соответствующие запросы в организации, архивные учреждения для подтверждения периодов работы, продолжительности страхового стажа, размера заработка и прочего.
Если работа по уточнению и дополнению необходимых для назначения пенсии сведений будет завершена до достижения заявителем возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости, пенсия будет назначена не позднее 10 рабочих дней со дня подачи заявления о назначении пенсии.
Подать заявление о назначении пенсии можно не ранее чем за месяц до наступления возраста, дающего право на назначение пенсии, в клиентской службе ПФР или в МФЦ, в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда и портале госуслуг.
Граждане предпенсионного возраста, у которых право выхода на страховую пенсию по старости (в том числе назначаемую досрочно) возникнет через пять лет, также могут обратиться в территориальный орган ПФР для уточнения (дополнения) своего индивидуального лицевого счета.