Заполнение таблиц обучающимися относится к результатам в части работы с чем

Использование таблиц в обучении математике

Разделы: Математика

Важнейшей задачей современной школы является формирование у учащихся умений самостоятельно применять и приобретать знания. Но как это сделать? Каждый учитель ищет свой путь разрешения этой проблемы. Я вижу её решение в использовании на уроках различных приёмов систематизации и обобщения знаний.

Их регулярное применение позволяет сформировать у учащихся умения устанавливать логические связи между понятиями, тем самым развивает логическое мышление, выступает средством предупреждения и ликвидации формализма в знаниях учащихся, позволяет сформировать такую систему знаний, которая представляется как динамичная, качественно изменяющаяся.

Особое внимание стоит уделить таблицам, так как их использование позволяет: развивать логическое и аналитическое мышление, память, формировать умения самостоятельно проводить обобщение знаний, что способствует повышению прочности и осознанности знаний.

Однако все таблицы должны отвечать определённым требованиям: лаконичность и наглядность. По характеру материала таблицы можно разделить на систематизирующие и сравнения. В систематизирующих таблицах можно объединить величины, характеризующие определённый класс явлений или других понятий одного вида (Приложение 1). В таблицах сравнения можно сопоставить или ограничить схожие понятия (Приложение 2).

Как использовать таблицу? На этот вопрос каждый учитель может сам найти ответ. Всё зависит от цели, которую ставит педагог на уроке: актуализации знаний, проверка ранее изученного материала или его закрепление, обобщение и систематизация. Рассмотрим пример использования одной таблицы (Приложение 3).

Таблица может служить средством соотнесения конкретных изучаемых вопросов с содержанием всего раздела, осознания структуры изучаемой темы целиком. Анализируя содержание таблицы, ученик может оценивать вес каждого изучаемого вопроса, более чётко представить процесс изучения раздела целиком.

Ученики могут заполнить таблицу непосредственно по мере изучения нового материала: таблица может служить итогом объяснения учителя, самостоятельного изучения материала, результатом семинарского занятия или практикума.

Для проверки уровня усвоения знаний можно предложить заполнить всю таблицу или некоторые её части по памяти.

При обобщении и систематизации знаний таблица может служить средством подведения итогов изучения темы. Повторяя основной пройденный материал, учащиеся самостоятельно или при помощи учителя могут заполнить предложенную таблицу, либо могут сами составить таблицу по изученной теме.

Кроме того, таблица может быть частью опорного конспекта и служить опорой для самостоятельного изучения темы и расширения знаний.

Приведу примеры таблиц, которые я использую в своей работе по теме «Многогранники» в 10 классе. Это даст возможность составить более полное представление об использовании таблиц в обучении (Приложение 4).

Таблицы 1, 2, 3, 5 удобно заполнять в ходе проведения практических работ. Для их проведения потребуются наборы геометрических тел: различные виды призм, пирамид. В этом случае таблица может служить результатом исследовательской работы. Применяя такие формы обучения, есть реальная возможность изучить большой объём теоретического материала за более короткое время и больше времени отвести на решение задач.

Источник

Статья «Использование таблиц в обучении математики»

Использование таблиц в обучении математики

Слайд 1. Эпиграфом к своему выступлению по теме « Использование таблиц в обучении математики» я взяла слова доктора педагогических наук Андрея Викторовича Хуторского « Мир един, хотя и многообразен».

Актуальность проблемы формирования умения работы с таблицами как способом предъявления информации подтверждается тем, что дети достаточно часто встречаются с ними в повседневной жизни (расписание, цена, график дежурства и т.д.) Умение работать с таблицей, пользоваться ею для работы с информацией является универсальным, необходимым для решения учебных задач, так и в повседневных, бытовых ситуациях. Однако, в современных учебниках недостаточно заданий на формирование умения работы с таблицами, поэтому назрела необходимость в подборе таких заданий и разработке курсов внеурочной деятельности по этой теме в образовательном пространстве школы.

Слайд 3 Умение обучающихся работать с таблицами – есть результат метапредметного обучения.

Перед педагогами нашей школы встала проблема, как повысить свою квалификацию, более полно и детально осознать суть метапредметного подхода, научиться составлять метапредметные задания, создавать условия для обучения метапредметным видам деятельности.

Творческой группой педагогов школы поставлена цель: формирование умения выделять главную и избыточную информацию из текста, представлять ее в виде таблиц учащимися 1-6 классов.

Слайд 5. Для достижения цели разработали образовательный проект по теме « Умение обучающихся работать с таблицами как результат метапредметного обучения в образовательном пространстве школы ».

Выяснить сущность и возможности метапредметного подхода в образовании (раскрыть теоретический концепт, выработать единый взгляд);

Изучить и выявить уровень сформированности умения выделять главную и избыточную информацию и представлять ее в виде таблиц;

Разработать программы краткосрочных курсов, направленные на формирование данного умения;

Обогатить содержание учебного материала предметно-познавательными задачами, направленными на умения выделять главную и избыточную информацию и представлять ее в виде таблиц;

Создать банк методических материалов по теме для каждого предмета.

Для работы по данной проблеме пройдены курсы повышения квалификации при ВШЭ «Создание метапредметного образовательного пространства школы: образовательные инструменты и практики в контексте реализации новых ФГОС»

Разработаны методические рекомендации и проведен семинар для педагогов по формированию у обучающихся умения представлять информацию в виде таблиц.

Слайд 6. Подобраны материалы для диагностики и формирования умения работать с таблицей. Я провожу курс внеурочной деятельности «Мир деятельности» по формированию универсальных учебных действий в 5 классе, где использую пособие «Решаем проектные задачи. 4-5 класс: исследование, творчество, сотрудничество В.Н. Суслова. Задания в этом пособии подобраны метапредметного характера.

Слайд 7. Результаты диагностики учащихся 5а класса показали, что:

— умение понимать информацию, представленную в виде таблицы, сформировано на 93,7%;

— умение выделять информацию из текста и представлять её в виде таблицы в находилось на уровне 80 %;

— умение сопоставлять и обобщать информацию, содержащуюся в таблице, составляет 62,5 %;

Работы учащихся отслеживаются по критериям, размещенных в «Комплексных работах».

Слайд 8 Объектами оценки являются :

— находить в таблице конкретные сведения, заданные в явном виде;

— понимать информацию, представленную разными способами;

— находить в таблице необходимые сведения;

— умение составить таблицу по тексту;

— сопоставить содержащую в разных частях текста информацию;

— сопоставлять и обобщать содержащую в разных частях текста информацию.

Каждое умение оценивается от 0 до 2 баллов.

На уроках математики особое внимание стоит уделить таблицам, так как их использование позволяет: развивать логическое и аналитическое мышление, память, формировать умения самостоятельно проводить обобщение знаний, что способствует повышению прочности и осознанности знаний.

Создается банк заданий, направленных на формирование умения работать с таблицами, представлять информацию в виде таблиц.

Слайд 9. 1.Умение работать с таблицами, представлять, анализировать, интерпретировать данные. Сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц.

Слайд 10. 2.Умение применять различные способы поиска и использования информации.

Слайд 11. 3.Умения выделять главную и избыточную информацию из текста.

Слайд 12. 4. Применение табличного метода решения логических задач.

Слайд 13 . При регулярной работе с таблицами учащиеся прекрасно сами формулируют алгоритм создания таблиц:

Выделить свойства объектов.

Объекты и их свойства разнести по столбцам и строкам.

Заполнить составленную таблицу.

Однако все таблицы должны отвечать определённым требованиям: лаконичность и наглядность. По характеру материала таблицы можно разделить на систематизирующие и сравнения.

Слайд 14. В систематизирующих таблицах можно объединить величины, характеризующие определённый класс явлений или понятий одного вида.

Слайд 15. В таблицах сравнения можно сопоставить или ограничить схожие понятия.

Как использовать таблицу? На этот вопрос каждый учитель может сам найти ответ. Всё зависит от цели, которую ставит педагог на уроке: актуализации знаний, проверка ранее изученного материала или его закрепление, обобщение и систематизация.

Таблица может служить средством соотнесения конкретных изучаемых вопросов с содержанием всего раздела, осознания структуры изучаемой темы целиком. Анализируя содержание таблицы, ученик может оценивать вес каждого изучаемого вопроса, более чётко представить процесс изучения раздела целиком.

Ученики могут заполнить таблицу непосредственно по мере изучения нового материала: таблица может служить итогом объяснения учителя, самостоятельного изучения материала, результатом семинарского занятия или практикума.

Для проверки уровня усвоения знаний можно предложить заполнить всю таблицу или некоторые её части по памяти.

При обобщении и систематизации знаний таблица может служить средством подведения итогов изучения темы. Повторяя основной пройденный материал, учащиеся самостоятельно или при помощи учителя могут заполнить предложенную таблицу, либо могут сами составить таблицу по изученной теме.

Кроме того, таблица может быть частью опорного конспекта и служить опорой для самостоятельного изучения темы и расширения знаний.

Умение обучающихся работать с таблицами как результат метапредметного обучения в образовательном пространстве способствует формированию универсальных учебных действий, направлено на общекультурное, личностное и познавательное развитие школьников.

Слайд 16. Подводя итог, можно сказать, что, используя таблицы на уроках, мы можем добиваться:

неформального усвоения темы;

осознанной работы с учебной литературой;

самостоятельной ликвидации пробелов в своих знаниях или расширять и углублять их.

В результате этой деятельности, обучающийся должен почувствовать себя успешным: «Я это могу, я это умею!»

Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000

Современные цифровые образовательные ресурсы. Нац. исслед. качества образования. Открытый банк заданий, ВПР по математике «Умение работать с таблицами, представлять и интерпретировать данные».

Программа ОЗФМКШ, шк.№146, г Пермь «Решение логических задач табличным способом».

Н.Н.Титаренко, В.Н.Ашмарина, Комплексные работы. Рабочая тетрадь 3-4 классов. Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: АНО «Центр развития молодёжи», 2014 г.

Титаренко Н.Н., Пинженина С.В «Учусь принимать решения». Рабочая тетрадь по внеурочной деятельности для младших школьников. Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург: АНО «Центр развития молодёжи», 2014 г.

Пинженина С.В., Титаренко Н.Н., Корлыханова Н.Н., Шпагина О.Н. Проектные задачи и эксперименты. Тетрадь-практикум для учащихся 3-5 классов. Учебно-методическое пособие. Г.Екатеринбург: АНО «Центр развития молодёжи», 2016 г.

Источник

Тест с ответами профессиональная компетентность педагога ФГОС 2020-2021 учебный год

ПОДЕЛИТЬСЯ

Официальные тесты с ответами для проверки профессиональная компетентность педагога образовательной организации в условиях реализации ФГОС 2020-2021 учебный год.

Ссылка для скачивания теста №1 для проверки педагога: скачать в PDF

Ссылка для скачивания теста №2 для проверки педагога: скачать в PDF

Ссылка для скачивания теста №3 (дошкольное) для проверки педагога: скачать в PDF

Ссылка для скачивания теста №4 (дошкольное) ФГОС ДО: требования, структура, реализация: скачать в PDF

Тест на знание ФГОС профессиональная компетентность педагога 2020-2021 с ответами:

1)Методология какого подхода, представляет педагогический процесс как четко спланированную систему усвоения обучающимися учебно – профессиональную деятельность?

Ответ: системно – деятельностный

2)Среди понятий «образование», «содержание образования», «учебный план», «образовательная область» наиболее масштабным является понятие…

Ответ: образование

3)Что такое Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК)?

Ответ: совокупность структурированных учебно-методических материалов, объединенных посредством компьютерной среды обучения, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения и предназначенных для оптимизации овладения обучающимися знаниями в рамках учебной дисциплины.

4)На что имеют право родители (законные представители обучающихся, воспитанников), в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»?

Ответ: выбирать формы получения образования, образовательные учреждения; защищать законные права и интересы ребенка; принимать участие в управлении образовательным учреждением.

5)Что определяет данное понятие «Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности»?

Ответ: квалификация

6)Как называется интегративная характеристика комплекса личностных свойств, обеспечивающего высокий уровень решения задач профессиональной деятельности?

Ответ: профессиональное мастерство

7)Педагогическая поддержка в личностно-ориентированном обучении – это….

Ответ: деятельность педагогов по оказанию помощи обучающимся в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением

8)Что является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся?

Ответ: Федеральный государственный образовательный стандарт

9)Многократное выполнение определенных действий с целью их освоения и сознательного совершенствования – это…

Ответ: упражнение

10)Мультимедийность как свойство электронного образовательного ресурса – это….

Ответ: представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, звука, видео, анимации, фото

Тест на знание ФГОС профессиональная компетентность педагога дошкольное образование 2020-2021:

1)Нормативно-правовая компетентность На основании требований какого документа разработан ФГОС дошкольного образования?

Ответ: конституции РФ, закон об образовании РФ

2)Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) включает в себя требования к:

3)Идеология Стандарта дошкольного образования — это

4)Ключевой принцип ФГОС дошкольного образования:

5)Дошкольная образовательная организация осуществляет образовательную деятельность в соответствии с:

6)Педагогическая компетентность Качество дошкольного образования – это:

7)Какая из задач характерна для личностно-ориентированного образования:

8)С внедрением в образовательный процесс современных технологий педагог осваивает функцию:

9)Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

10)Методическая компетентность Образовательный процесс в дошкольной группе это:

11)Вставьте недостающее слово в структуре логики деятельности Цели — задачи — условия — способы — ….. — коррекция

12)Распределите понятия технологии исследовательской деятельности по порядку

13)Психологическая компетентность Учет возрастных, индивидуальных и личностных особенностей детей –это умение

14)Вставьте недостающее словосочетание в цепочке последовательных действий педагога по осуществлению деятельности Цели и задачи — …… деятельности — педагогический анализ — меры воздействия

15)Что дает ребенку старшего дошкольного возраста участие в проектно-исследовательской деятельности?

16)Педагогическая диагностика- это

17)Педагогическая диагностика в соответствии с ФГОС ДО проводится:

18)Наличие у ребенка компетентности можно визуально определить по фактам:

19)Сопровождается ли освоение Программы проведением промежуточной и итоговой аттестации воспитанников?

Тест на знание ФГОС ДО: требования, структура, реализация:

1)Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ДО:

Ответ: Ф — Федеральный Г- Государственный О- Образовательный С- Стандарт Д- Дошкольного О — Образования

2)Под каким номером был издан Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации « Об утверждении ФГОС ДО»?

Ответ: № 1155 от 17 октября.2013 г

3)Кто являлся руководителем рабочей группы по подготовке проекта ФГОС ДО?Под каким номером был издан Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации « Об утверждении ФГОС ДО»?

Ответ: А.Г. Асмолов

4)На основании, каких документов разработан ФГОС ДО?

Ответ: Конституции РФ; Конвенции ООН о правах ребенка; Закон об образовании РФ;

5)Выберите основные принципы дошкольного образования:

Ответ:

6)Выберите цели ФГОС ДО:

Ответ: обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования; обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения; сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;

7)Добавьте недостающие задачи Стандарта:

Ответ:

8)Выберите правильный ответ «Стандарт является основой для:

Ответ:

9)Выберите правильный ответ: «Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе:

Ответ: к структуре Программы, к условиям реализации Программы, к результатам освоения Программы

10)Выберите правильный ответ: «Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области:

Ответ: коммуникативно-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

11)Программа предполагает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы от общего объёма должна составлять:

Ответ: 60%

12)В каком из разделов Программы содержатся цели и задачи реализации основной образовательной программы:

Ответ: целевой;

13)Какой из разделов Программы включает в себя целевые ориентиры?

Ответ: целевой

14)В каком из разделов Программы представлены особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников?

Ответ: содержательный

15)Какой из разделов Программы представляет материально – техническое обеспечение Программы, включает распорядок или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий и особенности организации предметнопространственной развивающей среды?

Ответ: организационный

16)Выберите правильный ответ: « Содержание Программы должно отражать следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:

Ответ: предметно-пространственная развивающая образовательная среда, характер взаимодействия со взрослыми, характер взаимодействия с другими детьми, система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому

17)Дополните какие психолого-педагогические условия, необходимые для успешной реализации Программы :

18)Правильное или неправильное изложение:

19)Продолжите фразу « Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть:

20)Развивающая предметно-пространственная среда Организации (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

21)« Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников».

22)Вставьте пропущенные слова: «Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

23)Дополните предложения: «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

24)«Целевые ориентиры служат непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

25)«Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

Тест с ответами профессиональная компетентность педагога образовательной организации в условиях реализации ФГОС 2020-2021

1)ФГОС общего образования определяет

Ответ: определяет возможное содержание, изучаемое обучающимися общеобразовательных школ

2)Какое место отводится предметным знаниям в новом ФГОС:

Ответ: являются одним из основных компонентов содержания образования и на ряду с другими определяют типы учебно-познавательной деятельности.

3)Какое определение универсальные учебные действия является наиболее полным и точным:

Ответ: способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта

4)Функциями универсальных учебных действий являются:

Ответ: обеспечивают возможности учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

5)К метапредметным результатам не относятся:

Ответ: личностные

6)Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность систем требований:

Ответ: к образовательным результатам, образовательным программам, условиям реализации
образовательного процесса

7)Принципиальными особенностями деятельностного образования являются:

Ответ: основным компонентом содержания образования является деятельность, что должно находить отражение в целевом, процессуальном и контрольно-оценочных компонентах учебного процесса

8)Организация рефлексии учащихся обеспечивает формирование:

Ответ: универсальных учебных действий и предметных знаний, умений и навыков

9)Схема «компонент содержания образования» позволяет определить:

Ответ: условия реализации как предметных ЗУН, так и универсальных учебных действий

10)В каком аспекте рассматриваются коммуникативные учебные действия в ФГОС:

Ответ: системно-мыследеятельностном

11)Какое умение не относится к группе коммуникативных учебных действий:

Ответ: умения перерабатывать информацию и представлять ее в разных формах

12)Общие умения коммуникации это:

Ответ: умения, обеспечивающие адекватное восприятие письменной и устной информации, а также адекватное ее изложение

13)Регулятивные учебные действия это:

Ответ: группа умений, позволяющая планировать, осуществлять и оценивать учебную деятельность

14)Схема целеполагания включает следующие блоки:

Ответ: собственные потребности, внешние вызовы и заказы, ограничивающие условия, способствующие условия

15)Каким компонентом задаются искусственные процессы в социальной действительности?

Ответ: рефлексивным охватом субъекта ситуации

16)Рефлексия — это

Ответ: метод мышления, способ получения субъектом знаний об основаниях собственной деятельности при смене «позиции», осуществляется рефлексивный выход и происходит формирование собственной нормы

17)Найдите лишнее условие формирования рефлексивных умений:

Ответ: регулярная оценка деятельности учащегося со стороны учителя

18)Самоуправление в учебном процессе возможно при условии, что:

Ответ: все учащиеся включены в процессы планирования, организации и рефлексии собственной деятельности

19)Рефлексивный дневник это:

Ответ: средство формирования регулятивных умений учащихся

20)Проектно-исследовательская деятельность обеспечивает формирование регулятивных
учебных действий, так как:

Ответ: предполагает высокую степень самостоятельности учащихся при выполнении исследовательских задач

21)Индивидуальная образовательная программа учащегося складывается из:

Ответ: образовательных потребностей учащегося, стандарта образования, индивидуальных способов и средств освоения содержания

22)К познавательным универсальным действиям не относится:

Ответ: умения определять способ работы и действовать согласно этого способа

23)Анализ – это …

Ответ: (от греч. – разложение) – мысленное или фактическое разделение (расчленение, дробление) целого предмета на составные части

24)Прием логического мышления, при котором распределение предметов по группам осуществляется согласно сходству и различию между ними, причем с таким расчетом, чтобы каждая группа занимала фиксированное место в системе других групп:

Ответ: классификация

25)Основное предназначение диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий заключается в:

Ответ: определении уровня сформированности УУД у учащихся и коррекции способов, форм и средств обучения

26)Какой метод будет неэффективным для выявления уровня сформированности УУД:

Ответ: фронтальный опрос

27)Какую шкалу оценки целесообразно использовать для определения уровня сформированности УУД:

Ответ: уровневую (низкий, средний, высокий)

28)Одной из проблем диагностики УУД в настоящий момент является:

Ответ: высокий уровень субъективности при выборе правильного ответа

29)Диагностика УУД реализуется в течение следующих этапов:

Ответ: входной, промежуточной и итоговой

30)Если результаты диагностики уровня сформированности УУД у одного учителя не соответствуют результатам диагностики, полученным другим педагогом, то это свидетельствует о:

Ответ: невалидности диагностических материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *