Заполните двухчастный дневник поступки учителя дюйшена чем они меня поразили
Урок литературы в 9-м классе. Школа Дюйшена. (Урок внеклассного чтения по повести Ч.Айтматова «Первый учитель»)
Разделы: Литература
Не жалейте жара сердец, подойдите поближе, я обязан рассказать эту историю…
Ход урока
1. Поэтическая 5-минутка.
Моей первой учительнице посвящается…
Когда девчушкой в первый раз
Вошла под своды школы новой,
И, чуть дыша, шагнула в класс,
Меня окликнул голос ровный.
Я оглянулась: у дверей
Стояла женщина вся в строгом,
А взгляд, что не найти добрей,
Мне говорил уже о многом.
И не забыть минуты те,
Когда, её за руку взяв,
Я с ней прошла науки все,
Свой путь с добра её начав.
И как “спасибо” не сказать
За то, что жизни научила,
Не обижать людей, прощать,
За то, что душу в нас вложила.
Мне не забыть её глаза,
И как от слов хороших, нежных
Переставала течь слеза,
И появлялась вмиг надежда.
Хочу сегодня прокричать
Всем людям, что живут на свете:
“Учителей – не забывать!
Не оставляйте их! Не смейте!”
Елена Нестерова, ученица 9 класса
— Как это стихотворение связано с повестью Ч.Айтматова “Первый учитель”?
— Какие произведения, посвящённые школе, учителю, вы знаете? (В.Распутин “Уроки французского”, Ф.Искандер “Тринадцатый подвиг Геракла”, Ю.Дружников “Уроки молчания”, Ю.Яковлев “Багульник”, В.Тендряков “Ночь после выпуска”, А.Алексин “Безумная Евдокия” и другие.)
2. Работа по теме урока.
тополей. Они стоят на возвышенности, открытой веем ветрам, и отзываются на малейшее движение воздуха, каждый листик чутко улавливает легчайшее дуновение”.
— Не в этом ли “тайна” и писательской судьбы самого Чингиза Айтматова, автора этих строк, большого успеха его книг у читателей не только нашей страны, но и у читателей других стран, что его творчество тоже “открыто всем ветрам” современности и чутко отзывается на происходящее вокруг?
Сегодня нам предстоит познакомиться с героями книги замечательного писателя, выяснить нравственное звучание повести и почему эпиграфом к уроку стали именно эти слова Ч.Айтматова. (Эпиграф.) (Записать тему, эпиграф в тетрадь.)
Рисунок 1. Художник Л.Ильина
2) Жизнь и творчество Ч.Айтматова (Сообщение учащегося)
(Демобилизованный красноармеец организовывает первую школу в глухом аиле в самом начале 20-х годов.)
Рисунок 2. Чингиз Айтматов
Рисунок 3. Художник Л.Ильина
Писатель не побоялся рассказать трудную правду о дальнейшей судьбе первого учителя, для которого школа “на бугре” оказалась высшей жизненной точкой.
— Пожалуй, именно с этой повести Ч.Айтматов достигает того бесстрашия реализма, которое так привлекает читателей к его произведениям. Минувшее время,
огромный исторический опыт, накопленный народом, подсказывали ему всё более глубокое проникновение в суть окружающей жизни и человеческих характеров.
— Каков смысл эпиграфа к уроку?
— Школа Дюйшена… Какая она?
5. На дом. Сочинение-размышление “Школа Дюйшена и современная школа”.
«Первый учитель» — краткое содержание повести Ч.Т. Айтматова
Чингиз Торекулович Айтматов в 1962 году написал повесть «Первый учитель». Краткое содержание произведения подходит для читательского дневника. Это творение дети изучают на уроках литературы в 9 классе. Книга содержит в себе описание непростых времен для Киргизии, а именно то время, когда формировалась советская власть.
Анализ текста
В своем произведении Айтматов рассказывает о настоящей любви к людям. Писатель старается понять, сможет ли человек совершить настоящий подвиг ради другого и не побоится ли трудностей, которые ждут его впереди.
Если обратить внимание на романтическое описание, произведение можно было бы отнести к жанру баллада. Но писатель осознанно ушел от этого, для того чтобы рассказ «Первый учитель» не ассоциировался с одним конкретным поступком, он хотел охарактеризовать человеческие отношения в целом.
Главный персонаж повести — учитель Дюйшен — завораживает своей непростой и своеобразной судьбой. В начале повествования автор дает читателям представление о нем из слов односельчан. Люди не говорят о конкретной характеристике, а лишь коротко сообщают общие черты человека. Из этого можно подумать, что Айтматов описывает не героя, а обычного жителя села. Но все же в этом человеке присутствует что-то необычное. Он выглядит не так, как все, и одевается совсем по-другому.
Героическим поступком учителя является спасение маленькой девочки. Герой помогает ей выбраться из тисков старинных устоев и бедности. Благодаря его поступкам окружающие люди начинают задумываться о том, что живут неправильно и пришло время многое изменить.
Построение текста дает возможность понять, как обычный житель села становиться «мостиком» для тех, кто хочет жить лучше. Таким образом, обычная деревушка преображается благодаря одному человеку, для которого в жизни важны лишь справедливость и стремление жить лучше.
В произведении «Первый учитель» Айтматова читатели знакомятся с такими персонажами:
Благодаря главным героям автор передает основную мысль произведения, которая заключается в том, что судьба человека зависит только от него самого. Кроме этого, одновременно раскрывается основная тема произведения, а именно преодоление трудностей и совершение добрых поступков несмотря ни на что.
Разбор по плану
Разделение произведения на смысловые категории поможет лучше понять структуру повести, а также подготовиться к пересказу. Рассказ имеет такие части:
План поможет полностью понять, о чем именно написал автор. В каждой части происходят определенные события из жизни главных героев.
Сюжетная линия
История начинается с того, как художник сидит в раздумьях и не знает, что сегодня изобразить на полотне. В голову ничего путного не приходило. Не в его правилах было идти и советоваться с близкими и друзьями по поводу того, что изобразить, так как он сам и не догадывался, какой шедевр из этого получится.
Однажды художник рассказал историю о родном ауле, которая оказала значительное влияние на его душевное состояние. Именно на эту тему он планировал написать картину.
В одной киргизской деревушке под названием Куркуреу основной достопримечательностью был холм. Местные жители называли его «школа Дюйшена». Оказывается, по словам сельчан, там располагалась маленькая школа, но сегодня на этом месте был пустырь. Построил ее местный житель, комсомолец, парень по имени Дюйшен.
Художник был приглашен в аул на открытие новой школы, которую построили сами местные жители. Среди особо важных гостей присутствовала Алтынай Сулайманова. Сегодня она научный деятель, заведующая кафедрой в известном университете. Пожилая женщина читала лекции, ездила на семинары и работала в академии.
Земляки сделали поздравительные открытки, и их развозил старик Дюйшен, который являлся основателем самой первой школы. Над стариком часто посмеивались, так как он был не особо грамотным. Эти насмешки послужили поводом отъезда Алтынай. Находясь в Москве, она прислала письмо художнику, в котором просила рассказать жителям села необычную историю.
Приезд главного героя
Все началось с 1924 года, когда в аул прислали молодого парня Дюйшена. Его целью было построить школу и обучить детей грамоте и письму. В те годы у деревенских жителей не было таких понятий, как учеба или школа.
Люди не понимали, как обучение поможет их детям в будущем, и именно поэтому активно сопротивлялись открытию учебного заведения. Спустя некоторое время Дюйшену все-таки удалось убедить односельчан в необходимости обучения. После этого он обратился к жителям с просьбой отремонтировать старую конюшню, привезти дрова и построить мост через реку. Когда люди узнали, что молодой учитель за свою работу будет получать деньги, предложили их и потратить на решение всех образовавшихся проблем.
Знакомство с девочкой
Дюйшену пришлось самому ремонтировать здание. В то время как он упорно трудился, ему посчастливилось познакомиться с маленькой девочкой — Алтынай. Она была сиротой и жила у родного дяди. В доме родственников ее недолюбливали, заставляли выполнять всю тяжелую работу и грубо обращались с ней.
Когда конюшня превратилась в школу, Дюйшен стал обходить дворы и приглашать детей на учебу. Тетя несчастной Алтынай не хотела отпускать ее, так как она помогала ей по хозяйству. Но молодому учителю все же удалось переговорить с дядей девочки, который дал свое согласие и отпустил Алтынай.
Было удивительно, как малограмотный человек, который сам едва читает по слогам, решился обучать других. Когда дети пришли, мужчина разложил книги на полу, положил по тетрадке и карандашу. Вот так для детей, которые никогда не выезжали за пределы родной деревни, открылся новый мир.
Когда наступила весна, злая и вечно недовольная тетка Алтынай стала жаловаться, что племянницу еще никто не сосватал. Вскоре ее мольбы были услышаны, появились долгожданные сваты. Алтынай узнала, что ее дядька решил продать ее богатому жениху. Об этом она рассказала Дюйшену, который приютил ее у себя. Ему было непонятно, почему родственники решили так рано отдать девочку замуж.
Однажды на пороге учителя появился «жених» Алтынай с друзьями, которые сильно избили Дюйшена. Девушку отвезли далеко в горы, и в пятнадцать лет она стала женой богатого старика.
Смелый поступок
Дюйшен собрался с духом и отправился за Алтынай вместе с милиционерами. Ее мужа арестовали, а девочка ушла с учителем, который отвез ее в город и показал ей совершенно другую жизнь.
Сегодня уже пожилая Алтынай — сама учительница, профессор, она добилась многого и, несмотря на то что прошло немало времени, до сих пор благодарна своему первому учителю, который подарил ей счастливое будущее.
Своей повестью Чингиз Айтматов смело заявил, что сила воли и упорство помогут человеку в борьбе со старыми устоями, которые мешают развиваться дальше.
Айтматов «Первый учитель»
Творчество киргизского писателя Ч. Т. Айтматова полюбилось русским читателям. Оно несет в себе, то высокое духовное лирическое наполнение, которого часто не хватает в современной литературе. Его произведения заставляют с любовью и душевной чувственностью смотреть на окружающий мир, воспринимать ту красоту, которой он насыщен.
Автор воспевает в первую очередь сильную человеческую личность, а не систему, в которой он живет. Главный герой повести, учитель Дюйшен человек своего времени, свершающий ежедневные подвиги ради процветания государства и общества.
Краткое содержание повести
Молодой учитель Дюйшен отправляется в отдаленный киргизский аул, чтобы учить там местных детей. За неимением средств, жители поселка переоборудовали под школу старую местную конюшню, где и происходил процесс обучения. Маленькие ученики обездоленные дети, которые воспитывались так, что главный труд для них заключался в сельскохозяйственной работе, но никак не в учебе.
Среди них маленькая сирота Алтынай, которая после смерти своих родителей вынуждена была жить в семье своего дяди. Девочка не знала доброго отношения к себе родные заставляли ее работать на земле, всячески препятствовали тому, чтобы она посещала школу.
Через некоторое время родные продали ее богатому человеку в жены, однако благодаря вмешательству учителя, который обратился в правоохранительные органы, Алтынай удалось спасти. Дюйшен отправил девочку в детский дом, где она смогла продолжить учебу и благодаря этому смогла достичь высоких жизненных успехов.
Несмотря на то, что повесть занимает два листа, автор сумел изложить в ней и варварские жизненные устои общества, и силу духа человека, который нашел в себе мужество вмешаться в процесс фактически уничтожения другого человека. Учитель Дюйшен это борец за справедливость, строитель нового цивилизованного мира, которые исповедует нормы гуманности, доброты и честности.
Поступок и характер учителя Дюйшена
Героический поступок Дюйшена заставляет жителей аила задуматься о том, насколько правильно они живут и не устарели ли их общественные нормы. Постепенно Дюйшен приобретает все больше приверженцев своих идей, люди соглашаются с тем, что надо что-то менять в своей жизни.
Дюйшен становится своеобразным мостом, по которому люди переходят от мрачного варварского прошлого в светлое, свободное будущее, где независимость человеческой личности наивысшая ценность.
Айтамтов сумел создать образ настоящего коммуниста, который смело воплощает в жизнь идеи социалистического строя, как неотъемлемую часть культурного преображения.
Главный герой яркий представитель нового поколения, прогрессивного, имеющего широкий кругозор и готового пожертвовать многим ради становления справедливости.
Чингиз Торекулович Айтматов Повесть «Первый учитель»
Раздел долгосрочного плана:
Предмет: Русская литература
ФИО учителя: Шкредова Е.А.
Чингиз Торекулович Айтматов Повесть «Первый учитель»
Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)
8.1.5.1. Пересказывать содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования.
8.2.2.1.Определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике.
8.1.2.1 Понимать художественное произведение, критически осмысливая информацию, различать открытую и скрытую (подтекст) информацию.
8.1.3.1. Самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения.
-Пересказывать содержание произведения, используя разные приемы цитирования.
-Определять тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике.
-Понимать художественное произведение, критически осмысливая информацию.
-Самостоятельно находить в тексте цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения.
-Пересказывает содержание произведения или отрывка, используя разные приемы цитирования.
-Определяет тему и идею произведения, выражая своё мнение о проблематике.
-Понимает художественное произведение, критически осмысливая информацию.
-Самостоятельно находит в тексте цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения.
Слово «подвиг» заимствовано из старославянского языка и образовано от глагола «подвигнутися» – «потрудиться, совершить труд, подвиг». В современном русском языке это слово означает «исключительное по своему значению действие, совершённое в трудных, опасных условиях; героический самоотверженный поступок».
Привитие ценностей осуществляется через воспитание уважения и сотрудничества при работе в группе в рамках программы « Мәңгілік ел »
Работа в группе способствует уважительному отношению к друг другу.
Связь с такими предметами, как русский язык, история, география.
Данный раздел основан на содержании, навыках и знаниях, приобретенных учащимися в 7 классе. Выбор для чтения, анализа и интерпретации интересных, соответствующих возрасту учащихся произведений способствует развитию критического мышления и творческих навыков. В этом разделе изучаются следующие произведения: рассказ В. Распутина «Уроки французского», рассказы Ч. Айтматова «Первый учитель» и «Красное яблоко», повесть С. Жунусова «Прозрение» («Бабушка, я, знахарь и врач»), рассказ В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
Приветствую вас, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Думаю занятие пройдет плодотворно и мы получим радость от общения друг с другом.
Чингиз Айтматов – советский писатель киргизского происхождения, Герой Киргизской Республики и Социалистического Труда, лауреат ряда государственный премий. Родился 12 декабря 1928 года в Киргизском селе Шекер в семье крестьянина-активиста, который впоследствии стал государственным деятелем, но в 1938 году был расстрелян. Мать писателя была армейским политработником и общественным деятелем. После восьми классов общеобразовательной школы, Чингиз поступил сначала в зооветеринарный техникум, а затем в сельскохозяйственный институт. Публиковаться начал в 1952 году на родном киргизском языке.
После института Чингиз Айтматов работал несколько лет по основной профессии ветеринаром, одновременно печатая рассказы. С 1956 года он учился в Москве на курсах Высшей литературы, а через год появилась первая серьезная работа – повесть «Лицом к лицу». В 1957 году также появилась повесть «Джамиля», которая была сразу переведена на русский и французский языки. Именно она принесла Чингизу Айтматову мировую известность. Затем последовали работы «Верблюжий глаз», «Повести гор и степей» и многие другие рассказы и повести. Однако «Джамиля» и поныне остается самым известным произведением писателя. Эта книга издавалась практически на всех языках мира. А за сборник «Повести гор и степей» писателю была присуждена Ленинская премия.
Вскоре все его произведения стали выпускаться одновременно на русском и киргизском языке. Такие повести как «Верблюжий глаз» и «»Первый учитель» в 1960-е годы были экранизированы. В 1968 году появилась повесть «Прощай, Гульсары!», которая принесла писателю первую Государственную премию. Одним из наиболее популярных произведений автора стал роман «Белый пароход» (1970). Экранизация этого романа участвовала в международных кинофестивалях. Вторая Государственная премия была присуждена Айтматову за роман «И дольше века длится день» (1980).
В постсоветское время писатель издавал многие произведения за рубежом на немецком языке. Среди них «Белое облако Чингиз Хана», «Детство в Киргизии», «Снежный барс» и другие. Когда Айтматову исполнилось 70 лет, ему присвоили звание Героя и Народного писателя Кыргызстана. В 1990-е годы он неоднократно назначался послом от Российской Федерации и Кыргызстана в странах Европы. До конца жизни писатель возглавлял Благотворительный фонд, основанный им в 2006 году. Чингиз Айтматов умер в июне 2008 года в клинике Нюрнберга и был похоронен в пригороде Бишкека.
Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 56. Подвиг учителя Дюйшена (по повести Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»)
Урок 56. Подвиг учителя Дюйшена (по повести Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»)
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта Литература, 7 класс. Урок 56. Подвиг учителя Дюйшена (по повести Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»)»
Литература, 7 класс
Урок 56. Подвиг учителя Дюйшена (по повести Ч.Т. Айтматова «Первый учитель»)
Раздел 4. «Я и мир: вечное и преходящее»
Формирование УУД и технология оценивания
На этом уроке мы говорим о том, что такое подвиг, в качестве примера используя повесть Ч.Т. Айтматова «Первый учитель».
1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.
2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.
На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чём)?
Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Повышенный уровень – решение нестандартной задачи, где требуется применить знания либо по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – «отлично».
Максимальный уровень – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
1. Формулирование темы урока.
3. Работа с текстом после чтения.
– Давайте вспомним слова Алтынай о Дюйшене: «Сам того не ведая, он совершил подвиг».
– Как вы думаете, что такое подвиг?
– Приведите пример подвига.
Информация для учителя.
Слово «подвиг» заимствовано из старославянского языка и образовано от глагола «подвигнутися» – «потрудиться, совершить труд, подвиг». В современном русском языке это слово означает «исключительное по своему значению действие, совершённое в трудных, опасных условиях; героический самоотверженный поступок».
Формулируем тему урока:
В чём состоит подвиг учителя Дюйшена?
– Что вам известно о жизни народов Средней Азии, в том числе женщин, до революции 1917 года? Что такое «ликвидация безграмотности» (ликбез)? Рассмотрите картину П.В. Кузнецова «Узбечка» (с. 199).
– Почему жители аила не захотели помочь Дюйшену? Какие задачи ему пришлось решать в одиночку?
– Какие нравственные испытания пришлось преодолеть Дюйшену?
– Какие поступки Дюйшена можно назвать самоотверженными поступками?
– В чём, по мнению Алтынай, состоял подвиг Дюйшена как учителя?
Информация для учителя.
До революции 1917 года среди киргизов количество грамотных составляло 1–2% (семилетнее всеобщее обучение в городе и деревне на территории Средней Азии было осуществлено только к 1952–1954 годам); в 1914 году в Киргизии было 16 врачей и шесть больниц на сто коек. В Таджикистане в 1914 году на 200 человек населения приходился только один грамотный, грамотных женщин почти совсем не было. Лечение больных находилось преимущественно в руках знахарей – табибов; свирепствовали малярия и тиф. В Туркмении до 1917 года грамотных было 0,7%; на всей её территории было 300 больничных коек, 26 амбулаторий и 56 врачей. На территории Узбекистана в 1914 году на 1000 жителей приходилось только 4 учащихся. Это были почти исключительно дети чиновников, баев, местных богачей. Работало 80 врачей, 26 фельдшеров, 66 акушерок и 55 фармацевтов. Число больничных коек равнялось 1028.
Ликбез – ликвидация безграмотности (ликвидация неграмотности) – массовое обучение неграмотных детей и взрослых, осуществлённое в СССР в общегосударственном масштабе (декрет о ликвидации неграмотности среди населения в возрасте от 8 до 50 лет был подписан В.И. Лениным 26 декабря 1919 года).
– Как относились люди к труду Дюйшена?
Люди вроде бы и не против Дюйшена (хочет учить – пусть учит), но помогать ему, ввязываться в это сомнительное дело они не хотят, отговариваясь тем, что у самих дел хватает. Они даже жалеют Дюйшена, когда он один пытается отремонтировать конюшню или таскает дрова для школы, но помочь ему упорно не хотят.
– Почему никто не помогал Дюйшену сделать переправу через реку?
«Если рассудить по справедливости, – пишет Алтынай в своём письме-исповеди, – то стоило жителям нашего аила собраться да сообща перебросить через поток две-три лесины, глядишь – и мост для школьников был бы готов. Но в том-то и дело, что в те дни люди по темноте своей не придавали значения учебе, а Дюйшена считали в лучшем случае чудаком, который возится с ребятишками от нечего делать. Охота тебе – учи, а нет – разгони всех по домам. Сами-то они ездили верхом и в переправах не нуждались» (цит. по полному тексту повести).
Первопроходцу всегда трудно. Тому, кто борется против закоренелого невежества, трудно вдвойне, особенно когда это не невежество отдельной личности, а темнота целого народа, из которого ты вышел, которому хочешь помочь и который не только не хочет помочь самому себе, поддержав твои начинания, но в лучшем случае бездействует, а в худшем подвергает тебя гонениям или глумится над тобой:
«…тогда то ли по невежеству своему, то ли по недомыслию люди смеялись над Дюйшеном. Особенно богачи, что зимовали в горах и приезжали сюда только на мельницу. Сколько раз, поравнявшись с нами у брода, таращили они на Дюйшена глаза, проезжая мимо в своих красных лисьих малахаях и в богатых овчинных шубах, на сытых диких конях. Кто-нибудь из них, прыская со смеху, подталкивал соседа:
– Гляди-ка, одного тащит на спине, другого на руках!
И тогда другой, подстёгивая храпящего коня, добавлял:
– Эх, провалиться мне сквозь землю, не знал я раньше, вот кого надо было взять во вторые жёны.
И, обдавая нас брызгами и комьями грязи из-под копыт, они с хохотом удалялись».
– Как вёл себя при этом Дюйшен?
Никто не знает, сколько нравственных сил стоило Дюйшену сносить эти насмешки, не опуститься до перебранки с этими наглыми, невежественными людьми. Он продолжал своё дело, самоотверженно перенося малышей на руках через ледяную воду, сооружал переправу, стоя в этой воде босиком, учил.
– Проанализируйте эпизод с похищением Алтынай. Как ведёт себя учитель Дюйшен?
Дюйшен поднимается до высокого героизма, когда защищает Алтынай от людей, приехавших, чтобы увезти её.
«…кони мчались так стремительно, словно вот-вот растопчут нашу школу. Мы все насторожились, замерли.
– Не отвлекайтесь, занимайтесь своим делом, – быстро сказал Дюйшен…»
«– Здесь только школьницы, и замуж выдавать ещё некого! – твёрдо и спокойно сказал Дюйшен».
«Учитель не двинулся с места».
«– Вы не имеете права входить сюда, это школа! – сказал Дюйшен, крепко держась за дверные косяки».
«– Плевать мне на твою школу! – взревел краснорожий, замахиваясь камчой.
Но Дюйшен опередил его. Он с силой пнул его в живот ногой, и тот, ахнув, упал. В ту же минуту те двое с кольями набросились на учителя».
«Дюйшен оглянулся. Он был весь в крови, страшный и ожесточённый. Подхватив с земли доску и размахивая ею, он закричал:
– Бегите, дети, бегите в аил! Убегай, Алтынай! – и захлебнулся в крике.
Ему перебили руку. Прижимая её к груди, Дюйшен попятился, а те, ревя, как бешеные быки, стали избивать его, теперь уже беззащитного.
– Бей! Бей! Сади по голове! Бей наповал!»
«Но Дюйшен ничем не мог помочь мне. Он ещё держался на ногах, шатаясь точно пьяный под ударами извергов, он пытался поднять мотающуюся голову, а те всё били и били его. Меня повалили на землю и связали руки. В это время Дюйшен покатился по земле».
«Я с трудом подняла повисшую с коня голову и глянула. За нами бежал Дюйшен. Избитый до полусмерти, окровавленный, он бежал с булыжником в руке. А за ним следом – с плачем и криком весь наш класс».
«Насильники приостановились, и те двое закружились на конях вокруг Дюйшена. Ухватив зубами рукав, чтобы не мешала перебитая рука, Дюйшен примерился и метнул камень, но не попал. И тогда те двое свалили его в лужу двумя ударами кольев».
Дюйшен не сдался. Через три дня он освободил Алтынай.
– Что сказано о работе Дюйшена как учителя?
Терпеливый, внимательный, упорный, он учил детей всему, что знал сам, увлечённо объясняя непонятное. «Шутка ли, – пишет Алтынай, – учить детей, чьи деды и прадеды до седьмого колена были неграмотны». Алтынай, повторяем, считала труд своего учителя подвигом: «Да, это был подвиг, потому что в те дни нам, киргизским детям, нигде не бывавшим за пределами аила, в школе, если можно так назвать ту самую мазанку с зияющими щелями, через которые всегда были видны снежные вершины гор, вдруг открылся новый, неслыханный и невиданный прежде мир».
Алтынай с горечью говорит о том, что подвига Дюйшена никто, кроме, может быть, его маленьких учеников, не оценил: «А всё-таки следовало, конечно, нашему народу призадуматься: ради чего этот молодой парень, который ничем не хуже и не глупее других, ради чего он, терпя трудности и лишения, снося насмешки и оскорбления, учит их детей, да ещё с таким необыкновенным упорством, с такой нечеловеческой настойчивостью?» (Цит. по полному тексту повести.)
– В чём же причина героического, самоотверженного поведения Дюйшена?
– Каковы истоки его подвига?
Вероятно, Дюйшен сам не осознавал, что совершает подвиг, не ждал он и награды за свой труд. Но в нём жило то нравственное начало, которое во многом определяет сложившуюся личность: любовь к родному краю и чувство долга перед ним. Он искренне хотел сделать жизнь своего народа лучше, чем она была: «Мы бедняки, – уже тихо проговорил Дюйшен. – Нас всю жизнь топтали и унижали. Мы жили в темноте. А теперь советская власть хочет, чтобы мы увидели свет, чтобы мы научились читать и писать. А для этого надо учить детей…» Когда началась война, Дюйшен ушёл на фронт. Он воевал, считался пропавшим без вести, потом жил на Украине, но умирать, как он говорил, приехал на родину. Но и теперь, будучи почтальоном, он остался таким же упорным и ответственным тружеником: «Вы не знаете нашего Дюйшена! – говорит о нём директор школы. – Он человек закона. Пока дела не выполнит, никуда не завернёт».
– Чертим блок-схему: составляющие характера Дюйшена.
Любовь к родине, активная доброта, стремление помочь людям, чувство долга и ответственности, бескорыстие и скромность. Это и есть «вечное», про которое говорил Алексей в своём дневнике.
– Давайте прочитаем стихотворения А.А. Вознесенского «Сага» и Г.Ф. Шпаликова «Людей теряют только раз…». Чем эти стихотворения созвучны повести Ч. Айтматова «Первый учитель»?
Дома учащиеся знакомятся с материалами о Ч. Айтматове (учебник, с. 179) и письменно отвечают на вопрос 19 (с. 200). Стихотворения А.А. Вознесенского и Г.Ф. Шпаликова (оба или одно по выбору) учатся наизусть.
Учитель Дюйшен совершил нравственный подвиг. Он действительно был Учителем, и воспитанные им дети стали совсем другими людьми. Он работал не за награду, не за почёт (его деятельность так и осталась неоценённой даже теми, кого он выучил), а просто потому, что не мог не делать того, что делал. Эта принципиальность и чуткое понимание добра и зла, возможного и невозможного, позволила ему выжить в суровые предвоенные годы, пережить войну, долгие годы работать почтальоном. Он нелюдим, потому что всё своё сердце отдал детям.
Дома учащиеся знакомятся с материалами о Ч. Айтматове (учебник, с. 179) и письменно отвечают на вопрос 19 (с. 200). Стихотворения А.А. Вознесенского и Г.Ф. Шпаликова (оба или одно по выбору) учатся наизусть.