Запричастный стих на литургии что это

Благовестие

После молитвы «Отче наш» на Литургии хор поет причастный стих, текст которого меняется в зависимости от дня седмицы и праздника. К сожалению, не все прихожане знают, что во время пения причастного стиха происходит очень важное действо Божественной Литургии – причащение священников. Таким образом, в этот момент совершается таинство Евхаристии, которое состоит из двух частей: преложения даров (хлеба и вина) в Тело и Кровь Христовы и причастия верующих. Для невоцерковленного человека кажется, что служба закончилась и можно позволить себе побеседовать с другими прихожанами, походить по храму и приложиться к иконам или поставить свечи. На самом деле, верующий человек должен понимать важность этих нескольких минут и быть максимально сосредоточенным на молитве, подготовке к причастию или не мешать тем, кто к причастию готовится. Правильно будет оставаться на том же месте, где молились всю Литургию. Если с вами в храм пришел ваш ребенок, следует объяснить ему, что ходить (тем более бегать), разговаривать в этот момент в храме нельзя.

Таинство причащения в современной практике совершается в два приема: сначала причащаются священнослужители в алтаре, потом миряне вне алтаря, у амвона. Во время причащения священнослужителей (за исключением пасхальной седмицы) царские врата и завеса закрыты. Миряне воспринимают данный момент Литургии как паузу, перерыв; некоторые начинают разговаривать, иные вообще покидают храм, полагая, что основная часть службы закончилась.

Такому пониманию способствует и то, что в этот момент происходит на клиросе. Устав предписывает во время причащения священнослужителей петь запричастный стих — специально подобранный стих из псалма. В чинопоследовании после окончания пения причастного стиха возникает пауза, которую в каждом храме заполняют по-разному. Наиболее уместно, как это и делается во многих храмах, заполнить ее чтением молитв из «Последования ко святому причащению» или жития святых. Не будучи частью Литургии, эти молитвы, однако, настраивают верующих на размышление о величии Таинства Евхаристии, помогают им подготовиться к духовному и телесному соединению со Христом.

Причащению священнослужителей предшествует чтение старшим священником молитв, обращенных к Христу: «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея тайныя» и «Да не в суд или во осуждение». Священнослужители в алтаре сначала причащаются Тела Христова в строгом иерархическом порядке: первым к престолу подходит старший священник, затем другие священники, затем диаконы. В таком же порядке священнослужители причащаются Крови Христовой. Иереи самостоятельно берут с престола частицу Тела Христова и отпивают по три глотка из чаши. Причастившись, священнослужители отходят от престола и читают благодарственные молитвы. После причащения священник умывает уста и руки, а затем принимает антидор и запивку — вино, разбавленное горячей водой. По существующей традиции младшие священнослужители подходят к старшему и поздравляют с принятием Святых Тайн.

Причащение мирян начинается открытием царских врат и завесы. Из алтаря выходит диакон, неся в руках евхаристическую Чашу и возглашая: «Со страхом Божиим и верою приступите». Хор поет: «Благословен Грядый во имя Господне. Бог Господь и явися нам». Священник читает молитвы: «Верую, Господи, и исповедую», «Вечери Твоея тайныя» и «Да не в суд или во осуждение». В храмах некоторых Поместных Православных Церквей эти молитвы читаются вслух всей общиной; в последнее время такой обычай начал входить в употребление и в некоторых храмах Русской Церкви. Во время причащения мирян хор многократно поет: «Тело Христово приимите, источника безсмертнаго вкусите».

В современной православной практике священнослужители причащаются, принимая частицу Тела Христова в правую руку и отпивая из евхаристической чаши три глотка Крови Христовой. В Древней Церкви миряне причащались точно так же. Подробные инструкции мирянам, принимающим в руки Тело Христово, дает Кирилл Иерусалимский: «Итак, приходя, не с простертыми ладонями и не с растопыренными пальцами приступай, но левую руку сделав престолом правой, как хотящей поднять Царя, и, согнув ладонь, прими Тело Христово и тут же скажи: «Аминь». Итак, с осторожностью, освятив очи твои прикосновением святого Тела, причастись, остерегаясь, чтобы ни крошки от него не уронить. Потом, по причащении Тела Христа, приступи и к Чаше Крови, не простирая руки, но наклонясь, и, в образ поклонения и почтения говоря «аминь», освятись и Крови Христовой причащаясь. И когда еще находится влага на устах твоих, прикасаясь руками, освяти и очи, и лоб, и прочие органы чувств. Наконец, дождавшись молитвы, благодари Бога, сподобившего тебя таких Таинств».

Святитель Кирилл указывает на интересный обычай, вышедший из употребления: прикасаться частицей Тела Христова к глазам, а затем смачивать влагой от Крови Христовой глаза, лицо и другие органы чувств. Святитель призывает причащающегося быть особенно осторожным, бережно относясь к святыне Тела и Крови Христа. В современной практике это предостережение сохранилось в форме запрета на крестное знамение перед причащением: подходящий к евхаристической Чаше не должен осенять себя крестным знамением и делать какие-либо иные движения, дабы не задеть святую Чашу.

Впоследствии практика причащения мирян изменилась и была введена в употребление «лжица» (ложечка), в которой помещается небольшая частица Тела Христова и небольшое количество Крови Христовой.

Мы постарались объяснить, что происходит в храме во время и после запричастного стиха, и как нужно вести себя. Надеемся, что эти знания помогут вам выбрать правильную форму поведения во время Божественной Литургии.

По материалам митрополита Илариона (Алфеева)

Источник

Детям о Литургии

Боже­ствен­ная литур­гия

«Литур­гия» – гре­че­ское слово. В Древ­ней Греции неко­то­рые общие работы, непо­силь­ные для одного чело­века, назы­ва­лись «литур­ги­ями». Первые хри­сти­ане назвали этим словом глав­ную службу Богу.

Боже­ствен­ная литур­гия – самая глав­ная цер­ков­ная служба

На Литур­гии вспо­ми­на­ется земная жизнь Иисуса Христа от рож­де­ния до воз­не­се­ния Его на Небо, Его учение и при­не­сен­ные Им на землю спа­си­тель­ные блага. Поря­док Литур­гии такой: сна­чала гото­вится все необ­хо­ди­мое для Таин­ства При­ча­ще­ния; затем веру­ю­щие гото­вятся к Таин­ству; и, нако­нец, совер­ша­ется само Таин­ство, и веру­ю­щие при­ча­ща­ются.

Литур­гия таким обра­зом делится на три части:

Про­ско­ми­дия

«Про­ско­ми­дия» – слово гре­че­ское и озна­чает «при­не­се­ние». Назва­ние первой части Литур­гии свя­зано с обы­чаем древ­них хри­стиан при­но­сить хлеб, вино и все нужное для совер­ше­ния Литур­гии. Поэтому хлеб, упо­треб­ля­е­мый на ней, назы­ва­ется просфо­рою, что озна­чает «при­но­ше­ние». Мы не можем жить без еды и питья. Поэтому наши дары значат, что мы при­но­сим Богу в дар нашу жизнь.

Во время Про­ско­ми­дии свя­щен­ник при­го­тав­ли­вает наши дары (просфоры). Для Про­ско­ми­дии упо­треб­ля­ются пять слу­жеб­ных просфор (в вос­по­ми­на­ние того, как Иисус Хри­стос накор­мил пятью хле­бами более пяти тысяч чело­век) а также просфоры, зака­зан­ные при­хо­жа­нами. Для при­ча­ще­ния упо­треб­ля­ется одна просфора (Агнец), кото­рая по своей вели­чине должна соот­вет­ство­вать числу при­част­ни­ков. Из каждой просфоры свя­щен­ник выни­мает по частице и рас­по­ла­гает их на дис­косе (золо­той таре­лочке) в стро­гом порядке:

Соеди­не­ние на дис­косе всех частиц в таком порядке озна­чает всю Цер­ковь Божию. Воз­глав­ляет Цер­ковь Сам Гос­подь Иисус Хри­стос.

Про­ско­ми­дия совер­ша­ется свя­щен­ни­ком впол­го­лоса на Жерт­вен­нике при закры­том Алтаре. В это время чита­ются третий и шестой часы по Часо­слову (бого­слу­жеб­ная книга).

Запричастный стих на литургии что это. Смотреть фото Запричастный стих на литургии что это. Смотреть картинку Запричастный стих на литургии что это. Картинка про Запричастный стих на литургии что это. Фото Запричастный стих на литургии что это

Литур­гия огла­шен­ных

Во время Литур­гии огла­шен­ных (огла­шен­ные – гото­вя­щи­еся к при­ня­тию Свя­того Кре­ще­ния) мы учимся, как надо жить по Запо­ве­дям Божиим. Начи­на­ется она Вели­кой екте­нией, в кото­рой свя­щен­ник или диакон читает корот­кие молитвы о мирных вре­ме­нах, о здо­ро­вье, о нашей стране, о наших близ­ких, о Церкви, о Пат­ри­архе, о путе­ше­ству­ю­щих, о нахо­дя­щихся в тюрь­мах или попав­ших в беду. После каж­дого про­ше­ния хор поет: «Гос­поди поми­луй».

После Вели­кой екте­нии поется Первый анти­фон (псалом 102) «Бла­го­слови, душе моя, Гос­пода…». После Малой екте­нии поется Второй анти­фон (псалом – 145‑й) «Хвали, душе моя, Гос­пода…». Псалмы эти назы­ва­ются анти­фо­нами – петь их поло­жено на двух кли­ро­сах попе­ре­менно.

По окон­ча­нии Вто­рого анти­фона всегда поется «Еди­но­род­ный Сыне…». В этом пес­но­пе­нии изло­жено пра­во­слав­ное учение о Втором Лице Святой Троицы – Сыне Божием Иисусе Христе.

Далее сле­дует Малая екте­ния и пение тре­тьего анти­фона – «Бла­женств Еван­гель­ских» (пра­вила жизни, кото­рые нам дал Гос­подь Иисус Хри­стос). При пении Тре­тьего анти­фона откры­ва­ются Цар­ские врата.

В конце «Бла­женств» свя­щен­ник тор­же­ственно выно­сит через север­ные врата из Алтаря Еван­ге­лие и так же тор­же­ственно вносит его в Алтарь через Цар­ские врата.

(Шествие свя­щен­но­слу­жи­теля с Еван­ге­лием назы­ва­ется малым входом и напо­ми­нает веру­ю­щим первый выход Иисуса Христа на про­по­ведь). Певчие поют вход­ное: «При­и­дите, покло­нимся…».

После этого поются тро­пари, кондаки и «Три­свя­тое» («Святый Боже…»).

По окон­ча­нии «Три­свя­того» на сере­дину храма выхо­дит чтец и читает «Апо­стола» (отры­вок из посла­ний апо­сто­лов к первым хри­сти­а­нам).

После чтения «Апо­стола» диакон или сам свя­щен­ник читает Еван­ге­лие.

По окон­ча­нии чтения Еван­ге­лия сле­дует сугу­бая (уси­лен­ная) екте­ния за живых и затем – особая екте­ния за усоп­ших.

После этого огла­шен­ным пред­ла­гают выйти из храма.

Литур­гия верных

Третья часть назы­ва­ется Литур­гией верных потому, что на ней могут при­сут­ство­вать только верные, т.е. кре­щен­ные. После при­гла­ше­ния огла­шен­ным уда­литься из храма поется Херу­вим­ская песнь. Эта песнь при­гла­шает веру­ю­щих оста­вить всякую мысль о житей­ском, пред­ста­вить себе, что они, подобно Херу­ви­мам, нахо­дятся близ Бога, на Небе, и, как бы вместе с ними, поют Ему три­свя­тую песнь. После испол­не­ния слов: «Всякое ныне житей­ское отло­жим попе­че­ние…» свя­щен­ник тор­же­ственно выно­сит Святые Дары – хлеб и вино – из север­ных врат Алтаря. Оста­но­вив­шись в Цар­ских вратах, он молится за всех, кого мы осо­бенно вспо­ми­наем, и, воз­вра­ща­ясь через Цар­ские врата в Алтарь, ставит Чест­ные Дары на Пре­стол. (Пере­не­се­ние даров с Жерт­вен­ника на Пре­стол назы­ва­ется Вели­ким входом и зна­ме­нует собой тор­же­ствен­ное шествие Иисуса Христа на воль­ные стра­да­ния и крест­ную смерть). Хор про­дол­жает петь «Херу­вим­скую» со слов: «Яко да Царя всех поды­мем…».

После «Херу­вим­ской» звучит про­си­тель­ная екте­ния и поется одна из глав­ных молитв – «Символ веры», – кото­рую вместе с пев­чими испол­няют все при­хо­жане.

Насту­пает куль­ми­на­ция Литур­гии:

Совер­ша­ется Святое Таин­ство Евха­ри­стии – пре­ло­же­ние хлеба и вина в истин­ное Тело и истин­ную Кровь Гос­пода нашего Иисуса Христа.

В это время хор поет «Милость мира».

Затем звучит «Хва­леб­ная песнь Бого­ро­дице» и про­си­тель­ная екте­ния. Самую глав­ную – «Молитву Гос­подню» (Отче наш…») – испол­няют все веру­ю­щие. После «Молитвы Гос­под­ней» поется запри­част­ный стих. Откры­ва­ются Цар­ские врата.

Свя­щен­ник выно­сит Чашу со Свя­тыми Дарами и гово­рит:

«Со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите!» Начи­на­ется при­ча­ще­ние веру­ю­щих и хор поет: «Тело Хри­стово при­и­мите…».

По завер­ше­нии при­ча­ще­ния певчие поют бла­го­дар­ствен­ную песнь: «Да испол­нятся уста наша…» и псалом 33. Далее свя­щен­ник про­из­но­сит отпуст (т.е. завер­ше­ние Литур­гии). Звучит «Мно­го­ле­тие» и при­хо­жане целуют Крест.

Источник

Таинство исповеди: что это такое?

Статья рассматривает три варианта совершения Таинства исповеди священником: перед Литургией, во время Литургии и в конце Литургии на запричастном стихе. Каждый вариант по‑своему неудобен для верующих, и ни один не дает возможности полноценного участия в таинстве. Наоборот, второе крещение (как часто называют исповедь), или перерождение человека, вынужденно совершается в тесноте и спешке. О том, как можно священнодействовать, когда тебе в прямом смысле дышат в затылок, или как возможно исправить ситуацию, размышляет священник Андрей Кордочкин, настоятель прихода во имя святой равноапостольной Марии Магдалины в Мадриде. Мы продолжаем тему исповеди и причастия, развернувшейся после публикации статьи протоиерея Александра Шмемана в майском номере журнала.

Таинство исповеди

Запричастный стих на литургии что это. Смотреть фото Запричастный стих на литургии что это. Смотреть картинку Запричастный стих на литургии что это. Картинка про Запричастный стих на литургии что это. Фото Запричастный стих на литургии что это

В Русской Православной Церкви сохранилось глубокое и чуткое понимание таинства покаяния и его роли в жизни человека. В то же время для меня очевиден разрыв между теорией и практикой исповеди, между тем, чему мы учим, и тем, что предлагаем на деле.

В современной русской практике исповедь обычно совершается в трех вариантах: перед Литургией, во время Литургии и в конце Литургии (на запричастном стихе).

Перед воскресной Литургией. В этом случае священник вынужден сопоставлять время, оставшееся до начала богослужения, с количеством исповедников, ускоряя исповедь пропорционально их числу. К примеру, за час, уделяя каждому пять минут, он сможет принять исповедь у двенадцати человек, но на практике исповедников, конечно, гораздо больше и пятиминутная исповедь уже вызывает ропот в их очереди.

Во время Литургии. В этом случае церковное собрание искусственно разделяется на молящихся и кающихся, лишая последних возможности полноценно участвовать в богослужении.

На запричастном стихе в конце Литургии. В этом случае наступает долгая и утомительная (особенно для детей) пауза, разрывающая богослужение.

Во всех этих случаях исповедь совершается в спешке, при скоплении людей. Очевидно, что ни один из этих «форматов» не дает возможности ни священнику, ни самому кающемуся человеку совершить таинство должным образом.

Забегая вперед, скажу: я вовсе не сторонник полной отмены исповеди перед причастием. Для страны, где большая часть «православных» людей знает о своем знаке зодиака гораздо больше, чем о том святом, чье имя они носят, подобная реформа была бы катастрофой. Для людей, которые фактически не принадлежат к Церкви или же отпали от нее через тяжелые грехи или лжеучения, исповедь может и должна стать той новой точкой отсчета, с которой начнется их подлинно христианская жизнь.

Сам я отнюдь не избегаю принимать исповедь. На нашем приходе Великим постом из-за наплыва исповедников она совершается в сумме около семи часов (в пятницу вечером, в субботу вечером и в воскресенье перед Литургией). Я всего лишь предлагаю читателю вместе со мной задать себе вопрос: допустимо ли совершать исповедь конвейерным методом? Можем ли мы предложить более живой и творческий подход к таинству, не боясь, что нас обвинят в модернизме и обновленчестве?

Я хорошо помню, как на многих приходах Сурожской епархии исповедь совершалась тогда, когда у кого-то из прихожан возникала реальная необходимость. Тогда священник или епископ приходил в храм среди недели и уделял человеку ровно столько времени, сколько было необходимо. Таким образом, с одной стороны, воскресная Литургия служила своему единственному предназначению — собиранию верных вокруг святой чаши. С другой стороны, исполнялось указание Требника: «Приводит духовный отец хотящаго исповедатися единаго, а не два, или многия», которое подчеркивает непременно личный характер таинства и, по всей видимости, не соблюдается в большинстве храмов или монастырей Русской Православной Церкви. Лично для меня такая форма исповеди является единственно приемлемой, всё остальное есть лишь попытка избежать профанации.

В Поместных Церквах, где таинства покаяния и причащения полностью разделены, исповедь зачастую вообще перестает быть частью христианской жизни. Вспомним наставления Паисия Святогорца, где он рекомендует своим соотечественникам чаще прибегать к таинству покаяния. В русском сознании исповедь и причащение неразрывно связаны. Нет ничего предосудительного в исповеди перед причастием, но мы уклонились в другую крайность: по словам протоиерея Димитрия Карпенко, «пытаясь оградить мирян от формализации таинства причастия, мы формализуем таинство исповеди, которое из таинства второго крещения становится одним из условий для причастия».

Без сомнения, человек непрестанно нуждается в покаянии, но не всегда он нуждается в сакраментальном воссоединении с Церковью перед участием в Литургии. Поэтому потребность в исповеди и потребность в причащении не есть одно и то же. В этом смысле человек, который совершает исповедь, не ощущая реальной потребности в ней, совершает вместе со священником вольную или невольную подмену, о которой протоиерей Георгий Митрофанов сказал: «Исповедующиеся имитируют исповедь, а исповедующий имитирует духовничество». Очевидно, что подобная ролевая игра устраивает лишь участников, а чаще участниц, с определенным психотипом и ничего, кроме вреда, не приносит. «Выраженная нерешительность, неуверенность в себе и склонность к сомнениям; они застенчивы, робки, конфузливы, малоактивны и плохо приспособлены к жизни; их особенности — симптом пониженной активности, наклонности к сомнениям и болезненному мудрствованию, недостаточное чувство реальности и полноты жизни; им трудно принять любое решение… он бесконечно анализирует свои поступки, склонен к пониженной самооценке» (О.Григорьев) — в этой характеристике психастенического психопата пастырю, имитирующему старчество, нетрудно увидеть своего идеального исповедника. Не потому ли ярким, волевым, самостоятельным, деятельным людям — прежде всего мужчинам — тяжело найти место в современной церковной культуре, что участие в подобных ролевых играх их не привлекает?

Протоиерей Владимир Воробьев писал: «Если человек живет нормальной церковной жизнью, то частая его исповедь не может быть той исповедью, которая называется вторым крещением. Не может быть соединения с Церковью, если человек не отделялся. Сам смысл этого таинства меняется, и возникает путаница. Таинство покаяния означает изменение жизни. Но невозможно менять свою жизнь каждые две недели! Это вовсе не отменяет покаянного настроя души. Христианин должен всегда пребывать в покаянии, но это не нужно путать с таинством покаяния. Думаю, что вопрос об обязательной исповеди перед причастием должен быть пересмотрен. Необходимо обязательно сохранить благословение на причастие. Священник, если у него есть община, знает, кого он может допустить к причастию, а кого нет».

Железная связка исповеди с причащением приводит к тому, что опасная духовная путаница, о которой говорит протоиерей Владимир, стала нормой, а дисциплина обязательной исповеди перед причащением зачастую доводится до закономерного абсурда. К примеру, в моем родном городе в храме недалеко от дома чаша на Пасху не выносилась вовсе — именно из-за большого числа потенциальных исповедников. Очевидно, исповедь, совершенная за несколько дней до праздника, была не в счет. Другой пример: во многих храмах дети, достигнув семилетнего возраста, непременно должны вставать со взрослыми в очередь к аналою; я знал случаи, когда подобная дисциплина заставляла детей отпадать от евхаристии и, как следствие, от Церкви. Рассказывают, что на удаленных приходах, где совершает служение один священник, его жена и дети, которые не могут исповедоваться мужу и отцу, фактически оказываются отлученными от Церкви.

«Благодарю Бога, что Он почти всегда дает мне переживать исповедь как катастрофу», — писал отец Александр Ельчанинов. Это глубокое и искреннее понимание, но едва ли психически здоровый человек может переживать исповедь подобным образом, совершая ее еженедельно. Исповедь должна созреть, она не может совершаться «по требованию», как условие для чего-либо, и человек должен ее совершать, не ощущая чьего-то дыхания в затылок. Защита привычного «конвейерного метода» есть унижение великого таинства перерождения души, необходимость в котором созревает в каждом христианине в свое время.

Если у меня за воскресное утро была одна исповедь, которая стала перерождением человека, я чувствую себя счастливым человеком.

У нас не принято отказывать в исповеди, однако я вообще не считаю, что исповедь сама по себе непременно служит духовной пользе. Любому священнику знакома категория людей, которые готовы занять место в очереди, едва увидев священника у аналоя. Если мы принимаем в воскресенье исповедь у человека, который был на исповеди в пятницу и в среду, делаем ли мы добро или потакаем эгоизму? Едва ли кто-то из этих людей думает о том, что, будучи увлеченным собой, он, возможно, отнимает исповедь у кого-то, кто стоит сзади и кто в ней действительно нуждается. Раз я вроде бы самый грешный, то моя исповедь, конечно, самая важная. В подобных случаях исповедь зачастую становится прикрытием для мнительности («что ни сделаю — всё грех»), а то и кокетства («ой, батюшка, я бы от аналоя не отходила»). Для таких людей важнее, скорее всего, деятельное доброделание, чем имитация «откровения помыслов». Об этом говорит митрополит Саратовский Лонгин: «Для современного человека, особенно рефлексирующего, склонного к углубленному даже не самоанализу, а самокопанию и самоедству, с которыми, к сожалению, мы часто сталкиваемся, такая активная деятельность ради людей будет очень полезна. Она поможет ему забыть о себе в хорошем смысле этого слова, забыть не о своем спасении и о своей душе, а об этом самокопании и комплексах». Без этих слов невозможно понять современного исповедника, который давно уже не в состоянии говорить о чем-либо, кроме как о самом себе, и который в подавляющем большинстве случаев строит исповедь как диалог со священником, а не как обращение ко Христу. Если же мы понуждаем человека совершать исповедь тогда, когда она ему не нужна, мы приближаем его к греховному состоянию, о котором пишет митрополит Лонгин.

«Лично я вообще бы отменил частную исповедь, кроме того случая, когда человек совершил очевидный и конкретный грех и исповедует его, а не свои настроения, сомнения, уныния и искушения. А что же делать со всеми этими обычными “состояниями”? Всё это “снимается” только Христом, знанием о Нем, встречей с Ним, послушанием Ему, любовью к Нему». Эти слова из дневника протоиерея Александра Шмемана ставят под вопрос не только дисциплину, но и психологию исповеди в ее современной практике. Очевидно, что сама постановка вопроса о возможности причащения без исповеди будет подвергнута обструкции многими представителями духовенства, воспитанными в эпоху, когда механизации подвергалась не только исповедь, но и вообще все области человеческой жизни. Им я задал бы последний вопрос.

Очевидно, что евхаристическая дисциплина не предполагает облегченного приготовления к причащению со стороны священнослужителей. Напротив, священник призван более глубоко и вдумчиво, чем мирянин, готовиться к участию в таинстве евхаристии. Если это так, почему даже среди самого консервативного духовенства не считается обязательным при возможности исповедоваться перед каждой совершенной Литургией? Не потому ли, что среди духовенства зачастую считается приемлемым возлагать на пасомых «бремена неудобоносимые» наподобие трехдневного поста, которые сами они и не думали соблюдать? Не потому ли, что слово «Церковь» потеряло связь с евхаристическим собранием и стало обозначать клан и сословие, в том числе в глазах тех, кто к этому сословию принадлежит?

Невозможность причастия без исповеди, которая для большей части читателей является чем-то самим собой разумеющимся, является локальным нововведением. По словам протоиерея Владимира Воробьева, «за две тысячи лет христианской истории таинство покаяния в его настоящем понимании никогда и нигде не совершалось». В этом смысле дисциплина исповеди должна стать предметом вдумчивого и глубокого рассмотрения на общецерковном уровне. Сложность вопроса в том, что не только дисциплина, но и психология исповеди подлежит переосмыслению. В то же время, будучи глубоко личным таинством, исповедь не может быть подчинена шаблонам и циркулярам, равно как из психастеника невозможно сделать нормального человека, вручив ему соответствующий указ. В любом случае речь должна идти не об «облегчении» и «упрощении», а, напротив, об остановке конвейера и о возрождении изначального смысла таинства покаяния, которое требует напряженного усилия, духовного и умственного труда как от священника, так и от самого кающегося человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *