Защитное вождение что это такое
Защитное вождение что это такое
Защитное вождение что это такое
Термин «Защитное вождение» появился в Соединенных Штатах в 1964 году, тогда же появились и первые курсы, обучающие такому вождению. Основным лозунгом защитного вождения был следующий :
Водить так, чтобы сохранить жизни, время, деньги в независимости от условий вокруг вас, и от действий других людей.
Основные принципы защитного вождения:
Будь внимателен!
Элементарное правило, очень часто нарушаемое всеми водителями. Вождение происходит «на автомате», и мысли при этом витают, где угодно. Особенно часто водитель расслабляется на знакомых дорогах и при долговременном прямолинейном движении.
Сосредотачиваться на вождении, не отвлекаться на телефоны, музыку и прочие вещи, особенно, когда вам предстоит маневр на перекрестке.
Мозг должен постоянно анализировать, то, что передают глаза.
Шаллер очень верно пишет : вождение автомобиля- это самое опасное что большинству из нас приходится делать в жизни.
Никому не доверяй
Все мы знаем, что мигающий поворотник — это еще не гарантия, что водитель повернет. Опытный водитель дождется, когда машина с мигающим поворотником начнет поворот, и только тогда начнет движение.
Также все мы знаем, что те, кто делают левый поворот должны пропускать двигающихся прямо, но и это правило часто нарушается. Поэтому надо снижать скорость перед перекрестком.
Если же сзади вас едет неадекватный водитель, который не держит дистанцию, играет в шашки, то на это есть правило 3
Важно помнить, что ваша цель не доказать кому-то, что он не знает правила ПДД, а проехать без аварий, потерь времени и здоровья до нужной вам точки.
Поэтому в спорной ситуации уступите дорогу даже, если вы правы.
Есть категория водителей – «учителей» – они готовы к авариям, разборкам и судам лишь бы доказать свою правоту, с такими говорить о защитном вождении бессмысленно.
Принципы защитного движения обращены к тем, кто ценит свою жизнь, время и деньги.
Примеры, когда нужно уступить, даже, если прав.
Поспешишь людей насмешишь
Это пункт правил снова об очевидном – чем больше скорость, тем больше время реакции в метрах. Разница на реакцию при скорости 80 км/ч и 110 км/ч 10 метров! Речь не идет о тормозном пути, а только о том расстоянии, которое проезжает автомобиль пока водитель реагирует на ситуацию.
Превышение скорости в городе чаще всего бессмысленно, так как торопыги и не торопыги встречаются на светофорах, и разница в том, что торопыги ускорялись, а потом тормозили, изнашивая моторы и колодки.
Самое разумное ехать со скоростью потока. При этом держите ту дистанцию, которая комфортна вам и обеспечит безопасное торможение в экстренном случае.
Не садитесь за руль, если у вас плохое самочувствие.
Плохое самочувствие приводит к замедлению психической и физической реакции, к ухудшению способностей оценивать ситуацию. Чаще всего, если вы плохо себя чувствуете, то ведете машину «на автомате»- а к чему это приводит смотрит пункт 1.
Чек лист для проверки самочувствия
Вести машину можно если на все вопросы вы ответили нет
Знайте, что после обильных возлияний нельзя садиться за руль на следующий день с утра, необходимо выждать минимум 20 часов.
Что такое «защитное вождение»?
Что такое «защитное вождение»?
В ходе совершенствования мастерства вождения автомобиля, мы ведем каждого нашего учащегося к умениям и навыкам мышления, используя которые, человек попасть в аварию не может в принципе. Идеал безопасного водителя, сформированный педагогами и тренерами нашей школы — это водитель, применяющий принципы и методы Защитного вождения, при котором независимо от действий других участников дорожного движения, а также при любых обстоятельствах он не допускает ДТП. Давайте сравним близкие слова «Не попадает» и «Не допускает». «Не попадает» и «не допускает» — для нас это совершенно разные вещи. Не попадает — это тот, которому везет, пока он не попадает. А не допускает — это тот, кто постоянно что-то делает, чтобы не допустить аварию. Важно не только знать, но и правильно действовать — в этом принципиальная разница для нас. И действиями водителей по недопущению опасных ситуаций мы занимаемся самым серьезным образом. На наших занятиях мы не стремимся давать большое количество теоретических знаний, хотя знаний мы даем во время обучения не мало. Мы сосредотачиваем внимание участников занятий на двух вещах: на действиях и на бездействии. Это принципиальное отличие от множества учебных курсов и школ, под названием «Защитное вождение», но по сути несущих в себе большой «загруз» участников по Правилам дорожного движения и обязанностям водителей, а также внутренним регламентам компании, в которой они работают.
Если водитель во время движения применяет стиль защитного вождения или защитного поведения, все будет зависеть только от него самого. В противном случае — только от того, везет ли ему в жизни.
Наши потенциальные клиенты, когда первый раз звонят к нам в школу, часто вспоминают о контраварийном и даже экстремальном вождении. Давайте поговорим и об этом. Между безопасным вождением и контраварийным (экстремальным), по нашему мнению, лежит огромная пропасть. Сейчас мы покажем и расскажем в чем она состоит.
Разница между обучениями по Защитному и Контраварийному (Экстремальному) вождению.
В своей сути, подготовка по Контраварийному вождению предполагает обучение выходу из опасных и критических ситуаций при управлении автомобилем, то есть тогда, когда с Вами уже произошло что-то нехорошее, и Вы пытаетесь это исправить. Есть четкие понятные алгоритмы, как исправить ситуацию, однако вариантов ситуаций может быть более миллиона, и точно оценить и правильно среагировать времени у водителя, как правило, не хватает. Применяя контраварийную подготовку в опасной ситуации, если у Вас и есть шанс выйти «сухим из воды», то в лучшем случае 50 на 50. Это в лучшем случае. Именно поэтому изначально контраварийное обучение, по сути, не может быть безопасным. Это миф и заблуждение, которое мы разрушаем в понимании водителей во время занятий по Защитному вождению. Контраварийная подготовка — это средство от болезни, но Вы уже больны, Вам уже нехорошо. Защитное вождение в некотором смысле — это профилактика болезней водителей, так как оно учит водителя предотвращать первые признаки опасности, действуя незамедлительно и точно, а также без применения экстремальных приемов. Обучение по Защитному вождению учит оценивать опасность и прогнозировать дальнейшее развитие ситуации, а также правильно действовать. И если водитель не ошибается, это уже гарантирует безаварийное вождение в любых условиях и при любых дорожных ситуациях.
Занятия на уроках защитного вождения основаны на создании у водителя критериев понимания опасности и предотвращении перерастания опасной ситуации в критическую. На занятиях мы обучаем не преодолению дорожно-транспортных опасностей, а недопущению опасных ситуаций в принципе.
Давайте немного поговорим о создании опыта и о его влиянии на человека. Чем больше мы что-то делаем, тем более автоматичны мы становимся. Что такое автоматичны? Иногда в крайней степени это действие человека, как робота, совершенно не думая о том, что происходит. И естественно не осознавая этого.
Сейчас мы Вам постараемся доказать то что мы сказали выше. Возьмем скорость движения и выбор ее водителем. Неправильный выбор скорости движения является (по статистике аварийности в РФ) одним из наиболее частых причин аварий. 93 процента аварий с ним так или иначе связаны. Давайте попробуем посмотреть, что говорит о выборе скорости экстремальное вождение. Мы точно не знаем, что оно говорит потому, что оно ничего не говорит о выборе скорости движения, оно учит выкручиваться из ситуаций, когда водитель уже ошибся и летит на препятствие, которое не заметил настолько вовремя, чтобы успеть остановиться.
Надеюсь, мы аргументированно раскрыли свою позицию относительно обучения по экстремальному вождению и если Вы согласились с нами, что экстремальному вождению корпоративные автопарки лучше не обучать, то мы будем искренне счастливы в вопросе повышения транспортной безопасности. Проинформировав вас о нашей точке зрения, мы желаем вам осознанного и взвешенного выбора школы обучения для ваших водителей.
Не знаете, где найти нужный для работы номер журнала, статью в электронной форме, шаблоны документов в word?
Что такое защитное вождение. Руководство для начинающих водителей от специалистов автошколы ХайВей
Что означает защитное вождение?
Защитное вождение — это действия, которые помогут вам предсказывать и предвидеть опасные ситуации, создаваемые другими пользователями дорог. Вы должны четко знать, что необходимо сделать, чтобы избежать этих опасностей. Вам следует постоянно смотреть вперед и спрашивать себя: «А что, если водитель, движущийся впереди, нажмет на тормоза? А что, если эта припаркованная машина откроет дверь? А что, если кто-то резко перестроится прямо передо мной? А что, если кто-то проедет на красный свет?». Самое главное, как утверждают автошколы на Водном стадионе — убедиться в том, что другие участники движения вас видят.
Помните, что вы делите дорогу с миллионами других водителей, и все они обладают разными навыками управления транспортными средствами. Чтобы быть безопасным водителем, вам следует общаться с другими участниками дорожного движения. Большая часть этой мудрости очень проста: используйте световые сигналы поворотов, убедитесь, что тормозные фонари вашего автомобиля в рабочем состоянии, не ездите в слепых зонах других транспортных средств, старайтесь поддерживать зрительный контакт с окружающими вас водителями.
На дороге лучше быть пессимистом
Никогда не думайте, что другой автомобилист поступит правильно. Другими словами, всегда предполагайте, что ваши соседи по дороге абсолютно не разбираются в правилах дорожного движения. Не доверяйтесь другим водителям, думая, что он асы дорожного движения. Такая тактика позволит вам всегда быть готовым к любым опасным ситуациям.
Как необходимо применять навыки защитного вождения на дороге?
Инструкторы автошколы на Речном вокзале долгие годы применяют на своих занятиях навыки защитного вождения. Эти навыки запоминаются учениками в самом начале учебного процесса, что дает положительные результаты при самостоятельном управлении транспортным средством. Вот некоторые основные правила, которых должен придерживаться каждый уважающий себя водитель:
Следуя этой простой и понятной логике, вы становитесь безопасным водителем, который знает, как использовать навыки защитного управления транспортным средством и может избежать многих опасных ситуаций.
Хотя хорошее знание правил дорожного движения имеет решающее значение, защитное вождение выходит за рамки знания этих законов, чтобы сделать вас отличным водителем. Защитное вождение — это стратегия, позволяющая водителям заранее предвидеть различные проблемы, которые могут возникнуть во время движения.
Курс защитного вождения учит студентов лучше осознавать свое окружение и дорожные обстоятельства. Программа предполагает обучение безопасным практическим маневрам, которые помогут предотвратить несчастные случаи. Защитное вождение — это умный способ управлять автомобилем, чтобы держать водителей, пассажиров и других пользователей дороги в безопасности.
Чему я научусь на курсах защитного вождения?
Автошколы на Войковской предлагают дополнительную программу по изучению практических навыков защитного вождения. Эта программа рассчитана как для новичков за рулем, так и для опытных участников дорожного движения. Учебный курс обязательно будет включать в себя следующие темы:
Обучайтесь навыкам защитного вождения, и вы сможете защитить себя и свою семью на дороге!
Защитное вождение — что это такое и с чем это едят. Мой опыт.
NB — это далеко не реклама, с соответствующей школой никаких договоренностей у меня не было, я не имею никаких личных выгод от составления и размещения этого текста. Хотите – верьте, хотите – нет, мне фиолетово. Поэтому не будет прямых ссылок, погуглите и обрящете. Отзыв планировался небольшим, но потом «Остапа понесло» (с).
Никогда не писал в блог, хотя писать всегда умел и любил (склонности в школе, да и бывшая профессия была связана со словом). Считал, что мне нечего сказать этому миру (за исключением отчетов о джиперских мероприятиях на соответствующем форуме). Но все течет, все изменяется — созрел и я. Букафф будет многа, КДПВ – мало, а потому текст только для реально заинтересовавшихся.
Курс «Защитное вождение», не скрою, заинтересовал меня прежде всего достаточно демократичной ценой (по сравнению с другими программами), небольшой протяженностью по времени и сугубо практическим наполнением. Стиль моего вождения с течением времени сменился к худшему — на манеру езду очень сильно влияло настроение, необходимость спешить, уроды на дорогах (да-да, тогда я еще считал половину водителей вокруг себя уродами) и т.п. С этим надо было что-то делать, поскольку даже супруга уже нервно сжимала ручку двери, когда я проносился в миллиметрах от соседних машин. А поскольку я решил прочно связать свою будущую работу с автомобилем, то пройти мне этот курс было просто жизненно необходимо. Да и новую машину было жаль, денег на КАСКО – тем более.
Когда я рассказал одной своей знакомой, что за 5 часов теории и 1 час практики я отдам 6500 рублей, то она посчитала это разводом. Я — нет. И не потому, что стыдно было показаться лохом. Еще очень давно я понял достаточно простую весчь – ты не ценишь то, что досталось тебе бесплатно. И чем дороже тебе это обошлось, тем большую пользу ты из этого стараешься извлечь. А из этого курса пользу извлечь определенно можно и нужно.
Итак, что же такое защитное вождение? Это стиль вождения, при котором до минимума снижена вероятность попадания в ДТП не зависимо от условий окружающей среды и действий других водителей. По утверждению Шатова, 90% (или даже 95%) ДТП водитель при наличии соответствующей подготовки может избежать. Я скептически отнесся к этому утверждению, но к концу лекции свое мнение изменил. Если проявить чуточку больше осмотрительности, не визжать в панике, не бросать руль, а действовать умело и хладнокровно – вырулить и выехать без потерь действительно можно почти всегда. Нюанс в том, что для этого реально придется постараться. И чем больше ваш водительский стаж, тем больше придется стараться, ибо переобучаться всегда сложнее, чем учиться с нуля.
Лекция началась с небольшого рассказа о том, откуда есть пошло понятие ЗВ, кто приложил руку к созданию курса и немного о самом Шатове и КШВВМ (последнюю часть я уже знал, слушал вполуха). Все пересказывать не буду (иначе будет неинтересно, да и в моей интерпретации может исказиться смысл), но кое-что показалось интересным. Оказалось, что в Великобритании умные люди задумались о том, как новоиспеченным полицейским без соответствующих навыков вождения необходимо добираться до места происшествия, не разбив машину и не угробив по пути к нему пару-тройку налогоплательщиков. Было создано Royal Society for the Prevention of Accidents. Его члены разработали соответствующие курсы и тренинги, подготовили преподавателей. Одним из них является наш нынешний лектор Шатов Олег Юрьевич. Курс, который он читает, отличается от британского, поскольку умные люди, желающие ездить безопасно, есть везде, а комбинировать знания можно до бесконечности. Но об этом пусть лучше расскажет он сам, если вы придете к нему на тренинг.
Вся лекция длилась примерно 4 астрономических часа с двумя короткими перерывами, сопровождалась весьма наглядными и доходчивыми слайдами и видеороликами. Вначале были показаны фото ДТП 19 века и современности. Разница была очевидна – скорости ниже, систем безопасности типа подушек и ремней никаких, трупов на фото не видно. Современность – груды железа, реки крови, горы мяса. И дело не в возросших скоростях и увеличившемся количестве машин или цензуры на фото. Люди уверовали в системы безопасности и стали водить гораздо быстрее, отчаяннее и менее осторожно. Выжить в авто стало сложнее. Но меня в необходимости курса убеждать не надо было, я пришел по собственной инициативе. Это было рассчитано скорее на сотрудников некоего весьма крупного предприятия, с которыми я совместно проходил этот курс. Слушали они, кстати, с разной степенью заинтересованности – видимо, не все считали эту учёбу настолько необходимой. Но речь не о них.
Пересказывать содержание лекции смысла нет – все это нормально воспринимается только в комплексе, да и отнимать хлеб у КШВВМ желания нет. Обращу внимание только на самое интересное, на мой взгляд (что успел законспектировать, раздаточных материалов не было):
1) что дополнительно необходимо делать при увеличении скорости; триада «скорость – наблюдение – пространство»;
2) что входит в понятие «наблюдение за дорогой»;
3) умеет ли вы дорогу читать?
4) как выбирать скорость (при этом Шатов признается, что стиль езды любит весьма динамичный);
5) вам нравится скорость. Что с этим делать?
6) торможение – что это такое и как правильно тормозить именно на вашем авто (для меня было полным откровением требование выжать сцепление – я всегда считал, что это приведет к блокировке колес);
7) при 40 км/ч пешеход выживет, при 60 км/ч – едва ли. Подвопрос – как изменятся последствия при движении со скоростью 60 и 65 км/ч? Небольшая разница, не правда ли? А последствия стоит увидеть на видео;
8) чем измеряется безопасная дистанция до впереди идущего авто? Когда ее надо увеличить?
9) в вашу безопасную дистанцию постоянно вклиниваются чужие авто. Что с этим делать и что будет, если не делать ничего? Сколько времени вы при этом потеряете (ответ вас удивит – гарантирую 146%).
10) что такое капсула безопасности;
11) реальные правила проездов перекрестков (не ПДД).
Информация была донесена в тезисах, сжато, в концентрированной форме. Если не умеете ее быстро перерабатывать и применять — идти туда нет смысла.
Сотрудники предприятия-заказчика проходили практику в тот же день. Я (так получилось) — на следующий. Сначала я об этом пожалел – чувствовал, что закреплять это на практике надо было сразу – ковать железо, не отходя от кассы, как говорится. Зато на следующий день с Шатовым получился весьма продолжительный и продуктивный диалог. Что представляет из себя практика? Это вождение с комментариями. Но не шатовскими, а вашими собственными – инструктор (не обязательно Шатов) сидит рядом и требует от вас же, сидящего за рулем, подробного комментария текущей дорожной ситуации и ваших действий с упором на услышанную теорию (например, при торможении вы были обязаны назвать цвет и марку авто, едущего сзади вас). При этом весьма забавным было требование ехать в своем обычном стиле, поскольку после услышанного ездить так, как ездил до этого, нереально – ты начинаешь видеть гораздо больше опасностей на дороге. Это сложно. Это до18+ сложно. Но это реально работает, ты начинаешь читать ситуацию вокруг как открытую книгу. Если вы считаете, что при вашем 20-, 30-, 40-летнем опыте вождения вас уже ни чему полезному не возможно научить – поверьте, это далеко не так. Вот вы можете предсказать, что будет делать в следующий момент времени вон та чепырка, этот бизнес-седан, грузовик рядом и автобус вдалеке? Или вы об этом даже не задумывались, а просто в этом момент решили прикурить сигарету/прочитать смс/настроить радио? А если чепырка еще и занижена, затонирована по-бункерному, имеет стрисракерский тюнинх, новенький бизнес-седан начал подъезжать к вокзалу, а у грузовика со следами ДТП раскрылся тент и под ним что-то виднеется такое сыпучее? А что при этом будете делать вы? А как бы поступил при этом водитель-телохранитель?
Уже через 40 минут остатки моего мозга начали закипать, язык отсох, а глаза устали от постоянного кручения по зонам внимания (вы знали, что их как минимум 6?). Но Олег Юрьевич преподает уже давно, утерю моего внимания заметил, и поэтому мы быстро зарулили на парковку и пошло закрепление пройденного материала. По его результатам была дана четкая обратная связь – что хорошо, что плохо. Выяснилось, что у меня неплохо получается предсказывать действия соседей в потоке, мой стиль был охарактеризован как «уверенный, внимательный, осторожный» (насчет последнего ха-ха три раза от моей супруги ))). Плохо – техника руления абсолютно неправильная, проблемы с наблюдением и временем принятия решений. Подробнее – на фото.
Ну что же, подведем итоги.
1. Кому это нужно?
1) тому, кто осознал, что ДТП избежать реально в 90% случаев. Не верите – не ходите, мне за ваш приход деньги не платят и скидку не дают )))));
2) тому, кто готов учиться и переучиваться. Чем больше ваш опыт, тем сложнее вам будет. Не надо приходить с шапкозакидательским настроением;
3) тому, кто хочет научиться водить автомобиль безопасно.
2. Что для этого надо?
1) иметь желание учиться и переучиваться, быстро воспринимать и перерабатывать информацию;
2) иметь готовность отдать 6500 рублей (цена на момент написания отзыва) или уговорить своего адекватного работодателя;
3) даже не пытаться перебивать на лекции или в разговоре Шатова – «Птица-говорун отличается умом и сообразительностью, умООм и сООбразительностью» (с). Лучше запишите/запомните вопрос/замечание и спросите позже, попытка перебива обречена на провал изначально.
3. Минусы обучения:
1) донесение информации в весьма сжатом и тезисном виде требует от курсантов высокой мотивации к обучению;
2) нет раздаточных материалов (возможно, это осознанный выбор организаторов), успеешь законспектировать – молодец, не успел – надейся на свою память.
4. Плюсы обучения:
1) неплохой материал, доводится доходчиво, слайды и видео рулят;
2) небольшая продолжительность (можно выделить полдня своей жизни, дела не убегут); отсюда растут ноги концентрированной подачи информации;
3) относительно невысокая цена (в 4 раза меньше взноса по самой дешевой КАСКО, да и инвестиции в свое обучение являются самыми надежными).
Удачи на дорогах желать не имеет смысла. Есть смысл научиться эту самую удачу ловить, держать за хвост и никуда не отпускать. Это – реально.
Что такое защитное вождение?
Н. БОЛТЯНСКАЯ: 23 часа 16 минут, вы слушает «Эхо Москвы», у микрофона Нателла Болтянская, в нашей студии гонщик, инструктор, автомобильный журналист, эксперт, Михаил Горбачев, здравствуйте.
М. ГОРБАЧЕВ: Здравствуйте.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: И тема, с которой мы сегодня начтем – это защитное… Но меня уже так сказать призвали к порядку, наверное не защитное, а безопасное вождение.
М. ГОРБАЧЕВ: Но, тем не менее, тема у нас называется – что такое защитное вождение. Дело в том, что такой специалист по безопасному вождению – Роберт Шаллер, американец, он написал 70 правил безопасного вождения и на английском языке это звучит как (говорит на английском языке). Он определили это как (говорит на английском языке). Ну и естественно, что (говорит на английском языке) – это оборонительная позиция, оборонительный… Оборонный, защищающий, это я вам говорю как человек, который имеет диплом военного переводчика. И что такое (говорит на английском языке) – я прекрасно знаю.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Со всех сторон.
М. ГОРБАЧЕВ: Со всех сторон.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: И как переводчик, и как военный.
М. ГОРБАЧЕВ: Да но (говорит на английском языке) ни в коем случае не переводится как защитное вождение. Потому, что по-русски так не говорят.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну, да.
М. ГОРБАЧЕВ: Это осторожное, аккуратное вождение, внимательное вождение. То есть, безопасное вождение. Ну, почему я об этом говорю – потому, что во многих школах повышения водительского мастерства, школах контр-аварийной подготовки появились курсы, которые называются «Защитное вождение». Ну, так более привлекательнее. Вот это не совсем точный перевод, но так привлекательнее звучит, и водители думают, как здорово, защитное вождение, от всех буду защищаться. И в интернете я посмотрел про это защитное вождение, и прочел такую фразу, что в России защитное вождение только начинает обретать массовую популярность, но уже нашло поддержку в лице многих известных специалистов, и авторов популярной литературы для автолюбителей. Таких, как Юрий Гейко, и Михаил Горбачев. То есть, ваш покорный слуга оказывается является одним из основателей в России защитного вождения. Ну, это приятно…
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну, расскажите, какие основные принципы.
М. ГОРБАЧЕВ: Это приятно конечно, но дело в том, что это конечно безопасное вождение, и книжку, которую я написал – это называется самоучитель… Она называется: «Самоучитель безопасного вождения», в 2006 году она вышла. И там конечно эта методика Роберта Шаллера, он просто краткий привел вот эти 70-т правил. Естественно, не сговариваясь, я его не знаю, и не читал его, эти 70-т правил, но естественно они отражены в моей вот этой книжке, и основное такое положение, которым должен руководствоваться водитель, оно звучит следующим образом…
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Не верь, не бойся, не проси.
М. ГОРБАЧЕВ: Практически, да.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Я, кстати простите, Миш, я вас хочу попросить озвучить одну тонкость, которую вы озвучили мне вне студии. Мне кажется, что это важно, на счет (говорит на английском языке), на счет эксперта, с которым вы советовались. Я не знаю, вот как для всех остальных, но для меня вот этот эксперт просто эксперт экспертович, такой.
М. ГОРБАЧЕВ: Да, я вчера… Ну, это была моя догадка конечно, что (говорит на английском языке) конечно переводится – как безопасное вождение, но я, не рассказывая преамбулу, вчера вечером спросил у Виктора Суходрева, это переводчик номер один…
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Он переводил Брежнева, по-моему, Хрущева он тоже переводил, нет?
М. ГОРБАЧЕВ: Хрущева, конечно, и Хрущева. Он в основном Хрущева… Он с Хрущева начал. То есть, всё правление Хрущева, он был его личным переводчиком, и это абсолютный конечно… Ну, высшая инстанция, в переводе с английского языка. Не рассказывая, почему я задаю этот вопрос, я его спросил, как перевести на русский язык (говорит на английском языке). Он тут же незамедлительно сказал, что это безопасное вождение, потому, что защитное вождение – по-русски так не говорят просто.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Понятно. Ну, а теперь давайте о правилах.
М. ГОРБАЧЕВ: Да. И значит это главное правило, кот которое я сформулировал в своей книжке, оно звучит так… Ну, если вы считаете себя хорошим водителем, то на дороге главное, чем вы должны заниматься – это исправлять ошибки других участников движения. Значит, вы эти ошибки должны заранее видеть, и у вас в арсенале должно быть определенное количество приемов, которые позволяют исправлять ошибки других. То есть, самое большое заблуждение – это когда водитель считает, что вот я выполняю правила, еду, вот ничего не нарушаю, а остальное меня вообще не волнует. Вот это не правильная немножко установка, потому, что всё-таки то, что вы делаете на дороге, вам диктуют дорожные ситуации, и другие водители. И то, как они себя ведут, диктуют ваш стиль вождения, и вашу манеру поведения. В чем смысл вот этих правил безопасного вождения? Смысл их в том, что вы конечно должны всегда полностью контролировать ситуацию на дороге, знать, что находится сбоку, слева, справа, сзади, и вот мы посмотрели сейчас ролик Нателл, да?
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Он фантастический, я в себя просто не могу придти.
М. ГОРБАЧЕВ: Да, ну понимаете, там значит такая ситуация, когда… Он выложен в интернете, в Фейсбуке есть кстати страничка передачи «Доехали», и там кажется я его выложил. Там такая ситуация, когда в одну сторону три полосы движения, и по правой полосе едет автомобиль, и между ним и отбойником остается какое-то небольшое место, и вот туда вдруг пытается протиснуться такой в общем джип, который едет сзади, но он не понимает своих габаритов, и два раза он делает попытку. Во второй попытке он бьет в заднее левое крыло, эту машину разворачивает поперек всего движения, она успевает проскочить, в общем второй аварии к счастью не случается. Вот на этой примере можно… Я могу проиллюстрировать свою мысль. Вот со мной, например такая бы история не получилась, потому, что я всё время контролирую по зеркалам заднего вида, что происходит сзади. И ко мне вот так вот вплотную притереться задним автомобилям совершенно невозможно. Потому, что я бы это заранее заметил, нажал бы на газ, и уехал бы в сторону все-таки взял бы левее, там, если я вижу, что…
Н. БОЛТЯНСКАЯ: То есть, держи дистанцию.
М. ГОРБАЧЕВ: Ну, дистанцию сзади.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Если вы видите, что вас догоняют.
М. ГОРБАЧЕВ: Да. То есть, контролировать дистанцию сзади по зеркалу заднего вида. И ко мне например нельзя сзади вплотную подъехать, потому, что я сразу замечу, что это происходит что-то не то, и… Ну, понимаете, давайте простым, вот простым языком. Что такое вождение автомобиля в потоке транспорта? Ну, это вообще-то так примитивно говоря, такой простой пример, это игра в салочки. Вас хотят вообще осалить, а вы не должны даваться. Понимаете, если водитель видит заранее и исправляет ошибки других участников движения, то осалить его не возможно. Потому, что он контролирует ситуацию на несколько шагов всегда вперед. Он знает, что произойдет через буквально несколько секунд, и даже долей секунд. И получается, что водитель, который просто едет по дороге, и выполняет правила движения, это правильно абсолютно, я ничего не имею против, но он контролирует очень мало. У него мало информации, он не знает, как её правильно собирать, как её обрабатывать. Он ведет автомобиль не на подсознательном уровне, а он пытается осмыслить всё, что происходит, осмысливает очень долго потому, что вождение автомобиля должно происходить на подсознательном уровне. И все вот эти приемы безопасного вождения, они должны быть отработаны и записаны в биокомпьютер в голове, то всё происходить должно само собой. И тогда у него не будет неожиданностей – во-первых. Во-вторых, если неожиданность какая-то происходит, то к сожалению…Ну, вот человек так устроен, если он не натренирован… Вот для чего нужна контраварийная подготовка на площадке обязательно? Он пугается, конечно, в первый момент. Вместо того, чтобы… Вот эта машина, который мы посмотрели ролик, вы видели, да, что водитель…
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Он ничего не сделал, вы обратили внимание на это.
М. ГОРБАЧЕВ: Он ничего не сделал вообще, да. Там у него не повернулись колеса, он не затормозил, он не сделал ничего, потому, что у него…
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Он обалдел.
М. ГОРБАЧЕВ: Да, у него был испуг. Вот чтобы этого испуга не было, конечно нужны специальные тренировки, и вот школа контраварийной подготовки – одна из главных задач – это смоделировать аварийные ситуации таким образом, чтобы водитель в первую секунду, когда происходит авария, конечно не пугался, а мог дальше совершенно спокойно контраварийные приемы свои использовать, которые оттренированы. Потому, что в первый раз что-то сделать правильно не получится, вот это мы видели. Потому, что водитель не сделал ничего.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Да. А что надо было?
М. ГОРБАЧЕВ: Хотя водитель мог, когда…
М. ГОРБАЧЕВ: Ну конечно, когда он увидел, что у него машина, её начало заносить, её занесло так на 90 градусов, он ударился слева в отбойник, пересек две полосы, слава богу, что там другие машины его не задели, ничего. Вот в тот момент, когда машина начала вот идти в занос, естественно нужно было резким, очень быстрым движением руля её поймать, выровнять, и конечно была бы совсем другая картина. Вот очень такой наглядный пример. Ну, давайте посмотрим, тем не менее, что Роберт Шаллер советует в своей концепции безопасного вождения? Ну, вот пять у него таких есть пунктов, которые естественно, они абсолютно простые, и ничего здесь он Америку никакую не открывает. Первое – это внимание. Естественно большинство, огромное количество аварий случается из-за невнимательности, когда водитель отвлекся.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну, да. Зазевался.
М. ГОРБАЧЕВ: Да, вот я говорил о том, что автомобиль нужно вести на подсознательном уровне, и вот этот биокомпьютер, который работает в голове, и который позволяет вести автомобиль на подсознательном уровне, он работает только если есть правильны визуальный ряд.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: То есть?
М. ГОРБАЧЕВ: Ну, как вот у вас в голове будет работать биокомпьютер, чтобы вы все делали действия на подсознательном уровне. Откуда вы берете информацию, чего вам делать? Визуальный ряд, у вас поток информации, который позволяет вам вести автомобиль, должен быть непрерывным. Очень много аварий происходит из-за того, что этот поток информации прерывается. Это всё равно, что сбой компьютера. Водитель посмотрел налево…
Н. БОЛТЯНСКАЯ: А как же мертвая зона? Не увидел.
М. ГОРБАЧЕВ: Вот мертвой зоны не существует в природе. Потому, что если сделать два коротких взгляда, то если какой-то автомобиль или мотоцикл не дай бог был в мертвой зоне, то вы его увидите. Это просто нужно тренироваться, как это делается, и такого нет, чтобы в мертвой зоне вдруг кто-то ехал, и никакой возможности нет его разглядеть. Такого не бывает. И вот этот вот поток зрительной информации, он очень важен. Вот это вот первый пункт, это значит… Он пишет, что наиболее вероятная причина аварии — это невнимательность. И тот момент, когда водитель отвлекается от управления. То есть, это потеря зрительного восприятия. Знаете, как много аварий случается, например, на Новой Риге? Абсолютно прямая дорога, до того, как там был ремонт, вот при выезде из Москвы. Ну на абсолютно прямой дороге, как можно случиться авария? Очень просто, водитель посмотрел в сторону.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну, да.
М. ГОРБАЧЕВ: Там строится какой-то новый поселок, магазин открылся, он…
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Да, реклама уличная опять же.
М. ГОРБАЧЕВ: Реклама, он посмотрел налево, а так, как автомобиль идет за взглядом водителя, и руки направляют автомобиль, куда вы смотрите, то в тот момент, когда человек посмотрел налево, у него естественно руль повернулся налево. Он это не контролирует, это просто так устроен человек. И когда он посмотрел вперед, он уже увидел, что он едет не прямо, а в отбойник. В этот момент он или затормозил, или крутанул руль в другую сторону, и естественно машина выходит полностью из-под контроля, и теряет управление, вот один из примеров. Ну, вот второй пример, значит естественно превышение скорости. Но понимаете, что такое превышение скорости? Есть такое понятие, как безопасная скорость. То есть, для каждой конкретной ситуации, водитель должен находить безопасную скорость. Знаете, как бывает? На дороге, зимой например где-нибудь за городом. Вот скользкие повороты, и вот какая-то интуиция подсказывает, что следующий поворот, вот надо перед ним затормозить там до скорости 40 км/ч. И когда вы затормозили, и на сорока вы еле-еле в него вписываетесь, с ужасом думая, что бы было, если бы вы не затормозили. Это просто интуиция вот так срабатывает. То есть, это означает, что вы вот в данном повороте выбрали единственно правильную безопасную скорость. Хотя там можно ехать и 60, и 90, там никаких знаков может быть нету.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ехать надо с той скоростью, чтобы не волноваться.
М. ГОРБАЧЕВ: Чтобы… Ну, естественно, для начинающих водителей комфортная скорость – она всегда очень не большая. И знаете, как говорят некоторые новички? Говорят новички, что я еду потихонечку, никому не мешаю, и так далее.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Меня поразило это письмо, кстати.
М. ГОРБАЧЕВ: Да, заставили крутить не правильно, и только тогда он смог сдать. Это меня сподвигло на такое в общем письмо, которое я адресовал ГИБДД, в котором я спросил, существует ли определенная методика, как правильно крутить руль. Потому, что в программе обучения есть такой пункт – техника руления. Вот мне было интересно, как эта техника руления раскрывается. И на это письмо нам ответили.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Официальный представитель МВД России Роман Самсонов, о правильном положении рук на руле.
Р. САМСОНОВ: В настоящее время подготовка водителя транспортных средств, в том числе по категории В, осуществляется на основе примерной программы, которая (неразборчиво) приказом Минобрнауки России, от 18 июля 2010 года, за номером 636. В соответствии с данной программой, вопросы, связанные с техникой руления должны быть рассмотрены в рамках предмета «Основы безопасного управления транспортным средством», при освещении темы «Техника управления транспортным средством». А так же данные вопросы должны быть продолжены на практических занятиях на тренажере, при начальном обучении вождения. Методическое обеспечение учебного процесса по указанным вопросам, (неразборчиво) на руководителя образовательного учреждения. Согласно утвержденной примерной программе, в перечне учебных материалов, и технических средств обучения без подготовки водителей, входит в комплект методических рекомендаций по организации образовательного процесса, который утверждается руководителем образовательного учреждения. При проведении практического (неразборчиво), в соответствии с требованиями правил сдачи (неразборчиво) экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением правительства РФ от 15 декабря 99 года, номер 1396, (неразборчиво) проверяется соблюдение кандидатом в водители правил дорожного движения, при управлении транспортным средством в условиях реального дорожного движения. (Неразборчиво) дорожную обстановку, своевременно и правильно реагировать на нее, а так же выполнять определенные маневры и действия. К вопросу о правильном положении рук на рулевом колесе включен в экзаменационные билеты теоретического экзамена. А именно вопрос номер 19 билета номер 30. А при практическом экзамене за неуверенное пользование управлением транспортным средством, и не плавном движении, начисляют один штрафной балл. Это предусмотрено пунктом 3.11 (неразборчиво) методики проведения второго этапа практического экзамена.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну, что? Вы всё поняли?
М. ГОРБАЧЕВ: Ну, из этого ответа я понял, что руководитель учебного учреждения определяет, как правильно поворачивает руль.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: А если одно из них учили вы, а другого кто-то не правильно?
М. ГОРБАЧЕВ: А как правильно, и что он определяет, вот это не совсем понятно. Ну, знаете, это такая тема, в общем, она очень важная. Потому, что то, как просили крутить руль на экзамене, передавая его из рук в руки, такой метод, он конечно полностью исключает возможность быстрого реагирования, и быстрого изменения направления движения автомобиля, что очень важно например, чтобы уклониться от лобового удара например. Это же всё в руках водителя, это же не значит, что если к вам выезжает в лобовую атаку другой автомобиль, что значит всё, вы уже на том свете. Вы же можете уйти от лобового удара, сделать его скользящим.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну, это ступор. Там кстати дамская история, нет?
М. ГОРБАЧЕВ: Это очень актуально, конечно. Потому, что я вот сегодня встретил своего знакомого, у которого стаж конечно вождения колоссальный, и сейчас учитывая, что такие пробки, всё, он ездит… Н. БОЛТЯНСКАЯ: Через железнодорожный переезд.
М. ГОРБАЧЕВ: Нет, он ездит на таком мощном, большом скутере. Ну, на таком, типа мотороллера, да?
М. ГОРБАЧЕВ: И вдруг я его встречаю, он едет на машине, открывает дверь, и демонстрирует мне ногу в гипсе.
М. ГОРБАЧЕВ: И говорит, что я говорит переезжал трамвайные пути… То есть, даже не переезжал, а ехал вдоль, и нужно было повернуть, шел дождь, мокрая была дорога, и я говорит повернул руль, и как только переднее колесо коснулось рельса, то сразу в следующий момент я увидел, что я уже валяюсь, и этот мотоцикл лежит на мне, и перелом ноги. И на автомобиле может быть, абсолютно то же самое, если рельс выступает из дороги, да? То есть, если он представляет собой такое вот препятствие, конечно на скользкой дороге, ещё если там булыжник лежит, то кончено поворот руля, он может тоже вызвать такой быстрый разворот автомобиля – это во-первых. Во-вторых, если вы едите по трамвайным путям, такие есть улицы, где вы едете, у вас они под колесами находятся, конечно нужно ехать так, чтобы колеса не шли по рельсам желательно. И вот когда вы должны переезжать их, имейте в виду, что все попытки переехать под острым углом, они очень опасны. Кончено рельсы нужно переезжать на минимальной скорости. И если под прямым углом, это в принципе безопасно, но скорость должна быть минимальная. Никаких приемов, гарантирующих, что вы эти рельсы как-то перескочите типа лежачего полицейского на скорости, не стоит употреблять. Это просто маленькая скорость, и опасно конечно ехать вот по рельсам вдоль. Потому, что острый край рельсов может порезать шины. У меня так было один раз, когда я только начал водить машину, очень расстроился. Потому, что была новая шина, очень дефицитная. В Советском Союзе, если кто-то помнит, шину было достать вообще не возможно, я расстроился вдвойне. Вот, с рельсами такая ситуация. Ещё у нас значит звонил Евгений нам однажды, и когда мы обсуждали вопросы, хорошо или плохо то, что отменили границу 0,3 промилле, и так далее и так далее. У нас был разговор, и вот он нам обещал прислать административный регламент ГИБДД, он его прислал, он выложен тоже в Фейсбуке на страничке нашей «Доехали» в части, касающейся освидетельствования на состояние алкогольного обвинения. Там можно весь посмотреть, что имеет право делать сотрудник ДПС, в какой момент он может проверить алкотестером, как этот алкотестер должен выглядеть, как он распечатывать должен обязательно на бумажном носителе результаты, как должны быть двое понятых, и он сначала должен отстранить от управления, а потом только проверять. В общем здесь всё-всё-всё написано, но вот что интересно, что основанием для освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, является наличие у водителя транспортного средства одного или нескольких признаков. То есть, по закону, если признаков нет, то и проверять нечего. А вот если признаки есть, и они перечисляются: это запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановки.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Неадекватность то есть.
М. ГОРБАЧЕВ: Да. Вот ну и дальше перечисляется вся эта процедура у нас здесь. И есть ещё у нас такой вопрос, который тоже пришел на Фейсбук, на страничку «Доехали». Я ошибся, это Михаил нам прислал по регламенту ГИБДД, а это Евгений у нас спрашивал, какие существуют требования по безопасности к личным автомобилям? Подушки, ремни, и прочее, прочее, со стороны государственных органов, в развитых странах мира. О, как.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну, и как?
М. ГОРБАЧЕВ: Ну, не только в развитых странах мира, а во всех странах мира существует такой документ, который называется «одобрение типа транспортного средства». То есть, каждый автомобиль должен получать такой вот сертификат, и все требования оговорены в… Есть такая Европейская экономическая комиссия, при ООН. И вот все автомобили, безопасность автомобилей регламентируются постановлениями ООН. И если выпускает какой-то производитель ремни безопасности, или сиденья, или всё, что относится к автомобилю, то это должно соответствовать вот этим вот требованиям ООН, или… Ну, которые значит естественно повторяют ГОСТы в России, они указаны в техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств. Если это например Германия – то это ТЮФ, там тоже всё это указано. И здесь существует вот какой очень интересный момент, что если вы что-то изменяете в конструкции автомобиля, например…
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Собственноручно?
М. ГОРБАЧЕВ: Ну, не обязательно тюннинговая компания например делает. Например, вы ставите шины там более широкие, или меняете размер дисков, и так далее, и так далее, то вот например в Германии отметка об этом должна быть в техпаспорте автомобиля, туда она вносится специально, и если там такой отметки нету, и у вас что-то не соответствует тому, что было вот в одобрении типа транспортного средства, то это грубое нарушение. То же самое относится к багажникам, к фаркопам, к которым цепляются прицепы, и так далее.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: То есть всё что у вас есть в автомобиле, должно быть…
М. ГОРБАЧЕВ: Сертифицировано естественно, и всё это нам определяет Европейская экономическая комиссия ООН по безопасности движения.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Ну что, давайте послушаем телефон?
М. ГОРБАЧЕВ: Давайте, да.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Я напомню наш номер телефона: 363-36-59, и так же нам можно отправлять СМС-ки: +7-985-970-45-45. Вот к вам тут опять же прицепились по поводу того, что (говорит по-английски) отличается от (говорит по-английски). Но я думаю, что мы здесь, в общем собрались ради… Как бы сказать, не ради филологического спора, а вовсе даже…
М. ГОРБАЧЕВ: Не ради, абсолютно.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Возьмите ушки, пожалуйста, себе. Ну, что? Давайте, послушаем. Алло, здравствуйте, вы в эфире, слушаем вас.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Пожалуйста, говорите. Представьтесь. Нет, человек передумал. Ну, есть и другие. Пожалуйста, алло, здравствуйте, вы в эфире.
М. ГОРБАЧЕВ: Здравствуйте.
Слушатель2: Андрей, Москва.
М. ГОРБАЧЕВ: Очень приятно, Андрей.
Слушатель2: А скажите, когда я захожу в левый поворот, я левой рукой держу руль, а правой…
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Так, понятно, бывает… Весенне-летнее обострение. Между прочим, я когда посмотрела сегодня ваше видео вот этого гонщика, по поводу поворотов. Тему-то затронул товарищ правильно. Я обратила внимание, там идет ваше видео, ваше собственно видео, что когда вы уходите налево, основная рабочая рука – правая, когда вы уходите направо – основная рабочая рука левая.
М. ГОРБАЧЕВ: Да, совершенно верно.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Вот скажите, пожалуйста, правильно ли я понимаю, что с этими замечательными талантами вы сегодня экзамен на вождение можете не сдать.
М. ГОРБАЧЕВ: 100%. Нет, хотя… Нет, вы понимаете, Россия большая, и я уверен, что есть такие автошколы, где сразу учат правильно, и не придираются к этому уже на самом экзамене, я уверен в этом. Просто это был такой… Наверное это было все-таки исключение из правил, когда вы требовали, чтобы неправильно человек рулил, передавая руль из руки в руку. Это очень такой медленный способ, и водитель естественно не знает, насколько он повернул руль, на какой угол, и как потом вернуть его в прямолинейное положение. Это естественно очень важно при заносах зимой, и вообще во многих очень ситуациях. Так в общем нигде не учат.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Понятно. Ну, давайте попробуем ещё звоночек. Надеюсь, больше повезет. Алло, здравствуйте, пожалуйста, представьтесь.
Слушатель3: Алло, здравствуйте.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Здравствуйте.
Слушатель3: Меня зовут Игорь, я их Москвы. С интересом слушаю вашу передачу. У меня вот хотите — мнение, хотите – вопрос.
М. ГОРБАЧЕВ: Ну, очень хорошо.
Слушатель3: Вот в последнее время часто начал мотаться в Подмосковье, и мне приходится ездить по трассе. Я достаточно долго уже езжу за рулем, порядка 30 лет стаж у меня вождения. Мне вот интересно, сейчас в автошколах вообще говорят, что если там по левому ряду – это ряд вообще для обгона. Или вот это. Вы понимаете, о чем я спрашиваю?
М. ГОРБАЧЕВ: Да, я понимаю, я прекрасно вас понимаю, и сам сталкиваюсь с такой ситуацией, когда на дороге слишком много водителей, которые так похоже, что никогда не слышали, что водитель должен вообще ехать в правых рядах, если они свободны.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Даже «Не занимай левый ряд», помнится такой лозунг.
М. ГОРБАЧЕВ: Совершенно верно, и я участвовал в строительстве гоночной трассы в Смоленске несколько лет назад, и часто очень ездил в Смоленск. И вот, например, по Минскому шоссе, все едут всегда в левом ряду, правый всегда свободен. И, как я боролся с этим? Я включал левый поворотник, и так чуть левее брал, чтобы в зеркало видел водитель, что у меня включен левый поворотник. И вы знаете, в 90% водитель, который ехал впереди – он перестраивался направо и пропускал меня.
Слушатель3: Вам очень сильно везло. Потому, что и влево, и сигналю, и вот просто это я не знаю, это или хамство наше такое… И сигналю, показываю, ну дай, но пропусти…
М. ГОРБАЧЕВ: Но все-таки нужно… Вы знаете, Игорь, надо все-таки соблюдать выдержку и спокойствие, и конечно не поддаваться на провокацию, и не обгонять с правой стороны.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Тем не менее.
М. ГОРБАЧЕВ: Тем не менее, да.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Спасибо.
М. ГОРБАЧЕВ: Да, и начинающим водителям обязательно здесь вот в такой ситуации я хочу дать совет, если вы едете по загородному шоссе, и там допустим одна полоса в каждом направлении, и вы соблюдаете установленную скорость, и едете там по населенному пункту 60 км/ч, или между населенными пунктами там не больше 90, и у вас есть расширение такое например, автобусная остановка, или какое-то справа расширение дороги, то будьте готовы к тому, что там справа обязательно вас будут обгонять.
Слушатель3: Я к этому готов, сам никогда так не делаю. Но вы знаете, я считаю, что тут вот уже просто с головой должно быть у водителя всё в порядке.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Очень хочется на это надеяться.
Слушатель3: Мне кажется… Ну, это очевидные вещи, это каждый должен понимать. И ведь то, что вы говорите предугадывать – ну, это всё должен человек понимать, иначе, зачем тогда выезжать на дорогу?
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Спасибо.
Слушатель3: Нателла, а вам привет, мы с вами когда-то встречались у Тимура (неразборчиво).
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Понятно. Замечательно, спасибо.
Слушатель3: Спасибо вам большое, очень интересная передача, спасибо большое.
М. ГОРБАЧЕВ: Спасибо вам, вот здесь поступил вопрос у нас по СМС: «Михаил, известно, что в РФ фактически принудительное первичное обучение, но практически нет массовых школ повышения квалификации. Причина ясна – нет автодромов. А как в Германии»? Спрашивает нас Константин Крупников. Ну, у нас была передача из Германии как раз я вещал, посетив один из таких центров контраварийной подготовки. В Германии их больше 100, в России у нас есть один ФСО ведомственный, но там тоже можно заниматься. Конечно, автодромы чем очень важны? Тем, что там провоцируются аварийные ситуации, и главное, чему учится курсант – это не пугаться в тот момент, когда с машиной что-то случается. Потому, что первый раз на дороге не получится выйти из аварийной ситуации. Даже если прочесть всю литературу, которая существует на свете, и всякие (говорит по-английски) изучить, и отстаивать мнение, что защитное вождение существует как отдельный вид, и изучить, что это такое, все равно это не получится, это должно быть натренированным. Спасибо за вопрос.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: А давайте послушаем ещё звоночек. Алло, здравствуйте, пожалуйста, представьтесь. Там, там что-то идет прямо какой-то отбойный молоток работает. И все-таки, как правильно держать руль – я не понял.
М. ГОРБАЧЕВ: Ну, очень просто, надо зайти на Фейсбук, там найти передачу «Доехали», очень просто. И там я выложил такой ролик, как лучше всего управляться с рулем, там всё это показано.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Узаконили штраф ГИБДД за нештатное дыхало? Это что такое?
М. ГОРБАЧЕВ: А я не знаю, что такое дыхало.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Вот извините, пожалуйста. Пробуем ещё звонок. Алло, здравствуйте, пожалуйста, представьтесь.
Слушатель4: Добрый день.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Пожалуйста, здравствуйте.
М. ГОРБАЧЕВ: Да, здравствуйте.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Здравствуйте, Нателла. Тюмень, Валерий, 67 лет. Значит, частенько езжу по трассе, (неразборчиво) такой вариант для тех людей, которые так сказать, немножко внимательно на других смотрят. Когда я вижу впереди помеху, а за мной идет человек, пытается меня, обгоняя впереди идущий там здоровый трейлер, я включаю просто левый поворотник, не давая ему себя обгонять.
М. ГОРБАЧЕВ: Совершенно верно, это очень правильный прием. А если у вас наоборот всё чисто, и вы видите, что сзади вас обгоняют, вы естественно включаете правый, чтобы показать, что дорога свободна.
Слушатель4: Совершенно верно. И вот так вот я несколько раз ребятам (неразборчиво) показал, потом даже просто поморгали, спасибо сказали. Первое.
М. ГОРБАЧЕВ: Да, совершенно верно.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Второе, значит, что нужно сделать? Вот смотрите, я может быть нарушаю правила, но я иду на обгон длинных фур сегодняшних, которые идут по трассе, я включаю левый поворот, и пошел на обгон. Но я не сразу уходу от него, а я прохожу как минимум ещё два корпуса, и у меня все время горит левый.
М. ГОРБАЧЕВ: Правильно, очень хорошо.
М. ГОРБАЧЕВ: Кончено.
Слушатель4: Вот только тогда, когда он уходит для того, чтобы идущий со мной следом смог уйти справа…
М. ГОРБАЧЕВ: Конечно, вы даете ему место.
Слушатель4: Вот тогда я ухожу вправо.
М. ГОРБАЧЕВ: Конечно, вы даете ему место завершить обгон, горит у вас левый поворотник – это значит, что впереди ещё место есть. Но если вдруг встречный, конечно надо сразу включать правый, показывать ему, что пора перестраиваться.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Спасибо, спасибо вам большое за звонок. Я напомню 363-36-59, у нас ещё 5 минут есть. Алло, здравствуйте, пожалуйста представьтесь, и ваш вопрос.
Слушатель5: Ой, это я в эфире?
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Да, это вы в эфире.
Слушатель5: Меня зовут Людмила, здравствуйте. У меня к вам такой вопрос, я к сожалению не расслышала имени вашего, поэтому… Позже включила.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Михаил Горбачев, и Нателла Болтянская к вашим услугам.
Слушатлье5: А, Михаил Горбачев, очень приятно.
М. ГОРБАЧЕВ: Очень приятно.
Слушатель5: Вы знаете, у меня такая проблема. Вот я сейчас за рулем, и меня это просто бесит. Скажите, пожалуйста, вот наших водителей учат тому, что свет нужно выключать дальний. (Неразборчиво) дальний свет, чтобы светить вдаль. Я просто уже знаете, я не знаю, что… Опасно конечно… Извините, ради бога. Опасно, когда они близко подъезжают (неразборчиво) тоже так мигать, потому, что ну сами понимаете, это опасно. Но ничего не помогает. Вот издалека светишь – погаси свет. Бесполезно. Особенно, если это не московские номера, сами понимаете, о ком я говорю. Просто, вот они все едут по городу, иллюминация, все с дальним светом, с галогенками. Что делать?
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Вопрос понятен Людмила, давайте вы послушайте нам по радио, прошу Михаил.
М. ГОРБАЧЕВ: Нет, во-первых, конечно нельзя никогда смотреть на встречные фары. Они вообще притягивают взгляд. И тем более, если с дальним светом едет машина, то нужно смотреть конечно на правую обочину, и не стараться смотреть на эти фары. Ну, а что можно сделать?
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Не обучишь, к сожалению.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Общий уровень культур.
М. ГОРБАЧЕВ: Это конечно, это образ мыслей.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Дневные, ходовые огни, вам объяснили, что это было. Вы всё поняли? Почему вы не рекомендуете обгонять справа? Правила же разрешают – спрашивает Дмитрий из Ростова-на-Дону.
М. ГОРБАЧЕВ: Если двухполосное движение, то справа – это называется не обгон, а просто движение по своей полосе. Естественно, вы можете ехать быстрее, чем автомобиль, который едет слева, который по какой-то причине может ехать медленнее. Но обгон справа – вообще почитайте правила, он вообще-то запрещен.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Давайте ещё звоночек, 363-36-59 наш телефон. Алло, здравствуйте.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Здравствуйте, как вас зовут?
Слушатель6: Здравствуйте, Александр. Просто вот прозвучал вопрос про (неразборчиво) по-моему, да, там?
М. ГОРБАЧЕВ: Да, что это такое?
Слушатель6: Это мне кажется не дыхало, а вот которые (неразборчиво) вешают, такая круглая штука сзади бампера. Вот дышло, по-моему, оно так называется.
М. ГОРБАЧЕВ: Ну, это фаркоп, понятно, да.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Спасибо.
М. ГОРБАЧЕВ: А, вы имеете в виду для буксировки прицепа?
Слушатель6: Да, сзади вот бампера.
М. ГОРБАЧЕВ: Ну, вот я об этом говорю. Понимаете, дело в том что здесь кончено ещё работать и работать законодателям в этой области. Потому, что кончено же, по России ездят много автомобилей, у которых вот этот фаркоп самодельный вообще в принципе.
Слушатель6: Да, если на него наедешь, то там вообще, кранты просто.
М. ГОРБАЧЕВ: Конечно. Понимаете, он самодельный, и никто не знает, когда он оторвется, и как он сварен, и этот фаркоп конечно должен иметь обязательно сертификацию, и это очень важный момент. И, кстати говоря, я видел такой ролик, когда в Германии за фаркоп поднимали машину на подъемном кране, и… А, нет, поднимали машину… Спереди как-то её зацепили, поднимали на подъемном кране, а за фаркоп была привешена вот такая знаете, этот мобильный домик… Ну, дача, да?
М. ГОРБАЧЕВ: Да, и ничего это не отрывалось, и болталось, и вот демонстрировали, каким вообще прочным должен быть фаркоп. И естественно это всё должно быть сертифицировано обязательно. И ещё такой момент, вот очень много сейчас у нас любителей модернизировать старые «Восьмерки», «Девятки», «Жигули», и сзади ставить очень замысловатый фонари. Конечно, они не сертифицированы, и конечно они должны быть сняты, а водитель должен быть наказан за несоответствие.
Слушатель6: А вот это вот для прицепа, вот мне кажется…
Н. БОЛТЯНСКАЯ: К сожалению, время наше истекает. Я прошу прощения, я напомню, что мой собеседник гонщик, инструктор, журналист, эксперт – Михаил Горбачев. Существует страничка программы «Доехали» на Фейсбуке.
М. ГОРБАЧЕВ: Да, кто хочет подробнее что-то такое спросить или прочесть, есть ещё у меня сайт, который http://www.drive-class.ru/ называется, там тоже много интересного.
Н. БОЛТЯНСКАЯ: Это была программа «Доехали», меня зовут Нателла Болтянская, всего доброго.