Затяжной прыжок с парашютом что это такое
38. Затяжной прыжок с парашютом
Противоречие объясняется тем, что падение с нераскрытым парашютом ошибочно принято было за свободное, не замедляемое сопротивлением воздуха. Между тем оно существенно отличается от падения в несопротивляющейся среде.
Попробуем установить, хотя бы приблизительно, подлинную картину падения при затяжном прыжке. Будем пользоваться для расчетов следующей найденной из опыта приближенной формулой для величины f сопротивления воздуха при рассматриваемых условиях:
где v – скорость падения в метрах в секунду. Сопротивление, как видим, пропорционально квадрату скорости; а так как парашютист падает с возрастающей скоростью, то наступает момент, когда сила сопротивления делается равной весу тела. С этого момента скорость падения расти больше не будет; падение из ускоренного становится равномерным.
Для парашютиста это наступает тогда, когда его вес (вместе с парашютом) сделается равным 0,03v 2 ; принимая вес снаряженного парашютиста в 90 кг, имеем уравнение
Итак, парашютист падает ускоренно лишь до тех пор, пока не накопит скорости 55 м/с. Это наибольшая скорость, с какою он опускается, в дальнейшем скорость уже не возрастает. Определим – опять приближенно – сколько секунд употребил парашютист для достижения этой максимальной скорости. Примем во внимание, что в самом начале падения, пока скорость мала, сопротивление воздуха ничтожно, и тело падает как свободное, т. е. с ускорением 9,8 м/с. К концу же интервала ускоренного движения, когда устанавливается равномерное падение, ускорение равно нулю. Для нашего приближенного расчета можно допустить, что ускорение в среднем равнялось
Если принять таким образом, что секундная скорость нарастала на 4,9 м в секунду, то она достигает величины 55 м по истечении
Путь 5, проходимый телом в 11 секунд такого ускоренного движения, равен
Теперь выясняется подлинная картина падения Евдокимова. Первые 11 с он падал с постепенно уменьшающимся ускорением, пока не накопил скорости 55 м/с, приблизительно на 300-м метре пути. Остальной путь затяжного прыжка он проходил равномерным движением со скоростью 55 м/с. Равномерное движение, согласно нашему приближенному расчету, длилось
а весь затяжной прыжок
что мало отличается от действительной продолжительности (142 с).
Сделанный нами элементарный расчет надо рассматривать лишь как первое приближение к действительности, так как он основан на ряде упрощающих допущений.
Приведем для сравнения данные, полученные путем опыта: при весе снаряженного парашютиста 82 кг максимальная скорость устанавливается на 12-й секунде, когда парашют опускается на 425–460 м (Забелин, М. Прыжок с парашютом. М., 1933).
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Сколько стоят занятия парашютным спортом
В детстве я решила, что стану парашютисткой.
Меня покорили улыбчивые спортсмены на городском празднике — я видела, как они приземляются на разноцветных парашютах. Сейчас я тоже так умею: уже два года я занимаюсь парашютным спортом.
Расскажу, с чего начать и сколько стоит обучение.
Теория
На первый прыжок зачастую идут ради новых ощущений или борьбы со своими страхами. Те, кого небо затягивает, проходят обучение и становятся профессиональными спортсменами или любителями — их еще называют парашютистами выходного дня.
Каждый сезон по всей стране проходят областные и межрегиональные соревнования. Спортсмены соревнуются в точности приземления, строят на время фигуры в свободном падении и под куполами парашютов, выполняют акробатические упражнения. В 2020 году на аэродроме Танай в Сибири пройдет чемпионат мира по всем дисциплинам парашютного спорта.
Парашютисты выходного дня приезжают на аэродром отдохнуть и прыгают для удовольствия. Например, как я. Для меня парашютный спорт — интересное хобби и возможность провести время с друзьями, я не гонюсь за рекордами и наградами. Прыгаю только летом и трачу на это увлечение около 100 тысяч рублей в год. Профессиональные спортсмены прыгают круглый год и тратят в несколько раз больше.
в год я трачу на прыжки с парашютом
Первый прыжок
Первый раз можно прыгнуть в тандеме с инструктором или самостоятельно.
Тандем. Прыгают с высоты 2—4 км. На парашютиста надевают специальную подвесную систему и прицепляют к подвесной системе тандем-мастера. Мастер контролирует весь процесс прыжка, пассажиру нужно лишь получать удовольствие и не мешать инструктору.
стоит прыжок в тандеме с инструктором
В самолете и при полете под куполом может укачивать. Если у вас слабый вестибулярный аппарат, возьмите на аэродром таблетки.
Перед самостоятельным прыжком проводится инструктаж, он занимает около четырех часов. Нужно научиться правильно выпрыгивать из самолета — «отделяться», оценивать состояние купола парашюта, определять направление ветра и безопасно приземляться.
На парашютах стоят страхующие приборы, которые раскроют основной парашют, даже если вы не сможете или не успеете выдернуть кольцо.
Если откажетесь от прыжка до того, как сели в самолет, деньги вернут, если после, то нет.
Снять на видео прыжок полностью не получится: брать с собой фото- и видеокамеры запрещено, а высота слишком маленькая, чтобы оператор мог лететь рядом. Инструктор может поснимать отделение, а друзья на поле — ваше приземление. Обычно это бесплатно.
стоит самостоятельный прыжок, включая инструктаж
Требования к самостоятельным парашютистам выше, чем к тандем-пассажирам : возраст от 14 лет, вес от 45 до 90 кг и отсутствие переломов в течение 18 месяцев до прыжка.
Первый раз я прыгала самостоятельно: мне хотелось быть активным участником процесса, а не просто пассажиром. Мне понравилось лететь одной под куполом — казалось, что все огромное синее небо в моем распоряжении. Было интересно применить полученные на инструктаже навыки: определить направление ветра и рассчитать точку приземления. На поле уже ждал довольный инструктор: «Ну как, понравилось? Пойдешь еще?» И я пошла учиться парашютному спорту.
Обучение
Чтобы самостоятельно прыгать на парашюте типа «крыло», нужно пройти обучение: научиться контролировать свое тело в свободном падении и управлять парашютом.
В свободном падении парашютист летит со скоростью 170—190 км/ч и лежит на потоке воздуха. Почувствовать такой поток можно, высунув руку из окна автомобиля на большой скорости. Неподготовленный человек не сможет стабильно опираться на поток и почти сразу свалится в беспорядочное падение — неконтролируемое вращение на большой скорости. В таком состоянии парашютист не сможет следить за высотой и безопасно раскрыть парашют.
Пилотировать «крыло» тоже сложно: нужно правильно рассчитать траекторию приземления, учитывая скорость ветра и скорость купола, мягко приземлиться и не помешать при этом другим парашютистам.
Для обучения парашютистов разработаны специальные программы. Популярных две: классическая и АФФ (от английского accelerated freefall — «ускоренное свободное падение»). Потратить на обучение, независимо от программы, придется не меньше 110 тысяч рублей.
стоит курс обучения парашютному спорту
Требования к парашютистам на обеих программах одинаковые:
Парашют как вызов: зачем людям затяжные прыжки
Выдающийся спортсмен-парашютист Александр Мерц: «Чем ты лучше готов, чем холоднее твой рассудок — и в итоге тем дольше ты живешь»
«Это же сам Мерц!» — так мне сказали про Александра Ивановича, с которым я познакомился пять лет назад в коломенском парашютном клубе «Аэроград». Да, он — Мерц, и для занимающихся парашютизмом этим все сказано. Его авторитет — непререкаем.
Десантник и спортсмен, обладатель всего и вся. Полный список регалий и званий Александра Ивановича за сорок лет в парашютном спорте не уместится на странице даже убористым шрифтом. А если в сильно сокращенном варианте, то: заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер России, многократный чемпион и рекордсмен мира, Европы, СССР и России, ВС, ВВС, ВДВ, тренер множества других чемпионов и рекордсменов.
В канун Дня Воздушно-десантных войск, Александр Иванович дал эксклюзивное интервью для читателей «Московского комсомольца».
Фото предоставлены А.И. Мерцем и М. Скрипник
— Александр Иванович, итак, 39 лет назад.
— 39 лет назад мама принесла мне объявление, что Алма-Атинский аэроклуб набирает желающих заниматься парашютным спортом. Я побежал, записался в крайнюю группу. Ходил на вечерние занятия два раза в неделю, потому что мы все где-то учились, кто-то где-то работал… Самое смешное, Вань, что меня не взяли в первый год. И я пришел во второй раз.
— Второй шанс давали?
— Чем отличалась система — тем, что если тебя не взяли в первый раз, то ты мог прийти попробовать еще. И вот когда на второй год я пришел снова, инструкторы меня спросили: а как же мы тебя раньше не заметили? Я говорю: потому что я был скромным, но сделал правильный вывод. В жизни надо быть дерзким, немножко нахальным, чтобы тебя видели. Потому что если тебя не видно и ты с толпой сливаешься, то выбор всегда или в большинстве случаев — не в твою пользу. Везде нужны дерзкие.
— В какой момент вашей жизни парашютизм стал профессией?
— Когда в армию пошел. Потом — Центральный спортивный парашютный клуб, Воздушно-десантные войска…
Перед армией я два года прыгал и выполнил норматив кандидата в мастера спорта. На мастера мне чуть-чуть не хватило. И попал в стройбат. Я перед медкомиссией покупался в речке, и у меня в ушке захлюпало. И меня сразу забраковали как спортсмена. Я об этом поздно узнал. Ну и ладно, говорю, поедем в Москву! Москва — все-таки столица. Там письма будут быстрее ходить из одного департамента в другой. Опять же ребята — спортсмены опытные — посоветовали: «Езжай, там быстрее правды добьешься!»
Ну, я приехал в Москву и там сразу начал писать. В первый же день в части я поднялся в Ленинскую комнату, нашел журнал «Советский воин» и написал им письмо, где рассказал свою ситуацию. Оттуда прислали: «Мы твою тему поняли, но помочь ничем не можем. Вот тебе адрес Воздушно-десантных войск, штаб ВДВ. Пиши туда».
Я написал первое письмо — заместителю командующего, и пришел ответ: «Спортивные команды укомплектованы, спортсмены не нужны». Просто никто не хотел связываться, как всегда. Но не на того напали! Я опять написал: «Согласен служить просто десантником! Дайте автомат, берет! Это мечта детства, через нее перешагнуть трудно!» Ну а мне приходит: «Из одного рода войск в другой не переводим!» Я говорю: «Как же так?! Я же знаю, что переводят!» Я третье письмо пишу уже командующему ВДВ, эмоциональное. После такого уж точно должны были перевести из Москвы. Не знаю, в ВДВ или еще куда…
Но недели через две пришло распоряжение: «Отправить военного строителя рядового Мерца на аттестацию». А через несколько недель приходит приказ — меня вызывают в часть и говорят: «Пришел перевод. Давай собирайся, езжай». Я говорю «А куда. »
— Ключевой вопрос после оживленной переписки.
— Да-да! В Одесскую область, в Болград, в ВДВ. Там и началась моя спортивная эпопея. Меня сразу напрямую в спортивную команду отправили. В отдельный батальон десантного обеспечения. Полтора года служил в ВДВ. За полгода я, как всегда, зарекомендовал себя. Прорвался вверх — и уже в крайний год в спортивной команде был старшим среди солдат. Так получилось. Везде я на главенствующих ролях…
— Выполнили мастера спорта?
— Выполнил мастера спорта. Наш батальон получил максимальную оценку во всем ВДВ и за счет моего выполнения мастера спорта был лучшим в ВДВ по спорту.
С 1982 года я перешел на сверхсрочную. Выступал за ВДВ. Боролся там за призы, защищал честь. И потихонечку меня начали привлекать в сборную.
В 1985 году сборная СССР выехала в Югославию. Но это была вообще первая наша поездка за рубеж. Туда приехали, посмотрели, как люди работают. Обратно уже вернулись с багажом знаний, который дал необходимый толчок. А в 1987 году, на чемпионате мира в Бразилии, мы уже третьими были. Американцы нас уже тогда начали побаиваться. Но в первый раз чемпионами мы стали только в 2001 году.
Тогда, в 2001-м, было очень много нюансов, коллизий, и мы перед крайним прыжком проигрывали американцам три фигуры. И вот тут нам Господь помог. Как говорится, во все времена он помогает сильным и тем, кто хочет победить. Мы прыгаем — строим 23 фигуры. Судьи нам отсуживают этот результат. Вывешивают. У нас уже ничего отнять нельзя. Наш результат известен. Идут американцы после нас, прыгают — и строят всего 19 фигур. Им не прибавишь. А у нас — уже нельзя отнять. И вот на этом мы стали чемпионами мира. Это было в Испании, на первых Воздушных играх, в Сьерра-Неваде.
— По поводу советских рекордов. Ведь все, что сейчас делают, делали уже тогда.
— Да. Энтузиасты всегда и во все времена есть. Невзирая на трудности, наши ребята пробивали каждый на своем месте. Большое спасибо тем, которые были при погонах и могли как-то помогать. Они подключали военную технику. Первые рекорды — сорок пять человек, шестьдесят, восемьдесят…
Высотные прыжки — это вообще отдельная тема. С двадцати пяти километров ребята прыгали! У того, кто раскрывался на высоте, дырка в скафандре была, и он умер. Тот же, кто был в свободном падении, — раскрылся, остался жив. Люди на Памир, на горы прыгали. При том уровне техники, которая на тот момент была, это вообще — «безумству храбрых поем мы песню»! Там такие ветра, а люди — на таких парашютах! Это чудо, что вообще кто-то выжил.
— Александр Иванович, по поводу экстрима и соотношения разумного риска. Есть такая грань, которую пересекать либо нежелательно, либо надо предельно осторожно?
— В этой жизни всегда есть линии, которые предопределяют, что если ты шагаешь за них, то, значит, будь готов к тому, что с тобой произойдет очень страшное. Ты можешь умереть. Поэтому все эти экстримные дела — они, конечно, прекрасны в своих эмоциях, но люди должны быть очень хорошо подготовлены, сильно мотивированы, и у них должно быть безумное желание жить. Прежде всего — чтобы всем этим заниматься. И потом, там линии настолько близко между жизнью и смертью, что можно легко не заметить, как уже перешел…
— А фактор чистого везения-невезения?
— Ну, есть такое понятие в жизни, что если ты родился счастливым, то тебя хоть откуда скидывай — все равно что-то случится, и Господь тут подушку подстелет, там что-то отведет… Это есть в жизни. Но надо всегда рассчитывать на чистый профессиональный уровень. Чем ты лучше готов, чем холоднее твой рассудок — и в итоге тем дольше ты живешь.
Возникает и адреналиновая зависимость. Потому что в основе у нас, как и у любого хобби, — любовь. Если ты этим не занимаешься, то у тебя начинаются ломки. Потому что парашютизм украшает твою жизнь. Он добавляет тебе эмоций. Он стимулирует тебя на дальнейшее развитие. Он просто тебя подхлестывает жить!
— А что вы думаете по поводу американского прыжка без парашюта, который сейчас наделал много шума?
— Ну, история знает примеры, когда летчик выпрыгнул из самолета и не разбился, упав в сугроб. Вообще, когда человеку становится скучно, он делает что-то такое невообразимое. Как профессионал он рассчитал все абсолютно точно. Но элементарно мог промахнуться мимо сетки или попасть в нее не плоско, а, допустим, головой. И все…
— Какими людьми становятся после занятий парашютным спортом? Через вас множество студентов прошло.
— Люди менялись в лучшую сторону, становились свободнее, раскованнее… Но это не тот фактор, что если человек был гадом и начал прыгать с парашютом, то он станет хорошим. Это не так. Просто у каждого свое хобби, которое помогает человеку украшать свою жизнь. А у нас — очень сильное и красивое хобби.
Фото предоставлены А.И. Мерцем и М. Скрипник
— Сейчас коломенский клуб «Аэроград» — один из лучших в Европе и даже в мире. Как он выглядел после распада Советского Союза?
— Как и везде: Ан-2 и прыжки с 800 и 1000 метров. Когда Роман Леднев (основатель и руководитель клуба. — Прим. авт.) приехал — он до этого побывал в Америке и посмотрел, как там идет развитие. Роман Валерьевич сказал: «Давайте сделаем конфетку, которая будет не хуже американской!» — и пока у него, я считаю, получается.
— А наши ребята, которые сейчас берут призы, — они ведь тогда начинали заниматься, в 2000-е годы. Им удавалось заниматься при поддержке государства?
— Нет, это уже все. Как только развалили Советский Союз, ДОСААФ перестал заниматься благотворительностью. Единственное, что можно было, — это по разнарядке от военкомата попасть в группу тех, кто готовится в ВДВ, и совершить три прыжка, но не больше.
— То есть они стали чемпионами за свой счет?
— Да, но это — мировая практика. Весь мир так делает. В Америке тоже, чтобы получить грант и начать заниматься на высшем уровне, ты сперва вкладываешь в себя деньги, учишься прыгать и совершенствуешься.
— То есть вам тогда, когда вы брали призы, удалось найти спонсоров, увидевших в вас потенциал?
— Да, они реально помогли и поддержали. Даже сейчас спонсоры двигают наш спорт, потому что федерации на всех не хватит. Федерация не может даже банально содержать сборную. К примеру, сборная во Франции — на полном обеспечении: человек прыгает, живет, деньги получает и целиком себя посвящает спорту. То есть спорт — профессиональный. А у нас все наоборот. Если ты нашел себе спонсора, то, значит, будешь жить и заниматься любимым делом. Если же ты со спонсором не работаешь, то у тебя развиваться шансов нет.
— Молодых ребят к вам много приходит заниматься?
— У нас сейчас «молодые» — понятие относительное. Чтобы дорасти до спорта, надо начать в 16 лет. Но если ты начинаешь в 30, то тоже можешь прорваться. Просто ты должен быть очень нацелен, и должна быть материальная база. При этом не должно быть никаких физических недостатков, то есть просто физкультурник, поразительные данные. Тогда — может пойти.
Вообще, ребята есть всегда. Были у нас годы, когда был бум хороший. Но тогда в стране и обстановка была другая. Люди не боялись тратить деньги. Они знали, что завтра их снова заработают. Сейчас же — общая неуверенность: люди вообще не знают, что будет завтра.
— То есть парашютизм как профессиональный спорт — это дорогое занятие, которое должно поддерживаться государством?
— Однозначно все сборные России должны получать реальную поддержку от государства — тогда у нас будет спорт высшей категории. Который будет позволять всегда нашему знамени плескаться там, наверху. А не где-то в задних рядах при награждении чемпионов.
— В определенные годы военные были хорошим подспорьем.
— В советское время были очень сильные парашютные команды в каждой воинской части, где была специфика работы с парашютами. Что в Воздушно-десантных войсках, что в ВВС. Поэтому были очень сильные ведомственные чемпионаты. Сейчас понемножку все начинает возвращаться, но военных спортсменов по-прежнему очень мало. Чтобы иметь сильный состав спортсменов-военнослужащих, нужно, чтобы в дивизиях были спортсмены и после сита и на основании отбора в сборную попадали те люди, которые достойны. То есть пирамида. И ее нижнее основание должно быть большим, широким. Чем больше нижнее основание, тем пик острее и выше.
— Но это, конечно, требует больших вложений.
— Правильно, это все должно быть. Как говорится, если ты в армии, то финансируешь. В этом отношении мне всегда нравится отношение к Golden Knights в Америке. Спортивная военная команда, которая подтверждает делом, что государство не зря тратит на них деньги, и они всегда на пике. А у нас такого пока, увы, нет.
Раньше это был Центральный спортивный парашютный клуб. Очень достойный клуб, но сейчас там, после всех этих перестроек, хуже все стало, они занимаются выживанием. Самое плохое — то, что у нас нет притока молодых ребят. Чтобы в армии были спортсмены, нужно, чтобы в ДОСААФе люди прыгали. И прыгали не тогда, когда заработают денег, а когда мальчику 14 лет и он имеет здоровое желание. И чтобы эти мальчики попадали под государственную поддержку. Тогда у нас снова будет самый сильный парашютный спорт в мире.
— Александр Иванович, у вас уже под тридцать тысяч прыжков, наверное?
— Нет, двадцать пять тысяч шестьсот пятьдесят.
— А есть, по тем или иным причинам, самый запоминающийся прыжок?
— Да они все такие разные! Разные мгновения, которые после эмоций мозг запечатлел: «Вот это — великолепно!» — и ты дальше идешь. Потому что стоять «в великолепии» в нашей жизни нельзя, нужно постоянно двигаться. Потому что если ты встал, ты счастлив, то ты остановился. А жизнь-то пошла дальше. Нельзя останавливаться! Надо просто отмечать маркером: «Вот это — великолепно», «Вот это — прекрасно», «Вот это — хорошо», но при этом всегда двигаться.
— Что такое двадцать пять тысяч шестьсот пятьдесят прыжков? Кому-то даже представить сложно…
— Нет, бывает и больше. Спасибо всем, кто помогал мне в этой жизни. Всегда хочу большое спасибо сказать Алма-Атинскому аэроклубу, где я провел два года до армии. Там я впервые понял, что такое небо и как просто жить счастливо. Потом в армии служил в дивизии. Я занимался любимым делом. Меня окружали нормальные люди. Большое спасибо всем наставникам. Я могу их перечислять бесконечно. Их много, с кем я сталкивался… Не буду никого выделять — просто скажу: всем спасибо большое за то, что они были и есть на моем пути.
В ЦСПК служил. Большое спасибо. Большое спасибо, конечно, Роману Ледневу за то, что я здесь, и я здесь прыгаю (в коломенском «Аэрограде». — Прим. авт.).
Особые слова хочу сказать в этот день в адрес Воздушно-десантных войск. То, что пацанов с детства подстегивают быть защитниками Родины, — это правильно. Я считаю, что если мальчик видит десантника во всем красивом, видит, как он с парашютом прыгает, — это пацана делает мужчиной. Он видит и впитывает образец мужского достоинства. Поэтому правильно у нас ведется политика, что десантник должен быть образцом, если он десантник. Значит, в любое пекло парень зайдет и спасет мир.
Всех десантников — с нашим Днем! Он действительно вошел в историю Советского Союза и России. Это — наш День, и пускай у нас немало негативного в этот день происходит, но самое главное и прекрасное — это то, что все мы есть. И если Родина позовет, то мы встанем и пойдем!
Всем привет. Сегодня я хочу вам рассказать как происходило мое обучение прыжкам с парашютом. От абсолютного страха высоты, до самостоятельного отделения от самолета и паре сальто в воздухе. Тут не будет скучной теории, только интересные факты и мои впечатления. Надеюсь вам понравится это мини приключение. И вот моя история.
Друзья, пост получился очень длинный, поэтому советую прочитать его с компьютера, ибо на телефоне будете долго скролить.
Я создал отдельную страницу с описанием этой истории, которую можно посмотреть тут. Там более красиво все оформлено, я ж все-таки дизайнер. Всем приятного чтения 🙂
Первый прыжок или с чего все началось
Свой самый первый прыжок я совершил еще на первом курсе института в 2008 году. Тогда мы поехали прыгать большой компанией из 10 человек. Нам только исполнилось 18 лет, и дух авантюризма и юношеский максимализм в наших молоденьких головах просто зашкаливал. Хотелось чего-то эдаково, бунтарного, да еще чтобы шло в разрез с родительскими обетами. Поэтому естественно мы захотели самостоятельно прыгнуть с парашютом. Собрались большой компанией и сказали родителям, что идем в поход на 2 дня 🙂 Многие родители наших девчонок до сих пор не знают, что они прыгнули с парашютом.
Первый самостоятельный прыжок прыгают на десантных парашютах Д-6 с высоты 800 метров. Инструктаж длится порядка 4 часов. Это были самые долгие 4 часа. Но результат того стоил.
Свободное падение было 3 секунды, за это время ты успеваешь только подумать «вот же ж черт, я выпал из самолета» и уже открывается купол. Но ощущения все равно непередаваемые.
Потом я прыгал еще один раз в 2011 году за компанию
Тандем или как я вообще в это ввязался
Забавно, но спустя 10 лет я так и не прыгал в тандеме. В сентябре 2017 года поехали с друзьями прыгать с парашютом. Прыжок с высоты 3000 метров в тандеме с инструктором. Как никак 40 секунд свободного падения.
Мы приехали в 10 часов утра, но прыгнули только в 16:00, так как самолет не заводился 🙂 Яна даже сняла небольшой видео-отчет за этот день.
Первая мысль, когда тебе предлагают прыгнуть тандем:
Это не страшно, ведь за все отвечает инструктор, а не ты. Купол он раскроет, если надо — откроет запаску, приземляешься ты тоже на его ноги. В общем, переживать не стоит.
Но все меняется когда ты садишься в самолет. Это особенное чувство, когда все улыбки пропадают и лица становятся каменными))) Смотришь по сторонам, а там такие же «счастливчики» как ты смотрят в окно и пытаются криво улыбаться мол все у них хорошо и им не страшно.
На высоте 2000 метров тебя пристегивают к инструктору и до выброски ты сидишь у него на коленях.
На высоте 3000 метров загорается сигнал к открытию двери. Это значит что через 1-2 минуты можно будет выпрыгивать.
Когда подходишь к двери, а внизу ты видишь google maps, то ноги отнимаются) Это и хорошо, ведь их нужно запрокинуть за ноги инструктора и прогнуться. Благо он делает первый шаг.
Первые 3 секунды после отделения — самые классные. Это ощущение невесомости. Когда у тебя захватывает дух как на качелях в высшей точке. Ну а дальше вы просто весело падаете вместе) Я к сожалению не успел вовремя натянуть очки, поэтому я все свободное падение был как Китаец, пытаясь насладиться видами приближающейся земли.
Приземлились мы на пахоту, далеко от аэродрома. Приземление было супер мягким и супер пыльным. После приземления ты самый счастливый человек на свете. Все хорошо, ты жив и пережил все стадии неизбежного.
Немного о стадиях принятия неизбежного
1 стадия — Отрицание (человек отказывается принимать то, что с ним случилось);
2 стадия — Гнев (на этом этапе проявляется агрессия ко всему окружающему миру);
3 стадия — Торг (появляются мысли о том, чтобы договориться о более лучшей участи);
4 стадия — Депрессия (на данном этапе человек может круглые сутки находится в депрессивном состоянии);
5 стадия — Принятие (согласие с неизбежной участью).
Полное видео прыжка тут. Можете перематывать
Инструктор сказал, что нас неправильно выбросили. Он связался с главным и попросил машинку, чтобы нас забрать. Через 10 минут мы уже ехали на аэродром на машине директора)))
Заинтриговали или сколько вообще это может стоить?
Пока ехали в машине — разговарились: инструктор сказал, что есть программа по подготовке к самостояетльным прыжкам с парашютом и там всего надо прыгнуть 7 раз. После чего тебе дают международный сертификат и ты можешь прыгать где захочешь. Программа называется AFF.
Ах да, и стоит эта программа 28 000 гривен (≈$1000)
— Тоесть вы хотите сказать, что от моей мечты прыгать самостоятельно с парашютом в любой точке мира меня отделяют 7 прыжков и 1000 баксов?
— Ну, получается так..
Мои мысли на тот момент.
В этот день я твердо решил для себя, что возьму этот курс и буду-таки самостоятельно прыгать с парашютом.
Найти инструктора или как вообще это происходит
Тот аэропорт, где мы прыгали тандем был довольно далеко от Киева, поэтому я решил найти что-то поближе. Так я вышел на аэродром «Чайка». Нашел у них на сайте программу AFF
Это программа ускоренного обучения свободному падению (Accelerated Free Fall). Студент-парашютист сразу начинает обучаться свободному падению, для чего осваивает выполнение затяжных прыжков с большой высоты (примерно 4000 м) и полёты со студенческим парашютом типа «крыло». Инструктора падают рядом со студентом, страхуют обучаемого в падении, дают ему подсказки и вводные команды.
Программа состоит из 7-ми уровней. На первых уровнях (1-3) обучения студента задействованы два инструктора, на оставшихся (4-7) — один. Средняя длительность курса составляет 7-12 прыжков, в зависимости от индивидуальных способностей студента. После завершения курса AFF студент умеет стабильно падать, маневрировать в свободном падении, самостоятельно выполнять необходимые действия по раскрытию парашюта, управлению куполом и приземлению, и получает допуск выполнять самостоятельные прыжки с парашютом типа «крыло».
Звучит круто. Позвонил. Трубку поднял инструктор по подготовке студентов AFF, договорились с ним начать занятие в ближайшее время. Он сказал «Супер, тока нужно успеть завершить обучение до зимы. Зимой мы не прыгаем.» Окей! Я сказал, что готов приехать в любое время после работы или в выходные. Договорились созвониться на неделе.
Я периодически названивал инструктору, чтобы договориться о конкретной дате и времени, но он что-то морозился и отвечал очень невнятно. Закрадывалось впечатление, что он не особо хочет начать нашу программу)
Я не терял времени даром и посмотрел, наверное, все видео, которые были в youtube по запросу AFF. Разобрал цели и упражнения каждого уровня.
Звучит круто. Позвонил. Трубку поднял инструктор по подготовке студентов AFF, договорились с ним начать занятие в ближайшее время. Он сказал «Супер, тока нужно успеть завершить обучение до зимы. Зимой мы не прыгаем.» Окей! Я сказал, что готов приехать в любое время после работы или в выходные. Договорились созвониться на неделе.
Я периодически названивал инструктору, чтобы договориться о конкретной дате и времени, но он что-то морозился и отвечал очень невнятно. Закрадывалось впечатление, что он не особо хочет начать нашу программу)
Я не терял времени даром и посмотрел, наверное, все видео, которые были в youtube по запросу AFF. Разобрал цели и упражнения каждого уровня.
Цели и задачи каждого уровня AFF
0 уровень. Прыжок в тандеме с инструктором. Основные задачи: перестать боятся высоты, понять что это очень классно)
1 уровень. Контроль направления и высоты, три имитации раскрытия парашюта, самостоятельное раскрытие парашюта на заданной высоте.
2 уровень. Контроль направления и высоты, три имитации раскрытия парашюта, развороты группой на 90° и движение группой, самостоятельное раскрытие.
3 уровень. Контроль, имитация раскрытия, контроль ног, инструктора впервые отпускают студента в воздухе.
Далее студент прыгает с одним инструктором:
4 уровень. Контроль, затем инструктор отпускает студента. Повороты, движение вперёд. Приземление в радиусе 100 м от цели.
5 уровень. Контролируемые развороты на 360°, движение вперёд.
6 уровень. Самостоятельное отделение от самолёта, два задних сальто, разбежка. Приземление в радиусе 50 м от цели.
7 уровень. Самостоятельное отделение «под хвост», заднее сальто, переднее сальто, развороты на 360°, разбежка.
Вот тут собраны все уровни в одном видео (видео на английском)
Ну и конечно же я начал изучать матчасть.
Какой первый вопрос себе задают люди, когда хотят прыгать самостоятельно с парашютом?
— А что если парашют не раскроется?
Я посмотрел очень много видео, где у ребят в воздухе закручивался освноной парашют и они каким-то волшебным образом «отрезали» его и раскрывали запасной. В английском языке это называется cutaway, у нас это называется «отцепка». Уже позже я узнал, что ситуаций с нераскрытым парашютом может быть очень много, и на каждую из этих ситуаций свой порядок действий.
Особенно повеселило это видео
Через 2 недели позвонил инструктор и сказал, что у него «сессия» и он не может меня обучать и дал номер другого инструктора.
Так я познакомился с Виталием.
Я сразу же позвонил ему и сообщил о своем намерении немедленно начать обучение, а то уже столько прождал и мол «зима близко!» (с)
— Супер, приезжай в субботу, будет урок теории, нам нужно 3-4 часа, чтобы все пройти. Но перед этим я скину тебе материал, который ты обязательно должен прочитать и просмотреть!
— Если до этого времени будут вопросы, пиши
Конечно же у меня были вопросы))
На вопросы Виталий ответил односложно и сказал, что более подробно каждый вопрос разберем на занятиях.
Параллельно мне скинули видео материалы и методички для студентов парашютистов. Читать некоторые из них было скукой смертной, ибо эти ребята явно не слышали об инфостиле, поэтому воды там было дофига. Но я понимал, что от усвоения этого материала зависит моя жизнь, хорошая такая мотивация да? 🙂
Первое занятие или с чего все начинают
Нет, вы не бежите сразу выпрыгивать из самолета и кайфовать в воздухе. Вас ждут 4 часа отборной теории о том как двигается купол, как влияет на него ветер, как происходит отделение от самолета, раскрытие основного парашюта и разбираются цели и задачи каждого уровня AFF. Также показали из чего состоит парашютная система, выпустили запаску и посмотрели на нее.
Дальше меня начали спрашивать как я усвоил материал, который мне скинули. Я кстати серьезно подготовился и прочитал практически все. Те вопросы, которые мне были не понятны — выписал и задал их Виталику. В методичке было описание из чего состоит парашют. Слишком много новых слов, но их лучше сразу запомнить и знать где что находится.
Ха, вы думали это все? Вот вам из чего еще состоит купол)
Самое важное, что вы будете учить — типы отказов основного парашюта. Вас будут спрашивать про порядок действий. Отказов этих штук 30 разных, на каждый своя инструкция. И ты должен все знать и действовать на автомате. Это тяжело. Потому что в воздухе нет времени на раздумывания.
Мне показывали картинки с отказами и я должен был рассказывать, что делать в том или ином случае. Отвечать быстро и четко. Потом меня посадили в импровизированную модель парашютной системы, где мы имитировали мою отцепку.
Также мы отрепетировали команды в свободном падении. Скорость падения 200 км/ч, и вести светскую беседу при таком встречном ветре будет сложновато. Для этого прдумали команды и жесты. Как в дайвинге)
Большой акцент делался на позу при отделении и в свободном падении. Так вот. Золотое правило успешного прохождения всех уровней AFF
Нет, вы не поняли, не достаточно просто прогнуться, тут реально нужно прогнуться 🙂
Для практики попробуйте подойти лицом к стене, прислонить к ней таз и отклониться максимально назад, не отрывая таз. Так вот, в момент как будто вы вот вот упадете — это и есть хороший прогиб.
Вы спросите «А нахрена собстна?»
Дело в том, что хороший прогиб обеспечивает устойчивое положение в воздухе. Благодаря симметричной позе и хорошому оптиканию потоком, вы будете держать ровненько. в теории.
После чего рассказали про сам купол после раскрытия.
Он должен обладать тремя параметрами.
Самый короткий теоретический курс был по пилотированию купола.
— Тянешь левый клевант, поворачиваешь налево. Тянешь правый клевант, поворачиваешь направо. Вопросы?
Ну ладно-ладно, там еще было про правильное приземление и по поводу сопротивления воздуха и скорость купола. Ты двигаешься вперед со скоростью 5-7 метров в секунду. Соответственно ты всегда должен приземляться против ветра. Иначе скорость твоя и ветра сложатся и ты будешь приземлятся с еще большей скоростью, что стремно и черевато травмами. Забавно, что если скорость ветра больше чем 7 м/с, то тебя будет сносить назад. Тут тоже своя техника приземления нужна.
Ну и рассказали, что при прземлении надо сделать «подушку». Это когда ты оба клеванта опускаешь вниз, так купол набирает воздух и практически останавливается. Главное сделать это вовремя, ибо купол после того как набрал воздух — очень стремительно будет его терять и тогда будет больно 🙂 Запомните этот абзац.
На этом наше 4-х часовое занятие закончилось и я поехал домой. Очень устал.
Первый уровень AFF или как побороть страх
На следующий день надо было вставать в 6:30 утра, так как парашютисты ранние пташки и любят прыгать уже с 8:00. В общем с трудом поборол желание провалятся весь день и поехал на аэродром.
Очень волнительно ехать и предвкушать грядущее событие. В голове прокручиваются видео с отцепками парашютистов и сценарии действий в случае отказов. Тревожно и одновременно интригующе.
Приехал. Виталик дал мне зеленый комбинезон и красный шлем. «Держи, вот твоя экипировка на все время обучения». Мы вместе с резервным инструктром отрепетировали отделение. Потом мы пошли выбирать мне парашютную систему.
Студенческие парашюты очень большие и тяжелые. Это потому, что у них большая площадь купола, чтобы лучше раскрываться и медленней снижаться. Мне выбрали парашютную систему с площадью купола 250 футов. Для сравнения, у моего основого инструктора площадь купола — 110 футов. Его парашют в 2 раза меньше моего 🙂 Также мне дали перчатки, очки, рацию и самый главный прибор парашютиста — высотомер.
Рука не моя, просто взял фотку из интернета 🙂
Как видно на приборе есть желтые и красные зоны. Например желтая зона показывает что с высоты 1200 метров надо бы уже раскрыться
Перед каждым подъемом объявляют готовность 20-15-10-5 минут. Потом все парашютисты выстраиваются на линию осмотра, где проверяется экипировка и сверяют списки с теми кто записался и считают количество человек. Потом команда «Идем в самолет». Вот тут начинается первая волна паники. Ты идешь со своим собственным парашютом в самолет вместе с другими спортсменами. Ты понимаешь, что назад уже пути нет, тебе придется выпрыгнуть, открыть парашют и приземлиться самостоятельно! Страшно?
Как только мы сели в самолет и дверь закрылась я начал волноваться. Виталик постоянно говорил мол расслабься и улыбнись, но мне как-то не помогало. Каменное лицо было у меня на протяжении всего полета. Кстати очень забавно наблюдать как двигается стрелка на твоем высотомере по мере взлета самолета. Единственная точка концентрации 🙂 На высоте 2000 метров я встаю и Виталик проверяет мою систему: хорошо ли все затянуто, все ли элементы на месте. Проверил, сажусь обратно на место. На высоте 3500 метров Виталик проверяет работу рации. Все работает нормально.
А дальше происходит то, что ты никак не ожидаешь.
— Так, собрался, тебе сейчас надо все сделать правильно, иначе ты умрешь 🙂
Через 30 секунд после открытия ребята начали прыгать. Первыми прыгают спортсмены, студенты AFF прыгают в конце, чтобы не дай бог не влететь кому-то в купол.
Я прекрасно помню тот момент, когда я подошел к краю двери. Что я должен был сделать в теории?
—Я должен был вставть боком в приседе.
—Посмотреть на резервного инструктора, получить кивок.
—Посмотреть на основного инструктора, получить кивок.
—Сделать телом движение вверх-вниз.
Что я сделал на самом деле?
Когда я встал, я понял, что не чувствую ног. Двигаюсь маленькими шагами к открытой двери и такое ощущение, что идешь по пояс в снегу.
Встал, обхватил край двери. Смотрю вниз, а там Google Maps 🙂
А дальше все как в тумане, я не помню момента отделения. По моим ощущениям я просто вывалился из самолета 🙂 Мозг пришел в себя спустя 2-3 секунды после. Нет, я не терял сознание, просто мозг отказывался воспринимать такую реальность. Вернулись все рецепторы и тогда я понял, что я лечу в свободном падении.
Первая мысль не, «Вау, как круто!», а «так, вроде надо сейчас что-то делать».
Тут я должен сделать лирическое отступление.
Ни что не сравнится с этим чувством. Я лечу и сам управляю своим парашютом! В этот момент я кричал во весь голос «Как классно! Юху!» Ты видишь аэродром и город, ты видишь небо и солнце, ты чувствуешь как адреналин потихоньку рассасывается по твоему телу и к тебе возвращются цвета и запахи. Это восторг! В первородном его состоянии!
Так ладно, теперь давайте глаголами. Я взял клеванты (штуки для управления парашютом) и начал управлять им. По началу робко и неуверенно. Есть страх, что от резких движений купол может «сложиться». Но чем больше я управлял, тем больше появлялась уверенность в надежности купола и в успешности моих маневров. Через 2 минуты со мной на связь вышел Виталик. Связь у нас односторонняя, поэтому он попросил меня похлопать ногами, если я его слышу. Сделал. Дальше он подсказывал как мне нужно заходить на посадку. Я вообще не понимал с какой скоростью я снижаюсь, а с какой скоростью лечу вперед. Сложно спрогнозировать где ты приземлишься) Мне казалось, что я вообще не спускаюсь. Но чем ближе ты к приближаешься к земле — тем больше приходит понимание, что ты спускаешься, причем довольно быстро :)))) Земля как будто надвигается на тебя. В этот момент я свел ноги. Виталик дал команду поднять руки вверх. Перед самой землей надо сделать «подушку», это когда ты опускаешь клеванты до упора вниз и тем самым замедляешь свое падение. Виталик скомандовал «делай подушку». Резко опустил вниз, но видимо слишком быстро. Так как я почувствовал, как я завис над землей на высоте 2 метров. дальше уже парашют начал свое обычное падение и я плюхнулся на землю через кувырок.
Но я ЖИВ! Я тут на земле! Я выжил после падения и самостоятельного открытия с парашюта!
Следующие 10 минут моей жизни я был самый улыбчивый человек на свете) Я собирал парашют и улыбался, я шел на укладку и улыбался, я не мог не улыбаться))) Я просто не мог свести с лица эту дурацкую улыбку 🙂
Я сдаю свой парашют на укладку и мы идем в класс, где смотрим видеозапись прыжка.