Заваливают работой что делать
Семь способов избавиться от завалов на работе
Нехватку времени можно победить.Предлагаем вам семь простых способов, которые помогут сконцентрироваться на задаче и наконец-то разгрести завалы на рабочем столе.
Авралы на работе ничего хорошего здоровью не сулят, а по некоторым данным даже приводят к слабоумию. Чтобы уберечь вас от столь печальной перспективы, предлагаем подборку простых и действенных приемов по самоорганизации от сайта Realsimple.com.
Начинайте с самого неприятного
Все мы приходим на работу с ограниченным запасом сил и воли. Именно поэтому лучше накидываться на самые сложные и неприятные задачи в начале дня, когда еще полны энергии. Иначе может возникнуть эффект домино: одно заваленное дело потащит за собой все остальные. К тому же, разобравшись хотя бы с одной мерзкой работенкой, вы обязательно почувствуете, что день прошел не зря.
Назначьте второе утро на 14-00
Книжки по тайм-менеджменту советуют составлять список дел накануне вечером или утром. Правда, к обеду вас могут закидать еще десятком новых поручений. В два часа дня остановитесь, налейте кофе и задумайтесь, что вы уже сделали, какие дела действительно важны, а потом скорректируйте планы таким образом, чтобы смогли решить самые важные вопросы.
Разбивайте задачи не несколько маленьких подзадач
Некоторые дела только кажутся неподъемными, но масштабная задача перестает пугать, если разбить ее на части. Для примера лес. Весь лес одним махом вы не завалите, но вы можете спилить одно дерево. Если не можете спилить дерево, спилите для начала три ветки. Другими словами, не думайте о том, чего вы не можете сделать, думайте о том, что вам по силам. И выбирайте те микро-задачи, решив которые вы ближе всего приблизитесь к намеченной цели.
Попросите друзей, контролировать вас
Страх разочаровать близкого человека может послужить хорошим мотиватором. Это «положительное давление». Позвоните другу или родственнику. В двух словах объясните, какое дело хотите закончить, а потом попросите проверить вас в назначенное время. Это перед собой не стыдно за невыполненные планы, а упасть в глазах другого человека ― это уже совсем другое.
Работайте по таймеру
Если вам сложно начинать обременительные дела, попробуйте работать кроткими отрезками времени. Запустите таймер и десять минут с полной отдачей занимайтесь только выбранной задачей. Уж десять минут может работать каждый. Вполне возможно, что к одиннадцатой минуте чувство страха не выполнить работу сменится чувством удовлетворения от уже выполненной работы. Вы увлечетесь и наконец-то закончите работу, за которую так не хотели браться.
Не отвлекайте сами себя от работы
Звонки на рабочий телефон, совещания, вопросы коллег ― от всего этого вы избавиться не можете. Но если взялись за дело, то не отвлекайтесь каждые 15 минут на интернет-развлечения или ленту в Facebook. Не можете отказаться от серфинга в интернете по доброй воле? Установите программы, которые блокируют выбранные сайты. Или воспользуйтесь сервисом RescueTime, он отслеживает все ваши перемещения по сети, а потом выдает отчет, на каких порталах и как долго вы бывали. Количество бездарно потраченных часов может вас поразить.
Запланируйте «день неотложных дел»
Составьте список из самых запущенных задач, запаситесь достаточным количеством кофе и пообещайте себе не возвращаться домой, пока не закончите все дела. На следующее утро вы почувствуете себя сверхчеловеком.
10 способов нейтрализовать излишне требовательного начальника
Излишне требовательный начальник может потребовать от вас работать лишние часы, даже если объем работы не слишком велик, он может настаивать на предоставлении ему постоянных отчетов, которые потом никто не читает, может организовывать «специальные проекты» или же не давать вам принимать никаких решений без его одобрения. Такой менеджер не будет думать о том, что вам предстоит сделать для достижения результата, он просто будет давить на вас до тех пор, пока вы не начнете что-то делать. Он не интересуется, есть ли у вас возможность следовать его указаниям. С ним часто невозможно ничего обсудить, и поэтому вам не остается ничего другого, как «просто сделать это».
Не считайте, что начальник имеет что-то лично против вас
Над излишне требовательным начальником может стоять его собственный излишне требовательный начальник, которому ваш руководитель хочет предъявить хорошие результаты. Поэтому он вовсе не думает о том, как негативно может влиять на человека ощущение невозможности выполнить всю работу, говорит Тэйлор. Посмотрите на реакцию других членов коллектива, и вы, скорее всего, увидите, что ваш начальник просто хочет добиться лучшего и ожидает от других того же.
Подумайте, почему ваш начальник настолько требователен
Дело в особенностях его личности или же в давлении на него сверху ради достижения определенных целей? Коуч по вопросам карьерного роста Рита Фридман объясняет, что «от этого может зависеть ваш подход к ситуации».
Не позволяйте делать из себя мальчика для битья
Вы можете мягко противостоять начальнику
Слушайте и повторяйте
Всегда внимательно слушайте начальника, советует Кан, так как идеи и указания могут возникать неожиданно. Если вы в чем-то не уверены, то задайте уточняющие вопросы. В конце вашей встречи повторите все то, что вам предстоит сделать, чтобы быть уверенным, что вы поняли друг друга. И потом, кто знает, как отреагирует начальник, когда услышит из ваших уст список задач. Быть может, он поймет, насколько нереально то, что он от вас требует.
Определите взаимные ожидания и приоритеты
Придерживайтесь позитивных взглядов на происходящее
Ваше спокойствие и стремление добиться лучших результатов будут в конце концов оценены, и это поможет изменить вашего начальника к лучшему.
Решайте проблемы, а не создавайте их
Если вы понимаете, что не успеваете выполнить задание в срок, то лучше сообщить об этом начальнику заранее. Будьте готовы представить ему возможные решения проблемы и тем самым покажите ему, что вы, как и он, понимаете, насколько это срочно. Как говорит Райан Кан из The Hired Group, если предложенные вами пути решения проблем будут неверными, начальник все равно оценит ваше стремление помочь.
Усиливайте позитивный настрой
Как объяснить начальнику, что вы перегружены работой?
Складывается впечатление, что большинство людей слишком много на себя берут и перегружены работой. Но никто не хочет прослыть лентяем, бездельником или белой вороной в команде. Как сохранить за собой репутацию трудолюбивого сотрудника и при этом сберечь силы?
Что говорят эксперты
Как бы вы ни были загружены, поговорить с начальством об этом бывает сложно. Джули Моргенштерн, эксперт в области продуктивности и автор книги Never Check E-Mail in the Morning, считает, что причин тому две: вы, возможно, боитесь из-за подобного разговора лишиться должности, а кроме того, привыкли рассуждать так: «Я работаю недостаточно упорно и продуктивно. Мне нужно исправиться». Таким образом, вы продолжаете заниматься самобичеванием, которое негативно отражается на вашей карьере, считает Лиана Дейви, соучредитель компании 3COze Inc. и автор книги You First: Inspire Your Team to Grow Up, Get Along, and Get Stuff Done. «Взвалив на себя слишком много обязанностей в угоду амбициям или желанию впечатлить начальство, вы не можете с ними справиться. Работу приходится выполнять второпях или некачественно, в результате может сложиться впечатление, что вы ненадежный человек», – говорит Дейви. Если, по вашему мнению, вас накрыла лавина заданий, обязательно сообщите об этом руководителю. Вот несколько советов, которые помогут благополучно провести разговор.
Чуть помедленнее
Если у вас постоянный аврал, это не означает, что вы никудышный работник. «Не судите о себе столь категорично, – говорит Моргенштерн. – Большинство компаний пытаются сделать больше за меньший срок, поэтому времени на выполнение работы постоянно не хватает». Если вы показываете хорошие результаты, но периодически просите об отсрочке или отказываете в просьбе, вас не упрекнешь в лени. Такое поведение не вредит вашей репутации. На самом деле, иногда говоря «нет», вы повышаете доверие к себе со стороны окружающих. Даже если вам неприятно признавать, что вы не справляетесь со всеми поставленными задачами, считает Дейви, вы «обязаны сделать это» ради компании: «Если вам не удается выполнить свои обязательства, вы попросту подставляете свою команду».
Обращайтесь за советом и помощью
Моргенштерн считает, что, если вы увязли в делах, вам будет полезно услышать независимое мнение о вашей загруженности: «Справиться с проблемой вам может помочь сторонний человек». Расскажите кратко о своих проектах близкому другу или коллеге. Попросите оценить масштаб выполняемой вами работы и честно ответить вам, может ли с ней справиться человек в одиночку. Обратитесь за советом к начальнику или проконсультируйтесь, как бороться с авралами, говорит Дейви. Просьбы о помощи позволяют вам обоим выяснить ожидания и повысить эффективность работы. Допустим, вы говорите: «На подготовку отчета для финансового отдела у меня ежемесячно уходит пять часов. Подскажите, как можно оптимизировать процесс?» В конце концов начальник когда-то сам проходил такой путь.
Предлагайте решения
Как четыре американских ритейлера попали в список лучших работодателей
По мнению Моргенштерн, для того чтобы поговорить с руководителем начистоту, вам необходим правильный настрой: «Вы партнер начальника, который помогает ему достичь целей компании». Она предлагает сначала «обозначить общие задачи компании», чтобы убедиться, что вы оба придерживаетесь единого мнения. Затем расскажите о том, что мешает вам их осуществлять. Будьте предельно конкретны. Например, скажите: «Это задание требует сбора множества данных, на это уходит уйма времени» или «Сейчас я руковожу командой и уделяю больше внимания вопросам планирования, а не ежедневной рутине».
Вторая часть разговора имеет особое значение: предложите три идеи того, как можно урегулировать обсуждаемый вопрос. «Никогда не ходите к начальнику с проблемой, если вы не знаете, как ее решить», – говорит Моргенштерн. Предложите, например, выполнять определенные задания ежеквартально, а не ежемесячно, назначать вам в помощь коллег на конкретный проект или попросить компанию нанять временного сотрудника, чтобы снизить нагрузку. Ваша цель – находить «проекты, которые можно перенести, делегировать, отменить или сократить в объеме».
Расставляйте приоритеты
Крайне неприятно получать от начальника очередное задание, когда вы и так на пределе. «Руководитель часто поручает работу, не имея представления о том, сколько времени требуется на выполнение каждой задачи», – говорит Дейви. Вам нужно рассказать, чем вы сейчас занимаетесь, и спросить, как расставить приоритеты. Моргенштерн рекомендует спросить у босса, сколько усилий, по его мнению, необходимо приложить для выполнения заданий и что он понимает под максимальными, минимальными и достаточными усилиями. Моргенштерн считает: никогда не надо сразу брать на себя новые обязательства, если вы не уверены, что вам удастся с ними справиться. Спросите лучше: «В чем заключается предстоящая работа? Позвольте мне оценить мои возможности с учетом тех проектов, которыми я уже занимаюсь. Могу ли ответить вам завтра?» Постарайтесь таким образом выиграть время.
Предлагайте помощь
Даже если вы завалены работой, старайтесь по возможности помогать коллегам – с вашей стороны это был бы тактичный и продуманный с профессиональной точки зрения шаг. По мнению Дейви, вам следует сказать начальству примерно следующее: «Не думаю, что у меня получится заниматься этим проектом без ущерба другой работе, которую я обязан выполнить, но мне удастся выкроить время на то, чтобы ввести в курс дела человека, который будет над ним трудиться». Вы можете изъявить желание участвовать в мозговых штурмах, знакомиться с первоначальными вариантами проекта или выступать в роли внимательного слушателя. «Будьте готовы прийти коллегам на помощь», – продолжает Дейви. Моргенштерн убеждена, что предложенная вами небольшая помощь укрепляет вашу репутацию надежного работника, сосредоточенного на успехе компании.
Принципы, о которых нужно помнить
Следует:
консультироваться с руководителем или коллегой насчет того, как можно сократить время выполнения некоторых заданий;
прямо спрашивать о том, можно ли расставить приоритеты иначе или прийти к компромиссному решению;
быть готовым прийти коллегам на выручку и помочь им.
Не следует:
перегружать себя. Если вы отклоняете чью-то просьбу или просите об отсрочке, это не значит, что вас можно упрекать в лени;
сразу же брать на себя дополнительные обязательства. Постарайтесь выиграть время, сказав начальству, что вы оцените свою текущую рабочую нагрузку и дадите ему ответ позднее;
держать коллег в неведении, если начальство не идет вам навстречу. Расскажите им о том, что вы тонете в работе, чтобы не подорвать их доверие.
Говорите все как есть
В жизни каждого из нас иногда возникают тяжелые обстоятельства, которые берут верх над всем остальным. В случае если вы в настоящий момент переживаете один из таких периодов – у вашей матери диагностировали серьезное заболевание или у вашего сына случились неприятности в школе, – по мнению Моргенштерн, лучше всего сразу сообщить об этом начальнику. Она предлагает сказать следующее: «Если я не решу эту проблему, моя семья будет испытывать сильнейший стресс, что непременно скажется на моей работоспособности». Говорите прямо и ведите себя «как можно более уверенно и спокойно». Дейви также считает, что вам необходимо указать на случайный характер таких обстоятельств и назвать сроки их преодоления, например: «Такие неприятности случаются редко, однако предстоящие две недели будут для меня очень трудными, поэтому мне нужна помощь». Доброжелательный и рассудительный начальник поймет и оценит вашу честность. А вот пытаться геройствовать до тех пор, пока вы не выгорите, далеко не лучшее решение.
Полагайтесь на коллег
Разговор с начальником о вашей чрезмерной загруженности не всегда дает желаемый результат. Если он не хочет идти вам навстречу, Дейви рекомендует намекнуть об этом своим коллегам. Даже если им нечем вам помочь, они, по крайней мере, будут знать о том, что вы работаете на пределе и не можете тянуть все на себе, – их доверие к вам сохранится. Если начальство всегда безучастно к вашей загруженности, говорит Моргенштерн, вам пора задуматься о поиске новой работы. Она считает, что постоянно трудиться в авральном режиме не имеет смысла.
Кейс № 1: предлагайте решения и не стесняйтесь спрашивать совета
Лиза Стерлинг, проработав год вице-президентом по стратегии развития продуктов компании Ceridian – поставщика программного обеспечения для управления кадровыми ресурсами, получила предложение занять в ней кресло директора по персоналу. Лиза планировала совмещать обе должности, но уже через несколько месяцев работа на два фронта стала для нее непосильной ношей. Она понимала, что нужно поговорить об этом с начальником Дэвидом Осипом, генеральным директором Ceridian, однако изрядно нервничала. «Мне никогда не приходилось обращаться к руководителю за помощью, – объясняет она. – Я опасалась, что он пересмотрит свое решение повысить меня и подумает, что эта работа мне не по плечу».
Лиза начала разговор с того, что она знает приоритеты компании. Разговор был нужен, чтобы убедиться, правильно ли она понимает, чего от нее хочет Дэвид. Кроме того, она представила ему исчерпывающий перечень проектов, которыми она в настоящий момент занималась как в области развития продуктов, так и по линии управления персоналом. «Затем я сообщила Дэвиду, какие направления мне удается успешно развивать, а с какими проектами у меня, наоборот, возникли сложности», – добавляет Стерлинг.
Наконец, Лиза поделилась с ним возможными решениями. Она предложила отодвинуть на второй план некоторые организационные инициативы, а также отложить выпуск ряда продуктов. Другая идея заключалась в том, чтобы нанять директора по стратегии развития продуктов, который бы взял на себя ее обязанности. Начальнику понравились оба предложения Лизы. Кроме того, он дал ей ряд ценных советов о совершенствовании лидерских навыков. «Дэвид сказал, что по мере восхождения по карьерной лестнице мне необходимо постепенно переходить от оперативного управления к развитию своей команды, – говорит Стерлинг. – Я поняла, что круг моих обязанностей был слишком широк. Мне необходимо было делегировать полномочия своим подчиненным».
Лиза рада, что ей удалось высказаться. «Я словно прозрела, – говорит она. – Если бы я не обратилась за помощью к боссу, то никогда бы не получила его наставлений».
Кейс № 2: говорите прямо и откровенно и будьте готовы двигаться дальше, если начальник ведет себя безрассудно
Несколько лет назад Жанин Труит работала младшим специалистом по персоналу в крупной сети больниц. Организация, расположенная на Лонг-Айленде в Нью-Йорке, так быстро расширяла штат сотрудников каждый год, что отдел кадров едва справлялся со своими обязанностями.
«Я занималась подбором персонала на разные должности – от начальных до руководящих – в 10 учреждениях, – вспоминает Жанин. – Начальница также поручала мне вести ряд других проектов и заниматься планированием численности персонала, когда требовалось увеличить количество коек в больнице».
После 10 лет такой напряженной работы в сфере здравоохранения Жанин оказалась на грани срыва. Она поговорила с коллегами, а потом попросила директора о встрече и прямо сказала: «Моя текущая нагрузка необоснованно велика. Я никогда не боялась открыто высказывать свое мнение, но в то же время мне не хотелось подводить своих коллег, а уж тем более пациентов».
Что сильные руководители делают каждый день
Жанин предложила поручить наем персонала на начальные позиции младшему сотруднику, чтобы самой сосредоточиться на стратегически важных должностях. Кроме того, она попросила как можно раньше сообщать ей о предстоящем увеличении числа коек в больнице. К сожалению, ни одна из ее идей не пришлась по душе начальнице, и расстроенной Жанин вновь пришлось положиться на коллег: «Мы условились помогать друг другу в тех случаях, когда в одном учреждении необходимо было заполнять похожие вакансии, это позволило несколько снизить нагрузку». Однако Жанин и дальше пришлось работать на пределе, и в итоге она уволилась.
Теперь Жанин директор по инновациям в фирме Talent Think Innovations, которая занимается консалтингом в области бизнес-стратегий и управления. Из своей предыдущей работы она извлекла ценный урок. «Планирование численности персонала – один из самых важных факторов, определяющих эффективность вашего бизнеса, – говорит она. – Если вы хотите, чтобы клиенты и сотрудники от вас не уходили, а текучесть кадров была минимальной, следите за тем, чтобы нагрузка на персонал всегда находилась в пределах разумного».
Об авторе: Ребекка Найт – журналист из Бостона, пишет статьи для The New York Times, USA Today, Financial Times и The Economist
Что делать если на вас сваливают внеурочную работу
Начальство регулярно подкидывает вам внеурочную работу или дает дополнительные задания, вместо премий, бонусов и повышений предлагая лишь ни к чему не обязывающее «спасибо»? А коллеги не прочь переложить на ваши плечи часть своих служебных обязанностей? Наверняка в подобном положении хотя бы раз оказывался каждый. Впрочем, если эта ситуация повторяется и постепенно становится нормой, есть все основания насторожиться: вам грозит незавидная и унизительная участь корпоративной тягловой лошади.
По статистике каждый пятый работник не в состоянии отказать руководству и сослуживцам, взваливающим на него нештатные обязанности и без зазрения совести использующим в своих интересах его бескорыстную готовность прийти на помощь. Причины корпоративного альтруизма разные. Один не может сказать нет в силу врожденной деликатности и мягкости характера, а также привитой с воспитанием склонности уступать другим. Другой боится испортить отношения с коллегами и боссом, поставить под сомнение свой статус незаменимого профи или прослыть своекорыстным эгоистом. Третьи позволяют садиться себе на шею в надежде на повышение в должности и стремительное продвижение по службе. Причем чаще всего превращение сотрудника во вьючного мула фирмы происходит исподволь, незаметно для него самого.
Рассказывает Михаил, системный администратор одной из московских фирм: «Когда я устраивался на работу, кадровик четко обрисовал мне круг моих должностных обязанностей: поддержка и администрирование корпоративной компьютерной сети. Не прошло и месяца, как босс попросил меня сделать для компании сайт. Так как разговор происходил в неформальной обстановке, я счел неуместным обсуждать размер вознаграждения. Когда сайт был готов, шеф в изящно-шутливой манере взвалил на меня его обновление и раскрутку. Еще через месяц компании понадобилось разработать дизайн рекламных буклетов. Угадайте, кому поручили это задание? Вдобавок я проговорился, что знаю бухучет, и уже на следующий день меня слезно умоляли выполнить часть работы болеющих и отдыхающих в отпуске сотрудников финотдела. Когда я подвел итог восьми месяцев своей работы в компании, выяснилось следующее: продолжительность моего рабочего дня с восьми часов возросла до десяти, я в одиночку тянул на себе весь круг обязанностей IT-отдела. Благодаря моему альтруизму фирма сэкономила суммы, в несколько раз превышающие мой годовой оклад. Надо ли говорить, что босс непрестанно кормил меня обещаниями и просил подождать, пока фирма не преодолеет трудный период».
Нещадная эксплуатация компьютерщиков давно стала притчей во языцех. Правда, от бремени дополнительных обязанностей, делегируемых в добровольно-принудительном порядке, практически никто не застрахован. Не так уж редко встречаются немыслимые на первый взгляд ситуации, когда сотрудники отдела садятся на шею своему начальнику, мягкосердечному человеку с обостренным чувством долга.
Весьма сомнительно выглядят карьерные перспективы безотказных людей, соглашающихся на любые сверхурочные работы в надежде на повышение. Казалось бы, любой босс на вес золота должен ценить тягловую лошадку, готовую безропотно тянуть на себе целый отдел. Между тем на практике все происходит с точностью до наоборот. Во-первых, качество и результативность работы корпоративных альтруистов зачастую оставляют желать лучшего: взваливая на себя непомерный груз дополнительных обязанностей, они просто не в состоянии уложиться в сроки или избежать досадных недочетов и ошибок. В итоге вместо премий офисные палочки-выручалочки приобретают в глазах руководства репутацию нерадивых, безответственных сотрудников, не умеющих рационально расходовать свое время и выполнять взятые на себя обязательства. Во-вторых, одна из главных психологических причин безотказности — недостаток самоуважения, отсутствие адекватной оценки своего труда и профессиональных способностей. Если человек не уважает себя, то и нечего ждать от коллег и начальства. Такой работник вечно будет оставаться на вторых ролях, в то время как его сослуживцы, которым он некогда безвозмездно помогал, начнут уверенно подниматься вверх по карьерной лестнице.
Как показывает практика, посадить себе на шею не слишком щепетильных коллег и руководство проще, нежели избавиться от имиджа рабочей лошадки, не спровоцировав конфликта. Если вы обнаружили, что стали жертвой офисной эксплуатации, то для того, чтобы переломить ситуацию в свою пользу, вам потребуется немалая выдержка, готовность отстаивать свои интересы и, конечно, значительная работа над собой.
Искусство говорить «нет»
Самое очевидное и естественное решение проблемы — дать от ворот поворот бесцеремонным коллегам — является для безотказных сотрудников наиболее трудным: большинство из них в силу этических установок и воспитания просто не в состоянии сказать нет в ответ на просьбу о помощи. Так что распутывать клубок проблем следует с пересмотра своих ценностных приоритетов. Проанализируйте, что именно мешает вам в одночасье избавиться от амплуа офисной матери Терезы. Возможно, вам льстит внимание сослуживцев, а их просьбы о помощи вы расцениваете как свидетельство вашего профессионализма. Однако еще Шекспир сказал: «Обманывают зеркалом медведя, капканом — льва, а человека — лестью». Стоит ли позволять коллегам обводить вас вокруг пальца с помощью нехитрых приемов психологической манипуляции? Или, быть может, вы дорожите дружбой с другими сотрудниками и опасаетесь утратить их расположение? В этом случае подумайте, стоит ли назвать приятельскими отношения, основанные на игре в одни ворота. Или, возможно, вы с младых ногтей привыкли ставить во главу угла бескорыстие, взаимопомощь и чистосердечный альтруизм. Не спорю, это замечательные качества, однако в профессиональной сфере они применимы, пожалуй, только при работе в благотворительной организации. В коммерческой структуре ваше время, знания и навыки являются рыночным товаром, а коллеги — вашими конкурентами в положительном смысле этого слова. Так что ваша готовность разделить с сослуживцами бремя их должностных обязанностей в этой ситуации просто неуместна, а иногда и откровенно вредна, причем для вашей же карьеры.
Если вы пришли к выводу, что не сможете дать решительную отповедь эксплуатирующим вас коллегам, попробуйте прибегнуть к тактике мягкого отказа, исподволь, постепенно избавляясь от имиджа вьючного ослика. Для начала воспользуйтесь старым испытанным приемом кормления назойливых просителей обещаниями: выражайте на словах готовность помочь, но при этом обязательно ссылайтесь на свою невероятную загруженность и клятвенно обещайте приступить к выполнению поручения буквально завтра. Разумеется, применять такой подход следует избирательно, он срабатывает лишь в том случае, когда речь идет о неформальных просьбах, относящихся к повседневной текучке. Однако если вам перепоручают некий ответственный проект, который вы заранее согласовали с начальством, то подобный метод приведет как минимум к штрафам и крупным неприятностям из-за срыва сроков по вашей вине.
Другая тактика мягкого, опосредованного отказа — смысловое разделение личности просителя и его просьбы. Иными словами, говорить нет следует не человеку, а тому делу, которое он пытается на вас взвалить, например: «Для вас, Иван Иванович, я всегда готов сделать все, что угодно, но это задание сейчас никак не потяну. Со своей работой горю».
Некоторые любители проехаться на чужой шее обожают использовать в качестве козырной карты недостаток собственного профессионализма и опыта. Непрестанно изводя более опытных коллег просьбами о помощи, они фактически вынуждают их выполнять львиную долю собственной работы. Если вы обнаружили, что оказались в сфере интересов такого эксплуататора, но не желаете идти на конфликт, открыто заявив сотруднику о его служебном несоответствии, попробуйте отвадить его с помощью фимиама лести. Похвалите его предыдущую работу, выскажите комплимент по поводу его работоспособности и заверьте коллегу, что он непременно справится с любым заданием, если будет полагаться на собственные силы. В крайнем случае можете прибегнуть к невинному блефу. Туманно намекните сослуживцу, что начальство имеет на него особые виды и сейчас наступил самый благоприятный случай, чтобы проявить себя.
Не так уж редко встречается и противоположная ситуация: старая гвардия фирмы спихивает свои непосредственные обязанности на новичков или на сотрудников низшего звена, предпочитая почивать на лаврах. Если в подобном положении оказались вы, то имеете полное право апеллировать к своему должностному статусу и уровню компетенции. При этом со своими прямыми обязанностями вы должны справляться безукоризненно, зато при попытке вынудить вас безвозмездно поработать за прохлаждающегося коллегу можете смело разыгрывать карту дилетанта.
Как отказать боссу
Разумеется, отказать начальнику, желающему в добровольно-принудительном порядке превратить вас в многостаночника, чисто психологически намного сложнее, нежели дать от ворот поворот зарвавшимся сослуживцам. Ведь именно от руководства зависят перспективы вашего карьерного роста, ваше материальное благополучие и, в конце концов, сам факт вашего трудоустройства в данной компании. Неслучайно, кстати, прижимистый босс, страстно желающий купить за копейку канарейку, уже давно стал хрестоматийным образом офисного фольклора. Впрочем, начальствующих любителей дармовщинки тоже реально поставить на место, не спровоцировав при этом конфликта и не испортив отношений.
В принципе, наиболее оптимальная тактика поведения — четко дать понять боссу, что работа, которую он пытается делегировать вам, несовместима с вашим текущим кругом обязанностей по соображениям рабочего графика и ваших трудозатрат. Все, что от вас требуется, — это поставить шефа перед выбором: либо вы беретесь за новое поручение, откладывая выполнение своих стандартных дел до лучших времен, либо продолжаете работать в штатном режиме без каких-либо новшеств. «Когда в мой отдел пришла новая сотрудница, — рассказывает Наталья, ведущий дизайнер одного из московских рекламных агентств, — директор попросил меня, как обычно, ввести ее в курс дел. Но уже после десятиминутной беседы с новенькой я поняла, что девушка получила должность по блату, а о дизайне и верстке имеет смутные представления. Фактически мне предстояло нянчиться с ней в течение нескольких недель, растолковывая азы. Поскольку преподавание и проведение индивидуальных тренингов не входят в мои обязанности, я поставила боссу вопрос ребром: если я буду уделять внимание новенькой, то все текущие проекты придется отложить, в результате чего сроки по договорам с заказчиками будут сорваны. Начальник пытался уговорить меня обучать девушку между делом, но я была непреклонна. В итоге директор уступил мне, а девушку вскоре перевели на должность офис-менеджера».
Если в компании сложились неформальные, почти приятельские отношения между руководством и подчиненными, наваливание на сотрудника дополнительной неоплачиваемой работы может быть искусно замаскировано под дружескую просьбу. «Ну чего тебе стоит, выполни задание не в службу, а в дружбу, это ведь сущая ерунда» — примерно так начальник будет уговаривать вас стать тягловой лошадкой фирмы. Попробуйте отплатить ему той же монетой: в точно такой же шутливо-непринужденной манере попросите о пропорциональном увеличении оклада, предоставлении внеочередного отпуска или каких-либо социальных бонусах. В самом деле, разве для друзей жалко денег или туристической путевки? Если ваш собеседник попытается свернуть разговор, отделавшись туманными и ни к чему не обязывающими обещаниями, постарайтесь любой ценой добиться определенности, но не превращая задушевную товарищескую беседу в бескомпромиссный торг.
Возможно, после прочтения этих рекомендаций у вас возник вполне резонный вопрос: стоит ли столь ревностно отстаивать свои интересы, прибегать к психологическим ухищрениям и как огня бояться неоплачиваемой работы во имя процветания фирмы? Да, безусловно, не нужно доводить ситуацию до абсурда, превращаясь в малосимпатичного меркантильного типа, тщательно тарифицирующего каждое свое действие в стенах родного офиса. Имеет ли смысл безвозмездно брать на себя груз дополнительных обязанностей или все же отказаться от него? Для принятия правильного решения достаточно хотя бы приблизительно оценить предстоящую работу по нескольким критериям: общим масштабам, затратам времени и труда, необходимому для выполнения уровню квалификации и рыночной стоимости. Не надо, например, на общественных началах выполнять задание, по объему и трудозатратам превышающее половину вашего штатного фронта работ. Точно так же вряд ли имеет смысл бесплатно выполнять работу, относящуюся к должностным обязанностям вашего коллеги, если этот коллега не в отпуске и не на больничном. Если ваш сослуживец не в состоянии самостоятельно справиться с валом заданий, то виноват в этом либо он сам, либо менеджмент компании, вам же совсем не нужно отдуваться за всех. И не забывайте, что залогом успешного карьерного роста является не готовность безропотно подставить спину коллегам и начальству, а безупречное выполнение своих непосредственных должностных обязанностей и постоянное профессиональное совершенствование в рамках специальности.