Зеркально нейронная реакция что это
Зеркальные нейроны
Посмотрите на папу, попросите его смотреть вам в лицо и начните сладко зевать. Не обязательно зевать по-настоящему. Можно просто начать приговаривать «зевать, зевать, зевать». Эффект будет одинаков: папа тоже зазевает. Почему так происходит? Учёные бы долго ломали голову над этим вопросом, если бы в 1996 году с итальянским учёным Джакомо Ризолатти не произошёл очень занятный случай.
Джакомо исследовал мозг подопытной макаки: он искал такие клетки мозга (нейроны), которые активируются, когда обезьяна ест изюм. Поиски затянулись до вечера. Наконец эти нейроны были обнаружены. Они давали электрические сигналы всякий раз, когда макака подносила изюм ко рту. Время было позднее, Джакомо был усталым, голодным и решил сам съесть пару изюминок. Он взял изюминку и поднёс её к своим губам на глазах у макаки. Вдруг её нейроны дали очень мощный электрический ответ. Они активировались, как если бы это сама макака ела изюм.
Джакомо понял, что нашёл такие особые клетки, которые сигналят в двух случаях: 1) когда сама макака ест изюм, и 2) когда она видит, как кто-то другой ест её изюм. Он назвал эти клетки зеркальными нейронами, потому что они как бы «отражают» чужое поведение у нас в голове. Позже зеркальные нейроны были найдены у других обезьян, у некоторых птиц и, конечно, у людей. Но зачем же нужны эти странные клетки?
Французские учёные решили ответить на этот вопрос. Они поделили испытуемых на две группы. У первой группы вызывали настоящие эмоции при помощи разных запахов (приятных и гадких). При этом фотографировали их. А испытуемым второй группы показывали только фотографии лиц первой группы (без запахов). Что же оказалось? У испытуемых второй группы активировались те же зоны в мозге, что и у испытуемых первой группы. Иными словами, если человек видел фотографию счастливого человека, его мозг «радовался», а если люди видели «кислую мину», то сами чувствовали отвращение.
Поэтому если нас окружают умные и счастливые люди, мы сами тоже будем становиться счастливее и умнее. А если с нами рядом злые, ворчливые, грубые люди, наш характер может здорово испортиться.
Зеркальные нейроны помогают нам определять не только эмоции других людей. Вот как Ризолатти объясняет своё открытие: «Представим, что человек напротив нас подносит ко рту стакан с водой. Как наш мозг понимает, что он делает? Мозг мог бы сопоставить образы человека и стакана с тем, что хранится в памяти, подумать, вспомнить законы физики и сделать какое-нибудь предположение. Но оказывается, нашему мозгу гораздо проще понять, что делает другой человек, мысленно повторив его действие. Этим и занимаются зеркальные нейроны». Получается, что зеркальные нейроны позволяют нам прочувствовать то, что происходит с другими, так, как будто бы мы совершали это действие сами. Поэтому нам так нравится смотреть фильмы, спортивные передачи, балет. Всякий раз, когда мы смотрим кино, какая-то часть мозга заставляет нас чувствовать, что это мы только что 10 раз повернулись на пуантах, это мы прибежали к финишу первыми, это мы победили злодея и спасли красавицу от страшной смерти. Учёные установили это следующим образом. Они повесили на людей, которые смотрели телевизор, специальные датчики. Оказалось, что когда люди смотрели забег лыжников, активировались мышцы на их ногах. Когда смотрели бокс — у них напрягались мускулы рук и сжимались кулаки.
Но и это ещё далеко не всё, что могут наши зеркальные нейроны. Оказывается, они помогают нам быстро обучаться чему-нибудь новому, даже если мы ещё ничего не понимаем. Ведь учиться путём проб и ошибок очень долго и иногда даже опасно. А благодаря зеркальным нейронам нам очень просто подражать: мы это делаем, не задумываясь, как бы автоматически. Поэтому дети обожают повторять за кем-нибудь большим и умным (например, за папой). Можно повторять друг за дружкой. Например, если Петька Иванов вдруг начнёт замачивать хлеб в компоте или размазывать пластилин по обоям, к нему тут же радостно присоединятся его товарищи. Не только дети, но и взрослые постоянно подражают друг другу: например, любимым актёрам кино, начальникам.
Конечно, некоторые животные тоже могут подражать (например, говорящие попугаи или человекообразные обезьяны). Но люди это делают чаще и охотнее. Это подтвердил Дерек Лион в своём замечательном эксперименте. Дерек показал, как открывать ящик с конфетами, шимпанзятам и маленьким детям (3–5 лет). Кроме нужных действий, которые приводят к открытию ящика, Дерек совершал кучу «лишних» действий. Потом Дерек оставлял ящик испытуемым, а сам уходил из комнаты и начинал подглядывать. Оказалось, что шимпанзята постепенно переставали делать «лишние» действия и совершали только то, что нужно для получения конфет. А вот человеческие дети с радостью воспроизводили и нужные, и ненужные действия.
Учёные считают, что наша склонность копировать «бессмысленные» действия не так уж бессмысленна в масштабе истории человечества: благодаря этому люди смогли передать опыт далёких предков последующим поколениям. Так стали передаваться от человека к человеку элементы культуры: праздничные песни и танцы, молитвы, мистические ритуалы, полезные навыки. Поэтому получается, что маленькие зеркальные нейроны — это основа нашей великой культуры!
Зеркало мозга: что такое зеркальные нейроны или почему они так важны
Знаете то чувство, когда кто-то на ваших глазах сделал глупость, а стыдно за это почему-то вам? Кстати, у этого чувства даже есть название — испанский стыд. Или, например, на видео кто-то ударился, а вы не просто сочувствуете ему, а буквально переживаете эту боль с ним. За это ответственны зеркальные нейроны — особые клетки головного мозга. Они обуславливают нашу способность понимать эмоции других и сопереживать им, т.е. эмпатию.
Впервые зеркальные нейроны были выявлены у приматов, позже ученые обнаружили их наличие еще у некоторых птиц, а также у человека. В 1992 году Джакомо Риццолатти опубликовал исследование, в котором объяснялся феномен: одни и те же клетки мозга обезьян активизируются и при выполнении каких-то действий, движений, прикосновений, и при наблюдении, как кто-то другой их выполняет. Своеобразное отражение в мозгу чьей-то деятельности дало название этим клеткам. Нам же система зеркальных нейронов позволяет наладить общение, считывать собеседника, понимать мимику и даже намерения других людей.
Однако социальное взаимодействие — не единственная, и даже не самая важная роль этих клеток. Зеркальные нейроны помогают нам в обучении, ведь именно на подражании основаны процессы овладения навыками. Дети охотно повторяют за взрослыми, в результате обретая новые навыки. При этом они даже не понимают механизмы этих действий, все происходит автоматически. Это работает и со взрослыми: мы имитируем поведение друзей, коллег, героев кино, звезд спорта. На первый взгляд это может выглядеть абсолютно бессмысленно, но перенимая привычки, мы перенимаем и опыт, используем его и совершенствуемся. Кроме того, благодаря зеркальным нейронам передается культурное наследие, которое дополнительно приобщает нас к той или иной социальной группе.
Открытие системы зеркальных нейронов позволило чуть глубже понять механизм развития аутизма. Расстройство аутистического спектра сопровождается непониманием эмоций других людей, низкой способностью сопереживать. Дефицит зеркальных нейронов не позволяет в полной мере распознавать эмоции окружающих, что в результате приводит к социальной изолированности. Однако многие люди испытывают сложности в общении, которые не связаны с этим заболеванием.
Повысить эмпатию можно при помощи эмоционального интеллекта — EQ. Он отличается от привычного нам понятия умственного интеллекта — IQ — и порой играет даже большую роль в достижении успеха в жизни. Эмоциональный интеллект позволяет не только правильно определять эмоции собеседника и понимать его чувства, но и управлять собственными. Технология распознавания эмоций помогает эффективно выстроить коммуникацию с коллегами, определять ложь на работе и в жизни, выявлять утечки информации, улавливать скрытые эмоции и стать успешнее в личных отношениях.
Как развить эмоциональный интеллект? Для начала нужно познакомиться с теорией, какие базовые эмоции присущи человеку и как они выражаются — у каждой есть свои характерные мимические выражения. Далее останется только отточить навык их распознавания. Проверить свою способность определять эмоции других и повысить свой эмоциональный интеллект вы можете на нашем курсе, который создан совместно с мировыми экспертами в области эмоционального интеллекта.
Повышайте уровень своих навыков для повышения уровня жизни!
Теория зеркальных нейронов
Теория, согласно которой «система зеркальных нейронов … необходима для возникновения тех форм совместного, или разделенного с другими, опыта, благодаря которым каждый из нас способен действовать не только как индивид, но и как член общества».
Сторонники данной теории полагают, что с помощью функций зеркальных нейронов можно объяснить наличие таких феноменов как: понимание намерений другого, упрощение обучения, эмпатия (сочувствие), формирование самосознания человека, овладение речью, автоматическая имитация (непреднамеренная, скрытая форма подражания), подражание мимике. Также с помощью теории зеркальных нейронов предпринимаются попытки объяснить нарушения социального взаимодействия при ряде психических заболеваний, а также при аутизме. Исследователи предположили, что когнитивные и социальные расстройства при расстройствах аутистического спектра (РАС) связаны с дисфункцией зеркальных нейронов, однако это предположение требует дальнейших исследований.
Историческая справка
В 1996 году в журнале «Cognitive Brain Research» была опубликована статья «Премоторная кора и узнавание моторных действий» (Premotor cortex and the recognition of motor actions), которую написали итальянские учёные Джакомо Ридзолатти (Giacomo Rizzolatti), Лучано Фадига (Luciano Fadiga), Леонардо Фогасси (Leonardo Fogassi) и Витторио Галлезе (Vittorio Gallese). Исследования проводились в Пармском университете (Universita` degli Studi di Parma). Эксперимент проводили на макаках, у которых в нижнюю часть лобной коры (область F5) были вживлены электроды. Было обнаружено, что у обезьян срабатывал один и тот же моторный нейрон (или группа нейронов) не только когда, они сами принимали пищу, но и тогда, когда пишу принимали другие.
Это явление заинтересовало исследователей, они предположили, что таким образом животное возможно ставит себя на место другого индивида. Далее была выдвинута гипотеза, что у людей должны быть такие же группы нейронов. Однако доказать наличие у человека зеркальных нейронов представляется довольно сложной задачей, так как строгий эксперимент предполагает вживление электродов непосредственно в нейроны человека, что запрещено по этическим соображениям. В 2010 году профессеор Якобони и коллеги попытались разрешить данную проблему с помощью исследований больных эпилепсией, которым временно во время плановой операции вживляли электроды в соответствующие области. Был обследован таким образом 21 человек. В результате были обнаружены группы нейронов, которые возбуждались в ответ, и тогда, когда пациенты смотрели на действия на экранах компьютеров, и в том случае, если сами пациенты совершали действия. Однако данные результаты не были подтверждены ни одной независимой группой ученых.
Направления исследований
К 2012 году число исследований достигло 800. Также появилось много исследований и статей, подвергавших разумной критике теорию зеркальных нейронов за ее слишком глобальные выводы. В настоящее время исследования ведутся в 4 основных направлениях:
1) Изучение роли зеркальных нейронов в подражании.
Подражание — воспроизведение субъектом движений, действий, поведения другого субъекта [7]. Именно во время подражание наиболее четко и ясно можно наблюдать активность зеркальных нейронов, поэтому данному направлению уделяется особое внимание. Именно подражание играет главную роль в приобретении моторных, коммуникативных и социальных навыков. Такие исследователи, как Iacoboni, Molnar-Szakacs, Heiser, Wolpert, Kawato, Rizzolatti полагают, что «подражание является одной из базовых форм научения, нейрофизиологической основой которой является система зеркальных нейронов, связывающая сенсорные и моторные отделы коры головного мозга, кодирующие информацию об одних и тех же актах поведения» [8].
2) Изучение роли зеркальных нейронов в формировании эмпатии, отзывчивости в ответ на переживания другого.
Предполагается что нейроанатомической основой эмпатии являются система зеркальных нейронов и лимбическая система. Исследования Карра показали, что у испытуемых, наблюдавших и подражавших различным эмоциональным выражениям лица, обнаружилась повышенная активность в премоторной коре, покрышечной части нижней лобной извилины (pars opercularis), верхней височной извилине, а также в островке и миндалине. При этом низкую активность в данных областях коры обнаружили лица, старадющие аутизмом. Такие факты могут говорить в пользу того, что зеркальные нейроны причастны к данному заболеванию.
3) Изучение роли зеркальных нейронов в формирования языка и речи.
Ряд экспериментов дал основания считать, что зона Брока (двигательный центр речи) участвует в процессе подражании и в ней присутствуют зеркальные нейроны. Таким образом можно полагать, что зеркальные нейроны в зоне Брока, позволяют посредством подражания обучаться говорить и понимать речь, а нарушения работы зеркальных нейронов могут приводить к различным расстройствам, связанным с нарушениями речи, в том числе к аутизму.
4)Изучение роли зеркальных нейронов для понимания ментальных состояний другого человека (модель психического).
Было высказано предположение, что в самом общем смысле, понимание ментальных состояний другого может быть сведено к сумме подражаний и эмпатии, и тогда его нейрофизиологическая основа будет совпадать с нейрофизиологической основой подражания и эмпатии. В мозге наблюдателя и исполнителя возбуждаются схожие или «разделяемые обоими» нейронные сети (shared circuits), в которые и входят зеркальные нейроны. Таким образом дети с аутизмом затрудняются с пониманием ментальных состояний другого человека в силу нарушений функционирования зеркальных нейронов, ответственных за подражание и эмпатию.
Теория зеркальный нейронов и РАС
У детей с РАС, как правило обнаруживаются расстройства подражания, что авторы связывают с нарушением работы зеркальных нейронов. Однако остается открытым вопрос о том, что первично, отставание в развитии системы зеркальных нейронов или аутизм, имеющий причиной какие-то другие факторы. Некоторые исследователи приписывают большую роль нарушениям фронтальной коры при аутизме, которая, по мнению некоторых исследователей, может оказывать влияние на зеркальные нейроны.
Рамачандран, Оберман, 2007 предположили, что если причина аутизма кроется в нарушении функции зеркальных нейронов, то можно попытаться разработать новые подходы к диагностике и лечению РАС. Авторы предлагают следующее: использование зрительной обратной связи и препаратов, основанных на метилендиоксиметамфетамине (MDMA). Данные разработки находятся на начальных стадиях и требуют экспериментального подтверждения своей валидности.
Текст: Татьяна Медведовская, педагог-психолог ФРЦ МГППУ
Что такое зеркальные нейроны и как они работают. Отрывок из книги «Мозг и его потребности»
За открытие зеркальных нейронов прочат Нобелевскую премию, поэтому если вы ещё не знаете, что это такое, вас ждёт увлекательное путешествие в мир нейробиологии! А поможет в этом Вячеслав Дубынин и его книга «Мозг и его потребности. От питания до признания».
О книге
Вячеслав Дубынин — доктор биологических наук, профессор МГУ и популяризатор науки. В своей книге он затрагивает вопросы нейробиологии и помогает читателям лучше узнать, как работает наш мозг и организм в целом.
Мы публикуем отрывок из главы «Мозг: подражание. Быть похожим на других».
Серьёзные исследования программ подражания на уровне нейронов и целостных мозговых структур начались только в конце XX века. Так что это относительно молодая и развивающаяся область нейрофизиологии и физиологии поведения.
Критическим, важнейшим её событием стало открытие зеркальных нейронов.
Именно существование данных клеток объясняет, почему мы так охотно подражаем, или, как говорят, «обезьянничаем» или «попугайничаем».
Мы повторяем действие нашего соседа, или родителя, или героя кинофильма. Нас огорчают чужие огорчения, нам больно от чужой боли, но зато нас радует чужая радость. То есть мы переносим на себя эмоции, испытываемые кем-то, кого мы видим или слышим.
Очень долго альтруизм, сопереживание, эмпатия считались практически вершиной человеческой психической деятельности. Но потом оказалось, что это одна из важнейших врождённых поведенческих программ и появилась она гораздо раньше, чем вид Homo sapiens. Учёные обнаружили, что животным сопереживание тоже присуще.
В целом зеркальные нейроны обеспечивают:
Классической ситуацией, с которой началось исследование подражания, является повторение мимических реакций взрослых людей новорожденными. Например, взрослый высовывает язык, и малыш так же высовывает язык, взрослый открывает широко рот, и ребёнок делает то же самое.
Важно понимать, что в эксперименте участвовали совсем маленькие дети, которым было по четыре-пять месяцев. Вряд ли такой малыш понимал, что: «Дядя высунул язык, не высунуть ли мне язык?» Здесь работают врождённые рефлекторные дуги, которые устроены так, что зрительный сигнал анализируется, детектируется совершенно конкретное мимическое изменение, а затем нервные импульсы попадают на нужную точку двигательной коры и вызывают повторение. Это указывает, что данные программы являются практически столь же базовыми, как и дыхание, глотание или отдёргивание руки от источника боли.
Аналогичный эксперимент проводился на обезьянах. Человек совершал движения, а маленькая макака их успешно повторяла. Взрослая макака хорошо владеет мимикой, лапами, и программы подражания у неё тоже работают прекрасно. Эксперименты проводили с новорожденными обезьянками, которые совсем недавно появились на свет, и учёные видели ту же самую реакцию высовывания языка, что и у человеческих малышей.
Зеркальные нейроны «отражают» поведенческую реакцию, не разбираясь, зачем это делается.
«Раз большое и умное существо так себя ведёт, то и я так сделаю: наверное, это хорошо».
Понятие зеркальных нейронов было сформулировано профессором Джакомо Риззолатти во время исследования движений обезьян. Первые публикации на эту тему появились в 1996 году, а теперь они уже воспринимаются как классические. Джакомо Риззолатти в 2014 году выступал фестивале науки МГУ и рассказывал историю открытия зеркальных нейронов.
Началось, как это часто бывает, почти со случайного события. Исследовательская группа Джакомо Риззолатти работала с обезьянами, специфическим интересом учёных была организация движения.
Они вживляли электроды в мозг макак и изучали, как движение разворачивается внутри лобной доли. От передней части лобной доли сигнал расходится по премоторной коре, а потом по моторной коре. Их внимание привлекла зона F5 премоторной коры, которая отвечает за запуск комплекса мышечных сокращений, то есть за двигательную программу.
Нейроны, которые там находятся, оказались связанными с движением обезьяны, берущей с тарелки еду (в данном случае это был изюм). Это записывалось, и было замечательно видно, что нейроны активируются ещё до того, как началось движение.
Потом в какой-то момент обезьяна с вживленными электродами ничего не делала, а экспериментатор, который стоял рядом, взял с её тарелки изюм. И вдруг нейроны зоны F5 мощно возбудились, стали генерировать частые импульсы. Их активация была, может быть, немного поменьше по амплитуде, но более длительной, чем реакция на собственное движение обезьяны.
«Он же сейчас съест мой изюм!» — было совершенно очевидно, какая мысль пронеслась в мозгу макаки!
Оказалось, что существуют нервные клетки, которые срабатывают и тогда, когда сам организм выполняет движение, и тогда, когда кто-то другой, находящийся рядом, выполняет движение. Эти клетки могут запустить движение уже как повторение моторного акта, которое совершило другое существо, например человек или другая обезьяна. С этого, собственно, началось изучение зеркальных нейронов и пришло само понимание, что такие нейроны существуют. Стало ясно, что можно обнаружить конкретный физиологический субстрат для повторения состояния другого организма.
В научном мире редко открывается что-то совсем новое. Давным-давно физиологи и этологи понимали, что подражание существует, но до нейронной основы не добирались. И вот наконец-то в 1996 году открыли зеркальные нейроны. Теперь все ждут, когда очередная Нобелевская премия по физиологии и медицине достанется Джакомо Риззолатти.
Зеркальные нейроны
Содержание
Когда людям позволено делать что им вздумается,
они обычно копируют друг друга.
Сегодня я предлагаю поговорить о зеркальных нейронах. Читая курс «Профайлер-Верификатор», мы обучаем наших студентов анализировать язык жестов, распознавать их и верифицировать ложь. И конечно, не обходится без лекционной части. Ведь, чтобы понимать значение жестов, необходимо понимать в целом мотивы этих движений, чем они обусловлены и как мозг транслирует реакции, пройдя все умозаключения. В этой теме мы много говорим о таких авторах как А.Я. Бродецкий, Д.Моррис, об их теориях и книгах. И в частности рассказываем о том, какие виды поведений в принципе бывают. Также мы говорим о том, как, верифицируя ложь, важно научиться подстраиваться под другого человека, как установить раппорт и сделать так, чтобы он начал тебе доверять. Но мы не упоминаем о зеркальных нейронах. А ведь они лежать в основе всех этих принципах поведения.
Я представляю вам краткую выдержку книги Марко Якобони «Отражаясь в людях», в которой он подробно все описывает. Конечно, здесь представлена лишь крайне малая часть, здесь скорее собраны основные выдержки, касающиеся нашей темы для вашего ознакомления. Но как преподаватель академии, безусловно, я рекомендую прочесть ее полностью.
Суть зеркальных нейронов
Представьте ситуацию, вы молодая мама, у вас маленький ребенок и к вам приходит в гости ваша мама. Малыш радуется бабушке и идет на руки. В следующий раз к ребенку подходит свекровь, а ребенок капризничает и отказывается подходить. Знакома ли вам такая ситуация? Интересно ли вам почему так происходит, ведь вторая бабушка говорит, что очень нежно относится к малышу и любит его. Однако ей ребенок не верит, почему?
Причиной такого поведения являются зеркальные нейроны головного мозга самого ребенка, которые отражают истинную реакцию мамы на свою свекровь. Ребенок же просто это считывает и транслирует то, что из-за ряда правил приличий не может показывать мама.
Именно благодаря зеркальным нейронам у нас есть эмпатия, мы можем понимать поведение другого человека, считывать его эмоции и etc.
Когда мы видим чьи-то страдания или чью-то боль, зеркальные нейроны помогают нам «прочесть» лицо этого человека и заставляют нас реально испытать те же чувства. По мнению Марка Якобони, эти моменты и составляют основу сопереживания и даже всей нашей морали, глубоко укорененной в биологии.
Вспомните, как ведут себя болельщики на матче, они волнуются, настораживаются в моменты напряженной игры, замирают в предвкушении и радуются, когда происходит разрядка. Наблюдать за соревнующимися спортсменами – значит соревноваться самим. Некоторые из тех же самых нейронов у нас, что реагируют при виде игрока, ловящего мяч, срабатывают и когда мы ловим мяч сами. Глядя на игру, мы играем.
Зеркальные нейроны, несомненно, дают правдоподобное нейрофизиологическое объяснение сложных форм социального познания и взаимодействия. Помогая нам распознавать действия других людей, зеркальные нейроны также помогают нам различать и понимать глубочайшие мотивы, стоящие за этими действиями, намерения других лиц.
Где они находятся и как о них узнали?
Впервые заговорила о зеркальных нейронах группа Ридзолатти в Парме. Они исследовали в мозге макак так называемую «область F5», расположенную в премоторной коре – обширной зоне, составляющей часть неокортекса и отвечающей за планирование, выбор и совершение действий. Основной исходный пункт для научных построений таков: хотя объем мозга макак составляет примерно четверть от объема нашего мозга и неокортекс у них тоже намного меньше человеческого, нейроанатомы, как правило, согласны с тем, что несмотря на эту разницу, строение неокортекса у макак и людей более или мене сходное. Элементами, обеспечивающими взаимодействие нейронов, являются синапсы, количество которых поразительно. Отличительным признаком мозга млекопитающих является наличие «новой коры» (неокортекса).
Область F5 содержит миллионы нейронов, отвечающих за «кодирование» одного специфического вида моторного поведения – костевых действий руки, включая хватание, удерживание, разрывания, и, что самое главное, поднимание объектов (еды) ко рту.
В первые годы работы с зеркальными нейронами группа Ридзолатти обнаружила в области F5 еще другие клетки, обладающие особым свойством, которому они не могли найти объяснения. Эти клетки разряжались при хватательных движениях и, кроме того, просто при виде объекта, который можно схватить. Позднее такие нейроны были с долей иронии названы «каноническими». Обе эти картины нейронной активности противоречили старой идее о том, что действие и восприятие – совершенно независимы друг от друга процессы, за которые отвечают отдельные части мозга. В реальном мире, как выясняется, ни обезьяна, ни человек не может наблюдать за кем-либо, берущим яблоко, без того, чтобы в мозгу наблюдателя возник моторный план, необходимый, чтобы взять яблоко самому (активация зеркальных нейронов). Сходным образом, ни обезьяна, ни человек, не может даже взглянуть на яблоко без того, чтобы возник моторный план, необходимы для того, чтобы его взять (активация канонических нейронов).
Базовое свойство зеркальных нейронов – а именно срабатывание и при действии (хватании чашки), и при его наблюдении – говорит о том, что они участвуют в распознавании движении других людей. Напрашивается мысль, что этот процесс – своего рода воспроизведение, внутренняя имитация («симуляция») наблюдаемых действий. Но, поскольку наши собственные движения почти всегда связаны с конкретными намерениями, активация в мозгу при виде чужих действий тех же нейронов, что мы используем для выполнения своих собственных действий, позволяет понимать намерения других людей.
Более того, зеркальные нейроны являются предшественниками речевых механизмов: эти клетки, кодируя, как свое собственное, так и твое наблюдение за этим же действием у других, создают, похоже, некий общий код ля тебя и другого индивидуума – и, следовательно, устанавливают некое «соответствие» между вами. За несколько лет до открытия зеркальных нейронов Элвин Либерман высказал предположение, что, поскольку отправка и получение сообщения требуют, соответственно, продуцирования и восприятия, то эти процессы должны каким-то образом быть связаны и иметь на неком уровне один и тот же формат. Именно такой общий формат обеспечивают зеркальные нейроны.
Имитация есть зеркальные нейроны?
В 1970 годах американский психолог Эндрю Мельцофф положил начало радикальным изменениям в психологии развития, показав, что новорожденные инстинктивно имитируют некоторые простейшие гримасы и движения руками. Младшему из детей, изучавшихся Мельцоффом, было сорок одна минута от роду. Каждая секунда жизни младенца была задокументирована, чтобы не возникало подозрений, что он уже видел движения, которые Мельцофф совершал в ходе эксперимента. И тем не менее ребенок подражал этим движениям. Следовательно, утверждал Мельцофф, в мозгу новорожденного изначально присутствует механизм, обеспечивающий рудементарное имитационное поведение.
Поскольку мозг новорожденных не располагает изощренными когнитивными навыками, тот факт, что они способны имитировать, означает, что в основе этой способности должны лежать сравнительно простые нейронные механизмы. В 1970-х, когда Мельцофф сделал свои открытия, зеркальные нейроны еще не были обнаружены в мозгу ни у обезьян, ни у людей – до их открытия оставалось целых 15 лет.
И так год за годом продолжал изучаться мозг, в частности зеркальные нейроны. На сегодняшний день в этом нет волшебства, мы все знаем об их существовании, благодаря ФМРТ, мы знаем, где они находятся и как они работают.
Мнение М.Якобони
Марко Якобони в своей книге пишет о том, что их исследования подтвердили гипотезу о том, что зеркальные нейроны кодируют намерения. Активность в передней области с зеркальными нейронами при наблюдении за хватательными движениями в том и другом окружении была выше, чем при наблюдении за такими же движениями вне всякого окружения. Зафиксирована, кроме того, более высокая активность при наблюдении за хватательными движениями в обстановке, намекающей на уборку. Этот результат также осмыслен, ибо намерение пить гораздо более первично, чем намерение наводить порядок. Эти результаты, безусловно, говорят в пользу симуляционной модели нашей способности понимать чужие намерения.
Но как зеркальные нейроны в реальности прогнозируют действие, которое должно последовать за наблюдаемым? Как они позволяют понять намерение, стоящее за действием? Гипотеза Якобони такова: мы активируем цепь зеркальных нейронов, в результате чего эти клетки «симулируют» целую последовательность простых действий: рука тянется к чашке, берет ее, подносит ко рту. Так происходит «симуляция» в нашем мозгу намерения человека, на которого мы смотрим. Важнейший для этой гипотезы подтип зеркальных нейронов составляют «логически связующие» клетки. Они разряжаются не при выполнении и наблюдении одного и того же, а при действиях логически связанных между собой, – например, при хватании рукой и поднесении ко рту в экспериментах с обезьянами. Вероятно, это ключевые нейронные элементы для понимания намерений, связанных с наблюдаемыми действиям.
Нам людям, свойственно на почти инстинктивном уровне взаимно координировать свои движения. Я складываю руки, вы складываете руки, я смотрю на вас, вы смотрите в сторону, вы оборачиваетесь, я смотрю в сторону, я смотрю на вас, вы начинаете новую фразу. Чем сильнее люд нравятся друг другу, тем больше, как правило, они подражают один другому. Об этом же, кстати, писал Д.Моррис в книге «Библия языка жестов», описывая подражательное поведение. Эта имитация и координация – тот клей, что скрепляет людей. Отсюда с уверенностью можно сделать вывод, что зеркальные нейроны – неотъемлемая часть механизма, обеспечивающего как можно более легкое вхождение человека в окружающую его социальную обстановку. Они нам необходимы как средство распознавать действия других людей, подражать им, понимать их намерения и чувства.
Хочешь интересную статью в продолжение? Узнай как наш мозг принимает решения и что по этому поводу думает Д.Канеман или о том какие эффекты мозга бывают.