Зеркало затона что это значит у есенина
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Это картина жизни. Блистающая, красочная природа во всём своём расцвете и великолепии. Вся картина обладает своёйством «природа-человек».
Вся есенинская поэзия насыщена метафорами, олицетворениями и прочими средствами художественной выразительности, без которых в этом стихотворении нет и строчки.
«задремали звезды», «улыбнулись …березки», «растрепали …косы», «крапива обрядилась», «шепчет шаловливо»-олицетворения.
В сознании читателя существует мысль о пробуждении природы к жизни, а вернее ото сна. Не даром стихотворение называется именно так!
«зеркало затона», «горят …росы», «сетку небосклона»-метафоры.
Образы природы изображаются эпитетами, вернее с их помощью:
Словами «улыбнулись сонные березки»,«растрепали шелковые косы»,«шепчет шаловливо» поэт пытается показать нам то, что природа живая, то есть Есенин использует олицетворения и эпитеты. Автор даже обычную крапиву изображает кокетливой красавицей-шалуньей.
«звезды золотые», «сонные березки», «шелковые косы», «серебряные росы».
Читаем с детьми «Задремали звезды золотые» С.А. Есенина
В предыдущей статье мы писали, что лирические тексты сложны для восприятия детьми. Особую трудность у учащихся начальных классов вызывает работа над выразительными средствами языка, так называемыми тропами.
Часто младшему школьнику бывает трудно уловить и осмыслить переносное, иносказательное значение поэтического слова. Однако именно с помощью тропов поэтический язык приобретает особую смысловую насыщенность и музыкальную выразительность, завораживающие читателя. Поэтому учителю необходимо обучать юных читателей чувствовать красоту, необычность, выразительность и многозначность этих средств поэтического языка.
Рассмотрим, как такую работу можно организовать при изучении хрестоматийного произведения С.А. Есенина, которое включено во все учебные хрестоматии для начальной школы.
Стихи С. Есенина, знакомые нам с детства, обладают обманчивой простотой. Однако поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями, которые не просто осмыслить младшему школьнику.
Как работать с текстом, чтобы юный читатель проникся красотой и глубиной есенинских строк?
Прочитаем стихотворение и попытаемся выявить художественную функцию специальных выразительных средств в создании эмоционально-образной картины произведения.
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями, олицетворениями. В этом стихотворении нет, пожалуй, ни одной строки без специальных выразительных средств. Природные образы изображаются с помощью:
Все это создает насыщенное экспрессивно-ассоциативное «поле», помогающее читателю вообразить и эстетически оценить данную картину жизни. Мир красочной, праздничной, блистающей («румяной», «золотой», «серебряной») природы изображается автором как мир живой, просыпающийся, наполненный ласковой дремой, улыбающимся уютом и свежестью.
Взгляд лирического героя переходит от звездного, тающего в дымке зари небосклона к явлениям земным – озеру, березкам, а затем к предметам, казалось бы, нарочито будничным, обыденным (плетню, крапиве). Но везде – от звездного беспредельного неба до шалуньи-крапивы – мир наполнен трепетной гармонией и красотой. Метафоры, олицетворения, эпитеты помогают автору раскрасить и «вдохнуть» живую душу в этот празднично-перламутровый и одновременно уютный мир природы, в котором все ценно, все вызывает любовь и теплую нежность.
Во многом именно выразительные средства поэтического языка воссоздают в читательском воображении ассоциативные ряды «природное – человеческое», в контексте которых березки волшебным образом оборачиваются красными девицами, а заросшая крапива шаловливой кокеткой.
Особую роль в этом стихотворении играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые повторы согласных звуков [ш] и [с]), которые помогают создать звуковой образ легкого утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет березок «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться.
Необходимо обратить внимание и на такой элемент поэтического синтаксиса, как постоянно повторяющиеся инверсии (нарушение порядка слов в предложении): каждая строка первых двух строф начинается с глагола («задремали», «задрожали», «брезжит», «румянит» и т. д.). Благодаря глагольным инверсиям в сознании читателя рождается ощущение непрекращающегося движения, пробуждения жизни.
Однако эстетический смысл этих ассоциаций шире смысла тех живых картинок, которые рождаются в воображении читателя. С помощью этих конкретных образов автор воплощает основное лирическое переживание: поэтическое воспевание истинной красоты и возвышенности одухотворенного мира природы, сливающегося в гармонии с пробуждающейся и открытой этому миру душой лирического героя.
Назовем ряд ключевых вопросов, которые помогут учащимся воспринять и осмыслить функции изобразительно-выразительных средств поэтического языка.
Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце стихотворения?
1 строфа – небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир «румяным» светом.
2 строфа – взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете утренней зари «горит» роса серебристым цветом.
3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из-за росы покрылась перламутровым блеском и качается под утренним ветерком.
Вывод: поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы», которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно предположить по ряду примет («брезжит свет», «зеленые сережки», «заросшая крапива»), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов.
Как поэт изображает природу? С помощью каких слов он ее одушевляет?
Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся. С помощью слов «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы», «шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей-шалуньей. Все это достигается с помощью эпитетов и олицетворений.
Как поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка?
Подчеркивание аллитераций в словах « ш еле с тят», « с ере ж ки», « ш епчет», « ш аловливо». Подчеркнутые буквы передают звуки [ш], [с], создающие звуковой образ легкого, еле слышного ветерка.
Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению?
Для ответа на этот вопрос учащиеся должны внимательно перечитать стихотворение и найти следующие цветовые эпитеты: «золотые», «румянит», «зеленые», «серебряные», «перламутром». Вывод: в иллюстрации надо использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие краски.
Какую музыку вы подобрали бы к этому стихотворению Есенина?
Вначале должна звучать тихая, сонная мелодия, переходящая в дальнейшем в более громкую и радостную. Однако музыка должна передать не бурную радость, а нежную, тихую. В конце пусть зазвучит мелодия, передающую восторженную влюбленность поэта в мир.
В заключение обобщим, каковы основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе.
Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
среда, 21 апреля 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к стихотворению С. Есенина «С добрым утром» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 143-144.
Стихотворение С. Есенина «Черёмуха»
1. Какое поэтическое выражение находит поэт, чтобы вы могли сразу представить картину обсыпающихся лепестков черёмухи?
Это выражение: «сыплет черёмуха снегом».
Поэт использует метафору, сравнивая белые лепестки с белым снегом.
2. Найдите во второй строфе слова, которые сближают стихотворение Есенина с народными песнями.
В народных песнях часто используются слова:
Могут использоваться в песнях слова:
Никнут, Шелковые, Одурманен, Дубравы.
Эти слова делают речь поэта более народной и сближают стихотворение с песнями.
Стихотворение «С добрым утром»
1. Перечитайте несколько раз стихотворение. Почувствовали ли вы, как просыпается природа? Нарисуйте устно картины «Рассвет», «Просыпаются берёзы», «Шепчет крапива».
Устная картина «Рассвет»
Ночь кончается. Звёзды всё еще видны на небе, но они стали не такими яркими. Скорее чуть золотистыми.
Неподвижная вода на поверхности затона подёрнулась рябью. Свет восходящего солнца падает на рябь, а восток окрашивается в румяный цвет.
Устная картина «Просыпаются берёзы»
Красивые берёзки тоже почувствовали наступление утра. Лёгкий ветерок заставил затрепетать серёжки на их ветвях, а на листьях выступили капельки серебристой росы.
Устная картина «Шепчет крапива»
Даже крапива, что росла возле забора, не осталась безучастной к наступлению утра.
Её листья покрылись росой и стали сверкать, как перламутровые. А сама крапива зашелестела листьями от утреннего ветерка. И кажется, что она приветствует наступающее утро.
В стихотворении поэт использует красивые эпитеты: сонные берёзки, шёлковые косы, зелёные серёжки, серебряные росы.
Также поэт использует необычные метафоры: зеркало затона, сетку небосклона.
А также олицетворения: задремали звёзды, улыбнулись берёзки, шепчет шаловливо.
3. Как вы понимает фразу крапива обрядилась ярким перламутром?
4. Какую интонация вы выберете для выразительного чтение? Какой темп чтения будет соответствовать содержанию?
Интонация в первой строфе спокойная, темп неторопливый. Во второй строке интонация доверительная, чуть нежная, темп средний. В третьей строфе интонация шаловливая, весёлая, темп чуть выше среднего.
Сергей Есенин
С добрым утром! (+ Анализ стихотворения в 5 вариантах)
•✧✧✧• С ДОБРЫМ УТРОМ •✧✧✧•
Сергей Есенин
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Анализ стихотворения «С добрым утром!» Сергея Есенина 1 вариант
Это картина жизни. Блистающая, красочная природа во всём своём расцвете и великолепии. Вся картина обладает свойством «природа-человек».
Вся есенинская поэзия насыщена метафорами, олицетворениями и прочими средствами художественной выразительности, без которых в этом стихотворении нет и строчки.
«задремали звезды», «улыбнулись …березки», «растрепали …косы», «крапива обрядилась», «шепчет шаловливо»-олицетворения.
В сознании читателя существует мысль о пробуждении природы к жизни, а вернее ото сна. Не даром стихотворение называется именно так!
«зеркало затона», «горят …росы», «сетку небосклона»-метафоры.
Образы природы изображаются эпитетами, вернее с их помощью:
Словами «улыбнулись сонные березки»,«растрепали шелковые косы»,«шепчет шаловливо» поэт пытается показать нам то, что природа живая, то есть Есенин использует олицетворения и эпитеты. Автор даже обычную крапиву изображает кокетливой красавицей-шалуньей.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
«звезды золотые», «сонные березки», «шелковые косы», «серебряные росы».
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы,
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Также в стихотворении присутствует аллитерация, то есть повторы (ш) и (с).
Анализ стихотворения Есенина «С добрым утром!» 2 вариант
Творчество Есенина неразрывно связано с пейзажной лирикой, навеянной воспоминаниями о детстве. Вырос поэт в селе Константиново Рязанской губернии, которое покинул 17-летним юношей, отправившись покорять Москву. Однако память об удивительно яркой и волнующей русской природе, переменчивой и многоликой, поэт сохранил в своем сердце на всю оставшуюся жизнь.
Так, в каждой строфе стихотворения присутствует свойственная Есенину образность. Поэт осознано наделяет неодушевленные предметы качествами и способностями, которые присущи живым людям. Утро начинается с того, что «задремали звезды золотые», уступив место дневному светилу. После этого «задрожало зеркало затона», на поверхность которого опустились первые солнечные лучи. Дневной свет у Есенина ассоциируется с природным источником жизни, который дарит тепло и «румянит» небосклон. Восход солнца автор описывает так, словно бы это привычное природное явление представляет собой некое чудо, под воздействием которого весь окружающий мир преображается до неузнаваемости.
Ты меня не любишь, не жалеешь…(+ Анализ)
В итоге данное произведение, состоящее всего из трех коротких четверостиший, очень точно и полно воспроизводит картину пробуждения природы и создает удивительную атмосферу радости и умиротворения. Словно романтичный художник, Есенин наделяет каждую строчку богатством красок, которые способны передать не только цвет, но и запах, вкус, чувства. Автор умышленно оставил «за кадром» многие нюансы и не рассказал о том, каким будет предстоящий день, и что именно он принесет. Потому как подобное повествование наверняка разрушило бы тонкое очарование того мгновения, которое отделяет ночь ото дня и именуется утром. Но при всем этом стихотворение выглядит вполне полноценным произведением, логическим завершением которого является пожелание «С добрым утром!», адресованное всем тем, кто хотя бы раз в жизни встречал рассвет в деревне, и может по достоинству оценить момент пробуждения природы, волнующий и великолепный.
Анализ стихотворения Сергея Есенина «С добрым утром» 3 вариант
Сергей Есенин вырос в сельской местности и все его творчество окутано лирикой. Он очень любил природу и сравнивал человеческие чувства с природными явлениями.
Поэт переносит характер и поведение человека на элементы пейзажа. Произведение «С добрым утром» отображает направленность всего творчества народного поэта. Автор одушевляет деревья и небесные тела.
Казалось бы, обыденный рассвет поэт видел через призму своей фантазии и творческой сущности бытия. Лучи солнца олицетворяют зарождение новой жизни, пробуждение всего живого. Как деревенский мальчишка, поэт с раннего детства рано вставал.
В сельской местности все жители поднимаются очень рано. Для С.А.Есенина утро имело особое значение. Уже проживая в Москве, он каждый день вставал рано и работал. Именно организованность позволила поэту написать множество произведений. Утром просыпалась природа, начиналась жизнь и приходила муза к великому поэту.
Некоторые люди даже не наблюдают восход солнца. Для С.А.Есенина это было чудесное явление. Он описывает его как необычное событие, которое преобразует весь мир. В стихотворении в образе исконно русского дерева читается образ молодой девушки. Она тоже просыпается ранним утром и расцветает.
Автор украшает «березу» каплями росы и «зелеными сережками». Таким образом, поэт подчеркивает красоту русских девушек и их естественность. В таком образе девушка как бы вросла корнями в русскую землю и именно здесь полна энергии, жизни и красоты.
Письмо от матери (Чего же мне Ещё теперь…)
Совмещая природу и обычные жизненные вещи, С.А.Есенин показывает силу единства. Вроде бы береза и заводь, а недалеко обычный деревенский забор. Просто часто люди за обыденностью вещей не замечают красоту окружающего мира.
С.А.Есенин наполняет стихотворение метафорами и сравнениями. Это позволяет читателям в полной мере оценить красоту окружающего мира, который не все замечают. Повторы звуков [ш] и [с] создают своеобразное шуршание легкого утреннего ветерка и в полной мере передает атмосферу.
В образе крапивы автор изображает сварливую и «колючую» соседку, которая живет практически с каждым читателям. С.А.Есенин преобразовал образ и он уже не выглядит таким устрашающий. Таким образом, автор показывает, что самые неприглядные черты характера могут измениться. Практически все строфы начинаются с глаголов. Это создает ощущение движения и жизни.
«С добрым утром», анализ стихотворения Есенина 4 вариант
Стихотворение «С добрым утром» было написано Есениным в 1914 году, в самом начале его творческого пути, поэтому не отмечено ни душевным смятением, ни тоской. Поэту двадцатый год, он недавно приехал в столицу из деревни, и пока в его произведениях видна лишь красота природы, понятная ему почти так же, как Творцу, да ещё удаль молодости и некоторая сентиментальность.
«Певец родной деревни», «русской природы» — эти штампы основательно приклеились к Сергею Есенину ещё при его жизни. Никому ни до, ни после него не удавалось так передать не только красоту, но и тоскливое очарование села; заставить читателя почувствовать себя там — в описываемом лесу, на берегу озерца или рядом с избой.
«С добрым утром» — лирическое произведение, на полутонах описывающее рассвет — спокойное и прекрасное природное явление. Стихотворение насыщено (чтобы не сказать — перенасыщено) изобразительно-выразительными средствами, в четырёх строфах уместилось столько красок, что раннее утро отчётливо видится читателю.
С самого начала завораживает аллитерация : «Задремали звёзды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные» — семь слов начинаются с буквы «з», и вместе с сочетанием «зж» в середине слова эти строки явственно рождают ощущение лёгкой дрожи, ряби, пробегающей по воде. Первую строфу можно полностью отнести к вступлению — автор словно бросает лёгкие краски фона на холст. Если бы не название, читателю даже не было бы понятно, что речь идёт о рассвете, ни одно слово не указывает на время дня.
Во второй строфе — развитие сюжета, уже яснее проступает движение в природе. Это обозначают несколько глаголов: «улыбнулись», «растрепали», «шелестят», «горят». Однако почему происходят эти действия, снова нет прямого указания.
Гой ты, Русь, моя родная…(+ Анализ)
Перекрёстная рифма — наиболее часто встречающаяся у Есенина, как нельзя лучше подходит к описательному стихотворению — спокойное чередование в спокойном повествовании.
Столь щедрое использование фигур речи может быть уместным только в лирических описаниях, и так умело использовать их могли немногие поэты.
Эпитеты «золотые», «серебряные», «шёлковые» характеризуют природную красоту как драгоценную, а олицетворения «звёзды задремали», «берёзки улыбнулись», «крапива шепчет» делают всё вокруг живым, ничуть не менее, чем человек. Благодаря этим штрихам природа предстаёт перед читателем необыкновенно прекрасной, величественной и вместе с тем близкой, понятной. Берёзки описаны словно подружки, деревенские девчонки, и «шаловливая» крапива тоже приветствует простыми и знакомыми словами.
Метафоры исключительно точны и выразительны: «зеркало затона» сразу рисует замершую водную гладь с отражением неба; «сетка небосклона», которую «румянит свет» — россыпь розовых перистых облачков на востоке.
После прочтения стихотворения остаётся чувство, будто автор не только нарисовал перед читателем совершенную картину, но и заставил его побывать там, проникнуться предрассветной тишиной и благодатным покоем. И название «С добрым утром!». повторённое в финале, призывает к добру и наполняет душу предвкушением радости. Это лучшее послевкусие, которое может оставить произведение.
Анализ стихотворения «С добрым утром» Есенина 5 вариант
В есенинской поэтической зарисовке «С добрым утром» (1914г.) показан рассвет – чудесное природное явление, которое олицетворяет пробуждение всего живого. Стихотворение наполнено лиризмом и некоторой сентиментальностью. Созданные образы, узнаваемы и красивы в своей простоте. Юношеский незамутненный взгляд поэта приглашает читателя почувствовать себя внутри стихотворения — ранним утром рядом с березами и озером. Читатель смотрит на картину есенинского рассвета, вспоминая свои чувства и эмоции от соприкосновения с природой, которая вызывает ностальгическое и радостное ощущение.
Лирическое произведение насыщено средствами художественной выразительности. Через олицетворения «звезды задремали», «крапива шепчет», «березки улыбнулись», поэт показывает, что природа живая, и наделяет ее человеческими чертами. Выразительные и точные метафоры создают яркую картину пробуждающегося утра. Перед глазами читателя раскидывается «зеркало затона» — водная гладь, отражающая утреннее небо, а «сетка небосклона» раскрашена бледными красками рассвета. Живописные эпитеты «золотые», «шелковые», «серебряные» показывают природу как редчайшую драгоценность, которая раскрывается только внимательному взгляду.
Образы русских березок оживают под пером автора. Есенин приписывает им черты юных деревенских девушек («улыбнулись сонные», «растрепали…косы») и наряжает их в «зеленые сережки», в которых, как бриллианты, «горят росы». Этими небольшими поэтическими штрихами поэт создает привлекательные женские образы, показывает их естественность и жизнелюбие.
Красота проникает в повседневность. Под есенинским пером жгущая нелюдимая крапива «обрядилась…перламутром» и превратилась в очаровательную барышню, желающую всем «шаловливо» доброго утра.
На создание атмосферы волшебства работает и композиция. В первом четверостишии поэт легкими штрихами дает наброски раннего утра, во второй строфе с помощью глаголов «улыбнулась», «растрепали», «горят», «шелестят» создается движение. Аллитерация «зж» и повторы звуков «с» и «ш дают ощущение водной ряби и легкого ветерка. Кульминация наступает в третьем четверостишии: «С добрым утром!». Перекрестная рифма и пятистопный ямб на протяжении всего стихотворения ведут спокойное повествование, словно боясь растревожить утреннюю негу. Но в финале стихотворения сокращенная последняя строка, как энергичный мазок, будит природу ото сна.
В небольшом по объему стихотворении поэт удивительно точно показал очарование момента перехода природы от ночи к утру, когда предрассветная тишина и благодатный покой сменяются чувством радости от пробуждения и возвращения к жизни.