Звук это то что мы слышим и произносим
Учимся звуковому анализу слов (памятка для родителей)
Разделы: Логопедия
Упражнения на звуковой анализ слова вызывают у многих родителей затруднения.
Цель данной статьи: уточнение представлений родителей о процессе звукового анализа и синтеза слов.
Исходя из поставленной цели были выделены следующие задачи:
Итак, какие же бывают звуки?
Звуки – это, то что мы слышим и произносим. Буквы мы пишем и читаем.
Звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки (А, О, У, И, Э, Ы) можно петь, воздушная струя выходит свободно, не встречает преграды. Обозначаем красным цветом. Обратите внимание, гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных). Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].
Согласные звуки пропеть нельзя, воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык). Согласные звуки бывают мягкими и твердыми.
Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым цветом.
Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего брата со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом младшего брата с веселым, мягким характером.
Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими.
Глухой звук образуется без участия голосовых складок. Детям объясняем, что при произнесении глухих звуков голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит.
Часто, чтобы различить эти звуки, ладонью прикасаемся к горлу и проверяем наличие вибрации, или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.
Звуковой анализ слова – это определение звуков в слове по порядку и их характеристика (гласный-согласный, твердый-мягкий, глухой-звонкий).
Звуковая схема слова – это последовательность символов, выложенных в том порядке, что и звуки в слове.
Звуковой анализ выполняется путем последовательного выделения голосом звуков в слове и их характеристики
План анализа слова:
Порядок анализируемых слов
Уважаемые родители, помните, что до начала освоения навыка чтения ребенку необходимо пройти важный этап подготовки к обучению грамоте. Только после этого этапа можно будет начинать обучение чтению.
Ваша заинтересованность в развитии ребенка в настоящее время — залог его успехов в будущем.
Примерные игровые задания
Игра «Поймай звук» (выделение заданного звука из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов). Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Аналогично со слогами и словами: если в начале слога или слова слышится твердый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий –зеленый (лошадь, медведь, собака, коза, лягушка и др.)
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Выложить схему слова ДОМ.
— Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)
— Какой первый звук в слове КОТ? (Первый звук [Д])
— Звук [Д] какой? (звук [Д] согласный, глухой, твердый).
— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [Д]? (Синим кружком).
— Какой второй звук в слове ДОМ? (Второй звук [О]).
— Звук [О]какой? (Звук[О] гласный).
— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук[О]? (Красным кружком).
— Какой третий звук в слове ДОМ? (Третий звук [М]).
— Звук [М] какой? (Звук[М] согласный, твердый, глухой).
— Кружком какого цвета на схеме обозначим звук [М]? (Синим кружком).
Игра «Звенит – не звенит» (на различение звонких и глухих звуков)
Если в начале слова звонкий согласный — ребенок должен поднять карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут (батон, ракета, шишка, конфета, зонт, собака, тапки, галстук, ракета, паук и др.)
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2 класс
Урок 37. Как различить звуки и буквы?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Звук — единица устной речи. Его слышим и произносим.
Буква — графический знак для обозначения звука речи на письме.
Алфавит – буквы в определённом порядке.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2017. – 143 с. : ил. – (Школа России). Стр.78–80.
3. Тренажёр по русскому языку : 2 класс. ФГОС / Е. М. Тихомирова. – М. : Издательство «Экзамен», 2018. – 95 с. – (Серия «Тренажёр»). Стр.32–36.
Открытый электронный ресурс по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения.
Прислушайтесь. Что вы слышите? Шум ветра или дождя; пение птиц или шёпот листьев; гудки машин или бормотание телевизора. Мир полон разными звуками. И люди общаются между собой с помощью звуков. Звуков человеческой речи.
Звуки мы произносим и слышим. Каждое слово имеет звуковую оболочку, то есть состоит из звуков.
Для того чтобы люди понимали, как правильно произносить слово, используют квадратные скобки, куда записывают слова значками звуков.
Запятая рядом со значком – это значит мягкий согласный звук. Ударный гласный обозначают значком ударения.
Например: А – это буква, [а] – это звук. П — буква, [п] — твёрдый звук, [п’] — мягкий согласный звук. Дверь – это запись слова буквами. А звуковая запись этого же слова выглядит так: [дв’эр’].
Звуки речи обозначаются на письме буквами.
Буквы это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.
В некоторых словах русского языка звуки и буквы соответствуют друг другу, в других словах такого соответствия нет. Например, стул [стул]. Полное соответствие букв и звуков. Вот слова, в которых между буквенной записью и звуковым обозначением есть различия: плоды [плады]; улыбаться [улыбаца].
Но каждый звук в произносимом слове и каждая буква в написанном слове имеют своё место. Если заменить один звук или букву, то у слова изменится лексическое значение или слова не получится. Например: дом – ком – сом; дым – дом; завтрак – вазкарт.
В русском языке – 33 буквы.
10 букв обозначают гласные звуки. Это а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е.
Каждая буква в алфавите имеет своё строго определённое место и своё название.
Аа(а) Бб(бэ) Вв(вэ) Гг(гэ) Дд(дэ) Ее(е) Ёё(ё) Жж(жэ) Зз(зэ) Ии(и) Йй(и краткое) Кк(ка) Лл(эль) Мм(эм) Нн(эн) Оо(о) Пп(пэ) Рр(эр) Сс(эс) Тт(тэ) Уу(у) Фф(эф) Хх(ха) Цц (це) Чч(че )Шш(ша) Щщ(ща) Ъъ(твёрдый знак) Ыы(ы) Ьь(мягкий знак) Ээ(э) Юю(ю) Я я(я)
Порядок в расположении букв помогает быстро запомнить алфавит.
Знание алфавита облегчает поиск информации.
Например, в библиотеке все книги расставлены на полках в алфавитном порядке. Это удобно для посетителей и самих работников библиотеки. Ведь в нужный момент очень просто найти любую книгу.
По алфавиту стоят медицинские карточки на полках поликлиник. Они расставлены в соответствии с первой буквой фамилии пациента.
В словарях и справочниках слова тоже расположены в алфавитном порядке.
В ежедневниках и телефонных книжках на краю страниц пропечатаны буквы алфавита. Так удобнее делать записи и отыскивать нужную информацию.
И даже список учеников в школьном журнале тоже составлен в соответствии с русским алфавитом.
Подведём итоги урока:
1. Звук мы можем услышать и произнести, букву увидеть, записать, прочесть.
2. Буква – это графическое изображение звука, знаки письма.
3. Буквы в алфавите расположены в определённом порядке.
4. Знание алфавита помогает нам в поиске информации.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Укажите, что из перечисленного является буквенной записью слова.
1.Прочитайте внимательно все записи.
2.Вспомните, что такое буква и чем буквенная запись отличается от условного звукового обозначения слова.
3.Выделите слова, записанные с помощью букв.
Образуйте пары – изображение слова и количество букв для записи этого слова.
1.Внимательно ознакомьтесь с основным содержанием урока.
2.Посчитайте количество букв, необходимых для записи всех слов.
3.При необходимости обратитесь к орфографическому словарю.
4.Соедините изображения предметов с цифрой, указывающей на количество букв для записи названия предмета.
Консультация для родителей «Букву мы видим и пишем, звук – произносим и слышим».
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Консультация для родителей
«Букву мы видим и пишем, звук – произносим и слышим».
Важнейшим показателем подготовленности детей к школе является уровень их речевого развития. Сначала ребенок осваивает звуковую речь, на основе которой развиваются лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчеркивают неразрывную связь развития звуковой культуры речи с подготовкой к усвоению грамоты. Если ребенок научится правильно произносить все звуки родного языка и у него будет развит фонематический слух, это станет залогом успешного обучения в школе и грамотного письма, а также предохранит от таких распространенных ошибок, как пропуск, перестановка и замена букв в словах.
Самой первой задачей обучения грамоте является развитие фонематического слуха, то есть умения различать не только звуки нашей речи, но и качество звуков: твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие, основные и йотированные гласные.
Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить:
· Предложения состоят из слов.
· Слова состоят из звуков.
· Звук на письме обозначается буквой. Звуки бывают гласные и согласные.
· В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
· На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
· Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
· Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
· Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
· Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
· Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ѐ» «ю» «я»).
· Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
· Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
· Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
· Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.
Называйте согласные звуки без призвука Э – не МЭ, а чистый звук М, так ка он звучит в конце слов, например, ДОМ, СОМ, ДЫМ. Предложите ребенку закончить слова ДО-М,
СУ-П, МА –К, и он произнесет согласный звук без призвука. Такой звук легко слить с гласным А-А-А-М, М-М-М-О. научите ребенка длительно тянуть первый звук (без перерыва, без остановки), пока он не сольется со вторым звуком. Таким образом, ребенок поймет, как звуки сливаются в слоги. Он не будет читать слово СТОЛ как СЭТЭОЛЭ.
Игры для развития фонематического слуха.
· Игра «Слова и фишки». Ребенку предлагается выложить столько фишек, сколько слов произнесет взрослый. Взрослый произносит три-четыре слова с небольшими интервалами.
· Игра «Какое слово встречается несколько раз?». Взрослый произносит слова, например, медведь, рысь, слон, жираф, медведь, белка, лиса, медведь, заяц, лось, медведь… ребенок должен назвать слово, которое встречается несколько раз. Цепочки слов различны.
· Игра Цепочка слов». Взрослый предлагает ребенку повторять те слова, которые начинаются, например, со звука О: автобус, ослик, утка, обувь. Овощи, август, игла, обруч, эхо, аист, окунь…
· Игра «Рассмотри картинки». Предложить ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Попросите назвать предметы, изображенные на ней и определить первый звук в названии этих предметов.
· Игра «Найди букву». Выучив с ребенком букву, предложите ему найти ее в коротком тексте и, например, зачеркнуть. Посоревнуйтесь, кто выполнит задание точнее или быстрее.
Игра – основное занятие детей. В игре часто и сложное становится доступным. Поддерживайте интерес ребенка к слову, играйте в слова, рифмуйте их, сочиняйте свои слова – перевертыши, добавлялки. Ребенок легче освоит чтение и письмо. Учите его, играя, весело и радостно. Успехов Вам!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
«Что такое звук?» Конспект занятия по обучению грамоте
елена рачкова
«Что такое звук?» Конспект занятия по обучению грамоте
Что такое звук.
Цель: Формировать представление о звуках. Развивать слуховое внимание, память.
Ребята, я хотела пригласить вас, отправимся в увлекательное путешествие – в мир звуков. Разобраться с понятие звук, подумать какие есть звуки и для чего они нужны. Но пока я ходила за вами, к нам в гости пришли наши знакомые из сказки «3 поросёнка», может быть, они нам помогут понять, что такое звук и какие звуки бывают. Но прежде чем, к ним подойти давайте вспомним сказку и разомнём язычок. Я буду говорить, и показывать, а вы повторяйте за мной
Волк и три поросенка
Каждое утро Наф-Наф чистил зубы. («Почистим зубки».)
Обходил вокруг дома. (Круговые движения языка.)
Белил потолки. («Маляр».)
Строил мостики, забивал гвозди. («Грибок», «цоканье».)
А его глупые братья сдували одуванчики. (Выработка плавной, длительной, непрерывной воздушной струи.)
Поросята испугались и побежали к брату. («Цоканье».)
Зашипел кипяток в котле, обжег Волка. (Ш-ш-ш-ш-ш.)
Мы, знаем, что поросята жили в разных домиках. Я слышу, что из каждого домика доносятся звуки, предлагаю подойти и послушать.
Игра «Угадай, что звучит»
1 домик – музыкальные звуки (барабан, колокольчик, погремушка).
2 домик – бытовые звуки (шуршащий пакет, смятая бумага, льющаяся вода).
3домик – звуки природы (ветер, дождь, пение птиц, голоса животных).
Игра «Кто как кричит»
А вы, дети, какие ещё звуки знаете? (голоса животных).
Что такое звук? (всё то, что мы слышим).
А когда мы ничего не слышим – это как называется? (тишина).
Отлежал себе бочок.
Вот он встал и потянулся,
Вправо, влево повернулся,
Игра «Найди такой же звук»
Ребята, в коробочке живут звуки и у каждого звука есть сестрёнка, но они потерялись, поможем им встретиться?
Всё, что нас окружает, издаёт звуки и человек произносит звуки, например, когда человек удивляется и произносит – о-о-о.
— мама укачивает ребёнка – а-а-а.
Скажите, с помощью чего мы произносим звуки (язык, рот, зубы).
А с помощью чего мы слышим звуки (уши).
Что бы нам слышать хорошо и произносить правильно звуки надо ушки наши беречь, вы знаете как? (Не кричать в ухо, не пихать туда мелкие предметы, защищать от холода).
А сейчас я предлагаю лечь на палас и послушать спокойную музыку для того, чтобы ушки, глазки немного отдохнули (музыка для релаксации).
Встаём, прощаемся с поросятами и уходим, договариваясь по пути послушать какие звуки вокруг нас.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию фонематического слуха «Звуки [А] и [О]» Занятие: Звуки «А» и «О». Цели. Учить детей чётко произносить звуки «а» и «о», выделять звуки в словах, закреплять понятие гласный звук,.
Занятие по обучению грамоте в средней группе «Звук и буква А» для детей с общим недоразвитием речи Звук и буква А. Программное содержание. • Коррекционно-образовательные задачи: познакомить детей с понятием «звук», «буква». Закрепить.
Исследовательская деятельность «Что такое звук, скажи?»
Ирина Минакова
Исследовательская деятельность «Что такое звук, скажи?»
Направление: исследовательская деятельность.
«Что такое звук, скажи?»
1.Возрастная группа: подготовительный к школе возраст.
2.Участники: дети, воспитатели, родители воспитанников.
3. Продолжительность исследовательской деятельности: один месяц.
В повседневной жизни мы окружены звуками и шумами. Они помогают понять все, что происходит вокруг нас. Звуки может издавать любой предмет, природный объект или человек. Если положить руку на горло, сказать что-нибудь, то почувствуешь, как вибрируют голосовые связки.
Бесконечно разнообразный мир звуков вызывает у детей живой интерес, любознательность и много вопросов. Каким образом мы воспринимаем звуки? Что требуется для распространения звука? Где прячется звук? Эти и другие вопросы о звуках и послужили поводом для более полного изучения данной темы. Экспериментирование со звуками для детей подготовительной группы.
Множество опытов, экспериментирования, исследований, которые легко можно поставить дома и в детском саду открывают секреты происхождения звуков.
Благодаря проведенным опытам, дети узнали, как мы слышим звуки. Познакомились со строением уха. Ушная раковина направляет звуковые волны в ухо. Звуки проходят через трубочку, называемую слуховым каналом, к барабанной перепонке.
Звуки заставляют барабанную перепонку и молоточек в среднем ухе колебаться. Молоточек, наковальня и стремечко усиливают эти колебания и проводят звуки к улитке, где нервные клетки преобразуют колебания в сообщения, которые отправляются в мозг. А уже мозг распознает, что именно мы слышим.
6.Описание практической значимости:
Наше исследование нам помогает узнать, что звук можно не только услышать, но и увидеть, и почувствовать.В конце проекта мы задали детям вопрос: «Пригодятся ли им секреты происхождения звуков?»Ответы детей были однозначно: да. Ведь очень важно слышать и различать разные звуки, чтобы слышать пение птиц, шелест листьев, шум воды, а так же,чтобы научиться: правильно читать и писать. Так же мы узнали, почему у мужчин голос толстый, грубый, а у женщин наоборот тонкий, нежный.
Так что же такое звук?
Большинство звуков, которые мы слышим, на самом деле являются движением воздуха. Каждый звук происходит от колебания чего-либо. Эти колебания заставляют вибрировать воздух, а вибрация воздуха доносит звук.
7. Цель ребенка (или детей):Хотим узнать: откуда берется звук?
8.Цель воспитателей: развитие познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности различных звуков.
9.Задачи для ребенка:
• Позволить ребенку моделировать в сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.
• Вызвать у детей интерес к окружающему миру, развивать мыслительную деятельность
• Стимулировать познавательную активность и любознательность ребенка, умение устанавливать взаимосвязи между различными явлениями.
10.Задачи для воспитателей:
• Закреплять представления детей о понятии «звук».
• Сформировать представление о характеристике звука – громкости, тембра, длительности.
• Развивать умение сравнивать различные звуки, определять их источники, зависимость звучащих предметов от их размера.
• Подводить к пониманию причин возникновения звуков – распространения звуковых волн.
• Выявить причины усиления ослабления звука
• Развивать слуховое внимание, фонематический слух.
11.Проблема: когда учили стихотворение о звуке,у детей возникли вопросы: «Что такое звук? Откуда берется звук?»
Что такое звук? Скажи!
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдешь
Не увидишь, не найдешь,
Наше исследование проходило в три этапа.
I.Определение уровня сформированности представлений детей: о звуке,
использование звуков, о слухе и способов его сохранения.
— проведение элементарных опытов;
— попытка определить, какой предмет издает звук и из чего он сделан;
— определение происхождения звука и различие музыкальных и шумовых
звуков;
— распознавание звуков окружающего мира.
II. Проведение опытов с музыкальными инструментами.
— знакомство с высокими и низкими звуками;
— определение зависимости звучащих предметов от их размеров;
— знакомство с характеристикой звука – громкость, тембр, длительность.
III. Причина возникновения звука – распространение звуков волн,
усиление и ослабление звука.
В течение месяца мы проводили разные опыты, эксперименты, исследования и убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Родители принимали активное участие в детском саду и дома, приносили разную литературу с опытами, пополнив новым материалом нашу исследовательскую деятельность.
12.Гипотеза: звук нельзя увидеть и почувствовать.
Все слышали поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Но что делать ребятам, которые хотят узнать о том, что нельзя увидеть, потрогать? Чтобы ответить на эти вопросы, мы провели несколько интересных экспериментов и узнали, как образуются и передаются по воздуху звуки.
Исследование № 1
«Увидеть звук»
Конечно, невозможно увидеть звук, когда он распространяется по воздуху. Но этот эксперимент даст возможность увидеть вибрации, которые и есть звук.
Материал: рабочая поверхность, шарик, ножницы, стакан, скотч, сахар или соль.
• Осторожно отрезать и выбросить горлышко шарика.
• Накрыть шариком верх стакана. Натянуть его, как тугую кожу на барабане.
• Скотчем приклеить шарик к стакану, чтобы его края не двигались.
• Поставить стакан на стол и насыпать несколько песчинок соли (сахара) на шарик.
• Наклониться к стакану так, чтобы он находился на расстоянии 10 см от лица,и громко сказать: «М-м-м-м!». Попробовать произнести это низким голосом и высоким голосом.
Вывод: Звук состоит из звуковых волн – вибраций, которые проходят по воздуху. Вибрации распространяются от источника воздуха во всех направлениях. Когда вибрации в воздухе сталкиваются с каким-то препятствием, они заставляют вибрировать и его тоже. Когда звуковые волны из нашего рта достигают натянутого шарика, они заставляют его вибрировать. Это можно заметить по тому, как подпрыгивают крупинки сахара или соли.
Исследование № 2
Гитара и скрипка – струнные инструменты. С помощью этого эксперимента мы сможем разобраться, как струны производят звуки.
Материал: рабочая поверхность, коробка из-под обуви с крышкой, ножницы, большие резинки, толстая ручка, 2 карандаша одинаковой толщины.
• Вырезать круглое отверстие диаметром 15 см ближе к одному концу крышки коробки. Накрыть коробку крышкой.
• Натянуть несколько резинок на коробку по всей длине, так, чтобы они проходили через центр отверстия в крышке.
• Подложить карандаши под резинки с каждой стороны коробки. Карандаши должны приподнимать резинки прямо над отверстием в крышке.
• Подергать за струны-резинки, чтобы добиться звука. Перебирать их с усилием, чтобы звук становился громче, и чуть нежнее, чтобы звук был тише.
Вывод: резинки действуют, как струны на гитаре. Когда их перебираешь, они начинают вибрировать. Это заставляет вибрировать воздух вокруг струн, и мы воспринимаем эти вибрации как звуки. Чем сильнее пощипываем струны, тем сильнее получаются вибрации. Более сильные вибрации дают более сильные звуковые волны, которые звучат громче. Коробка помогает сделать звук громче, так как звук, попадая в коробку, отражается от ее стенок и выходит наружу усиленным.
Исследование № 3
«Почувствуй звук».
Кларнет, труба, флейта – это духовые инструменты, в которые нужно дуть, чтобы получить звук. С помощью этого эксперимента мы сможем звук почувствовать.
Материал: лист бумаги.
• Лист бумаги свернуть в трубочку.
• Произнести громко звук: «А-а-а-а», затем звук произнести тише.
Вывод: чем сильнее движение воздуха в трубочке и громче звук, тем мы сильнее ощущаем вибрацию бумаги в наших руках. Звуковые волны, распространяются от источника воздуха во всех направлениях и, встречая преграду, заставляют стенки трубочки дрожать.
Исследование № 4
«Еще немного музыки»
Этот эксперимент поможет тебе понять, как работают духовые инструменты. И что звуки бывают высокие и низкие.
Материал: рабочая поверхность, кусок картона 10*10 см, двусторонний скотч, 20 соломинок для коктейля, ножницы.
• Приклеить две полоски двустороннего скотча поперек куска картона с противоположных сторон.
• Прижать соломинки рядом друг с другом к скотчу. Концы соломинок должны быть выровнены за краями картона.
• Отрезать основания соломинок по диагонали. Отрезать их так, чтобы первая соломинка была 10 см, а последняя осталась целой.
• Поднеси получившийся инструмент к губам. Подуй в соломинки, чтобы произвести звук.
Вывод: короткие соломинки дают более высокие звуки, чем длинные. Соломинки работают, как трубы. Когда дуешь через верхние части, движущийся воздух создает вибрации, которые проходят вверх и вниз сквозь соломинку. Короткие соломинки производят более высокие ноты, потому что скорость вибраций зависит от длины трубы – чем труба короче, тем быстрее вибрации.
13.Результат: мы убедились, что звук можно не только услышать, но и увидеть, почувствовать. Определили характеристику звука: громкость, тембр, длительность; причины возникновения звуков и их источники.