Больной жалуется что во время чтения теряет смысл прочитанного приходится снова перечитывать
Наши статьи
Нарушения чтения и письма как симптом
Нарушения чтения и письма часто сопровождают нарушения речи в клинической картине поражений головного мозга. Степень данных нарушений стоит в прямой зависимости от степени нарушения речи. Так, видя грубые речевые расстройства у пациента, перенесшего инсульт или черепно-мозговую травму, мы может предположить не менее выраженные нарушения письма и чтения, вплоть до невозможности написать свое имя и фамилию, а также отдельные буквы, или прочитать самые простые, упроченные в нашем жизненном опыте слова.
И наоборот, пациент, достаточно скомпенсированный в речи, часто высказывает жалобы на отсутствие автоматизированности, ошибки на письме, а также трудности чтения книг, улавливания смысла прочитанного, удержания канвы, сюжетной линии рассказа. При этом в редких случаях мы можем наблюдать изолированные нарушения письма и чтения без каких-либо видимых речевых нарушений. Данные расстройства носят названия аграфии (при нарушении письма) и алексии (при нарушении чтения).
Нарушения письма и чтения могут выглядеть по-разному. Существует несколько вариантов нарушения письма и чтения.
Нарушение письма (аграфия):
Перечисленные виды нарушений тесно сплетены с речевыми нарушениями (афазиями) и другими нарушениями высших психических функций и входят в их синдромы. При этом в большинстве случаев нарушения письма затрагивают и грамматический строй речи, проявляясь в виде трудностей формулирования своей мысли на листе бумаги, пропусках одного из главных или второстепенных частей речи, служебных частей речи, либо в ошибках по типу изменения правильного порядка следования членов предложения во фразе.
Нарушения письма, как лакмусовая бумажка, свидетельствуют в пользу имеющихся речевых нарушений или нарушений других высших психических функций; либо, в случае с ребенком, недостаточной зрелости тех или иных структур головного мозга. Они невероятно разнообразны и лишь специалист способен отличить то или иное нарушение, разработав грамотную программу реабилитации и восстановления потерянной (либо несформированной) функции.
Нарушения чтения (алексии) также разнообразны. В грубых случаях нарушения пациент теряет данную функцию как таковую. В менее грубых случаях можно рассмотреть несколько вариантов нарушения чтения. Так же как и при нарушениях письма за каждыми из возникающих трудностей лежит тот или иной механизм нарушения, являясь синдромообразующим.
Пациент не в состоянии прочитать отдельные буквы, сложные слова, предложения. Возможно чтение отдельных хорошо упроченных слов, что достигается при помощи «узнавания» слова. Данное явление, когда пациент может «узнать» лишь хорошо знакомые слова носит название «глобального чтения». В отдельных случаях «узнанные» слова хоть и прочитываются пациентом правильно, но теряют свою смысловую наполненность, отчуждаются больным.В более грубых вариантах нарушения чтения, когда отсутствует сама возможность прочтения вслух, остаются отдельные элементы глобального чтения в виде способности соотнесения написанного слова и соответствующей картинки.
Возможен и другой вариант – присутствует так называемое «аналитическое чтение» (побуквенное чтение), однако весь процесс грубо дезавтоматизирован, отмечаются трудности слияния букв в слово, перестановки букв и их замены.
В целом, нарушения чтения повторяют характер нарушений речи и письма. Также возможны пропуски и перестановки звуков в словах, «застревания» или повтор уже прочитанных слов или, наоборот, их пропуск. Стоит отметить, что в большинстве случаях нарушения чтения сопровождаются неполным пониманиям прочитанного, что связано с недостаточностью функции внимания.При легких вариантах нарушения мы можем наблюдать лишь данный тип затруднений.
Расстройства чтения: причины, симптомы, диагностика, лечение
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Дефект, свойственный расстройствам чтения, может сказываться в течение всей жизни человека. Трудности при чтении сохраняются даже в зрелом возрасте (особенно у мужчин). Повзрослев, лица с расстройством чтения все равно читают и произносят медленнее, чем их сверстники, они реже получают высшее образование. Тем не менее при раннем распознавании и при обучении по специальным образовательным программам возможна компенсация дефекта. Удивительно много людей искусства, знаменитых мастеров, занимающихся ручной работой, и даже писателей (например, Ганс Христиан Андерсен и Постав Флобер) страдали расстройствами чтения.
[1], [2], [3], [4], [5]
Патогенез расстройств чтения
Нарушение нейрофизиологических процессов. Согласно современным представлениям, расстройство чтения связано с недоразвитием базисных языковых способностей, а не с нарушениями восприятия и когнитивных функций. Обучение чтению возможно благодаря формированию двух систем: во-первых, лексической (системы зрительных образов) и, во-вторых, фонологической (системы слуховых образов) для незнакомых слов. У детей с расстройством чтения затруднен переход от одной системы к другой. В результате происходит разобщение между собственно чтением и пониманием смысла прочитанного. При расстройстве чтения возможны три варианта нарушения нейрофизиологических процессов.
У большинства учеников с расстройством чтения нарушена способность к быстрому автоматическому декодированию, при этом чтение про себя может быть более сохранным, чем чтение вслух. Поскольку устная речь базируется на распознавании слов, она столь же часто бывает нарушена. Исследования зрительных вызванных потенциалов указывают на патологию перцептивных процессов у больных с расстройствами чтения, например, неспособность зрительных кругов обеспечить адекватное временное разрешение. Полагают, что магноцеллюлярная система, включающая сетчатку, латеральные коленчатые тела, первичную зрительную кору, слишком медленно перерабатывает зрительную информацию, поэтому слова могут расплываться, сливаться или «выпрыгивать» со страницы. Взгляд может «срываться» со строки, что ведет к пропуску слов, затрудняет понимание текста и требует его повторного прочтения. Расстройства зрительного восприятия могут также затруднять общение с другими людьми, заставляя человека полагаться на контекст, повторение, выражение лица, чтобы понять смысл происходящего.
Генетика
Исследования свидетельствуют о значительном накоплении в отдельных семьях случаев расстройств чтения и высоком уровне конкордатности у однояйцевых близнецов. Хотя для расстройств чтения предложена модель моногенного наследования с модификацией под влиянием внешних факторов, скорее всего они представляют собой генетически гетерогенное состояние.
Нейроанатомические данные
Расстройства чтения, возможно, связаны с патологией развития определенных отделов мозга и нарушением формирования межполушарной асимметрии. У части больных выявлено отсутствие нормальной асимметрии верхней поверхности височной доли (planum tempo rale), что может нарушать формирование навыков письма и устной речи. Эта находка была подтверждена и при МРТ, выявившей отсутствие нормальной асимметрии этой области. Подобное отсутствие нормальной асимметрии отмечено и в задних отделах мозга. В других исследованиях выявлена связь фонологических аспектов расстройств чтения с врожденными аномалиями мозолистого тела. Методы функциональной нейровизуализации также дают важную информацию о патогенезе расстройств чтения у детей. Например, они выявляют более низкую, чем в норме, активацию лобных долей при выполнении тестов, требующих значительной концентрации внимания. ПЭТ выявила у мальчиков с расстройством чтения изменение перфузии в левой височно-теменной области.
У части больных выявляются небольшие корковые мальформации, например, множественные глиальные рубцы в коре, окружающей сильвиеву борозду, эктопические нейроны, что, вероятно, отражает нарушение процессов миграции корковых нейронов. Эти аномалии могут возникать во внутриутробном или раннем послеродовом периодах.
Диагностические критерии расстройства чтения
[6], [7], [8], [9]
Лечение расстройств чтения
Немедикаментозное лечение
Лечение расстройств чтения основаны, главным образом, на использовании немедикаментозных методов. Все виды расстройств чтения требуют строго индивидуальной специальной образовательной программы, основанной на оценке нейропсихологического профиля больного, его сильных и слабых сторон. Применяющиеся методики позволяют задействовать сохранные когнитивные функции и возможности концептуального мышления через различные сенсорные модальности. Важно учитывать, что расстройства чтения часто сопровождаются более системными речевыми расстройствами. Применяют специальные корректирующие методики, чтение вслух, развитие письменной речи. Разработаны различные методики развития навыков чтения, однако ни одна из них не имеет явных преимуществ перед другими.
Школа должна защищать ученика от негативных ярлыков и оскорблений. Учителя и родители должны вовремя распознавать признаки вторичной депрессии, тревоги, чувства неполноценности, которые требуют индивидуальной, групповой или семейной психотерапии. Неумение организовать свою деятельность, низкая самооценка, эмоциональная лабильность, неразвитые навыки общения, характерные для больных с нарушениями обучения, требуют специальной коррекции. Важно учесть, что внутри семьи больной с нарушением обучения может страдать от конкуренции с более успешными братьями или сестрами или от насмешек со стороны младших братьев и сестер.
Многим родителям, испытывающим разочарование, беспокойство или чувство вины, необходима поддержка со стороны врача и психологическая помощь. Врач должен взять на себя обязанности адвоката больного ребенка в его взаимоотношениях со школьной системой. В более старшем возрасте можно воспользоваться специальными программами в системе высшего образования. Полезна деятельность общественных групп, объединяющих родителей и отстаивающих интересы больных. В ряде изданий отражены юридические аспекты, связанные с данными расстройствами.
Фармакотерапия коморбидных расстройств
Важно проводить лечение не только первичных расстройств обучения, но и коморбидных расстройств. Хотя психостимуляторы привели к краткосрочному улучшению у детей с расстройством чтения и дефицитом внимания с гиперактивностью, они оказались неэффективными при лечении изолированного расстройства чтения. Тем не менее отмечено, что психостимуляторы способны улучшать письмо у детей с расстройством обучения и коморбидным дефиците внимания с гиперактивностью. При коморбидном тревожном расстройстве или вторичной тревоге, вызванной расстройством обучения, применялись анксиолитики, однако к существенному улучшению они не привели.
Таким образом, применение пирацетама открывает некоторые перспективы в лечении расстройств чтения, особенно в том, что касается улучшения идентификации слов и слогов. Но в настоящее препарат не может быть рекомендован как единственное средство лечения расстройств чтения. Необходимы дальнейшие исследования, которые должны оценить эффективность пирацетама в качестве монотерапии или в комбинации с логопедическими методами лечения. Необходимы дополнительные исследования влияния пирацетама на скорость переработки зрительной и слуховой информации. В настоящее время нет данных о влиянии пирацетама на сопутствующие синдромы у больных с расстройствами чтения. Пирацетам разрешен к применению в Европе, Мексике, Канаде, но не в США.
Читаю тексты, но ничего не понимаю. Почему и что с этим делать?
Вы несколько раз перечитываете предложение, а потом и абзац. Или наоборот — быстро читаете текст по диагонали. А результат один: закрываете книгу или онлайн-страницу и как будто ничего не читали. Знакомо? Психолог рассказывает, почему так происходит и что с этим делать.
Мои клиенты часто жалуются на ухудшение мышления, внимания и памяти, заметив у себя проблемы с чтением: «Я совершенно не могу сосредоточиться. Читаю и понимаю, что в голове пусто — никаких следов прочитанного».
Больше всего от этого страдают люди, склонные к тревоге. Они вновь и вновь ловят себя на мыслях: «Что-то читал, но ничего не понял», «Вроде все понятно, но ничего не запомнил», «Обнаружил, что не могу дочитать статью или книгу, несмотря на все усилия». Втайне они опасаются, что это проявления какого-то страшного психического заболевания.
Стандартные патопсихологические тесты, как правило, не подтверждают этих опасений. С мышлением, памятью и вниманием все в порядке, но тексты почему-то не усваиваются. Тогда в чем же дело?
Ловушка «клипового мышления»
Американский социолог Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» высказал мысль о появлении «клипового мышления». Современный человек получает гораздо больше информации, чем его предки. Чтобы как-то справиться с этой лавиной, он пытается выхватывать суть информации. Такую суть трудно анализировать — она мелькает, как кадры в музыкальном клипе, и поэтому усваивается в виде небольших фрагментов.
В результате человек воспринимает мир в виде калейдоскопа разрозненных фактов и идей. Это увеличивает количество потребляемой информации, но ухудшает качество ее переработки. Постепенно снижаются способности к анализу и синтезу.
Клиповое мышление связано с потребностью человека в новизне. Читатели хотят быстро уловить суть и двигаться дальше, в поисках интересной информации. Поиск превращается из средства в цель: мы листаем и листаем — сайты, ленты соцсетей, мессенджеры — где-то найдется «поинтереснее». Отвлекаемся на захватывающие заголовки, перемещаемся по ссылкам и забываем, зачем открыли ноутбук.
Семантическая дислексия ( Механическое чтение )
Семантическая дислексия – это нарушение понимания и воспроизведения прочитанного при безошибочном, технически грамотном чтении. Характеризуется трудностями осмысления и пересказа прочитанного текста, невозможностью ответить на вопросы, угадывающим характером чтения. Диагностируется логопедом-дефектологом в рамках обследования письменной и устной речи. Направления коррекционной работы включают обогащение словаря, развитие звуко-слогового анализа и синтеза, формирование представлений о синтаксических связях между частями предложения.
МКБ-10
Общие сведения
Семантическую дислексию (от греч. «semantikos» ‒ значение) также называют механическим чтением, поскольку в этом случае отсутствует осознание, осмысление прочитанного. Расстройство встречается у учащихся как начальных, так средних и старших классов. По последним данным, различной степенью и формой нарушений чтения страдает около 10% детей, среди детей с ТНР этот процент еще выше – 22%. В этой структуре семантическая дислексия занимает примерно 6-7%. Наиболее часто обнаруживается у детей с общим недоразвитием речи, СДВГ, ЗПР.
Причины
Вопрос о природе дислексии остается дискуссионным в современной логопедии. Обобщая различные подходы, можно выделить ряд этиологических факторов, которые действуют изолированно или в сочетании друг с другом на различных этапах онтогенеза:
Механизм развития
Исследования подтверждают, что мозг дислексика функционирует не так, как мозг обычных людей. При дислексии происходит «сбой» при декодировании визуальных или аудиальных символов и переводе их в речь. Согласно современным представлениям, в логопедии доминируют пять теорий дислексии, однако ни одна из них не признана на сегодняшний день официальной:
Ядро механизма семантической дислексии составляют трудности звукового и слогового синтеза, сопровождающиеся проблемами слияния звуков в слоги, а слогов в слова с их последующим осмыслением. Также имеет место нечеткое представление о связях элементов внутри предложений, из-за чего нарушается семантика фразы.
Симптомы семантической дислексии
Отдельные слоги, целые слова и предложения ребенок читает технически правильно, без ошибок, однако делает это механически. При разборе материала он оказывается неспособным показать картинку или предмет, который обозначает прочитанное слово, объяснить его значение. Дислексик не может пересказать прочитанный текст, дать ответ на вопросы, выделить главную мысль, озаглавить текст и т. д. Могут иметь место попытки угадывания слов в процессе чтения.
У детей с семантической дислексией имеются следующие трудности:
Из неречевой симптоматики часто встречается нарушение оптико-пространственных функций, пониженное внимание, плохая память, медлительность при выполнении различных задач, неразвитость абстрактного мышления. Коморбидными состояниями при семантической дислексии часто выступают дискалькулия, билингвизм, гиперактивность, диспраксия. У взрослых могут наблюдаться проблемы с пониманием юмора и фразеологизмов.
Осложнения
В школьные годы семантическая дислексия в первую очередь порождает трудности школьного обучения. Хуже всего дети успевают по основным предметам – чтению и родному языку, хотя также страдают и другие предметы, где требуется пересказ, написание творческих работ, подготовка докладов. Кроме этого, возникают трудности с решением арифметических задач, поскольку ученики с семантической дислексией неточно воспринимают математические знаки, цифры. Из-за этих проблем учащиеся часто попадают в категорию неспособных, ленивых необучаемых.
Диагностика
Дети с трудностями чтения должны быть обследованы школьным логопедом и нейропсихологом. В отдельных случаях им может быть рекомендовано неврологическое и психиатрическое освидетельствование. Для диагностики семантической дислексии выясняется:
Коррекция семантической дислексии
Задачей логопедической работы при семантической дислексии является выработка навыка осмысленного чтения. Коррекция проводится по следующим направлениям:
Из специальных приемов на всех этапах в занятия полезно включать кинезиологические упражнения, нейрогимнастику, пальчиковые игры, зеркальное рисование. Важно помнить, что учащиеся с семантической дислексией лучше усваивают материал с опорой на зрительное и тактильное восприятие, многократное повторение.
Прогноз и профилактика
Факт наличия семантической дислексии не делает ребенка хуже или лучше сверстников, но создает определенные трудности для обучения, общения, социализации. Вместе с тем, дети с дислексией одарены образным мышлением, часто хорошо рисуют, умеют находить нестандартные решения в различных ситуациях. Важно найти и развить в ребенке его сильные стороны, помочь преодолеть проблемы с чтением. Необходимо создать благоприятные условия для детского развития, постараться исключить воздействие патогенных биологических и социальных факторов.
Акрибофобия
Книга – невероятно ценный клад, созданный человечеством. Чтение книг – неотъемлемый атрибут нашего развития.
Конечно, важно читать вдумчиво, внимательно, но, наверное, с каждым когда-то случалось такое, что смысл прочитанного текста оставался непонятным. Возможно, мысли были заняты чем-то другим, возможно, содержание было насыщено незнакомыми словами и терминологией. Казалось бы, не велика беда. Однако есть люди, для которых описанная ситуация – повод для настоящей паники.
Акрибофобия – это навязчивый страх не понять содержание прочитанного текста. Бывает так, что иррациональный страх возникает с появлением одной только мысли о том, что человек не сможет уловить основной смысл прочитанного. Чтобы избежать негативных последствий фобии, важно правильно отреагировать на появление боязни.
Как реагировать на появление акрибофобии?
Во-первых, не стоит надеяться, что всё наладится само собой. Во-вторых, следует признать наличие страха и начать работать не только над данной проблемой, но и над своим сознанием. В-третьих, рекомендуется наладить график дня, режим сна, не перетруждаться. Осознайте, что от фобии нужно немедленно избавиться, так как она приносит только неудобства. Бездействовать, закрывая глаза на наличие страха, нельзя. Попробуйте справиться самостоятельно, применяя самоконтроль, анализ фобии, пытаясь оценить своё состояние (подумайте, что именно беспокоит, как это исправить).
Если у вас получится, то это большая победа, дающая возможность вернуться к нормальной жизни. Если же после самостоятельной профилактики вас всё ещё продолжает преследовать данная фобия, и вы чувствуете, что боязнь сильно мешает вашей повседневной жизни, то стоит немедленно обратиться за профессиональной помощью к грамотному специалисту-психотерапевту.
Причины возникновения акрибофобии
Причины возникновения этой странной боязни могут быть обусловлены различными факторами. Основные причины появления акрибофобии представлены ниже:
Симптомы акрибофобии
Люди, страдающие акрибофобией, по причине нервного напряжения и страха не могут воспринимать осознанно прочитанный текст, часто ошибаются во время чтения, запинаются, путают слова и буквы. Акрибофобы всячески пытаются скрыть свою проблему от посторонних, сдержать эмоции, подавить волнение. Они также стараются избегать чтения в присутствии других людей. Зачастую с данной боязнью сталкиваются студенты. Их страхи мешают им понять суть, например, экзаменационного вопроса, что делает невозможным дать верный ответ на него. Наиболее распространённые симптомы акрибофобии представлены ниже:
Методы лечения акрибофобии
Любой страх, который испытывается на постоянной основе, можно лечить с помощью ряда клинических стратегий. От проявлений страха не понять содержание, суть, смысл прочитанного необходимо избавляться совместно с психологом. Терапевтические приёмы помогут постепенно избавиться от фобии и оказаться в состоянии гармонии с окружающим миром.
Специалист проведёт тематические беседы, определит первоначальную причину проблемы и лишь затем попытается найти способы решения. Как говорилось ранее, в некоторых случаях боязнь заложена в человеке на генетическом уровне. Именно поэтому несколькими часами работы с психологом здесь не обойтись. Главные методы лечения акрибофобии:
Если Вам при прочтении текста что-то откликнулось и Вам кажется, что ситуация и симптомы, описанные в статье, похожи на Ваш случай, и Вы хотели бы решить эту проблему, вы можете предварительно позвонить мне по телефону + 7 (926) 169-36-63 для того чтобы рассказать о своей проблеме, которую Вы хотите решить.
Длительность телефонной консультации составляет 20 минут (бесплатно), в процессе этого времени я должен решить, смогу ли я Вам помочь в рамках психоаналитического консультирования. Если Вам проще написать письмо – Вы можете это сделать перейдя по ссылке и записаться на консультацию. Прошу Вас описать свою ситуацию как можно подробнее – размер письма неограничен, я обязательно прочитаю Ваше письмо и отвечу.