Большая моторика у детей что это
Что такое крупная моторика и как ее развить?
Картина Т. Яблонской «Утро»
Говоря о подготовке ребёнка к школе, родители чаще всего подразумевают обучение его начальным навыкам счета, чтения и письма. Но в этот период не стоит забывать про развитие всех психо-физиологических процессов: памяти, внимания, речи, мышления, моторики.
Сегодня мы поговорим о важной роли развития общей (крупной) моторики для будущего школьника.
Что такое общая или крупная моторика?
Это те двигательные навыки, которые требуют включения мышц и движений всего тела для выполнения таких функций, как поддержание положения стоя или сидя, ходьба, бег, прыжки, навыки ухода за собой (например, ребёнку некоторое время нужно удержаться на одной ноге не падая, если ему нужно надеть брюки). Они также включают в себя зрительно-моторную координацию, необходимую для взаимодействия с различными предметами (например, умение бросать или ловить мяч).
Общие моторные навыки оказывают влияние не только на множество повседневных дел, с которыми сталкивается ребёнок, но и на то, как будет проходить его день в школе. Эти навыки становятся базой для выносливости ребёнка, необходимой для того, чтобы справиться с школьным распорядком (возможность удержаться несколько уроков сидя за партой, перемещаться по школе, носить тяжёлый школьный рюкзак).
Недостаточность крупной моторики приводит к тому, что ребёнок находится в постоянной борьбе, затрачивая слишком много усилий для преодоления действий, которые для взрослого кажутся очень лёгкими.
Трудности, с которыми сталкивается ребёнок с недостаточностью крупной моторики
Почему эти навыки важны?
Помогая вашему ребёнку развивать крупную моторику самостоятельно или с помощью специалистов, Вы:
Как можно помочь своему ребёнку?
Адрес: Ростовская набережная, д. 3, Москва, Россия
Развитие мелкой и крупной моторики у ребенка
Содержание:
Новорожденный совсем беспомощен — все его двигательные навыки ограничиваются способностью лежать на спине. Впрочем, это ненадолго: вы и не заметите, как крошечный человечек, который, как казалось, еще вчера не умел переворачиваться на бок, уже носится по квартире, залезает в самые неожиданные места и стремится добраться до всего своими цепкими ручками. В этой статье мы расскажем вам, как происходит становление мелкой и крупной моторики у детей, и что вы можете сделать для развития этих важных навыков.
Мелкая моторика — что это?
С рождения до 2 месяцев
С 2 до 6 месяцев
В этом возрасте у ребенка формируется первичная координация движений — он начинает использовать зрение для управления действиями рук. Появляется осознанная мелкая моторика, и для детей столь юного возраста это большое достижение. Малыш учится хватать предметы, которые попадают в его поле зрения, но, пока не умеет сидеть, он тянется к ним двумя ручками.
С 6 до 12 месяцев
С года до двух
С двух до пяти лет
Как развивать мелкую моторику рук у ребенка?
Каждый человек постоянно сталкивается с задачами застегнуть и расстегнуть пуговицы на своей одежде, завязать шнурки, причесаться, почистить зубы, поесть с помощью столовых приборов и не перепачкать все вокруг — все эти навыки не только полезны во взрослой жизни, но и помогают маленьким пальчикам стать более сильными и ловкими. Мы расскажем вам и о других занятиях, развивающих мелкую моторику, но в первую очередь мотивируйте ребенка на самостоятельное выполнение таких рутинных задач.
Совет № 1. Предложите малышу поиграть с сенсорной коробкой
С какого возраста: с 1 года или как только ребенок поймет, что предметы из коробки не надо тащить в рот.
Сенсорная коробка — очень простая игра, помогающая развивать мелкую моторику рук детей. Вам нужно взять какой-нибудь большой контейнер или тазик, наполнить его чистым песком или крупой и положить несколько небольших предметов — камешков, шишек, фигурок и т.п. Ребенок в возрасте до года с удовольствием копается в наполнителе сам, а также закапывает и откапывает предметы. Через некоторое время, когда малышу наскучит это занятие, можно устроить в коробке игрушечный огород, делая грядки и сажая в них желуди или веточки. Еще позже коробка станет сценой для игрушечных историй с фигурками людей и животных, домиками и машинками.
Эта игрушка помогает как развивать моторику у ребенка 9–10 месяцев, так и совершенствовать движения пальчиков малыша в возрасте 2–3 лет и даже старше. Она взрослеет вместе с крохой — достаточно лишь добавить в коробку новых предметов и сделать игровое задание чуть сложнее.
Совет № 2. Сделайте малышу бизиборд
С какого возраста: с 1 года.
Зачем развивать мелкую моторику с помощью дорогих игрушек, если можно сделать почти бесплатный тренажер из того, что есть под рукой? Бизиборд — это кусок фанеры или мебельный щит, к которому надежно прикреплены выключатели, кнопки, защелки, петли, колесики, обувные липучки. Проще говоря, все, что можно нажимать, дергать, крутить и т.д. Если у действий малыша появится обратная связь, например, при нажатии на кнопку загорится лампочка или прозвенит звоночек, его восторг будет безграничен.
Не забывайте, что при конструировании бизиборда нужно тщательно проверять все устройства на предмет острых углов, тугих пружин и других опасностей. Если все в порядке, эта самодельная игрушка обеспечит крупную пользу для развития мелкой моторики ребенка.
Совет № 3. Рисуйте пальчиковыми красками
С какого возраста: с 1 года, но можно и раньше, если малыша заинтересует это занятие.
Как понятно из названия, для рисования такими красками не нужно никаких приспособлений, только собственные пальчики ребенка. Не бойтесь, что малыш может наесться из ярких баночек.
Конечно, он именно так и сделает, но пальчиковые краски специально делаются невкусными и безвредными.
Если вы экономный и одновременно творческий человек, можете попробовать сделать пальчиковые краски самостоятельно. Самодельные краски тоже отлично подходят для развития мелкой моторики, только обычно получаются более тусклыми и хуже отстирываются с одежды, которую малыш неизбежно испачкает в процессе. Записывайте рецепт: растительное масло как основа, мука или крахмал как загуститель, пищевые красители для цвета и соль, чтобы ребенку было невкусно их есть.
Совет № 4. Посмотрите, какие развивашки есть в детских магазинах
С какого возраста: читайте инструкции на упаковке.
Когда собираетесь купить малышу очередную игрушку, в первую очередь ответьте себе на вопрос: будет ли она полезна для развития мелкой моторики? Может быть, не еще одну куклу, а раскраску или пластилин? Может быть, не готовую машинку, а конструктор, чтобы ее собрать? Клейте, лепите, рисуйте, вырезайте, складывайте — в общем, отдавайте предпочтение тем развлечениям, которые помогают малышу осваивать и совершенствовать свои навыки.
Совет № 5. Научите ребенка писать ручкой
С какого возраста: как только малыш научится читать.
Благодаря гаджетам современные дети рано учатся читать и набирать слова на клавиатуре, но в умении писать ручкой не видят никакой пользы. А зря, ведь этот навык всегда использовался как один из лучших способов развить моторику рук. Письмо совершенствует динамический захват, потому что над начертанием каждой буквы работают все мышцы кисти и запястья.
Попробуйте придумать какой-нибудь креативный подход, чтобы ваш ребенок захотел учиться писать. Например, объясните, что без этого не берут в школу (не совсем правда, но умение писать в первом классе — действительно преимущество) или скажите, что Дедушка Мороз принимает просьбы о подарках только в рукописной форме.
Как происходит развитие крупной моторики у ребенка?
С рождения до 2 месяцев
С 2 до 6 месяцев
Примерно в 2 месяца лежащий на спине малыш начинает активно дергать ножками. Ничего необычного: это просто занятия для развития крупной моторики, помогающие подготовиться к ползанию. К четырем месяцам ребенок учится держать головку, и в положении сидя способен контролировать ее длительное время. Правда, сидеть самостоятельно кроха еще не умеет — только с поддержкой. Чуть позже малыш начинает приподниматься на руках из положения лежа на животе, а также активно переворачиваться со спины на живот и обратно.
С 6 до 12 месяцев
Малыш пробует сесть. Сначала эти упражнения на крупную моторику даются ему тяжело: для баланса он сильно наклоняет тело вперед и часто падает. Примерно в 8 месяцев ребенок начинает ползать по-пластунски, не отрывая живот от поверхности, причем сначала назад, и только позже — вперед. В 10 месяцев малыш уже умеет сидеть ровно и не падать, осваивает ползание на четвереньках и даже пробует встать, держась за опору.
С года до двух
С двух до пяти лет
Крупная моторика у детей младшего дошкольного возраста быстро совершенствуется, и в три года малыш много прыгает и бегает — просто потому, что это ему нравится. К четырем годам ребенок учится спускаться по лестнице почти как взрослый, к пяти его движения становятся плавными, а координация — достаточно хорошей для того, чтобы заниматься многими видами спорта. Некоторые навыки крупной моторики в дошкольном возрасте могут быть не идеальны, но в этом нет ничего удивительного — человек достигает пика физической формы только в возрасте 18–26 лет.
Какие бывают упражнения для развития крупной моторики?
Как мелкая, так и крупная моторика ребенка — это, в первую очередь, навыки, важные во взрослом возрасте. Старайтесь показывать малышу на собственном примере, что вам нравится двигаться, гулять, делать домашние дела, а валяться часами с телефоном или сидеть полдня перед телевизором совсем неинтересно (даже если это совсем не так). Если удастся привить ребенку любовь к активному образу жизни, вы дадите ему огромный стимул для самостоятельного развития крупной моторики. И вот еще несколько рекомендаций, позволяющих ускорить этот процесс.
Совет № 1. Танцуйте
С какого возраста: при поддержке мамы — хоть с 6 месяцев, самостоятельно — когда малыш научится уверенно ходить.
Лучших результатов удается добиться, когда упражнения для развития крупной моторики становятся для детей развлечением. Именно потому танцы — отличный выбор, ведь кто не любит танцевать!
Предлагайте малышу двигаться под музыку из любимых мультиков, повторяя танцы персонажей. Танцуйте с ним в паре или наблюдайте за сольным выступлением крохи, обязательно сопровождая его одобрительными аплодисментами. Когда ребенок подрастет, покажите ему клипы ваших любимых исполнителей, чтобы от простых танцев вроде «два притопа, три прихлопа» он постепенно переходил к более серьезным методикам развития крупной моторики.
Совет № 2. Занимайтесь спортивными играми
С какого возраста: примерно с полутора-двух лет.
Если ваш малыш уверенно стоит на ногах, предложите ему спортивные игры на развитие крупной моторики. Это не настоящий спорт, а просто занятия по мотивам, но они принесут немалую пользу. Купите ребенку мячик подходящего размера и играйте с ним в «футбол» — легонько пасуйте друг другу, забивайте в дверной проем или другие импровизированные ворота. Затем переходите на «баскетбол», найдя дома какое-нибудь подходящее ведро или кастрюлю.
Совет № 3. Делайте зарядку
С какого возраста: отдельные упражнения — с 1 года, традиционная зарядка — с 4–5 лет.
Когда мы занимаемся совместной домашней гимнастикой, мы не только развиваем крупную моторику у своих детей, мы также приучаем их к здоровому образу жизни и способствуем поддержанию физической формы. В общем, штука, полезная во всех отношениях.
Уже в возрасте года вы можете пригласить малыша сделать зарядку вместе с вами. Конечно, его движения будут неуклюжими, и все это будет мало похоже на настоящую гимнастику, но сейчас задача вдругом — привить любовь к упражнениям. Если сможете, к 4–5 годам ребенок будет делать их не хуже вас, может быть, даже и лучше.
Совет № 4. Катайтесь на велосипеде
С какого возраста: с 1 года.
На первый велосипед (трехколесный и со страховочной ручкой сзади) малыша можно сажать в самом раннем возрасте. Управляя им, ребенок тренирует мышцы ног, оттачивает движения рук и учится синхронизировать действия всех четырех конечностей. Это один из лучших вариантов, как развить крупную моторику.
По мере взросления пересаживайте малыша на более продвинутые модели для тренировки координации, баланса и других важных навыков. Кстати, не ограничивайтесь только велосипедом: полезны все колесные средства — и самокат, и скейт, и моноколесо, и гироскутер.
Совет № 5. Не ограничивайте без повода физическую активность малыша
С какого возраста: всегда.
«Зачем тебе развивать моторику, лучше просто сиди и ничего не делай», — вряд ли мама или папа скажут своему малышу такую фразу. Тем не менее, многие родители произносят ее завуалировано, ведь все «не залезай туда», «не прыгай оттуда», «не отходи далеко», «не бегай», «играй тут» — лишь ее варианты.
Нередко родители включают режим «суперзащиты» и ограничивают активность малыша лишь потому, что им неохота отвлекаться от своих дел или лень трезво проанализировать ситуацию. Ребенок захотел залезть на горку? Отложите телефон, встаньте со скамейки и подстрахуйте его. Решил пройтись по высокому бордюру? Возьмите за руку, а не запрещайте.
Не пытайтесь оградить малыша от малейших опасностей. Помните: овладеть крупной моторикой — это как раз научиться уверенно выполнять действия, которые для нетренированного ребенка могут быть опасны.
Что делать, если у малыша замедлено развитие мелкой и крупной моторики?
Все дети индивидуальны, и развитие происходит у них по-разному. Именно поэтому все возраста и этапы, приведенные выше, надо воспринимать как примерные: ваш кроха может освоить какой-то навык раньше, чем среднестатистический ребенок или, наоборот, немного задержаться.
Продолжайте заниматься с малышом упражнениями и играми для мелкой и крупной моторики. Ни в коем случае не ругайте его и не ставьте в пример других детей. Если вам кажется, что развитие идет не так, как должно, проконсультируйтесь с врачом — только специалист может вынести вердикт в такой ситуации. Мы верим, у вашего малыша все обязательно получится!
Консультация для родителей «Развитие крупной моторики»
Боровкова Елена Васильевна
Консультация для родителей «Развитие крупной моторики»
Уважаемые родители
Вы уже знаете о том, как важно развивать мелкую моторику у детей: с первых месяцев жизни вы начинаете давать малышам в ручки мелкие предметы, шьёте замысловатые коврики и игрушки, детям постарше предлагаете поиграть с крупой, грецкими орехами. Считается, что после таких занятий дети легко обучатся рисовать, лепить и, главное, красиво писать. Однако не всегда этим надеждам суждено сбыться.
А почему?
А дело в том, что уделяя особое внимания мелкой моторике, Вы, Дорогие родители, забываете про крупную моторику. А так как основная нагрузка у первоклассников приходится не на кисть, а на верхний плечевой пояс, то становится важным, чтобы у дошкольника гармонично развивались и крупная и мелкая моторика.
Почему же так необходимо развивать крупную и мелкую моторику у дошкольника?
Потому, что уровень её развития влияет на формирование речевых навыков и развитие интеллекта, на степень адаптации ребёнка в социальной среде, на объём расширения его кругозора, а так же определяет его готовность к систематической учебе в школе и влияет, насколько уверенно чувствует себя ребёнок среди своих сверстников.
Что такое моторика?
Моторика (от латинского motus— движение) — двигательная активность организма или отдельных органов.
Под моторикой понимают не просто движение, а последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
Любое наше действие (движение) – это результат двух различных видов деятельности: умственной и физической.
Для осуществления осознанного (произвольного) движения человеку необходимы кости, мышцы, мозг и нервы, а так же органы чувств.
Это означает:
для того, чтобы совершить движение, нам требуется слаженная работа нескольких систем организма:
— двигательной, или еще ее называют костно-мышечной. Это кости и мышцы.
— нервной. Это головной мозг, спинной мозг и нервы.
— системы органов чувств. Это глаза, уши, рецепторы обоняния, вкуса, тактильные.
Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов.
Под моторикой органа или системы органов понимают слаженную работу мышц, обеспечивающих их нормальное функционирование.
Крупная (общая) моторика – это разнообразные движения рук, ног, тела. Это любая физическая активность человека, связанная с перемещением тела в пространстве и осуществляемая за счет работы крупных мышц тела: прыжки, ползание, лазание, бег, наклоны, ходьба и так далее.
Мелкая (тонкая) моторика — движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Это выполнение письменных движений, рисование, завязывание шнурков
и. т. д. Различные виды моторики задействуют разные группы мышц нашего тела.
Что такое крупная моторика? Ее значение для человеческого организма.
Крупная моторика — это осуществление движений крупными мышцами тела. Это основа физического развития человека, основа, на которую впоследствии накладываются более сложные и тонкие движения мелкой моторики. Развитие крупной моторики способствует формированию вестибулярного аппарата, укреплению мышц и суставов, развитию гибкости, а так же обеспечивает непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту ребёнка.
Развитие навыков крупной моторики следует по общему алгоритму в определённом порядке у всех людей. Начинается с рождения. Оно движется сверху вниз, то есть с головы, и постепенно переходит к крупным нижним мышцам (плечи, руки, ноги). Все эти действия относятся к крупной моторике.
Крупная моторика у маленького ребёнка развивается сама, без вмешательства кого-либо со стороны, естественным путём и в соответствии с физическими потребностями малыша. Так первое, что обычно ребенок учится контролировать — это движение своих глаз, затем повороты головы за игрушкой в руках взрослого. То есть, в первые месяцы своей жизни малыш осваивает некоторые двигательные навыки – сначала он, лёжа на животе, поднимает головку, затем учится её удерживать, переворачивается со спины на живот и обратно. Затем ребенок захочет дотянуться до игрушки, сначала одной рукой, а затем другой, начинает ползать, сидеть, ходить, наклоняться. Обычно ребёнок сидит и берет предметы к 6 мес., ползает к 9 и ходит к 18 мес. жизни. А вот в дальнейшем развитию крупной моторики
стоит уделять особо пристальное внимание.
Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недоразвитие у детей двигательных умений препятствует нормальному развитию речи, получению знаний, умений и навыков; приводит ребенка к дефициту познавательной активности и к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности. У детей возникают затруднения в передвижении в пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры, а так же делает проблематичным освоение навыков письма и чтения. Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе.
Поэтому
Воспитать у детей потребность в движении одна из главных задач дошкольного детства.
Таким образом
Вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно происходит наслоение сложных элементов мелкой моторики, включающих в себя специальные манипуляции различными предметами, при которых необходима четкая координация работы глазного аппарата и конечностей человека.
На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен научиться понимать типичное действие предметов в окружающем мире, научиться управлять движениями собственных мускулов и быть способным координировать то и другое, свободно передвигаться, самостоятельно заботиться о себе и проявлять творческие способности.
В связи с этим
Гармоничное развитие крупных мышц могут обеспечить разнообразные подвижные игры и упражнения на основе видов движения: ходьба, бег, прыжки, метание, ползание и лазание.
Еще одно эффективное «средство», которое понадобится – это мяч. Он может быть любым. Все что требуется – это увлекательная игра с этим предметом. Футбол, бросание меча (кто дальше, импровизированный волейбол и многое другое. Главное, чтобы в ходе игры ребёнок задействовал все группы мышц.
Также важным атрибутом игры должна стать скакалка. Прыжки через скакалку помогут ребёнку развить внимание и координацию движений, а это, азы моторики.
Укреплению мышечного аппарата ребенка способствуют занятия танцами, езда на велосипеде и самокате, роликах и конька, лыжах и санках.
Для развития крупной моторики ребенка хорошо подойдут и упражнения на зеркальное копирование движений взрослого. Это позволит в игровой и веселой форме развить реакцию ребёнка и научить его чувствовать свое тело.
Благодаря достаточной двигательной активности у вас появится шанс, воспитать здорового ребёнка, у которого будет желание самостоятельно заниматься физкультурой, а также снизить вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопие, сколиоз и слабость мышечного корсета. Ведь большинство проблем проявляющихся в начальной школе это то, что было упущено в детском возрасте.
Консультация для родителей «Игры с подручными предметами на развитие мелкой моторики рук» К мелкой моторике относится совокупность различных действий нервной, костной и мышечной систем в выполнении точных и мелких движений кистями.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики нетрадиционными способами», или «Разноцветные прищепки» Игры с прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков. К сожалению, немногие родители знают, зачем вообще развивать.
Консультация для родителей. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно. В старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики, это подготовка к школьному.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук с помощью ниткографии» Последние годы значительно увеличилось число детей с речевым нарушением. По исследованиям ученых, на развитие речи, на развитие головного.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5 – 7 лет» У детей в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются.
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук, в результате скоординированных действий.
Консультация для родителей «Развитие моторики — укрепление здоровья детей» Цель: повышать мастерство родителей по вопросу охраны и укрепления здоровья детей. Видеть красивого, умного, здорового ребенка – желание.
Консультация для родителей «Современные игры на развитие мелкой моторики рук» Консультация для родителей: «Современные игры на развитие мелкой моторики рук». Моторика не шутка, актуальна и важна. Пальчики играются,.