Большая нагрузка в школе что делать
Инструкция по выживанию: как помочь себе и своему подростку справиться со школьными нагрузками
Угрозы, манипуляции, шантаж? Есть ли более мягкие способы договариваться с подростком по поводу учёбы? Эти подсказки помогут родителям старших школьников немного иначе взглянуть на процесс обучения своих детей и лучше находить с ними общий язык (или хотя бы выжить обоим)
Итак, все родители школьников снова вышли на старт 9-месячного марафона. Большая часть моих клиентов, да и я сама, как мама подростка, с легкой грустью смотрим в след ушедшему лету. Потому что опять начнётся ЭТО:
-Мам, где мои колготки? Нет, мне нужны черные. Я телесные не ношу (вдруг! ).
-Почему ты не купила контурную карту? Я не купил, потому что не помнил, но мам, ты же всегда помнишь, что контурная карта нужна. Ты почему не купила?
-А что его слушать, он бубнит под нос свои формулы, потом спрашивает, все ли поняли, и даже если мы говорим нет, как будто не слышит и продолжает с того же места. Так что я решил: в этом году вообще физику делать не буду. А смысл?
Как и чем можно помочь себе и старшему школьнику?
1. Ближе к началу старшей школы заданий становится больше, свободного времени меньше. Да и ребёнок уже неплохо разбирается в правилах, по которым нужно играть. Кто-то из учителей строг до буквы, кто-то никогда не проверяет письменные задания, но всегда спрашивает устно, кто-то ценит идеи и смелость мыслить, даже закрывая глаза на мелкие недочёты. Поэтому требовать идеально выполненного домашнего задания по всем предметам не нужно. Это путь к удобному человеку, который старается никого не огорчить, но всегда берёт на себя лишнюю, а порой и вовсе непосильную нагрузку и от этого живёт с чувством собственной никчемности (я не могу всё, значит я плохой). У всех нас есть свои ограничения, так организм заботится о себе, а мы учимся расставлять приоритеты. Пусть сам решает, какие предметы делать лучше и качественнее, какие можно по верхам. И получает собственный опыт, если где-то вдруг просчитался и отнесся спустя рукава.
2. Если вы будете фокусироваться только на оценках, без учёта его способностей и интересов к каждому предмету, он будет получать послание «тебя можно любить только за что-то». Спросите, как поживает его друг, какие есть новые слова в лексиконе подростков, посмотрите вместе иногда смешные видео в тик-ток (да, может там мало умного, но все дети там сидят). Заведите аккаунт в инстаграм, даже если вам это не нужно, просто, чтобы лайкать любые странные фотографии своего ребенка. Это ещё один сигнал о том, что вы принимаете его. А вот комментарии «ну что за дурацкая подпись» можно оставить при себе. Нас с вами забыли спросить)
4. Избегайте двойных стандартов. Если папа после работы в телефоне и «он отдыхает», то почему ребёнок в телефоне – это «Опять бездельничаешь? Лучше займись чем-то полезным! » Если вы сами не любите читать и ребёнок видел вас в лучшем случае с журналом рецептов, откуда у него будет любовь к чтению и почему плохо её отсутствие, если вам можно? Показывайте своим примером, создавайте возможности и оставляйте право за ребёнком не выбирать то же, что нравится вам.
5. «Мы совсем не учимся», «мы ничего не хотим», «мы прогуливаем», «мы не делаем уроки». Вы тоже не делаете? Гуляли вместе? Постарайтесь воспринимать учёбу как личный процесс вашего ребёнка. В этом возрасте гораздо большей катастрофой может казаться прыщ на носу и страх, что все его увидят, чем пропущенные уроки и возможные последствия. Спрашивайте, что произошло и почему ребёнок что-то сделал или не сделал. И услышав честный ответ «там неинтересно», постарайтесь принять. Всем ли было интересно в школе? Не стоит впадать в морализаторство, убеждать, что нужно уважать школу, а знания – это будущее. Это ребёнок скорее всего давно считал по тому, как вы сами отзываетесь о школе и учителях. Но если вы не принимаете и не понимаете его чувств, с вами лучше не делиться – это самый простой вывод, который скорее всего и сделает ребёнок.
6. Если несколько дней подряд вы замечаете подавленное настроение, поинтересуйтесь, нет ли проблем с кем-то из учителей, какие отношения с одноклассниками или может быть появилась первая любовь. Допрос устраивать не стоит: покажите, что к вам можно прийти с любой проблемой. Вы постараетесь понять и вместе с ним подумать, как можно это решить.
7. После 11-12 лет уж точно не стоит сидеть с ребёнком над уроками. Обычно это превращается в семейные скандалы с обидами друг на друга. Оценки нужны вам или ему? Поступать вам или ему? Обозначьте, что теперь это его ответственность и вы не будете проверять, контролировать, сделал ли уроки, собрал ли рюкзак. Если в семье в результате этого улучшиться эмоциональный климат – это уже немало.
8. Ближе к окончанию школы обсуждайте с ребёнком перспективы. Если у него невысокий средний балл, предложите подумать, на какие профессии он может рассчитывать. Продавец, разнорабочий, парикмахер и так далее. Без страшилок, по-взрослому, как если бы к вам пришла ваша подруга, которая в 21 закончила университет, ни дня не работала по специальности и в 40 задумалась, какое бы направление ей выбрать. Как правило дети не готовы к физическому труду, и такие честные разговоры включают их амбиции и личную мотивацию. Когда чего-то хочешь и понимаешь зачем, найдутся силы разобраться и с ненавистной физикой, и подучить иностранный язык. Главное, покажите, что вы готовы любить своего ребёнка независимо от его профессии или успешности.
Может показаться, что родители должны с радостью принять все причуды, ни в чём не отказывать, чтобы не нанести травму, стать таким себе «своим чуваком» и другом и давать деньги по первому требованию, пока чадо не найдёт себя в жизни. Нет, родителям важно оставаться взрослыми, ставить разумные ограничения и требовать их соблюдения. Обозначайте, как долго вы готовы финансово поддерживать его, когда он начнёт взрослую жизнь.
Подросток должен ощущать, что рядом есть взрослый, но если что-то пошло не так, то к нему можно прийти и он сначала поможет и постарается понять. И только потом будет читать морали, если нужно.
Лучше стать счастливым бариста или увлечённым гитаристом, чем невротиком-программистом. Когда мы делаем собственный выбор, нам хочется вкладывать в него свои силы.
Как уберечь школьника от перегрузки?
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Перегрузки школьника – самая горячая тема на форумах и в родительских спорах. Согласно исследованиям Научного центра здоровья, сегодня только 3-4% школьников (один-два ребенка на целый класс!) уходят после 11 класса здоровыми детьми. У всех остальных врачи диагностируют те или иные отклонения здоровья. И виной тому – многочасовые школьные перегрузки. Как уберечь школьника от учебных перегрузок? И что считается перегрузкой, а что – обычная норма, без которой – никуда?
Отчего у школьников возникают перегрузки?
Как часто мы наблюдаем ситуацию: девчушка с портфелем чуть меньше чем она сама высиживает 7 уроков, потом бежит в музыкальную школу, а оттуда – к репетитору английского. Нужно успеть еще и уроки выучить, ведь наша школьная программа рассчитана на будущих Энштейнов и Ньютонов. А родители требуют от малышей еще и высоких оценок, и послушания, и на родительских собраниях требуют: дайте нам еще пару языков в программу, ведь детям после школы поступать!
И даже не задумываются, что такие сверхнагрузки ломают нежную и хрупкую нервную систему ребенка, до 70% из которых страдают явными или скрытыми неврозами. Виной всему – школьные перегрузки.
Что такое учебные нормы?
Учебные нормы можно разделить на непосредственно учебу и условия, в которых эта учеба выполняется. Непосредственно учеба – это то, сколько уроков высиживает школьник, сколько часов он тратит на домашние задания, сколько часов у него уходит на физические нагрузки и отдых. Не секрет, что в современной школьной программе на отдых школьнику времени совершенно не остается – это время «съедают» домашние задания.
Условия для учебы – это то, в каком помещении и классе занимаются дети. Просторное помещение с современным оборудованием и светлыми, радостными классами – это норма. Старенькая школа, в которой даже зимой отопление не дотягивает до 18 градусов, а дети вынуждены сидеть в теплых куртках и дуть на замерзшие пальцы – это, к сожалению, реальная картина. Не повсеместная, но очень частая.
Родителям и учителям важно учитывать, что даже если условия для учебы ребенка прекрасные, обстановка вокруг радует глаз, то и школьная нагрузка в этих светлых просторных классах не должна быть чрезмерной.
К чему приводит чрезмерная школьная нагрузка?
Согласно исследованиям физиологов, до 40% учеников начальных классов (то есть дети в самом хрупком возрасте от 6 до 10 лет) страдают от явных или скрытых неврозов из-за школьной перегрузки. Процент невротиков среди школьников среднего возраста и подростков еще выше – до 70%. Эти исследования, к слову сказать, проводились в образцовых школах, где родители и учителя были сторонниками самой интенсивной программы – с изучением спецпредметов и многочисленными факультативами. Та же статистика свидетельствует, что после окончания школы заболевания детей, полученные во время чрезмерного обучения, переходят в хроническую форму.
Так, после окончания 9-11 класса у детей регистрируют в 3 раза больше хронических заболеваний, чем в школе. Среди этих заболеваний впятеро больше детей с ослабленным зрением, чем в школе, а тех, кто страдает от заболеваний желудочно-кишечного тракта, становится больше в 3 раза. Все просто: организм не справляется с нагрузками и течение заболеваний усугубляется. Ведь ни одно из них за неделю не возникает, а развивается в течение месяцев, а то и лет.
Что касается психологических отклонений в результате сверхнагрузок в школе, то эти проблемы возникают у каждого четвертого мальчика и девочки.
Стресс нехватки времени
Если еще 30 лет назад школьники до третьего класса считали на палочках, то сегодня в третьем классе они учат массу предметов, которые раньше вводились не раньше 6-7 класса. Между тем, постоянный рост нагрузок в школе – это прямое нарушение норм обучения, на которые и педагоги, и тем более родители смотрят сквозь пальцы. Отговорка одна: пусть учится, некогда будет глупостями заниматься…
Каковы разумные нормы школьной нагрузки?
Давайте рассмотрим, сколько времени ребенок должен заниматься без ущерба для здоровья. Минздрав, конечно же, строго рассчитывает нормы обучения для детей разных возрастов. Родители здорово удивятся, если узнают эти цифры.
До 5 класса – никаких шестидневок и не более 5-6 уроков в день. Если все же в школе предусмотрена шестидневка, пятиклассники должны высиживать не более 31 часа за всю неделю. Это получается не более 5 уроков в день. А теперь вспомните, когда ваш пятиклассник получал не более 5 уроков в день?
6-й класс – если предусмотрена пятидневная учебная неделя, должно быть максимум 6 уроков в день, и то не каждый день, потому что в сумме Минздравом разрешено не более 29 уроков в неделю для школьников этого возраста. Если школьная неделя у шестиклассников шестидневная, им разрешено не более 5 уроков в день и 1 раз в неделю – 6 уроков. Потому что учебная неделя для школьников этого возраста должна содержать не больше 32 уроков.
Нагрузка на уроки тоже регламентирована Минобразованием и Минздравоохранения. Самыми сложными должны быть 2-й и третий уроки – математика, физика, химия, изучение языка. Вторник и среда должны быть днями, когда планируются самые сложные уроки, четверг и пятница – более разгрузочные. Вы видели школу, в которой выполняются эти требования?
Сколько времени посвящать домашним заданиям?
Что касается домашних заданий, то для пятиклассников они могут составлять не больше 3 часов. То есть ребенок должен успеть сделать все уроки в течение этого времени, учитывая то, что каждый час ему необходимо отдыхать в течение 10-15 минут. Задавать ребенку больше, чем он успевает сделать за 3 часа, санитарными нормами не разрешено! А что мы видим в реальности? Маленький страдалец не отрывается от учебников весь оставшийся день, причем родители еще и наказывают его за каждую оплошность. Как тут не развиться неврозу?
Норма домашних заданий для детей 6-го класса – такая же, как и для пятиклассников, и ни минутой больше. Родителям и учителям стоит сделать выводы.
Время для начала и окончания домашних заданий тоже, оказывается, регламентировано санитарно-гигиеническими нормами. Может быть, родители будут изумлены, но время это – никак не час и не два ночи, как зачастую бывает. Домашние задания нужно начинать в 15.00, а заканчивать никак не позднее 17.00. Каково? А ведь часто можно наблюдать картину, когда ребенок сидит над учебниками до 22.00 и позже, да еще и при плохом освещении.
А между тем, врачи строжайше запрещают сидеть над домашними заданиями после 19.00, особенно школьникам начальных классов. Это вызывает у них многие хронические заболевания, в том числе нарушения зрения, осанки и синдром хронической усталости.
Сколько положено спать и гулять школьнику?
Сон и физическая активность для школьников тоже регламентированы. Чтобы уберечь ребенка от школьных перегрузок, ему нужно давать выспаться не меньше 8-10 часов. Чтобы дать ребенку школьного возраста нормальную физическую нагрузку, ему нужно дать возможность пройти, пробежать и пропрыгать в день до 7 км, и половину из них – в школе. Причем на свежем воздухе ребенок школьного возраста должен находиться не меньше трех часов. А сколько времени гуляет ваш ребенок?
Симптомы школьной перегрузки
Да, такие есть. И связаны они вовсе не с тем, что ваш ребенок от природы капризен и непослушен. Родителям нужно вовремя обратить внимание на сигналы, которые усиленно подает организм ребенка, истощенный школьной перегрузкой. Иначе может быть поздно – постоянные визиты в больницу могут не показать истинную причину того, почему ваш малыш все чаще и чаще болеет. А причина эта банально проста – учебная нагрузка предельно велика.
Как же защитить школьника от учебной перегрузки? Решение этого вопроса напрямую зависит от чуткости и внимательности родителей. Своевременная реакция на изменения в здоровье малыша может спасти его от многих опасностей в будущем.
Большая нагрузка в школе что делать
Юрист «Домашней школы Фоксфорда»
Почему много детей в классе — это плохо
Чем больше учеников в классе, тем ниже уровень образования. Эта связь становится очевидна, если рассмотреть проблему в деталях:
Какой класс считается переполненным
Согласно пункту 3.4.14 действующих санитарных правил (СП 2.4.3648-20) количество учеников в классе определяется нормой площади на одного обучающегося:
Место, которое занимают мебель и учебное оборудование, в расчёт не берутся.
Площадь стандартной классной комнаты — около 50 м². Следовательно, одновременно в ней могут заниматься не более 20 человек. К сожалению, это условие соблюдается не всегда, особенно в крупных городах, где в одном классе нередко учится больше 30 детей.
Фактически школы с переполненными классами нарушают закон, но едва ли в этом стоит винить их руководство. Зачастую у школ не хватает помещений, чтобы организовать больше классных комнат, да и число самих учебных заведений часто не соответствует количеству детей, проживающих поблизости.
Тем не менее родители могут изменить ситуацию. Ниже мы расскажем, как именно.
Что делать, если в классе слишком много учеников
Вариант 1. Добиваться «расселения»
Обратитесь к руководству школы. Напишите заявление на имя директора (лучше всего коллективное, с подписями всех родителей класса) со ссылкой на действующие санитарные правила и просьбой решить проблему. Обязательно подготовьте документ в двух экземплярах: один для директора, второй для вас — пусть в канцелярии поставят отметку, что заявление получено.
В ответ администрация школы может оборудовать неиспользуемые помещения под новые классы или организовать учёбу в две смены. Однако велика вероятность, что школьное руководство не удовлетворит вашу просьбу.
В этом случае составьте письменное обращение в Министерство Образования вашего региона. Укажите контактную информацию (ФИО ваши и ребёнка, телефон, адрес и email), номер и контактные данные школы и суть нарушения. Обязательно приложите к заявлению копию обращения к директору, которое вы писали ранее. После этого в школе будет проведена проверка, вам придёт ответ с результатами.
Если региональное министерство затягивает с решением, обратитесь по телефону горячей линии в Министерство Просвещения РФ. Там вы сможете получить консультацию о дальнейших действиях и оставить обращение.
Чем больше родителей будут обращать внимание государства на то, что классы школ переполнены, тем быстрее будут строиться новые школы и тщательнее соблюдаться санитарные нормы.
В любом случае на строительство уйдут годы, которые вашему ребёнку придётся провести в переполненном классе. Но этого можно избежать, если воспользоваться вторым вариантом.
Вариант 2. Сменить форму получения образования
На дистанционном обучении не существует проблемы переполненных классов. Вместо душной классной комнаты ученики могут заниматься дома и везде, где есть интернет.
В «Домашней онлайн-школе Фоксфорда» уроки проходят в формате вебинаров, на которых учителя не тратят силы на поддержание дисциплины и всё время урока посвящают объяснению материала. Ученики общаются с учителем через чат, за порядком в котором следит модератор.
Наши мини-классы состоят из 8–15 человек. При таком количестве учеников преподаватель может найти подход к каждому ребёнку и помочь ему задействовать свои сильные стороны.
Воспользуйтесь демонстрационным доступом к нашей платформе и занимайтесь в «Фоксфорде» бесплатно в течение недели. Вы сможете познакомиться с преподавателями, посмотреть записи занятий, порешать домашние задания и оценить, насколько вам подходит такой формат.
Нагрузка педагогов в школе: работа и жизнь
На разных форумах и в соцсетях мы постоянно слышим о чрезмерной нагрузке российских учителей, видим комментарии и посты коллег, возмущённых количеством уроков и дополнительными задачами, которые приходится решать часто за пределами должностных обязанностей. Наш блогер, учитель физики Филипп Белов, считает, что причина негативных эмоций порой не в том, что педагог действительно загружен.
Действительно ли настолько остро стоит вопрос, или уровень своей нагрузки каждый может выбирать для себя сам? Если в последней фразе видеть учителя, ограниченного рамками школьной системы администрирования, когда порой нагрузка на новый учебный год оказывается фактом, возникающим в конце августа, который невозможно скорректировать, а можно лишь принять, то, конечно, ситуация представляется безрадостной. Но если тот же вопрос мы поставим не по отношению к учителю, а к человеку в глобальном смысле, то категорично отрицательный ответ вряд ли будет возможен.
Разве не сам человек волен делать для себя выбор: работать больше или меньше? Заниматься тем, что ему нравится, или тем, что представляется необходимым в данный момент?
Разве нет ни единого шанса изменить сложившуюся ситуацию или, в крайнем случае, своё отношение к ней?
Оставляя в стороне вопрос о рассогласовании уровня нагрузки и уровня оплаты труда учителя в качестве отдельного, непростого и весьма противоречивого, хотелось бы рассмотреть именно взгляды на сам объём работы.
Стандартной ставкой школьного учителя принято называть 18 академических часов в неделю, которые дополняются временем на проверку работ учеников и подготовку к урокам. Часто приходится слышать мнение обывателя о том, что рабочий день учителя совсем короткий: с восьми до часа-двух, и можно идти домой. Это, конечно, неправда. И тетради приходится проверять, и материал к следующим урокам подбирать, и отчётные документы оформлять постоянно. Но взять на себя нагрузку в 25–30 часов тоже вполне реально. Даже при шести уроках пять дней в неделю (это как раз 30 часов) время останется и на внеаудиторную работу, и на отдых.
Важный фактор при эмоциональном восприятии уровня нагрузки — это наличие или отсутствие удовлетворения от работы. Когда каждый очередной урок воспринимается как повинность, то 25 их будет в неделю или 18 — большая разница. Тогда и незапланированные замены воспринимаются в штыки, и сверхурочные задания не вызывают никакого энтузиазма. Но если ты занимаешься тем, что любишь, тем, что даёт на выходе удовлетворение от сделанного, тогда появляется шанс перейти от формата работы «от звонка до звонка» к позитивному восприятию и пониманию, что всё зависит от тебя самого.
Я работаю много. Действительно много. Часто от коллег, учеников и родных слышу, что надо сделать перерыв и отдохнуть. Что в каникулы стоит расслабиться, а на март не нужно добавлять себе лишних мероприятий (по какому-то непонятному стечению обстоятельств четвёртый или пятый год подряд именно март оказывается до ужаса перегружен), и так далее.
Наверно, со стороны кажется, что я опрометчиво не прислушиваюсь к советам. Но я просто люблю то, что делаю, и получаю от этого удовольствие
В данный момент по основному месту работы в университете я читаю лекции и веду практики по методике преподавания физики и сопутствующим дисциплинам, занимаюсь одной из магистерских педпрактик, организационно-педагогической практикой бакалавров второго курса и достаточно много занятий провожу на заочной сессии. В среднем нагрузка складывается в пять пар в неделю с учётом серьёзного увеличения их количества в январе и июне. Подчиняясь привычке считать в академических часах, умножим пять на два — получим десять часов в неделю.
Кроме того, по совмещению веду уроки в двух школах. В одной у меня восемь часов физики в 8-х классах и по часу астрономии в двух 10-х и двух 11-х, в другой — десять часов физики в профильных 10-х и 11-х. Плюс кружок олимпиадной подготовки в параллели восьмых классов. После обеда успеваю вести уроки в учебном центре — примерно 20 полуторачасовых занятий в неделю (снова умножая на два, получим 40 академических часов). Если читатель сложил все цифры, то получил, видимо, 72 академических часа. Невероятная цифра для тех, кто отстаивает свои 20–25 каждый август перед администрацией, старающейся накинуть еще 5–6 часов.
Почему электронные журналы пока не спасают школы (хотя должны бы)
Работаю в таком формате далеко не первый год. Кажется, единственный человек, который не встал на принципиальную позицию «тебе надо больше отдыхать», как это ни странно, — моя жена. Она каждый день радуется тому, что я нашёл в жизни своё занятие и получаю от этого удовольствие. Без особых проблем находим время и для похода по магазинам, прогулки с собакой или просмотра нового фильма в кино. Даже статьи в блог «Мела», как видите, писать удаётся.
Мураками писал, что любая профессия должна быть актом любви, а не браком по расчёту. Причём относится это не только к учительству, хотя именно для педагога главным качеством часто называют любовь к детям и своей профессии. Но чем, собственно, профессия учителя в этом отношении отличается от столяра или финансового аналитика? Разве столяру не надо любить своё дело, чтобы, занимаясь им, получать удовольствие и удовлетворение? Мураками призывал не забывать о том, что дело всей жизни — это не дело, а жизнь. С этими словами я не могу не согласиться!
Если мы проводим на работе так или иначе минимум треть каждых суток, то разве можно позволить себе заниматься тем, что не нравится? И если ты всё-таки смог найти профессию, которая не просто устраивает, но и доставляет радость, то какой тогда смысл отсчитывать часы, следить за тем, сколько ты времени ей уделяешь, и сетовать на то, что нагрузка перешла положенные нормы? Занимаясь тем, что приносит удовлетворение, я не чувствую психологической усталости. Лишь иногда физическую, но только если действительно заработался.
Делайте то, что любите! Иначе придётся полюбить то, что делаете…
Как превратить детей в загнанных лошадей: о нагрузке в начальной школе
Об огромной нагрузке детей в начальной школе говорят много: и родители, и Министерство просвещения. Хотя казалось бы: программу началки растянули на четыре года, домашку отменили. Откуда нагрузка? И почему дети учатся всё хуже и хуже? Отвечает наш блогер Николай Архаров.
Интенсификация
Даже в советское время дети были перегружены учебой. В своё время нашли хорошее решение: увеличили срок обучения в начальной школе с 3-х до 4-х лет. Идея-то хорошая, но реализовано была с ошибками. В результате количество часов, выделенных на основные предметы за всю начальную школу, сократилось. Ниже приведены данные в часах:
Русский язык: было — 612, стало — 540. Коэф. интенсификации: 1,13
Родная речь/Чтение: было — 544, стало — 506. Коэф. интенсификации: 1,07
Математика: было — 612, стало — 540. Коэф. интенсификации: 1,13
Вроде бы немного — 7-13%. Но количество тем осталось прежнем. Под сокращение пошло время, ранее выделяемые на повторение и на отработку трудного материала. Сами уроки стали более интенсивными.
После этой реформы дети стали переутомляться ещё больше. Реформаторы нашли «замечательное решение»: в первом классе отменили домашние задания. Возникает вопрос: а куда делась та работа, которую ученики раньше выполняли дома? В какое время проводится отработка навыков письма, чтения, устного счета, заучивания стихов, пересказа текста и т. д. Может быть её отменили, за ненадобностью? Нет. Теперь всё это делается в классе, на уроках. Даже если ребёнок очень способный, то по каждому предмету на закрепление знаний ему нужно не менее 10 мин. Если у ребёнка есть проблемы, то по отдельным предметам для полного усвоения материала и выработки навыков может потребоваться и 30 минут. «Впихиваем» в урок и эту деятельность. Получаем коэффициент интенсификации 55/45 = 1,22
Общая интенсификация составляет 1,38 для русского и математики и 1,30 для родной речи или чтения. Что это значит? То, что вместо 10 примеров дети должны сделать за урок 14. Вместо того, чтобы работать с текстом в 100 слов, они будут работать с текстом в 130 слов. Это значит, на уроке нельзя допустить ни малейшего отвлечения, ни малейшей передышки.
Новый материал — и носом в тетрадку. Под одни и те же слова: «Быстрее, быстрее, быстрее!»
При таком подходе разговоры об инклюзивном обучении кажутся насмешкой. Даже если в целом способный ребёнок немного медлительный или у него плохо вырабатывается какой-либо навык, например, навык письма или навык устного счета, всё, он опоздает в учебе навсегда. Причина простая: взрослые решили, что выработать навык дома ему запрещено, и другого времени, кроме уроков, на это не отводится.
Итак, смотрим фильм «Новые времена» с участием Чарли Чаплина, начиная с 13 мин, 30 сек (потогонная система на конвейере), и видим состояние детей на уроке в первом классе нашей школы. Про интенсификацию все.
Время пребывания детей в школе
Посчитаем среднее время нахождения ребёнка в школе до и после реформы. Количество времени пребывания в школе при разном количестве уроков:
4 урока: 8:00–12:35 — 275 мин
5 уроков: 8:00–13:30 — 330 мин
7 уроков: 8:00–14:35 — 395 мин
8 уроков: 8:00–15:30 — 450 мин
Что было: 25 часов в 6-ти дневную неделю — это 5 дней по 4 урока, и один день — 5.
Что есть: 33 часа в 5-ти дневную неделю — это 2 дня по 6 уроков и 3 дня по 7 уроков. Добавляем 1 час динамической паузы, которая тоже проводится в школе, и получаем — 7 и 8 уроков.
До реформы среднее время: (5*275 + 330) /6 = 284 мин
После реформы: (2*395 + 3*450)/5 = (790 + 1350) / 5 = 428 мин
В среднем время пребывания детей в школе увеличилось на 51%
Такой переход равносилен переходу с восьмичасового рабочего дня к двенадцатичасовому рабочему дню для взрослых. Откуда же взялись эти лишние часы?
Это немыслимо раздутый окружающий мир (с 68 до 270 часов). Получение знаний не является основной задачей начальной школы. Её задача — учить учиться. Окружающий мир — предмет обо всём и ни о чем. Для подобного «обучения» раньше применялось слово «верхоглядство».
«Современная классно-урочная система — это танк Т-34»
Это иностранный язык (204 часа). Фикция, изображающая обучение, так как «человеческие» методики обучения не используются. Под рекламной шелухой скрывается та же совдеповская система, призванная научить читать и переводить со словарем. Слушание и говорение по-прежнему исключены из обучения. Если услугами репетиторов по предмету пользуются больше половины детей, значит система обучения негодная.
Это внеурочная деятельность (1350 часов). На практике внеурочной деятельности не получилось. Деятельность даже очень урочная. Министерство просвещения не смогло организовать то, что декларировало. На практике проводятся либо примитивные занятия вроде «Наш край», «Моя семья», либо дополнительные занятия по основным предметам.
Только эффективность их отрицательная. На последних уроках дети настолько вымотанны, что ничего не воспринимают
Небольшое количество творческих занятий по нагрузке ничем не отличаются от пения, рисования или труда. Все занятия проводятся только в составе класса, пой, рисуй или пляши. Поэтому требование министерства просвещения не считать внеурочную деятельность нагрузкой можно рассматривать как уход чиновников от ответственности за некомпетентную деятельность. Так как проведение занятий внеурочной деятельности оплачивается, то контроль за наличием присутствия детей и совпадением названия темы на доске и записанной в плане просто фантастический.
Ко всему этому нужно прибавить использование не только абсолютно устаревших, но ещё и испорченных систем обучения. Переведём описание занятий в первом классе на язык, понятный взрослым: рабочий день длится 12 часов, из них не менее 4-х часов — работа с такой интенсивностью, что пот смахнуть некогда, причём не на станках с ЧПУ, а с кувалдой и зубилом. Еще 8 часов — выполнение бессмысленной, никому не нужной работы, монотонное времяпрепровождение.
Результат
Современная организация учебы в первом классе приводит к тому, что дети не вырабатывают самых необходимых навыков. Не запомнили состав 10, таблицы сложения и умножения и не в состоянии выполнить примитивные арифметические действия ни устно, ни письменно. Не в состоянии сделать краткую запись задачи или начертить ее схему, то есть не в состоянии понять смысл задачи. Приёмы решения задач не усваивают. Не умеют чертить примитивные фигуры и не могут выполнить примитивных измерений. Не в состоянии быстро и красиво писать. Ручки и карандаши в руке держат с перенапряжением мышц. Не в состоянии читать без ошибок, скорость чтения ненормально маленькая. Понимание прочитанного очень плохое. Нет навыков заучивания материала. Пересказ текста не получается. Изложение мыслей примитивное, неструктурированное и не соответствует возрасту. Сдвиг от конкретного к абстрактному мышлению не происходит. При этом психическому и физическому здоровью детей наносится непоправимый вред.
«ФГОС в нынешнем виде превращает детей в роботов». Александр Асмолов — о своём письме в СПЧ и будущем школы
Это не отдельные дети. Это подавляющее большинство, так как проблема вызвана не бездеятельностью или неспособностью детей, а неадекватной организацией обучения. То, что мы делаем с детьми, можно оценить как причинение вреда здоровью всем учащимся начальной школы, связанное с ненадлежащим выполнением служебных обязанностей работниками министерства просвещения, и, прежде всего, министра просвещения.
Крах обучения в первом классе приводит к невыполнению функций начальной школы в целом
Выпускники начальной школы не имеют навыков обучения. Система контроля НЕ проверяет степень выработанности навыков выполнения учебный действий. Проверяется степень усвоения небольшого количества знаний, которые и нужны-то как рабочий материал для освоения навыков учиться. В результате поголовная неготовность детей к обучению в средней и старшей школе не выявляется.
Что можно сделать
В сложившейся ситуации с нагрузкой детей наиболее рациональным решением проблемы было бы сохранение 4-х летнего обучения при пятидневной учебной неделе. В 1-м классе целесообразно оставить 4 урока в день, в остальных — 5 уроков. В этом случае количество учебных часов за все 4 года обучения составит 3210 часов. Это больше, чем 2550 часов в начальной школе СССР, и меньше 4389 современных. Как к этому прийти?
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.