Большая тройка и большая четверка в чем разница
Большой вопрос: Big4 лучше Big3?
Если верить рейтингам западных рекрутинговых порталов в H1 2018, McKinsey по-прежнему остается самым популярным работодателем в консалтинге. Имя компании стало чем-то вроде Google или Goldman Sachs, синонимом престижа. Однако, если обратить внимание на следующие позиции в рейтингах, вы не найдете там привычных Bain и BCG. Как такие гиганты позволили опередить себя Bloomberg и Thompson Reuters? Ответ читайте в нашей статье.
Это позволяет выявить любопытную тенденцию в консалтинговом секторе: несмотря на то, что специалистов по-прежнему привлекают статус и богатство, появляются и другие факторы, определяющие выбор работодателя. Сейчас даже самым крупным и состоятельным компаниям приходится предлагать не только высокое вознаграждение, но и другие преимущества для сотрудников, чтобы не отставать от более молодых и гибких конкурентов.
Немногие компании набрали более 10% рейтинга по таким критериям как разнообразие кадрового состава и корпоративная социальная ответственность. Однако, более 50% респондентов отметили эти области как важные для потенциального работодателя.
Разнообразие и гибкость
Здесь прослеживается разрыв в мировоззрении между руководством финансовых компаний — финансистами старой закалки в возрасте от 50 до 70 лет — и их молодыми подчиненными. Если для представителей старшего поколения упомянутые выше факторы кажутся необязательными, то молодежь относится к ним со всей серьезностью.
Стоит отметить, что возрастное и гендерное разнообразие в штате напрямую влияют на общую свободу и гибкость в корпоративной культуре. Така, в последние годы замечено, что чем моложе руководство и чем меньше перевес в сторону мужчин в руководстве, тем сильнее компания ориентируется на нужды своих сотрудников. Если до недавнего времени вопрос о совмещении работы в консалтинговой компании или гибком графике казался абсурдным, то теперь за пределами BIG3 такие условия становятся нормой.
Свобода и ответственность
Одним важных факторов при выборе работодателя становится уровень проектов, к которым привлекаются новые сотрудники. Этот вопрос стоит выяснить сразу, проходя непосредственно собеседование в компаниях Большой Четверки. Если в Big4 специалиста ставят перед конкретной проблемой, обеспечивая готовыми инструментами для ее решения, то в BIG3 спектр задач гораздо шире: вам нужно самостоятельно выявить проблему и разработать индивидуальное решение, подходящее в данном конкретном случае.
Другой важный фактор — уровень включенности в корпоративную иерархию. Если в компаниях Большой четверки большую часть времени вы будете находиться в контакте со своим непосредственным руководителем, лишь подготавливая презентации для вышестоящего руководства, в BIG3 вам предстоит работать бок о бок с лидерами корпораций и встречаться с людьми, имена которых вы встретите на первых полосах финансовых изданий.
Третьим фактором является уровень ответственности на стартовых позициях, и здесь различия более чем существенны. Если мера ответственности в Большой четверке определяется в постоянной отчетности перед руководящим составом различных уровней, то в BIG3 напротив, ваша ответственность определяется предоставляемой степенью свободы и необходимостью самостоятельно расставлять приоритеты и организовывать свое время, чтобы добиться требуемых результатов.
Подытоживая сказанное, стоит признать, что свобода, возможности быстрого роста и потенциал для продвижения собственных инициатив редко соседствуют с престижем и материальным вознаграждением. Если вы стоите перед выбором работодателя, важно, прежде всего, определить, что именно привлекает вас в профессии, и выбрать именно те факторы, которые важны для вас, как бы высоко не оценивались все прочие.
Вас также могут заинтересовать наши подборки:
Фальшивые отчеты и скандалы крупных компаний: почему «большой четверке» недалеко до «тройки»
Юрисконсульт Taxus Law&Finance
«Большая четверка» — это четыре крупнейших в мире компании, которые предоставляют аудиторские и консалтинговые услуги: Deloitte Touche Tohmatsu, PricewaterhouseCoopers (PwC), Ernst & Young, KPMG.
Они вызывают уважение и доверие клиентов, а молодые специалисты мечтают там работать. Но чтобы удержаться на плаву, компаниям приходилось буквально выживать: объединяться со своими конкурентами, поглощать мелкие компании, выходить на международный уровень обслуживания.
Что было до «большой четверки», как вообще образовались эти компании и почему есть вероятность, что компании станут «большой тройкой»?
Как все началось
До образования «восьмерки» было сотни маленьких аудиторских компаний, разбросанных по миру. В свое время эта модель работала очень хорошо. Но когда американские и британские компании начали работать на международном уровне, возникла необходимость в международном аудиторском сопровождении.
Так в 1910 году и сформировалась «большая восьмерка»: Arthur Andersen, Coopers and Lybrand, Ernst & Whinney, Deloitte Haskins & Sells, Peat Marwick Mitchell, Price Waterhouse, Touche Ross и Arthur Young.
При этом каждая большая копания жаждала приобрести или слиться со своим меньшим конкурентом. В 1987 году Peat Marwick Mitchell, одна из компаний «большой восьмерки», осуществила одно из наибольших в мире слияний вместе с Klynveld Main Goerdeler, в результате которого была сформирована KPMG, которая заменила Peat Marwick Mitchell в «большой восьмерке».
От «восьмерки» к «четверке»
Чтобы получить ещё более взаимовыгодное сотрудничество, летом 1989-го «большая восьмерка» стала «большой семеркой» после слияния Ernst & Whinney с Arthur Young в Ernst & Young.
В этом же году произошло слияние Deloitte, Haskins & Sells с Touche Ross в Deloitte & Touche, а в 1989 слились Price Waterhouse и Coopers & Lybrand.
А вот причиной того, что из пяти компаний осталось четыре, стал скандал, связанный с Enron Corporation. Это был самый стремительный крах финансовой компании в США.
Успех Enron был сногсшибательным – декларируемый доход компании был вдвое больше, чем доход таких равных ей по размеру компаний, как Dell, Microsoft Computer, Chevron.
Но секрет «успеха» был в том, что Джеффри Скиллинг, топ-менеджер компании, пытался скрыть потери от торговли и других операций компании, используя метод рыночной переоценки.
При этом за основу оценки актива бралась не балансовая, а рыночная стоимость активов. Например, Enron могла построить энергетическую станцию и сразу же заявлять о том, что она принесла прибыль, в то время как реальный доход от нее составлял один цент.
Если же доход от станции был меньше предполагаемой величины, то вместо того, чтобы принять убытки, компания переводила их на дочерние компании — компании специального назначения (SPV), у которых не было обязательств вносить убытки в отчетность.
Этот план придумал Эндрю Фастоу, финансовый директор компании, чтобы спрятать реальную отчетность.
Крупнейшая в свое время аудиторская компания Arthur Andersen покрывала из года в год финансовые отчеты Enron, но уже к концу апреля 2001 года финансовые аналитики начали задавать вопросы о прозрачности доходов компании.
Когда началось разбирательство, ничто уже не могло спасти Enron от банкротства. Против Arthur Andersen было открыто уголовное расследование, после чего компании запретили заниматься аудиторской деятельностью.
С тех пор деятельность, связанная со скрытием убытков путем фальсификации отчетности, получила название «энронинг».
Так невероятно успешная компания пала, а ее клиенты разбрелись по конкурентам. Тем временем «большая четверка» аудиторских компаний окончательно завершила свое формирование и оформилась в такие компании: Deloitte, PwC, EY, KPMG.
Почему «четверке» недалеко до «тройки» и скоро следует ожидать очередных изменений
«Большая четверка» не только предоставляет аудит самым крупным акулам бизнеса, но и контролирует 65 % консалтингового рынка. При этом современные финансовые стандарты до сих пор не могут гарантировать отсутствие махинаций и скандалов.
Доказательством тому является недавний скандал с Wirecard. Как известно, компания скрывала отсутствие двух миллиардов долларов. Примечательно, что в скандале снова не обошлось без участия аудиторов: несколько лет подряд аудитор Ernst&Young подписывал отчеты Wirecard.
Ситуация вызывала вопросы у многих аналитиков: как аудитор из года в год мог не замечать несоответствия в финансовой отчетности? Это вновь привело к хорошей встряске аудиторского сектора.
Учитывая это, на сегодняшний день нельзя утверждать, что «большая четверка» долго продержится в том же виде, в котором она существует сейчас.
Тенденции к новым изменениям, вызванными скандалом, можно увидеть уже сейчас: Совет по финансовой отчетности Великобритании дал Deloitte, EY, KPMG и PwC до 30 июня 2024 года время на то, чтобы разделить их аудиторские и консалтинговые бизнесы.
Такое решение было вызвано недовольством качеством финансовых отчетов, предоставляемых компаниями. Для того чтобы подогнать финансовую отчетность под строгие рамки международных бухгалтерских стандартов, до 23 октября этого года компании должны предъявить план о операционном разделении.
Этот материал – не редакционный
Это – личное мнение его автора. Редакция может не разделять это мнение.
На что живут работники «большой четверки» Постоянный недосып, ежегодные оценки и предложения от клиентов перейти к ним на работу
The Village продолжает выяснять, как устроен личный бюджет представителей разных профессий. В новом выпуске — аудитор, сотрудник одной из компаний «большой четверки». «Большая четверка» — это четыре крупнейшие компании, оказывающие аудиторские и консалтинговые услуги, в нее входят Deloitte, PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young и KPMG. Многие считают работу в «четверке» синонимом успешной карьеры: в команду берут после многоступенчатого отбора, дают понятные перспективы роста, и к тому же компании арендуют для своих сотрудников офисы в престижных локациях (например, в Москве они разместились в «Белой площади»). Но все знают и про обратную сторону работы в «четверке» — постоянных переработках, сильном стрессе, но при этом весьма скромных зарплатах на начальных позициях. The Village узнал у аудитора одной из компаний, действительно ли ему приходится жертвовать сном ради работы и на что он тратит деньги.
Профессия
аудитор
Доход
130 000 рублей (до вычета налогов)
Расходы
Плавный переход
Еще в школьные годы я планировал пойти в сферу, связанную с финансами. Это решение я принял самостоятельно. Хотя в моей семье никто и не работал в этой области, но какое-то влияние определенно было: большая домашняя библиотека, родители с высшим образованием. Вообще меня воспитывали с мыслью, что учиться необходимо. Я учился не в обычной школе, а в лицее, и там была создана благоприятная среда для получения знаний. Особенно легко мне давались математика и история. В старших классах в расписании появилась экономика, и я понял, что это наука как раз находится на стыке моих интересов.
Я поступил в университет на экономический факультет по направлению «финансы и кредит». Потом начал искать работу и, как обычно, встретил множество вакансий, где уже требовался опыт, а зарплата при этом была 25 тысяч рублей. Но через некоторое время увидел позицию в аудиторской компании, которая не входила в «большую четверку». Компания была не очень крупной, но все равно известной в аудиторских кругах. Я проработал в ней несколько лет, пока не начались кадровые перестановки, и тогда принял решение уволиться.
Когда я опубликовал свое резюме, мне позвонили из «большой четверки» и предложили позицию аналогичную моей, без потери должности. Такое бывает не всегда: есть вероятность, что предложат место с понижением. Я прошел тестирование, в которое входил экзамен по логике, математике и английскому. Кроме того, у меня было несколько собеседований с эйчаром и менеджерами. К тестированию в «четверку» мне пришлось готовиться дополнительно, я примерно знал, что там будет, по рассказам других людей. Сначала я сдавал тест, где в том числе были вопросы финансового характера, потом было аудирование и собеседование.
«Четверка» супертолерантная: ни разу не видел, чтобы кто-то предъявлял претензии, связанные с образованием, профессионализмом, расовой принадлежностью, да и вообще чем угодно
Моя зарплата на начальной позиции в предыдущей компании составляла 35 тысяч рублей; когда я переходил в «большую четверку», мне предложили 47 тысяч рублей. Это была существенная разница. Сам переход в «четверку» оказался довольно легким. Все-таки и там и там аудит, задачи во многом схожи. Разница была в организационных процессах: та компания довольно маленькая, со мной в департаменте работало около 15 сотрудников, а в «большой четверке» — двести человек. Еще здесь существует отдельная информационная система, в которой мы работаем, и потребовалось время, чтобы ее изучить.
С коллегами тоже не возникло никаких проблем — без разницы, откуда ты пришел. Все понимают, что человек прошел тестирования, несколько собеседований и если конкретный менеджер — опытный профессионал — взял его на проект, значит, аудитор чего-то стоит. В этом смысле «четверка» супертолерантная: я вообще ни разу не видел, чтобы кто-то предъявлял друг другу претензии, связанные с образованием, профессионализмом, расовой принадлежностью, да и вообще чем угодно. Тебя будут оценивать только по твоим делам, по тому, как ты двигаешься внутри компании.
Но мой кейс устройства в «четверку» не самый распространенный. Чаще всего студенты приходят на должность интерна на третьем или четвертом курсе университета, предварительно проходят такое же тестирование по математике, логике и английскому. По каждому блоку необходимо набрать минимальное количество баллов: например, даже если по двум блокам будет 100 баллов, а по английскому недостает до минимального порога — ты все равно не проходишь. Хотя на английский сейчас смотрят не так придирчиво, как раньше, потому что вышел федеральный закон о том, что все аудиторские бумаги должны быть на русском языке.
Дальше идет собеседование с эйчаром на понимание аудита, финансов, логики. Потом студент общается с менеджером, который будет его курировать. Если все хорошо — интерн получает оффер и выходит на работу в январе. Когда стажировка заканчивается, тем, кто показал себя особенно хорошо, предлагают начальную позицию — стафф. Получается, кто-то совмещает работу с университетом, а кто-то приходит сразу после выпуска.
Под контролем аудитора
Мы занимаемся финансовым аудитом, то есть независимой проверкой финансовой отчетности и финансового положения компании. Это нужно инвесторам, местным регуляторам (например, ФНС), кредитным структурам. Они должны понимать реальное финансовое положение компании — к примеру, чтобы оценивать риски при инвестициях. Для этого компания обращается к независимому лицу с репутацией на рынке — в компанию «большой четверки». Мы можем проверить отчетность и, если она достоверна, выдаем аудиторское заключение. Кроме того, есть компании, которые обязаны проводить независимый аудит — например, компании с определенным уровнем выручки или кредитные учреждения.
Проще говоря, мы должны проверить каждую строчку финансовой отчетности. Компания говорит: «У нас в активах есть 100 рублей, из которых десять рублей — денежные средства». Значит под эти денежные средства мы должны запросить у компании первичные документы: банковские выписки, депозитные договоры, письма-подтверждения. Письма-подтверждения аудиторы отправляют в банки, в которых компания держит свои деньги, чтобы узнать, как у третьих лиц, действительно ли у этой компании лежат деньги в их банке, в той сумме и валюте, которые они указали.
Следующая статья отчетности — например, кредиты, которые выдала компания: ипотеки, кредиты физическим лицам, кредитные карты. Тут мы просим предоставить кредитные договоры, документы под обеспечение, кредитное досье, открывающееся на человека. И так далее — все статьи отчетности. Хотя мы проверяем и много других вещей: насколько эффективно устроен бизнес, как осуществляется контроль внутри компании, нет ли мошенничества. Но документы и отчетность — это примерно 70 % нашей работы.
Мы приходим и видим, что они выдали 100 миллионов рублей финансовой пирамиде. Это означает, что в активах у них ноль — финансовая пирамида вряд ли вернет деньги
Мы проверяем документы, смотрим на них печати и подписи, сопоставляем цифры, которые компании показали в отчетности, с документами. Иногда компании завышают активы: грубо говоря, могут предоставить данные, что они выдали кредит на 100 миллионов рублей и это высококачественный кредит (то есть кредит, который с большой вероятностью вернут). А мы приходим и видим, что они выдали 100 миллионов рублей финансовой пирамиде. Это означает, что в активах у них ноль — финансовая пирамида вряд ли вернет деньги. В таких случаях мы либо предлагаем привести этот кредит к его справедливой стоимости, либо даем аудиторское заключение с оговоркой, что кредит на 100 миллионов рублей мы подтвердить не можем. Либо мы расторгнем договор, и они будут искать другого аудитора.
Большая тройка и большая четверка в чем разница
You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.
Консалтинг или бизнес: что выбрать?
Консалтинг или бизнес: что выбрать?
Пока вы учитесь в вузе, сложно понять, в какой сфере стоит развиваться. Единственный способ разобраться — это идти и пробовать. Так и поступил Дан Лифшиц, который в 18 лет устроился в консалтинговую компанию Strategy Partners Group, а через несколько лет перешел в McKinsey и быстро обогнал коллег, став ассоциатом в 22 года. Сейчас, спустя почти 10 лет, он занимает позицию Head of Product в международной компании Gett. Специально для Changellenge >> он рассказал, почему московское метро напоминает о карьерных достижениях, чем консалтинг отличается от бизнеса и как понять, что вам ближе.
Вуз: НИУ ВШЭ, University of London.
Старт карьеры: стажировка в Абсолют Банке на первом курсе.
Работал консультантом в Strategy Partners Group и McKinsey.
Сейчас занимает должность Global Head of Marketplace в Gett.
Может быть, консалтинг?
До «большой тройки» и обратно
Я пришел в консалтинг после первого курса. За несколько месяцев до начала работы участвовал в Changellenge >> Cup Moscow 2010, где решал кейс о выходе консалтинговой компании Accenture Consulting Group на российский рынок. Именно тогда я разобрался, чем «большая тройка» отличается от «большой четверки» и в чем заключается работа консультанта, — и понял, что она мне интересна.
Как и большинство первокурсников, я не очень разбирался в консалтинговых компаниях. Поэтому просто выбрал по одной компании из «тройки» и «четверки», а потом еще одну, не входящую в эти объединения. В итоге отправил заявку в Bain & Company, KPMG и Strategy Partners Group (последняя привлекла меня тем, что обещала фидбэк всем кандидатам). В первых двух компаниях я услышал: «Приходи через три года». SPG была единственной, кто воспринял мою заявку серьезно, — и в итоге я проработал у них два с половиной года. Там мне нравились коллеги, задачи, которые приходилось решать, и перспективы развития.
Через пару лет я решил, что пора расширять горизонты. Мне захотелось стать частью международной компании, работать за границей и опираться на экспертизу коллег по всему миру. Я проанализировал обратную связь от друзей — в тот момент у меня уже были знакомые во всех компаниях «большой тройки». Как известно, сами компании функционируют на одном поле, но внутри довольно сильно различаются, когда речь идет о корпоративной культуре, сотрудниках, типах проектов. Пытаясь определиться с дальнейшей карьерой, я сравнил узнаваемость бренда компании, степень ее присутствия в интересных мне отраслях — и сделал выбор в пользу стажировки в McKinsey.
Ключевой проект
Этот проект особенно выделяется для меня, потому что в консалтинге результаты работы чаще всего выражены в цифрах: сколько компания заработает или сэкономит. Итог многомесячного проекта — это документ, фактически подборка советов и бизнес-решений, которые компания будет или не будет использовать. Когда эти изменения внедряют, ты уже не работаешь с компанией, а кроме того, их все равно не пощупать руками. Проект с московским метро выгодно отличается тем, что спустя годы я все еще вижу физический результат своей работы.
Консалтинг: саммари
Может быть, бизнес?
Переход из консалтинга в бизнес оказался для меня довольно стрессовым. Но он казался необходимым этапом. При том что мне нравилось в консалтинге, я хотел другого уровня ответственности, хотел не предлагать идеи, а внедрять их и отвечать за результат. Так я перешел в Gett — международную технологическую компанию по подбору такси.
Для пользователя все просто: он нажимает кнопку и через пять минут получает такси в любой точке. Все остальное делаем мы: ищем машину, следим за динамическим ценообразованием, определяем спрос и предложение в каждой зоне в каждый момент — и выдаем результат.
В любой технологической компании есть продуктовая команда, которая создает продукт, и операционная команда, которая берет его и использует на благо бизнеса. В Gett первые занимаются технологическими операциями (разрабатывают и совершенствуют приложение и сайт), а вторые определяют все, что касается физических операций: рекрутмента, онбординга и обучения водителей, внутренних коммуникаций, определения тарифов, а также работы sales-команды.
Придя в Gett, я оказался во второй команде и занялся всем, что связано с водителями и таксопарками в России. А спустя год перешел в глобальную команду и переключился на продуктовую роль. Сейчас я много взаимодействую с коллегами во всех четырех странах присутствия компании. Большую часть моего рабочего дня теперь занимают встречи, причем очень разные. Сфера деятельности компании широка, и нам приходится решать задачи, касающиеся как полного жизненного цикла продукта, так и работы с командой.
Ключевой проект
Одна из самых больших проблем в транспортной отрасли — это цикличность внутри дня, недели и года. Каждое утро в Москве пробка по направлению к центру, а вечером — к области. В пятницу на дорогах больше машин, чем во вторник, а с сентября по декабрь спрос на такси стабильно выше, чем в остальные месяцы. Мы как транспортная компания должны все это учитывать и устанавливать баланс между спросом и предложением. Ведь в такси главное — доступность и надежность. И этого нужно добиваться, несмотря на любые часы пик, когда спрос может в разы превышать предложение.
Решение — рыночный механизм повышения цены. Он существует во многих сферах — от отельной отрасли, где есть явные пиковые сезоны, до продажи жд и авиабилетов. Этот механизм применялся в транспортной сфере и раньше: всегда были ночные и дневные тарифы, а кроме того, праздничные. Например, в Новый год цены всегда многократно возрастали. Но современные транспортные компании, вся наша категория, должны были вывести эту задачу на новый технологический уровень. Теперь мы решаем ее гораздо более локально и детально: в конкретной зоне, в конкретное время и в конкретном ценовом сегменте. Мы уже не можем объявить тариф «час пик» на весь рабочий день и с 7 утра до 7 вечера держать одну цену. Динамическое ценообразование опирается на сложные алгоритмические модели и машинное обучение и требует множества разнообразных данных. Совершенствование этого алгоритма — интереснейший проект, который мне удалось сильно продвинуть вперед за время работы.
Бизнес: саммари
Так что же все-таки выбрать?
На мой взгляд, самое главное — это разобраться в себе и понять, чего ты на самом деле хочешь. Сейчас в большинстве вузов проходит много карьерных мероприятий, встреч с компаниями и ярмарок вакансий. Познакомившись с людьми в интересной сфере, вы можете просто написать им и позвать выпить кофе, чтобы они рассказали, чем занимаются. Только так можно понять, что вообще есть на рынке и что захватывает именно вас.
Когда становится видна цель, появляется и понимание, как к ней прийти. Если вы хотите стать партнером в консалтинговой фирме, то, конечно, идите на стажировку в «большую тройку». Хотите открыть собственную компанию? Тогда вам скорее подойдет стажировка в бизнесе. Мой собственный путь полностью соответствует моим запросам: я пришел в консалтинг, чтобы учиться, а потом ушел в бизнес, чтобы влиять на результат.
21-дневный образовательный интенсив, созданный по принципам MBA, прокачает вас для крутой карьеры. Вас ждет четыре кейса из разных индустрий: банкинга, консалтинга, IT, FMCG, 20 экспертов с дипломами MBA и более 100 полезных контактов. Успейте подать заявку!