Большой камень что строят
«Звезда»: время восхода
Приморский судостроительный комплекс «Звезда» постепенно осваивает компетенции крупнотоннажного специального судостроения. Верфь дает импульс развитию всего макрорегиона — уже началось создание первого на Дальнем Востоке масштабного сталепрокатного производства. Кроме того, перспективный судостроительный комплекс привлекает иностранных партнеров — 5 сентября его посетил индийский министр Хардип Пури. В свою очередь в своем выступлении на ВЭФ премьер-министр Индии Нарендра Моди напомнил, как побывал на «Звезде» в 2019 году с президентом Владимиром Путиным, и отметил важность «особого и привилегированного стратегического партнерства с Россией», особо выделив соглашение, подписанное между ССК «Звезда» и индийской судостроительной верфью Mazagon Dock Limited.
Судостроительный комплекс (ССК) «Звезда» в Приморье спустил на воду очередной танкер типа «Афрамакс». Дедвейт танкера — 114 тыс. тонн, длина — 250 метров, ширина — 44 метра. Для сравнения: рекомендуемые FIFA размеры футбольного поля составляют 105 на 68 метров.
Это второе судно серии. Ее первенец был передан заказчику еще в декабре 2020 года, вся серия должна составить 12 единиц. Десять из них будут построены по заказу «Роснефтефлота» (профильное дочернее общество НК «Роснефть»). Сейчас в цехах и на стапеле предприятия ведется изготовление и сборка шести танкеров этой серии.
Но строятся не только суда — идет строительство и второй очереди самой верфи. ССК «Звезда» создан консорциумом инвесторов во главе с «Роснефтью». Строительство первой очереди завершено пять лет назад. В состав второй очереди входят сухой док и дополнительные производственные цеха полного цикла для строительства крупнотоннажных судов и морской техники. Ввод в эксплуатацию второй очереди расширит возможности верфи и превратит ее в крупнейшее предприятие отечественного гражданского судостроения, способное производить суда водоизмещением до 300 тыс. тонн, которые до сих пор в России не производились. Полная готовность предприятия ожидается в 2024 году.
История проекта ССК «Звезда» — показательный кейс драматических усилий нашей страны по освоению новых для себя компетенций в высокотехнологичной отрасли обрабатывающей промышленности.
В кильватере
Реализация проекта ССК «Звезда» была вызвана объективной необходимостью. По мере восстановления экономики страны у России появилась потребность в новых гражданских судах, в том числе крупнотоннажных. А возможности строить их не было. Отчасти из-за высокой загрузки имеющихся верфей военными заказами, а отчасти из-за физического отсутствия необходимых судостроительных мощностей. В советские время значительные мощности крупнотоннажного судостроения были сосредоточены в украинском Николаеве, а большой массив судов строился в рамках разделения труда стран СЭВ в ГДР, Польше и Болгарии.
После возвращения Крыма в состав России и проведения необходимых мероприятий по реконструкции в нашем распоряжении оказался судостроительный завод «Залив» в Керчи. В советское время это предприятие имело опыт строительства танкеров дедвейтом свыше 80 тыс. тонн. Но сейчас оно загружено военными заказами.
Альтернативой стали закупки необходимых судов за границей. Так, только «НоваТЭК» для своего проекта «Ямал СПГ» закупил у южнокорейской Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) 15 танкеров-газовозов ледового класса Arc7 типа «Ямалмакс» (Yamalmax). В логике бизнес-интересов отдельно взятого «НоваТЭКа» решение разумное: корейцы строят качественно и быстро. В 2014 году проект начат, а к 2020 году вся флотилия уже была спущена на воду.
Но логика стратегических государственных интересов иная. В их контексте контракт «НоваТЭКа» почти на пять миллиардов долларов ушел зарубежным поставщикам, Россия лишилась не только доходов, но и шансов наработать собственные производственные и технологические компетенции.
СССР никогда не занимал выдающихся позиций в гражданском судостроении, отдавая приоритет развитию кораблестроения военного (как, впрочем, и США после Второй мировой войны).
«Россия пропустила технологическую революцию в судостроении — переход к крупноузловому строительству судов, — говорит заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Игорь Фролов — А эти технологии кардинально сокращают трудозатраты, длительность и стоимость строительства судов». Упомянутая революция в отрасли случилась еще в 1970-х. По ее итогам в лидеры мирового судостроения вырвались японцы, которые захватили рынок сухогрузов и кораблей для перевозки генеральных грузов. В последние годы Японию на мировом рынке гражданского судостроения теснят Южная Корея и Китай.
В постсоветский период наши верфи пропустили еще две технологические революции: переход к цифровому проектированию и сборке судов большими блоками с уже готовым оснащением. На этом этапе вперед вырвались корабелы Южной Кореи, захватившие рынок нефтяных танкеров, газовозов и контейнеровозов. Сейчас их всех теснят верфи Китая.
В целом мировой рынок гражданского судостроения оказался захвачен указанными странами Восточной Азии, которые переориентировали на себя свыше 80% всего мирового рынка гражданского судостроения, уничтожив конкурентов извне либо загнав их в узкие специализированные ниши с нерегулярными заказами и невысокой загрузкой. Скажем, по итогам 2018 года загрузка южнокорейских верфей составила 80%, китайских — 38%, японских —27%, а средний показатель загрузки верфей в остальных странах мира — 15%.
Проект ССК «Звезда» — это попытка сразу перепрыгнуть через несколько ступенек технического прогресса в судостроении и догнать лидеров.
Большие корабли Большого Камня
Широкой публике название города Большой Камень ни о чем не говорит, но все же место строительства было выбрано не случайно. Здесь, неподалеку от Владивостока, давно работал дальневосточный военный завод (ДВЗ) «Звезда». Часть его территории отошла новому предприятию, а сам Большой Камень ввиду разворота в сторону гражданского судостроения потерял (с 2017 года) ранее имевшийся у него статус ЗАТО.
Дальний Восток уже имел шансы обзавестись новым крупным центром судостроения. В 1980-е рассматривался проект строительства крупного судостроительного завода и ряда смежных предприятий в Советской Гавани (Хабаровский край). Был даже проведен большой объем подготовительных работ. Но с распадом СССР этот проект был свернут.
Выбор места размещения новой ССК «Звезда» объясняют географическими причинами. Предприятие создается на берегу Уссурийского залива, в 30 километрах морем от Владивостока. Верфь расположена на берегу незамерзающей бухты (в отличие от Советской Гавани), что снижает влияние сезонности. Бухта является удобным местом для стоянки судов, защищена от волн и ветров. Природная глубина бухты — до 12 метров, протяженность береговой линии — три километра. Уже выполнены работы по углублению дна до 12,5–30 метров. Создан глубоководный фарватер, по которому смогут пройти огромные суда, построенные на ССК «Звезда».
В наличии достаточно развитая инфраструктура: к городу Большой Камень подходят автомобильная и железная дороги, неподалеку расположена мощная Артемовская ГЭС.
Кроме того, в «Роснефти» указывают на расположение верфи вблизи маршрутов транспортировки углеводородов с российского шельфа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Северного морского пути, что дает возможность свести к минимуму дополнительный транзит при вводе в эксплуатацию судов, которые будут здесь построены.
В существующей организационной форме ССК «Звезда» существует с декабря 2015 года. В новом предприятии у ДВЗ «Звезда» осталось 0,01% акций. 99,99% получило акционерное общество «Современные технологии судостроения» (СТС). До 2017 года оно на паритетной основе принадлежало Газпромбанку и «Роснефти». В феврале 2017 года стало известно, что в рамках финансирования «Звезды» 89% акций СТС выкупил государственный холдинг «Роснефтегаз» — основной владелец «Роснефти».
Не будет преувеличением сказать, что именно глава «Роснефти» Игорь Сечин является главным мотором проекта ССК «Звезда» на протяжении всех лет его развития. Ровно пять лет назад, 1 сентября 2016 года, состоялся торжественный запуск производства новой верфи (точнее, ее первой очереди).
Стоимость реализации проекта оценивается в 200 млрд рублей.
Сегодня на судостроительном комплексе работает свыше четырех тысяч человек. Но верфь продолжает строиться и развиваться, набор персонала ведется на постоянной основе — по окончании строительства предприятия его работу должны обеспечивать около семи с половиной тысяч работников, не считая многочисленных смежников.
Коллекция уникальностей
Современный состав ССК «Звезда» включает в себя ряд производственных подразделений, которые более нигде не представлены в России.
К таким уникальным объектам относится открытый тяжелый достроечный стапель — сложное гидротехническое сооружение площадью 12 гектаров, шириной 230 и длиной 485 метров. В состав стапеля входят три стапельные дорожки с самоходной судотранспортной системой и не имеющее аналогов в России крановое оборудование.
Стапель оснащен современным крановым оборудованием, состоящим из семи кранов грузоподъемностью от 100 до 1200 тонн, в том числе краном «Голиаф» — одним из крупнейших в мире, высотой 139 метров. Этот кран (как и другие на верфи) был изготовлен для «Звезды» китайской China Heavy Industry Corporation Nantong (CHIC).
Для перемещения по стапелю блоков корпуса и судов применяется транспортная система на рельсовом ходу, грузоподъемность которой обеспечивает транспортировку судна массой 40 тыс. тонн. На стапеле смонтированы два мобильных укрытия, которые позволяют круглогодично вести работу по сборке судов.
Спуск со стапеля на воду крупнотоннажных судов длиной 300 метров, шириной более 50 метров и спусковой массой до 40 тыс. тонн обеспечивает транспортно-передаточный док «Вымпел».
Строительство судов начинается в блоке корпусных производств. Это цеховой комплекс общей длиной 313,5 метра, шириной 177 метров и высотой 32 метра. Он предназначен для изготовления секций и блоков судов весом до 300 тонн и размерами до 23×13×12 метра.
В 2020 году была проведена модернизация блока корпусных производств: поэтапно установлено дополнительное оборудование для обеспечения строительства крупнотоннажных судов. В итоге производственная мощность предприятия по переработке стального проката увеличилась вдвое: по массе обрабатываемого металла — до 90 тыс. тонн в год, по сборке судов — 145 тыс. тонн в год.
Окрасочные камеры ССК «Звезда» состоят из камеры очистки и трех камер окраски и сушки и предназначены для дробеструйной очистки, окраски и сушки поверхностей судовых корпусных конструкций (объемных секций). Размеры камер позволяют производить очистку и окраску блоков размерами до 23×27×10 м и массой до 400 тонн.
Основу второй очереди проекта составит новый сухой док. Сухой док имеет длину 485 метров, ширину 114 метров и высоту стенок 14 метров. Габариты этого объекта столь велики, что в нем смогут одновременно разместиться сразу два ледокола проекта «Лидер». Для сравнения: сухой док керченского судостроительного завода «Залив» имеет габариты 360 метров по длине и 60 метров по ширине.
Амбициозные гринфилды
Для обеспечения потребностей ССК «Звезда» был создан завод винторулевых колонок «Сапфир». Это совместное предприятие НК «Роснефть» и General Electric. Завод позволяет производить электрические винторулевые колонки высокого ледового класса мощностью до 15 МВт.
Винторулевая колонка представляет собой движительную установку, совмещающую тяговый двигатель, приводящий в действие гребной винт, и рулевое управление в едином модуле. В последнее десятилетие это стало стандартным решением, позволяющим улучшать маневренность судов, их эксплуатационные характеристики и экономичность.
Что касается стального листа для корпуса судов, собираемых на верфи, то «Роснефть» затеяла еще более амбициозный проект. Соответствующих мощностей на Дальнем Востоке, да и в Восточной Сибири сейчас у России нет — ближайшее к «Звезде» металлургическое предприятие России — «Амурсталь» в Комсомольске-на-Амуре. Однако и оно в 1100 километрах от верфи и помочь не сможет: листопрокатный цех «Амурстали» прекратил свое существование еще в 2009 году, а перевозить стальные листы с уральских металлургических заводов по железной дороге накладно и долго. Поэтому главный акционер ССК «Звезда» затеял масштабный гринфилд — строительство Приморского металлургического завода (ПМЗ) в бухте Суходол неподалеку от Большого Камня. Завод мощностью 1,5 млн тонн в год создается в две очереди: сталепрокатное производство (прокатный стан 5000) и трубопрокатное производство (трубный стан). Основной продукцией будет стальной, в том числе крупноформатный, листовой прокат (до 4,8 метра шириной и до 24 метров длиной), а также трубы большого диаметра для магистральных нефте- и газопроводов в объеме 200–220 тыс. тонн в год.
Лист длиной 24 метра позволяет кратно уменьшить количество сварных швов при формировании корпуса судна, а значит, снизить стоимость работ, повысить прочность конструкции и увеличить скорость строительства. А самое главное — уйти от импорта стальных заготовок из Южной Кореи.
Для обеспечения работы металлургического производства требуется построить электростанцию, морской причал, автомобильную и железную дороги, жилье для сотрудников, а также проложить магистральные сети энергоснабжения, ЛЭП, газопровод, водопровод. На новом металлургическом производстве будут работать порядка полутора тысяч человек. Стоимость реализации металлургического проекта оценивается в 2,2 млрд долларов.
Цель — локализация
Для инженерного обеспечения и технологической поддержки строительства танкеров типа «Афрамакс» на ССК «Звезда» создано совместное предприятие с Hyundai Heavy Industries Co., Ltd. В рамках этого сотрудничества судостроители «Звезды» в кооперации с корейскими партнерами строят первые танкеры.
Компания прилагает системные усилия по освоению передовых судостроительных технологий, а также обучает своих специалистов. В компании указывают, что в рамках Дальневосточного промышленного кластера будет создана вся технологическая цепочка для производства продукции: «Ключевыми участниками этого кластера станут предприятия, входящие в Дальневосточный центр судостроения и судоремонта. Для размещения заказов на производство оборудования и комплектующих будут привлекаться судостроительные и машиностроительные предприятия Дальнего Востока. Данный подход позволит создать платформу для обмена знаниями и опытом в судостроительной отрасли, создать пул проектных и технологических решений и привлечь инвестиции в развитие Дальнего Востока. “Звезда” выступит ядром, вокруг которого будут созданы предприятия судового машиностроения, производства судового оборудования и необходимых для верфи материалов».
Важным свидетельством наращивания «Звездой» собственных технологических компетенций стало получение предприятием — первой из российских верфей — международной лицензии на строительство СПГ-газовозов. Ее выдал мировой монополист в сфере технологии хранения и морских перевозок газа в охлажденном состоянии, а также конструкции газовозов — французская инжиниринговая компания Gaztransport & Technigaz (GTT).
«Они обучали наших специалистов, провели аудит верфи. “Звезда” выполнила сборку модели СПГ-танка с монтажом мембранной системы MARK-III. Важно понимать, что к качеству монтажа мембраны предъявляются очень высокие требования. Здесь недопустимы никакие микротрещины, поры или непровары, через которые может произойти утечка газа. Требуется сварка высочайшего уровня, идеальная чистота и аккуратность при проведении работ — и наши сварщики это уже умеют», — отмечают в компании.
Есть на чем тренироваться
Портфель заказов ССК «Звезда» насчитывает сегодня 56 судов. По весу обрабатываемой стали это соответствует 824 тыс. тонн, по совокупному дедвейту — свыше 4 млн тонн.
Пилотную загрузку комплексу обеспечивает «Роснефть», заключившая контракты на строительство 28 судов, в том числе четырех многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса, десяти танкеров типа «Афрамакс», десяти арктических танкеров-челноков ледового класса Arc7 дедвейтом 120 тыс. тонн, одного арктического танкера-челнока дедвейтом 69 тыс. тонн и одного бурового судна. Заключены контракты на строительство мелкосидящих ледоколов с ФГУП «Росморпорт», судов снабжения и пассажирских судов с «Газпромом».
В апреле 2020 года между ФГУП «Атомфлот» и ССК «Звезда» подписан государственный контракт на строительство самого мощного в мире атомного ледокола «Лидер» (должен быть передан заказчику до 2027 года; предположительно не менее чем на 80–85% он будет обеспечен отечественными комплектующими).
Правительство России также определило ССК «Звезда» единственным исполнителем по строительству двух научно-исследовательских судов для Минобрнауки России.
В настоящее время прорабатывается вопрос строительства дополнительного количества арктических танкеров-челноков для проекта «Восток Ойл» «Роснефти», балкеров для перевозки угля, а также арктических транспортных судов различных типов для нужд ряда отечественных заказчиков.
На верфи уже ведется строительство 19 судов — шести танкеров типа «Афрамакс», четырех многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса, одного арктического танкера-челнока ледового класса ARC6, одного атомного ледокола проекта «Лидер», трех танкеров-продуктовозов типа MR, четырех танкеров-газовозов Arc7. На тяжелом стапеле и сухом доке протяженностью 400 метров возможно разместить одновременно до пяти крупнотоннажных судов в полный корпус.
«Если рассматривать операциональную окупаемость, то есть способность строить суда и получать при этом прибыль, то в долгосрочной перспективе, к 2030–2035 годам, для “Звезды” это возможно, — считает Игорь Фролов из ИНП РАН. — Но “Звезда — это не только коммерческий вопрос, она важна и в части освоения новых, в том числе перспективных технологий. В дальнейшем это будут, например, малоэкипажные корабли. Зачем нам большие экипажи, если часть их работ могут делать автоматы? За этим будущее. Электроника быстро устаревает, встает вопрос ремонтов — стало быть, нужно сразу ориентироваться на модульное судостроение. “Звезда” могла бы заняться этим».
Три крупные российские компании станут резидентами промпарка «Большой Камень» в Приморье
Владивосток, 17 декабря. Генеральный директор АО «Корпорация развития Приморского края» Ольга Сун-Жаю прокомментировала перспективы промышленного парка в Большом Камне.
По словам Сун-Жаю, общая сумма потенциальных инвестиций в строительство промпарка «Большом Камень», которое начнется в 2022 году, оценивается в 11,5 миллиарда рублей. Уже известно, что резидентами парка станут три крупных российских компании: «ТехноНИКОЛЬ», Судостроительный завод «Звезда» и «Гиперион», сообщает ИА PrimaMedia.
Уточняется, что «ТехноНИКОЛЬ» берется за организацию производства материалов для промышленного и гражданского, коттеджного и малоэтажного, а также транспортно-дорожного строительства. Как отметила Сун-Жаю, процесс оформления земельного участка площадью 35 гектаров в аренду уже начался, а на строительство завода отводится пять лет с суммой вложенных средств около 4 миллиардов рублей.
В планах судостроительного завода «Звезда» размещение на территории промышленного парка двух цехов, которые призваны заметно повысить судостроительный потенциал региона. Объем инвестиций составит не менее 7 миллиардов рублей.
Компания «Гиперион» планирует заняться переработкой золошлаковых и строительных отходов. При этом свою производственную деятельность компания намерена распространить по всему Приморью, ориентируясь на снабжение местных строителей необходимыми материалами.
Ранее ФАН сообщал о том, что российские индустриальные кластеры и технопарки за последние десять лет смогли привлечь около 15 миллиардов долларов иностранных инвестиций. По данным замглавы Минпромторга Алексея Беспрозванных, за это время в России создано 379 индустриальных парков, где разместились более 14,5 тысячи компаний, из них каждая девятая принадлежит иностранным инвесторам.
Вокруг «Звезды»: что происходит на дальневосточной суперверфи и рядом с ней
Гендиректор ДЦСС Юрий Фильчёнок — о портфеле заказов, инвесторах судостроительного кластера, конкуренции с АТР и жителях Большого Камня
Руководство Дальневосточного центра судостроения и судоремонта (ДЦСС) и приморское отделение Союза журналистов России 23 марта этого года организовали для участников очередного заседания ПО СЖР экскурсию на расположенный в Большом Камне судостроительный комплекс «Звезда».
Как известно, проект строительства первой дальневосточной суперверфи предполагается завершить в 2024 году, но уже сегодня на объектах первой очереди комплекса — в блоке корпусных производств и окрасочных камерах — идет работа по изготовлению секций корпусов четырех многоцелевых судов снабжения по заказу ПАО «НК «Роснефть».
По мере изготовления секции будут перемещаться на недавно сданный открытый стапель, где с помощью кранового оборудования китайского производства будет происходить сборка корпусов. Сегодня на производстве, по словам руководства ССК «Звезда», работает более 1 тысячи человек, к 2024 году персонал предприятия должен составить до 7 тысяч сотрудников. Одновременно на территории, ранее принадлежащей ДВЗ «Звезда» (средний ремонт, утилизация АПЛ Тихоокеанского флота) идет строительство объектов второй очереди верфи — сухого дока для строительства крупнотоннажных судов и производственных цехов для сопутствующих производств.
После экскурсии генеральный директор ДЦСС Юрий Фильчёнок провел для краевых журналистов брифинг. Редакция ИА PrimaMedia предлагает вниманию читателя подборку высказываний спикера по основным темам и вопросам беседы.
Как будет загружен ССК «Звезда»
— Производственная программа нашего завода должна быть сформирована до 2035 года. Эти решения были приняты в ноябре прошлого года, это совершенно конкретные совещания, которые проводились в правительстве. Сегодня линейка по нашей оценке должна составлять 178 океанских судов. Мы (сегодня — ред.) примерно на 115 уже. Комплекс «Звезда» и ДЦСС ведут активные переговоры практически со всеми судовладельцами РФ, с заказчиками Минобороны. Минобороны помимо военных кораблей нужно громадное количество судов для обеспечения: танкеры, ледоколы. Переговоры с ведомством ведутся, контракты готовятся. Крайний контракт Сергей Иванович (Целуйко, гендиректор ССК «Звезда» — ред.) подписал буквально в этом году. Следующий контракт на строительство ледоколов с Минтрансом подпишем на днях.
Мы смотрим на загрузку этого завода с очень серьезным оптимизмом. Кроме этого, сейчас обсуждается в Госдуме рабочая версия законопроекта, чтобы по Северному морскому пути ходили суда только российской постройки. Поэтому проект ждет большое будущее. Мне сегодня задавали ключевой вопрос: в чем мы видим основную трудность. Так вот, основная трудность заключается в том, что когда мы начинаем строить верфь, мы понимаем, что нужно делать кластер. То есть большое количество предприятий, которые будут крутиться вокруг нашего. Этот процесс реально идет.
Переговоры с «Совкомфлотом»
— Хочу отметить, что сотрудничество с «Совкомфлотом» у нас непрерывное с момента появления ОСК (Объединенной судостроительной корпорации — ред.). Они в свое время построили целую серию танкеров в Санкт-Петербурге, 262 тысячи тонн. У нас был положительный опыт работы с «Совкомфлотом». Поэтому мы хорошо знаем друг друга. У нас непрерывно ведутся переговоры по подготовке контрактов на строительство судов не только на 115 тысяч тонн, речь идет и о танкерах меньшего размера. Мы постоянно ведем консультации там, где «Совкомфлот» планирует участвовать как судоходная компания в тендерах.
Думаю, в этом году мы выйдем на заключение серьезных контрактов с «Совкомфлотом». Потому что верфь фактически начала работать. У «Совкомфлота» есть желание и необходимость в обновлении флота, который они эксплуатируют. Там есть еще несколько категорий судов, как по перевозке жидких грузов, так и природного газа.
Справка: ПАО «Совкомфлот» — российская судоходная компания, на 100% принадлежит государству. Входит в транспортный холдинг — «Группа компаний Совкомфлот (СКФ)», специализирующийся на морской транспортировке энергоносителей. ГК Совкомфлот является одним из крупнейших морских перевозчиков в России.
Про строительство рыбопромысловых судов
— Начнем с того, какие специализации мы имеем. У нас верфь, которая специализируется на крупнотоннажном судостроении. Поэтому разговор о строительстве сейнеров и траулеров мы вообще не ведем. Даже не участвуем в таких переговорах. Если речь идет об БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер — ред.) и БАТМ (большой автономный траулер морозильный — ред.), то мы участвуем в переговорах и целом ряде тендеров, которые проводились рыбопромысловыми компаниями и российскими рыбными холдингами в преддверии распределения инвестиционных квот. Я не соглашусь с тем, что в России нет мощностей, где это можно строить.
В целом, наши коллеги очень активно готовятся к строительству судов. В том числе и на Дальнем Востоке. В основном это размер менее 60 метров. Это не наша специализация. Мы со своей стороны очень активно будем участвовать во всех тендерах и конкурсах, которые касаются строительства судов размером 80 метров и больше. Но пока из тендеров и конкурсов, которые были объявлены, сегодня нет ни одного подобного.
Но, если вы заметили, то я сказал, что мы процентов на 75 уже заполнены. Дальше начнется период, когда будем понимать, есть ли у нас свободные слоты, то есть производственные мощности. В целом «дорожка», на которой рыбопромысловые суда должны строиться, она длиной 500 метров. Суда, которые мы строим в цехе, — четыре штуки по 100 метров. То есть эта «дорожка» на ближайшие 3 года заполнена. Мы сейчас активно нарабатываем то, что будем строить после этих 3 лет. Каждая верфь заполняет свой стапель определенными заказами. Дай бог, чтобы рыбаки повернулись передом к судостроению. Они ведь тоже очень медленно запрягают.
Сколько стоит ледокол
— Судна современные, высокотехнологичные. Большие требования по автоматизации. 100 метров длиной — стоят 100 млн евро.
Чтобы было понятно, БМРТ тоже стоит столько же. Это очень дорогие суда. Наши рыбаки этого не понимают. Потеряли 10 лет. Поэтому рыбакам такие серьезные деньги сконцентрировать очень сложно. А дальше все начинается уже развиваться от насыщенности этого судна оборудованием. Оно может стоить и 40 млн евро.
Линейные ледоколы — это суда, которые принадлежат государству. Заказывает их Минтранс. Они стоят еще больше.
Про инвесторов в будущем кластере
— У нас здесь иная стратегия. Мы бы хотели построить верфь мирового уровня. Поэтому сюда привлекаем мировых лидеров, это заграница чаще. Кроме нее, это Санкт-Петербург, где мощно существует кластер кораблестроения. Крупнейшие конструкторские бюро Петербурга здесь уже работают. Крупное бюро в Нижнем Новгороде «Лазурит» — тоже, здесь фактически есть его филиал. Это по проектной части.
По материальной части. Мы шаг за шагом лидеров питерского центра сюда затянем. Это касается таких специфических вещей, как сварочные материалы, лаки и краски. Там уже организованы мировые производства, причем мировыми лидерами. Что касается судового оборудования, то у нас активно ведутся переговоры с АО «ПО «Севмаш». Они хотят поставлять уже освоенный ряд арматуры для океанских судов.
Мы сейчас подыскиваем партнера по производству судовой мебели, потолков, полов, панелей судовых. На судоремонтном заводе «Звезда» был прекрасный центр. Их отходов от судовой мебели делали кухни.
Когда мы сдаем корабль, там даже подушки, посуда и наволочки есть, крючочки. Это все закупается на пароходы. Заказчик жестко контролирует. Сейчас мы на заводе (на Дальзаводе — ред.) сдаем танкер «Роснефть Приморье». Сдали недавно «Роснефть Сахалин». Там — вплоть до сковородки.
Справка: под управлением Дальневосточного центра судостроения и судоремонта помимо ДВЗ «Звезда» находятся «Центр судоремонта «Дальзавод», «Северо-восточный ремонтный центр», «179-й судоремонтный завод», «30-й судоремонтный завод», ДПИ «Востокпроектверфь» и ряд других предприятий отрасли.
Место в кластере для региональных предприятий
— В рамках Морского совета при губернаторе Приморья сформирована секция судостроения и судоремонта. Главная задача, которую поставил губернатор, абсолютно правильная — привлечение приморских предприятий для реализации кластера. В общей сложности у нас в секцию входят 16 предприятий. Каждый из этих заводов сейчас формирует программу нашей секции. 17 апреля будем проводить крупное заседание с участием всех заводов на тему участия приморских предприятий в развитии судостроения и судоремонта в интересах Дальнего Востока.
«Восточная верфь» будет готовить проект для возрождения прибрежного пассажирского сообщения. Все судоремонтные заводы нашего края — Славянский, Левадийский, Находкинский, Приморский, заводы Владивостока — будут готовить предложения как по участию в программе большого судостроения, так и по программе строительства средне— и малотоннажного флота. В рамках совещательного совета будем готовить предложения.
Но заказчики, которые сегодня выжили на российском рынке грузоперевозок, являются лидерами отрасли. Он просто вынуждены использовать на своих пароходах лучшее в мире оборудование. У них нет времени ждать, когда российская промышленность предоставит необходимое. Это серьезный конфликт интересов.
О конкуренции с судостроением АТР
— Мы не собираемся конкурировать. Те ниши, которые китайцы занимают, — зачем туда лезть? Опыт нашего участия в нескольких тендерах показал, что мы составляем конкуренцию. Если говорить о судах, которые используют для перевозки навалочных грузов или нефтеналивных, то у нас достаточно сейчас заказов от наших нефтегазовых компаний на суда высокого ледового класса.
Мы же тоже не все можем построить. Мы же с вами говорили, что полная мощность ССК «Звезда» — 300 тысяч тонн стали в год. А потребность, которая нужна, чтобы обеспечить грузоперевозки в Арктике, должна переваливать за 3 млн тонн. То есть нужно взять то, к чему ты наиболее способен и конкурентоспособен. Думаю, мы будем стараться эту линию проводить. Но есть и другая тенденция — у нас будут пытаться строить все подряд. Нам есть, что выбрать.
Про недовольство жителей Большого Камня
— Я долго работал директором ДВЗ «Звезда» и знаю наш город изнутри. ЗАТО Большой Камень достаточно долго занимался утилизацией атомных подлодок на деньги зарубежных наших друзей. Это продолжалось до 2017 года включительно. Последние деньги от американцев я получил прошлым летом за разделку атомной подлодки.
Сейчас другая задача — мы должны здесь организовать судостроение. Численность сотрудников на заводе за последние 5 лет только увеличивается. Сейчас есть небольшие сокращения, и то — структурного характера: здесь 2 тысячи прирост, а там (на ДВЗ «Звезда» — ред.) на 500 человек сократится. Мы людям предлагаем: «Втягивайтесь в процесс».
Когда проанализировали инфраструктуру города, практически все городские сети сданы в долгосрочную аренду частной компании. Ни рубля не вложено в городской водопровод, в городские теплосети. Это (вложения в инфраструктуру — ред.) делается сейчас. Почему раньше-то не делали? Сейчас в городе самое страшное, что бывает в жизни, — это ремонт. Весь город перекопаем. Дорогу, пор которую вы говорите, что наши самосвалы раздавили, строят. Пожалуйста, участвуйте в этих конкурсах.
Два или три конкурса уже выиграли местные строительные компании. Улицу вокруг Шестого микрорайона строят. Там черт ногу сломит, все сроки провалили полностью. И это городские компании, которые выиграли конкурс.
Вся критика должна быть созидательной. В городе нет ни одной нормальной гостиницы. Приглашаем сюда инвесторов. Шаг за шагом. Мы сотрудничаем с гордумой, потому что это всенародно выборный орган. Большой Камень сотрудничество с нами налаживает. И оно будет давать результат. Мы понимаем, что должны с думой быть командой. Такое понимание есть. Есть неплохая обратная связь.
Про строительство жилья в городе
— Мы поддерживаем городскую администрацию, чтобы местным строительным компаниям давали отдельные земельные участки поближе к нашим заводам, чтобы люди там получали жилье.
Что касается ведомственного жилья, в целом мы должны построить шесть микрорайонов. На них в администрации Большого Камня выделены земельные участки. Согласовываются с Минвостокразвития. По большинству участков составлен проект. Минвостокразвития обеспечивает за государственные деньги подключение к этим микрорайонам всех сетей. Это микрорайоны «Парковый», «Солнечный», «Садовый», «Нагорный», «Шестой» и «Зеленый». Плюс «Солнечный» на 750 квартир, который строит администрация ПК. По всем этим микрорайонам существует график строительства. Его контролирует Юрий Трутнев (полпред президента РФ в ДФО, вице-премьер правительства РФ) и «Роснефть».
По первым трем микрорайонам — помимо «Шестого», где мы уже работаем — у нас уже разыграны конкурсные процедуры, уже определены строительные подрядчики. Не из Приморского края, к сожалению.
Отток населения из Большого Камня
— Он есть. С этим нужно бороться. Нужно увеличивать количество населения.
Чем интересен Большой Камень? Здесь численность — в районе 40 тысяч человек. И она не менялась много лет. Все время жизнь города была не только вокруг судоремонтного завода «Звезда», здесь всегда работал гораздо более крупный завод. Сюда сдавались атомные подлодки. Это был большой объем работ. Потом завод закрылся.
Сейчас мы возобновляем судостроение. Мы 500 должностей сокращаем на «Звезде». «Живьем» это 200 человек. Они все попадают к Сергею Ивановичу (Целуйко — ред.). Многие не хотят. Структура рабочей силы другая. Ему нужны сварщики, сборщики, такелажники. А там попадают под сокращение дозиметристы, к примеру. Это совершенно другая работа. Сварщиков там и так «распределили по-честному». Мы регулярно встречаемся с нашим профсоюзом.