Большой тыль о чем
Большой Тылль (мультфильм)
Хейки Эрнитс, Айн Сильбаум, Вальтер Уусберг
главный художник Юри Аррак
«Большой Тылль» (тж. Большой Тылл, эст. Suur Tõll ) — мультфильм эстонского режиссёра Рейна Рамаата по мотивам эстонских народных сказаний о Большом Тылле. Награждён первым призом МКФ в Варне (1980), первой премией Всесоюзного кинофестиваля в Вильнюсе (1981) и первой премией Международного фестиваля мультипликационных фильмов в Оттаве (1982).
Содержание
Сюжет
На суровом острове Сааремаа жил богатырь огромного роста по имени Большой Тылль, и всё у него было такое же огромное: и жена Пирет, и дом, и конь. Как-то раз он мирно пахал землю, но его враг страшный Нечистый забросал всё поле камнями. Между тем на остров напали датские рыцари, и многие жители полегли в бою. Тогда уцелевшие пришли к Тыллю звать его на помощь. Велел Тылль жене развести огонь, а сам пошёл на соседний островок за капустой для щей, чтобы перед битвой подкрепиться, и увидел в бушующем море перевернутую рыбачью лодку. Тылль, которому глубокое море не доходило и до пояса, спас тонущих рыбаков.
Пообедав, оставил он печальную жену и пошёл сражаться с врагом. Повсюду лежали трупы погибших островитян, а вдали продолжалась жестокая битва. Наконец пришла подмога, но многие погибли. Тылль стал размахивать колесами и так побил множество врагов.
Тем временем к дому великана подкрался Нечистый и разрушил его, и жена, не выдержав такого горя, умерла. Тылль вернулся на развалины и решил поквитаться с Нечистым. После долгой погони загнал его в море, оно схватило беса и утянуло на дно.
Художественные особенности
Фильм создан в примитивистской манере. Раамат обратился к художнику Юри Арраку с предложением сотрудничества, и тот в короткий срок создал ряд эскизов, сумев избежать каких бы то ни было фольклорных клише. Снимать начали в технике вырезной перекладки для экономии времени и денег, но затем группа получила дополнительные средства, и съёмки продолжились уже в обычной технике рисованной мультипликации. Однако, как говорит Раамат, аниматоры намеренно оставили некоторую громоздкость фигур, отказавшись от свободных линий, чтобы тем самым придать героям большую монументальность и весомость.
Однако фильм не избежал упрёков в излишней жестокости. Сцены убийств, массовых кровопролитий вызвали осуждение критиков и зрителей, многие из которых называли мультфильм очень страшным. Крис Робинсон, писатель и художественный директор международного фестиваля мультипликационных фильмов в Оттаве, в своей книге «Эстонская анимация: между гением и полной безграмотностью» рассказывает, что Раамата вызывали к начальству для объяснений, почему в его фильме так много красной краски. «Кровь есть кровь, — смеётся Аррак, — не молоко же льется, когда отрубают голову!» [4]
Идеологический подтекст
Книга
В 1982 году по мотивам мультфильма была издана детская книга. Она состоит из 28 крупных иллюстраций Юри Аррака с кратким пересказом сюжета.
Влияние на культуру
Эпос кровавой эстонской психоделики: советское искусство для детей
В пору моего советского детства довелось в гостях увидеть детскую книжку, эстонский эпос, повествующий о былинном эстонском великане, Большом Тылле, который жил простой крестьянской жизнью со свей женой, иногда помогал простым эстам, спасал тонущих рыбаков например, и тд.
Но спокойно жить ему так и не дали. Сначала чёрт обрушил дом Тылля, убив его жену, пока тот был в поле. Большой Тылль гонялся за чёртом по лесам и болотам, и поквитался с ним.
Благодаря эстонскому художнику Юри Арраку иллюстрации этой детской книжки просто чумовая крипота и крутотень.
А еще круче и криповее мультик по этой книге, рекомендую глянуть, если кто не видел. Помимо великолепнейшего видеоряда, там еще совершенно охрененный психоделический саунд.
И таки да, повторюсь, это детская книжка и детский мультик. Я уже будучи взрослым удачно купил эту книжку на аукционе, с нее и сделал несколько выборочных сканов. Если вы еще не прониклись уважением к эстонцам, то самое время это сделать, приобщившись к данному произведению народного творчества.
А ссылка на мультик вот https://www.youtube.com/watch?v=7DUhv7lTAuk В год Олимпиады эстонские мультипликаторы создали шедевр. Это полнейший улёт. Теперь таких не делают. Вы с первых секунд погрузитесь в потустороннюю атмосферу древней северной крипоты, удивительным образом затрагивающей в душе что-то первобытное, мрачно-величественное, исполненной благоговейного страха и ощущений параллельных миров и прошлых жизней. Что-то страшно чужое и до боли знакомое из глубин подсознания.
Тогда цензура была другой точно.
>с первых секунд погрузитесь в потустороннюю атмосферу древней северной крипоты
Феминизм даёт больше свободы обществу?
Я даже не знаю что ещё добавить.
Корпоратив
Он жив
Кодовое слово
Банки просят внести кодовое слово, чтобы удостовериться, что звонящий тот самый клиент. А почему они еще не ввели в обратную сторону на волне мошенничеств? Звонит вам некто, называется сотрудником банка, а вы ему,- «Назовите кодовое слово для подтверждения, что вы банк». И все.
Ответ на пост «Сугробы»
И с каждым годом эти яблоки становились меньше. Я расстраивался, что яблоня постарела и тех самых яблок уже не даёт.
А тут недавно дочке даю яблоко, самое обычное, из магазина. Смотрю, как она его двумя ручками еле держит, потом посмотрел на свои ручищи, вспомнил те яблоки из детства, и всё понял. Это не яблоки мельчали, это я рос.
Блатная хата
Матрица
Когда впервые за пять лет побрился, а привычка осталась
Вопрос к юристам Смена пола!
Я мужчина, мне 59, до пенсии мне ещё 5 лет.
Внезапно! Я ощутил себя женщиной, и захотел «де юре» сменить пол.
Внимание вопрос: Могу ли я уже через год выйти на пенсию при успешной смене пола «де юре».
Ответ на пост «Не прокатило»
Когда работал в кофейне при ТЦ, то частенько захаживали жулики, которые забалтывают, и ты сдаёшь им сдачу, не взяв с них денег. Так вот, если соблюдать кассовую дисциплину, то шанс такой схемы падает до нуля.
Собсна сама история:
Подошёл мужик, и начал по стандарту:
— Здравствуйте, капучино пожалуйста.
— Средний, маленький, большой?
— Средний!
— Сироп, корицу добавить?
— Карамель, пожалуйста!
— Десерты, закуски?
— Нет! Спасибо.
Подходит женщина, как я понял сообщница, так как начинает отвлекать.
Ж: Молодой человек, а вот этот десерт он с чем?
Я: В порядке очереди пожалуйста. Сейчас я закончу с мужчиной, и сразу обслужу вас)
Немая пауза. Мужик стоит с лицом а-ля мем «Ты чаво наделал?» и смотрит на 4840 рублей, затем на меня, затем снова на деньги.
Я: Пожалуйста ожидайте. *Поворачиваюсь к женщине* Что для вас?
Ж: А мне уже ничего и не надо. Слишком долго работаете!
Я: Мне очень жаль.
Поворачиваюсь, а мужик уже уходит в даль. Даже кофе не забрал.
Большой Тылль
Большой Тылль (тж. Большой Тылл, Суур Тылл, эст. Suur Tõll ) — персонаж эстонской мифологии, живший на острове Сааремаа; великан-земледелец, богатырь, сражавшийся с врагами своего народа.
Содержание
Сюжеты преданий
Большой Тылль жил в деревне Тыллусте со своей женой — великаншей Пирет и занимался тем, что возделывал землю на собственной мызе и ловил рыбу, как все жители деревни, хотя был местным правителем. Он часто навещал своего брата Лейгера, такого же великана, на соседнем острове Хийумаа. Тылль был такой большой, что мог ходить пешком по дну моря, а его посох, сделанный из ствола ели, был длиной в 5 саженей, около десяти с половиной метров. Он любил капусту, пиво и баню. Нрав у Тылля был горячий, но душа добрая, и он всегда приходил на помощь людям и защищал их.
Однако и у него был главный враг — исполин Нечистый (ванапаган), который всегда старался навредить ему, где только мог. Однажды, когда великан отлучился, Нечистый разрушил его дом. Жена Тылля, увидев это, умерла. В конце концов Тылль расправился со зловредным бесом.
Когда на остров напали рыцари-захватчики, Тылль пошёл с ними биться, но врагов было слишком много, и их главарь сумел отрубить великану голову. Поддев голову на свой меч (по другой версии, взяв под мышку), Тылль пошёл умирать, но перед смертью пообещал встать из могилы и помочь людям, если враги опять пойдут на них войной, — пусть только позовут его. Но озорные дети решили подразнить великана и крикнули: «Тылль, Тылль, вставай, на дворе война!» Великан встал, рассердился, увидев, что его зря позвали, и лёг обратно, поклявшись, что больше уж не вернётся.
Корни и мотивы
В первую очередь легенда о Большом Тылле относится к этиологическим мифам, объясняющим в олицетворённой форме появление различных природных объектов или культурных особенностей. В образах главных героев и сюжетных линиях явно прослеживается мотив первородного камня. Ванапаган забрасывает камнями поле Тылля, Тылль бросает камни с эстонского берега на финский, состязается в метании камней с другим великаном Калевипоэгом, хоронит окаменевшую жену в каменном саркофаге и сам после смерти окаменевает, превращается в два холма (туловище и отрубленная голова).
Так возникают объяснения географических объектов. Помимо упомянутых холмов, на острове можно увидеть валун Пиретикиви («Камень Пирет»). Когда Пирет собирала камни для бани, она уронила один себе на ногу, да так больно, что заплакала, и со злости швырнула его, что было сил. Там он и лежит с тех пор, причём земля вокруг него всегда мокрая. Есть история и у полуострова Харилайд на северо-западе Сааремаа. Ванапаган строил мост, по которому человеческие души должны были отправляться к дьяволу, и, убегая от Тылля, бросил там горсть песка — так получился Харилайд. По преданию, косу Сааре, соединяющую острова Хийумаа и Сааремаа, строил Лейгер с сыновьями, чтобы брат ходил к нему в гости посуху. А из того места, куда попало брошенное Тыллем копьё, забил прозрачный, холодный родник.
Большой Тылль в наше время
На Сааремаа проводятся экскурсии по местам, связанным с Большим Тыллем. В деревне Лилби, расположен туристический комплекс Суур Тылл («деревня отдыха»). В деревне Нинасе стоят две переделанные из ветряных мельниц фигуры Пирет и Тылля в национальной одежде, к которым приходят новобрачные.
В 1959 году книгу о Тылле написал Эно Рауд.
В честь Большого Тылля назван ледокол «Суур Тылл».
Большой тыль о чем
Data: 13.01.2011 02:49 | Автор: Administrator
Большой Тылль (тж. Большой Тылл, Суур Тылл, эст. Suur Tõll) — персонаж эстонской мифологии, живший на острове Сааремаа; великан-земледелец, богатырь, сражавшийся с врагами своего народа.
Источник: эстонский героический эпос
Большой Тылль жил в деревне Тыллусте со своей женой — великаншей Пирет и занимался тем, что возделывал землю на собственной мызе и ловил рыбу, как все жители деревни, хотя был местным правителем. Он часто навещал своего брата Лейгера, такого же великана, на соседнем острове Хийумаа. Тылль был такой большой, что мог ходить пешком по дну моря, а его посох, сделанный из ствола ели, был длиной в 5 саженей. Он любил капусту, пиво и баню. Нрав у Тылля был горячий, но душа добрая, и он всегда приходил на помощь людям и защищал их.
Однако и у него был главный враг — исполин Нечистый (ванапаган), который всегда старался навредить ему, где только мог. Однажды, когда великан отлучился, Нечистый разрушил его дом. Жена Тылля, увидев это, умерла. В конце концов Тылль расправился со зловредным бесом.
Когда на остров напали рыцари-захватчики, Тылль пошёл с ними биться, но врагов было слишком много, и их главарь сумел отрубить великану голову. Поддев голову на свой меч (по другой версии, взяв под мышку), Тылль пошёл умирать, но перед смертью пообещал встать из могилы и помочь людям, если враги опять пойдут на них войной, — пусть только позовут его. Но озорные дети решили подразнить великана и крикнули: «Тылль, Тылль, вставай, на дворе война!» Великан встал, рассердился, увидев, что его зря позвали, и лёг обратно, поклявшись, что больше уж не вернётся.
Корни и мотивы
Большой Тылль воплощает гиперболизированный образ народного старейшины. Возможно, что в древности существовал его реальный прототип, человек очень высокого роста. По-видимому, отдельные сюжеты уходят ещё в языческие времена, тогда как истории о борьбе Тылля с ванапаганом сформировались уже после христианизации, поскольку в образе Нечистого отчётливо проступают черты христианского чёрта.
В первую очередь легенда о Большом Тылле относится к этиологическим мифам, объясняющим в олицетворённой форме появление различных природных объектов или культурных особенностей. В образах главных героев и сюжетных линиях явно прослеживается мотив первородного камня. Ванапаган забрасывает камнями поле Тылля, Тылль бросает камни с эстонского берега на финский, состязается в метании камней с другим великаном Калевипоэгом, хоронит окаменевшую жену в каменном саркофаге и сам после смерти окаменевает, превращается в два холма (туловище и отрубленная голова).
Так возникают объяснения географических объектов. Помимо упомянутых холмов, на острове можно увидеть валун Пиретикиви («Камень Пирет»). Когда Пирет собирала камни для бани, она уронила один себе на ногу, да так больно, что заплакала, и со злости швырнула его, что было сил. Там он и лежит с тех пор, причём земля вокруг него всегда мокрая. Есть история и у полуострова Харилайд на северо-западе Сааремаа. Ванапаган строил мост, по которому человеческие души должны были отправляться к дьяволу, и, убегая от Тылля, бросил там горсть песка — так получился Харилайд. По преданию, косу Сааре, соединяющую острова Хийумаа и Сааремаа, строил Лейгер с сыновьями, чтобы брат ходил к нему в гости посуху. А из того места, куда попало брошенное Тыллем копьё, забил прозрачный, холодный родник.
Большой Тылль в наше время
На Сааремаа проводятся экскурсии по местам, связанным с Большим Тыллем. В деревне Лилби, расположен туристический комплекс Суур Тылл («деревня отдыха»). В деревне Нинасе стоят две переделанные из ветряных мельниц фигуры Пирет и Тылля в национальной одежде, к которым приходят новобрачные.
Известна установленная в Курессааре скульптурная группа Тауно Кангро, где бронзовые герои легенды несут лодку, полную рыбы. В 2004 году прошла выставка скульптора «Стародавнее войско в камне и металле», многие экспонаты которой были посвящены сааремскому великану: «Вот богатырь аппетитно хлебает капустный суп, а вот его жена Пирет вяжет для мужа огромный шерстяной носок. Тылль — мастер — он строит и пашет, Тылль — силач — он спасает рыбаков вместе с лодкой из бурного моря, Тылль — воин — с колесом от телеги выходит он на жестокую битву. Тылль и Пирет — любящие супруги, и чуткие пальцы Тауно запечатлели минутку их нежности».
В 1959 году книгу о Тылле написал Эно Рауд.
Но больше всего прославил Тылля мультфильм эстонского режиссёра Рейна Раамата и художника Юри Аррака «Большой Тылль» («Таллинфильм»), вышедший в 1980 году и получивший первую премию на Всесоюзном кинофестивале, хотя сюжет и рисунки вызвали неоднозначную реакцию у публики. Впоследствии была опубликована книга с пересказом мультфильма и крупными иллюстрациями того же художника.
В честь Большого Тылля назван ледокол «Суур Тылл».
Самый популярный эстонский мультфильм поразил своим безумием
Для большинства станет настоящим открытием существование такого явления как советская эстонская мультипликация. В прибалтийской республике на студии «Таллинфильм» действительно создавали мультики, для детей и взрослых, по большей части работая в жанре сюрреализма, а порой и настоящей психоделики.
Самый известный эстонский мультфильм повествует о знаменитом персонаже эстонской мифологии Большом Тылле.
Большой Тылль — это великан, который живет вместе с женой на эстонском острове Сааремаа, пашет землю и в общем-то не задумывает ничего плохого.
Такой эстонский Илья Муромец, если проводить аналогии. Но на остров нападают враги и выжившие в страшной битве жители приходят просить о помощи великана.
Большой Тылль оставляет дома жену, а сам пешком по морю отправляется на соседний остров за капустой для щей, дабы подкрепиться перед большой битвой. По дороге великан спасает перевернутую лодку с рыбаками, отнеся ее на остров с капустой (кроме капусты на этом островке больше нет вообще ничего).
«Ну вот, наелся. Теперь можно и на войну» — одна из немногих фраз, которая звучит в мультфильме (большая его часть проходит под жуткие психоделические звуки и крики).
Наевшийся великан отправляется на войну по полю из трупов, и когда доходит до битвы, то легко разделывается с врагами, перебив их всех колесами от телеги. Но вернувшись домой, он обнаруживает мертвую жену, не пережившую нападения врага на их дом.
Тылль расправляется с убийцей жены и грустит до тех пор, пока враги снова не нападают на остров. Жители снова приходят просить о помощи, великан снова сражается с врагами с помощью лишь одной телеги и победно сражается ровно до тех пор, пока один из врагов длинным мечом не отрубил голову Тылля (здесь очень подробно художник показал, как из обезглавленной шеи ручьем на землю льется кровь).
Но даже обезглавленный великан смог нащупать и уничтожить своего обидчика, просто раздавив его в своем мощном кулаке. Великан подбирает свою отрубленную голову и идет, пока не падает и не умирает. Его тело и голова превращаются в зеленые холмы.
Над фильмом работал режиссер Рейн Раамат. Именно он стал основоположником эстонской рисованной мультипликации, ранее эстонцы производили только кукольные мультики.
Рейн Раамат создал еще два десятка мультфильмов и каждый из них достоин отдельного рассказа, каждый из них имеет неповторимые сюрреалистические сюжеты.
Откуда в голове у режиссера столько фантазии — вопрос интересный и ответ на него неизвестен. Что касается именно Тылля, то тут режиссер объясняет все просто: фильм о герое, который предан родине, забыв о собственных горестях сражается и умирает за свободу своего народа.
Мультфильм вышел в 1980 году, а спустя два года по его мотивам была выпущена детская книга с иллюстрациями от художника мультфильма Юри Аррака. В книжке художник использовал чуть меньше крови, оставив лишь один «кровавый» момент, момент отрубания головы великана.
Несмотря на все упреки за сцены убийств и обвинения в жестокости, мультфильм получил приз на кинофестивале в Варне, премию на всесоюзном кинофестивале в Вильнюсе и даже премию на международном фестивале мультипликационных фильмов в канадской Оттаве.