час пик в нижнем новгороде в какое время
Рассчитывайте время: «шпаргалка» для нижегородцев от Яндекса по пробкам на дачный сезон
Уже сегодня, 27 мая, в Нижнем Новгороде будет закрыт Молитовский мост, что может кардинально изменить ситуацию на дорогах города. Выезды из города перед выходными будут «жить своей жизнью».
Памятку для тех, кто этим летом по выходным будет выезжать за город, на природу, составили «Яндекс.Пробки». А налитик Леонид Медников рассказал, где в Нижнем Новгороде основные пробки в субботу и воскресенье:
Разный поток машин будет при солнечном и пасмурном прогнозе погоды.
Праздничные выходные, вероятно, увеличат количество машин, а, следовательно, и заторов. Также значительный вклад в рост пробок на отдельных трассах могут вносить дорожные работы. Напомним, что ремонтная кампания уже началась на трассах М-7 и Р-158.
Почти все проблемные участки сконцентрированы именно в черте Нижнего Новгорода — за его пределами заторов намного меньше. Пробки в центр города, наиболее значительны в будни, в утренний час пик. В середине дня на дорогах спокойнее. В вечерний час пик загруженность улиц значительно усиливается, почти догоняя по интенсивности утренние заторы.
Пробки, направленные из центра Нижнего Новгорода в область, наиболее заметны по будням, во второй половине дня. Своего максимума заторы достигают около 18:00.
По данным наблюдений «Яндекс.Пробок», с понедельника по пятницу пробки растут и соответственно выехать из города сложнее всего в пятницу.
В пятницу вечером на пути из центра Нижнего Новгорода в область, водителям придется постоять в пробках внутри города. По отдельным направлениям потерянное время может превышать 30 минут.
Свободнее всего дорога на Дзержинск: на преодоление заторов в черте города потребуется около 15 минут.
А вот за городом ситуация более благоприятная. Лишь тем, кто направляется в сторону Балахны, придётся постоять в загородной пробке более 15 минут. На дорогах по остальным обозначенным направлениям пробки обычно менее значительны.
В субботу пиковая загруженность улиц Нижнего Новгорода достигается в середине дня, около 14:00. Загородные дороги почти свободны.
В воскресенье самые крупные заторы в сторону центра наблюдаются с 19 до 21 часа.
Автомобилистам, которые едут из Балахны и из Кстово, может потребоваться более 15 минут на преодоление трудных участков. Зато при движении из Дзержинска в центр водители почти не встречают пробок, а по дороге из Богородска их ждут лишь небольшие заторы.
Вечер воскресенья – это единственный период за всю неделю, когда можно попасть и в пробку за городом. В другие дни основные потери времени при движении из загорода в центр приходятся на сам Нижний Новгород.
Воскресные загородные пробки регулярно возникают при движении из Бора. Водители могут потерять в заторе более 20 минут. При поездке из Балахны автомобилистам также может потребоваться дополнительное время на преодоление трудных участков – более 15 минут. На остальных изучаемых трассах большие загородные пробки встречаются редко.
Статистика пробок
В разных городах мира прослеживаются многокилометровые дорожные пробки, которые стали повседневной проблемой водителей. Статистика пробок позволяет получать актуальную информацию о плотности транспортных потоков. Благодаря этому водители могут избегать загруженных дорог и не терять время на многочасовые заторы.
Влияющие факторы
Почему возникают дорожные заторы? Статистика пробок выявляет основные факторы:
Если рассмотреть по месяцам, то чаще всего заторы происходят в зимний период или в начале весны. Так как увеличивается количество ДТП из-за погодных условий. Летом люди обычно уезжают отдыхать. Следовательно, число автомобилей уменьшается и улучшается проходимость дорог.
Рейтинг стран по количеству пробок
Производитель навигаторов TomTom опубликовала рейтинг загруженности дорог по всему миру за 2019 год. Он охватывает 416 городов в 57 странах мира. Средний водитель ежедневно проводит в пробках 87 минут. ТОП-10 городов с самыми загруженными дорогами:
Лидеры рейтинга – индийский город Бенгалуру и столица Филиппин Манила. В пробках средний водитель теряет ежегодно в Бангалуре 243 часа, в Маниле – 257.
Наименее загруженные дороги в регионе Гринсборо – Хай Пойнт в Северной Каролине США. Среди городов с самыми свободными трассами испанский Кадис и штатовский Акрон, Сиракузы и Дейтон.
Статистика пробок в Москве
Москва по-прежнему остается самым загруженным городом России. В 2019 году она опустилась на шестое место рейтинга. При этом анализировалась дорожная ситуация в столице с учетом области в радиусе 70 км от МКАД. Из-за часа пик водители за год провели в пробках около 225 часов.
Самым пробочным днем был канун 8 марта. Самым пробочным днем стал канун 8 марта. Наиболее свободные дороги наблюдались 2 мая. В самых долгих пробках водители регулярно стояли по четвергам после 6 часов вечера. Выезжая в этот день чуть пораньше, можно сэкономить в год 5 часов.
Статистика пробок в Москве по часам зафиксировала увеличение получасовой поездки в среднем на 26 минут в утренние часы пик, и на 32 минуты – по вечерам.
Водители могут воспользоваться статистикой, которую предоставляет сервис Яндекс. Пробки. Он наглядно показывает, как различаются статистика пробок по дням недели в столице (в баллах):
День недели | Утро | День | Вечер |
Понедельник | 5-6 | 4-5 | 3-4 |
Вторник | 4-5 | 4-5 | 6-7 |
Среда | 3-4 | 4-5 | 5-6 |
Четверг | 4-5 | 4-5 | 6-8 |
Пятница | 2-4 | 4-6 | 5-7 |
Суббота | 1-2 | 3-6 | 3-4 |
Воскресенье | 0-1 | 1-3 | 1-2 |
Надо сказать, что коронавирус отразился и на этой стороне жизни москвичей. После введения мэром С. Собяниным режима самоизоляции в городе практически сразу исчезли автомобильные пробки. Нет проблем для движения транспорта на улицах столицы, на МКАД, на трассах при выезде из Москвы. И только на въезде в город наблюдаются многочасовые пробки. Причина – проверка сотрудниками ГИБДД наличия пропусков у водителей и пассажиров транспортных средств.
Больше о коронавирусе можно узнать в другой статье – https://vawilon.ru/statistika-koronavirusa/.
Остальные города России
От пробок страдают не только жители столичного мегаполиса. Эта проблема касается и других российских городов. Десять из них вошли в рейтинг TomTom:
Яндекс. Пробки статистика позволяет анализировать загруженность дорог по дням и в других российских городах.
Статистика пробок по часам в разных городах может отличаться. Например, в Уфе будние заторы начинаются с 7 утра. Сложнее всего с 8:30 до 9:20. Вечером движение авто проходит еще тяжелее. Статистика пробок Яндекс карты показывает, что в 17.00 дорожные заторы начинают резко расти. Достигая максимума с 18:10 до 19:10.
Какая статистика пробок в Санкт-Петербурге? Часы пик начинаются 8:00–10:00, вечерние – 17:30–19:30. В субботу дороги освобождаются в 2, а в воскресенье в 4 раза. Летом в Питере в утреннее время заторы не встречаются. Но вечером загруженность остается такой же. Статистика пробок в СПб по часам:
Статистика пробок Екатеринбурга показывает, что самые длинные заторы образуются на улицах Восточной, Фурманова, Малышева и Щорса. Среда проходит более спокойно. Дорожные заторы в 2–2,5 раза уменьшаются в субботу и воскресенье.
Как поступать водителям
Все хотят избежать заторов, сэкономить свое время. Как узнать, какие улицы трудно проходимы? Можно использовать мобильную версию приложения Яндекс Дороги. Благодаря приложению водителям доступна общая картина дорог. Как посмотреть статистику пробок в Яндексе? Включив информацию о пробках на карте, видно будет 4 цветных стрелки:
Как работает система? Информация поступает в аналитический центр системы Яндекс из различных источников. Сюда входят видеокамеры и служебные детекторы, установленные на основных магистралях городов. Информация обновляется каждые 4 минуты.
Также можно узнать о статистике пробок на М4. Заторы отображаются на онлайн-карте. Система показывает в режиме реального времени ситуацию на дороге. Водители могут увидеть какие сейчас пробки в Москве или СПБ и выбрать оптимальный маршрут.
Интересные случаи
Несколько историй из жизни:
Хроники ада. Крупнейшие утренние пробки Нижнего Новгорода (карта)
Движение по улице Советской парализовано
По данным на 9.25, крупная пробка наблюдается на Московском шоссе, метромосту, улице Советской, подъезде к Канавинскому мосту, транспортной развязке на улице Бетанкура, улице Сергея Акимова. Скорость движения в направлении нагорной части – 5 км/ч). Также плотное движение в районе пересечения Московского и Комсомольского шоссе (скорость движения по проспекту Героев в направлении Мызинского моста – 5 км/ч, по Бурнаковскому проезду в направлении Московского шоссе – 7 км/ч). Ещё один дорожный затор наблюдается в на перекрёстке проспект Гагарина – улица Бекетова: скорость потока – 7 км/ч.
Вчера, 28 сентября, пробки фиксировались до позднего вечера. В 18.31 – на улице Бекетова, в 18.35 – на улицах Кузбасской и Новикова-Прибоя, в 19.10 – на Нижне-Волжской набережной, в 20.43 – на проспекте Ленина, в 21.52 – на Нижне-Волжской набережной.
Крупнейшие пробки среды, 28 сентября:
— 11:42, Борская трасса, Борский мост, 5.3 км, от выезда из Неклюдово до левого берега Волги. Пробка продержалась 40 минут.
— 09:25, Московское шоссе, Должанская улица, 4.7 км, от Комсомольского шоссе до Самаркандской улицы. Пробка продержалась 2 часа 40 минут.
— 09:14, проспект Ленина, улица Июльских Дней, улица Литвинова, 3 км, от Комсомольского шоссе до Советской улицы. Пробка продержалась 3 часа 50 минут.
— 18:34, Керченская улица, Канавинский мост, Похвалинский съезд, улица Маслякова, 2.9 км, от Должанской улицы до площади Горького. Пробка продержалась 2 часа 20 минут.
— 18:32, улица Новикова-Прибоя, Мызинский мост, 2.8 км, от улицы Глеба Успенского до улицы Ларина. Пробка продержалась 40 минут.
Карта пробок в Нижнем Новгороде.
Есть интересные новости, а мы о них не знаем? Хотите поделиться мнением, фото, видео? Пишите нам – news@news.52.ru – и об этом узнает весь Нижний Новгород.
Яндекс пробки в Нижнем Новгороде
На Яндекс-карте вы можете увидеть пробки в Нижнем Новгороде в онлайне. Данные передаются в режиме реального времени и предоставляют наиболее полную информацию о состоянии дорог на текущий момент.
Специалисты компании Яндекс провели исследование загруженности дорог в Нижнем Новгороде. По данным исследователей наиболее сложным в отношении пробок был последний месяц 2014 года. Причины: суета перед праздниками и неблагоприятные погодные условия, в частности, снегопады. А вот в июле заторов было меньше всего, когда автомобилисты с семьями уезжали из города. В целом за год исследований 9-бальные пробки были в городе лишь трижды, дважды в октябре и один раз в декабре из-за снега. Самым сложным днем за исследуемый год было 29 декабря, когда почти весь город стаял в пробках три часа. Наибольшая пробка имела протяженность двенадцать километров и была зарегистрирована 2 февраля.
А так, в целом в городе ситуация такая же, как и в других крупных городах. Наибольшая загруженность приходится на утро, когда люди едут на работу и на период с 17 до 19, когда они возвращаются обратно. Летом час пик по утрам слабеет, а вот вечерний имеет один и тот же объем на протяжении года.
Если говорить о пробках в течение недели, то наименьшее их количество пришлось на понедельник, а самым загруженным днем был вторник. Заторы на дорогах в выходные были в пару раз меньше, нежели в будние дни.
Если говорить о районах города, по индексу транспортной доступности лучше всего жить в Советском и Канавинском районах, а хуже всего в Сормовском и Автозаводском.
Сколько стоит жизнь в Нижнем Новгороде
И что хорошего в ближайшем к Москве мегаполисе
Нижегородцы жалуются, что в городе грязно, дорого и скучно. Многие мои знакомые давно перебрались в Москву или Петербург.
Я их взгляды пока не разделяю, мне в Нижнем хорошо. Я коренной нижегородец, люблю свой город и не хочу из него уезжать. Почему порой это бывает непросто и что в городе хорошего, я расскажу в этой статье.
Что за город
Нижний Новгород — мегаполис с развитой экономикой и ближайший к Москве город-миллионник. Здесь живет 1,26 млн человек — это пятое место среди российских городов. Но численность жителей Нижнего понемногу убывает.
Еще в 2017 году город представлял собой печальное зрелище: грязные улицы, разбитые дороги и разваливающиеся здания. Но всю весну 2018 года его усиленно приводили в порядок перед чемпионатом мира по футболу: убирали мусор, чинили дороги, достраивали новую станцию метро и стадион, реставрировали вокзал и красили фасады домов, благоустраивали общественные пространства.
Нижний Новгород основали в 1221 году на высоком холме у слияния двух крупных рек — Оки и Волги — как крепость на границе русских владений. В 1612 году здесь собрали народное ополчение, чтобы выгнать из Москвы поляков и литовцев и возвести на престол русского царя.
В 1822 году в Нижнем открыли крупнейшую в стране ярмарку, из-за чего город быстро стал центром торговли. Нижегородские купцы, ремесленники и ямщики стремительно сколачивали приличные состояния. Город разбогател, и с тех времен пошла поговорка, что Питер — голова, Москва — сердце, а Нижний — карман России.
Коммунисты переименовали город в Горький. Во время Великой Отечественной войны тут производили технику для фронта, а артиллерийских снарядов наштамповали больше, чем на всех заводах Германии. Так как город находится к востоку от Москвы, линия фронта до него не дошла. После войны Горький стал центром военной промышленности и ядерных разработок, поэтому доступ в него для иностранцев полностью закрыли.
Отменили эти ограничения после развала СССР, тогда же город вновь стал Нижним Новгородом.
Много работы и средние зарплаты
Поэтому в городе ценятся специалисты с техническим образованием: инженеры, программисты, проектировщики, конструкторы. Им просто найти работу. Часто уже на старших курсах такие ребята стажируются на одном из предприятий, а после защиты диплома сразу выходят туда на работу.
Вакансии в других сферах обычно ищут через знакомых, на «Хедхантере» или обращаются в конкретные компании напрямую. Но часто даже крупные фирмы выкладывают в интернет хорошие вакансии больше для порядка, а людей ищут через проверенных знакомых и по сарафанному радио.
По данным Нижегородстата, безработица в городе на 1 октября 2018 года — 0,32%, а на одного безработного приходится четыре открытые вакансии. Из моих знакомых без работы никто не сидит.
На многочисленных оборонных предприятиях даже слесарь в зависимости от разряда получает 65—80 тысяч, хотя попасть туда без нужных знакомств трудно. При этом на обычном машиностроительном заводе зарплата ведущего инженера всего 35 тысяч. Молодому преподавателю вуза платят 10 тысяч, а доценту — 23 тысячи.
Часто слышу истории, что люди получают по 10—15 тысяч и вынуждены работать сразу в нескольких местах, а многие называют зарплату в 25—30 тысяч рублей хорошей.
среднемесячная зарплата в Нижнем
Я спросил у друзей, сколько денег нужно в Нижнем Новгороде, чтобы нормально питаться, одеваться, ходить в кафе, купить машину, взять ипотеку и раз в год съездить в отпуск. Все ответили по-разному: кому-то хватает 45 тысяч, но многие сказали про 100 тысяч. Вдвоем с женой мы ежемесячно тратим около 60 тысяч рублей, не считая отпуска. Но у нас пока нет детей и, например, ипотеки.
Красивая архитектура
Нижний — это древний среднерусский город с богатой историей. У нас в хорошем состоянии сохранился каменный кремль, построенный в начале 16 века, а еще много церквей и храмов.
Во времена СССР Горький должен был стать одним из городов будущего и лучшим местом для жизни советского человека. Поэтому в городе много домов построены по экспериментальным и индивидуальным проектам.
Ока делит город на две части: нагорную и заречную. Они сильно отличаются друг от друга. Наверху на крутом холмистом берегу высится кремль, от которого веером расходятся исторические улицы, а за ними начинаются микрорайоны с современной застройкой. Это центр города.
Тут сохранились красивые деревянные и каменные дома 19 века: здания контор и магазинов, доходные и жилые дома, усадьбы. Большинство из них находится в убитом состоянии. Когда кто-то из приезжих удивляется, почему в центре города стоят гнилые бараки, мы возмущаемся: «Это, вообще-то, не бараки, а деревянное зодчество и историческое наследие!» Сносить памятники архитектуры нельзя, но иногда старые дома в центре города внезапно «самовозгораются», а на их месте потом строят элитное жилье.
Нижнюю часть отстроили во времена СССР, объединив несколько деревень и рабочих поселков вокруг крупных промышленных объектов. Это большой спальный район для заводских рабочих, но местами там встречаются целые куски, где многое сделано для комфортной жизни людей: улицы спланированы очень грамотно, разбиты уютные зеленые зоны, а дома малоэтажные.
Еще внизу шире дороги и крупнее парки, там расположены аэропорт, вокзал, цирк и планетарий, а к чемпионату мира возвели современный стадион. Поэтому некоторые районы нижней части города живут своей, отдельной жизнью и наверх их жители выезжают только на праздники. Например, когда жители Автозавода или Сормова говорят: «Я в центр», это означает центр Автозавода или Сормова. Когда они собираются в нагорную часть, то говорят: «Поеду в город».
Дорогое жилье
Люди, которые ищут жилье в Нижнем Новгороде, могут выбирать из множества вариантов: на вторичном рынке восемь тысяч квартир, а количество новостроек постоянно растет.
Сейчас в Нижнем насчитывается 88 жилых комплексов, 40 из них уже сданы. Это многоэтажные дома-муравейники, стоящие вплотную друг к другу, с недостаточным количеством парковочных мест и небольшими площадками для прогулок.
Цены на жилье высокие. На первичном рынке средняя стоимость квадратного метра составляет 59,7 тысяч рублей, на вторичном — 61,2 тысяч. В соседней Саратовской области средний жилой квадратный метр стоит 25,9 тысяч рублей, а в Ульяновской — 28,9 тысяч. Согласно исследованию рынка жилья, чтобы купить квартиру в Нижнем Новгороде, жителю города нужно копить на нее в среднем восемь лет. Это один из самых высоких показателей по России, выше только в Приморском крае.
Основная часть квартир на вторичном рынке относится к самой низкой ценовой категории: это однушки до 3 млн рублей, таких 57,5% от общего рынка жилья. Двушки по цене от 3 до 5 млн занимают 28,5%. Стоимость трехкомнатной квартиры в хорошем состоянии начинается от 5 млн рублей, всего их на рынке 13,9%. Половина расположена в историческом центре города, поэтому их средняя цена — 8—10 млн.
Цены на аренду жилья адекватнее. Однокомнатные квартиры в нижней части города снимают за 9—13 тысяч, в верхней — за 10—40 тысяч. Аренда трехкомнатных квартир внизу стоит 10—25 тысяч, наверху — 20—80 тысяч. Ищут жилье обычно через друзей или знакомых агентов. Небольшие квартиры часто сдаются без залога. За хорошее жилье в центре могут попросить залог в размере трех месячных платежей.
Сложная транспортная система
Нижний пополам разделяет широкая Ока. Через нее в границах города перекинуто четыре моста. В час пик на них образуются пробки: утром наверх, вечером вниз. Если на мостах случаются аварии, начинается сильный дождь или снег, то в пробке можно простоять несколько часов. Другая причина пробок — узкие улицы и отсутствие дублеров для главных проспектов.
В Нижнем работают все основные виды общественного транспорта, даже городская электричка, которая соединяет окраины города на двух берегах без необходимости ехать через центр.
В городе есть метро, третье по возрасту на территории России. Но из 15 станций 14 находятся в нижней части города. Наверху только одна станция, зато благодаря ей в час пик люди доезжают из центра до вокзала без пробок.
Я живу в центре города и общественным транспортом пользуюсь редко. Обычно езжу на машине, и для меня город большой, но компактный: без пробок в любую часть Нижнего добираюсь в пределах получаса.
плата за проезд в нижегородском транспорте
Еще в городе действует канатная дорога, которую запустили в 2012 году. Она связывает Нижний с городом Бором на другой стороне Волги. По обычной дороге расстояние между городами — 27 км, напрямую по канатке — 4 км.
Удобная связь с другими городами
От нас до Москвы на машине 424 км, или 5—6 часов, примерно столько же до Казани. До Питера около 1100 км через Москву, или 15 часов. До черноморского побережья тоже не очень далеко, всего 2500 км. Однажды я проехал это расстояние за 30 часов с короткими остановками.
стоит билет на поезд из Нижнего в Москву
Лететь до Москвы 45 минут, поэтому Нижний возглавил рейтинг городов России, жители которых чаще всего летают через столичные аэропорты. Прямой рейс в Москву стоит от 4 тысяч. Билеты на рейсы в Петербург — от 7 тысяч. Еще самолеты летают в Ростов, Казань, Пермь и Самару. В весенне-летний сезон появляются рейсы до Сочи по цене от 10 тысяч рублей. За границу напрямую из Нижнего летают самолеты в Минск, Дубай, Анталью и Пхукет.
Еще в Нижнем есть речной порт, поэтому летом на теплоходе можно добраться до Москвы, Питера, Ростова-на-Дону, Астрахани, Перми и небольших городов на Волге.
Сильная наука и образование
В Нижний Новгород хорошо приезжать учиться, особенно если не хватает денег или баллов ЕГЭ для Москвы или Питера. В городе восемь университетов, пять институтов и три академии.
Нижегородский технический университет им. Р. Е. Алексеева готовит инженеров и конструкторов для всех заводов нашего города. Он знаменит разработками судов на подводных крыльях и экранопланов — это такие самолеты-корабли, которые летят над поверхностью воды. Обучение по направлению «авиационная и ракетно-космическая техника» стоит 163 000 Р в год.
В город едут иностранные студенты из Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Но по соотношению цены и качества образование в Нижнем проигрывает соседним регионам. Мой друг из Египта хотел приехать к нам, чтобы учиться на инженера, но посчитал все затраты и выбрал Ижевск: жить и учиться там оказалось дешевле.
Медицина
Несколько раз я попадал в нижегородские больницы. Там чисто, во многих местах свежий ремонт и в целом порядок. Правда, однажды мне пытались продать операцию, которую должны были сделать бесплатно.
В 2017 году я прошел диспансеризацию в районной поликлинике. Это не современный госпиталь из американских фильмов, но все было прилично и без очередей. Единственную многочасовую очередь я выстоял, чтобы сделать бесплатную флюорографию.
Торговля и общепит
Вокруг Нижнего много сельхозугодий, рыбоводческих и фермерских хозяйств, поэтому с качественными продуктами проблем не возникает, если знать, где их купить. Например, хорошее мясо и молочка продаются в нижегородской сети «Мяснов», а рыба — в гастрономе «Море & more». В верхней части города постоянно открываются маленькие фермерские магазины и сырные лавки, а потом закрываются, потому что цены там выше и обычные нижегородцы закупаются в федеральных сетях: «Спаре», «Ашане», «Перекрестке», «Пятерочке», «Магните», «Ленте», «Окее» и «Метро».
Каждый месяц в городе открываются новые заведения общепита: сначала случился бум хинкальных, потом Нижний накрыла волна баров и бургерных. Тенденция последнего года — стритфуд во всех его проявлениях: фалафель, хумус, фрикадельки и хот-доги.
Десять лет назад на остановке у Средного рынка напротив нижегородской телевышки открылся ларек, в котором, как и везде, стали продавать шаурму. По непонятной причине люди со всего центра начали ходить за шаурмой именно туда. Как-то в воскресенье в первом часу ночи я проезжал мимо и увидел, что очередь за шаурмой растянулась метров на сто. Потом ларек снесли, но те же хозяева открыли новое заведение на соседней улице и назвали его «Та самая шаурма на Средном». С тех пор место стало легендарным: каждый житель города знает, что если хочешь дешево и вкусно поесть, особенно ночью, то нужно ехать за шаурмой на Средной.
В каждом районе по несколько торговых центров. Некоторые из них не выдерживают конкуренции и прогорают. В самом центре Нижнего один из ТЦ выставлен на продажу за 80 млн рублей — год назад за него просили миллиард.
Насыщенная культурная жизнь
В Нижнем Новгороде пять крупных государственных театров: драмы, комедии, оперы и балета, кукол и юного зрителя. Работают и независимые площадки. Например, мой знакомый открыл «Центр театрального мастерства», где ставят спектакли молодых российских драматургов, а в свободное время проводят актерские курсы для всех желающих.
Еще в городе есть цирк, планетарий и большой краеведческий музей в шикарной купеческой усадьбе. В Нижегородском художественном музее представлена богатая коллекция работ русских и европейских художников, например сейчас проходит выставка русских импрессионистов. Новое искусство обычно выставляют на частных площадках, например в галерее современного искусства «Футуро».
В Нижнем несколько ночных клубов и концертных площадок. К нам постоянно приезжают московские и иностранные артисты. Например, «Брейншторм» и «Мгзавреби» бывают у нас каждый год. Бейонсе и «Депеш мод» в Нижний почему-то не заглядывают, а вот «А-ха» или «Скорпионс» с очередным прощальным туром бывают.
Каждый год недалеко от города, на природе, проходят два мероприятия, на которые съезжаются люди со всей центральной России: фестиваль стихий «Вафест» и рейв в чистом поле «Альфа-фьюче-пипл».
Синие заборы и стрит-арт
Местные иногда называют город Синезаборском, потому что последние 15 лет всё, что в Нижнем ремонтируется, строится, разваливается или заброшено, закрывали синими строительными заборами.
Сейчас синих заборов стало гораздо меньше, и нижегородцы даже стали по ним тосковать: кто-то называет в их честь заведения, кто-то устраивает инсталляции.
В последние годы в Нижнем выросло целое поколение уличных художников, которые своими работами стали привлекать внимание горожан к тому, в каком состоянии находятся улицы и дома.
Кто-то даже называет Нижний столицей российского стрит-арта, потому что у нас проводится фестиваль «Место», на который съезжаются уличные художники со всей страны.
Природа и туризм
Нижний — живописный город. С высокого холма на кремлевской, или Верхневолжской, набережной в хорошую погоду видно на многие километры вокруг. Когда я привожу гостей на набережную, они округляют глаза и говорят: «Так вот зачем сюда все едут!»
За речные пейзажи город любят кинематографисты: в недавно вышедшей комедии «Я худею» главные герои живут в доме с окнами на Волгу и каждый день любуются ее видами. Герой Хабенского из сериала «Метод», который полностью снимали у нас, живет на заброшенном элеваторе под метромостом. А в «Жмурках» Алексей Балабанов снял центральные улицы Нижнего еще до реставрации, чтобы передать атмосферу разрухи и криминала конца 90-х.
Приезжие говорят, что Нижний — очень зеленый город. В центре сохранились массивы частного сектора, сады и улицы которых засажены деревьями. В 15 минутах от кремля расположен Щелковский хутор — это большая зеленая зона с рощами и озерами. А на другом берегу Волги сразу начинается лес, поэтому осенью весь город едет туда за грибами.
Вокруг Нижнего Новгорода расположено много туристических мест: Городец с народными промыслами и городом мастеров, Семенов, на фабриках которого производят хохлому. В Выксе уже много лет проводят масштабный фестиваль урбанистики и проектирования комфортной городской среды — « Арт-овраг ». Благодаря ему Выкса теперь — это один большой арт-объект и первое место для посещения в Нижегородской области после Нижнего.
Еще в двух часах езды от города есть озеро Светлояр — памятник природы федерального значения. По легенде, под толщей воды находится невидимый град Китеж, ушедший под воду со всеми своими жителями, чтобы скрыться от монголо-татарских войск. Говорят, в особые дни из глубины доносится перезвон городских колоколов, а сквозь водную гладь можно рассмотреть храмы и дома.
В православную обитель в селе Дивеево стекаются верующие со всей страны, чтобы припасть к мощам святого Серафима Саровского и набрать воды из святых источников. А в селе Большое Болдино находятся бывшие владения Пушкина, там прошел период его творчества, который потом назвали Болдинской осенью.
Как говорят в НиНо
Приезжие замечают, что нижегородцы окают и якают, например в словах «девЯносто» или «Яйцо». Близость к Москве стирает эту особенность в самом Нижнем, но в области она встречается часто.
Еще у нас используют словечко «чай», например во фразах «Ну мы, чай, с тобой друзья» или «Ну он, чай, догадается».
Бывает, пожилые родители ворчат, что их дети выглядят как «одяжки», то есть бездомные. А друзья, переехавшие в Питер, жалуются, что иногда их не понимают, когда они говорят «убраться» в значении «поместиться куда-то», например: «Мои вещи не убрались в чемодан». Если у нас хотят что-то починить, то говорят «уделать», поэтому весь город перед ЧМ был основательно «уделан».
Про две части города — нагорную и заречную — нижегородцы говорят «наверху» и «внизу». Например, в разговоре нижегородец может признаться: «Да я вообще внизу живу».
Иногда приезжие для простоты называют город «НиНо», и эта форма постепенно приживается — есть даже одноименная гостиница. Такая фамильярность бесит многих горожан, но мне, наоборот, нравится.
Итоги
Для меня Нижний Новгород — это золотая середина, в нем всё в меру: город в меру большой, в меру современный и в меру уютный. Он не дает сказочных перспектив, но и не высасывает все жизненные силы. Я не чувствую, что живу в европейском городе, где всё продумано и организовано, но это и не унылая провинция.
Надеюсь, что улучшения, начавшиеся перед чемпионатом, будут идти в городе и дальше, хотя бы до 2021 года, когда Нижний отметит свое восьмисотлетие. А там посмотрим: Россия — это не страна для долгосрочного планирования.
Стоит ли переезжать в Нижний Новгород? Даже не думайте. Нам тут и так норм. А вот гостям мы всегда рады.
Что еще почитать о жизни в других городах и странах
В Т—Ж вышли десятки статей о жизни в России и за границей. Мы собрали их на одной карте: